Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Работа №126123

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения наркопотребления несовершеннолетней молодёжи 6
1.1 Наркопотребление несовершеннолетней молодёжи как социальная проблема 6
1.2 Факторы риска наркопотребления несовершеннолетней молодёжи 11
1.3 Распространённость потребления наркотиков несовершеннолетней молодёжью в возрасте 15-17 лет Санкт-Петербурга 16
Глава 2 Зарубежный и российский опыт профилактики потребления наркотиков в школах 24
2.1 Зарубежные проекты и программы профилактики наркопотребления в школах 24
2.2 Нормативно-правовое регулирование профилактики наркопотребления в школах 29
2.3 Методы профилактики наркопотребления в российских школах 37
Глава 3 Потребление наркотиков и его профилактика в школах в оценках старшеклассников и их родителей 44
3.1 Программа исследования 44
3.2 Анализ результатов опроса старшеклассников 53
3.3 Анализ результатов опроса родителей старшеклассников 59
Заключение 67
Список литературы 71
Приложения 80

Одной из главных проблем России на данный момент является наркопотребление, разнообразие причин которой усложняет решение многократно. По данным Росстата за 2016 год около 25000 человек были зарегистрированы только как впервые обнаруженные за употреблением наркотических веществ. Каждый 5 из них является несовершеннолетним, что актуализирует выделение данной возрастной группы для специализированной профилактической работы.
В РФ средний возраст первого приёма токсико -наркотических веществ у мальчиков - 14,2 года, а у девочек - 14,6.1 Однако наблюдается не только рост числа наркопотребителей, но и негативных последствий наркопотребления, то есть повышение смертности в 7-11 раз, учащение суицидальных попыток в десятки раз и распространение присущих наркопотреблению болезней: СПИДа, гепатита и многих других.2 Хотя данные заболевания уже приобрели собственную проблематику и пути распространения в наше время. Несовершеннолетние потребители отличаются апатичностью, депрессивностью, склонностью к насилию, недоверчивостью. Зачастую наркопотребление у подростков является следствием другой проблемы, несовершеннолетние потребители чаще подвергались насилию в семье и сексуальному насилию.
Статистические сборники выделяют группу в возрасте от 15 до 17 лет обособленно от всех несовершеннолетних.3 Официально в России старшими считаются 10 и 11 класс, но так как 9 класс является для многих выпускным, а среди населения распространенно мнение, что это также старшая школа, он тоже будет включён в рассматриваемую группу. Для этой группы характерна эмоциональная неблагополучность, которая характеризуется гипорефлексивностью при актуализации гнева и печали. Это вызывает недовольство собой, желание избавиться от негативных переживаний: «главной задачей такого подростка становится осознанный уход от фрустрирующих эмоциональных состояний. Это отражается на всех сферах его взаимодействия с социумом»
Распространение наркопотребления, можно устранить только найдя способы кооперации различных государственных ведомств и структур, а также гражданского общества, направленность деятельности которых должна осуществляться не только на снижение предложения наркотических веществ, но и спроса.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение возможностей профилактики наркопотребления учащихся старших классов школ.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть наркопотребление подростков как социальную проблему.
2. Изучить факторы риска наркопотребления подростков и распространённость потребления наркотических веществ среди них.
3. Проанализировать зарубежный и Российский опыт профилактики потребления наркотиков подростками;
4. Изучить нормативно-правовую базу профилактики потребления наркотических средств и методы профилактики наркопотребления;
5. Провести исследование отношения старшеклассников и их родителей к наркопотрблению и его профилактике .
Объектом исследования является потребление наркотических веществ учащимися старших классов общеобразовательных школ.
Предмет - формы и методы профилактики потребления наркотиков старшеклассниками.
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, вторичный анализ результатов исследований, анализ внутриорганизационных документов, анкетирование.
Структура работы: Работа состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов заключения и приложения. Введение раскрывает актуальность данной темы, приводя некоторую статистику. Первая глава содержит три параграфа. В первом параграфе описывается проблема и приводятся результаты некоторых исследований. Во втором параграфе выделяются причины потребления наркотиков подростками. В третьем параграфе приводится статистика распространения наркопотребления подростков в СПб. Вторая глава содержит также 3 параграфа. В первом параграфе рассматриваются зарубежные программы и проекты профилактики проблемы. Во втором параграфе анализируется нормативно-правовое регулирование профилактики проблемы. В третьем параграфе рассматриваются методы профилактики проблемы, проводимые в Российских школах. Третья глава, как и предыдущие, содержит 3 параграфа, в ней приводится программа эмпирического исследования, описывается аналитическая часть исследования, а также выводы и рекомендации. Заключение содержит в себе выводы по проведённой работе. Общий объём работы - 79 страниц, список литературы включает 70 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была выявлена актуальность в изучении профилактики наркотизации старшеклассников, которая заключается в уязвимости молодых людей и высокой распространённости проблемы. Был выявлен комплексный характер проблемы. Проблема касается социальной, психологической и медицинской сферы. Наркопотребление препятствует развитию когнитивных и эмоциональных функций у старшеклассника, способствует развитию различных психических расстройств и хронических заболеваний. Наркопотребление приводит также к социальной деградации и развитию «девиантной карьеры».
Были рассмотрены факторы наркотизации учащихся в различных сферах их жизни: биологические (генетические), личностные (психологические), семейные и экономические. Особое внимание было уделено рассмотрению социальных факторов . В частности, таким явлениям как контролируемое потребление и полинаркомания, окультуривание наркопотребления, которые представляются привлекательными для части молодежи. Полинаркомания и контролируемое потребление - это альтернативные способы потребления наркотических веществ, полинаркомания заключается в употреблении сразу нескольких видов наркотиков, а контролируемое поведение в непостоянном, но фиксированном и регулярном приёме наркотиков, например, по праздникам или после учёбы. Тенденция к окультуриванию наркопотребления заключается в популяризации гедонистической культуры, в частности, визуальные материалы (листовки, элементы одежды и др.) и медиа-персоны, которые являются или являлись наркопотребителями.
Был проведён анализ теоретических исследований и эмпирических практик профилактики потребления наркотических веществ в российских школах и зарубежных программах. Рассмотрены программы «Life Skills Training program», «The Iowa Strenghtening Families», «Reconnecting Youth», а также программы некоторых российских школ. Они делают акцент на: интерактивной форме беседы, взамен сухих лекций; на информирующих мероприятиях с родителями, для согласования информации в школе и дома; на культурном просвещении старшеклассников, для смещения акцента интересов на хобби, досуговые мероприятия и выбор будущего профессионального пути, которые несовместимы с потреблением наркотических веществ; на развитии социальных и психологических навыков у старшеклассников, для повышения степени их защиты. В результате анализа был выявлен разрозненный характер профилактических мероприятий, проводимых в школах в РФ и Санкт-Петербурге, в частности. Это свидетельствует о необходимости применения системного подхода к профилактике. Системный подход подразумевает межведомственную кооперацию в профилактике и работу одновременно с подростками, родителями и специалистами школы.
Рассмотрено Российское законодательство в сфере борьбы с наркотизацией в целом и наркопотреблением несовершеннолетних в частности. Анализ показал, что существует потребность в доработке нормативно-правовой базы. В частности, необходима разработка регламента конкретных мер первичной профилактики наркопотребления в общеобразовательных учреждениях на основе научных исследований, и с учетом имеющегося опыта (зарубежного и российского), анализа текущей обстановки и региональных особенностей. Решению проблемы может поспособствовать более полный сбор статистических данных, для чего данный процесс должен стать обязательным для всех субъектов профилактики наркопотребления и лечения наркозависимости.
Кроме того, в рамках подгототовки ВКР было проведено эмпирическое исследование в одной из школ Санкт-Петербурга. В ходе исследования были выявлены: заинтересованность и готовность старшеклассников и их родителей к совершенствованию профилактики наркопотребления, в том числе введению новых мероприятий и увеличению регулярности существующих; низкая распространённость наркопотребления среди старшеклассников по оценкам опрошенных; малое количество профилактических мероприятий и редкое, нерегулярное их проведение; предпочтение устрашающей и неинтерактивной формам подачи материала учащимся; формальный подход к профилактике.
Были разработаны конкретные рекомендации для школы:
• Рекомендуется проводить на регулярной основе беседы о медицинских последствиях наркопотребления с приходящими специалистами - врачами наркологами; они должны прийти на смену лекциям, которые не вызывают интереса у учащихся;
• Необходимо расширить штат психологов до двух полных ставок. Необходимость данной рекомендации обусловливается не только мнением специалистов, но и законодательством РФ;
• Очень важно на регулярной основе проводить психологические тренинги по развитию навыков общения для старшеклассников, в том числе, направленных на развитие умений сказать нет, справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать эмоции, навыков конструктивного поведения в конфликте, рефлексии и саморефлексии и т.д.;
• Желательно на регулярной основе проводить мероприятия по информированию о проблематике и последствиях наркопотребления для родителей в интерактивной форме в виде беседы и обсуждения;
• По возможности проводить психологические тренинги по развитию навыков общения для родителей, в том числе, помогающих сформировать умение сказать нет, контролировать свои эмоции, развивающих способность распознать первые признаки наркопотребления у своего ребёнка, а также осваивать навыки правильного реагирования при обнаружении признаков наркопотребления у своего ребёнка и навыки правильного поведения в конфликте с ребёнком и т.д.;
• По возможности проводить беседы с психологом, в том числе с участием родителей, в особенности с представителями группы риска;
• Желательно увеличить регулярность мероприятий, посвящённых профессиональной ориентации старшеклассников;
• Рекомендуется на регулярной основе проводить информирующие мероприятия для учителей и специалистов школы, в том числе, о методах профилактики и степени распространённости наркопотребления, о вновь появляющихся видах наркотических веществ, что в свою очередь, должно повысить их заинтересованность в совершенствовании проводимой профилактики;
• Желательно включить в план работы школы мероприятия для учителей и специалистов школы, посвящённых обучению применения интерактивные формы подачи материала.


1. Конституция российской федерации от 12.12.1993 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ свободный (дата обращения: 01.04.2019)
2. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон 08.01.1998 № 3 - ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/ свободный (дата обращения: 14.12.2020)
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ (ред. от 07.06.2017) // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ свобводный (дата обращения: 14.05.2019)
4. Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 23.02.2018) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г."
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ свободный (дата обращения: 10.05.2020)
6. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/28415051be94a0e5b2 f3fb39347fa050ac096609/ свободный (дата обращения: 14.05.2021)
7. О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=339719#08 048154041321913 свободный (дата обращения: 03.02.2020)
8. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 18.10.2016) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/d058eb42b6f0a8f0741 25b4a4f09d08db64eda72/ свободный (дата обращения: 14.05.2019)
9. Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении Правительство Санкт-Петербурга комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 18.01.2016 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=182951#084 88674048909084 свободный (дата обращения: 20.05.2020)
10. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" // CПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 195274/ свободный (дата обращения: 25.05.2020)
11. Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2016 N 2-р (ред. от 28.12.2016) "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении" // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=182951#062 03356738813417 свободный (дата обращения: 19.05.2020)
12. Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему: «Современные методики защиты граждан от наркотиков. Статья 228 УК РФ - правоприменительная практика и развитие общественного контроля над работой правоохранительных органов» URL: https://www.oprf.ru/files/rekom_zashita_ot_narkotikov23102019.pdf свободный (Дата обращения: 17.12.2019)
13. Альберт Е. А. Научная проблема и обоснование темы исследования исследования // Молодой ученый. 2017. № 7 (141). С.208-210
14. Бартош Т. П., Бартош О. П. Копинг-поведение и психоэмоционально состояние, учащихся 9-11 классов, склонных к употреблению алкоголя // Наркология. 2008. №10. С.67-71
15. Белов В. Г., свящ. Григорьев Г., Кулганов В. А., Парфенов Ю. А. Профилактика аддиктивного поведения: опыт медикопсихологического исследования и богословские основания : учеб. пособие. Санкт-Петербург. 2013. 260 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ