Введение. 3
Глава 1. Эволюция внешнеполитической доктрины Японии при С. Абэ. 12
1.1. Конституция: попытки внесения поправок и новые толкования. 12
1.2. Основные направления национальной обороны 2010 и 2013 гг. 16
1.3. Среднесрочные программы развития оборонного потенциала от 2010 и 2013 гг. 21
1.4. Стратегия национальной безопасности 2013 г. 25
Глава 2. Взаимоотношения с США, КНР, РФ и государствами Корейского полуострова. 30
2.1. Взаимоотношения Японии и США. 30
2.2. Взаимоотношения Японии с государствами Корейского полуострова. 36
2.3. Взаимоотношения Японии и КНР. 43
2.4. Российско-японские отношения. 49
Заключение. 54
Список источников и литературы. 57
Источники. 57
Литература. 62
В декабре 2012 года в результате внеочередных выборов в нижнюю палату парламента Японии после трёхлетнего перерыва к власти вернулась Либерально-Демократическая Партия, а премьер-министром страны вновь стал СиндзоАбэ. Занятие им главного поста в государстве оказало существенное влияние не только на внутреннюю политику Страны Восходящего Солнца, но и на ее внешнеполитический курс; в частности, были приняты новые программные документы в сфере национальной безопасности и оборонной политики. Господин Абэ на данный момент является одним из самых «долгоправящих» премьер-министров Японии за последние четыре десятилетия, лишь немногим уступая по продолжительности пребывания на данном посту таким знаковым фигурам для Японии, как Ясухиро Накасонэ и Дзюнъитиро Коидзуми, что даёт весомые основания полагать, что под его руководством Страна Восходящего Солнца переживает качественно новый этап как во внутренней, так и во внешней политике.
СиндзоАбэ имеет репутацию националиста и «ястреба» и известен своей жесткой позицией по вопросам спорных территорий, а потому во время нахождения у власти возглавляемого им Кабинета видится достаточно реальным усиление националистических тенденций во внешней политике государства, что с высокой долей вероятности приведет к изменению отношений с соседними государствами, в первую очередь с Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки – крупнейшими политическими игроками в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
На данный момент Российская Федерация не имеет с Японией мирного договора или договора о военном либо политическом сотрудничестве, зато в тесном союзе с ней состоят США, с которыми у России отношения традиционно довольно прохладные. Помимо этого, Япония, несмотря на экономические трудности, остается крупным экономическим центром в АТР. Наконец, остается неразрешенным спор между двумя странами относительно так называемыми «северных территорий» (южные острова Курильской гряды), российский суверенитет над которыми оспаривается Японией на протяжении нескольких десятилетий.
С вступлением господина Абэ на должность премьер-министра впервые за последние двадцать лет была пересмотрена документальная основа сотрудничестве США и Японии, и, что особенно важно, впервые за последние десятилетия был реально поднят вопрос о пересмотре «пацифистских» статей японской Конституции. Кроме того, администрацией С. Абэ были пересмотрены ключевые документы в сфере безопасности и внешней политики. Все эти изменения говорят о наступлении нового этапа во внешней политике страны восходящего солнца.
На этом фоне возрастает актуальность исследований, связанных с изучением основных тенденций во взаимоотношениях Японии с другими государствами после прихода к власти Кабинета министров от Либерально-Демократической партии. Применение результатов данных исследований видится возможным при оценке перспектив российско-японских, японо-китайских и японо-американских отношений и прогнозировании их развития, а также при оценке в целом обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда в последние годы неуклонно смещается центр силы в мировой политике. Стремлением рассмотреть основные направления внешнеполитического курса Страны восходящего солнца в АТР на современном этапе и было продиктовано данное исследование.
Целью данной работы является выявление ключевых изменений во внешней политике Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере взаимоотношений с РФ, КНР, США и государств Корейского полуострова после прихода к власти администрации СиндзоАбэ.
Выбор данных государств обусловлен не только их географической близостью к границам японского государства, но и видением важности именно этих стран в выстраивании внешнеполитического курса страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе со стороны японской администрации. Так, именно этим государствам посвящены отдельные главы в «Белой книге» Министерства Обороны Японии, в то время как остальные государства не удастаиваются выделения и рассматриваются лишь в рамках регионов и субрегионов, что доказывает важность именно этих пяти стран для японской внешней политики. Соединенные Штаты Америки – основной внешнеполитический и военный союзник Японии, основной ее торговый партнер, лидеры страны восходящего солнца признают японо-американский альянс «краеугольным камнем» японской внешней политики. КНР – крупнейшая экономика Азии, государство, с которым у Японии имеется территориальный конфликт и чьей возрастающей мощи открыто опасается японское руководство. Государства Корейского полуострова же не только относятся к японской «сфере влияния», но и выступают в роли очага напряженности возле японских границ: северокорейскую ядерную программу администрация С. Абэ относит к числу трех основных угроза безопасности Японии, а с Республикой Корея у Японии есть спор вокруг островов Лионкур. Наконец, Российская Федерация, как государство, в 2014 году провозгласившее «азиатский разворот» не может не представлять интересы для японской стороны, особенно учитывая отсутствия между ними мирного договора и наличие неразрешённого территориального спора. К томе же, сам С.Абэ назвал отношения с Россией «одними из наиболее богатых возможностями».
Стоит отметить, что основное внимание в работе уделено не столько чисто политическим взаимоотношениям государств, сколько сфере безопасности. Основанием для этого послужила прочная взаимосвязь японской внешней политики со структурой безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, демонстрацией чего служит формулировка основных внешнеполитических документов страны восходящего солнца как концепций по обороне и безопасности. Кроме того, сам С. Абэ подтверждает теснейшую взаимосвязь между внешнеполитическим курсом и безопасностью страны, подтверждая необходимость реформирования Сил Самообороны для исполнения Японией международных обязательств и расширения ее участия в мировом политическом процессе.
Для достижения заявленной в работе цели, автор видит необходимым выделить следующие задачи:
1) Провести сравнительный анализ ключевых внешнеполитических документов, принятых Кабинетом СиндзоАбэ и его предшественниками для определения стратегической основы внешнеполитического курса государства.
2) Проследить динамику взаимоотношений Японии с Соединенными Штатами Америки в период администрации С. Абэ.
3) Проследить динамику взаимоотношений Японии с Китайской Народной Республикой в период администрации С. Абэ.
4) Проследить динамику взаимоотношений Японии с государствами Корейского полуострова в период администрации С. Абэ.
5) Проследить динамику взаимоотношений Японии с Россией в период администрации С. Абэ.
В качестве объекта исследования выступает внешняя политика Японии, а предметом исследования является внешнеполитическая деятельность кабинета СиндзоАбэ в исследуемом регионе за период с декабря 2012 года до начала 2017 года. Выбранные хронологические рамки исследования обусловлены изменением внешнеполитического курса Японии, произошедшим после прихода к власти Либерально-Демократической партии Японии 16 декабря 2012 года, и ограничены временем написания данной работы (начало 2017 года).
Структура работы обусловлена характером постановки цели и задач исследования Работа подразделяется на введение (в нем обосновывается актуальность работы, приводится анализ литературы по проблеме, выдвигаются цели и задачи исследования, определяются его объект и предмет, методология и т.д.), две главы, соотносящиеся с задачами исследования и представляющие собой две логически обособленные его части, а также заключение, в котором приводятся основные выводы по результатам исследования.
В данной работе автор исходил также из того, что внешнеполитический курс Японии рассматривается не обособленно, а в контексте взаимоотношений различных игроков региональной системны международных отношений (в частности, ставшее уже классическим рассмотрение взаимоотношений государств АТР и Северо-Восточной Азии через «треугольники»). Таким образом, в данном исследовании предлагается системный подход к рассматриваемой проблеме.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы, такие как дедукция, индукция, анализ и синтез, так и специальные методы социальных наук и исследований международных отношений, например, методы анализа ситуации, включая аналитические методики изучения и сравнения документов. Немалую помощь в данном исследовании оказали и отдельные элементы системного анализа и анализа событийных данных. Так, для выявления изменений в стратегии внешнеполитического курса Кабинета С. Абэ применялся сравнительный анализ текстов ключевых внешнеполитических документов нынешней администрации и их предшественников из Демократической партии. Событийный анализ данных являлся методом, с помощью которого автор прослеживал динамику взаимоотношений Японии с другими государствами, а для конструирования более целостной картины и соотнесения событий в отношениях с одними государствами в из связи с событиями во взаимоотношениях с другими странами автор прибегал к системному анализу ситуации в регионе.
Источниковая база исследования представлена несколькими категориями документов, включая внутренние нормативно-правовые акты и международные соглашения, а также материалами СМИ и официальных сайтов министерств и ведомств Японии и иных государств и международных организаций.
В первой группе источников стоит прежде всего отметить такие ключевые документы в сфере безопасности и внешней политики Японии, в частности, «Основные направления национальной обороны» за 2010 и 2013 гг., «Среднесрочная программа развития оборонного потенциала» за 2010 и 2013 гг., «Стратегия национальной безопасности» 2013 г., а также иные документы, связанные с обороной и национальной безопасностью Японии, в том числе «Белую книгу» Министерства Обороны, «Синюю книгу» Министерства иностранных дел и т.д.
Из международных документов, составляющих вторую группу источников, можно выделить, например, «Основные направления сотрудничества США и Японии в сфере обороны», предварительные соглашения от образовании Транс-Тихоокеанского Партнерства и тексты соглашений РФ (СССР) и Японии относительно островов Курильской гряды.
Третья группа источникам представлена массивом новостных сообщений, содержащих информацию об определенных событиях во взаимоотношениях Японии со странами АТР, в частности, материалами таких российских и иностранных средств массовой информации, как «КоммерсантЪ», «РИА Новости», «BBC», «AsahiSimbun», «Diplomat», «JapanTimes», «Forbes», «Sinxua» и т. д. Данные публикации рассматривались исключительно как источник информации, без акцента на их аналитической составляющей.
Наконец, важным источником данных для данного исследования стала информация (комментарии, разъяснения, тексты обращений и посланий, статистика) с официальных сайтов ведомственных структур Японии и других странах, а также международных организаций. В частности, Министерства Обороны Японии, сайта японского внешнеполитического ведомства, сайта Кабинета Министров Японии и т. д.
Степень разработанности проблемы можно оценить, как достаточно высокую, однако, учитывая специфику данной тематики, ее актуальность и современность, которые находят своё отражение в стремительном росте числа источников, требующих введения в научный оборот, остается определенное пространство для проведения исследования по данной теме. Тема, затронутая в данной работе, в разных аспектах рассматривалась как российскими, так и зарубежными учеными.
В российской историографии доминируют исторический и историко-политический подходы к освещению обозначенной проблематики. Ярким примером тому являются, в частности, работы заместителя директора Института Дальнего Востока Российской Академии Наук, доктора исторических наук, Э. В. Молодяковой, а также ее коллеги из Московского Государственного Института Международных Отношений, доктора исторических наук Д. В. Стрельцова. Оба автора ведут исследования в сфере внутренней и внешней политики Японии XX-XXI вв.
В монографиях Э. В. Молодяковой особое внимание уделяется культурно-историческому аспекту во внешней политики, т.е. представлен также этно-культурологический подход к данному вопросу. В частности, в работе «Проблема святилища Ясукуни» автор объясняет значение данного храма для жителей Японии и ее ближайших соседей и анализирует его роль в отношениях Японии с Республикой Корея и КНР. Кроме того, стоит отметить коллективную монографию работников Института Дальнего Востока РАН под названием «Япония в Азии: параметры сотрудничества», в которой анализируется положение Японии в стремительно меняющемся мире Большой Восточной Азии, исторический аспект, современное состояние и перспективы отношений Японии со странами региона и ответственным редактором которой также стала Э. В. Молодякова.
Работы Д. В. Стрельцова, в фокусе научных интересов которого лежит механизм принятия внешнеполитических решений в Японии, а также политика в сфере безопасности в АТР, являют собой также пример политико-географического подхода, с упором на системный анализ ситуации в регионе. В данному контексте стоит выделить его монографию, написанную в соавторстве с рядом других ученых-японоведов из Института Дальнего Востока РАН, под названием «Япония: в поисках новой глобальной роли», в которой рассматриваются приоритетные направления внешней политики Японии после возвращения к власти Либерально-демократической партии в декабре 2012 г., и авторы которой стремились показать, в чем заключается ответ Японии на внешние вызовы и каковы контуры новой глобальной роли Японии в меняющейся парадигме современного мира. Кроме того, интерес представляют ряд статей Д. В. Стрельцова, опубликованных им в «Вестнике МГИМО» и содержащих анализ российско-японских и японо-американских отношений в сфере безопасности.
Кроме того, внесли ощутимый вклад в разработку тематики как внешней политики Японии в целом, так и конкретных вопросов внешнеполитического курса С. Абэ такие ученые, как Катасонова Е. Л., Кистанов В. О., Панов А.Н. и т.д.
Зарубежными авторами данный вопрос также рассматривается в различный аспектах: одни рассуждают о месте Японии в ходе нарастающего противостояния США и КНР, другие рассматривают перспективы японо-американского альянса, третьи делают акцент на собственно внешней политике Японии, а у кого-то в фокусе исследования находятся двусторонние отношения страны с отдельными государствами региона. Стоит отметить, что ряд ученых в своих работах нередко анализирует исследуемую тематику сразу с нескольких сторон, изучая, например, проблему американо-японских отношения в рамках «треугольника» Япония-США-Китай, или через призму участия Японии в Транс-Тихоокеанском партнерстве.
В азиатской историографии, в том числе в японской, наибольшее число авторов рассматривают вопрос либо через призму политико-географического подхода, либо находящегося с ним в определенной близости культурного конструктивизма, акцентируя внимание на азиатской идентичности. Так, Т. Уэмура в статье, посвященной японо-китайским отношениям, описывает восприятие Японии Китаем как "другого", то есть необходимого врага или партнера по диалогу, который позволяет Китаю более ясно формулировать свою идентичность, исходя из чего конструируется внешнеполитический курс обоих государств. Схожие взгляды разделяет и китайский ученый Х. Чё, изучающий отдельные аспекты восточноазиатского регионализма, также конструируемого через поиск собственной идентичности, в рамках чего и выстраивается внешнеполитическая линия правительства, в том числе японского. Вопросы японской идентичности во взаимоотношениях с другими государствами рассматривает японский ученый Д. Сибуити .
Достаточно популярным подходом среди зарубежных ученых является системный, рассматривающий регион АТР как региональную подсистему с гегемоном в виде США и его растущим соперником – КНР. Его придерживается, очевидно, автор монографии «Внешняя политика и политика безопасности Японии под доктриной Абэ: новый динамизм или новый печальный конец?», К. Хьюгс, вышедшей в свет в марте 2015 года, в которой автор тщательно рассматривает судьбу японо-американского альянса, отношения Японии с КНР и государствами Корейского полуострова. Примечательны также работы профессора Университета Нигата Т. Иногути, в которых он выступает за эволюцию роли Японии в американо-японском альянсе под давлением системных факторов, в первую очередь – роста влияния КНР. Немалый интерес вызывает и серия статей в журнале AsiaSurvey американского ученого из Вашингтонского Университета Р. Пекканена, посвященных анализу событий во внешней и внутренней политике Страны восходящего солнца за 2014 и 2015 годы, а также их взаимному влиянию. Ключевыми вопросами в данном случае являются, на его взгляд, реформа законодательства в сфере безопасности обращение к историческому прошлому во взаимоотношениях с соседними странами, а также присоединение страны к образовавшемуся Транстихоокеанскому партнерству (ТТП).
Кроме того, множество авторов, таких как Т. Йода, А. Като, Т. Тамаки, У. Тоу работают по отдельным аспектам данной проблематики, представляя различные подходы к ее пониманию.
В данной работе была рассмотрена внешняя политика японского государства в отношении США, КНР, государств Корейского полуострова и Российской Федерации. в 2012-2016 гг., в период нахождения на посту премьер-министра лидера Либерально-Демократической партии С. Абэ.
При написании данной работы автор ставил своей целью выявление ключевых изменений во внешней политике Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере вышеозначенных государств.
В первой части исследования был проведен анализ основных документов в сфере обороны и национальной безопасности Японии, такие как «Основные направления национальной обороны», «Среднесрочная программа развития оборонного потенциала», «Стратегия национальной безопасности», принятые господином С. Абэ и его предшественниками из Демократической партии. Основными выводами по итогам анализа данных источников являются следующие положения:
• Усиление стремления Страны восходящего солнца принимать участие в обеспечении международной безопасности;
• Рост обеспокоенности в отношении усиления военной мощи КНР с одновременным обострением территориальных конфликтов;
• Курс на поиск новых союзников вне Азиатско-Тихоокеанского региона (в частности, Индию);
• Ориентация на укрепление японо-американского альянса как основы внешнеполитического курса и изменение своего положения в рамках данного альянса;
• Стремление к технологического переоснащению Сил Самообороны и внедрение концепции «динамической обороны», подразумевающей высокую мобильность и скорость реагирования на угрозу со стороны подразделений СО.
Исходя из этого, можно отметить рост конфликтного потенциала во внешней политике Японии, в особенности в отношении «китайского угрозы».
Вторая часть исследования представляла собой прослеживание динамики взаимоотношений с государствами, имеющими наиболее важное значение для внешней политики и безопасности Японии: Соединенными Штатами, Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Республикой Корея и КНДР, на основе сообщений СМИ, официальных заявлений лидеров, международных документов и т.д.
По итогам данной части исследования можно отметить достаточно явную проамериканскую ориентацию внешней политики Японии, выражающуюся в поддержке экономической политики США в АТР, расширении географии сотрудничества с США, а также изменению документальной основы взаимодействия государств в сторону упрочения сотрудничества в военно-политической сфере, в то же время между администрациями Б. Обамы и С. Абэ были отмечены разногласия по вопросам внутреннеполитическим вопросам.
Достаточна интересна динамика взаимоотношений Японии с государствами Корейского полуострова: на первом этапе (до конца 2015 года) наблюдается «рокировка» в парах РК-Япония и КНДР-Япония. Фиксируется улучшение отношений с северным государством в виде попытки господина Абэ изменить тактику по отношению к правительству Ким ЧенЫна в 2012-2015 г., в то же время ввиду жесткой позиции господина Абэ по ряду исторических вопросов («комфортные женщины», святилище Ясукуни, ответственность Японии за действия японской армии на материке в период Второй мировой войны), являющихся принципиально важными для южнокорейской стороны, отношения с Республикой Корея испытывают ощутимый кризис. Однако в начале 2016 года наступает перелом: северокорейская сторона, не оправдав ожиданий С. Абэ, производит ядерные ракетные испытания, тем самым навлекая на себя японские санкции и в то же время подталкивая к сотрудничеству Японию и Республику Корея, охлаждение отношений между которыми было более выгодно Пхеньяну. Таким образом, в 2016 году вновь активизируется японо-корейские диалог по ядерной проблеме, а успешные начинания первых лет сходят на нет.
Отношения с Китаем е период администрации С. Абэ значительно ухудшились, усилились сглаживаемые ранее противоречия, чему причиной являлось, во-первых, поведение самого господина Абэ, использующего националистическую риторику и публично демонстрирующего нежелание признавать вину за действия японской армии на материке 70 лет назад, что воспринимается китайской стороной как возрождение японского национализма и милитаризма имперских времен, а, во-вторых, рост китайских оборонных расходов и числа агрессивных актов, совершенных китайской стороной в Южно-Китайском море, вызывающих закономерные опасения Кабинета С. Абэ, который, в отличие от предыдущей администрации, остро реагирует на подобные факты, увеличивая собственный оборонный бюджет и начиная создавать контуры новой архитектуры безопасности в регионе для сдерживания возрастающей мощи и амбиций Поднебесной.
Наконец, в отношениях с РФ, в японской внешней политике произошли следующие значимые изменения: предложен новый подход в решении территориального спора, выдвигающий на первый план экономическое сотрудничество и интересы населения островов, а не политические и юридические вопросы; большее влияние на взаимоотношения стран оказывают конфликты и кризисы за пределами АТР, взаимосвязь с которыми обнаруживается через американо-японские и российско-американские отношения; а также стремление к дистанцированию российско-японских отношений от взаимных противоречий в Северо-Восточной Азии.
В целом стоит отметить, что внешняя политика СиндзоАбэ отличается от политики его предшественников из Демократической партии Японии такими чертами, как акцент на сфере безопасности и военно-политических аспектах отношений, находящий своё выражение, например, в японо-американских отношениях − в пересмотре основных принципов сотрудничества, в российско-японских – введении консультаций в формате «2+2» и т.д., а также более резкая позиция по вопросам спорных территорий и тесно связанное с этим усиление конфронтации с Китаем, которое можно продемонстрировать как отдельными высказанными членов Кабинета С. Абэ о готовности применить силу в случае высадки китайских войск на острова Сенкаку, так и явно выражаемой в «Белой книге» озабоченностью усилением военного потенциала КНР. Кроме того, отличительными чертами внешнеполитического курса администрации господина Абэ являются стремление к большей независимости от США при сохранении и укреплении существующего альянса, смещение акцентов на Корейском полуострове с Республики Корея на ее северного соседа, более активные действия в сфере возрождения японской военной мощи и ее статуса региональной державы, а также более националистическая риторика в отношении трактовки исторических событий., также демонстрируемая в отношениях с КНР и Республикой Корея. Иначе говоря, политика С. Абэ отличается внешним национализмом и милитаризмом в сочетании с прагматизмом в конкретных действиях.
1) Абэ: Япония сохранит санкции против России URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3746614 http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3746614 (дата обращения: 28.03.2017).
2) В Японии сформировано новое правительство URL: http://www.kommersant.ru/doc/2098799 (дата обращения: 28.03.2017).
3) Волков, К. СиндзоАбэ намерен возродить армию, жестко обходиться с Китаем и решить курильский вопрос / К. Волков URL: http://izvestia.ru/news/541705#ixzz3XGgfcD5p (дата обращения: 04.03.2017).
4) Встреча с Ёсиро Мори URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17560 (дата обращения: 28.03.2017).
5) Встреча с Премьер-министром Японии СиндзоАбэ URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50392 (дата обращения: 04.04.2017)
6) Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам российско-японских переговоров URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/53474 (дата обращения: 04.04.2017).
7) Канашевич, С. Япония по просьбе США отложила визит Путина в Токио/ C. Канашевич URL: http://top.rbc.ru/politics/23/09/2014/950676.shtml (дата обращения: 28.03.2017).
8) Кирьянов, О. США, Япония и Южная Корея проведут саммит в Вашингтоне / О. КирьяновURL: https://rg.ru/2016/02/11/ssha-iaponiia-i-iuzhnaia-koreia-provedut-trehstoronnij-sammit-v-vashingtone.html дата обращения: (02.04.2017).
9) КНДР запустила еще шестнадцать ракет малой дальности URL: http://www.unian.net/world/899577-kndr-zapustila-esche-shestnadtsat-raket-maloy-dalnosti.html (дата обращения: 28.03.2017).
10) КНДР проведет ядерные испытания "с прицелом на США" URL: http://top.rbc.ru/politics/24/01/2013/841883.shtml (дата обращения: 28.03.2017).
11) Кузьмин, В., Сас И. Форпост/ В. Кузьмин, И. Сас URL: http://www.rg.ru/2010/11/01/kurily-site.html (дата обращения: 28.03.2017).
12) Перенос авиабазы США на Окинаве отложен URLhttps://regnum.ru/news/society/2084864.html (дата обращения: 28.03.2017).
13) Российско-японские экономические отношения URL: http://tass.ru/info/3260618 (дата обращения: 04.02.2017).
14) Россия и Япония договорились о проведении совместных учений URL: http://lenta.ru/news/2013/11/02/drill/ (дата обращения: 28.03.2017).
15) Совместное российско-японское заявление о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора URL: http://kremlin.ru/suplement/3284 (дата обращения: 28.03.2017).
16) Чичикин, А. Восток – дело выгодное/ А. Чичикин URL: http://www.rg.ru/2014/09/16/tovatooborot.html (дата обращения: 28.03.2017).
17) Япония ввела новые санкции против России URL:https://lenta.ru/news/2014/04/29/japan/ (дата обращения: 28.03.2017).
18) Япония и Россия начнут с совместной деятельности на Курилах URL:https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/12/16/669920-yaponiya-rossiya-kurilah (дата обращения: 04.04.2017).
19) Япония-Россия: консультации по схеме «2+2» прошли в Токио URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/dg-russia-japan-2-on-2-talks-experts/3774386.html дата обращения: 04.04.2017).
20) Японский премьер СиндзоАбэ планирует улучшить отношения с Россией URL: http://www.rg.ru/2013/02/28/otnoshenia-anons.html (дата обращения: 28.03.2017).
21) Японский эсминец прибудет во Владивосток на учения по спасению на море URL: http://ria.ru/world/20141024/1029818696.html (дата обращения: 28.03.2017).
22) 中期防衛力整備計画(平成23年度~平成27年度)について[Среднесрочная программа развития оборонного потенциала 2011-2015] – URL: http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/2011/chuuki.html (дата обращения: 12.03.2017).
23) 中期防衛力整備計画(平成26年度~平成30年度)について [Среднесрочная программа развития оборонного потенциала 2014-2018] URL: http://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2013/__icsFiles/afieldfile/2013/12/17/20131217-3_1.pdf - p. 1-2 (дата обращения: 10.03.2017).
24) 国家安全保障戦略について [Стратегия национальной безопасности] URL: http://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2013/__icsFiles/afieldfile/2013/12/17/20131217-1_1.pdf - p. 28-31 (дата обращения: 10.03.2017).
25) 平成23年度以降に係る防衛計画の大綱について[Основные направления национальной обороны с 2011 года] URL: http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/2011/taikou.html (дата обращения: 10.03.2017).
26) 平成26年度以降に係る防衛計画の大綱について [Основные направления национальной обороны с 2014 года] URL: http://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2013/__icsFiles/afieldfile/2013/12/17/20131217-2_1.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
27) Abe and Park agree to work together over responses to North Korean missile launches URL: http://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/2017296/abe-and-park-agree-work-together-over-responses-north (дата обращения: 02.04.2017).
28) Abe's avoidance of ceremonies shows he seeks no reconciliation URL: http://www.chinadaily.com.cn/kindle/2015-08/26/content_21711223.htm (дата обращения: 28.03.2017).
29) China files formal protest over Yasukuni Shrine visits by three of Abe’s ministers URL: http://www.japantimes.co.jp/news/2014/10/18/national/politics-diplomacy/china-files-formal-protest-over-yasukuni-shrine-visits-by-three-of-abes-ministers/#.VSEKlvmsVe8 (дата обращения: 28.03.2017).
30) China, South Korea Not Convinced by Abe's WW2 Anniversary Speech URL: http://thediplomat.com/2015/08/china-south-korea-not-convinced-by-abes-ww2-anniversary-speech/ (дата обращения: 05.04.2017).
31) Defense of Japan (Annual White Paper) 2014 URL: http://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2014/DOJ2014_1-1-3_web_1031.pdf - p. 34-42, (дата обращения: 28.03.2017).
32) Defense of Japan (Annual White Paper) 2016 URL: http://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/2016.html (дата обращения: 28.03.2017).
33) Defense of Japan (Annual White Paper) URL://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/ (дата обращения: 10.04.2017).
34) Harner, S. China De-Escalating TheSenkaku/Diaoyu Crisis, But Will Abe Respond? / S. HarnerURL: http://www.forbes.com/sites/stephenharner/2014/08/21/china-de-escalating-the-senkakudiaoyu-crisis-but-will-abe-respond/ (дата обращения: 28.03.2017).
35) Harner, S. Okinawa Futenma relocation crisis not over for Abe government / S. Harner URL: http://www.forbes.com/sites/stephenharner/2014/07/31/futenma-relocation-crisis-not-over-for-abe-government/ (дата обращения: 28.03.2017).
36) Iwao, M. Abe hopes Diet deepens debate on Constitution in new session / M. IwaoURL: http://www.asahi.com/ajw/articles/AJ201609260058.html (дата обращения: 10.03.2017).
37) Japan announces new sanctions on North Korea after satellite launchURL: http://www.channelnewsasia.com/news/asiapacific/japan-announces-new-sanctions-on-north-korea-after-satellite-lau-8177996 (дата обращения: 04.04.2017).
38) Japan media CEO downplays 'comfort women' URL: http://www.smh.com.au/world/japan-media-ceo-downplays-comfort-women-20140126-hv9vi.html (дата обращения: 28.03.2017).
39) Japan Should Pay 'Comfort Women,' U.N. Panel Says URL: http://www.newsweek.com/japan-should-pay-comfort-women-un-panel-says-261219 (дата обращения: 28.03.2017).
40) Japan to lift some sanctions against North Korea after abductions decision URL: http://www.theguardian.com/world/2014/jul/03/japan-to-lift-some-sanctions-against-north-korea-after-abductee-move (дата обращения: 28.03.2017).
41) Japan, S. Korea both show tough-soft approach to Takeshima Day ceremony URL: http://ajw.asahi.com/article/behind_news/politics/AJ201302230061 (дата обращения: 28.03.2017).
42) Japanese hawk's election victory prompts fears of regional tension URL: http://www.theguardian.com/world/2012/dec/16/japanese-hawk-victory-fears-tension (дата обращения: 28.03.2017).
43) Japan-U.S. Summit Meeting URL: http://www.mofa.go.jp/na/na1/us/page4e_000250.html (дата обращения: 28.03.2017).
44) Joint statement of the Security Consultative Committee URL:http://www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/js20141219e.html (дата обращения: 28.03.2017).
45) Kainam, J. Japan's Abe and China's Xi hold ice-breaking meeting as Apec starts/ J. KainamURL: http://www.theguardian.com/world/2014/nov/10/xi-jinping-shinzo-abe-ice-breaking-meeting-apec-starts (дата обращения: 28.03.2017).
46) Kim, J., Park, J. North Korea missile launch 'unforgivable', says Japanese Prime Minister Shinzo Abe / J. Kim, J. Park.URL: http://www.smh.com.au/world/north-korea-missile-launch-unforgivable-says-japanese-prime-minister-shinzo-abe-20160824-gqzpmo.html (дата обращения: 04.04.2017)
47) LDP announces a new draft Constitution for Japan URL: https://www.jimin.jp/english/news/117099.html (дата обращения: 28.03.2017).
48) Majority against constitutional changes while Abe in office: poll URL -http://www.japantimes.co.jp/news/2016/10/29/national/majority-constitutional-changes-abe-office-poll/ (дата обращения: 23.03.2017).
49) N. Korea nuclear test a ‘serious threat’ to Japan — Shinzo Abe URL: http://newsinfo.inquirer.net/753027/n-korea-test-a-serious-threat-to-japan-shinzo-abe (дата обращения: 04.04.2017).
50) Oshima, T. U.S. expresses disappointment at Abe visit to Yasukuni Shrine / T. Oshima URL: http://ajw.asahi.com/article/behind_news/politics/AJ201312270048 (дата обращения: 28.03.2017).
51) Pamintuan-Lamorena, M. China, South Korea denounce Japan’s revision of textbook / M. Pamintuan-LamorenaURL: http://japandailypress.com/china-south-korea-denounce-japans-revision-of-textbooks-0446836 (дата обращения: 28.03.2017).
52) Profile: Shinzo Abe URL: URL: http://www.bbc.com/news/world-asia-19725705 (дата обращения: 28.03.2017).
53) Profiles of key ministers in Abe's new Cabinet URL: http://ajw.asahi.com/article/behind_news/politics/AJ201212260086 (дата обращения: 28.03.2017).
54) S. Korea summons Japanese diplomat to protest “Takeshima Day” URL: http://news.xinhuanet.com/english/2015-02/23/c_134012814.htm (дата обращения: 28.03.2017).
55) Sasagawa, S., Kobayakawa, Y., Kaise, A. Abe dispatches envoy to Takeshima Day ceremony, drawing backlash from Seoul / S. Sasagawa, Y. Kobayakawa, A. Kaise URL: http://ajw.asahi.com/article/behind_news/politics/AJ201502230047 (дата обращения: 28.03.2017).
56) Senkaku / Diaoyutai Islands URL: http://www.globalsecurity.org/military/world/war/senkaku.htm (дата обращения: 28.03.2017).
57) Shimada,T. 安保法案採決と国民の視線[Принятие законопроекта о безопасности и мнение населения] / T. Shimada URL: http://www.nhk.or.jp/kaisetsu-blog/700/227302.html (дата обращения: 10.03.2017).
58) Smith, N. Is Japan Asia's next autocracy? / N. Smith URL: http://www.bloombergview.com/articles/2015-02-20/japan-s-constitutional-change-is-move-toward-autocracy (дата обращения: 28.03.2017).
59) Tabushi, J. Finance ministers’ meeting between Japan, South Korea canceled / J. Tabushi URL: http://ajw.asahi.com/article/behind_news/politics/AJ201305040049 (дата обращения: 28.03.2017).
60) The Constitution of Japan URL: http://japan.kantei.go.jp/constitution_and_government_of_japan/constitution_e.html (дата обращения: 28.02.2017).
61) The Guidelines for Japan-U.S. Defense Cooperation (April 27, 2015) URL: http://www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/pdf/shishin_20150427e.pdf (дата обращения: 22.03.2017).
62) The Guidelines of Japan-U.S. defense cooperation (September 23, 1997) URL: http://www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/19970923.html (дата обращения: 22.03.2017).
63) Two Japanese Cabinet ministers visit notorious Yasukuni Shrine women' URL: http://news.xinhuanet.com/english/2015-10/18/c_134724776.htm (дата обращения: 28.03.2017).
Литература.
1) Афонин, Б.М. Япония-2014: основные политические события года / Б. М. Афонин // Россия и АТР, 2015. № 1 (87), C. 5-10.
2) Катасонова, Е. Л. Япония и азиатский сценарий Джозефа Ная / E Л. Катасонова// Азия и Африка сегодня, 2013, № 9. C. 24-37.
3) Киреева, А.А. Китайская стратегия Япония / А. А. Киреева // Вестник МГИМО Университета, № 5 (32), 2013. С. 37-51.
4) Кистанов, В. О. Внешнеполитические альтернативы Токио / В. О. Кистанов // Япония наших дней, № 4, 2011. C. 7-12.
5) Кистанов, В. Острова раздоров Токио с соседями / В. Кистанов URL: http://www.ifes-ras.ru/massmedia/21/673-ostrova-razdora-tokio-s-sosedyami (дата обращения: 28.03.2017).
6) Кожевников, В.В. Национализм во внешней политике Японии на современном этапе: миф или реальность / В.В. Кожевников // Вестник ДВО РАН, № 1, 2013. С. 141-147.
7) Кузьминков, В. Перспективы развития российско-японских отношений/ В.Кузьминков // Свободная мысль, № 4, 2014 С. 103-112.
8) Локшин, Г.М. Проблемы безопасности в Восточной Азии / Г.М. Локшин // Проблемы Дальнего Востока, № 5, 2014. C. 59 – 69.
9) Молодякова, Э.В. Конституция Японии: запущен механизм пересмотра? / Э. В. Молодякова // Азия и Африка сегодня, № 5, 2014. C. 9 - 22.
10) Молодякова, Э.В. Проблема святилища Ясукуни / Э. В. Молодякова // Азия и Африка сегодня, № 9, Сентябрь 2014. С. 21-34.
11) Новикова, Е. Нам нечего делить / Е. Новикова URL: http://expert.ru/2013/04/29/nam-nechego-delit/ (дата обращения: 28.03.2017).
12) Панов, А. Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX – начале XXI века (достижения, проблемы, перспективы) / А. Н. Панов. М., Известия, 2007 – 324 с.
13) Стрельцов, Д. В. Токио по-новому трактует право на коллективную самооборону / Д. В. Стрельцов URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document258320.phtml (дата обращения: 28.02.2017).
14) Стрельцов, Д. В. Япония: новая политика национальной безопасности / Д. В. Стрельцов URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3078#top (дата обращения: 12.03.2017).
15) Стрельцов, Д. В. Качественные сдвиги в политике Японии в сфере безопасности в 2013 г. / Д. В. Стрельцов // Вестник МГИМО Университета, № 5 (32), 2013. С. 25-34.
16) Япония в Азии: параметры сотрудничества. / Э. В. Молодякова [и др.]; под ред. Э. В. Молодяковой– М.: АИРО-XXI. 2013. – 312 c.
17) Япония в поисках новой глобальной роли. / Э. В. Молодякова, Д. В. Стрельцов [и др.]; под ред. Э. В. Молодяковой и Д. В. Стрельцова,М:, Наука – Восточная литература, 2014 – 306 c.
18) Chan, J. The re-emergence of Japanese militarism / J. Chan URL: https://www.wsws.org/en/articles/2013/07/13/japa-j13.html (дата обращения: 05.04.2017).
19) Cho, H. Dual Identity and issue of localization: East Asia in Global governance / H. Cho // Global governance, 19, 2013, P. 545-565.
20) Cho, I., Park, S. Domestic legitimacy politics and varieties of regionalism in East Asia / I. Cho, S. Park // Review of International Studies, 40(3), 2014, pp. 583–606.
21) Cooper, W., Manyin M. Japan Joins the Trans-Pacific Partnership: What Are the Implications? / W. Cooper, M. ManyinURL: http://fas.org/sgp/crs/row/R42676.pdf (дата обращения: 28.03.2017).
22) Hayashi, Y. Abe's Military Push May Please U.S. but Rattle Neighbors / Y. Hayashi URL: https://www.wsj.com/articles/SB10001424052702304049904579516803544613502 (дата обращения: 28.03.2017).
23) Hughes, C. Japan’s foreign and security policy under the ‘Abe doctrine’: new dynamism or new dead end? / C. Hughes NY, Palgrave Macmillan, 2015 – 111 P.
24) Ikenberry, J., Inoguchi, T., Sato, Y. The U.S.-Japan Security Alliance: Regional Multilateralism / J. Ikenberry, T. Inoguchi, Y. Sato, NY:Palgrave Macmillan US, 2013– 289 P.
25) Inoguchi T. Japan in 2012 Voters Swing, and Swing Away Soon/ T. Inoguchi // Asian Survey, Vol. 53 № 1, January/February 2013; P. 184-197.
26) Inoguchi, T. Japan in 2013: Abenomics and Abegeopolitics / T. Inoguchi // Asian Survey, Vol. 54, No. 1, A Survey of Asia in 2013 (January/February 2014), P. 101-112.
27) Jones, C. For ‘no war’ Article 9, any reinterpretation will do / C, Jones URL: http://www.japantimes.co.jp/community/2013/11/20/issues/for-no-war-article-9-any-reinterpretation-will-do/#.VSzW9PmsVe8 (дата обращения: 26.02.2017).
28) Kang, T. South Korea Frets Over US-Japan Defense Guidelines / T. KangURL: http://thediplomat.com/2015/04/south-korea-frets-over-us-japan-defense-guidelines/ (дата обращения: 02.04.2017)
29) Kato, A. The Japan-US Alliances is in danger of drifting apart / A. Kato // Asia-Pacific Bulletin, № 230, 2013. P. 3-12.
30) Kim, N. H. Japanese-South Korean Relations Under the Second Abe Government, 2012-2014 / N. H. Kim // International Journal of Korean Studies, Spring 2014. Р. 23-47.
31) Kim, N. H. Korea-Japan Relations under the Roh Moo-hyun Government, 2003-2007 / N. H. Kim // Korea and World Affairs, Winter 2007. Р. 476-480.
32) Koga, K. The Yasukuni question: histories, logics and Japan–South Korea relations / K. Koga // The Pacific Review, March 2015. Р. 3-19.
33) Miller, B.J. Abe's North Korean Advances / D. J. Miller URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/141844/j-berkshire-miller/abes-north-korean-advances - (дата обращения: 28.03.2017).
34) Okuzono, H. South Korean Judiciary Shakes Japan-South Korea Relations / H. OkuzonoURL:https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/digital_library/korean_peninsula/160331_Hideki_Okuzono.pdf (дата обращения: 02.04.2017)
35) Pekkanen, R., Pekkanen, S. Japan in 2014: All about Abe / R. Pekkanen, S. Pekkanen// Asian Survey, Vol. 55, No. 1, A Survey of Asia in 2014 (January/February 2015), pp. 103-118.
36) Pekkanen, R., Pekkanen, S. Japan in 2015: More about Abe / R. Pekkanen, S. Pekkanen // Asian Survey, Vol. 56 No. 1, January/February 2016, P. 34-46.
37) Samuels, R.J. Securing Japan. Tokyo's Grand Strategy and the Future of East Asia / R. J. Samuels, Ithaca, NY: Cornell University Press, 2007. – 296 P.
38) Shibuichi, D. The Yasukuni Shrine Dispute and the Politics of Identity in Japan: Why All the Fuss? / D. Shibuichi // Asian Survey, Vol. 45 No. 2, March/April 2005; P. 197-215.
39) Takahara, A. Are Japan–China relations sweetening or souring? / A. Takahara URL: http://www.eastasiaforum.org/2015/09/09/are-japan-china-relations-sweetening-or-souring/ (дата обращения: 28.03.2017).
40) Tamaki, T. The persistence of reified Asia as reality in Japanese foreign policy narratives / T. Tamaki // The Pacific Review, Vol. 28, Issue 1, 2015. P. 23-45.
41) Teperman, J. Japan is back: a conversation with Shinzo Abe / J. Teperman // Foreign Affairs, № 92.4, 2013. P. 2-8.
42) Thomson, A. The Asian Infrastructure Investment Bank: The infrastructure gap / A. Thomson URL: http://www.economist.com/news/asia/21646740-development-finance-helps-china-win-friends-and-influence-american-allies-infrastructure-gap (дата обращения: 28.03.2017)
43) Tow, W. The United States and Asia in 2014: Reconciling Rebalancing and Strategic Constraints / W. Tow // Asian Survey, Vol. 55 No. 1, January/February 2015, P. 12-20.
44) Uemura, T. Understanding Chinese Foreign Relations: A Cultural Constructivist Approach / T, Uemura // International Studies perspectives, 16, 2015, P. 345–365.
45) Yoda, T. Japan's Host Nation Support Program for the U.S.-Japan Security Alliance: Past and Prospects / T. Yoda // Asian Survey, November/December 2006, Vol. 46 No. 6, P. 937-961.