Введение 3
Глава 1. Антивоенный роман в США 6
1.1. Эрнест Хемингуэй: беспечность и война как привычка 11
1.2. Луи-Фердинанд Селин: дистанцирование от войны и мизантропия .. 17
1.3. Норман Мейлер: Интерес к личности солдата и его жизни до войны 23
1.4. Курт Воннегут: Рефлексия в антивоенной прозе и новая форма
художественного осмысления войны 31
Глава 2. Теория юмора в литературе 35
2.1. Истоки чувства юмора 35
2.2. Философское осмысление проблемы юмора 38
2.3. Смех против семантики 49
2.4. «Уловка-22». Природа абсурдистского юмора 54
Глава 3. «Уловка-22» Джозефа Хеллера в контексте антивоенной прозы 58
3.1. Йоссариан. Трикстер и безумец, или как выйти из логического парадокса «Уловки-22» 64
3.2 Доктор Дейника и Майор Майор. Механизмы самоизоляции и социальная смерть 84
3.3. Мило Миндербиндер. Война как площадка для торговли и бизнеса .... 93
Заключение 101
Список использованной литературы 103
Научное исследование антивоенной прозы даёт возможность понимать и осознавать негативные последствия войны для общества, а также влияние военных конфликтов на психологическое и физическое здоровье людей. Это может помочь в понимании процессов развития конфликтов, поэтому исследование "Уловки-22" Джозефа Хеллера нам представляется актуальным. Роман является одним из самых известных произведений антивоенной литературы и отражает проблемы, связанные с военными конфликтами и бюрократической машиной.
Джозеф Хеллер - американский прозаик, написавший семь романов, а также преподававший в Колумбийском и Йельском университете. «Уловка- 22» - это первый роман писателя, принесший ему мировую славу. Больше всего внимания со стороны литературоведов и критиков получили первые три романа: «Уловка-22» (1961), «Что-то случилось» (1974) и «Голд, не хуже золота» (1979). Материалом исследования является первый и самый известный роман Джозефа Хеллера, который мы будем рассматривать в рамках истории антивоенной прозы США, а также подробно изучим то, какими методами Джозеф Хеллер доносит до читателя антивоенные пацифистские идеи.
Цель исследования: анализ ключевых произведений антивоенной прозы, оказавших влияние на творчество Джозефа Хеллера. Выявление специфики репрезентации войны в «Уловке-22».
Для того, чтобы достичь указанной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Исследовать историю антивоенного романа, затрагивая творчество тех авторов, которые оказали непосредственное влияние на творческий метод Джозефа Хеллера.
2) Изучить теорию юмора в литературоведении, психологии, антропологии и философии для того, чтобы собрать обширный методологический инструментарий для исследования «Уловки-22».
3) Анализировать творческий метод Джозефа Хеллера и показать, как писатель развивает антивоенный роман.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мы предполагаем, что уловка-22 - это универсальная модель неподконтрольной и абсурдной ситуации, которая может произойти в любых жизненных обстоятельствах.
2. Мы считаем, что герои произведения - это также собирательные модели человеческого поведения, которые по-разному реагируют на ситуацию несправедливости и абсурда.
3. Для того, чтобы раскрыть этот сложный механизм реакций, Джозеф Хеллер использует юмор, иронию и гротеск.
Западные и отечественные исследователи изучали художественный метод Хеллера и роль юмора в «Уловке-22»: Беверли Гросс, Уолтер Макдональд, Жан Кеннард, Дэниел Грин и другие западные исследователи. В отечественном литературоведении также исследовались приёмы юмора, используемые Джозефом Хеллером: О. Б. Карасик, А. Н. Салимов, Д. С. Бикус и другие. Основное представление об историческом развитии антивоенной прозы США даёт А. С. Мулярчик в работе «Послевоенные американские романисты».
В качестве методологической основы выступают работы М. М. Бахтина, А. Н. Лука, Анри Бергсона, А. Г. Козинцева. Составленный нами инструментарий для изучения «Уловки-22» состоит из философских, литературоведческих и психологических терминов и понятий, позволяющих описать юмористическую, карнавальную картину мира. Методология позволяет дистиллировать из юмористического художественного текста скрытые в нём серьёзные и личные мысли автора.
Теоретическая значимость работы заключается в смешении антропологического, литературоведческого и философского аппарата для изучения юмора в литературе. Осознание того, как устроен юмор помогает лучше понять специфику творчества Джозефа Хеллера.
Практическая значимость. Работа может быть использована для составления лекционных материалов по истории антивоенной прозы США.
В первой главе были проанализированы четыре романа: «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя, «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина, «Нагие и мертвые» Нормана Мейлера, а также «Бойня №5, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута. Каждый из этих авторов оказал влияние на Джозефа Хеллера, что мы продемонстрировали в первой главе.
Были проанализированы художественные методы традиционного антивоенного романа (Хемингуэй и Мейлер), то, как они выстраиваются с помощью реалистического взгляда на события, психологизмов и рациональной причинно-следственной связи. От данного художественного метода Хеллер отталкивается.
Более абсурдное понимание войны, с нарушением хронологической канвы и отсутствием рациональной логики больше подходит Джозефу Хеллеру. В разделе 1.2., посвященному творческому методу Луи-Фердинанда Селина, мы разбираем те художественные приёмы, которые окажутся формирующими в «Уловке-22» Дж. Хеллера: ирония, мотив безумия и дезертирства, сомнение в традиционных институтах. Исследование творческого метода Курта Воннегута позволило выделить типологическое сходство с Джозефом Хеллером - помимо того, что писатели-современники были знакомы и вели переписку, они оба отдалялись от традиционной литературной формы в своих романах.
Во второй главе были объединены разные дисциплинарные методы изучения юмора для формирования комплексного понимания роли комического в художественном произведении. Психология и антропология дают знания о зарождении и формировании чувства комического у человека. Были разобраны первичные цеди и задачи, которые юмор решает в повседневной жизни человека. Общий вывод, к которому приводит нас антрополог А.Г. Козинцев заключается в том, что юмор уничтожает любую семантику. Юмор позволяет человеку мыслить в докультурной системе координат. Смех и юмор временно лишают любые явления и предметы смысла.
В разделе 2.4. изучены работы критиков и литературоведов о роли юмора в «Уловке-22» Джозефа Хеллера. Многие западные исследователи выделяют абсурд, как особую категорию в творчестве Хеллера, а также говорят о нём в контексте литературы «черного юмора».
В главе 3 проведен анализ текста «Уловки-22». Образ Йоссариана раскрывается и объясняется через теорию Фрейда о трикстерах, а также с помощью инструментария Бахтина. Йоссариан оказывается одним из редких героев в произведении, которому удается сбежать от абсурда уловки.
Подробно рассмотрена эволюция персонажа и даны интерпретации некоторым эпизодам, связанным с ним. Доктор Дейника и майор Майор объединены в общую группу и рассмотрены через социологическую теорию «Социальной смерти». Мило Миндербиндер рассматривается как гротескный персонаж-торговец, создающий огромное количество юмористических эпизодов в романе. Также изучены те приёмы, с помощью которых Джозеф
Хеллер делает художественный мир произведения абсурдным.
Цели исследования были достигнуты:
В 1-й главе изучены авторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование художественного метода Джозефа Хеллера.
Во 2-й главе систематизированы научные знания о юморе для последующей работы с художественным текстом.
В 3-й главе проанализирован творческий метод Джозефа Хеллера и то, что он вносит в развитие антивоенного романа.
1. Heller J. Catch-22. - London: Vintage, 2011. - 540 p.
2. Хеллер Джозеф Поправка за поправкой / пер. с англ. С. Б. Ильина. - М.: АСТ, 2013. - 412 с.
3. Хеллер Джозеф Поправка-22 / пер. с англ. А. Кистяковского. - М.: АСТ, 2021. - 672 с.
4. Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7 - 19.
5. Алешина Ю. В. Аксиологический диссонанс как основа комического (на
материале анализа художественных текстов малого прозаического жанра) [Электронный ресурс] - URL:
https://elibrarv.ru/download/elibrarv 32243212 73953835.pdf - (Дата
обращения: 10.11.2021).
6. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. - М.: Издательство «Европа», 2008. - 424 с.
7. Аствацатуров А. А. Поэтика и насилие (О романе Курта Воннегута
«Бойня номер пять») [Электронный ресурс] - URL: https: //magazines. gorkv.media/nlo/2002/6/poetika-i-nasilie.html - (Дата
обращения: 13.03.2023).
8. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990 - 543 с.
9. Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. - М.: Панорама, 2000. - 608 с.
10. Бикус Д.С. Особенности американского чёрного юмора [Электронный
ресурс] - URL:
https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv 46511236 76835000.pdf- (Дата обращения: 11.01.2023).
11. Борев Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. - М.: Искусство, 1970. - 269 с.
12. Борзенина А. Н. Психология образа трикстера [Электронный ресурс] - URL:https://cvberleninka.rU/article/n/psihologiva-obraza-trikstera/viewer- (Дата обращения: 19.04.2023).
13. Буковски Ч. Письма о письме. - М.: Изд-во «Э», 2017. - 288 с.
14. Буханцова Е.В. Героическое и трагическое в романе Э. Хемингуэя
«Прощай, оружие!» [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv 45808278 15943276.pdf- (Дата обращения: 30.12.2022).
15. Воннегут К. Бойня №5 / пер. с англ. Р Райт-Ковалевой. - М.: Изд-во АСТ, 2022. - 221 с.
16. Галинская И.Л. Роман Нормана Мейлера «Нагие и мёртвые»
[Электронный ресурс] - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 12903933 36408059.pdf- (Дата обращения: 30.12.2022).
17. Дуров Б.Ю. Человек и война в романе Нормана Мейлера «Нагие и
мёртвые» [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 9913?22 45904366.pdf- (Дата обращения: 30.12.2022).
18. Зверев А. М. Американский роман 20 - 30-х годов. - М.: Худож. лит., 1982. - 256 с.
19. Казакова Л. Н. От диалога к оппозиции: о специфике художественного
времени автобиографического романа Дж. Хеллера “Now and then” [Электронный ресурс] - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 21240983 41662270.pdf - (Дата
обращения: 14.01.2023).
20. Карасёв Л. В. Философия смеха. - М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 1996. - 222 с.
21. Карасик О. Б. Особенности сатиры Дж. Хеллера в романе «Голд, или не
хуже золота» [Электронный ресурс - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 20862374 78184945.pdf - (Дата
обращения: 10.11.2021).
22. Карташов А. Западный фронт. Судьба солдата в Америке [Электронный ресурс] - URL:https://chapaev.media/articles/9072- (Дата обращения: 10.11.2022).
23. Козинцев А.Г Человек и смех. - СПб.: Алетейя, 2007. - 236 с.
24. Колебабчук А.И. Повествовательные приёмы в романе Дж. Хеллера
«Уловка-22» [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 41659602 12076089.pdf- (Дата обращения: 11.01.2023).
25. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977. - 184 с.
26. Малышкин Е. Уловка-22: о достоинстве неразделенной любви и ограниченности бесконечного обмена [Электронный ресурс] - URL: https://logosjournal.ru/upload/iblock/0e6/Logos.2022 5(150)-263-274.pdf- (Дата обращения: 14.01.2023).
27. Мейлер Н. Нагие и мёртвые. - М.: Вече, 1994. - 480 с.
28. Мендельсон М. О. Роман США сегодня. - М.: Советский писатель, 1977. - 398 с.
29. Моисеев В.В. Социальные мотивы в модернизме и постмодернизме XX
века [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 29846913 87399728.pdf- (Дата обращения: 11.01.2023).
30. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. - М.: Худож. лит., 1980. - 279 с.
31. Надирова Ж. К. Мотив бунта в романе Джозефа Хеллера «Уловка-22» [Электронный ресурс] - URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16971884- (Дата обращения: 10.11.2022).
32. Недосейкин М.Н. Роман Л.-Ф. Селина «Путешествие на край ночи» : человек в мире. Науч. Совет РАН «История мировой культуры». - М.: Наука, 2006. - 222 с.
33. Никифоров А.А. Проза и поэзия США о Второй Мировой Войне в
отечественном, российском и американском литературоведении [Электронный ресурс] - URL:
https: //www.elibrarv.ru/download/elibrarv 23278785 94075295.pdf- (Дата обращения: 11.01.2023).
34. Нинидзе А. Д. Поэтика смерти в романе Луи-Фердинанда Селина «Путешествие на край ночи» [Электронный ресурс] - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/poetika-smerti-v-romane-lui-ferdinanda-selina-puteshestvie-na-krav-nochi/viewer- (Дата обращения: 30.04.2023).
35. Панова О. Ю. Пути современной прозы в Великобритании и США
[Электронный ресурс] - URL: https: //cvberleninka.ru/article/n/puti-
sovremennov-prozv-v-velikobritanii-i-ssha- (Дата обращения:
14.11.2021) .
36. Проблемы литературы США XX века : [сб. ст.] / М. О. Мендельсон, А. Н. Николюкин, Р М. Самарин [и др.] - М.: Наука, 1970. - 527 с.
37. Салимов А. Н. Парадокс как элемент литературной игры в романе Дж. Хеллера «Видит Бог» [Электронный ресурс] - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/paradoks-kak-element-literaturnov-igrv-v-romane-dzh-hellera-vidit-bog/viewer- (Дата обращения: 17.09.2022).
38. Салимов А. Н. Эволюция романного творчества Джозефа Хеллера [Электронный ресурс] - URL:https://elibrarv.ru/item.asp?id=19338857- (Дата обращения: 17.09.2022).
39. Селин Луи-Фердинанд Путешествие на край ночи / пер. с фр. Ю. Корнеева. - М.: АСТ, 2019. - 416 с.
40. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: Исторический опыт
России [Электронный ресурс] - URL:
http://krotov.info/librarv/18 s/en/vavskava 02.htm- (Дата обращения:
16.11.2021) .
41. Топер П. М. Вторая мировая война в литературе зарубежных стран : [сборник] / отв. Ред. П. М. Топер. - М.: Наука, 1985. - 616 с.
42. Топер П. М. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. - М.: Советский писатель. 1985. - 656 с.
43. Хемингуэй Э. Прощай, оружие!. - М.: АСТ, 2010. - 379 с.
44. Шмелёва В. В. Система образов романа Дж. Хеллера «Портрет художника в старости» как выражение ценностной парадигмы автора [Электронный ресурс] - URL:https://cvberleninka.ru/article/n/sistema-obrazov-romana-dzh-hellera-portret-hudozhnika-v-starosti-kak-vvrazhenie-tsennostnov-paradigmv-avtora(Дата обращения: 14.11.2021).
45. Юнг К. Г. О психологии образа трикстера [Электронный ресурс] - URL: https: //carlj ung.ru/Librarv/Trixter. htm- (Дата обращения: 09.04.2023).
46. Юрьева Л. Н. Кризисные состояния [Электронный ресурс] - URL: http://krotov.info/libr min/27 yu/yurch/yur 01.html- (Дата обращения:
14.11.2021) .
47. Blues T. The Moral structure of “Catch-22” // Studies in the Novel. - 1971.
- Vol. 3. - No. 1. - P 64-79.
48. Bukowski C. Tales of ordinary madness. - Virgin Books, 2009. - 231 p.
49. Dabney Park, Jr. History's Catch-22: The Peloponnesian War // The History Teacher. - 1995. - Vol. 27. - No. 2. - P 108-122.
50. Green D. A world worth laughing at: "Catch-22" and the humor of black humor // Studies in the Novel. - 1995. - Vol. 27. - No. 2. - P 186 - 196.
51. Gross B. «Insanity is contagious»: The mad world of «Catch-22» // The Centennial Review. - 1982. - Vol. 26. - No. 1. - P 86-113.
52. Hemingway E. M. A Farewell to Arms : художественная лит-ра. - М.: Прогресс, 1976. - P 320.
53. Hidalgo-Downing L. How to do things with contradiction: exploring humour in joseph heller's "Catch-22"// Atlantis. - 2000. - Vol. 22. - No. 2. - P 107¬135.
54. Kennard J. Joseph Heller: At War with Absurdity // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. - 1971. - Vol. 4. - No. 3. - P. 75-87.
55. Luno J. A., Louwerse M., Beck J. Tell us your story: Investigating the linguistic features of trauma narrative [Электронный ресурс] - URL: https://escholarship.org/uc/item/95n9p15n#main(Дата обращения:
14.11.2021) .
56. Maddocks M. Comedy and War // The Sewanee Review. - 2004. - Vol. 112.
- No. 1. - P 22-34.
57. McDonald Walter R. Look Back in Horror: The Functional Comedy of Catch- 22 // CEA Critic. - 1973. - Vol. 35. - No. 2. - P 18-21.
58. Moore M. Pathological communication patterns in Heller’s “Catch-22” // ETC: A Review of General Semantics. - 1996. - Vol. 52. - No. 4. - P 431¬439.
59. Nagel J. "Catch-22" and Angry Humor: A Study of the Normative Values of Satire // Studies in American Humor. - 1974. - Vol. 1. - No. 2. - P 99-106.
60. Reilly C. An Interview with Joseph Heller // Contemporary Literature. - 1998. - Vol. 39. - No. 4. - P 507-522.
61. Sale R. An interview in New York with Joseph Heller // Studies in the novel.
- 1972. - Vol. 4. - No. 1. - P 63-74.
62. Stanford W. Gregory, Jr. and Jerry M. Lewis, Social Death: Or Whatever Happened to Doc Daneeka? // The Pacific Sociological Review. - 1975. - Vol. 18. - No. 1. - P 68-82.
63. Thegze C. "I See Everything Twice": An Examination of Catch-22 // Film Quarterly. - 1970. - Vol. 24. - No. 1. - P 7-17.