Введение 3
Глава 1. Причины эпилепсии 9
1.1 Введение 9
1.2 Характер упоминания причин болезни 10
1.3 Cael. Aurel. De Morb. Chron. 1. 61: причины эпилепсии 12
1.4 Причины болезней, схожих с эпилепсией 15
1.5 Причины эпилепсии в ‘TuvaiKeia” 23
1.6 Заключение 26
Глава 2. Повреждение мембраны мозга как причина эпилепсии 28
2.1 Взгляды Сорана на использование знаний по анатомии 30
2.2. Мозг, нервы и мембрана: Соран о нервной системе 32
2.3. Воспаление мембраны мозга как причина alienatio 36
2.4. Эволюция представлений о мембране мозга: Эрасистрат, Асклепиад,
Соран 39
2.5. Повреждение мембраны мозга: скрытая причина? 45
Глава 3. Лечение эпилепсии 47
3.1 Принципы лечения в методизме 48
3.2 Лечение во время припадка 51
3.3 Лечение после припадка 53
3.4 Лечение в период ремиссии 56
3.5 Полемика с другими врачами 57
3.6 Заключение 58
Заключение 60
Библиография 63
Рассмотрим обстоятельства жизни и сочинения Сорана Эфесского. В своих трудах Соран не раскрывает деталей своей биографии, однако его имя и/или труды неоднократно упоминаются врачами, жившими немногим позже, — Галеном и Секстом Эмпириком, а также другими античными авторами. Некоторые сведения о биографии Сорана сообщает византийский словарь Суда (о 851): Соран родился в Эфесе, одним из самых больших городов античности в I веке н.э., учился в Александрии, а после был практикующим врачом в Риме в конце I века - первой половине II века н.э. и “РфХ1а те оитто.шс пХешта ка! каХХюта” (написал много прекрасных книг). Соран Эфесский, несомненно, принадлежал к Методической школе медицины, основанной Темисоном Лаодикейским в Риме в I веке до н.э. Впрочем, по самым разным медицинским вопросам с Темисоном Соран полемизировал и многие идеи Методической школы получили в его сочинениях самостоятельное развитие . Полемика с представителями других медицинских школ , целью которой всегда являлось найти наилучший способ лечения болезни, занимает значительное место в интеллектуальном наследии Сорана Эфесского. Он отлично знал современные ему медицинские школы и их взгляды : помимо Темисона, Соран комментировал и критиковал идеи врачей школы о. Кос (Гиппократ, Праксагор), Асклепиада и его последователей, александрийских анатомов третьего века до н.э. (Герофил и Эрасистрат), и современных Сорану Эмпирической и Пневматической медицинских школ в Риме. Как справедливо отмечают исследователи, ещё одну статью “Eopavo<;” словаря Суда (о 852) можно также соотнести с Сораном Эфесским. В этой статье перечисляются несколько его произведений: “Ta FuvatKeia” (О женских болезнях) в 4 книгах, “Blot iaipov Kai aipeocic Kai ouvidypaia” (Жизнеописания, школы и сочинения врачей) в 10 книгах, а также другие книги — этот список, однако, не является полным. Труды римского врача были классифицированы немецким исследователем Э. Киндом в посвященной Сорану статье в RE. Кинд выделяет философские сочинения (“Hepi 'РУРК” (О душе) в 4 книгах), литературные (уже упомянутые “Biot iaipov Kai aipeoetc; Kai ouvidypaia” в 10 книгах, комментарий к Гиппократу), грамматические (“Hepi eiupoloytov rod oopaio^ ion av0ponou“ (Об этимологии названий частей тела человека)), медицинские (“Ta PuvatKeia”, “Hepi o^eov xai ypoviov naOov” (Об острых и хронических болезнях), “Hepi eniSeopov” (О повязках), “Hepi oneppaio^ Kai Zooyovia^” (О семени и размножении), “Hepi naOov aiiiov” (О причинах болезней), “Hepi KOIVOT^TOV”(Об общих чертах), “Hepi nupeiov” (О лихорадках), “'Yyteivov” (Гигиена), “Hepi PopOppdTov” (О лечебных средствах), “Фшатрос” (Филиатр), “Перг рарцакегас;” (Об использовании лекарств), “МоуоРфХоу рарцакеипкоу” (Лекарственная книга), “ОрОаХщкос;” (О глазах), “Хефоируобцеуа” (О хирургии), “Перг ёягЗеоцшу” (О повязках), “Прор/рцата” (Вопросы). Илберг также приписывает Сорану ’’Тллократоис; уетос каг Ртос;” (Жизнь Гиппократа) . Приведенный список произведений позволяет говорить о широте академических интересов Сорана Эфесского. Большинство из указанных сочинений дошло до нас фрагментарно или в виде цитат и пересказов у других античных авторов. Полностью же сохранилось два произведения: “Та Риуашеш” на греческом языке и “Перг б^ешу хаг /роу(шу лаОшу” в латинском переводе Целия Аврелиана (V век). Эти сочинения были популярны и продолжали читаться, изучаться и переписываться в эпоху поздней античности и позднее в Западной Европе; по мнению некоторых исследователей, по византийским переработкам (в первую очередь, Павла Эгинского) “Та Гитаикеш.” была известна также и в арабском учёном мире.
Вопрос точности латинского переложения Целия Аврелиана заслуживает более детального рассмотрения, поскольку именно через него дошел основной объем сведений об эпилепсии у Сорана. Исследователи не выражают сомнений в том, что трактат Целия Аврелиана действительно основан на тексте Сорана. Хансон, например, указывает на присущую Сорану структуру трактата: доксография, рассмотренная в характерном порядке, рассмотрение этимологии названий болезней и т. д. Однако дословным переводом трактатов Сорана латинский текст Аврелиана считать не приходится. По этой причине и, дабы учесть вероятность изменения текста или его структуры, в научной литературе нередко автором трактата “Об острых и хронических болезнях” называют именно Целия Аврелиана, а не Сорана. Некоторые же исследователи, например Темкин, называют автором Сорана. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества. В данной работе авторство текста, хоть и дошедшего в латинском переложении, приписывается Сорану. Имя Целия Аврелиана упоминается преимущественно в связи с переводом греческих терминов на латинский язык.
Несмотря на тот факт, что Соран Эфесский признается исследователями значимой фигурой среди древних врачей, в истории античной медицины он, как и многие другие, остается менее изучен чем Гиппократ, александрийцы Герофил и Эрасистрат, римляне Цельс и Гален. Историки древней медицины либо упоминают Сорана только мимоходом (Ж. Жак, Л. Цуккони), либо концентрируются на обзоре его сочинений (В. Наттон, В. Гаццанига ). Ощутимую потребность в монографии о Соране отмечал её К. Фишер и не так давно появилась обширная статья А. Хансон в соавторстве с А. Арбор и М. Грин, в которой подробно и филологически обоснованно излагается все известное нам о жизни и сочинениях Сорана Эфесского.
Тема эпилепсии в сочинениях Сорана рассматривается в общем труде Темкина “The falling sickness”, посвященном истории античных воззрений на эпилепсию, а также в статье Гайар-Сё о детской эпилепсии в античности. Гайар-Сё приводит места, посвященные детской эпилепсии в ряду с мнениями других врачей, Темкин же развернуто рассматривает принципы лечения эпилепсии непосредственно у Сорана. В отличие от лечения, которое у Сорана соответствует принципам методизма и не вызывает затруднений, с причинами эпилепсии вопрос обстоит сложнее. Причины эпилепсии, как и причины у Сорана в целом, исследованы хуже. Обычно, как и в случае Темкина и Гайар-Сё исследователи обходятся перечислением внешних причин болезней, ссылаясь на то, что определение скрытых причин методисты считали невозможным или спекулятивным. Однако в текстах Сорана все-таки можно заметить некоторые указания на внутренние процессы, происходящие при эпилепсии. Связь внешних причин и внутренних процессов, как кажется, заслуживает более глубокого рассмотрения, поэтому большая часть данной работы посвящена причинам эпилепсии, несмотря на то что сведения, которые мы имеем об эпилепсии, почти целиком относятся к ее лечению. Материалом для исследования выступают два трактата Сорана “О женских болезнях” и “Об острых и хронических болезнях”. Предметом исследования являются взгляды Сорана на причины и лечение эпилепсии. Цель работы заключается в анализе причин и лечения эпилепсии в контексте принципов методизма. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) Выявить все причины эпилепсии, прямо или косвенно упоминаемые Сораном.
2) Определить роль, которую знание причин эпилепсии играет во врачебной практике Сорана.
3) Определить роль мембраны мозга в системе Сорана.
4) Проследить историю идеи повреждения мембраны мозга как причины эпилепсии.
5) Систематизировать методы лечения эпилепсии в соответствии с основными принципами методизма.
В ходе решения приведенных задач структура работы сформировалась следующим образом: в первой главе рассматриваются причины эпилепсии, обнаруженные в двух используемых нами трактатах, при этом для лучшего понимания контекста рассмотрены также причины болезней, которые, по мнению Сорана, схожи с эпилепсией. Вторая глава работы посвящена мембране мозга, повреждение которой Соран указывает как одну из причин эпилепсии. Это единственная причина, которая указывает на скрытые, происходящие внутри организма процессы, что послужило мотивацией выделить причину повреждения мембраны мозга в отдельную главу. Третья глава представляет собой попытку обнаружить систему в многочисленных и зачастую противоречащих методах лечения. Принципы лечения в методизме одинаковы для всех болезней и составляют довольно простую систему, которая, кроме того, и ранее привлекала внимание исследователей. По этим причинам лечению эпилепсии посвящена одна относительно небольшая и завершающая глава.
Соран Эфесский посвящает эпилепсии отдельную главу своего сочинения “Об острых и хронических болезнях”, однако, она появляется и в ходе обсуждения других болезней, таких как апоплексия, френит, летаргия, каталепсия, мания. В работе был поставлен вопрос, как именно Соран понимал связь этих заболеваний друг с другом. Внимательное чтение трактата показывает, что все они вызывают у человека alienatio и/или оцепенение. Некоторые другие врачи, например Асклепиад и Эрасистрат, объединяют эти болезни как вызванные повреждением мембраны мозга. Открытым остается вопрос, почему Соран следует этой этиологической традиции в отношении эпилепсии, но отказывается от нее, например, в отношении летаргии. Так или иначе, эти болезни связаны, и главы о них являются подспорьем в выяснении причин эпилепсии, исследовании мембраны мозга, поврежденной при эпилепсии и даже в анализе методов лечения.
Из глав об эпилепсии, апоплексии и френите были выделены и прокомментированы следующие причины эпилепсии: (1) vinolentia (злоупотребление вином, Chron. 1. 61); влияние вина на грудное молоко (Gyn.
2. 19. 12, Gyn. 2. 27); (2) indigestio (несварение желудка): (Chron. 1. 61); плохо переваренное и тем самым испорченное грудное молоко (Gyn. 2. 38); (3) timor nimio (сильный испуг): Chron. 1. 61; (4) contusio (сотрясение): Chron. 1.61; (5) (ad)ustio (перегрев): Acut. 1. 23, Acut. 3. 48; (6) perfrictio (переохлаждение): Acut. 3. 48, Gyn. 2. 1-2; (7) сон в пещерах или в помещениях с недавно оштукатуренными стенами: Acut. 1. 23; (8) usus veneris (половые сношения): Acut. 3. 48; (9) percussus (повреждение мембраны, Chron. 1. 61), divisura (рассечение, Chron. 1. 61), vulneratio (ранение, Acut. 3. 48), saltus (встряска, Acut. 3. 48) membranorum. Такие причины как несварение желудка, злоупотребление вином, переохлаждение, перегрев и половые связи являются универсальными и для большинства других болезней, рассматриваемых Сораном, что не уменьшает их значение для эпилепсии. Именно универсальные причины мы встречаем в трактате “О женских болезнях” в контексте их практического применения. В этом сочинении знание о причинах эпилепсии Соран использует для предупреждения и профилактики болезни.
Из вышеуказанного списка причин выделяется повреждение мембраны мозга, являющейся внутренней причиной эпилепсии. В ряде мест Соран выражает свое отношение к использованию знаний анатомии/вивисекции: хотя он и соглашается с позицией методизма о бесполезности таких знаний для лечения, он все же открыто использует их в своих трактатах; данный факт позволяет предположить, что упоминание мембраны мозга не является случайным. Важно было понять, как именно повреждение мембраны мозга связано с эпилепсией. Во-первых, из трактатов видно, что мембрана напрямую связана с нервами (чувствительными каналами, связками и мышцами), которые, по словам Сорана, страдают при эпилепсии больше всего и являются центром болезни. Во-вторых, воспаление мембраны мозга Соран считает причиной alienatio (умопомрачения), не указывая при этом (в отличие от перечисления причин самой болезни) на какие-либо альтернативные причины его возникновения. Идея о связи повреждения мембраны мозга и эпилепсии прослеживается в учениях врачей, начиная с Эрасистрата. Вполне достоверно, что из его учения эта идея переходит в теорию Асклепиада, а оттуда к ранним методистам (через Темисона к Фессалу).
С лечением эпилепсии, в отличие от ее причин, связано меньше темных мест и неочевидных связей. Терапия Сорана для всех болезней основана на одних и тех же этапах и принципах методизма, которых Соран строго придерживается. Лечение направлено на расслабление организма, его восстановление и, в период ремиссии, на борьбу с болезнью с помощью сильнодействующих методов. Несмотря на строгие принципы планирования терапии, лечение эпилепсии все-таки является гибким процессом, поскольку время применения определенного метода зачастую подстраивается индивидуально под реакцию каждого организма, что не всегда было присуще системам лечения других врачей.
1. Caelii Aureliani celerum passionum libri III tardarum passionum libri V. Corpus Medicorum Latinorum vol.VI.I / ed. G. Bendz. Berlin: Akademie Verlag, 1990.
2. Caelius Aurelianus. On Acute Diseases / ed. I. E. Drabkin. Chicago: University of Chicago Press, 1950, pp. 2-439.
3. Claudii Galeni opera omnia, vol. 14 / ed. C.G. Kuhn. Leipzig: Knobloch, 182
4. Sorani gynaeciorum libri IV, de signis fracturarum, de fasciis, vita Hippocratis secundum Soranum. Corpus Medicorum Graecorum vol.IV / ed. I.Ilberg. Leipzig/Berlin: B.G.Teubner, 1927.
5. Soranus’ Gynaecology / transl. by O.Temkin. Baltimore: John Hopkins University Press, 1991.
Научная литература
6. Тейлор 2021 - Тейлор Д., Грин Н., Стаут У Биология в 3 т. Т. 2. Москва, 2021.
7. Andre 1991 - Andre J. Le Vocabulaire latin de l'anatomie (Collection d'etudes anciennes LIX). Paris, Les Belles Lettres, 1991.
8. Caldwell 2018 - Caldwell L. Roman Medical Sects: The Asclepiadeans, the Methodists, and the Pneumatists // Oxford Handbook of Science and Medicine in the Classical World, ed. by P.T.Keyser and J.Scarborough. Oxford: Oxford University Press, 2018. P.1-21.
9. Cilliers 2009 - Cilliers L., Retief F. Mental illness in the Greco-Roman era // Acta Classica, 64 (1), 2009, p.130-140.
10. Drabkin 1951 - Drabkin, I.E. Soranus and his system of medicine // Bulletin of the History of Medicine, vol. 25, no. 6. Baltimore: John Hopkins University Press, 1951. P 503-518.
11. Fischer 1965 - Fischer K.D. Soranus // Lexikon der alten Welt, hgg. von C.Andersen, K.Bartels, LHuber. Zurich / Stuttgart: Artemis, 1965. S. 2840.
12. Gaillard-Seux 2017 - Gaillard-Seux P L’epilepsie de l’enfant dans l’Antiquite (I-V siecles): prevention et traitement // Annales de Bretagne et des pays de l’Ouest, 124 (3), 2017, p. 175-202.
13. Garofalo 1988 - Garofalo I. Erasistrati fragmenta. Pisa, Giardini, 1988.
14. Gazzaniga 2015 - Gazzaniga V. La medicina antica. 2014. Roma: Carocci, 2015.
15. Hanson 1999 - Hanson M (ed., comm.). Hippocratis De capitis vulneribus. Berlin, 1999.
16. Hanson et al. 1994 - Hanson A.E., Arbor A., Green M.H. Soranus of Ephesus: Methodicorum princeps // Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. Band 37/2: Philosophie, Wissenschaften, Technik. Wissenschaften (Medizin und Biologie), ed. H.Temporini und W.Haase. Berlin: De Gruyter, 1994.
17.Ilberg 1910 - Ilberg J. Die Uberlieferung der Gynakologie des Soranos von Ephesos. Leipzig: B.G. Teubner, 1910.
18. Jacques 2012 - Jacques J. Greek Medicine from Hippocrates to Galen. Leiden: Brill, 2012.
19. Kind 1927 - Kind E. Soranus // Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. RE III A.1. Stuttgart: Metzlerische Verlagsbuchhandlung, 1927.
20. Leith 2020 - Leith D. Herophilus and Erasistratus on the Hegemonikon, in: Body and Soul in Hellenistic Philosophy, ed. by Inwood B., Warren J. Cambridge, 2020.
21. Lloyd 1983 - Lloyd G. E. R. Science, folklore and ideology: Studies in the life sciences in Ancient Greece. Cambridge, 1983.
22. Meyer-Steineg 1916 - Meyer-Steineg Th. Das medizinische System der Methodiker // Jenaer medizin-historische Beitrage, hrsg. von Th.Meyer-Steineg, Heft 7/8. Jena: Verlag von Gustav Fischer, 1916.
23. McDonald 2009 - McDonald G.C. Mapping madness: two medical responses to insanity in later antiquity, in: Madness in the Graeco-Roman world // Acta Classica Supplementum III, ed. by Bosman Ph. Pretoria, 2009.
24. Nutton V. Ancient Medicine. New York: Routledge, 2013.
25. Tecusan 2018 - Tecusan M. The Fragments of the Methodists, Volume One: Text and Translation. Leiden, Brill, 2018.
26. Temkin 1936 - Temkin O. Epilepsy in an anonymous greek work on acute and chronic diseases // Bulletin of the Institute of the History of Medicine, vol. 4, no. 2, 1936, pp. 137-44.
27. Temkin 1945 - Temkin O. The falling sickness: A history of epilepsy from the Greeks to the beginnings of modern neurology. Baltimore, 1945.
28. Urso 2018 - Urso A.M. Mental derangement in Methodist nosography: what Caelius Aurelianus had to say, in: Mental Illness in Ancient Medicine. From Celsus to Paul of Aegina (Studies in Ancient Medicine 50), ed. by Ch. Thumiger, P Singer. Leiden, 2018, p. 285-314.
29. Vallance 1990 - Vallance J. T. The Lost Theory of Asclepiades of Bithynia. Oxford, Clarendon Press, 1990.
30. Van der Eijk 2005 - Van der Eijk P The Methodism of Caelius Aurelianus: Some epistemological issues. In: Medicine and Philosophy in Classical Antiquity: Doctors and Philosophers on Nature, Soul, Health and Disease (pp. 299-327). Cambridge: Cambridge University Press. 2005.
31. Wellmann 1901 - Wellmann M. Zu den AITIOAOEOYMENA des Soran // Hermes 36.1: 140-55, 1901.
32. Zucconi 2019 - Zucconi L.M. Ancient Medicine: from Mesopotamia to Rome. Michigan: Eerdmans, 2019.
Электронные ресурсы
33.Suidae Lexicon. 5 vols., ed.A.Adler. Leipzig: B.G.Teubner, 1928-1938. URL: http://www.cs.uky.edu/~raphael/sol/sol-entries/sigma/851 (дата
обращения: 18.07.2021).
34.Suidae Lexicon. 5 vols., ed.A.Adler. Leipzig: B.G.Teubner, 1928-1938. URL: http ://www. cs.uky. edu/~raphael/sol/sol-entries/sigma/852 (дата
обращения: 18.07.2021).