Введение 3
ГЛАВА 1. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 6
1.1. Объект преступления 6
1.2. Объективная сторона преступления 9
ГЛАВА 2. Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 15
2.1. Субъект преступления 15
2.2. Субъективная сторона преступления 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьёзных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что по оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными за 2021 год. Согласно Транспортному информационно-аналитическому порталу, за девять месяцев 2021 года в России произошло 96314 ДТП, в которых погибли 10516 человек и получили ранения 121573. Кроме того, за этот же период зафиксировали 416 дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства с электродвигателем. В таких ДТП погибли 10 и ранены 438 человек. В частности подчёркивается, что девять из десяти происшествий на дороге совершено из-за нарушения Правил дорожного движения водителями. В частности, из-за несоблюдения проезда перекрёстков, несоответствия скорости конкретным условиям или нарушения правил проезда пешеходного перехода, а также неправильного выбора дистанции или выезда на встречную полосу .
Объект исследования составляют уголовно-правовые отношения, связанные с нарушением, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Предметом исследования данной работы являются правовое регулирование нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с изучением уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Цель написания данной работы – определить особенности уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Задачи исследования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели:
- определить объект и объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;
- определить субъект и субъективную сторону преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;
- внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и исторический методы.
Эмпирическую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, международные и российские нормативные правовые акты.
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: сравнение, анализ, описание.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, в заключении можно сказать о том, что поставленные задачи выполнены, а цель достигнута. Можно сделать следующие выводы:
Родовым объектом являются общественные отношения, связанные с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка. Видовым объектом преступления являются общественные отношения, связанные с безопасностью движения и эксплуатации транспорта. Объективная сторона административного правонарушения проявляется в виде деяния,
1. Имеющего противоправный характер, или, что одно и тоже, в виде запрещённого административно-правовой нормой действия или бездействия, посягающего на конкретные общественные отношения.
2. Субъектом преступления по ст. 264 УК РФ является вменяемое лицо (ст.21 УК РФ), достигшее 16-летнего возраста (ст.20 УК РФ) и управляющее автомобилем, трамваем или другим механическим ТС, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Особым признаком, выступает действие лица по управлению ТС. Субъективная сторона является необходимым элементом любого преступления, она определяется как психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления.
Для установления преступной небрежности необходимо, ввести субъективный и объективный аспекты, недоступность хотя бы одного из которых ликвидирует вину и уголовную ответственность.
3. Спорные вопросы при квалификации ДТП возникают по поводу места совершения преступного нарушения правил. Полагаем, что нарушения правил могут быть допущены и вне дороги в обычном понимании. Правила действуют в любых местах, где возможно движение транспортных средств (дороги любой категории, просёлочные дороги, временные или случайные пути сообщения, стоянки и производственные территории). В связи с этим считаем не совсем точным разъяснение Пленума Верховного Суда РФ о правилах квалификации действий водителя, допустившего нарушение «в результате управления автотранспортным средством вне дороги».
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» удалось разъяснить не все проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а некоторые из положений не дают четкого ответа и не предлагают путей решения различных спорных ситуаций, складывающихся в результате ДТП, поэтому необходима новая редакция постановления Пленума, учитывающая изменения действующего законодательства.
Также, следует убрать тяжкий вред здоровью как квалифицирующий признак, чтобы состав преступления охватывал причинение вреда здоровью любой степени тяжести. Такое изменение будет способствовать наиболее полному соблюдению водителями правил дорожного движения и повышению внимательности и осторожности водителей на дорогах.
1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2021. – 43 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2021. – 314 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2021. – 643 с.
4. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». М.: Проспект, 2021. – 57 с.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением ПДД и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения». URL: КонсультантПлюс.
6. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». URL: КонсультантПлюс.
7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения». URL: КонсультантПлюс.
8. Судебная практика по ст.264 УК РФ [Электронный ресурс] // Российское правосудие. – Режим доступа: https://rospravosudie.com
9. Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж. 2012. – 408 с.
10. Батрова Т.А. Причинение вреда в экстремальных условиях осуществления профессиональной деятельности на транспорте (уголовно-правовые аспекты). – Рязань. 2015. – 310 с.
11. Курс уголовного права: Общая часть: Т.1 / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. - М., 2018. – 479 с.
12. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2017. – 385 с.
13. Рарог А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. - М., 2019. – 332 с.
14. Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения. - СПб., 2014. – 344 с.
15. Куринов Б.А. Автотранспортные преступления. М.: Юрид. лит., 2016. – 324 с.
16. Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2018. – 347 с.
17. Димитрова И.Б. Грани социального партнерства. В сборнике: Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии материалы форума, г. Ростов-на-Дону. редколлегия: Г. E. Давыдова, В. В. Зырянов, Б. Г. Гасанов, И. Н. Щербаков. 2017. – 654 с.
18. Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. № 1. – 565 с.
19. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М.: Госюриздат, 2015. – 286 с.
20. Шаламова Е.И. Правила и безопасность дорожного движения. Скрипторий, 2021. – 238 с.