Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль культурного фактора в отношениях Российской Федерации и Китайской Народной Республики в начале XXI в.

Работа №126297

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Особенности культурного взаимодействия между РФ и КНР в начале XXI в. 10
1.1 Нормативно-правовые основы российско-китайского взаимодействия в начале XXI в. 10
1.2 Институциональные основы российско-китайского взаимодействия в начале XXI в. 19
Глава 2. Актуальные формы российско-китайского культурного сотрудничества 30
2.1 Перекрестные годы культур как актуальная форма российско-китайского сотрудничества 30
2.2 Культурные сотрудничества РФ и КНР в рамках проекта «Один пояс и один путь» 41
Глава 3 Проблемы и перспективы культурного сотрудничества РФ и КНР 51
3.1 Проблемы культурного сотрудничества РФ и КНР в XXI веке 51
3.2 Перспективы культурного сотрудничества РФ и КНР 55
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67

На протяжении долгого времени вокруг понятия «культура» проводится серьезные обсуждении. В зависимости от его трактовки и смыслового наполнения культура становится объектом разных областей социального и гуманитарного знания; категорией, вокруг которой выстраиваются концепции и формируются подходы к исследованию мира материальных объектов и символов, ценностей, искусственных порядков и человеческих отношений, именуемого культурой. 1 Культура - не только система ценностей, регулирующая всю жизнедеятельность человека, но и уникальный социокультурный опыт хозяйствования, традиции воспитания и образования.
На государственном уровне, культура является составной частью национальной идентичности и отдельной сферой государственной политики. Культурные факторы считают важными переменными, влияющими на внешнюю политику страны.
В современном мире под влиянием глобализации роль культуры в международных отношениях все больше становится центром внимания. К началу XXI в. наблюдается тенденция культурной глобализации, которая ведет к формированию общечеловеческого пространства с едиными нормами, стереотипами, шкалой ценностных ориентиров, правил и предписаний2.
Актуальность темы исследования определяется особой ролью культуры в международных отношениях и государственной политики КНР. Отметим, что под влиянием процессов глобализации, в системе международных отношений возрастает роль «мягких» составляющих воздействия. Культурное сотрудничество является одним из самых гуманистических и наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности государств на современном этапе.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть важность российско-китайских культурных связей в начале XXI века. Развитие культурных контактов служит базой для политических, экономических, научных и других обменов. Стратегическое партнерство между соседями Россией и Китаем направлено на борьбу с новыми вызовами и угрозами. Кроме того, культурные связи играют доминирующую роль в построении диалога обществ между нашими странами, который приведет в российско-китаийские отношения более глубокое взаимопонимание и взаимоуважение, также взаимное принятие идей, ценностей и культурных особенностей партнера по диалогу. Выявление подобных взаимосвязей актуально как для способствования взаимной выгоде Нашей стран, так и для стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.
Целью исследования являются комплексное изучение роли культурного фактора в отношениях между Китаем и Россией.
Для решения нашей цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности культурного взаимодействия между РФ и КНР в начале XXI века;
2. Рассмотреть и дать оценку институциональным и документальным основам сотрудничества РФ и КНР;
3. Выявить актуальные формы российско-китайского культурного сотрудничества в начале XXI века и показать их значение для российско-китайского сотрудничества;
4. Осветить проблемы современного культурного сотрудничества РФ и КНР;
5. Оценить перспективы культурного диалога Российской Федерации и Китайской Народной Республики в XXI веке в контексте политического, экономического сотрудничества двух стран.
Объект исследования - Культурные связи РФ и КНР в начале XXI века.
Предмет исследования - документальные, институциональные основы российско- китайских связей, а также разнообразные проекты и программы двустороннего культурного сотрудничества.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с 2001 г. до сегодняшних дней. Начальная граница хронологических рамок связана с заключением Российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве,3 который является своего рода правовой основой отношений долговременного стратегического взаимодействия и партнерства двух стран. C тех пор культурные взаимодействии между Китаем и Россией стали более близкими.
Методологическая база исследования состоит:
1) Семантический анализ-анализ договоров и документов, касающихся культурного взаимодействия стран в целом и субъектов в частности. Это необходимо для определения правового поля современных культурных обменов России и Китая.
2) Функциональный метод позволяет рассмотреть деятельность зарубежных культурных центров в отношениях России и Китая, как например Институт Конфуция, российский центр науки и культуры, а так же выявить роль международных организаций в данной области.
3) Сравнительный (компаративный) метод позволяет выделить, сравнить и дать оценку различным историческим этапам развития культурного диалога России и Китая.
4) Системный подход позволяет рассмотреть двустороннее отношение как целостную систему и проанализировать ряд составляющих её элементов, и инструменты её применения в международных отношениях.
5) Также в работе применяется прогностический метод при исследовании возможных перспектив отношения России и Китая в области культуры.
Научная новизна исследования заключается в попытке показать особую роль культурных связей на современном этапе в диалоге России и Китая на основании обширного корпуса документальных источников, которые впервые вводятся в научный оборот.
Теоретическое значение настоящей работы состоит в том, что в исследовании выявлена роль культуры, культурных связей в современном двустороннем сотрудничестве РФ и КНР и показаны особенные возможности культурного диалога в российско-китайских отношениях в современном мире.
Практическая значимость результатов исследования связанна с возможностью их использования в научной, практико-политической сферах. Основные положения диссертации представляют интерес для специалистов и исследователей, занимающихся международными отношениями в гуманитарной сфере. Материалы и выводы работы могут найти применение в исследовании, связанных с гуманитарным взаимоотношением между РФ и КНР, культурными сотавляющими в проекте «Один пояс и один путь». Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшим изучении отношений России и Китая.
Источниковая база исследования представлена различными документами.
Во-первых, Документы международного уровня, включая Декларация и Программа действий в области культуры мира; Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения ООН 4 , и документации ЮНЕСКО, как Декларация принципов международного культурного сотрудничества 5 , Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии6.
Во-вторых, Документы межгосударственного уровня между РФ и КНР, в том числе Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (2001г.)7, Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востокаи Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы)8, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном учреждении культурных центров (2010 г.)9и совместные заявлении двух государств в области культуры (2012 10 ,2014 11 , 2015 12 ,2016 13 ,2017 14 гг.). Также учредительные документы и решения Институтов Конфуция, Российский культурный центр в Пекине и Китайский культурный центр в Москве.
В-третьих, национальное законодательство Российской Федерации15 и Китайской Народной Республики о внешней культурной политики и культурной дипломатии, Документция, посвященная проекту «Один пояс и один путь» 16КНР.
Степень научной разработанности темы. Интерес к изучению культурного взаимодействия РФ и КНР нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных ученых. Некоторые работы посвящены отдельным историческим вопросам китайско-российских отношений17, в том числе входят Титаренко М. Л.18, Ишаев В. И.19, Гельбрас. В. Г.20, Соловьёва Е.В.21, Фокин В. И.22;
Некоторыми авторами рассматриваются культурные организации выставочной, фестивальной и гастрольной деятельности, а также их роль в межгосударственной коммуникации, как Боголюбова Н.М.23, Леконцева К.В.24, Бельченко А.С.25, Николаева Ю. В.26.
Изучению отношения определенных регионов России и Китая посвятили свои труды Ларина Л.Л.27, Мелихов, Г. В.28;
Существенный вклад в разработку проблем культурных взаимоотношений Китая и России в современном этапе был внесен такими учеными, как: Ханько М.В29,Распертова С.Ю.30,Владимирова Д.А.31,Титаренко М.Л.32, Син Гуанчэн33.
Другими авторами были подготовлены специальные работы, в которых рассматриваются более узкие проблемы современного двустороннего сотрудничества, например в статьи Волков К. И 34 рассматриваются обмены Средства Массовой Информации между Россией и Китаем, вопросами сотрудничества науки и техники в сфере образования занимался китайский специалист Янь Пэнфэй35.
Стоит отметить, вопросы комплексного культурного межгосударственного взаимодействия практически не рассматриваются российскими и зарубежными авторами, что не позволяет посмотреть на картину в целом, сравнить и оценить степень и глубину культурных связей, выявить направления, которые не получили последовательного развития в культурном взаимодействии между нашими странами.
Структура работы.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Основная часть диссертации включает в себя три главы, разделенные на параграфы. В первой главе рассмотрены нормативно-правовые и институциональные основы российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере. Во второй главе представлен анализ актуальных форм культурного сотрудничества РФ и КНР, включая Перекресные годы культур двух стран и культурное взаимодействие в процессе реализации проекта «Один пояс и один путь». В третьей главе автором представлен комплексный анализ проблем и перспектив отношений России и Китая в культурной сфере. В заключении сделаны выводы, подведены итоги исследования.
Апробация работы. По теме диссертации автором была опубликованы статьи: Роль институтов Конфуция в культурном сотрудничестве РФ и КНР в начале XXI в.36 Проблемы общественной дипломатии РФ в российско-китайском сотрудничестве.37

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Завершив рассмотрение культурных взаимодействий РФ и КНР, путей углубления сотрудничества между РФ и КНР в гуманитарной сфере, можно попытаться сделать следующие выводы.
Начало XXI в. ознаменовало принципиально новый этап в развитии российско- китайских отношений в связи с подписанием в 2001 г. двустороннего документа - «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который закрепил важные позитивные изменения российско-китайского сотрудничества. Проанализировав все договоры, программы и совместные заявлении, в них определил приоритетные н направления для дальнейшего взаимодействия в интересах двух стран, заложив тем самым для этого прочную правовую основу, в том числе и в области гуманитарного и культурного сотрудничества.
Для исследования институциональных основ российско-китайского взаимодействия мы анализировали деятельности разных культурных центров, которые бл изки к жизни людей, как Институт Конфуция, Ро ссийский Культурный Центр в Пекине, Китайский Культурный Це нтр в Москве и т.д. Сейчас на территории России уже было создано 17 Институтов Конфуция и 5 классов конфуция. Целью деятельности этих учреждений является укрепление взаимопонимания между КНР и РФ путем распространения информации о культуре, языке, экономике и социальной жизни своей страны. Каждый год они приведет различные мероприятии, которые достигнт хороших результатов в развитии культурных связей между двумя народами.
По мере углубления отношений между двумя странами, формы культурного об мена становятся все более разнообразными, в том числе, и одним из наиболее актуальных формах является проведение перекрестных годов культурного обмена. В последние голы Китай и Россия совместно организовали : в 2006 г. Год России в Китае , в 2007 г. год Китая в России,в 2009 г. год русского яз ыка в Китае, в 2010 г. го д китайского языка в России, в 2012 г. год российского туризма в Китае, в 2013 г. год китайского туризма в России, в 2014 и 2015 гг. год ы молодежных об менов и в 2016 и 2017 гг. годы СМИ. Так в результате годов молодежных об менов общее количество иностранных студентов в вузах КНР постоянно увеличивается. И после годов туризма интерес со стороны туристов друг к другу ежегодно растет. Эти факты свидетельствуют тому, что форм перекрестных годов действительно способствовали обменам между двумя народами.
Следует отметить, что ро ссийско-китайское культурное взаимодействие в пр оекте «Один пояс и один путь» тоже считается эф фективным формам, спасобствующим их отношением. Проект «Один пояс и один путь» играет важнуюую роль в образовательном и культурном направлениях. В данном проекте активно участвуют Институты Ко нфуция и Россотрудничества, ко гда при его поддержке в Пе кине начал работу международный фо рум «Будущие ли деры и посланцы молодежи на Шё лковом пути 21 века» в 2015 г. Кр оме того, два государства сотрудничают и в рамках Международного культурного фо рума Шёлкового пути, со стоявшийся в Москве в 2015 году. Ос обое вн имание уделяют развитию контактов в таких областях как литература, театр, музыка, танец, живопись, кино и телевидение, СМИ, художественное образование, библиотечное и музейное дело. Культурный форум в москве стал успешным пр имером китайско-российского неправительственного обмена на тему «О дин пояс и один путь».
В начале XXI века развитие китайско-российских культурных связей является ва жным ас пектом ус тановления до лгосрочных стратегических па ртнерских отношений между двумя странами. Это также способствует полной реализации «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Российско-китайские всесторонние отношения стратегического вз аимодействия и партнерства перешли на новый этап развития, что свидетельствует о тенденции к усилению процессов всестороннего активного межгосударственного взаимодействия. Можно сказать, что в по следние годы Китай и Россия по стоянно ра сширяют обмены и сотрудничество в гуманитарных и социальных сферах, достигают плодотворных результатов и создают модель вз аимного уважения, и ди алога ме жду различными ци вилизациями мира.
Как известно, в настоящее время, китайско-российские отношения находятся на самом высоком уровне за всю историю. Тем не менее, на вз аимоотношения России и Китая влияет множество факторов. Положительно влияющие факторы - географически уд обное положение по соседству др уг с другом. Ср еди негативных факторов - разрыв в ма сштабах эк ономик Ро ссии и Китая, ко торый на чинает пр епятствовать те сному сближению двух государств. Кроие того, в гуманитарной сф ере некоторые скрытые различия между народами не соответствуют хорошей теньтенции развития китайско- российских культурных связей. Ещ е существуют определенные недостатки, как разные культуры, мораль, яз ыки и ценности; те ория «китайской угрозы» в Ро ссии; недостатки культурного сотрудничества в сф ерах научно-технического образования, туристических обменов, и об меннов СМИ. Как ре шить эти проблемы, Как принять активные и эффективные меры дл я ул учшения информационного об мена между общественностью, и для укрепления взаимного доверия на уровне обменов между двумя сторонами стало реальной темой исследования, связанной с будущим развитием китайско-российских культурных связей.
С начала нового столетия международная среда для развития китайско-российских культурных связей стала шире, политическая и социальная основа постепенно укрепились. Надо подчеркнуть, что по мере ускоряющегося экономического и научно-технического прогресса КНР усиливаются позиции на мировом рынке, что обеспечивает материальную основу для развития двусторонних отношений. Китайско-российское культурное сотрудничество имеет хорошие перспективы для развития: На международном уровне, Глобализация в современном мире дает хорошую атмосферу для развития китайско- российских культурных связей; На государственном уровне, у нас долгосрочное, здоровое и стабильное двусторонное отношение; На практическом уровне, разные эффективные формы способствуют культурному сотрудничеству двух стран.
Также культурное взаимодействие обеспечивает платформу для обмена между двумя странами, которое способствует связям в различных областях, таких как экономика, политика, наука и т.д. Например В экономической сфере товарооборот между Россией и Китаем в январе 2019 г. составил 9,2 миллиарда долларов, что на 10,8% выше, чем прошлом годом. Мы уверенны, что при поддержке китайского и русского правительства, взаимное доверие между народами демонстрирует хорошую тенденцию, который будет способствовать сотрудничеству между Китаем и Россией в гуманитарных и социальных областях. Будучи важным мостом для углубления взаимопонимания и дружбы между двумя народами, культурные обмены и сотрудничество являются не только важной частью двусторонних отношений, но и долгосрочной силой для расширения и углубления обменов в других областях.


1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии» от 2 ноября 2001 г.// Официальный сайн ООН / URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения 15.4.2019)
2. Декларация принципов международного культурного сотрудничества» от 4 ноября 1966 г. // Официальный сайн ООН / URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения 12.4.2019)
3. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» / URL: http://docs.cntd.ru/document/901792686 (дата обращения 12.4.2019)
4. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» от 20 октября 2005 г. // Официальный сайн ООН / URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml (дата обращения 12.4.2019)
5. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» (утв. Президентом РФ 18.12.2010) URL: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (дата обращения 17.5.2019).
6. Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами» от 23 февраля 2001 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901794645 (дата обращения 17.11.2018).
7. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию "Экономического пояса Шёлкового пути" и "Морского Шёлкового пути XXI века". //Издано с санкции Госсовета КНР. // Пекин: Март, 2015. Издательство литературы на иностранных языках. С. 6-7.
8. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы) URL: www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-ru-cn-coop/programm_coop.pdf (дата обращения 12.4.2019)
9. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства» от 25 июня 2016 г. URL: http://special.kremlin.ru/supplement/5099 (дата обращения: 20.5.2019)
10. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества» от 8 мая 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/4969 (дата обращения 12.5.2019)
11. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия» от 4 июля 2017 г.// URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5218 (дата обращения: 20.10.2018).
12. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении российско-китайских отношений всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия» от 5 июня 2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1230 (дата обращения 12.5.2019)
13. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» от 20 мая 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1642 (дата обращения 12.5.2019)
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном учреждении культурных центров» от 22 января 2010 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/902196994 (дата обращения: 20.10.2018).
15. Совместное коммюнике тринадцатого очередного заседания премьер-министра России и Китая (полный текст) / СиньХуа / URL: http://www.china.com.cn/policy/txt/2008- 10/29/content_16681221.htm, (дата обращения 21.02.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ