Введение 3
Глава 1. Существующие модели 5
1.1. Модель 1 5
1.2. Модель 2 7
Глава 2. Новая модель 9
2.1. Минусы исходной модели 9
2.2. Построение модели 10
2.3. Проблемы реализации 13
2.4. Упрощение модели 14
Глава 3. Исследование существования равновесия 16
3.1. Равновесие в задаче ценообразования 16
3.2. Равновесие в задаче размещения 22
Глава 4. Реализация 26
Заключение 29
Список литературы 30
Роль воздушного транспорта в развитии мировой экономики остается неизменно высокой. Также авиаперевозки являются одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового транспорта. Темпы роста глобального авиапассажиропотока превышают темпы роста мирового номинального ВВП почти в два раза. Количество перевезенных авиапассажиров только за 2007-2017 гг. увеличилось в 1,7 раза - с 2,46 до пиковых 4,08 млрд чел. Стремительный рост пассажиропотока (в 2,3 раза за 2007-2017 гг.) характерен и для пассажиропотока российских авиакомпаний. (Статистические данные взяты из работы [2]).
Ускоренные темпы развития, а также повышение уровня конкуренции на рынке авиаперевозок актуализируют разработку новых подходов к ценообразованию предприятий на данном рынке. Так как прибыль авиакомпании во многом зависит от применяемой тарифной системы. В конечном итоге величина тарифа и выбранные маршруты определяют уровень рентабельности авиакомпании.
Множество научных статей на тему моделирования рынка авиаперевозок начали появляться после дерегулирования рынка авиаперевозок США 1978 года, в результате чего были сняты ограничения на маршруты, которые могут выполнять авиакомпании, и на тарифы, которые они могут взимать. И актуальность данных исследований только растет.
Для определения выбора потребителя во многих статьях использовалась мультиноминальная логит-модель и ее модификации. Мультиноминальная логит-модель была предложена в статье [13], а в работе [11] подробно описаны плюсы данной модели для оценки распределения пассажиропотока и сравнение с другими базовыми моделями.
Целью данной работы является рассмотрение существующих моделей, создание новой игровой модели рынка авиаперевозок и подробное рассмотрение существования равновесия в предложенной модели, а также реализация нахождения данных равновесий модели.
В ходе работы были рассмотрены существующие модели рынка авиаперевозок и на базе одной из описанных моделей была создана новая модель конкуренции двух авиакомпаний. Были доказаны некоторые свойства предложенной модели, с помощью которых было установлено существование и единственность равновесия Нэша в игре размещений. Также численно было показано существование равновесия Нэша для задачи ценообразования. Проведена реализация нахождения этих равновесий посредством языка Python. Код реализации выложен в [9].
[1] Гао Х., Мазалов В.В., Ху Ц. Щипцова А.В. Равновесие в игре размещения на рынке авиаперевозок // Труды Карельского научного центра Российской академии наук, №4. 2014. C. 41-47.
[2] Мальцев Андрей Александрович, Матвеева А.В. Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста // Управленец. 2018. №3.
[3] Петросян Л. А., Зенкевич Н. А., Шевкопляс Е. В. Теория игр. // СПб: БХВ-Петербург, 2012, 432 с.
[4] Федеральное агентство воздушного транспорта. https://favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-ceny-na-aviagsm/
[5] Щипцова А.В. Мультиномиальный логит-анализ и конкурентное поведение на рынке // Труды Карельского научного центра Российской академии наук, №5. 2011. C. 120-124.
[6] Щипцова А.В. Теоретико игровые модели размещения ресурсов и их приложения: дис. ... канд. ф-м. наук: 05.13.18. Институт прикладных математических исследований Карельского научного центра Российской академии наук. Петрозаводск. 2013.
[7] Airlines inform: https. //www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/boeing-737-300.html
[8] Andrew Caplin and Barry Nalebuff. Aggregation and Imperfect Competition: On the Existence of Equilibrium // Econometrica Vol. 59, No. 1 (Jan., 1991), pp. 25-59
[9] https://github.com/Russkova/pricingProblem
[10] Jonathan Levin. Supermodular Games // Stratford University. 2006.
[11] Kidokoro, Yukihiro. “Benefit Estimation of Transport Projects-Three Basic Models and Their Implications -.” (2003).
[12] M. Hansen, Y. Liu. Airline competition and market frequency: A comparison of thes-curve and schedule delay models// Transportation Research Part B 78 (2015) 301-317
[13] McFadden D. Conditional Logit Analysis of qualitative Choice Behavior/ Ed. P. Zarembka , Frontiers in econometrics. 1973. Academic Press: New York. P. 105-142.
[14] Pietro Zito and Giuseppe Salvo and Luigi La Franca. Modelling Airlines Competition on Fares and Frequencies of Service by Bi-level Optimization // Procedia - Social and Behavioral Sciences(20).2011.pp. 1080-1089
[15] Reed Harder and Vikrant Vaze.Two-Stage Game Theoretic Modelling of Airline Frequency and Fare Competition. // SIGMETRICS Perform. Eval. Rev. 44.2017.
...