Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения барьеров восприятия в рекламе 6
1.1. Процесс восприятия рекламного сообщения с точки зрения теории коммуникации 6
1.2. Процесс восприятия рекламного сообщения с точки зрения психологии 11
1.3. Понятие и типология барьеров в коммуникации 14
1.4. Роль барьеров в рекламе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование степени влияния коммуникативных барьеров при восприятии рекламного сообщения 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Описание хода исследования и предварительные результаты 31
2.3. Рекомендации по преодолению коммуникационных барьеров при восприятии рекламного сообщения 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения 61
Ежедневно человек сталкивается с десятками рекламных сообщений. По данным исследования, проведенного Комитетом промо индустрии АКАР совместно с Национальной ассоциацией рекламно-сувенирной индустрии, за 2015 год объем российского рынка рекламы составил 18,5 миллиардов рублей. Этот показатель значительно больше, чем в 2014 году, и составляет примерно 0,6% от объема мирового рекламного рынка.
Обилие рекламы не оставляет равнодушным никого: исследование портала Superjob за 2011 год показало, что большинство людей относятся к рекламе недоброжелательно. Многие отмечают, что им хотелось бы видеть более качественную и понятную рекламу.
Потребитель старается всячески избегать столкновений с рекламной коммуникацией, к ней человеческое восприятие уже давно выработало иммунитет. Поэтому часто необычные и эффективные в теории рекламные послания попросту не доходят до аудитории.
В таких условиях специалисту особенно важно сделать рекламу такой, чтобы она оказала эффект при контакте с представителями целевой аудитории, и чтобы реакция на рекламный продукт была именно такой, как задумывалось. Для этого нужно не только хорошо знать товар, потребителя, рынок, необходимо еще учитывать потенциальные барьеры, которые могут помешать человеку, вовлеченному в коммуникацию, правильно растолковать её суть.
Проблема коммуникационных барьеров весьма актуальна, потому что искаженный коммуникативный акт может быть чреват для всех его участников: информация может быть не принята, принята частично или искажена.
Люди, считающие, что для того, чтобы быть услышанным и правильно понятым, достаточно лишь внятно высказать свою мысль, глубоко заблуждаются, считая, что их сообщение всегда достигает адресата без каких-либо изменений. На практике же любой коммуникативный акт, в том числе и рекламный, сопровождается воздействием многочисленных помех, которые заметно снижают его результативность.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях специалисту по рекламе необходимо учитывать возможность воздействия различных факторов на потребителя при взаимодействии с рекламными материалами, ведь иногда в процессе работы над созданием рекламы становится сложно адекватно оценить свою работу и выявить недостатки. В условиях большого количества рекламной информации рекламистам стало сложно привлечь внимание целевой аудитории. Именно поэтому целесообразно систематизировать коммуникационное знание о барьерах и шумах, а также предложить механизмы их преодоления.
Научная новизна данной работы обусловлена большим количеством подходов к проблеме барьеров и отсутствием их единой структурированной типологии, а также отсутствием рекомендаций в преодолении барьеров именно в аспекте рекламной деятельности.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по преодолению влияния различных типов коммуникационных барьеров на восприятие рекламных сообщений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить существующие определения и классификации коммуникационных барьеров и процесс восприятия рекламного сообщения;
• провести исследование для выявления характера и степени воздействия барьеров восприятия на различные категории потребителей;
• разработать комплексную систему барьеров восприятия в коммуникации на основе теоретических данных и проведенного исследования;
• сформулировать рекомендации по преодолению барьеров коммуникации и снижению степени их влияния на восприятие рекламных сообщений.
Объектом исследования в данной работе являются коммуникационные барьеры и шумы.
Предметом исследования является их воздействие на потребителя в процессе восприятия рекламного сообщения.
Методы исследования: опрос в варианте анкетирования и экспертное интервью.
Результат данной работы: рекомендации по преодолению барьеров восприятия, основанные на изучении теоретических данных по теме и на результатах проведенного исследования. Это может значительно облегчить работу специалистов по рекламе. В этом заключается практическая значимость моей работы.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями. Первая глава посвящена теоретическому изучению барьеров, как части коммуникации и рассмотрению процесса восприятия. В конце первой главы приведена классификация коммуникационных барьеров, разработанная на основе изучения литературы по теме. Вторая глава посвящена проведенному исследованию. В ней обосновывается выбор методов исследования, описывается ход исследования, приведены выводы и сформулированы рекомендации по преодолению и снижению степени влияния коммуникационных барьеров на восприятие рекламного сообщения. В заключении приведен краткий обзор исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода, степени достижения поставленных целей и сформулированных задач, а также обобщения, охватывающие наиболее существенные результаты проведённой работы.
Изучение теоретической базы по теме способствовало пониманию сущности рекламной коммуникации, как социального явления, а также процесса восприятия рекламной информации потребителем и роли коммуникационных барьеров в этом процессе. Была сформирована картина воздействия различных типов барьеров на восприятие рекламных сообщений.
Цель, поставленная в начале написания работы, была достигнута, а именно были разработаны рекомендации по преодолению воздействия барьеров на восприятие рекламных сообщений потребителем.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи: изучены существующие определения и классификации коммуникационных барьеров и процесс восприятия рекламного сообщения; разработана комплексная система барьеров восприятия в коммуникации на основе изучения теоретических данных; проведено исследование для выявления характера и степени воздействия барьеров восприятия на различные категории потребителей и определения степени их воздействия с точки зрения участников рекламного рынка; на основе экспертных мнений сформулированы рекомендации по преодолению барьеров коммуникации и снижению степени их влияния на восприятие рекламных сообщений.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• реклама больше не воспринимается потребителями как нечто крайне негативное, отношение к ней стало более нейтральным, что обусловлено большим количеством рекламной информации, окружающей потребителя, восприятием рекламы в фоновом режиме и адаптацией больших объемов рекламной информации в повседневной жизни современного человека;
• технологические, семантические, социальные, психологические, ситуативные и культурные барьеры оказывают определенное влияние на восприятие рекламных сообщений потребителем;
• воздействие культурных барьеров следует рассматривать в контексте рекламной коммуникации международных корпораций в различных странах, поэтому целесообразно посвятить отдельное исследование данной проблеме;
• практика предотвращения негативного влияния коммуникационных барьеров на восприятие рекламного сообщения потребителем не распространена среди специалистов по рекламе, процесс создания рекламного продукта автоматически включает в себя работу по преодолению влияния барьеров некоторых типов;
• необходимо использовать специальные механизмы и методики для нивелирования негативного влияния всевозможных барьеров восприятия, так как в условиях больших объемов российского рынка рекламы контакт с потребителем становится слишком ценным.
В качестве основных рекомендаций по преодолению воздействия коммуникационных барьеров на восприятие рекламного сообщения я выделила следующие направления:
• осуществление тщательного изучения и грамотного сегментирования целевой аудитории на высоком качественном уровне;
• проведение сравнительного анализа рекламной активности конкурентов и применение методик бенчмаркинга;
• максимальное тестирование рекламы на всех этапах создания рекламного материала с применением классических и авторских методик;
• обращение к групповым методам решения творческих задач и принятия управленческих решений;
• усреднение и упрощение рекламной коммуникации и апелляция к общепринятым ценностным установкам.
Таким образом, в настоящее время проблема барьеров восприятия в рекламе является актуальной, но преодолимой. Комплексный подход к борьбе с их воздействием на этапе планирования процесса создания рекламного сообщения способствует повышению эффективности рекламной коммуникации.
1. Акулич И.Л. Маркетинг // Минск: Высшая школа, 2004. – 543 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / 5-е изд., испр. и доп. // М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
3. Антипов К.В. Основы рекламы: Учебник // М.: Дашков и Ко, 2009. – 328 с.
4. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. // М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
5. Викентьев И.Л. Приемы рекламы // СПб.: Питер, 2002. – 295 с.
6. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие // СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
7. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: Учебное пособие // М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.
8. Головлева Е.Л. Основы рекламы: Учебное пособие // М.: Главбух, 2003. – 272 с.
9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования // Екатеринбург: Урал, 2009. – 208 с.
10. Квале С. Исследовательское интервью // М.: Смысл, 2003. С. 218.
11. Клаус М. Психология маркетинга и рекламы // Xарьков: Гуманитарный Центр, 2004. – 380 с.
12. Конецкая В.П. Социология коммуникации // М.: АГРАФ, 2007. – 312 с.
13. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В.А. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / 2-е изд., перераб. и доп. // М.: Издательство Юрайт, 2014. – 415 с.
14. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг. Менеджмент. // СПб.: Питер, 2008.
15. Лебедев-Любимов А.А. Психология рекламы // СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
16. Лекторский В. А. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. – 2-е изд., испр. и доп. // М.: Мысль, 2010. – 789 с.
17. Майерс Д. Социальная психология // СПб.: Питер, 2012. – 429 с.
18. Мудров А.Н. Основы рекламы: Учебник / 2-е изд. перераб. и доп. // М.: Магистр, 2008. – 397 с.
19. Немов Р.С. Общая психология. Введение в психологию: Учебник / 6-е изд., перераб. и доп. // М.: Юрайт, 2011. – 726 с.
20. Резепов И.Ш. Психология рекламы и PR // М.: Дашков и Ко, 2009. – 328 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // СПб: Питер, 2000. – 712 с.
22. Семенов Б.Д. Рекламный менеджмент // М.: Маркетинг, 2001. – 272 с.
23. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации // СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2010. – 451 с.
24. Терёхин В.А. Ощущение и восприятие: Учебник // Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2008. С. 142.
25. Уэлс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика // СПб.: Питер, 2009. – 736 с.
26. Федотова Л. Н. Социология массовых коммуникаций // СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
27. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности: Учебник // М.: Гардарики, 2002. – 272 с.
28. Халтагарова О.Д. Краткий психологический словарь: Учебное пособие // Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - 55 с.
29. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации // М.: Социальные отношения, 2002. – 413 с.
30. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология // М.: Финансы и статистика, 2009. – 366 с.
31. Шуванов В.И. Психология рекламы // Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 320 с.
32. Ядов, В.А. Социологическое исследование // М.: Юрайт, 2010. – 639 с.
33. АКАР оценила объемы рынка промо индустрии в 18,5 миллиардов рублей // АКАР. Ассоциация коммуникационных агентств России. М., 2015. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6037(дата обращения: 03.02.2016).
34. Брунер Дж. О перцептивной готовности // Psychology Online: материалы по психологии. М., 2009. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1223.html (дата обращения: 11.02.2016).
35. Дрямина Ю.Ю. Роль рынка рекламных услуг в экономике // SCI-ARTICLE: публикация научных статей. М., 2012. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1432946436(дата обращения: 01.05.2016).
36. Исследование: отношение россиян к рекламе // Report.ru: сообщество профессионалов в области маркетинговых коммуникаций. М., 2012. URL: http://re-port.ru/articles/36835/(дата обращения: 02.03.2016).
37. Как относятся к рекламе россияне // Superjob. М., 2014. URL: http://www.superjob.ru/research/articles/sociology/?polls_cat=3(дата обращения: 03.02.2016)
38. Методы исследования рынка // Записки маркетолога. М., 2009. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/metody_issledovaniya_rynka/ (дата обращения: 2 апреля 2016).
39. Методы принятия решений // Студопедия: энциклопедия. М., 2010. URL: http://studopedia.ru/3_26431_metodi-prinyatiya-resheniy.html(дата обращения: 07.04.2016).
40. Мозговой штурм // Управление персоналом. М.: 2013. URL: http://psyfactor.org/personal/personal12-03.htm (дата обращения: 07.04.2016).
41. Назайкин А.Н. Как оценить эффективность рекламы // М., 2016. URL: http://www.nazaykin.ru/AD/effect/ocenka_effect.htm(дата обращения: 07.04.2016).
42. Назайкин А.Н. Этапы тестирования рекламы // Узнай о рекламе больше. М., 2016. URL: http://www.nazaykin.ru/index.html (дата обращения 4.04.2016).
43. Отношение россиян к рекламе // Sostav.ru. М., 2014. URL: http://www.sostav.ru/publication/rossiyane-ne-lyubyat-bannery-i-tv-reklamu-18616.html (дата обращения: 13 марта 2016).
44. Понятие рекламы // www.Grandars.ru: энциклопедия рекламиста. М., 2010. URL: http://www.grandars.ru/student/marketing/reklama.html(дата обращения: 08.02.2016).
45. Реклама // Записки маркетолога. М., 2014. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/abc_advertising/?sphrase_id=46574 (дата обращения: 19 марта 2016).
46. Рынок рекламы России // Энциклопедия маркетинга. М., 2015. URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/media/2002-adv_market.html(дата обращения: 27.04.2016).
47. Селективность восприятия // Академик: словари и энциклопедии. М.: 2014. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1636 (дата обращения: 11.02.2016).
48. Техники стимулирования идей Лео Бернетта // Тренинги и консалтинг. М., 2009. URL: http://www.elenasamsonova.com/info/popurri/popurri038/(дата обращения: 7.04.2016).
49. Федеральный закон о рекламе // КонсультантПлюс. М., 2016. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_58968/(дата обращения: 08.02.2016).
50. Шесть шляп де Боно // Управление и оптимизация производственного предприятия. М., 2008. URL: http://producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideas/psychological-methods-of-activation-of-thinking/the-method-of-six-thinking-hats/ (дата обращения: 7.04.2016).
51. Японская система принятия решений // Финансово-экономическая online-библиотека. М., 2011. URL: http://finances.social/menedjment_695/yaponskaya-sistema-prinyatiya-41850.html(дата обращения: 5.04.2016).