Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роман Дж. Хеллера «Уловка-22» в контексте антивоенной прозы США

Работа №126239

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы98
Год сдачи2023
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Антивоенный роман в США 6
1.1. Эрнест Хемингуэй: беспечность и война как привычка 11
1.2. Луи-Фердинанд Селин: дистанцирование от войны и мизантропия .. 17
1.3. Норман Мейлер: Интерес к личности солдата и его жизни до войны 23
1.4. Курт Воннегут: Рефлексия в антивоенной прозе и новая форма
художественного осмысления войны 31
Глава 2. Теория юмора в литературе 35
2.1. Истоки чувства юмора 35
2.2. Философское осмысление проблемы юмора 38
2.3. Смех против семантики 49
2.4. «Уловка-22». Природа абсурдистского юмора 54
Глава 3. «Уловка-22» Джозефа Хеллера в контексте антивоенной прозы 58
3.1. Йоссариан. Трикстер и безумец, или как выйти из логического парадокса «Уловки-22» 64
3.2 Доктор Дейника и Майор Майор. Механизмы самоизоляции и социальная смерть 84
3.3. Мило Миндербиндер. Война как площадка для торговли и бизнеса .... 93
Заключение 101
Список использованной литературы 103

Научное исследование антивоенной прозы даёт возможность понимать и осознавать негативные последствия войны для общества, а также влияние военных конфликтов на психологическое и физическое здоровье людей. Это может помочь в понимании процессов развития конфликтов, поэтому исследование "Уловки-22" Джозефа Хеллера нам представляется актуальным. Роман является одним из самых известных произведений антивоенной литературы и отражает проблемы, связанные с военными конфликтами и бюрократической машиной.
Джозеф Хеллер - американский прозаик, написавший семь романов, а также преподававший в Колумбийском и Йельском университете. «Уловка- 22» - это первый роман писателя, принесший ему мировую славу. Больше всего внимания со стороны литературоведов и критиков получили первые три романа: «Уловка-22» (1961), «Что-то случилось» (1974) и «Голд, не хуже золота» (1979). Материалом исследования является первый и самый известный роман Джозефа Хеллера, который мы будем рассматривать в рамках истории антивоенной прозы США, а также подробно изучим то, какими методами Джозеф Хеллер доносит до читателя антивоенные пацифистские идеи.
Цель исследования: анализ ключевых произведений антивоенной прозы, оказавших влияние на творчество Джозефа Хеллера. Выявление специфики репрезентации войны в «Уловке-22».
Для того, чтобы достичь указанной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Исследовать историю антивоенного романа, затрагивая творчество тех авторов, которые оказали непосредственное влияние на творческий метод Джозефа Хеллера.
2) Изучить теорию юмора в литературоведении, психологии, антропологии и философии для того, чтобы собрать обширный методологический инструментарий для исследования «Уловки-22».
3) Анализировать творческий метод Джозефа Хеллера и показать, как писатель развивает антивоенный роман.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мы предполагаем, что уловка-22 - это универсальная модель неподконтрольной и абсурдной ситуации, которая может произойти в любых жизненных обстоятельствах.
2. Мы считаем, что герои произведения - это также собирательные модели человеческого поведения, которые по-разному реагируют на ситуацию несправедливости и абсурда.
3. Для того, чтобы раскрыть этот сложный механизм реакций, Джозеф Хеллер использует юмор, иронию и гротеск.
Западные и отечественные исследователи изучали художественный метод Хеллера и роль юмора в «Уловке-22»: Беверли Гросс, Уолтер Макдональд, Жан Кеннард, Дэниел Грин и другие западные исследователи. В отечественном литературоведении также исследовались приёмы юмора, используемые Джозефом Хеллером: О. Б. Карасик, А. Н. Салимов, Д. С. Бикус и другие. Основное представление об историческом развитии антивоенной прозы США даёт А. С. Мулярчик в работе «Послевоенные американские романисты».
В качестве методологической основы выступают работы М. М. Бахтина, А. Н. Лука, Анри Бергсона, А. Г. Козинцева. Составленный нами инструментарий для изучения «Уловки-22» состоит из философских, литературоведческих и психологических терминов и понятий, позволяющих описать юмористическую, карнавальную картину мира. Методология позволяет дистиллировать из юмористического художественного текста скрытые в нём серьёзные и личные мысли автора.
Теоретическая значимость работы заключается в смешении антропологического, литературоведческого и философского аппарата для изучения юмора в литературе. Осознание того, как устроен юмор помогает лучше понять специфику творчества Джозефа Хеллера.
Практическая значимость. Работа может быть использована для составления лекционных материалов по истории антивоенной прозы США.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе были проанализированы четыре романа: «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя, «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина, «Нагие и мертвые» Нормана Мейлера, а также «Бойня №5, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута. Каждый из этих авторов оказал влияние на Джозефа Хеллера, что мы продемонстрировали в первой главе.
Были проанализированы художественные методы традиционного антивоенного романа (Хемингуэй и Мейлер), то, как они выстраиваются с помощью реалистического взгляда на события, психологизмов и рациональной причинно-следственной связи. От данного художественного метода Хеллер отталкивается.
Более абсурдное понимание войны, с нарушением хронологической канвы и отсутствием рациональной логики больше подходит Джозефу Хеллеру. В разделе 1.2., посвященному творческому методу Луи-Фердинанда Селина, мы разбираем те художественные приёмы, которые окажутся формирующими в «Уловке-22» Дж. Хеллера: ирония, мотив безумия и дезертирства, сомнение в традиционных институтах. Исследование творческого метода Курта Воннегута позволило выделить типологическое сходство с Джозефом Хеллером - помимо того, что писатели-современники были знакомы и вели переписку, они оба отдалялись от традиционной литературной формы в своих романах.
Во второй главе были объединены разные дисциплинарные методы изучения юмора для формирования комплексного понимания роли комического в художественном произведении. Психология и антропология дают знания о зарождении и формировании чувства комического у человека. Были разобраны первичные цеди и задачи, которые юмор решает в повседневной жизни человека. Общий вывод, к которому приводит нас антрополог А.Г. Козинцев заключается в том, что юмор уничтожает любую семантику. Юмор позволяет человеку мыслить в докультурной системе координат. Смех и юмор временно лишают любые явления и предметы смысла.
В разделе 2.4. изучены работы критиков и литературоведов о роли юмора в «Уловке-22» Джозефа Хеллера. Многие западные исследователи выделяют абсурд, как особую категорию в творчестве Хеллера, а также говорят о нём в контексте литературы «черного юмора».
В главе 3 проведен анализ текста «Уловки-22». Образ Йоссариана раскрывается и объясняется через теорию Фрейда о трикстерах, а также с помощью инструментария Бахтина. Йоссариан оказывается одним из редких героев в произведении, которому удается сбежать от абсурда уловки.
Подробно рассмотрена эволюция персонажа и даны интерпретации некоторым эпизодам, связанным с ним. Доктор Дейника и майор Майор объединены в общую группу и рассмотрены через социологическую теорию «Социальной смерти». Мило Миндербиндер рассматривается как гротескный персонаж-торговец, создающий огромное количество юмористических эпизодов в романе. Также изучены те приёмы, с помощью которых Джозеф
Хеллер делает художественный мир произведения абсурдным.
Цели исследования были достигнуты:
В 1-й главе изучены авторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование художественного метода Джозефа Хеллера.
Во 2-й главе систематизированы научные знания о юморе для последующей работы с художественным текстом.
В 3-й главе проанализирован творческий метод Джозефа Хеллера и то, что он вносит в развитие антивоенного романа.



1. Heller J. Catch-22. - London: Vintage, 2011. - 540 p.
2. Хеллер Джозеф Поправка за поправкой / пер. с англ. С. Б. Ильина. - М.: АСТ, 2013. - 412 с.
3. Хеллер Джозеф Поправка-22 / пер. с англ. А. Кистяковского. - М.: АСТ, 2021. - 672 с.
4. Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7 - 19.
5. Алешина Ю. В. Аксиологический диссонанс как основа комического (на
материале анализа художественных текстов малого прозаического жанра) [Электронный ресурс] - URL:
https://elibrarv.ru/download/elibrarv 32243212 73953835.pdf - (Дата
обращения: 10.11.2021).
6. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. - М.: Издательство «Европа», 2008. - 424 с.
7. Аствацатуров А. А. Поэтика и насилие (О романе Курта Воннегута
«Бойня номер пять») [Электронный ресурс] - URL: https: //magazines. gorkv.media/nlo/2002/6/poetika-i-nasilie.html - (Дата
обращения: 13.03.2023).
8. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990 - 543 с.
9. Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. - М.: Панорама, 2000. - 608 с.
10. Бикус Д.С. Особенности американского чёрного юмора [Электронный
ресурс] - URL:
https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv 46511236 76835000.pdf- (Дата обращения: 11.01.2023).
11. Борев Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. - М.: Искусство, 1970. - 269 с.
12. Борзенина А. Н. Психология образа трикстера [Электронный ресурс] - URL:https://cvberleninka.rU/article/n/psihologiva-obraza-trikstera/viewer- (Дата обращения: 19.04.2023).
13. Буковски Ч. Письма о письме. - М.: Изд-во «Э», 2017. - 288 с.
14. Буханцова Е.В. Героическое и трагическое в романе Э. Хемингуэя
«Прощай, оружие!» [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv 45808278 15943276.pdf- (Дата обращения: 30.12.2022).
15. Воннегут К. Бойня №5 / пер. с англ. Р Райт-Ковалевой. - М.: Изд-во АСТ, 2022. - 221 с.
16. Галинская И.Л. Роман Нормана Мейлера «Нагие и мёртвые»
[Электронный ресурс] - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 12903933 36408059.pdf- (Дата обращения: 30.12.2022).
17. Дуров Б.Ю. Человек и война в романе Нормана Мейлера «Нагие и
мёртвые» [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 9913?22 45904366.pdf- (Дата обращения: 30.12.2022).
18. Зверев А. М. Американский роман 20 - 30-х годов. - М.: Худож. лит., 1982. - 256 с.
19. Казакова Л. Н. От диалога к оппозиции: о специфике художественного
времени автобиографического романа Дж. Хеллера “Now and then” [Электронный ресурс] - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 21240983 41662270.pdf - (Дата
обращения: 14.01.2023).
20. Карасёв Л. В. Философия смеха. - М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 1996. - 222 с.
21. Карасик О. Б. Особенности сатиры Дж. Хеллера в романе «Голд, или не
хуже золота» [Электронный ресурс - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 20862374 78184945.pdf - (Дата
обращения: 10.11.2021).
22. Карташов А. Западный фронт. Судьба солдата в Америке [Электронный ресурс] - URL:https://chapaev.media/articles/9072- (Дата обращения: 10.11.2022).
23. Козинцев А.Г Человек и смех. - СПб.: Алетейя, 2007. - 236 с.
24. Колебабчук А.И. Повествовательные приёмы в романе Дж. Хеллера
«Уловка-22» [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 41659602 12076089.pdf- (Дата обращения: 11.01.2023).
25. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977. - 184 с.
26. Малышкин Е. Уловка-22: о достоинстве неразделенной любви и ограниченности бесконечного обмена [Электронный ресурс] - URL: https://logosjournal.ru/upload/iblock/0e6/Logos.2022 5(150)-263-274.pdf- (Дата обращения: 14.01.2023).
27. Мейлер Н. Нагие и мёртвые. - М.: Вече, 1994. - 480 с.
28. Мендельсон М. О. Роман США сегодня. - М.: Советский писатель, 1977. - 398 с.
29. Моисеев В.В. Социальные мотивы в модернизме и постмодернизме XX
века [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 29846913 87399728.pdf- (Дата обращения: 11.01.2023).
30. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. - М.: Худож. лит., 1980. - 279 с.
31. Надирова Ж. К. Мотив бунта в романе Джозефа Хеллера «Уловка-22» [Электронный ресурс] - URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16971884- (Дата обращения: 10.11.2022).
32. Недосейкин М.Н. Роман Л.-Ф. Селина «Путешествие на край ночи» : человек в мире. Науч. Совет РАН «История мировой культуры». - М.: Наука, 2006. - 222 с.
33. Никифоров А.А. Проза и поэзия США о Второй Мировой Войне в
отечественном, российском и американском литературоведении [Электронный ресурс] - URL:
https: //www.elibrarv.ru/download/elibrarv 23278785 94075295.pdf- (Дата обращения: 11.01.2023).
34. Нинидзе А. Д. Поэтика смерти в романе Луи-Фердинанда Селина «Путешествие на край ночи» [Электронный ресурс] - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/poetika-smerti-v-romane-lui-ferdinanda-selina-puteshestvie-na-krav-nochi/viewer- (Дата обращения: 30.04.2023).
35. Панова О. Ю. Пути современной прозы в Великобритании и США
[Электронный ресурс] - URL: https: //cvberleninka.ru/article/n/puti-
sovremennov-prozv-v-velikobritanii-i-ssha- (Дата обращения:
14.11.2021) .
36. Проблемы литературы США XX века : [сб. ст.] / М. О. Мендельсон, А. Н. Николюкин, Р М. Самарин [и др.] - М.: Наука, 1970. - 527 с.
37. Салимов А. Н. Парадокс как элемент литературной игры в романе Дж. Хеллера «Видит Бог» [Электронный ресурс] - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/paradoks-kak-element-literaturnov-igrv-v-romane-dzh-hellera-vidit-bog/viewer- (Дата обращения: 17.09.2022).
38. Салимов А. Н. Эволюция романного творчества Джозефа Хеллера [Электронный ресурс] - URL:https://elibrarv.ru/item.asp?id=19338857- (Дата обращения: 17.09.2022).
39. Селин Луи-Фердинанд Путешествие на край ночи / пер. с фр. Ю. Корнеева. - М.: АСТ, 2019. - 416 с.
40. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: Исторический опыт
России [Электронный ресурс] - URL:
http://krotov.info/librarv/18 s/en/vavskava 02.htm- (Дата обращения:
16.11.2021) .
41. Топер П. М. Вторая мировая война в литературе зарубежных стран : [сборник] / отв. Ред. П. М. Топер. - М.: Наука, 1985. - 616 с.
42. Топер П. М. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. - М.: Советский писатель. 1985. - 656 с.
43. Хемингуэй Э. Прощай, оружие!. - М.: АСТ, 2010. - 379 с.
44. Шмелёва В. В. Система образов романа Дж. Хеллера «Портрет художника в старости» как выражение ценностной парадигмы автора [Электронный ресурс] - URL:https://cvberleninka.ru/article/n/sistema-obrazov-romana-dzh-hellera-portret-hudozhnika-v-starosti-kak-vvrazhenie-tsennostnov-paradigmv-avtora(Дата обращения: 14.11.2021).
45. Юнг К. Г. О психологии образа трикстера [Электронный ресурс] - URL: https: //carlj ung.ru/Librarv/Trixter. htm- (Дата обращения: 09.04.2023).
46. Юрьева Л. Н. Кризисные состояния [Электронный ресурс] - URL: http://krotov.info/libr min/27 yu/yurch/yur 01.html- (Дата обращения:
14.11.2021) .
47. Blues T. The Moral structure of “Catch-22” // Studies in the Novel. - 1971.
- Vol. 3. - No. 1. - P 64-79.
48. Bukowski C. Tales of ordinary madness. - Virgin Books, 2009. - 231 p.
49. Dabney Park, Jr. History's Catch-22: The Peloponnesian War // The History Teacher. - 1995. - Vol. 27. - No. 2. - P 108-122.
50. Green D. A world worth laughing at: "Catch-22" and the humor of black humor // Studies in the Novel. - 1995. - Vol. 27. - No. 2. - P 186 - 196.
51. Gross B. «Insanity is contagious»: The mad world of «Catch-22» // The Centennial Review. - 1982. - Vol. 26. - No. 1. - P 86-113.
52. Hemingway E. M. A Farewell to Arms : художественная лит-ра. - М.: Прогресс, 1976. - P 320.
53. Hidalgo-Downing L. How to do things with contradiction: exploring humour in joseph heller's "Catch-22"// Atlantis. - 2000. - Vol. 22. - No. 2. - P 107¬135.
54. Kennard J. Joseph Heller: At War with Absurdity // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. - 1971. - Vol. 4. - No. 3. - P. 75-87.
55. Luno J. A., Louwerse M., Beck J. Tell us your story: Investigating the linguistic features of trauma narrative [Электронный ресурс] - URL: https://escholarship.org/uc/item/95n9p15n#main(Дата обращения:
14.11.2021) .
56. Maddocks M. Comedy and War // The Sewanee Review. - 2004. - Vol. 112.
- No. 1. - P 22-34.
57. McDonald Walter R. Look Back in Horror: The Functional Comedy of Catch- 22 // CEA Critic. - 1973. - Vol. 35. - No. 2. - P 18-21.
58. Moore M. Pathological communication patterns in Heller’s “Catch-22” // ETC: A Review of General Semantics. - 1996. - Vol. 52. - No. 4. - P 431¬439.
59. Nagel J. "Catch-22" and Angry Humor: A Study of the Normative Values of Satire // Studies in American Humor. - 1974. - Vol. 1. - No. 2. - P 99-106.
60. Reilly C. An Interview with Joseph Heller // Contemporary Literature. - 1998. - Vol. 39. - No. 4. - P 507-522.
61. Sale R. An interview in New York with Joseph Heller // Studies in the novel.
- 1972. - Vol. 4. - No. 1. - P 63-74.
62. Stanford W. Gregory, Jr. and Jerry M. Lewis, Social Death: Or Whatever Happened to Doc Daneeka? // The Pacific Sociological Review. - 1975. - Vol. 18. - No. 1. - P 68-82.
63. Thegze C. "I See Everything Twice": An Examination of Catch-22 // Film Quarterly. - 1970. - Vol. 24. - No. 1. - P 7-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ