ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РИСКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 5
1.1. Риски дорожной аварийности 5
1.2. Концепция управления рисками в системе обеспечения безопасности дорожного
движения 10
1.3. Стратегия по безопасности дорожного движения: анализ российского и мирового
опыта 17
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ СНИЖЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ 23
2.1. Идентификация опасностей и оценка рисков водителей автотранспорта на
рабочем месте 23
2.2. Профилактика воздействия производственных факторов на здоровье
водителей 30
2.3. Применение страхования и новых технологий как методов снижения риска
водительского состава 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 41
3.1. Риски дорожно-транспортных происшествий по г. Санкт-Петербургу 41
3.2. Разработка мероприятий по повышению безопасности дорожного
движения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эксплуатация транспортного средства всегда ассоциируется с понятием риск. Риск присутствует не только во время управления транспортным средством (далее ТС), но и в каждом из этапов подготовки автомобиля к удовлетворению общественных транспортных потребностей:
1.Осмотр ТС, включающий проверку как состояния комплектности кузова автомобиля, так и его колес, бортов, окраски и исправности механизмов дверей;
2. Проверка наличия топлива в баке, охлаждающей жидкости в системе охлаждения и уровни масла в картере двигателя, а также осмотр места стоянки на наличие/отсутствие подтеков данных жидкостей;
3.Запуск двигателя и осмотр панели управления на выявление предупреждения системы;
4. Проверка работоспособности системы освещения и сигнализации;
5. Проверка исправности рабочего, стояночного тормозов и рулевого управления;
6. После прогрева двигателя, несколько раз нажать на педаль газа для выявления несоответствующих шумов и стуков в двигателе.
Актуальность темы исследования обуславливается в первую очередь тем, что на текущий день, согласно статистике, количество дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) хоть имеет и отрицательную динамику, но цифры все равно не утешительные. За 2021г. суммарное количество ДТП в Российской Федерации (далее РФ) составило 123646, количество погибших- 13718 человек, ранения разной степени тяжести -155794 . Также ДТП приносит и экономические потери, равные 3% валового внутреннего продукта (далее ВВП), так как во время ДТП подвергаются уничтожению не только дорогостоящие автомобили, но и окружающие их объекты строительства: столбы, оградительные заборы, строительные сооружения и другие постройки. Все эти негативные последствия заставляют искать пути уменьшения данных показателей и сохранения жизни и здоровья граждан, а также имущества государства и частных лиц.
Для уменьшения риска ДТП, необходимо применять следующие этапы теоретических подходов к обеспечению безопасности дорожного движения:
-идентификация и описание риска;
Первый и важный этап в разработке стратегии, т.к. необходимо определить с какими рисками встречается водитель, начиная с подготовки автомобиля к поездке, во время непосредственного движения и до момента парковки ТС.
- измерение риска (качественная и количественная оценка);
На этом этапе определяется градация по шкале степени риска и его возможность наступления, т.к. не все риски, идентифицированные на первом этапе, имеют место в конкретный промежуток времени, например: риск заноса ТС на льду невозможно себе представить в летнее время.
-мероприятия по управлению рисками;
На этом этапе происходит разработка подходов с учетом различной степени наступления риска. Мероприятия включают в себя предупреждение риска, передачу риска, и его финансирование.
-контроль и мониторинг введенных мероприятий;
Заключительный этап, на котором происходит учет влияния введённых мероприятий с целью проверки их эффективности и положительного влияния на риск. В случае отрицательного влияния, происходит разработка новых методов борьбы с риском и его последствиями.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты управления риском и обеспечения безопасности дорожного движения рассматривались в работах следующих российских авторов: Айбазова Л.Б., Антонова, С.Н., Артемова А.Ю., Блинкина М.Я, Верзилина В.А, Зуева С., Ефремова Б.Д., Калюжный Ю.Н., Кашников А.Н., Коноплянко В.И, Лисееенко В.И., Майорова, В.И., Майборода, О.В., Муратова Н.Н, Степанова И.В., Тимофеевой Т.Ф и др.
На основании вышеописанных тезисов, можно сформулировать объект исследования, который представляет собой риски в системе обеспечения безопасности дорожного движения, а предмет исследования - процессы управления рисками при осуществлении дорожного движения.
Целью исследования является разработка проекта по минимизации рисков ДТП при осуществлении дорожного движения на примере города Санкт-Петербург. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
1. Изучить теоретические основы, отечественный и международный опыт управления дорожными рисками;
2. Выявить возможные методы управления дорожными рисками при движении ТС;
3. Привести анализ рисков при осуществлении дорожного движения, в том числе риск снижения надежности водительского состава;
4. Построить классификацию дорожных рисков, применимую к городу Санкт- Петербург;
5. Провести диагностику и анализ дорожных рисков на пересечении Новосмоленской набережной и ул. Наличной, возле станции метро «Приморская», Василеостровского острова, г. Санкт-Петербург;
6. Разработать программу по минимизации дорожных рисков на пересечении Новосмоленской набережной и ул. Наличной, возле станции метро «Приморская», Василеостровского острова, г. Санкт-Петербург.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления рисков и обеспечения безопасности дорожного движения, законодательные акты, методические и нормативные материалы теоретического и практического характера и др.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что благодаря своему широкому охвату идентифицируемых рисков (риски до, во время и после управления ТС, риски потери здоровья водительского состава, внешние риски в виде неоптимизированной светофорной сигнализации или конфликтных точек на пересечении), появляется возможность разработать проактивные меры для предотвращения аварийных ситуаций на дороге, т.к. это способствует большему сокращению аварийности и смертности, а также снижению имущественных потерь. Возможно дальнейшее использование результатов данного исследования для внедрения как на пересечениях с высокой долей аварийности, так и в транспортных компаниях, имеющих свой автопарк и водительский состав.
Теоретическая значимость заключается в расширении уже существующих знаний в области управления риска ДТП.
Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка использованных источников. Первая и вторая глава состоят из трёх параграфов, третья - из двух. В первой главе решаются задачи 1-2, во второй главе задачи 3, в третьей главе задачи 4-6. К основному тексту прилагается список использованной литературы (81 наименование). Объём работы составляет 88 стр. В результате сформированы выводы исследования.
Итак, рассмотрев тему «Управление рисками в системе обеспечения безопасности дорожного движения» были выполнены все поставленные задачи, начиная от рассмотрения концепции управления аварийности на примере РФ, рисков водительского состава, заканчивая разработкой программой по уменьшению рисков, присущих Санкт-Петербургу. По каждой главе были предложены мероприятия, способствующие сокращению риска ДТП, что и является основной целью всей работы.
По результатам исследования было выявлено:
1. Самое большое число ДТП происходит в Азиатских странах, таких как Индия и Китай. Это вызвано тем, что, во-первых, в данных странах население составляет более 1 млрд. человек на ограниченной территории, а во-вторых, несоблюдение правил дорожного движения/покупка прав на управление ТС без специального обучения, а также низкие штрафы.
2. Согласно статистике с 2018 по 2021гг. количество ДТП в РФ имеет тенденцию к снижению, а именно: уменьшение количества ДТП на 26%, число пострадавших на 27%, количества погибших на 24%.
3. Причины, по которым происходят ДТП, можно подразделить на следующие
основные группы: нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости, управление ТС под действием запрещенных веществ, игнорирование средств защиты, таких как детские кресла, ремень безопасности, нарушение правил проезда перекрестка), техническая неисправность автомобильного транспорта, отсутствие социальной
ответственности пешеходов, ухудшение самочувствия, переутомление и сон за рулем, недостаточная квалификация водителя, отвлекание за рулем или использование мобильного телефона, плохие дорожные условия и несоответствие параметров проезжей части нормативным документам, тяжелые метеорологические условия.
4. В управлении рисками дорожной аварийности принимают участие все участники дорожного движения, а именно: Правительство РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические и физические лица. К методам управления рисками дорожной аварийности относят: сертификацию, лицензирование, а также различные виды страхования (ОСАГО, ДСАГО, КАСКО, ОСГОП, Зеленая карта).
5. РФ, США и Япония в связи с увеличивающимся количеством смертельных исходов от ДТП, столкнулись с необходимостью внедрения Стратегий по безопасности, однако у каждой страны это происходило в разное время: в РФ с Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в 1995, а также новой Стратегии на 2018 - 2024гг., утвержденной в 2018г., в США с закона «О безопасности движения» в 1966г., в Японии с Основного закона о мероприятиях по обеспечению безопасности движения в 1970г. Каждый закон приносил новшества для обеспечения безопасности. В РФ была организована подготовка водителей к управлению ТС, внедрены правила парковки, стоянки, перевозки грузов и пассажиров, сертификация ТС и запасных частей, началось лицензирование отдельных видов деятельности, впервые использовался метод страхования, а самое главное - начался контроль со стороны различных органов власти за БДД. В США были внедрены стандарты безопасности ТС, включающие определенные дополнения: появились подголовники, ударопрочные лобовые стекла и ремни безопасности. Проводилась модернизация дорог и предупреждающих знаков, а также работа с водителями и населением. Установлено требование использования использование детских кресел и ремней безопасности, а также шлемов при вождении мотоциклов. В Японии начали проводить занятия по освоению Правил дорожного движения, а также внедряли разделение транспортных, велосипедных и пешеходных потоков с повышением транспортной культуры.
При этом каждая страна ввела свою систему штрафов за различные виды нарушений. В результате внедрения программ удалось снизить количество ДТП: В РФ на 27% при сравнении 2018 и 2021гг., в США на 11% при сравнении 1966 и 1974 гг., в Японии на 50% при сравнении 1980 с 1970гг.
6. Для малозначительного и малого рисков не требуется внедрение дополнительных мероприятий по обеспечению поддержания низкого уровня риска, а рекомендуется поддержание ранее внедренных мероприятий. Примерами таких мероприятий служат использование средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) рук (рукавицы), головы (каска), тела (специальная униформа), соблюдение техники безопасности (далее ТБ).
7. Для умеренного уровня риска является целесообразным внедрение дополнительных мероприятий с целью уменьшения риска. Примерами служат СИЗ для ушей (беруши), для глаз (защитные очки), специальные средства сигнализации, предупреждающие об опасности (звуковые, световые).
8. Для значительного уровня риска внедрение дополнительных мероприятий является требованием, а не рекомендацией, как при умеренном уровне риска. К данным мероприятиям относятся: применение СИЗ для рук, органов дыхания (респираторы), глаз, ограждение мест повышенной опасности, контроль исправного состояния компрессорных установок, воздухопроводов, установок с пневмоприводом, соблюдение скоростного режима, проверка ТС до выпуска на линию или предрейсовый контроль, соблюдение инструкций по безопасности, установка средств пожаротушения и частые медицинские осмотры.
9. Для недопустимого риска необходимо немедленное реагирование по устранению данного риска, т.к. промедление может оказаться плачевным и привести к смерти водительского состава. Сюда включаются все раннее описанные мероприятия с постоянным мониторингом со стороны высшего руководства организации и привлечением к ответственности за несоблюдение требований по ТБ.
10. Для предотвращения риска снижения надежности водительского состава, который состоит в ухудшении его здоровья, используются следующие способы:
- организация медицинского осмотра;
-применение технических средств контроля режима труда и отдыха (тахограф);
- соблюдение перерывов при управлении ТС;
-занятие разминкой и/или спортом.
11. Дополнительными мерами по снижению надежности водительского состава являются применение методов страхования (НС при КАСКО и ДМС при ДТП), а также различных современных технологий.
Технологии для уменьшения риска здоровья водителя:
-применение « умных» браслетов;
-приложений для здоровья.
Технологии для предотвращения технических рисков попадания в ДТП:
-парковочные системы;
-система предупреждения о столкновении с функцией вспомогательного торможения;
-адаптивный круиз контроль;
- передовая система BLIS и система IDIS;
- StopSleep.
Технологии для предотвращения внешних рисков попадания в ДТП:
- совершенствование светофорного регулирования;
- Табло-оповещения на дорогах;
-«Умные» дороги.
12. Выявлены риски нарушения безопасности дорожного движения, присущие г. Санкт- Петербургу, согласно одной из задач дипломной работы, с разделением их по 3 основным категориям: тип ДТП, нарушение ПДД, дорожные условия.
13. Составлен Топ 10 рисков, свойственных г. Санкт-Петербургу, согласно статистике за 2021г.:
i. Столкновение;
ii. Наезд на пешехода;
iii. Неправильный выбор дистанции;
iv. Нарушение правил проезда пешеходного перехода;
v. Несоблюдение скорости конкретным условиям движения;
vi. ДТП в результате заснеженных погодных условий;
vii. Нарушение требований сигналов светофора;
viii. Нарушение правил перестроения;
ix. Наезд на препятствие;
х. Наезд на стоящее ТС.
14. На основе картограммы ДТП, был выбран перекресток с наибольшим числом ДТП, а именно: ул. Наличная и наб. Новосмоленская, рядом с Приморской станцией метро.
15. По каждому из Топ 10 рисков, были предложены мероприятия, которые
способны снизить риск ДТП, что и является целью данной главы (программа управления рисками). Особый интерес представляли риски № 1 «Столкновение» и 7 «Нарушение
требований сигналов светофора». Для риска № 1 были посчитано число конфликтных точек и были предложена измененная схема пофазного разъезда на выбранном перекрестке с целью их минимизации, т.к. чем больше конфликтных точек, тем больше вероятность ДТП.
Для риска 6 была проделана работа с помощью программы Anylogic. Был изучен текущий график светофорного регулирования на выбранном перекрестке. Затем, после создания модели перекрестка, происходила его оптимизация. Т.к. время проезда перекрестка уменьшилось, то эксперимент считается удачным (вариант № 1 «Оптимизация текущего светофорного регулирования») - сокращение времени проезда со 133 сек. до 82, в связи с чем это уменьшает желание водителей на нарушение проезда светофора, т.е. сокращает риски ДТП.
1. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к
техническому состоянию и методы проверки. - Москва: Стандартинформ 2010
2. ГОСТ Р 50597-2017: Дороги автомобильные и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля. - Взамен ГОСТ Р 50597-93; введ. 2018 - 06 - 01. - Москва: Стандартинформ, 2017. - 28 с.
3. ГОСТ 52289-2019. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст:. - Москва : Стандартинформ, 2020. - 58 с.
4. ГОСТ Р52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний: национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 109-ст - Москва
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 25.04.2002 N 41-ФЗ.- Ст. 12.37.
6. «О безопасности дорожного движения» : Федеральный закон № 196-ФЗ : [принят
Государственной Думой 10 ноября 1995 г. ; в ред. от 29.11.2021 // Собрание
законодательства РФ.- Ст. 3.
7. ОДМ. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. — Взамен ВСН 24-88; введ. 2004 - 03 - 17. - Москва: РосдорНИИ. - 47 с.
8. "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022): Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) // Собрание законодательства РФ. -1995
9. "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"- Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).- Москва: Стандартинформ, 2018.
10. "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020).- п.2.7
11. «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»: Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г №282
12. "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном": Федеральный закон № 67-ФЗ : [принят Государственной думой 25 мая 2012 года : одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года]. - Москва.
13. «Об утверждении Правил определения количества пассажиров для целей расчета
страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров»: Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1484 (ред. от
28.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2012.
14. «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего»: Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 (ред. от 21.02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2012
15. "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза" (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14.07.2021 N 65) - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77.
16. "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" -Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н
17. "Об издании и применении ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации"- Распоряжение Федерального дорожного агентства от 12 мая 2015 г. N 853-р (ред. от 31.01.2017)
18. «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы» : Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р
19. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [Текст]: федеральный закон от 8 ноября 2007 г № 259-ФЗ; в ред. от 24.02.2021 // Собрание законодательства РФ.- Ст. 43
Книги
20. Транспортная безопасность автомобильных дорог: Учебное пособие / Артемов А.Ю., Белокуров В.П., Струков Ю.В. - Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016. - 126 с.
21. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (раздел 1.2) / - СПб.: "ИПК "КОСТА", 2007. с. 19-26
Статьи в журналах
22. Айбазова Л.Б. Оценка дорожно-транспортных рисков в городе Комсомольске-на-
Амуре : сборник научных статей III Всероссийской научно-практической
конференции «Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения», Комсомольск-на-Амуре.- 2013 г. - 54-63 с.
23. Антонов, С.Н. Нарушение установленной скорости движения как фактор риска совершения дорожно-транспортных происшествий/ С.Н. Антонов. Текст : непосредственный // SOVNAUKA.COM. - 2020. - № 2. - С. 13-17.
24. Зуев С. Обязанности юридических лиц и ИП при организации работы по обеспечению БДД // Транспортный отдел: все что нужно для работы транспортного отдела. - 2020. - С.1-4
25. Ефремов Б.Д.. Применение современных систем противодействия для
предупреждения последствий ДТП / Б.Д. Ефремов , А.В. Боровиков - Текст : электронный. - 2009. - - С. 76-78. https://cyberlenmka.ru/article/n/primenenie-
sovremennyh-sistem-protivodeystviya-dlya-preduprezhdeniya-posledstviy-dtp (дата
обращения: 28.11.2022). - Режим доступа: Научная электронная библиотека
cyberleninka.ru.
26. Калюжный, Ю. Н. Содержательная характеристика основных элементов системы обеспечения безопасности дорожного движения. Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, Орел, Россия. - 2018. - С. 36-46.
27. Майоров, В. И. Управление риском в системе обеспечения безопасности дорожного движения. - Текст : электронный, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. - 2018. - С. 8-12.
28. Майоров, В. И. Формирование и развитие государственной политики Японии для обеспечения безопасности участников дорожного движения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. - 2018. - С. 156-163.
29. Майоров, В. И. Правовой режим в сфере безопасности дорожного движения. - Текст : электронный // Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. - 2008. - С. 85-89.
30. Муратова Н.Н.. Оздоровительное и лечебное плавание // Лечение плаванием, 2017. С. 57.
31. Niharika Arora Duggal,Ross D. Pollock,Norman R. Lazarus,Stephen HarridgeJanet M. Lord.,. ( 2018 ). Major features of immunesenescence, including reduced thymic output, are ameliorated by high levels of physical activity in adulthood , 1-13.
Статистические сборники и отчеты
32. Анискина, Ю. Д. Разработка мер управления профессиональными рисками водителей автотранспортных средств: специальность 20.04.21 «Техносферная безопасность» : выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) /; Кубанский государственных университет. - Краснодар, 2019. - 27 с.
33. URL:https://itetps.hse.ru/mirror/pubs/share/542713741.pdf(Дата обращения:16.04.2023)- сайт hse.ru(Высшая школа экономики)
34. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/trans/roadsafe/unda/Sweden_Rus_VisionZero.pdf
(Дата обращения:16.04.2023)- Концепция нулевой смертности
Интернет-ресурсы и электронные базы данных
35. URL: https://openbase.online/smertnost-ot-dtp-v-mire/(дата обращения: 17.02.2022)- Смертность от ДТП в мире: OpenBase.online
36. URL: https://www.worldlifeexpectancy.com/cause-of-death/road-traffic-accidents/by-
country/ (дата обращения: 30.03.2022)-официальный сайт ВОЗ.
37. URL https://infotables.ru/avtomobili/1104-tormoznoj-put-avtomobilya-tablitsa(дата обращения: 31.03.2022)- Всемирная организация здравоохранения
38. URL:https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries (дата
обращения: 31.03.2022)- Всемирная организация здравоохранения.
39. URL: https://unis.livejournal.com/454486.html(дата обращения: 15.04.2022)-сайт
Lifejournal
40. URL: https://dzen.ru/a/Xe9v8IbEqQCwPUow(дата обращения: 17.03.2022) - сайт
GidPoStrahovke.ru
41. URL: https://www.sravni.ru/kasko/info/poluchenie-vyplat/(дата обращения: 10.04.2022)- сайт Сравни. ру
42. URL: https://revolution.allbest.ru/law/00422703_0.html(дата обращения: 06.05.2022)-сайт allbest
43. URL:https://romix1c.livejournal.com/57402.html-сайт Lifejournal
44. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.96d6bed0-6267b1c2-bb219347- 74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/National_Traffic_and_Motor_Vehicle_Safety_AсЦдата обращения: 26.04.2022)-сайт Википедии
45. URL: https://americanbutler.ru/ru/polezno/lifestyle/shtrafy-za-narushenie-pdd (дата
обращения: 26.04.2022)-сайт americanbutler.ru
46. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.ef5a8412-6267b06e-4a40226f- 74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Motor_vehicle_fatality_rate_in_U.S._by_year(дата обращения: 26.04.2022)-сайт Википедии
47. URL: https://yagaijin.ru/categories/live/2021-08-02-narushenie-pravil-dorozhnogo- dvizheniya-v-yaponii.html(дата обращения: 15.04.2022)-сайт yagaijin.ru
48. URL: https://ohranatruda.of.by/karta-opasnostej-i-riskov-dlya-voditelya-avtomobilya.html(дата обращения: 31.10.2021). -Портал охраны труда
49. URL: https://xn--90aaefavsx0al6m.xn--p1ai/propaganda/rekomendaczii-uchastnikam-
dorozhnogo-dvizheniya/4019-professionalnye-riski-voditelya-avtomobilya (дата
обращения: 07.06.2022)-сайт ГИБДД по г. Брянску
50. URL: https://gutaclinic.ru/articles/serdechno-sosudistye-zabolevaniya-/(дата обращения: 09.06.2022). - сайт ГУТА-КЛИНИК
51. URL: https://silvanols.by/stati/zabolevaniya-zhkt/(дата обращения: 09.06.2022). - сайт СИЛВАНОЛС
52. URL: https://onlinegibdd.ru/articles/view/rezhim-truda-otdiha. (Дата
обращения:20.06.2022)- сайт Online ГИБДД
53. URL:https://sergosport.ru/trenirovka/kompleks-uprazhnenij-dlya-voditelej.html (Дата
обращения:22.06.2022)
54. URL: https://gtonorm.ru/sportivnaya-hodba(Дата обращения:18.11.2022-сайт ГТО
55. URL: https://rsport.ria.ru/20220811/beg-1808986589.html(Дата обращения:28.11.2022)- сайт ЗОЖ
56. URL: https://xn--b1ahgijafjgng.xn--p1ai/article/polza-igrovyx-vidov-sporta (Дата
обращения:28.11.2022)-сайт «Живу спортом»
57. URL:https://zakon.temaretik.com/1558010988449237021/strahovka-ot-neschastnyh- sluchaev-po-paushalnoj-sisteme/(Дата обращения:28.11.2022)- сайт Человек и Закон
58. URL:https://www.vashamashina.ru/insurance_under.html(Дата обращения:28.11.2022)- сайт Правовая защита автолюбителя
59. URL:https://www.alfastrah.ru/individuals/life/alfa-drive/calc/ (Дата
обращения:28.11.2022)- сайт АльфаСтрахование
60. URL :https://sberbankins.ru/products/injury/ (Дата обращения:28.11.2022)-
СберСтрахование
61. URL :https://reso.ru/individual/accident/ns/(Дата обращения:28.11.2022)-Сайт РЕСО- Гарантия
62. URL :https://reso.ru/export/sites/reso/about/rules/individual/auto/kasco/auto_prav_0420- print.pdf(Дата обращения:28.11.2022)-РЕСО-Гарантия
63. URL : https://www.rgs.ru/auto/pomoshch-na-doroge(Дата обращения:28.11.2022)-Сайт Росгосстрах
64. URL : https://rg.ru/2022/09/19/rossijskie-razrabotchiki-predstavili-gadzhet-dlia-voditelej- sluzhebnogo-transporta-medicinskij-smart-braslet.html(Дата обращения:28.11.2022)- ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
65. URL : https://club.dns-shop.ru/blog/t-78-smartfonyi/20070-posledi-za-soboi-10-prilojenii- dlya-tvoego-zdorovya/(Дата обращения:28.11.2022)-сайт Компании DNS
66. URL : https://habr.com/ru/post/381167//(Дата обращения:28.11.2022)- сайт Компании Habr
67. URL : https://trasscom.ru/blog/umnye-svetofory/(Дата обращения:29.11.2022)- сайт АО «ТРАССКОМ»
68. URL : https://avtotachki.com/umnye-dorogi/(Дата обращения:29.11.2022)- Умные дороги
69. URL:https://dtpstat.ru/?center=56.05822464507579%3A36.971384425517904&zoom=11& start_date=2022-11-01&end_date=2022-11 (Дата обращения:25.01.2023)- Карта ДТП по г. Санкт-Петербургу
70. URL: https://infopedia.su/1x3497.html(Дата обращения:25.01.2023)-сайт Инфопедия
71. URL: https://xn--90adear.xn--p1ai/document/402 (Дата обращения:28.01.2023)-сайт
ГИБДД МВД России
72. URL:https://voshodolnca.ru/sun/%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%B
F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B 1%D 1%83%D1 %80%D0%B3 (Дата
обращения:28.01.2023)
73. URL: https://www.spb.kp.ru/online/news/4664560/(Дата обращения:28.01.2023)-сайт Комсомольская Правда
74. URL: https://rg.ru/2018/01/24/opredeleny-vinovnye-v-smertnosti-na-dorogah.html.pdf
(Дата обращения:16.04.2023)- сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
75. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Two-second_rule(дата обращения: 28.01.2023)- сайт Википедия
76. URL: https://xn--90aaefavsx0al6m.xn--p1ai/propaganda/rekomendaczii-uchastnikam-
dorozhnogo-dvizheniya/8026-peshexodnyj-perexod-mesto-povyshennoj-opasnosti(Дата обращения:28.01.2023)- сайт ГИБДД УМВД России по г. Брянску
77. URL: https://xn--b1aew.xn-- p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_obespecheniju_bezo/Publ ikacii_i_vistuplenija/item/10197964- сайт МВД РФ
78. URL: https://anylogic.help/ru/(Дата обращения:03.02.2023)-Справка программы
Anylogic
79. URL:https://study.garant.ru/#/document/57751233/paragraph/5/doclist/2619/7/0/0/%D0%B D%D0%B0%D0%B5%D0%B7%D0%B4%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80 %D0%B5%D0%BF%D1 %8F%D1 %82%D 1 %81 %D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5:3.
(Дата обращения:08.02.2023)-сайт Гарант
80. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.3b3035c8-63e77b82-2bba25b9-
74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Active_Brake_Assist(дата обращения: 11.02.2023)-Сайт Википедия
81. URL: https://real-trac.com/ru/system/realtrac-cas/(Дата обращения:16.04.2023)-сайт RealTrac