Введение 3
1. Образ политического лидера 10
1.1 Понятие образа и имиджа 10
1.2 Основные подходы к изучению политического имиджа 14
1.3 Основные компоненты политического имиджа 18
1.4 СМИ как инструмент формирования политического имиджа 22
2. Контент-аналитическое исследование образа Президента РФ В.В. Путина в американских СМИ 26
2.1 Образ Президента РФ В.В. Путина в CNN 26
2.2 Образ Президента РФ В.В. Путина в The Fox News 28
2.3 Образ Президента РФ В.В. Путина в The New York Times 32
2.4 Образ Президента РФ В.В. Путина в The Washington Post 34
Заключение 38
Список литературы и источников 42
Приложение 56
Сегодня вместе с развитием информационных технологий уровень влияния медиапотока на общественное мнение в формировании международного образа стремительно возрастает. СМИ не только отражают действительность, они стали площадкой для международной политической деятельности. Сложно представить себе сегодняшнюю политическую жизнь без журналистики.
Позитивный образ страны в целом и ее лидера в частности, подкрепленный реальной деятельностью, выступает эффективным инструментом для формирования условий, благоприятных для успешного внутреннего развития и увеличения влияния на мировой арене. Отрицательный образ, в свою очередь, может стать причиной появления затруднений.
По мнению специалистов в области политической лингвистики Будаева Э. В. и Чудинова А. П., «интенсивное развитие информационных технологий, возрастающая роль средств массовой информации, все большая театрализация политической деятельности способствуют повышению внимания общества к политическому дискурсу». Принимая во внимание связь между журналистикой и политикой, можно предположить, что имидж лидера государства будет подвергаться влиянию информации, которая представлена в СМИ. Новости, статьи и другие медийные материалы обращают внимание аудитории на те или иные проблемы с разных углов зрения. Возникает вопрос о том, имеет ли место активная попытка сконструировать определенный образ у аудитории и с какой целью.
Именно политический лидер, занимая ведущую позицию в государстве, является главным представителем своего народа в мире. И его образ в отдельности имеет значительное влияние на образ государства в целом.
Особый интерес для исследования представляет образ Президента Российской Федерации, а именно В.В. Путина, в американских СМИ. Сегодня именно они обладают наиболее развитыми информационными технологиями международного вещания. Примерами могут послужить такие новостные сети международного вещания как CNN, FOX News, Voice of America; печатные издания USA today, The New York Times, Foreign Affairs. А развитие сети Интернет позволило традиционным СМИ расширить своё вещание при помощи сайтов, контент которых обычно находится в открытом доступе для пользователей. Глобальная сеть также служит платформой для создания новых изданий, например, Vox Media.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования – обозначить общую характеристику образа Президента РФ В.В. Путина в американских средствах массовой информации.
Для достижения настоящей цели необходимо решить следующие задачи:
• Обобщить научные представлений о понятиях образ и имидж;
• Классифицировать основные подходы к изучению политического имиджа;
• Выделить основные компоненты политического имиджа;
• Выявить место СМИ в процессе формирования политического образа;
• Охарактеризовать образ В.В. Путина в текстах американских СМИ.
Методология исследования.
Одним из основных методов исследования содержания коммуникаций является анализ содержания или контент-анализ. Он заключается в переводе вербальной информации в более объективную количественную форму, и последующей статистической обработке. Квантификация элементов содержания текста позволяет говорить о строгости и систематичности данного метода.
Контент-анализ позволяет не только работать с характеристиками источников, но и изучить особенности коммуникационного процесса: тиражируемые взгляды и интересы автора текста. Фиксация количественных признаков содержания текстов позволяет более объективно оценить позицию автора, а также выявлять различия в текстах, принадлежащих разным авторам, изданиям, общественным объединениям и т.д.
В отечественной литературе существует ряд научных работ, освещающих основные теоретические принципы данного метода, историю его появления и развития. Например, работы А.Н. Алексеева, И.В. Дмитриева, В.М. Соловнина, В.И. Шалака, И.А. Пашинян. Интерес к контент-анализу присущ и иностранным исследователям – М. Ломбард, Дж. Шнайдер-Датч, Ч. Кампанелла Бракен, Г.Ф. Шей и С. И. Шенон.
В то же время, по мнению некоторых авторов теоретических работ, наблюдается определённая нехватка литературы, содержащей примеры практического использования контент-анализа с подробным описанием всех процедур.
Степень разработанности.
Среди основных проблем политологии стоит выделить проблему политического лидерства. Специалисты утверждают, что данный феномен возникает только при наличии определенных политических условий и свобод, а именно: «политический плюрализм, многопартийность, внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность, интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим социальные интересы и устремления тех или иных групп людей.» Так получается, что политическое лидерство - относительно новый феномен политической жизни России.
Вместе с демократизацией страны появилось много научных трудов, направленных на постижение политического лидерства. Сегодня существует множество материалов, содержащих анализ , , типологии и теории относительно данного явления. Однако, ряд частных аспектов политического лидерства нуждается в более глубоком осмыслении. В случае с нашим исследованием это изучение политического имиджа.
Стоит отметить, что феномен образа политического лидера главным образом исследуется в контексте теории и практики электорального поведения. Эта проблематика представлена в работах политологов и политсоциологов, таких как В.Н. Амелин, Н.С. Федоркин, А.И. Ковлер, М.Е.Кошелюк, Ш.Боулер, Д.М. Фарел, Д. Дж. Бурстин, Дж.Доуинг и др.
В изучении имиджа политического лидера выделить следует работы, посвященные разработке теории имиджа. Эта проблематика содержится в работах следующих авторов –С.Анхольт, А.А. Деркач, Д.М. Дурдин, Е.В. Егорова-Гатман, В.И. Карасев, Г.И. Марченко, Е.Б. Перелыгина, Г.Г. Почепцов, А.Н.Чумиков, М.П.Бочаров, Б. Брюс, У. Дюкан и др. В каждой отдельной работе данных авторов содержатся различные аспекты теории политического образа.
Из современных отечественных исследователей, в чьих работах уделяется место проблематике настоящего исследования, необходимо отметить таких авторов как: К.С. Гаджиев, Э.А. Галумов ,Ю.Б. Кашлев, Д.В. Ольшанский и др.
Следует отметить вклад петербургской школы международных отношений в изучение политического имиджа. Работы следующих авторов посвящены данной тематике: И.С. Смирнова, С.С. Ширин, Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева, Е.Ю. Трещенков.
Характеристика использованных источников информации.
Американские СМИ – это сложная система ресурсов информации. Они представлены печатной прессой, теле- и радиовещанием. Это многообразие дополняется электронными ресурсами. Таким образом материалы, представленные в американских СМИ, представляют собой огромное количество материалов для исследования. Поэтому необходимо произвести отбор наиболее подходящих для исследования материалов.
В рамках данной работы целесообразно использовать материалы наиболее развитых сетей вещания США, работа которых производится не только на национальном, но также и на международном уровне. Для отбора на этом этапе мы опирались на данные сайта SimilarWeb.com, позволяющего отследить посещаемость вебсайтов.
Кроме того, важным аспектом является их политическая ангажированность. Под ангажированностью СМИ понимается приверженность СМИ конкретной политической силе. Для отбора был использован рейтинг американских СМИ, отражающих их симпатии в сторону одной из американских партий.
И третий фактор, имеющий значение, – это доступность ресурсов. В частности это возможность ознакомиться с материалами СМИ без оформления подписки на ресурс и удобный поиск информации.
Так для исследования были выбраны следующие СМИ: CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post.
Нужно отметить, что для настоящего исследования интерес представляет изучение текстовой составляющей материалов американских СМИ. Обращение к видео- и фотоматериалам требует более глубокого погружения в исследование.
Научная и практическая значимость.
Настоящая работа может способствовать систематизации взглядов ученых на феномен политического имиджа, определению его конкретных признаков и выявлению места СМИ в конструировании этого образа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные путем контент-анализа, могут быть использованы для разработки теоретических основ применения этого метода для изучения образа конкретного человека и тем самым способствовать заполнению пробела в нехватки литературы, содержащей примеры практического использования контент-анализа с подробным описанием всех процедур.
Кроме того, данная работа может служить основой для разработки рекомендаций по конструированию политического образа в СМИ.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования выступает образ Президента РФ В.В. Путина в американских СМИ с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года по март 2016 года.
Объект исследования – американские электронные СМИ.
Структура исследования.
Первая глава направлена на обобщение теоретических представлений по теме отражения политического образа в СМИ. Первый параграф главы направлен на то, чтобы обозначить, что в данной работе будет подразумеваться под понятием образ(имидж). Также необходимо обратить внимание на существующую тенденцию в отечественной науке разделения понятий «имидж» и «образ» и обозначить точку зрения, которая будет актуальна для настоящей работы.
Во втором параграфе описываются существующие концепции политического образа и описываются основные подходы к его изучению. А на основе уже существующих теорий выделяется подход, который будет использоваться в рамках настоящего исследования.
Из-за плюрализма представлений о политическом образе не существует единства в выделении компонентов данного явления. Третий параграф описывает критерии политического образа, предложенные отечественными и зарубежными исследователями. А в заключении выделены группы критериев, на которые в данной работе хотелось бы обратить внимание.
Исследованию взаимосвязи СМИ и политического образа посвящен четвертый параграф. Следует отметить, что большинство работ, рассматривающих вопросы взаимодействия политического образа и СМИ, затрагивают тематику использования прессы, радио и телевидения в ходе предвыборных компаний. Поэтому в настоящей работе мы обратились к исследованиям, нацеленным на связь образа и СМИ, в целом. Также, так как лидер государства является первым его лицом и официальным представителем, кажется рациональным обратиться к работам, освещающим феномен образа страны в медиапотоке. На основе этих работ выделены некоторые тенденции роли СМИ в процессе формирования политического образа.
Вторая глава имеет практический характер. Она представляет собой непосредственную работу с источниками – электронными версиями американских СМИ. Для анализа образа В.В. Путина в данной главе использован метод контент-анализа. Каждый отдельный параграф освещает отдельный источник информации (CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post).
Анализ во второй главе проходил в несколько этапов:
1. Был ограничен временной интервал протяженностью с 2000 до 2008 года и 2012 до марта 2016 года. Данный интервал охватывает период пребывания В. В. Путина на посту президента. А некоторые из статей описывают образ президента в момент предвыборной гонки. Верхняя черта интервала обусловлена временем проведения настоящего исследования.
2. Следующий критерий отбора текстов - их востребованность у аудитории(«relevance»). Во-первых, это ограничение нужно так как исследование охватывает значительный временной интервал, а значит по сформированным запросам будет представлено значительное количество материалов в базе электронных СМИ. А во-вторых, это позволит выбрать для исследования те материалы, которые действительно пользуются популярностью у аудитории.
3. На третьем этапе мы непосредственно перешли к отбору текстов для исследования. Были изучены материалы, представленные на сайтах CNN, Fox News Channel, The New York Times и The Washington Post за обозначенный временной интервал по запросам «Putin», «Russian President». Использование словосочетания «Russian President» обусловлено тем, что поисковые запросы на сайта СМИ «Russian President» и «President of Russia» приводят к одним и тем же результатам.
4. После с каждого сайта СМИ были отобраны тексты для проведения самого контент-анализа на основании их заголовков, содержащие ключевые фразы: «Putin», «Russian President», и содержания, отражающего образ президента.
5. На основании теоретических выводов первой главы работы и изучения текстов, отобранных для анализа, были определены единицы анализа и выделены следующие переменные:
Единицы анализа: «Putin», «Russian President».
Переменные, характеризующие тексты:
a) год публикации;
b) объем текста;
c) затронутые темы;
d) критерии политического образа, к которым прибегает автор;
e) оценка образ В.В Путина.
Последняя характеристика оценивалась по пятибалльной шкале, где 1 присвоилось значение «отрицательный образ», 3 – «нейтральный», 5 – «положительный».
6. Далее последовала работа с материалами из отдельных источников, поэтому параграфы 2 главы посвящены каждому ресурсу в отдельности. После ознакомления с текстами, проводился анализ переменных, обозначенных в предыдущем пункте. И уже на основании результатов этого анализа происходило выявление общих тенденций в образе В.В. Путина.
Сегодня интерес к изучению феномена политического образа высок. Однако, следует отметить, что не существует единства мнений по ряду вопросов, связанных с данным явлением.
Во-первых, это вопрос дефиниций. «Образ» и «имидж»: являются ли эти категории взаимозаменяемыми или означают два различных явления?
Следует отметить, что будучи междисциплинарным феноменом, «имидж» или «образ» являются универсальной категорией. Эти понятия активно используются в политической, экономической, социальной и других областях. Эта универсальность «имиджа», «образа» приводит к тому, что данное понятие становится объектом исследования ученых и исследователей из различных сфер научного познания. Возможно, именно эта универсальность и является причиной существования несогласия о трактовке понятия и отсутствия единой дефиниции, и как следствие единой теории вопроса.
В настоящей работе понятия «имидж» и «образ» используются как взаимозаменяемые, так как оба термина означают отражение объективной реальности в сознании человека.
Во-вторых, это вопрос теоретического подхода к изучению феномена политического имиджа. В рамках настоящей работы было выявлено три подхода – психологический, социологический и политологический. Изучение этих подходов позволило разработать свой подход к политическому образу.
В настоящей работе под политическим имиджем подразумевается образ политика, формируемый в сознании как целенаправленно, так и под влиянием неконтролируемых процессов. Этот образ является отражением реальности, которая в свою очередь может являться конструктом специалистов в настоящей области (имиджмейкеров), а также представителей общества: как отдельных индивидов, так и представителей СМИ.
В-третьих, это вопрос о составляющих политического имиджа. Существует целый спектр научных работ по данному вопросу. Их изучение позволило выделить в данной работе следующие группы компонентов политического имиджа - основные и альтернативные. Первые – это политические взгляды, программа. Данная группа может быть средством манипуляции лишь самого политика и его команды. Да, на политические установки значительно влияют ожидания аудитории, деятельность СМИ и общественных организаций, но изменить их возможно лишь в долгосрочной перспективе. Вторая группа – альтернативные критерии политического имиджа – это, наоборот, те, характеристики, которые, во-первых, легко могут быть изменены, а, во-вторых, могут стать инструментом манипуляции третьих лиц: СМИ, представителей общественности и пр. Среди альтернативных критериев в данной работе выделяются биография, внешний вид, хобби, текущее поведение.
Надо помнить, что имидж может как формироваться при помощи особых средств, находящихся в распоряжении имиджмейкеров, так и возникать без усилий со стороны объекта. Сегодня, в информационный век, в реализации образа существенный вклад вносят информационные технологии – СМИ и Интернет.
Основываясь на работах исследователей роли СМИ в процессе формирования образа, можно выделить следующие тенденции. Во-первых, специалисты подчеркивают огромную значимость СМИ, их способность влиять на аудиторию и тем самым вызывать какой-либо образ. Именно эффективная работа СМИ создает имидж, который впоследствии работает на или против политического представителя.
Во-вторых, многие специалисты, отталкиваясь от регулятивно-манипулятивной функции СМИ, подчеркивают способность медиапотока влиять и даже навязывать мнение социуму. Здесь мнения специалистов расходятся – либо СМИ насаждают определенный имидж, либо образ мышления. В рамках настоящего исследования в данном выводе главным является способность СМИ манипулировать аудиторией.
И в-третьих, представители разных подходов отмечают, что международный образ государства, его лидера неразрывно связан с ситуацией в мире в целом и отношениями между отдельными государствами в частности. К этому выводу следует добавить, что значимость в процессе формирования международного имиджа также имеют уже устоявшиеся стереотипы.
В ходе исследования удалось выделить ключевые черты образа В.В. Путина как лидера государства, формируемого американскими СМИ.
Во-первых, следует отметить, что на сайтах всех четырех СМИ, отобранных для исследования присутствуют материалы, содержащие образ В.В. Путина. На сайте CNN это 4200 текстов, The Fox News – 8000, The New York Times – 9500 и The Washington Post – 8500.
Все эти материалы имеют различный формат. Так тексты CNN и The Fox News обычно дополняются фото и видеоматериалами. В свою очередь, статьи The New York Times и The Washington Post представляют собой чистый текст без каких-либо визуальных дополнений.
Фигура В.В. Путина появляется в американских СМИ в статьях различного размера. В самой короткой статье содержится 93 слова, а самая длинная состоит из 2539. Необходимо отметить, что количество статей разного объема приблизительно равно. В общем массиве 29% материалов это тексты объемом до 500 слов, 40% - тексты объемом от 500 до 1000 слов и 31% - тексты объемом от 1000 слов. То есть, образ Президента РФ одинаково востребован как в коротких новостных сообщениях, так и в более развернутых аналитических статьях.
Во временном измерении, во-первых, внимание привлекает тот факт, что на сайтах CNN и The Washington Post все статьи, отобранные для исследования, относятся к третьему президентскому сроку. К тому же, в общем массиве материалов 75% текстов были опубликованы именно в данный период. Это говорит о том что, фигура В.В. Путина сейчас находится на пике своей популярности в американских СМИ.
Во-вторых, первый и второй президентские сроки В.В. Путина освещены в 25% материалов и представлены только в материалах двух из четырех СМИ, отобранных для исследования. То есть, спрос на образ Президента РФ в американских СМИ формировался постепенно и с 2000 года вырос в три раза.
В целом среди материалов CNN, The Fox News, The New York Times и The Washington Post можно выделить несколько общих тенденций по тематике.
Это, во-первых, тема российско-американских отношений в целом, и в частности по отдельным сюжетам. Например, совместные действия России и США по урегулированию сирийского кризиса либо позиция США относительно действий РФ по украинскому вопросу. В данном сюжете образ нашей страны персонализируется с образом В.В. Путина. Атрибуты государства переносятся на одного единственного человека. В этих сюжетах существует полемика образов В.В. Путина и конкретный образ зависит от состояния этих самых российско-американских отношений.
Во-вторых, это сюжеты, связанные с положением гражданского общества. В американских СМИ крайне популярны такие темы как «российская оппозиция», «положение НПО», «состояние демократии», «ЛГБТ движение» и пр. На наш взгляд, это является слабым местом образа В.В. Путина. Большинство статей по данному сюжету дают отрицательную оценку образа В.В. Путина.
Два выделенных выше блока тем являются наиболее популярными в исследуемых СМИ.
В-третьих, это статьи, освещающие борьбу с терроризмом. Такие материалы были особенно популярны во время первого президентского срока. И именно эти материалы в основном несут положительный образ В.В. Путина. Однако стоит отметить наметившуюся тенденцию, что материалы 2015-2016 годов, затрагивающие данную тематику, больше не конструируют образ В.В. Путина как отважного борца против терроризма, а лишь поверхностно описывают предпринимаемые им действия. Кроме того, в материалах The Washington Post интерес по данному сюжету отсутствует.
И четвертый блок тем – это экономика. Часто упоминаются санкции и экономический кризис в России. Реже можно прочитать о экономических реформах проведенных В.В. Путиным и развитие торговых связей России. Эта тематика остается не сильно востребованной американскими СМИ. Только треть материалов CNNосвещает экономические вопросы, а в оставшихся СМИ в лучшем случае 10% материалов затрагивают вопросы экономики.
Логичным видится выделить альтернативные компоненты образа в отдельный блок тем. Во-первых, они не связаны с сюжетами упомянутыми раньше. А во-вторых, в статьях они обычно лишь дополняют основные компоненты образа.
Авторы статей обращаются к таким моментам как личная жизнь президента, подчеркивая то, что она скрыта от чужих глаз. Другой популярный сюжет это служба В.В. Путина в КГБ. И третий момент – это спортивные увлечения В.В. Путина.
Каждое вышеупомянутое СМИ обращается к альтернативным компонентам политического образа Президента РФ, а оттенок, который эти составляющие придают образу, дополняет настроения основного сюжета.
Оценку образа В.В. Путина в американских СМИ можно обобщить так. Во-первых, ни одно из изданий не создает образ В.В. Путина однозначно положительным, или наоборот однозначно отрицательным. Какие-то тексты обращаются к нейтральному образу, другие, например, к отрицательному.
Во-вторых, половина материалов содержит нейтральный образ В.В. Путина, 45% отрицательный. Лидером по количеству статей с негативной оценкой образа является CNN. Стоит добавить, что ни одна из статей, содержащих положительный образ, не принадлежит CNN.
В-третьих, количество статей с положительным образом крайне мало – всего 5% от общего массива. Главным образом эти статьи относятся к первым годам правления В.В. Путина.
В целом, во временной интервал протяженностью с 7 мая 2000 года до 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года до марта 2016 года образ Президента РФ претерпел значительное изменение. Если в период первого президентского срока большинство материалов имели положительную оценку, а сам образ был связан с такими темами как борьба с терроризмом, развитие отношений новой России и США. То образ в период второго и третьего срока постепенно приобретает негативный характер. Такие сюжеты как отношение гражданского общества и власти, развитие института прав человека в России, украинский кризис встречаются все чаще и несут осуждающий посыл.
1. СNN.com: Analysis: U.S. and Russia playing chess or blood sport? Accessed 27.03.2016.
2. СNN.com: Biden blasts Putin, says U.S. debating sending weapons to Ukraine Accessed 27.03.2016.
3. СNN.com: Donald Trump's bromance with Vladimir Putin Accessed 27.03.2016.
4. СNN.com: Is Putin playing West for a fool in Syria? Accessed 27.03.2016.
5. СNN.com: Putin becomes a political punching bag in White House race Accessed 27.03.2016.
6. СNN.com: Putin decree targets elite's foreign assets Accessed 27.03.2016.
7. СNN.com: Putin poised to retake Russian presidency Accessed 27.03.2016.
8. СNN.com: Putin says Turkish downing of Russian plane was an 'enemy act' Accessed 27.03.2016.
9. СNN.com: Putin, a hypocrite on Snowden, Navalny Accessed 27.03.2016.
10. СNN.com: Russia and China to strengthen trade ties Accessed 27.03.2016.
11. СNN.com: Russia in largest war games since Soviet era Accessed 27.03.2016.
12. СNN.com: Russia launches first airstrikes in Syria Accessed 27.03.2016.
13. СNN.com: Russia's middle class: We don't blame Putin Accessed 27.03.2016.
14. СNN.com: Russia's Vladimir Putin makes first public appearance in 10 days Accessed 27.03.2016.
15. СNN.com: Russia's Vladimir Putin takes dive in submersible, stirs up Ukrainian anger Accessed 27.03.2016.
16. СNN.com: Russian president: I did not steal Super Bowl ring Accessed 27.03.2016.
17. СNN.com: Sochi 2014: Will social media foil Putin's grand Winter Olympics plan? Vladimir Putin's Accessed 27.03.2016.
18. СNN.com: The big stories for 2016 Accessed 27.03.2016.
19. СNN.com: View from Russia: How Putin shrugs off the slump Accessed 27.03.2016.
20. СNN.com: Vladimir Putin on sanctions: They won't end soon Accessed 27.03.2016.
21. СNN.com: Vladimir Putin: 'Most polite President' T-shirt sparks fury at soccer game Accessed 27.03.2016.
22. СNN.com: Vladimir Putin's Q&A session: A rare chance to question the President Accessed 27.03.2016.
23. СNN.com: Vladimir Putin's week of muscle-flexing Accessed 27.03.2016.
24. СNN.com: What does Russia's President Putin really want? Accessed 27.03.2016.
25. СNN.com: Why Putin's hosting Kim Jong Un Accessed 27.03.2016.
26. FOX NEWS.com: Bush, Putin Discuss U.N. Reforms Accessed 01.04.2016.
27. FOX NEWS.com: Cheney: Russia's Putin Restricts Rights Accessed 01.04.2016.
28. FOX NEWS.com: In Ukraine: Game, set and match for Putin Accessed 01.04.2016.
29. FOX NEWS.com: It ain't got that swing: Putin's unusual walk shaped by KGB Accessed 01.04.2016.
30. FOX NEWS.com: McCain says Putin has no respect for Obama Accessed 01.04.2016.
31. FOX NEWS.com: Obama huddles with Putin, backs France's pursuit of deadly terrorists, on sidelines of G-20 summit Accessed 01.04.2016.
32. FOX NEWS.com: Playing Politics With Russian President Vladimir Putin Accessed 01.04.2016.
33. FOX NEWS.com: Putin Accuses U.S. of Sparking New Nuclear Arms Race Accessed 01.04.2016.
34. FOX NEWS.com: Putin Accuses West of Meddling in Russia Accessed 01.04.2016.
35. FOX NEWS.com: Putin Calls for End to Country's Drastic Population Decline Accessed 01.04.2016.
36. FOX NEWS.com: Putin Defends Russian Aid to Syria, Iran Accessed 01.04.2016.
37. FOX NEWS.com: Putin Orders Pension Hike Amid Protests Accessed 01.04.2016.
38. FOX NEWS.com: Putin says there is a "real chance" to negotiate an end to Iranian nuclear standoff Accessed 01.04.2016.
39. FOX NEWS.com: Putin shows off by throwing members of Russia's judo team to the ground Accessed 01.04.2016.
40. FOX NEWS.com: Putin Talks to Bush for an Hour About Terrorism, Meets Security Chiefs Accessed 01.04.2016.
41. FOX NEWS.com: Putin Vows No More Weakness on Terror Accessed 01.04.2016.
42. FOX NEWS.com: Putin Wins Second Term in Russian Election Accessed 01.04.2016.
43. FOX NEWS.com: Putin: Iran Will Accept Oversight of Nuclear Program Accessed 01.04.2016.
44. FOX NEWS.com: Putin: Russia Nuke Force Ready for Any Attack Accessed 01.04.2016.
45. FOX NEWS.com: Putin: Russia Preparing Action Against Terrorists Accessed 01.04.2016.
46. FOX NEWS.com: Russian President Vladimir Putin Intends to Become Prime Minister Accessed 01.04.2016.
47. FOX NEWS.com: Surprise, surprise, Russia is a world power again Accessed 01.04.2016.
48. FOX NEWS.com: Take that: Putin says Russia will build weapons capable of piercing US missile shield Accessed 01.04.2016.
49. FOX NEWS.com: U.S.-Russia Move Closer to Missile Defense Plans Accessed 01.04.2016
50. FOX NEWS.com: Vladimir Putin Strips for Fishing Trip With Prince Albert Accessed 01.04.2016.
51. International New York Times: ‘The New Tsar: The Rise and Reign of Vladimir Putin,’ by Steven Lee Myers Accessed 03.04.2016.
52. International New York Times: Assassination of Putin Critic Remembered in Moscow Accessed 03.04.2016.
53. International New York Times: Bush and Putin Exhibit Tension Over Democracy Accessed 03.04.2016.
54. International New York Times: Dealing With Russia Under Putin Accessed 03.04.2016.
55. International New York Times: In the Spotlight of Power, Putin Keeps His Private Life Veiled in Shadows Accessed 03.04.2016.
56. International New York Times: Keeping Vladimir Putin on Track Accessed 03.04.2016.
57. International New York Times: Leaning on Putin. Accessed 03.04.2016.
58. International New York Times: Mr. Putin Tries to Crush Another Rival Accessed 03.04.2016.
59. International New York Times: Mr. Putin’s War on Gays. Accessed 03.04.2016.
60. International New York Times: Please Hold for Mr. Putin Accessed 03.04.2016.
61. International New York Times: Putin and the Victim Accessed 03.04.2016.
62. International New York Times: Putin Dismisses U.S. Reports That Russia Shipped Nuclear Weapons for Baltic Fleet Accessed 03.04.2016.
63. International New York Times: Putin Doesn’t Rule Out Asylum in Moscow for Syria’s Assad Accessed 03.04.2016.
64. International New York Times:Putin? Oh, What a Surprise! Accessed 03.04.2016.
65. International New York Times: Putin’s Credo: Never Let Them See You Sweat Accessed 03.04.2016.
66. International New York Times: Putin’s Year in Scandals Accessed 03.04.2016.
67. International New York Times: Putin/Poutine Accessed 03.04.2016.
68. International New York Times: Questions Linger Over Russia’s Endgame in Syria, Ukraine and Europe Accessed 03.04.2016.
69. International New York Times: THE BUSH-PUTIN SUMMIT: In 2 Leaders' Words: Cordial Discord. Accessed 03.04.2016.
70. International New York Times: The Myth of Putin’s Strategic Genius http://www.nytimes.com/2015/10/23/opinion/the-myth-of-putins-strategic-genius.html Accessed 03.04.2016.
71. International New York Times:The Putin Puzzle Accessed: 03.04.2016.
72. International New York Times:THE WORLD; Now, After the Battles, The Real Tests for Putin Accessed: 03.04.2016.
73. International New York Times: Vladimir Putin’s Guide to World History Accessed 03.04.2016.
74. International New York Times: What Putin Really Wants Accessed 03.04.2016.
75. Internationsl New York Times: Vladimir Putin’s Quotes: A Collection for the Discerning Russian Official Accessed 03.04.2016.
76. The Washington Post: Chess master Garry Kasparov equates Putin with Don Corleone Accessed 07.04.2016.
77. The Washington Post: Donald Trump, Vladimir Putin and a budding international bromance Accessed 07.04.2016.
78. The Washington Post: Garry Kasparov: It’s time to stop Putin Accessed 07.04.2016.
79. The Washington Post: Is Mr. Putin serious about making peace in Ukraine? Accessed 07.04.2016.
80. The Washington Post: Is Putin about to face a ‘colored revolution’? Accessed 07.04.2016.
81. The Washington Post: Live from New York: It’s Putin Speech Bingo Accessed 07.04.2016.
82. The Washington Post: Mr. Putin continues to call the shots in Syria Accessed 07.04.2016.
83. The Washington Post: On Putin, the GOP presidential candidates’ tough talk is empty rhetoric Accessed 07.04.2016.
84. The Washington Post: Putin chides the West for fostering violence in the Middle East Accessed: 07.04.2016.
85. The Washington Post: Putin engages critics at forum in Russia but steers clear of concessions Accessed 07.04.2016.
86. The Washington Post: Putin says Trump is ‘absolute leader’ in U.S. presidential race Accessed 07.04.2016.
87. The Washington Post: Putin surfaces after mysterious 10-day absence Accessed 07.04.2016.
88. The Washington Post: Putin threatens Turkey for shooting down Russian warplane Accessed: 07.04.2016.
89. The Washington Post: Putin was supposed to have the best year ever. It turned out to be the worst. Accessed 07.04.2016.
90. The Washington Post: Putin’s anti-Obama propaganda is ugly and desperate Accessed 07.04.2016.
91. The Washington Post: Putin’s model of success Accessed 07.04.2016.
92. The Washington Post: Putin’s most aggressive attack dog is unleashed Accessed 07.04.2016.
93. The Washington Post: Putin’s pledges in state-of-nation speech draw skepticism from critics Accessed 07.04.2016.
94. The Washington Post: Ranking the media from liberal to conservative, based on their audiences URL: Accessed: 15.11.2015.
95. The Washington Post: Russia’s democratic opposition faces increasing threats Accessed 07.04.2016.
96. The Washington Post: The death of a former KGB operative is a reminder of Vladimir Putin’s past life as a spy Accessed 07.04.2016.
97. The Washington Post: This is why it’s impossible for the Kremlin to lie about Putin’s weird disappearance Accessed: 07.04.2016.
98. The Washington Post: Vladimir Putin celebrates his birthday by scoring goals, firing missiles Accessed 07.04.2016.
99. The Washington Post: Vladimir Putin is suffocating his own nation Accessed 07.04.2016.
100. The Washington Post: We keep trying to understand Putin. Why do we keep getting him wrong? Accessed 07.04.2016.
101. The Washington Post: When he bombs Syria, Putin is sending these four messages to the world Accessed: 07.04.2016.
Литература:
1. Алексеев, А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства / Алексеев, А.Н. // Социология культуры. -1974 - №1 - С.131-162.
2. Амелин, В.Н., Федоркин, Н.С. Стратегия избирательной кампании / Амелин, В.Н., Федоркин, Н.С. - М.: Аспект Пресс. 2001.
3. Андреев, В.М. СМИ и реформирование России / Андреев,В.М. // Социально-политический журнал. – 1996 - № 4. - С. 34-35.
4. Анхольт, С. Брендинг: дорога к мировому рынку / Анхольт, С. — М.: Кудиц-Образ. 2004.
5. Боголюбова, Н. М., Николаева, Ю. В. Источники формирования внешнеполитических образов (методологический аспект) / Боголюбова, Н. М., Николаева, Ю. В. // Толерантность: Журналистика, политика, культура: сборник / СПбГУ.2003. С. 102-111.
6. Будаев, Э.В. Чудинов, А.П. Метафора в политическом интердискурсе/ Будаев, Э.В., Чудинов, А. П. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2006.
7. ван Дейк, Т.А. Дискурс и Власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации/ ван Дейк, Т.А. - М.: Либроком. 2013.
8. Гаджиев, К.С. Имидж России в СМИ и общественном мнении Запада / Гаджиев, К.С. – М. : ИМЭМО РАН. 2008.
9. Галумов, Э.А. Имидж против имиджа / Галумов Э. – М.: Известия. 2008.
10. Гринберг, Т. Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели / Гринберг, Т. Э. URL:Дата обращения: 01.02.2016
11. Дектерев, С.Б. Лингвистические средства создания образа современного российского политиказападными СМИ/ Дектерев, С.Б. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013 - Т.196 – С.62-67.
12. Деркач, А.А. Политическая имиджелогия / Деркач, А.А. - М.: Аспект-Пресс. 2006.
13. Джанталеева, М.Ш. Анализ процесса формирования современного политического лидерства в России / Джанталеева, М.Ш. // Ars Administrandi – 2010 - №3 – С. 26-30.
14. Дмитриев, И.В Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры / Дмитриев, И.В URL: Дата обращения: 19.11.2015.
15. Дунюшкина, Г.А., Нигматуллина, И.В. Типология политического лидерства / Дунюшкина, Г.А., Нигматуллина, И.В. // Личность, общество, государство: характер и принципы взаимодействия Всероссийская научно-практическая конференция: сборник / Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Уфа). 2014. С. 67-70.
16. Дурдин, Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения Дурдин, Д.М. // Полис. Политические исследования. – 2000 - №2 – С. 133.
17. Егорова-Гантман, Е. В. Имидж лидера / Егорова-Гантман, Е. В. - М.: Центр. 1994.
18. Егорова-Гантман, Е.В. Как делать имидж политика / Егоровой-Гантман, Е.В. - М.: Центр политического консультирования «Никколо М». 1995.
19. Желтухина, М.Р., Омельченко, А.В. Создание политического образа России в зарубежных СМИ/ Желтухина, М.Р., Омельченко, А.В. // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры: материалы Международной научной конференции (13-17 сентября 2010, Екатеринбург). / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С.59-62.
20. Засурский, И. Масс-медиа второй республики / И. Засурский. – М.: Изд-во МГУ. 1999. –С. 272.
21. Карасев, В.И. Феномен политического лидерства / Карасев, В.И. - М.: Изд-во МПСИ. 2000 .
22. Кашлев, Ю.Б., Галумов, Э.А. Информация и PR в международных отношениях / Кашлев, Ю.Б., Галумов, Э.А. – М.: Известия. 2003.
23. Кнурова, В.А Теории и типологии политического лидерства: сравнительный анализ / Кнурова, В.А // В мире научных открытий. – 2013 - № 11.5(47) – С. 107-115.
24. Ковлер, А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт / Ковлер, А.И. – М.: Изд-во ИГиП РАН. 1995.
25. Кошелюк, М.Е. Технологии политических выборов / Кошелюк, М.Е. - СПб.: Питер. 2004.
26. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка / Кузнецов, С. А. – СПб.: Норинт. 1998.
27. Лебедева, Т.Ю. Паблик релейшенз. Корпоративная и политическая режиссура. Модели, система ценностей, каналы СМК / Лебедева, Т.Ю. — М.: Центр. 1999.
28. Лукашанец, А.А. Общество – язык – политика / Лукашанец, А.А. Михневич, А.З. Щербин, В.К. – Минск: Вышэйш. шк. 1988.
29. Маркин, В.Н. «Я» как личностная характеристика государственного служащего / Маркин, В.Н// Имидж госслужбы.- М.: Центр. 1996. - С.123-142.
30. Марченко, Г.И. Имидж в политике / Марченко, Г.И. - М.: Владос. 1997.
31. Мостяев, Ю.Н. Политический PR: теория и практика манипулирования в ходе избирательной кампании / Мостяев, Ю.Н. – Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т. 2013.
32. Новикова, Е.Н. Формирование имиджа политического национального лидера России / Новикова, Е.Н // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009 - №114. – С. 363-369.
33. Ольшанский, Д. В. Политический PR / Ольшанский, Д. В. – М.: Питер. 2003.
34. Осипова, Г.В. Энциклопедический социологический словарь / Осипова Г.В. – М. :Ин-т соц.-пол. исследований РАН. 1995.
35. Панасюк, А. Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии / Панасюк, А. Ю. URL: Дата обращения: 01.02.2016
36. Пашинян, И.А Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения / Пашинян, И.А // Научная периодика: проблемы и решения – 2012 - №3 - С.13-18.
37. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Перелыгина, Е.Б. – М.: Аспект Пресс. 2002.
38. Петровский, А.В. Ярошевский М.Г. Психология. Словарь / Петровский, А.В. Ярошевский М.Г. - М.: Политиздат. 1990. - С. 194
39. Почепцов, Г.Г Информационно-политические технологии / Почепцов Г.Г. – М.: Центр. 2003.
40. Почепцов, Г.Г. Имидж и выборы / Почепцов, Г.Г. - М.: Центр. 1997.
41. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Почепцов, Г.Г. - М.: Рефл-бук. 2005.
42. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением / Почепцов, Г.Г. – М.: Центр. 2004.
43. Ракитянский, Н.М. Теоритические аспекты политико-психологического анализа современного политического лидерства / Ракитянский Н.М. // Современная социальная психология: теоритические подходы и прикладные исследования. – 2012 - №1 – С. 54-63.
44. Семёнова, А.В., Корсунская, М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Семёнова, А.В., Корсунская, М.В. - М.: Институт социологии РАН. 2010.
45. Смирнова, И.С. Образ лидера и политической элиты в прессе Великобритании / Смирнова, И.С. – СПб.: СПбГУ. 2006.
46. Соловнин, В.М. Об объективности исследования в контент-анализе / Соловнин, В.М. // Методологические и методические проблемы контент-анализа - 1973 - 1 т. - С.133-160.
47. Сорокина, О.Н. Образ как информационная модель современных СМИ / Сорокина, О.Н.– Красноярск: Научно-инновационный центр. 2011.
48. Суздальцева, В.Н. Деталь как имиджевый конструкт (образ власти в СМИ)/ Суздальцева, В.Н. // Вестник Московского университета. Политические науки. – 2008 - №4 – С.25-33.
49. Трещенков, Е.Ю. Международный имидж России: состояние и перспективы / Трещенков, Е.Ю. // Новая политика России: взгляд в будущее: материалы межвузовской студенческой научной конференции (16-17 ноября 2007 г., Санкт-Петербург). / СПбГУ - СПб, 2008. - С.23-27.
50. Феофанов, О. А. Агрессия лжи / Феофанов, О. А.– М.: Политиздат. 1997.
51. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Фромм, Э. – М.: Центр. 1998.
52. Чистов, И.И. Теоретические подходы к изучению образа политической власти в СМИ / Чистов, И.И. // Вестник Московского университета. Политические науки. – 2008 - №3 – С.114-120.
53. Чумиков, А.Н., Бочаров, М.П. Связи с общественностью: теория и практика / Чумиков, А.Н., Бочаров, М.П. - М.: Дело АНХ. 2006.
54. Шалак, В.И. Современный контент-анализ: Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы / Шалак, В.И. - М.: Омега-Л. 2004.
55. Ширин, С.С. Парадигмы исследования образа России на Украине / Ширин, С.С. // Вестник Санкт-Петербургского Университета. – 2008 – Сер.6 – Вып.1. – С. 78-85.
56. Юрий, М.Ф Политология/ Юрий, М.Ф – Киев: Дакор. 2006.
57. Bawler, S., Farrell D.M. Electoral Strategies and Political Marketing / Bawler, S., Farrell D.M. – London: Palgrave Macmillan UK. 1992.
58. Boorstin, D.J. The Image: Or What Happed to the American Dream / Boorstin, D.J. – N.Y. :Athenium. 1962.
59. Boulding, K. The image. Knowledge in Life and Society / Boulding, K. – University of Michigan: Press. Ann Arbor. 1956.
60. Bruce, B. Images of Power: How the Image Makers Shape Our Leaders / Bruce, B. - London: Kogan Page. 1992.
61. Campbell, A. The American Voter / Campbell, A. Converse, P. Miller, E. Warren, E. Stоkes. D. E. – N.Y.: Wiley. 1960.
62. Dowing, J. What Is a Brand Image? / J.Dowing // Advertising Quarterly. – 1964- № 1 - P. 13-19.
63. Downs, A. An Economic Theory of Democracy / A. Downs. – N.Y.: Harper and Row. 1957.
64. Ducan, W. Political Communication Today / Ducan, W. - Manchester University Press. 1997.
65. Hseih, H.F, Shannon, S.E Three Approaches to Qualitative Content Analysis / Hseih, H.F, Shannon, S.E // Qualitative Health Research. – 2005 - №3 - P. 1277-1287.
66. Lippmann, W. Public Opinion / Lippmann, W. – N.Y.: Macmillan. 1992.
67. Lombard, M., Snyder-Duch, J., Campanella Bracken, C. Content Analysis in Mass Communication: Assessment and Reporting of Intercoder Reliability / Lombard, M., Snyder-Duch, J., Campanella Bracken, C. // Human Communication Research. – 2002 - Vol. 28 - P.587-604.
68. Richard, L. Public Relations / L. Richard // A practical guide to the winning of public office. – N.Y. :Athenium. 1960. – P. 265-276.
69. Riker, W.H. The Art of Political Manipulationоn / Riker, W.H. – N.Y.:Athenium. 1986.
70. Wendy, M. Rahn A Soсial-Cognitive Model of Candidate Appraisal / Rahn Wendy, M. Aldrich John, H. Eugene, B. Sullivan Jhon, L. // Information and Democratic Processes. – Chicago: University of Illinois Press. – 1990 -P. 675-697.