Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«МЯГКАЯ СИЛА» ФИНЛЯНДИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Работа №126166

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 9
1.1. Концепция Джозефа Ная 9
1.2. Эволюция концепции «мягкой силы» 15
1.3. Критика концепции «мягкой силы» 19
2. «МЯГКАЯ СИЛА» ФИНЛЯНДИИ 27
2.1. Финляндия в Европейском Союзе 36
2.2. «Мягкая сила» Финляндии 41
2.2.1. Первое председательство (июль-декабрь 1999 г.) 43
2.2.2. Второе представительство (июль-декабрь 2006 г.) 53
2.2.3. Третье председательство (июль-декабрь 2006 г.) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

В современном обществе все большее значение приобретают вопросы, связанные с "мягкой силой". Мы отходим от привычных сценариев ХХ века, и текущие тенденции указывают на растущую роль информации и ее распространения в жизни каждого человека на планете. Развитие информационных технологий, разрыв в мировоззрении поколений, усиление ценностного компонента и ориентация бизнеса на "экономику впечатлений" подчеркивают важность гуманитарного сотрудничества и использования невоенных методов для продвижения актуальных задач в каждой стране.
Основные противоречия и сражения сегодня происходят не только на поле битвы, но и в новостных лентах, в виртуальных социальных сетях, в сообществах, объединенных общим интересом к определенным темам, и все это происходит в сознании людей. При этом на первом плане возникают вопрос доверия и технологии манипулирования общественным мнением. В мире, где новость живет всего один день или даже меньше, большинству просто не хватает времени и энергии, чтобы разобраться в правдивости информации. И здесь на сцену выступают шаблоны и стереотипы, основанные на глубоких установках по определенным вопросам.
Вместе с тем, роль "мягкой силы" в современном мире становится все более значимой для стран и их внешней политики. Вместе с глобализацией и развитием информационных технологий, международные отношения все больше стали основываться на взаимодействии и обмене между странами. В этом контексте "мягкая сила" становится инструментом, позволяющим странам привлекать другие государства и влиять на них, а также формировать свое международный имидж.
«Мягкая сила» имеет огромное значение для Финляндии, как для малой страны, так и для государства-члена Европейского Союза. Финляндия активно использует свои «мягкие» ресурсы для укрепления своего международного положения, достижения национальных интересов и поддержания мирных отношений с другими государствами.
Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается тем, что «мягкая сила» становится все более важной в современной глобальной политике, и, в частотности, используется малыми странами для достижения своих целей в международных отношениях, зачастую являясь одним из немногих способов влияния на более сильных акторов. Кейс Финляндии важен, поскольку страна является примером успешного использования мягкой силы в своей внешней политике.
Степень научной разработанности. Весь массив использованной литературы и источников можно условно разделить на три крупных блока:
1. Работы, посвященные концепции «мягкой силы»;
2. Научные статьи о Финляндии в контексте Европейского союза;
3. Документы о деятельности Финляндии в рамках работы органов Европейского союза.
Однако, вопрос использования Финляндией мягкой силы зачастую опускается исследователями. Этим фактом обусловлена новизна данной работы, призванной оценить эффективность финской мягкой силы и определить степень её влияния на Европейский союз.
Важно провести обзор актуальных исследований и литературы, которые касаются темы. Это позволит определить существующие теоретические и эмпирические основы и выявить пробелы в научных знаниях. В основу были положены работы Джозефа Ная, как автора концепции . Данная тема вызвала интерес у ученых, которые расширили и углубили понимание этой концепции в международных отношениях. Работы Дж. Галларотти, С. Льюкса и Н. Фергюсона внесли значительный вклад в развитие концепции «мягкой силы». Однако, концепция "мягкой силы" также получила критику от Д. Б. Меттерн, А. Вивинг, Т. Халла и Л. Росель, которые обратили внимание на неточности понятий, использованных в этой концепции, и отсутствие объяснения механизма убеждения.
Отечественные исследования И.В. Радикова и Я. Лексютиной, О.Г. Леоновой, Д.Б. Казариновой, А.В. Демидова освещают вопросы использования инструментов "мягкой силы" для повышения международного статуса страны. Другие исследователи, включая Ю. Давыдова и А. Мещерякова, занимаются разграничением "мягкой" и "жесткой" силы. В свою очередь, Е.М. Харитонова и О.Ф. Русакова изучают вопросы измерения и оценки эффективности "мягкой силы".
В плане описания именно финской деятельности, которую можно определить как «мягкую силу», интересными являются работы Тилликанен Т. Автор указывает на идентичность Финляндии как малого государства.
Целью работы является оценка эффективности применения «мягкой силы» применения Финляндией в рамках ЕС. Это включает изучение положительных результатов, достигнутых благодаря «мягкой силе», а также препятствий и вызовов, с которыми Финляндия сталкивалась при ее применении.
Задачи работы:
- Изучить концепцию «мягкой силы» и ее механизмов, значимость и влияние на международные отношения. Это поможет раскрыть специфические аспекты ее применения и эффективности;
- Обозначить роль «мягкой силы» во внешней политике Финляндии;
- Определить степень влияния «мягкой силы» и вклада Финляндии в ЕС;
Объектом исследования является внешняя политика Финляндии в рамках Европейского союза.
Предметом исследования выступает политическое влияние Финляндии на процессы и динамику внутри Европейского союза. Исследование будет сфокусированно на специфических действиях, стратегиях и инструментах, которые Финляндия использует для продвижения своих интересов и ценностей внутри ЕС.
Хронологические рамки исследования. Данная работа охватывает временной период с 1995 до 2020 гг. В 1995 году Финляндия вступила в Европейский Союз, а в с 1 июля до 31 декабря 2019 года длилось последнее председательство Финляндии в Совете ЕС.
Теоретической основой данного исследования является концепция неолиберализма. Истоки концепции «мягкой силы», которую выдвинули неолибералы, идут еще в античную эпоху; однако, теория «мягкой силы» была сформулирована относительно недавно и стала результатом усилий американской неолиберальной школы для укрепления глобальной роли США.
Методологической основой работы выступает системный подход, предполагающий рассмотрение современной мировой политики в качестве сложной системы различных взаимодействующих участников. Этот подход позволил определить степень влияния внутренних и внешних факторов на трансформацию «мягкой силы» Финляндии.
При написании работы были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования. К общенаучным можно отнести логический метод, а также методы анализа и синтеза. Применение логического метода помогло рассмотреть предмет исследования во всей сложности и многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей. Аналитический метод основан на критическом и систематическом изучении информации, данных и документов, с целью выявления закономерностей политики Финляндии и результатов ее председательств в Совете ЕС, понимания контекста и формулирования выводов.
Кроме того, в ходе работы были использованы специально-научные методы, применяемые в современной политологии и гуманитарных науках. Так институциональный метод оказался полезен при выявлении институциональных особенностей Европейского союза. Политико-описательный метод сыграл важную роль при рассмотрении внешней политики Финляндии по отношению к странам-членам ЕС.
В целом, совокупность представленных методов и подходов позволила комплексно раскрыть рассматриваемую тему.
Источниковая база исследования основывается на документах органов Европейского союза, а частности Европейского Парламента, программы новых проектов Финляндии, итоговые документы встреч Совета министров ЕС, программы и стратегии финской внешней политики внешней политики.
Научная новизна заключается в рассмотрении «мягкой силы» Финляндии в Европейском союзе. Изучение того, как Финляндия использует свои мягкие ресурсы для формирования и продвижения своих интересов внутри ЕС, позволяет более глубоко понять роль этой страны в европейской политике. Хотя некоторые исследования были проведены по теме «мягкой силы» отдельных стран или акторов в ЕС, исследование специфической роли Финляндии в рамках ЕС остается относительно недостаточным. Исследование может заполнить этот пробел в литературе и внести новые знания и понимание в эту область.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Исследование о мягкой силе Финляндии в Европейском союзе может привлечь внимание исследователей различных дисциплин. В особенности оно будет полезно изучающим политические науки, культурологию и социологию.
Исследование на данную тему имеет практическую значимость для формирования внешнеполитической стратегии других стран. Результаты и выводы исследования могут предложить рекомендации и руководство для разработки более эффективных стратегий и тактик использования «мягкой силы".
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Так что же значит «мягкая сила» в международных отношениях и эффективна ли она на примере внешней политики Финляндии? «Мягкая сила» - возможность страны привлечь и убедить другой актор международных отношений принять определенное решение, которое выгодно первой, без использования военных ресурсов и экономического давления. Финляндия как малая страна, не имеет возможности взращивать «жесткие» ресурсы, сопоставимые с соседними странами и государствами-членами Европейского союза. По сути, вступление Финляндии в ЕС в 1995 г. было обосновано факторами экономической и военной безопасности.
Несмотря на противоречивые внешние и внутренние обстоятельства во время председательств Финляндии в период 1999-2020 гг. страна успешно справилась не только с вызовами Европейского союза, но и с продвижением национальных интересов.
Главным достижением в ходе своего первого председательства представляется проект Северного измерения. Данный проект поспособствовал развитию северного региона, международному сотрудничеству в Арктике, поддержке отношений с Россией. Продвижение Северного измерения на уровне Европейского союза предоставило возможность Финляндии показать себя как успешного медиатора на международной арене.
Второе председательство Финляндии в ЕС стало весьма конструктивным. Несмотря на малый размер и небольшое население, страна смогла справиться со всеми техническими и административными функциями института.
Финляндия неоднократно выступала посредником в разрешении международных и внутренних европейских вопросов. Кроме того, страна смогла успешно реализовать представительскую функцию как внутри ЕС, так и на международной арене. Самой значимой неудачей стала невозможность подписания СПС с Россией. Однако Финляндия сделала все возможное в этой сфере. Финляндия также доказала свои инициаторские способности. Предложенная Финляндией политика инноваций стала новшеством для Евросоюза. Несмотря на то, что политические рекомендации в сфере инноваций приняты не были, сам прецедент инициативы в этой сфере является уникальным, что делает его особенно значимым.
И наконец, во время своего третьего представительства в Совете ЕС Финляндия также извлекла выгоду из стратегий, используемых малыми государствами. Она использовала отечественный опыт, что создало доверие к ее инициативам в ходе работы Совета ЕС. Например, амбициозные цели в области климата, экономика благосостояния и составление бюджета с учетом гендерных факторов были основаны на отечественных моделях.
Инновационные идеи открывают возможности для небольших государств, поскольку они могут продвигать свои интересы в рамках более широких тем. Например, Финляндия поощряла финансовую дисциплину и уважение к верховенству закона с помощью предложения MFF. Финляндия также продвигала свою роль нейтрального переговорщика, формулируя вопросы и уделяя больше внимания реализации ценностей. Такое оформление является важной стратегией малого государства, особенно в продвижении спорных норм. Спорные вопросы обсуждались более неофициально, например, путем приглашения правозащитников на обеденную встречу министров иностранных дел.
Объективно оценить деятельность Финляндии в рамках концепции «мягкой силы» сложно, так как концепция все еще не имеет четкой системы определения эффективности «мягкой силы». Однако, опираясь на вышеизложенные факты проявления «мягкой силы» в Европейском союзе можно сделать вывод, что «мягкая сила» Финляндии в Европейском союзе позволяет продвигать ее ценности и интересы на остальные страны-члены ЕС.



1. A Strong and Open Europe into the New Millennium. The programme
for the Finnish EU Presidency. - URL:
http://presidency.finland.fi/doc/agenda/agenda.html(дата обращения 25.05.2023).
2. COLOGNE EUROPEAN COUNCIL. 3 - 4 June 1999. CONCLUSIONS OF THE PRESIDENCY // Cologne European Union Council, 1999. - URL: https://www.europarl.europa.eu/summits/kol2_en.htm(дата обращения 25.05.2023).
3. Die strategische Agenda voranbringen Achtzehnmonatsprogramm des Rates (1. Januar 2019 - 30. Juni 2020) // Rat der Europaischen Union, 2018. - URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-14518- 2018-INIT/de/pdf
4. European Council, 12-13 December 2019 - URL:
https: //www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2019/12/12-13/ (дата обращения: 25.05.2023).
5. Finnish Security and Defence Policy 2004. Government report to Parliament 24 September 2004 // Prime Minister’s Office: 18/2004. - URL: http: //formin.finland.fi/doc/eng/policies/secdefpo/ PMOpublication18-2004.pdf (дата обращения 25.05.2023).
6. Government Publications, 2015. - 12/2015 - URL:
https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/163401/VNK_2015_12. pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 25.05.2023).
7. HELSINKI EUROPEAN COUNCIL. 10 AND 11 DECEMBER 1999. PRESIDENCY CONCLUSIONS // Helsinki European Council - URL: http://ue.eu.int/uedocs/cmsUpload/Helsinki%20European%20Council%20%20An nex%20IV%20of%20the%20Presidency%20Conclusions.pdf (дата обращения 25.05.2023).
8. Horizontal Working Party on Enhancing Resilience and Countering
Hybrid Threats // Council of the European Union, 2019. - URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-10027-2019-INIT/en/pdf(дата обращения 25.05.2023).
9. Multiannual strategic programme of the council 2004-2006 // Council
of the European Union [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www. eu2006.at/includes/Download_Dokumente/MAPEN.pdf (дата
обращения 25.05.2023).
10. Political Declaration on the Northern Dimension Policy, 24 November
2006. // The European Parliament: Northern Dimension Policy Framework
Document. - URL:
https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/124360/nd framework document 2006en.pdf
11. Preliminary agenda for Finland’s Presidency in the EU // Cabinet
Committee on European Union Affairs - URL:
www.eu2006.fi/the_presidency/en_GB/presidency_agenda/_files/75429538661335 079/default/preliminary_agenda.pdf (дата обращения 25.05.2023).
12. Prime Minister’s Office. Government Report on EU policy 2013 // Prime Minister’s Office Publications, 2013. -13/2013. - 10 p.
13. Results of the Finnish EU Presidency. Prime Minister Matti Vanhanen in the European Parliament on 18 December 2006 // Council of the European Union - URL: www.eu2006.fi/news_and_documents/speeches/vko51/en_GB/178743/(дата обращения 25.05.2023).
14. Summary of the Programme for the Finnish EU Presidency - URL: http://presidency.finland.fi/agenda.html(дата обращения 25.05.2023).
15. SUSTAINABLE EUROPE - SUSTAINABLE FUTURE: Finland’s
Presidency Programme. Presidency of the Council of the European Union 1 July-31 December 2019 // The Council of the European Union - URL:
http://www.euroconsulting.be/wp-content/uploads/2019/07/programma- Presidenza-finlandese.pdf(дата обращения 25.05.2023).
16. TAMPERE EUROPEAN COUNCIL. 15 AND 16 OCTOBER 1999. PRESIDENCY CONCLUSIONS // Tampere European Council, 1999.
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.europarl.europa.eu/summits/tam_en.htm (дата обращения
25.05.2023).
17. The Programme for the Finnish EU Presidency - URL:
http://presidency.finland.fi/doc/agenda/engprog_en.rtf (дата обращения
25.05.2023).
18. Trio Presidency Declaration on Gender Equality, 15 March 2019 //
Finland: Ministry of Social Affairs and Health, 2019. - URL:
https://stm.fi/documents/1271139/14654750/Trio+Presidency+Declaration+on+Ge nder+Equality.pdf/a30044d1-3828-6665-3d86- 589e59b370e5/Trio+Presidency+Declaration+on+Gender+Equality.pdf (дата
обращения: 25.05.2023).
19. Work programme of the Council for 2006 // Council of the European
Union - URL:
http://www. eu2006.at/includes/Download Dokumente/Agendas/0512draft operationalpro grammeEN.pdf(дата обращения 25.05.2023).
20. Finland: A strategic Plan to Apply Soft Power Through Action.
Interview with Laura Kamras. // Brand Finance, 2022. - URL: https://brandfinance.com/insights/2022-gsps-finland (дата обращения
25.05.2023).
21. Barnett, M. Duvall R. Power in international politics // International organization, 2005. - №59 - 40-41 p.
22. Bell D. War, Peace, and China's Soft Power: A Confucian Approach // Diogenes, 2009. - Vol. 56, №1. - 26-40 p.
23. Bially Mattern, J. Why soft power isn’t so soft? Representational Force and the Sociolinguistic Construction of attraction in World Politics // Millennium: Journal of International Studies, 2005. - Vol.33. - P. 583-612.
24. Elgstrom O. An end to Nordic exceptionalism? Europeanisation and
Nordic development policies // The Europeanisation of Development Policy, 2018. - URL: https: //www.researchgate.net/publication/330619234_An_end_to_Nordic_exceptio nalism_Europeanisation_and_Nordic_development_policies (дата обращения: 25.05.2023).
25. Fan Y. Soft Power: Power of attraction or confusion? // Place Branding and Public Diplomacy, 2008. - Vol. 4, №2. - Р. 147-158.
26. Finland’s Presidency of the EU — results. 22 December 2006. — 12 p. - URL: http://www.government.fi/eu/suomi-ja-eu/2006/en.jsp(дата обращения 25.05.2023).
27. Gallarotti G.M. Saudi Arabia’s Soft Power // International Studies, 2014. - Vol. 49, №3-4. - 233-261 p.
28. Gray C.S. Hard Power and Soft Power: The Utility of Military Force As an Instrument of Policy in the 21st Century // Carlisle, PA: Strategic Studies Institute, U.S. Army War College, 2011. - 6-8 p.
29. Heinikoski S. Rule-bending debates in recent Finnish EU policy: Pacta sunt servanda? // FIIA: UPI briefing paper, 2021. - Feb 2021/300 - 4 p. - URL: https://www.fiia.fi/wp-content/uploads/2021/02/bp300_rule-bending-in-finnish-eu- policy_saila-heinikoski.pdf(дата обращения 25.05.2023).
30. Heywood A. Global Politics // NY: Palgrave Macmillan, 2011. - 210 p.
31. Joint non-paper on the future of the LGBTI list of actions // the
European Commission, 2018. - URL:
https://meae.gov.mt/en/Documents/LGBTIQ%20Action%20Plan/Joint%20Non%2 0Paper%20LGBTI%20(signed).pdf (дата обращения: 25.05.2023).
32. Layne Ch. The Unbearable Lightness of Soft Power // Soft power and US foreign policy: theoretical, historical and contemporary perspectives. - NY and London: Routledge, 2010. - 71 p.
33. Matlary, J.H. When Soft Power Turns Hard: Is an EU Strategic Culture Possible? // Security Dialogue, 2006. - Vol. 37, №1. - 105-121 p.
34. Nye J. It is pointless to talk to Al-Qaida // Interview to “Spiegel”. 17.08.2009. - URL: http://www.spiegel.de/international/world/harvard-professor- joseph-nye-on-hard-and-soft-power-it-is-pointless-totalk-to-al-qaida-a- 643189.html (дата обращения 25.05.2023).
35. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics // NY: Public Affairs, 2004. - P. 397.
36. Nye J. The future of power // NY: Public Affairs, 2011. - 21 p.
37. Nye J. The paradox of American power: why the world"s only superpower can"t go it alone // NY: Oxford Univ. Press, 2002. - 79 p.
38. Nye J. Think again: soft power. Foreign Policy // Foreign Policy, 2006.
- URL: https://foreignpolicy.com/2006/02/23/think-again-soft-power/(дата
обращения 25.05.2023).
39. Nye, J. Bound to lead: The changing nature of American power // NY: Basic books, 1990. - 20 p.
40. Nye, J. Soft Power. Foreign Policy // NY: Basic books, 1990. - №80 - 153-171 p.
41. Presidency backgrounder - URL: https://eu2019.fi/en/skills-and- transformation-of-work(дата обращения: 25.05.2023).
42. Rainbow Rights campaign - URL:
https://yhdenvertaisuus.fi/en/rainbow-rights2(дата обращения: 25.05.2023).
43. Raunio T., Saari J. Johdanto: onko konsensuksen aika ohi?’ [Introduction: are the times of consensus over?] // Helsinki: Gaudeamus, 2017. - 17 p.
44. Raunio T., T iilikainen T. Finland in the European Union // London and NY: Routledge, 2003. - 116 p.
45. Store J. Euroopan ytimessa: 20 vuotta myota ja vastamaessa [At the core of Europe: 20 years in good times and bad] // Helsinki: Otava, 2014. - P. 392.
46. Tiilikainen T. Finland: an EU member with a small state identity // Revue d'Integration europeenne, 2001. - 28(1) - 73-87 p.
47. Tiilikainen T. A Transition Presidency? An Inside View of Finland’s Second Presidency of the EU // Notre Europe: Studies and Research, 2006. - No. 51
- 7.
48. Tornudd K. Finnish Neutrality Policy during the Cold War // SAIS Review, 2005. - 25(2) - 43-52 p.
49. Tuominen H. In defence of common values: The Finnish EU Council
Presidency 2019 // Cooperation and Conflict -Vol. 58 - 29 p. - URL:
https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/00108367221077639 (дата
обращения 25.05.2023).
50. Vuving A. How soft power works // Toronto: SSRN, 2009. - 20 p. -
URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1466220 (дата
обращения 25.05.2023)
51. Wagner C. India’s Soft Power: Prospects and Limitations // India Quarterly: A Journal of International Affairs. 2010. - Vol. 66, №4. - 333-342 p.
52. Абрамов В.А. Императивный потенциал «мягкой силы» в стратегиях внутреннего и внешнего развития КНР // Вестник Читинского гос. ун-та, 2010. - №3(60). - 10 c.
53. Байков А.А. «Мягкая мощь» Европейского Союза в глобальном силовом равновесии: евро-российский трек / А.А. Байков // Вестник МГИМО- Университета, 2014. - № 2. - С. 36-46.
54. Борох О.Н., Ломанов А.В. От «мягкой силы» к «культурному
могуществу». // Россия в глобальной политике, 2012 . - URL:
http://globalaffairs.ru/number/Ot-myagkoi-sily-k-kulturnomu-moguschestvu- 15643 (дата обращения 25.02.2023).
55. Бэрт Т. Финляндия занимает своё место в центре сцены // ИТАР- ТАСС, 1998. - №37 - 74 c.
56. Вуоренпяя М-Л. Северное измерение: взаимовыгодное
сотрудничество сегодня и в будущем Современная Европа // Современная Европа, 2019. - №3 - 37 c.
57. Давыдов Ю.П. «Жесткая» и «мягкая» сила в международных отношениях // США и Канада: экономика, политика, культура, 2007. - №1. - 9 с.
58. Европейский союз в ноябре-декабре 2006 г. Информационно¬
аналитический доклад. // Центр комплексных европейских и международных исследований, 2006. - URL:
https: //www. hse.ru/data/2010/12/19/1208308481/eu_nov_dec_2006.pdf (дата
обращения 25.05.2023).
59. Зевелёв И.А., Троицкий М.А. Сила и влияние в американо-российских отношениях. Семиотический анализ // Очерки текущей политики. Выпуск 2. Научно-образовательный форум по международным отношениям. - М., 2006. - С. 13-15.
60. Каримова Г. Возможности применения стратегии «мягкой силы» в рамках Азиатских цивилизационных пространств // Современные международные отношения, 2009. - №6. - 37 с.
61. Мосяков Д.В. «Мягкая сила» в политике Китая в Юго-Восточной
Азии // Новое восточное обозрение: интернет-журнал - URL:
https:ZZcyberleniHka.ru/articleZn/myagkaya-sila-v-politike-kitaya-v-yugo- vostochnoy-azii(дата обращения 25.05.2023).
62. Образование в России для иностранных граждан [Электронный
ресурс]. - URL: http:ZZwww.russia.edu.ru/information/analitZ960. (дата
обращения 16.10.2012).
63. Радиков И.В., Лексютина Я.В. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы / И. Радиков, Я. Лексютина // Мировая экономика и международные отношения, 2012. - № 2. - 25 с.
64. Романцов Ю. Председательство Финляндии в ЕС - задачи и перспективы // Компас, 1999. - №27 - 27 с.
65. Русакова О.Ф. Измерение soft power Z О.Ф. Русакова ZZ Soft Power: теория, ресурсы, дискурс - Екатеринбург: ИД «Дискурс-Пи», 2015. - 55-56 с.
66. Стегареску М.Н., Колпакова Т.В. «Мягкая сила» как механизм реализации интересов КНР на международной арене // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сб. ст. - Чита: Изд-во Забайкальского гос. Ун-та, 2011. - №9. - 83 с.
67. Фененко А.В. Реальность и мифы «мягкой силы» / А.В. Фененко //
Российский совет по международным делам - URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/realnost-i-mify-myagkoy-sily/
68. Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ // Международные процессы, 2008. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7idM6993645(дата обращения 25.05.2023).
69. Цветкова Н.А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы «холодной войны» // 200 лет российско-американских отношений: наука и образование: сб. ст. / под ред. А.О. Чубарьяна и Б.А. Рубла. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 382 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ