Роль Департамента международного развития во внешней политике Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
|
Введение
Глава 1. Становление институтов содействия международному развитию в Великобритании 1929 - 2010 гг.
1.1. Эволюция британской системы распределения помощи в целях развития……….……11
1.2. Политика предоставления зарубежной помощи «новых» лейбористов и учреждение Департамента международного развития
1.3. Специфика работы Департамента в начале 2000 - х гг
Глава 2. Основные направления деятельности Департамента международного развития в 2010 - 2019 гг.
2.1. Департамент международного развития и политика обеспечения национальной безопасности Великобритании.
2.2 Деятельность Департамента в интересах британской экономики
2.3. Роль политики международного развития в повышении «мягкой силы» Великобритании.
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Становление институтов содействия международному развитию в Великобритании 1929 - 2010 гг.
1.1. Эволюция британской системы распределения помощи в целях развития……….……11
1.2. Политика предоставления зарубежной помощи «новых» лейбористов и учреждение Департамента международного развития
1.3. Специфика работы Департамента в начале 2000 - х гг
Глава 2. Основные направления деятельности Департамента международного развития в 2010 - 2019 гг.
2.1. Департамент международного развития и политика обеспечения национальной безопасности Великобритании.
2.2 Деятельность Департамента в интересах британской экономики
2.3. Роль политики международного развития в повышении «мягкой силы» Великобритании.
Заключение
Список источников и литературы
Департамент международного развития (ДМР) – главный государственный орган Соединенного Королевства, координирующий политику оказания зарубежной помощи. За историю существования Департамента идейные основы и целенаправленность его деятельности претерпели значительные изменения, что в свою очередь, спровоцировало появление как положительных, так и отрицательных комментариев относительно значения программ содействия международному развитию (СМР) для внешней политики Великобритании. В данном исследовании предпринимается попытка определить степень вовлеченности и вклад ДМР в реализацию внешнеполитических интересов государства.
Актуальность нашего исследования может быть обусловлена рядом факторов. Во-первых, в условиях ограниченного использования потенциала «жесткой силы» для обеспечения национальных интересов расширяется круг стран, обращающихся к политике СМР. Ввиду того, что ДМР признан мировым лидером в разработке, реализации и мониторинге результативности программ международного развития , опыт Соединенного Королевства в институциональном закреплении и организации системы распределения помощи может иметь актуальное прикладное значение для стран, только занимающих свою нишу в данной области, в том числе и для Российской Федерации (РФ). Россия находится на стадии формирования учреждений, разработки механизмов и определения направлений официальной помощи в целях развития (ОПР). В настоящее время российские политические круги стремятся развивать данный вектор политики через Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Однако на этом пути возникают проблемы, не позволяющие РФ войти в ряды влиятельных доноров: небольшой спектр охватываемых стран, сильная зависимость оказания помощи от внешнеполитического курса страны, отсутствие четкой структуры координации и оценки эффективности планируемых программ. В связи с этим для улучшения имиджа России в качестве страны-донора и формирования подхода, учитывающего рациональное распределение бюджета на основе взаимных выгод, опыт Великобритании следует принять во внимание.
Во-вторых, определение роли Департамента приобретает особое значение с приходом к власти правительства во главе с Б. Джонсоном (B. Johnson). Консервативный премьер-министр неоднократно выражал намерение реорганизовать систему учреждений, ведающих политикой СМР и инкорпорировать Департамент в структуру Министерства иностранных дел и по делам Содружества Наций (МИД) . Вследствие этого вопросы о необходимости Департамента регулярно поднимаются в политических дебатах, экспертном сообществе и на страницах прессы. На сегодняшний день ДМР остается независимым органом, однако, как отмечают многие исследователи, первые шаги на пути его объединения с МИД уже были сделаны. Так, в феврале 2020 г. было принято решение об интеграции младших сотрудников двух министерств в одну рабочую группу, что вызвало не мало споров вокруг распределения полномочий между двумя министерствами и дальнейшего усиления влияния МИД на политику развития и распределение расходов бюджета на зарубежную помощь . Следовательно, особую актуальность приобретает вопрос, является ли упразднение независимого Департамента, координирующего СМР, оправданным и рациональным решением в условиях Брекзита, когда выход из Европейского союза поставил в повестку дня необходимость поиска и привлечения новых партнеров.
Объектом нашего исследования является внешняя политика Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Предмет – деятельность Департамента международного развития по реализации внешнеполитического курса страны. Цель заключается в выявлении роли ДМР во внешней политике Великобритании для более глубокого понимания внешнеполитических задач Соединенного Королевства и средств их достижения. Исходя из поставленной цели, при написании работы были сформулированы следующие задачи:
- Проследить эволюцию развития политики оказания международной помощи и становления политических институтов, участвующих в ее реализации в XX веке;
- Определить взгляды ведущих политических партий на роль и место ДМР в государственной аппарате;
- Изучить концептуальные и стратегические документы Департамента и выявить практическую реализацию поставленных в них задач;
- Рассмотреть формы участия ДМР в обеспечении интересов внешней политики;
- Определить международные факторы, влиявшие на программы помощи в конце XX–начале XXI вв.;
- Изучить мнения экспертов и выявить собственную оценку о степени вовлеченности ДМР в реализацию внешнеполитических приоритетов.
Для достижения поставленных задач в работе были использованы методы исторического и сравнительного анализа. Исторический анализ был применен для определения основных этапов эволюции британской системы СМР. Метод сравнительного анализа был использован при сопоставлении взглядов ведущих политических партий Великобритании в отношении функционирования ДМР. Для проведения сравнения использовались следующие критерии: определение места Департамента в структуре государственного аппарата; формулирование основных целей и задач политики СМР в партийных документах; сфера реализации программ, объемы предоставленного бюджета.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период 1997 - 2019 гг. Исходной точкой стал год учреждения Департамента правительством лейбористов, временной границей исследования является приход к власти Б. Джонсона.
Степень изученности. В отечественной историографии не существует отдельного комплексного исследования роли Департамента во внешнеполитической стратегии Великобритании. Однако многие российские эксперты проводят исследования в области общей политики СМР.
Широкий спектр вопросов, относящихся к деятельности Департамента, затрагивают О. Кулькова и К. Годованюк. Их работы в значительной мере способствовали изучению истории политики содействия развитию, а также ее современных тенденций.
Эксперт ИМЭМО РАН Е.М. Харитонова в статье «Программы содействия международному развитию и национальная безопасность: опыт Великобритании» анализирует взаимосвязь между программами СМР и геополитическими преференциями государства . В работе также рассматриваются проблемы адаптации Департамента к изменениям повестки дня в области развития и управления программами помощи во время коалиционного правительства. Кроме того, аспект деятельности Департамента изучен этим автором в монографии ««Мягкая сила» Великобритании», опубликованной в 2018 г. .
Значимым трудом отечественной историографии по изучаемому нами вопросу является коллективная монография ИМЭМО РАН «Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт» под редакцией В.Г. Барановского, Ю.Д. Квашнина, Ю.Д., Тоганова. В ней исследуются особенности участия Великобритании в содействии международному развитию при консервативном правительстве, а также приводятся примеры деятельности Департамента на постсоветском пространстве.
Отдельные упоминания о работе ДМР встречаются в работах таких российских исследователей как В.И. Бартенев и А.В. Шелепов.
В зарубежной литературе накоплен обширный материал, посвященный анализу как политики содействия международному развитию Соединенного Королевства, так и организационной структуре и функционированию самого Департамента. Одной из важнейших монографий в этой сфере является работа сотрудника Института исследований стран Содружества и бывшего генерального директора ДМР Б. Иретона (B. Ireton) «Международной политика в области развития Британии: История ДМР и зарубежной помощи» (Britain'sInternationalDevelopmentPolicies: AHistoryofDFIDandOverseasAid), опубликованная в 2013 г.. Работа содержит подробный исторический анализ институционального закрепления механизмов предоставления помощи на протяжении XX века и международных и национальных процессов, которые привели к учреждению Департамента. Большая часть монографии посвящена непосредственно исследованию полномочий и политики ведомства. Так, автор затрагивает такие темы, как механизмы предоставления помощи, формы поддержки развивающихся стран, а также выявляет влияние британского министерства на общий дискурс проблем развития в международных организациях. Для нашего исследования ценным материалом является глава монографии «Коммерческие вопросы: связывание помощи и положение о помощи и торговли» (CommercialIssues: TheTyingofAidandtheAidandTradeProvision), в которой подробно рассмотрена взаимозависимость программ помощи с интересами Великобритании в области экономики.
Значительный вклад в изучение рассматриваемой темы внес профессор кафедры экономики развития университета Ноттингема О. Моррисси (O. Morrissey). Его публикации посвящены изучению британской системы политики оказания зарубежной помощи в рамках ДМР в период правления лейбористов. Так, наиболее примечательной многоаспектной работой исследователя является статья «Помощь и международное развитие» (Aid and International Development), в которой производится анализ программных документов ДМР и британских идейных подходов к политике оказания помощи.
Необходимо также отметить труд М. Бардера (M. Barder) «Реформирование политики содействия международному развитию: опыт Великобритании» (ReformingDevelopmentAssistance: LessonsfromtheU.K. Experience). В статье прослеживаются институциональные изменения политики содействия международному развитию, причины создания Департамента международного развития и факторы, повлиявшие на формирование его репутации мирового лидера в области предоставления помощи с 1997 г.. В работе также рассматриваются цели органа, его концептуальные подходы к политике развития и предоставляется оценка результативности и эффективности их воплощения. Особое внимание в работе уделено эволюции роли ДМР в структуре власти Соединенного Королевства и его взаимоотношениям с другими министерствами.
Необходимо указать, что вышедшая в последние годы литература, связанная с темой нашего исследования, посвящена изучению общей политики помощи Великобритании и лишь косвенно затрагивает рассмотрение деятельности Департамента.
Так, освещение направлений ОПР в период правления консервативных правительств Д. Кэмерона (D. Cameron) и Т. Мэй (T. May) предоставляют статьи профессора Кембриджского университета Э. Модсли (E.Mawdsley). Исследователем было опубликовано несколько работ, посвященных выявлению зависимости программ помощи от стремлений правящих элит получить политические и экономические выгоды. Так, в статье «Национальные интересы и парадокс иностранной помощи в условиях жесткой экономии: консервативные правительства и национальная политика международного развития с 2010 г.» (National Interests and the Paradox of Foreign Aid under Austerity: Conservative Governments and the Domestic Politics of International Development since 2010)Э. Модсли выявляет особенности использования программ помощи в качестве инструмента продвижения мягкой силы и инвестирования в глобальные общественные блага. Другая работа автора «ДМР, частный сектор и переориентация международного развития на экономический рост» (DFID, the Private Sector and the Re-centring of an Economic Growth Agenda in International Development), акцентируют внимание на возвращении экономических интересов государства в повестку дня Департамента и его партнерстве с частным сектором.
Большое количество работ посвящено вопросам секьюритизации политики СМР Великобритании. Свой труд по данному аспекту представили Л. Уайлд (L. Wild) и С. Эльхавари (S. Elhawary). Уникальность их совместной работы «TheUK’sApproachtoLinkingDevelopmentandSecurity: AssessingPolicyandPractice» состоит в том, что в статье содержится анализ политического дискурса вокруг программ развития, правительственных статистических данных и аспектов практической внешнеполитической деятельности британских ведомств.
Также стоит отметить работы таких зарубежных авторов, как Т. Фишер (T. Fisher), Е. Макконнон, (E. McConnon), Дж. Кларк (G. Clark), Н. Ваддель (N. Waddell). В работах данных исследователей изучаются перспективы использования помощи, а также присутствует анализ отдельных страновых программ.
Исходя из обзора литературы, научную новизну данной работы можно обосновать отсутствием комплексного подхода к изучению деятельности Департамента в отечественной историографии.
Источники, которые использовались при написании работы, можно разделить на несколько групп.
Во - первых, это официальные документы государственных учреждений. Наиболее важными для нашего исследования являются стратегические документы, отчеты, аналитические записки ДМР, в которых изложены концептуальные основы деятельности и целенаправленность программ СМР. В ходе анализа были также задействованы законы, документы правительства и профильных комитетов палат парламента. Необходимо отметить, что в данных источниках содержится обширный статистический материал, предоставляющий информацию о расходах правительства на ОПР.
Во - вторых, особый интерес предоставили публикации квазиправительственных организаций. Использованные при написании работы аналитические доклады Независимой комиссии по оказанию помощи (The Independent Commission for Aid Impact) охватывают всесторонний обзор сфер деятельности ДМР и дают оценку ее результативности. Ценность таких источников состоит в том, что в них определяются недостатки проводимой политики, а также приводятся факты и статистика, часто скрываемые в официальных правительственных источниках.
В данной работе широкое применение получили выступления политических деятелей. Среди них выступления премьер-министров Т. Блэра (T. Blair), Д. Кэмерона, глав ДМР и министров иностранных дел. Они позволяют рассмотреть позиции представителей ведущих политических сил страны в отношении функционирования Департамента и выявить происходящие изменения основного вектора СМР, что способствуют более глубокому пониманию эволюции данного направления политики.
Отдельную группу составили документы политических партий, прежде всего, партийные предвыборные манифесты, которые дают уникальную возможность определить межпартийные расхождения по изучаемым в исследовании вопросам.
Еще одной важной категорией источников стали материалы британской печати и новостных ресурсов. Посредством предоставления наиболее актуального фактологического материала, данный вид источников позволяет проследить развитие событий на современном этапе. В данном контексте особый интерес представляют материалы новостных ресурсов TheGuardian, DailyMail, BBC.
Другими задействованными онлайн ресурсами являются сайты отдельных программ, поддерживаемых Департаментом. Среди них можно отметить официальные порталы инициативы «ЕnglishinAction» и программы«CommonwealthScholarships» .
Актуальность нашего исследования может быть обусловлена рядом факторов. Во-первых, в условиях ограниченного использования потенциала «жесткой силы» для обеспечения национальных интересов расширяется круг стран, обращающихся к политике СМР. Ввиду того, что ДМР признан мировым лидером в разработке, реализации и мониторинге результативности программ международного развития , опыт Соединенного Королевства в институциональном закреплении и организации системы распределения помощи может иметь актуальное прикладное значение для стран, только занимающих свою нишу в данной области, в том числе и для Российской Федерации (РФ). Россия находится на стадии формирования учреждений, разработки механизмов и определения направлений официальной помощи в целях развития (ОПР). В настоящее время российские политические круги стремятся развивать данный вектор политики через Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Однако на этом пути возникают проблемы, не позволяющие РФ войти в ряды влиятельных доноров: небольшой спектр охватываемых стран, сильная зависимость оказания помощи от внешнеполитического курса страны, отсутствие четкой структуры координации и оценки эффективности планируемых программ. В связи с этим для улучшения имиджа России в качестве страны-донора и формирования подхода, учитывающего рациональное распределение бюджета на основе взаимных выгод, опыт Великобритании следует принять во внимание.
Во-вторых, определение роли Департамента приобретает особое значение с приходом к власти правительства во главе с Б. Джонсоном (B. Johnson). Консервативный премьер-министр неоднократно выражал намерение реорганизовать систему учреждений, ведающих политикой СМР и инкорпорировать Департамент в структуру Министерства иностранных дел и по делам Содружества Наций (МИД) . Вследствие этого вопросы о необходимости Департамента регулярно поднимаются в политических дебатах, экспертном сообществе и на страницах прессы. На сегодняшний день ДМР остается независимым органом, однако, как отмечают многие исследователи, первые шаги на пути его объединения с МИД уже были сделаны. Так, в феврале 2020 г. было принято решение об интеграции младших сотрудников двух министерств в одну рабочую группу, что вызвало не мало споров вокруг распределения полномочий между двумя министерствами и дальнейшего усиления влияния МИД на политику развития и распределение расходов бюджета на зарубежную помощь . Следовательно, особую актуальность приобретает вопрос, является ли упразднение независимого Департамента, координирующего СМР, оправданным и рациональным решением в условиях Брекзита, когда выход из Европейского союза поставил в повестку дня необходимость поиска и привлечения новых партнеров.
Объектом нашего исследования является внешняя политика Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Предмет – деятельность Департамента международного развития по реализации внешнеполитического курса страны. Цель заключается в выявлении роли ДМР во внешней политике Великобритании для более глубокого понимания внешнеполитических задач Соединенного Королевства и средств их достижения. Исходя из поставленной цели, при написании работы были сформулированы следующие задачи:
- Проследить эволюцию развития политики оказания международной помощи и становления политических институтов, участвующих в ее реализации в XX веке;
- Определить взгляды ведущих политических партий на роль и место ДМР в государственной аппарате;
- Изучить концептуальные и стратегические документы Департамента и выявить практическую реализацию поставленных в них задач;
- Рассмотреть формы участия ДМР в обеспечении интересов внешней политики;
- Определить международные факторы, влиявшие на программы помощи в конце XX–начале XXI вв.;
- Изучить мнения экспертов и выявить собственную оценку о степени вовлеченности ДМР в реализацию внешнеполитических приоритетов.
Для достижения поставленных задач в работе были использованы методы исторического и сравнительного анализа. Исторический анализ был применен для определения основных этапов эволюции британской системы СМР. Метод сравнительного анализа был использован при сопоставлении взглядов ведущих политических партий Великобритании в отношении функционирования ДМР. Для проведения сравнения использовались следующие критерии: определение места Департамента в структуре государственного аппарата; формулирование основных целей и задач политики СМР в партийных документах; сфера реализации программ, объемы предоставленного бюджета.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период 1997 - 2019 гг. Исходной точкой стал год учреждения Департамента правительством лейбористов, временной границей исследования является приход к власти Б. Джонсона.
Степень изученности. В отечественной историографии не существует отдельного комплексного исследования роли Департамента во внешнеполитической стратегии Великобритании. Однако многие российские эксперты проводят исследования в области общей политики СМР.
Широкий спектр вопросов, относящихся к деятельности Департамента, затрагивают О. Кулькова и К. Годованюк. Их работы в значительной мере способствовали изучению истории политики содействия развитию, а также ее современных тенденций.
Эксперт ИМЭМО РАН Е.М. Харитонова в статье «Программы содействия международному развитию и национальная безопасность: опыт Великобритании» анализирует взаимосвязь между программами СМР и геополитическими преференциями государства . В работе также рассматриваются проблемы адаптации Департамента к изменениям повестки дня в области развития и управления программами помощи во время коалиционного правительства. Кроме того, аспект деятельности Департамента изучен этим автором в монографии ««Мягкая сила» Великобритании», опубликованной в 2018 г. .
Значимым трудом отечественной историографии по изучаемому нами вопросу является коллективная монография ИМЭМО РАН «Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт» под редакцией В.Г. Барановского, Ю.Д. Квашнина, Ю.Д., Тоганова. В ней исследуются особенности участия Великобритании в содействии международному развитию при консервативном правительстве, а также приводятся примеры деятельности Департамента на постсоветском пространстве.
Отдельные упоминания о работе ДМР встречаются в работах таких российских исследователей как В.И. Бартенев и А.В. Шелепов.
В зарубежной литературе накоплен обширный материал, посвященный анализу как политики содействия международному развитию Соединенного Королевства, так и организационной структуре и функционированию самого Департамента. Одной из важнейших монографий в этой сфере является работа сотрудника Института исследований стран Содружества и бывшего генерального директора ДМР Б. Иретона (B. Ireton) «Международной политика в области развития Британии: История ДМР и зарубежной помощи» (Britain'sInternationalDevelopmentPolicies: AHistoryofDFIDandOverseasAid), опубликованная в 2013 г.. Работа содержит подробный исторический анализ институционального закрепления механизмов предоставления помощи на протяжении XX века и международных и национальных процессов, которые привели к учреждению Департамента. Большая часть монографии посвящена непосредственно исследованию полномочий и политики ведомства. Так, автор затрагивает такие темы, как механизмы предоставления помощи, формы поддержки развивающихся стран, а также выявляет влияние британского министерства на общий дискурс проблем развития в международных организациях. Для нашего исследования ценным материалом является глава монографии «Коммерческие вопросы: связывание помощи и положение о помощи и торговли» (CommercialIssues: TheTyingofAidandtheAidandTradeProvision), в которой подробно рассмотрена взаимозависимость программ помощи с интересами Великобритании в области экономики.
Значительный вклад в изучение рассматриваемой темы внес профессор кафедры экономики развития университета Ноттингема О. Моррисси (O. Morrissey). Его публикации посвящены изучению британской системы политики оказания зарубежной помощи в рамках ДМР в период правления лейбористов. Так, наиболее примечательной многоаспектной работой исследователя является статья «Помощь и международное развитие» (Aid and International Development), в которой производится анализ программных документов ДМР и британских идейных подходов к политике оказания помощи.
Необходимо также отметить труд М. Бардера (M. Barder) «Реформирование политики содействия международному развитию: опыт Великобритании» (ReformingDevelopmentAssistance: LessonsfromtheU.K. Experience). В статье прослеживаются институциональные изменения политики содействия международному развитию, причины создания Департамента международного развития и факторы, повлиявшие на формирование его репутации мирового лидера в области предоставления помощи с 1997 г.. В работе также рассматриваются цели органа, его концептуальные подходы к политике развития и предоставляется оценка результативности и эффективности их воплощения. Особое внимание в работе уделено эволюции роли ДМР в структуре власти Соединенного Королевства и его взаимоотношениям с другими министерствами.
Необходимо указать, что вышедшая в последние годы литература, связанная с темой нашего исследования, посвящена изучению общей политики помощи Великобритании и лишь косвенно затрагивает рассмотрение деятельности Департамента.
Так, освещение направлений ОПР в период правления консервативных правительств Д. Кэмерона (D. Cameron) и Т. Мэй (T. May) предоставляют статьи профессора Кембриджского университета Э. Модсли (E.Mawdsley). Исследователем было опубликовано несколько работ, посвященных выявлению зависимости программ помощи от стремлений правящих элит получить политические и экономические выгоды. Так, в статье «Национальные интересы и парадокс иностранной помощи в условиях жесткой экономии: консервативные правительства и национальная политика международного развития с 2010 г.» (National Interests and the Paradox of Foreign Aid under Austerity: Conservative Governments and the Domestic Politics of International Development since 2010)Э. Модсли выявляет особенности использования программ помощи в качестве инструмента продвижения мягкой силы и инвестирования в глобальные общественные блага. Другая работа автора «ДМР, частный сектор и переориентация международного развития на экономический рост» (DFID, the Private Sector and the Re-centring of an Economic Growth Agenda in International Development), акцентируют внимание на возвращении экономических интересов государства в повестку дня Департамента и его партнерстве с частным сектором.
Большое количество работ посвящено вопросам секьюритизации политики СМР Великобритании. Свой труд по данному аспекту представили Л. Уайлд (L. Wild) и С. Эльхавари (S. Elhawary). Уникальность их совместной работы «TheUK’sApproachtoLinkingDevelopmentandSecurity: AssessingPolicyandPractice» состоит в том, что в статье содержится анализ политического дискурса вокруг программ развития, правительственных статистических данных и аспектов практической внешнеполитической деятельности британских ведомств.
Также стоит отметить работы таких зарубежных авторов, как Т. Фишер (T. Fisher), Е. Макконнон, (E. McConnon), Дж. Кларк (G. Clark), Н. Ваддель (N. Waddell). В работах данных исследователей изучаются перспективы использования помощи, а также присутствует анализ отдельных страновых программ.
Исходя из обзора литературы, научную новизну данной работы можно обосновать отсутствием комплексного подхода к изучению деятельности Департамента в отечественной историографии.
Источники, которые использовались при написании работы, можно разделить на несколько групп.
Во - первых, это официальные документы государственных учреждений. Наиболее важными для нашего исследования являются стратегические документы, отчеты, аналитические записки ДМР, в которых изложены концептуальные основы деятельности и целенаправленность программ СМР. В ходе анализа были также задействованы законы, документы правительства и профильных комитетов палат парламента. Необходимо отметить, что в данных источниках содержится обширный статистический материал, предоставляющий информацию о расходах правительства на ОПР.
Во - вторых, особый интерес предоставили публикации квазиправительственных организаций. Использованные при написании работы аналитические доклады Независимой комиссии по оказанию помощи (The Independent Commission for Aid Impact) охватывают всесторонний обзор сфер деятельности ДМР и дают оценку ее результативности. Ценность таких источников состоит в том, что в них определяются недостатки проводимой политики, а также приводятся факты и статистика, часто скрываемые в официальных правительственных источниках.
В данной работе широкое применение получили выступления политических деятелей. Среди них выступления премьер-министров Т. Блэра (T. Blair), Д. Кэмерона, глав ДМР и министров иностранных дел. Они позволяют рассмотреть позиции представителей ведущих политических сил страны в отношении функционирования Департамента и выявить происходящие изменения основного вектора СМР, что способствуют более глубокому пониманию эволюции данного направления политики.
Отдельную группу составили документы политических партий, прежде всего, партийные предвыборные манифесты, которые дают уникальную возможность определить межпартийные расхождения по изучаемым в исследовании вопросам.
Еще одной важной категорией источников стали материалы британской печати и новостных ресурсов. Посредством предоставления наиболее актуального фактологического материала, данный вид источников позволяет проследить развитие событий на современном этапе. В данном контексте особый интерес представляют материалы новостных ресурсов TheGuardian, DailyMail, BBC.
Другими задействованными онлайн ресурсами являются сайты отдельных программ, поддерживаемых Департаментом. Среди них можно отметить официальные порталы инициативы «ЕnglishinAction» и программы«CommonwealthScholarships» .
На протяжении всего процесса формирования системы международного содействия, роль ее государственных учреждений во внешней политике Великобритании являлась предметом оживлённой полемики между ведущими политическими силами страны. В ходе изучения эволюции политических институтов оказания помощи в XX веке нами было выявлено, что лейбористская партия позиционировала основные цели политики СМР в качестве исполнения морального долга перед бывшими колониальными народами и первой приступила к проектированию программ развития, направленных на обеспечение их интересов. Свидетельством такого подхода является превалирование социальных проектов над экономическими и увеличение бюджета ОПР в периоды правления лейбористских премьер-министров. Показательно, что именно лейбористы были инициаторами основных реформ. Правительством во главе с Г. Вильсоном была разработана первая политическую программа предоставления британской помощи, направленная на развитие наиболее бедных стран. Важным этапом на пути становления СМР как отдельного независимого направления в британской внешней политики стало учреждение Министерства зарубежного развития, совмещающего полномочия в области оказания помощи других правительственных департаментов, министерств и призванного обеспечивать проведение скоординированного осуществления принятой стратегии. Однако в дальнейшем место Министерства в государственном аппарате неоднократно пересматривалось. Причиной этому послужили противоположные взгляды консервативной партии на роль СМР во внешнеполитической стратегии. С приходом к власти консерваторов, министерство становилось подконтрольным МИД, а программы помощи соответствовали промышленным и коммерческим интересам правительства и британского бизнеса. Отчасти многие выявленные тенденции в расхождении политических взглядов партий сохранились и в XXI веке.
C созданием Департамента международного развития в 1997 г. процесс формирования британской системы международного содействия завершается. СМР становится независимым направлением во внешней политике Соединенного Королевства и приобретает институционально закрепленные принципы и механизмы. Помимо координации и распределения программ помощи, ДМР осуществлял широкий спектр полномочий межведомственного характера. В поле деятельности Департамента входила разработка и принятие решений в сфере торговли, сельского хозяйства, инвестиций, надлежащего государственного управления и прав человека. Департаменту также удалось занять прочные позиции в Уайтхолле и инициировать ряд совместных проектов с другими министерствами.
На начальном этапе существования основной целью ДМР стало искоренение бедности, что было обусловлено не только реализацией «этичной внешней политики» Т. Блэра, но и необходимостью поиска нового имиджа для Британии посредством внесения вклада в достижение глобальных целей развития. После террористических атак 11 сентября 2001 г. политика СМР встала на путь секьюритизации. Признание политическими элитами Британии причинно-следственной связи между проблемами развивающихся стран и появлением новых международных вызовов для западного сообщества способствовало усилению внимания к странам, охваченным конфликтом. Новая роль ДМР заключалась в выявлении и поддержке нестабильных государств и устранении в них условий для эскалации вооруженных конфликтов. Однако главной декларируемой прерогативой политики СМР осталось сокращение масштабов бедности. Так, предпринятый Департаментом подход «безопасность прежде всего» означал необходимость содействия стабилизации в странах, с целью создания безопасной среды, в которой проведение дальнейших программ развития в интересах населения не ставилось под угрозу. Несмотря на существенные изменения идейных основ политики содействия в период правления Т. Блэра принципы ее практической реализации в определённой мере оставались тесно связанными с внешнеполитическими амбициями правящей элиты. ОПР часто предоставлялась с целью оказания политического влияния на страны–реципиенты, направленного на ускорение процесса их либерализации, а также продвижение коммерческих интересов.
Под руководством Д. Кэмерона и Т. Мэй политика ДМР претерпела существенные изменения. Несмотря на то, что с приходом к власти коалиционного правительства произошла переоценка консервативных идеологических принципов СМР, роль ДМР все в большей мере сводилась к реализации геополитических и экономических интересов правящего Кабинета.
Во-первых, в условиях усиления международной напряженности, связанной с возникновением новых очагов терроризма и эскалацией военных конфликтов, а также с появлением современных глобальных угроз усилились тенденции секьюритизации политики СМР. О повышении роли Департамента в обеспечении национальной безопасности говорило участие ведомства в принятии решений таких государственных органов, как Совет национальной безопасности и Фонд конфликтов, стабильности и безопасности. С приходом к власти Т. Мэй риторика укрепления национальной безопасности посредством оказания зарубежной помощи была продолжена, а Департамент сохранил главенствующую роль в распределении бюджета ОПР вопреки исходной скептической позиции нового премьер-министра в отношении политики международного содействия. В следствие террористических атак в Лондоне и Манчестере, а также миграционного кризиса новой задачей Департамента стало ведение работы по недопущению прибытия нелегальных мигрантов в страны Европы и создания условий для стабилизации обстановки в странах исхода беженцев.
Во-вторых, во время правления консервативной партии Департамент активизирует интенсивное проектирование программ партнерских отношений с частным сектором и интеграцию британских компаний в систему международного содействия. Проводимые в данной сфере мероприятия были нацелены на обеспечение предприятий Великобритании благоприятным инвестиционным климатом и выходом на новые рынки, а также способствовали привлечению торговых сделок. Изложенные в нашем исследовании особенности реализации данной политики, действующей в рамках созданных британским правительством дискурсов экономического развития стран - реципиентов, соизмеримы с возвращением «связанной помощи» действующий для повышения потенциала использования программ СМР и проектов помощи развивающимся странам для улучшения коммерческих возможностей Соединенного Королевства.
В-третьих, политика Департамента стала инструментом политического воздействия и формирования положительного восприятия страны. Посредством реализации гуманитарных программ и установления многостороннего сотрудничества ДМР стал одним из основных министерств ответственных за повышение индекса британской «мягкой силы». Для достижения поставленной задачи Департамент работает над продвижением британского опыта и распространением британских ценностей и культуры. Кроме того, образцовость, достигнутая за счет высокого бюджета ОПР, ее эффективности и слаженных механизмов координации внутри структуры ведомства, повысила авторитет и имидж страны в сфере СМР на международном уровне. Департамент также закрепил за Британией ведущую роль в принятии решений в международных политических, экономических институтах.
Таким образом, результаты проведенного нами анализа документов и программ Департамента позволяют сделать вывод, что на протяжении всего существования ДМР оставался одним из основных ведомств, выполняющих внешнеполитические задачи Соединенного Королевства, однако сфера и степень вовлеченности реализации интересов менялась в зависимости от отношения к программам помощи находящегося у власти премьер-министра. К концу срока полномочий Кабинета Т. Мэй для будущего Департамента сложились весьма негативные тенденции. Среди них: распределение ответственности за помощь между межминистерскими структурами, увеличение объемов помощи, поступающих через другие министерства, отход от первоначально установленных целей развития. Кроме того, значительное воздействие на политику СМР оказали результаты референдума о выходе Великобритании из ЕС. На программы ДМР может повлиять ряд факторов, сложившихся в условиях Брекзита: предсказываемый многими экспертами экономический спад, девальвация национальной британской валюты и окончание сотрудничества с агентствами и организациями ЕС.
С учетом вышеперечисленных фактов нам представляются возможным два варианта развития событий. Первый из них исходит из отношения к программам ОПР Б. Джонсона. В своих заявлениях премьер-министр неоднократно отмечал, что создание ДМР было «колоссальной ошибкой» лейбористского правительства. Это позволяет предположить, что в ближайшем будущем Департамент ждут кардинальные структурные изменения. Так, в настоящее время рассматривается возможность упразднения должности министра зарубежного развития и переход ДМР под контроль МИД, что впоследствии может привести к полной ликвидации независимого департамента.
С другой стороны, можно предположить, что Департамент сыграет значительную роль в поддержании экономики Британии после Брекзита. Деятельность ДМР может быть направлена на достижение коммерческих выгод и компенсацию влияния Британии в многих странах, утраченное после выхода из ЕС. Отчасти такой подход уже был начат П. Пател, которая предложила, что наиболее рациональным подходом к политике СМР, будет использование программ помощи для активизации торговых сделок и привлечения новых партнеров.
C созданием Департамента международного развития в 1997 г. процесс формирования британской системы международного содействия завершается. СМР становится независимым направлением во внешней политике Соединенного Королевства и приобретает институционально закрепленные принципы и механизмы. Помимо координации и распределения программ помощи, ДМР осуществлял широкий спектр полномочий межведомственного характера. В поле деятельности Департамента входила разработка и принятие решений в сфере торговли, сельского хозяйства, инвестиций, надлежащего государственного управления и прав человека. Департаменту также удалось занять прочные позиции в Уайтхолле и инициировать ряд совместных проектов с другими министерствами.
На начальном этапе существования основной целью ДМР стало искоренение бедности, что было обусловлено не только реализацией «этичной внешней политики» Т. Блэра, но и необходимостью поиска нового имиджа для Британии посредством внесения вклада в достижение глобальных целей развития. После террористических атак 11 сентября 2001 г. политика СМР встала на путь секьюритизации. Признание политическими элитами Британии причинно-следственной связи между проблемами развивающихся стран и появлением новых международных вызовов для западного сообщества способствовало усилению внимания к странам, охваченным конфликтом. Новая роль ДМР заключалась в выявлении и поддержке нестабильных государств и устранении в них условий для эскалации вооруженных конфликтов. Однако главной декларируемой прерогативой политики СМР осталось сокращение масштабов бедности. Так, предпринятый Департаментом подход «безопасность прежде всего» означал необходимость содействия стабилизации в странах, с целью создания безопасной среды, в которой проведение дальнейших программ развития в интересах населения не ставилось под угрозу. Несмотря на существенные изменения идейных основ политики содействия в период правления Т. Блэра принципы ее практической реализации в определённой мере оставались тесно связанными с внешнеполитическими амбициями правящей элиты. ОПР часто предоставлялась с целью оказания политического влияния на страны–реципиенты, направленного на ускорение процесса их либерализации, а также продвижение коммерческих интересов.
Под руководством Д. Кэмерона и Т. Мэй политика ДМР претерпела существенные изменения. Несмотря на то, что с приходом к власти коалиционного правительства произошла переоценка консервативных идеологических принципов СМР, роль ДМР все в большей мере сводилась к реализации геополитических и экономических интересов правящего Кабинета.
Во-первых, в условиях усиления международной напряженности, связанной с возникновением новых очагов терроризма и эскалацией военных конфликтов, а также с появлением современных глобальных угроз усилились тенденции секьюритизации политики СМР. О повышении роли Департамента в обеспечении национальной безопасности говорило участие ведомства в принятии решений таких государственных органов, как Совет национальной безопасности и Фонд конфликтов, стабильности и безопасности. С приходом к власти Т. Мэй риторика укрепления национальной безопасности посредством оказания зарубежной помощи была продолжена, а Департамент сохранил главенствующую роль в распределении бюджета ОПР вопреки исходной скептической позиции нового премьер-министра в отношении политики международного содействия. В следствие террористических атак в Лондоне и Манчестере, а также миграционного кризиса новой задачей Департамента стало ведение работы по недопущению прибытия нелегальных мигрантов в страны Европы и создания условий для стабилизации обстановки в странах исхода беженцев.
Во-вторых, во время правления консервативной партии Департамент активизирует интенсивное проектирование программ партнерских отношений с частным сектором и интеграцию британских компаний в систему международного содействия. Проводимые в данной сфере мероприятия были нацелены на обеспечение предприятий Великобритании благоприятным инвестиционным климатом и выходом на новые рынки, а также способствовали привлечению торговых сделок. Изложенные в нашем исследовании особенности реализации данной политики, действующей в рамках созданных британским правительством дискурсов экономического развития стран - реципиентов, соизмеримы с возвращением «связанной помощи» действующий для повышения потенциала использования программ СМР и проектов помощи развивающимся странам для улучшения коммерческих возможностей Соединенного Королевства.
В-третьих, политика Департамента стала инструментом политического воздействия и формирования положительного восприятия страны. Посредством реализации гуманитарных программ и установления многостороннего сотрудничества ДМР стал одним из основных министерств ответственных за повышение индекса британской «мягкой силы». Для достижения поставленной задачи Департамент работает над продвижением британского опыта и распространением британских ценностей и культуры. Кроме того, образцовость, достигнутая за счет высокого бюджета ОПР, ее эффективности и слаженных механизмов координации внутри структуры ведомства, повысила авторитет и имидж страны в сфере СМР на международном уровне. Департамент также закрепил за Британией ведущую роль в принятии решений в международных политических, экономических институтах.
Таким образом, результаты проведенного нами анализа документов и программ Департамента позволяют сделать вывод, что на протяжении всего существования ДМР оставался одним из основных ведомств, выполняющих внешнеполитические задачи Соединенного Королевства, однако сфера и степень вовлеченности реализации интересов менялась в зависимости от отношения к программам помощи находящегося у власти премьер-министра. К концу срока полномочий Кабинета Т. Мэй для будущего Департамента сложились весьма негативные тенденции. Среди них: распределение ответственности за помощь между межминистерскими структурами, увеличение объемов помощи, поступающих через другие министерства, отход от первоначально установленных целей развития. Кроме того, значительное воздействие на политику СМР оказали результаты референдума о выходе Великобритании из ЕС. На программы ДМР может повлиять ряд факторов, сложившихся в условиях Брекзита: предсказываемый многими экспертами экономический спад, девальвация национальной британской валюты и окончание сотрудничества с агентствами и организациями ЕС.
С учетом вышеперечисленных фактов нам представляются возможным два варианта развития событий. Первый из них исходит из отношения к программам ОПР Б. Джонсона. В своих заявлениях премьер-министр неоднократно отмечал, что создание ДМР было «колоссальной ошибкой» лейбористского правительства. Это позволяет предположить, что в ближайшем будущем Департамент ждут кардинальные структурные изменения. Так, в настоящее время рассматривается возможность упразднения должности министра зарубежного развития и переход ДМР под контроль МИД, что впоследствии может привести к полной ликвидации независимого департамента.
С другой стороны, можно предположить, что Департамент сыграет значительную роль в поддержании экономики Британии после Брекзита. Деятельность ДМР может быть направлена на достижение коммерческих выгод и компенсацию влияния Британии в многих странах, утраченное после выхода из ЕС. Отчасти такой подход уже был начат П. Пател, которая предложила, что наиболее рациональным подходом к политике СМР, будет использование программ помощи для активизации торговых сделок и привлечения новых партнеров.
Подобные работы
- Роль Департамента международного развития во внешней политике Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - МУЗЕЙНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (2010-2017 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - КАНАДО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (1942-1953 гг.): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ВЕДУЩИМИ ГОСУДАРСТВАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С 2014 ПО 2018 ГОДЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ БРИТАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 21В
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА
ПОСЛЕ РАСПАДА БИПОЛЯРНОГО МИРА. 1990 -2018 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС на основе анализа современного состояния рынка (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



