Введение 3
1. Миф как явление духовной культуры 5
2. Классификация современных мифов 11
3. «Научные» мифы и паранаука 16
4. Политические, исторические и национальные мифы 18
Заключение 23
Литература 24
Актуальность настоящей работы состоит в том, что мифы занимают существенное место в нашей повседневной жизни. С одной стороны, мышление современного человека принято характеризовать как «научное», «логическое», «рациональное», «критическое», и этим оно противопоставляется «мифологическому», «магическому», «донаучному» и «дологическому» мышлению человека традиционной культуры (античного, средневекового или же представителя современных аборигенных народов Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании). Более того, «борьба с мифами» занимает существенное место в современном информационном пространстве – достаточно назвать пользующийся большой популярностью форум «Ученые против мифов», посвященный развенчанию лженаучных теорий (и в котором принимают участие историки, антропологи и культурологи, занимающиеся мифами как культурным явлением), или всевозможные периодические издания и Интернет-паблики, в названии которых фигурируют слова «скепсис» и «скептик». С другой стороны, борьба с мифами предполагает, что существуют и сами современные мифы, причем эти мифы могут наносить обществу вред. К таким мифам относятся прежде всего порождения всевозможных лженаучных теорий (фольк-хистори, парапсихология, расизм, теория заговора, антипрививочное движение и т.д.), которые благодаря недостаточному развитию критического мышления у обывателей и хорошей доступности информации (книги, Интернет) оказываются весьма влиятельными. Сознательная мифологизация с целью манипулирования общественным и индивидуальным сознанием используется в СМИ и рекламе, архаические мифы и архетипы эксплуатируются в массовой культуре (супергерои комиксов как модификация культурного и эпического героя, использование архетипов К.Г. Юнга и функций сказочного сюжета по В.Я. Проппу в сценариях голливудских фильмов). С данным феноменом не следует смешивать такие явления интеллектуальной литературы XX века, как европейский и американский «роман-миф» («Улисс» Дж. Джойса, «Волшебная гора» Т. Манна, «Кентавр» Дж. Апдайка), произведения латиноамериканского и восточноевропейского «магического реализма» («Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса, «Хазарский словарь» М. Павича) и «высокое фэнтези» («Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкина, «Пока мы лиц не обрели» К.С. Льюиса). При этом популярностью пользуются лекции и документальные фильмы по «классической» мифологии народов мира (в частности, лекции такого не слишком добросовестного и не брезгующего прямым плагиатом, но умеющего создать грамотную саморекламу автора, как А.Л. Баркова, которая, по собственным словам, пытается не столько рассказать аудитории о мифах, сколько научить слушателей пользоваться мифологическими моделями в повседневной жизни для того, чтобы справляться с психологическими проблемами и осознавать себя более целостной личностью).
Цель настоящей работы – исследование функционирования мифов в сознании современного общества.
Задачи работы:
- дать определение понятию «миф»
- охарактеризовать функции мифа;
- сравнить «архаические» и современные мифы;
- провести классификацию современных мифов;
- охарактеризовать основные типы современных мифов.
Предмет исследования: функционирование мифов в современном индивидуальном и общественном сознании.
Объект исследования: современные мифы.
Итак, на основании проведенного исследования мы можем прийти к следующим выводам.
Хотя в современном мире доминирующим когнитивным механизмом является научное (логическое, критическое) мышление, постмодернистский кризис рационализма и убежденность в том, что абсолютных истин не существует и все точки зрения имеют равные права на существование, вызвали к жизни бурный расцвет паранаучных и квазинаучных концепций. Современный обыватель в силу недостатка образования и узкопрагматичного подхода к реальности разочарован в науке, потому что вопреки ожиданиям она не дала людям ни всеобщего счастья, ни полной власти над силами природы, и поэтому стремится искать утешения своих страданий, удовлетворения своего эмоционального и познавательного голода и поиска универсального метода решения проблем за пределами науки.
Однако мифы существуют и в сознании людей интеллигентных и образованных, прежде всего – те, которые лежат в основе господствующей идеологии социума или той части социума, к которой принадлежит данный человек, или в основе национальной и культурной самоидентификации. Желание чуда, стремление выйти за пределы повседневной рутины, найти новые способы мировосприятия, взглянуть на обыденные явления иначе – это тоже благодатная почва для порождения и существования мифов.
Современные мифы помогают структурировать мир и находить свое место в нем, осуществляют функцию психологической компенсации, позволяют видеть в реальности необычные связи и сочетания предметов и явлений, дающие толчок для творческой активности. При этом некоторые мифы откровенно опасны и служат распространению в обществе ксенофобии, невежества и подталкивают к саморазрушению и нанесению вреда окружающим.