ВВЕДЕНИЕ 4
ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, РАССЧИТАННАЯ НА ГРАЖДАН. 9
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 9
1.2 ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ: РИСКИ, 14
КАЗУСЫ, ПРОБЛЕМЫ 14
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГРАЖДАНАМИ 31
2.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАПРАВЛЕННАЯ НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ГРАЖДАН 31
2.2. ДОВЕРИЕ ИНСТИТУТАМ И АКТОРАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЯ ГРАЖДАН А ТАКЖЕ ДОВЕРИЯ ПОСЛЕДНИХ ГОСУДАРСТВУ В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 46
3.1 ДИЗАЙН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 46
3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ3.2.1 РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТНОГО ОПРОСА 50
3.2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРВЬЮ 65
3.2.3 ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
Цифровизационные процессы трансформация являются общемировым трендом, развития общества. Освоение технологий цифровизации помогают в достижении ключевых целей социально и экономического развития страны. Но для реализации данных целей важно, чтобы было грамотно цифровизована сфера адекватная госуправления.
В нашей стране полным ходом идет работа по внедрению и использованию в госуправлении цифровизационных технологий, разрабатываются основные пути развития и освоения в государственном управлении последних, а также их эффективное и продуктивное развитие, основывающиеся на анализе потребностей граждан в цифровой сфере. В первую очередь цифровизация направлена на совершенствование сферы предоставления государственных услуг, а также реализация контрольно-надзорного функционала на основе развития в системе государственного управлении факторов защиты и идентификации данных, позволяющий повышать уровень доверия граждан к подобным системам, что и определяет актуальность данной работы.
Целью работы является анализ внедрения цифровизации, с которой связана трансформация сферы Государственного управления на территории Российской Федерации, как фактора налаживания диалога между народом и государством.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- выявить общие и специфические черты стратегических процессов внедрения цифровых технологий в сферу публичного управления;
- раскрыть специфику влияния цифровой трансформации госуправления на общество;
- выявить основные тенденции развития и интеграции цифровизационных технологий в области госуправления, разработанных национальной программой «Цифровая экономика» и ее федерального подпроекта «Цифровое государственное управления»;
- проанализировать результаты, которые были достигнуты в области внедрения цифровых технологий в сферу публичного управления за последние годы;
- провести анкетный опрос и интервью и проанализировать их.
Объектом исследования выступает цифровизация сферы государственного управления, как элемент улучшения политической, социальной и экономической сфер жизни общества.
Предметом исследования является процесс построения диалога между обществом и государством посредством трансформации государственного управления посредством цифровизации данной сферы.
Также было сформулировано три исследовательских вопроса:
1) Какими характеристиками обладает процесс цифровой трансформации госуправления необходимыми для налаживания взаимодействия между обществом и государством: государство, сферы жизни общества, сфера госуправления, Направления подготовки и реализации госполитики и т.д.
2) Какова разница между программной реализации цифровой трансформации госуправления и реального процесса реализации последнего, и его влияние на общество.
3) Как совокупность программ госполитики в сфере цифровизации госуправления влияет на уровень доверия граждан государству необходимый для налаживания диалога между последними?
И выдвинута гипотеза о том, что цифровая трансформация государственного управления глубоко интегрируется в социум и оказывает влияние не просто на жизнь общества, а на такой фактор как доверие граждан государству, без которого невозможно полноценное и эффективное развитие страны.
В рамках работы в Фонде Росконгресс принимал участие в организации ПМЭФ 2022, ПМЮФ 2022, ВЭФ 2022 и Сильные идеи для нового времени 2022, РЭН 2022, Конгресс молодых ученых 2022, в рамках которых проводились сессии, связанные с цифровыми аспектами социального, законодательного и экономических областей жизни общества.
В России пройден первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства и был осуществлен переход ко второму этапу цифровизации посредством увеличения списках услуг предоставляемых в цифровом виде, повышению уровня безопасности и защиты данных, находящихся в цифровой среде, приобщения общества к решению социально значимых проблем посредством использования цифровых ресурсов, на которых они могу давать фидбек во различным вопросам. Но распространение цифровых технологий в сфере государственного управления в значительной степени зависит от готовности и понимания использования цифровых сервисов обществом.
В целом на долгосрочную перспективу задачи стоят, конечно, масштабные. Важным фактором является грамотный процесс цифровой трансформации госуправления. Для этого необходимо изучение потребностей граждан при использовании сетевых моделей коммуникации и между государством и обществом, повышение возможностей и доступности по получения услуг со стороны государства. Также одним из основополагающих факторов реализации поставленных задач является повышение уровня доверия граждан, уже не просто государству, а цифровому государству, возможность налаживания «диалога» между обществом и государством, за счет как раз таки эффективности цифровизационных процессов, а также за счет уменьшения различий между ожидание и реальностью в отношении деятельности государства со стороны граждан.
Процесс цифровизации государственного управления способствует появлению новых вызовов для государства, которые оказывают влияние на эффективность цифровизации в целом и связанного с ней, уровня доверия граждан акторам и структурам госуправления. Ответом государства на эти вызовы становится реализация проектов по использованию технологий и методов, которые позволяют сглаживать или полностью избавляться от негативных эффектов использования ИКТ. Изучение и анализ потребностей граждан в цифровой среде демонстрируют такой важный аспект, как открытость государства в отношении граждан, за счет грамотно выстроенной политики, что повышает уровень доверия граждан.
Укреплению доверия граждан способствуют грамотная политика правительства по использованию цифровых технологий, в частности таковым является оказание госуслуг в электронном виде.
Также государство реализует идею непосредственного участия граждан в политике своего государства, посредством создание государственных порталов, на которых люди могу оставлять свои предложения, отзывы или же осуществлять голосование по каким- либо значимым вопросам. Однако, для повышения уровня доверия недостаточно создания электронных площадок для участия граждан в процессах управления государством. Необходимо, чтобы выстраивались понятные использования данных сервисов, что повышает уверенность в прозрачности и открытости подобных процедур, необходимых для того, чтобы итогом стало принятие конкретных государственных решений. В противном случае эффект будет обратным и возникшее разочарование только усилит отчуждение населения от власти.
Все созданные системы и внедрённые программные решения служат одной цели – сделать проще и удобнее жизнь граждан нашей страны. И надеемся, что в дальнейшем удастся не только подтвердить достигнутые результаты, но и вывести цифровое госуправление на качественно новый уровень, отвечающий современным реалиям.
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (12.05.2021)
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (в настоящее время утратившее силу). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (12.05.2021)
Книги и периодические издания
3. Панкратов И.Ю., Свертилова Н.В., Лидэ Е.Н. Цифровая трансформация: риски и угрозы, возможности и перспективы развития //Государственная служба. Т. 21. № 3. - 2019. - С. 64–74.
4. Сморгунов Л.В. Управляемость и сетевое политическое управление // Власть. № 6. - 2014. - С. 5–14.
5. Василенко Л.А., Василенко В.И. . Инновационные модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях: совместный поиск путей развития // Имидж в стратегии инновационного развития регионов России: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 19–21 июня 2014 г. / отв. ред. Ю.А. Дроздова, А.А. Огарков. Волгоград: Изд-во РАНХиГС (Волгоградский филиал).- 2014. - С. 7–11.
6. Камолов С.Г., Константинова А.Н. Электронное правительство как фактор модернизации и повышения эффективности государственного управления // Право и управление. XXI век. 2017. №1.
7. Василенко В.И. и др.. Трансформационные процессы в системе допуска к государственной тайне России: монография / под ред. А.А. Прохожева. М.: Проспект. - 2010. - 591 с.
8. Василенко Л.А., Зотов В.В. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы / Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 2. С. 4-16.
9. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // 25 лет внешней политики России: сб. материалов X Конвента РАМИ. Москва, 8–9 декабря 2016 г.: в 5 т. Т. 2: Россия и современный мир: политика и безопасность: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. А.В. Мальгина. М.: МГИМО-Университет. - 2017. - 134 с.
10. Lathrop D.,Ruma L. Open government: collaboration, transparency and participation in practice. Sebastopol, CA: O’Reilly Media, Inc. - 2010. - 432 p.
11. Пушкарева Г.В. Доверие в публичном пространстве государственного управления/ Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 76. С. 151-175.
12. Корнилович В.А. Стратегическое управление: социологический подход. М.: Институт социологии РАН. - 2015. - 273 с.
13. Almquist J., Lupton J. Affording Meaning: Design-Oriented Research from the Humanities and Social Sciences/Design Issues, Vol. 26, No. 1.- 2010. - pp. 3-14
14. Лайкова А. А., Логачева А. С. Аффорданс в веб-интерфейсе - 2016. - С 748-750
15. Капранова, Л. Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика и управление. – 2018. – № 2. – С. 58-69.
16. Гелисханов, И.З., Юдина Т.Н. Цифровые платформы: особенности и перспективы развития / И.З. Гелисханов //Сборник материалов Семьдесят первой Всерос. науч.-техн. конф. студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с междунар. участием. Ярославль: Изд. дом ЯГТУ, - 2018. - С. 647
17. Чертов, Е.Е., Негребецкая, В.И. Понятие, значение и виды цифровых платформ - 2020. - С. 48
18. Моазед А., Джонсон Н. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели, М.: Альпина Паблишер - 2019. - C. 230
19. Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, - 2019. – 128 с. С. 68.
20. Трутнев Д. Р. Инфраструктура доверия в государственных информационных системах - 2012. - С. 95
21. Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. СПб: Питер, - 2007. - С. 287.
22. Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М., - 2008. - С. 82-116.
23. Полянская О.Ю. , Горбатов В.С. Инфраструктуры открытых ключей,Бином, - 2007.
24. Семилетов С. И. Проблемы электронного документа (глава 4) // Информационное право: актуальные проблемы теории и практики.
25. Коллективная монография./ под общ. ред. И.Л. Бачило – М. : Юрайт. - 2009. – 530 с.
26. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики). Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М.: Контракт,- 2007.
27. Электронный документ и документооборот: правовые аспекты: сб. научн. тр. / РАН. ИНИОН, ИГП. Сектор информационного права– М., - 2003. – 208 с.
28. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. № 5 (155). - 2018. - С. 22–29.
29. Parker G.G., Van Alstyne M.W., Choudary S.P. Platform revolution: How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. N. Y.: W.W. Norton & Company, - 2016.
30. Hagiu A. Two-sided platforms: product variety and pricing structures // Journal of Economics and Manage- ment Strategy. № 18. - 2009. - P. 1011–1043.
31. Weyl G. A price theory of multi-sided platforms // American Economic Review. Vol. 100, № 4. - 2010. - P. 1642–1672.
32. Tiwana A., Konsynski B., Bush A. Platform evolution: coevolution of architecture, governance, and envi- ronmental dynamics // Information systems research..Vol. 21, №4. – 2010 - P. 675–687.
33. Thomas L.D., Autio E., Gann D.M. Architectural le-verage: putting platforms in context // The Academy of Management Perspectives. Vol. 28, № 2.- 2014. - P. 198–219.
34. Rochet J.-C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of European Economic Asso- ciation. Vol. 1, № 4. - 2003. - P. 990–1029.
35. Evans D.S. Why the dynamics of competition for online platforms leads to sleepless nights, but not sleepy monopolies. - 2017.
36. Gawer A., Henderson R. Platform owner entry and innovation in complementary markets: Evidence from Intel // Journal of Economics & Management Strategy. Vol. 16, № 1. - 2007. - P. 1–34.
37. Boudreau K. Open Platform Strategies and Innovation: Granting Access vs. Devolving Control // Management Science. Vol. 56, № 10. - 2010. - P. 1849–1872.
38. Гелисханов И.З. Цифровые платформы: институциональный аспект // Ломоносовские чтения – 2018: сб. матер. ежегод. науч. конф. Севастополь, - 2018. - С. 148–149.
39. Geliskhanov I.Z., Yudina T.N. Digital platform: A new economic institution // Quality – Access to Success. Vol. 19, №. S2. - 2018. - P. 20–26.
40. Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт экономики нового технологического поколения // Ломоносов – 2018: матер. Междунар. молодежного науч. форума. М.: МАКС Пресс, - 2018.
41. Tiwana A. Platform Ecosystems Aligning Architecture, Governance, and Strategy. - 2014.
42. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н. Цифровые платформы: особенности и перспективы развития // Сборник материалов Семьдесят первой Всерос. науч.- техн. конф. студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с междунар. участием. Ярославль: Изд. дом ЯГТУ, - 2018. - С. 637–640.
43. Gawer A. Bridging Differing Perspectives on Technological Platforms: Toward an Integrative Framework // Research Policy..Vol. 43, № 7. – 2014. - P. 1239–1249.
44. Caillaud B., Jullien B. Chicken and egg: Compe- tition among intermediation service providers // RAND Journal of Economics..Vol. 34, № 2 - 2003. - P. 309–328.
Источники на электронных носителях
45. Государственный портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации[Электронный ресурс] Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/ (12.05.20213)
46. Государственный портал Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации[Электронный ресурс] Режим доступа https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801 (12.05.20213)
47. Государственный портал Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801 (12.05.2023)
48. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogoproekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf (12.05.2023)
49. Губов А.Ю. Переход от информатизации к цифровизации деятельности государства. 8 апреля 2020 г. // Ежедневное онлайн-издание D-russia. – URL: http://d-russia.ru/perehod-ot-informatizacii-k-cifrovizacii-dejatelnosti-gosudarstva.html(12.05.2023)
50. Ткачев А.В. Законодательное регулирование правового статуса ЭЦП.
Основные положения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.confident.ru/magazine/new/18.html.(12.05.2023)
51. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно- телекоммуникационных сетей. URL: https://gks.ru/free_doc/ new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html(12.05.2023)
52. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyanissledovanie-2020/(12.05.2023)
53. Yates Ian. Web Design Flossary: What is “Affordance”? // Envato Tuts [Электронный ресурс] Режим доступа: http://webdesign.tutsplus.com/articles/web-design-glossary-what-is-affordance--cms-23902(14.05.2021)
54. Borowska Paula. 6 types of digital affordance that impact your UX // Webdesign blog Webdesigner Depot [Электронныйресурс] Режимдоступа: http://www.webdesignerdepot.com/2015/04/6-types-of-digital-affordance-that-impact-your-ux/(14.05.2023)
55. Бизнесу окажут госуслугу Компании подключат к цифровому госуправлению [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4173672(14.05.2023)
56. В тридевятом царстве, в электронном государстве. // Пресс-релиз «Фонда Общественное Мнение». 2011 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_080711.(14.05.2023)
57. Проценко Л. «Чиновник с айпадом»: Станет ли лучше жизнь москвичей в электронном городе? // Российская газета. Столичный выпуск No 5538. 27 июля 2011г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/07/27/infograd.html.(14.05.2023)
58. Власова Н. С., Чернякова Т. В., Прокубовская А. О. Подходы к проектированию интерфейсов информационно-образовательных сред // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-proektirovaniyuinterfeysov-informatsionno-obrazovatelnyh-sred (14.05.2023)
59. BorowskaPaula. 6 typesofdigitalaffordancethatimpactyourUX [Электронный ресурс] // WebdesignblogWebdesignerDepot: (07.04.2015).[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.webdesignerdepot.com/2015/04/6-types-of-digital-affordance-that-impact-your-ux/(14.05.2023)
60. Postolovski Natasha. What is the most underrated word in Web Design? [Электронный ресурс] // Smash Magazine for professional web designers and developers :сайт (24.06.2014). Режим доступа: https://www.smashingmagazine.com/2014/06/affordance-most-underrated-word-in-web-design/#explicit-affordance/(14.05.2023)
61. Yates Ian. Web Design Flossary: What is “Affordance”? [Электронный ресурс] // EnvatoTuts : сайт (28.04.2015). Режим доступа: http://webdesign.tutsplus.com/articles/web-design-glossary-what-is-affordance-cms-23902 /(14.05.2023)
62. BCG. Hopping Aboard the Sharing Economy. 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bcg.com/publications/2017/strate (14.05.2023)
63. PwC. Consumer Intelligence Series: The Sharing Economy. 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pwc.com/us/en/indus(14.05.2023)
64. Data.parliament.uk. Etsy Inc – Written evidence. 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://data.parliament.uk/writtenevidence/co (14.05.2023)