Оглавление 2
Введение 3
Глава 1 Законодательное регулирование деятельности ИНПО 6
1.1 Механизмы создания и регистрации ИНПО 8
1.2 Источники доходов и финансирование ИНПО 15
Глава 2 Активность американских НПО в РФ 18
2.1 Цели и задачи американских НПО 19
2.2 RAGA - Российско-Американская ассоциация Доброй воли 23
2.3 Взаимодействие с гражданами, НПО, органами власти, СМИ РФ 25
2.4 Программы ИНПО 28
2.5 Поддержка со стороны США 32
Глава 3 Реакция России на деятельность американских НПО 33
3.1 Законы РФ о запрете деятельности ИНПО 33
3.2 Критика со стороны США 36
Заключение 41
Приложение 43
Список источников: 57
Список литературы: 59
Усложнение системы международных отношений и числа акторов, имеющих непосредственное влияние на нее, вынуждает ученых и аналитиков всего мира ежегодно проводить крупные исследования в разных областях и давать прогнозы на будущее. В последние годы особое внимание уделяется концепции «мягкой силы» Дж.Ная, согласно которой неформальные связи участников, а именно - неправительственных организаций, общественных объединений, транснациональных корпораций, авторитетных личностей, успешно конкурируют с более влиятельными традиционными акторами – национальными государствами. Возрастание их роли связывают с появлением глобальных проблем, для решения которых необходима мобилизация большинства населения, с ростом числа отдельных личностей, стремящихся к власти, а также с расширением возможностей трансграничных связей и продуктов научно-технического прогресса.
Тема научного исследования была выбрана в связи с необходимостью выявления причастности американских неправительственных организаций к российской внутренней и внешней политике. Необходимо отметить, что работа является продолжением изучения деятельности НПО в российско-американских отношениях, ранее автор выявил особенности поведения НПО, не имеющих целью лоббирование американских интересов в России на примере Российско-американской ассоциации Доброй Воли (неправительственная организация, созданная русскими американцами и борющуюся за укрепление отношений между двумя великими державами).
За последнее время количество конфликтных ситуаций не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло, несмотря на усилия мирового сообщества поддерживать дружеские контакты, решать проблемы мирным путем. Конференции и саммиты, круглые столы и формы международных форматов объединений, таких, как ООН, G7, BRICS, ШОС, зачастую оставляют повестку встречи нерешенной, тогда как встречи представителей элит в неофициальной обстановке в большинстве случаев завершаются достижением некого консенсуса. Учитывая факт успешности и эффективности публичной дипломатии США, роль их неправительственных организаций как возможных по своей сути групп давления в призме российско-американских отношений не просто актуальна, но, на взгляд автора, носит определяющий характер в разработке доктрин внешних политик двух государств.
Цель исследования – выяснить наличие зависимости российско-американских отношений от влияния неправительственных организаций США на российско-американские отношения.
Задачи исследования:
1. Сравнить законодательные базы США и России, определяющие механизмы создания и финансирования НПО;
2. Узнать цели, которые ставят перед собой американские НПО, являющиеся группами давления;
3. Выявить круг поддержки американских НПО;
4. Разобраться в успехе американских НПО: изучить программы привлечения потенциальных «партнеров»;
5. Оценить адекватность мер, принимаемых правительством РФ в борьбе с иностранными агентами;
6. Проанализировать два подхода, российский и американский, к решению проблемы вмешательства во внутренние дела другого государства.
Объектом исследования были выбраны неправительственные организации США с наиболее крупными источниками доходов, что позволяет им ставить перед собой и решать задачи не только на национальном, но и на международном уровне. Например, National Democratic Institute for International Affairs, The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, Московский центр Карнеги, The World Movement to Democracy, American Civil Liberties Union, Media development investment fund, FundsForNGOs, National Endowment for Democracy, а также НПО, филиалы которых сейчас зарегистрированы в РФ.
Методы, использованные в исследовании: для написания первой главы, посвященной законодательному регулированию деятельности НПО были использованы метод контент-анализа, сравнение, диалектический метод - для установления причин существования некоторых правил. Вторая и третья главы посвящены деятельности НПО (финансирование, управление, работа над проектами, участие в политике) – исследование составляющих частей НПО – анализ, выводы о жизнеспособности НПО – синтез, сравнение и проведение аналогий между НПО, активными/пассивными/запрещенными в РФ. Исторический метод позволяет обосновать поведение НПО событиями особой важности в жизни НПО и страны, на которую направлена деятельность НПО, в данном случае - РФ. Абстрагирование помогло выделить суть исследования, обратить внимание на действия, которые могут быть как полезны для применения в российском опыте, так и опасны для политики РФ.
Тема исследования слабо освещена в отечественной и зарубежной литературе. В тексте представлены статьи ведущих российских и американских СМИ (TheGuardian, VoiceofAmerica, RussiaToday), мнения влиятельных политиков и ученых (Х.Клинтон, М.Макфол), а также непосредственных представителей НПО. Автор самостоятельно изучил официальные сайты, цели, программы и документы неправительственных организаций. Ценным источником стали аналитические обзоры и исследования центров (Московский центр Карнеги, InternationalCenterforNot-for-ProfitLaw) и НПО США. Исследование подкреплено выдержками из законов США (The Foreign Agents Registration Act, U.S.Code, отчетами Государственного департамента США) и России (ФЗо некоммерческих организациях, Приказ Минюста об административном регламенте предоставления государственной услуги по регистрации представительств иностранных некоммерческих организаций, Налоговый кодекс РФ, Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории российской федерации и др.); отчетами НПО США и иностранных агентов, получающих финансирование от НПО США, зарегистрированных в РФ; информацией с официальных сайтов НПО США.
Таким образом, посредством постепенного решения поставленных задач и анализа большого количества источников и литературы следует сделать основные выводы.
Анализ правовых актов США и России показал, что оба государства относятся к деятельности иностранных организаций с особой внимательностью: они требуют немедленной регистрации в Министерстве Юстиции, информации об уставе, цели, полномочиях, программах, источниках дохода и имеющейся собственности. Законы США требуют не запрещают финансирование любых НПО негосударственными и государственными органами других стран. Требования Российской Федерации к иностранным НПО кажутся более жесткими: прежде всего, иностранные источники доходов должны заноситься в отдельный реестр, более того, реципиент таких доходов считается иностранным агентом и привлекает к себе внимание правоохранительных и налоговых органов. Кроме того, Россия стремится на начальном этапе предотвратить проникновение иностранных НПО на свою территорию, посредством перечня условий для отказа в регистрации.
Было установлено, что наибольшим вниманием американских НПО пользуются правозащитная деятельность, освещение в СМИ правительственной деятельности, организация опросов, развитие СМИ, подготовка кадров для молодежных движений, работа с уязвимыми меньшинствами.
Закон США и РФ, которые обязывает НПО вести открытую и честную деятельность, соблюдается не в полной мере. Многие факты раскрываются по прошествии даже не одного года, а десятков лет. Предоставляемая отчётность американских НПО в РФ выглядит сомнительно: бланки заполнены лишь наполовину, нет данных ранее 2013 года, многие отчеты указывают путанные цифры расходов и, наконец, крайне мало отчетов, посвященным конкретным этапам деятельности НПО США – максимум, цели и общая сумма финансирования программ.
Программы американских НПО встречают сочувствие и поддержку правительств большинства стран Европы, особенно тех, которые занимают первые места в рейтингах свободы и независимости.
Нельзя упускать из вида факт работы американских НПО с молодежными группами, особенно с их лидерами. Молодежь - особый слой населения, не имеющий достаточного жизненного опыта, чтобы сформировать четкое представление о существующей системе отношений. На данном этапе жизни основной целью является быстрый карьерный рост, успех и признание в обществе. Американские НПО готовы потратить немалые суммы, чтобы помочь молодым людям выбрать истинный путь демократии в американском понимании.
Цель исследования достигнута, так как доказательно установлена зависимость российско-американских отношений от вмешательства американских НПО в дела России. Связь напрямую зависит от проектов, целей, источников финансирования и авторитетных лиц и организаций США. Национальная безопасность зависит от качества сотрудничества G2C, в котором правительство способствует реализации потенциала граждан и обеспечивает атмосферу взаимного доверия и сотрудничества. НПО- это связующее звено между государством и гражданами, это часть общественной самоорганизации и процессов изменения общества. Американские НПО безусловно привносят богатый социальный опыт, обогащение культуры и знаний, однако нельзя не согласиться с Е.В. Стецко в том, что «социальные технологии, разработанные в третьем секторе, эффективные для США, не смогут заменить государственную социальную политику в остальных странах мира и не ликвидируют социальные диспропорции ».
1. Включение некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента / Ведение реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента/ Деятельность в сфере некоммерческих организаций/ Деятельность/ Главная / Официальный сайт Минюста РФ. 31 октября 2017 г. URL: http://minjust.ru/ru/vedenie-reestra-nekommercheskih-organizaciy-vypolnyayushchih-funkcii-inostrannogo-agenta/vklyuchenie
2. Налоговый кодекс Российской Федерации РФ от 31 июля 1998 г. (ред. от 19.02.2018)/ Статья 86 «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/4871a92ac4bb0f9b7d4ae1bc9923cdb81a6d69cf/
3. Отчеты иностранных некоммерческих организаций/ Деятельность в сфере НКО/ Официальный сайт Минюста РФ (дата обращения: 23.04.2018). URL: http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx?request_type=inko
4. Отчеты иностранных некоммерческих организаций/ Информационный портал Министерства Юстиции РФ (дата обращения: 23.04.2018)URL: http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx?request_type=inko
5. Отчеты Кидсейв Интернэшнл/ Отчеты иностранных некоммерческих организаций/ Информационный портал Министерства Юстиции РФ (дата обращения: 23.04.2018)URL: http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx?request_type=inko
6. Отчеты Хьюман Райтс Вотч, Инк/ Отчеты иностранных некоммерческих организаций/ Информационный портал Министерства Юстиции РФ (дата обращения: 23.04.2018). URL:http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx?request_type=inko
7. Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории российской федерации/ Деятельность в сфере НКО/ Официальный сайт Минюста РФ (дата обращения: 23.04.2018). URL: http://minjust.ru/ru/activity/nko/unwanted
8. Приказ Минюста России № 122 от 28 июня 2012 г. "Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций" (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2017 г.). URL: http://base.garant.ru/70196156/
9. Приказ Минюста РФ №209 от 03.09.15 «О порядке ведения Перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185658/
10. Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента/ О деятельности некоммерческих организаций/ Информационный портал Министерства Юстиции РФ (дата обращения: 23.04.2018) URL:http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx
11. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (ред. от 31 декабря 2017). URL: http://base.garant.ru/10105879/
12. Форма федерального статистического наблюдения №1-АНО "Основные сведения о деятельности некоммерческой организации" по Приказу Росстата № 381 от 04 июля 2012 г. «Об утверждении формы». URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/nko/f_1-ANO.doc
13. Index to the FARA statute / The Foreign Agents Registration Act/ National Security Division/ Department of Justice. 1938 (updated August 18, 2017). URL: https://www.justice.gov/nsd-fara/fara-index-and-act
14. International Religious Freedom Report 2005 / Bureau of democracy, human rights, and labor / Under Secretary for Civilian Security, Democracy, and Human Rights/ U.S.Department of State. 2005. URL:http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2005/51576.htm
15. Non-Governmental Organizations (NGOs) in the United States/ Fact Sheet / Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor/ Under Secretary for Civilian Security, Democracy, and Human Rights/ U.S. Department of State. January 20, 2017. URL: https://www.state.gov/j/drl/rls/fs/2017/266904.htm
16. U.S. Code / Title 22/ Chapter 11/ Subchapter II/ § 612 «Registration statement». June 8, 1938 (updated 2007). URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/22/612
17. YSEALI Professional Fellows Program / Exchange Programs / Bureau of Educational and Cultural Affairs / U.S.Department of State. URL: http://exchanges.state.gov/non-us/program/yseali-professional-fellows-program
Список литературы:
1. Голос/ Информационное сообщение. 27 июня 2013 г. URL: http://www.golos.org/
2. Гуляихин В.Н. Агенты правовой социализации человека / В.Н.Гуляихин // Право и политика. -2012. № 1. - С. 143–149.URL: https://www.twirpx.com/file/1119440/
3. Колесников А.Патриотизм при Путине стал истерически ненормальным/ А.Колесников// Московский Центр Карнеги. 04.02.2016. URL: http://carnegie.ru/2016/02/04/ru-62708/itql
4. Левада-Центр/ Отношение к странам (дата обращения: 23.04.2018).URL: http://www.levada.ru/indikatory/otnoshenie-k-stranam/
5. Макфол М. Гражданское общество в Соединенных Штатах/ М.Макфол // Livejournal. - 28.04.2013 URL: https://m-mcfaul.livejournal.com/14454.html (дата обращения 12.04.2018)
6. Московский Центр Карнеги/ О Московском Центре Карнеги (дата обращения: 23.04.2018).URL: http://carnegie.ru/about/
7. Стецко Е.В. Американские неправительственные организации: их виды, роль и оценка влияния на формирование гражданского общества / Е.В.Стецко // Общество. Среда. Развитие. – 2015. № 1. – С. 49–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskie-nepravitelstvennye-organizatsii-ih-vidy-rol-i-otsenka-vliyaniya-na-formirovanie-grazhdanskogo-obschestva(дата обращения 22.02.2018)
8. American Civil Liberties Union/ About(дата обращения: 23.04.2018). URL: https://www.aclu.org/about-aclu
9. Clinton H. Secretary of State Hillary Clinton’s QDDR Town Hall. 15.12.2010 URL: https://secretaryclinton.wordpress.com/2010/12/15/secretary-of-state-hillary-clintons-qddr-town-hall/
10. Dyer J. Moscow Wants to Ban American Pro-Democracy NGO and Other Groups From Operating in Russia/ J.Dyer// Vice News. 29.07.2015. URL: https://news.vice.com/article/moscow-wants-to-ban-american-pro-democracy-ngo-and-other-groups-from-operating-in-russia
11. EastWest Institute/ About / Russia and United States (дата обращения: 23.04.2018). URL: https://www.eastwest.ngo/russia-and-united-states
12. Eurasia Foundation/ Mission (дата обращения: 23.04.2018). URL: http://www.eurasia.org/Mission
13. Freedom House/ Our Supporters (дата обращения: 23.04.2018). URL: https://freedomhouse.org/content/our-supporters
14. Freedom House/ Our work (дата обращения: 23.04.2018). URL: https://freedomhouse.org/our-work
15. Freedom House/ Russia: Murder of Nemtsov Remains Unsolved. 26.02.2016. URL:https://freedomhouse.org/article/russia-murder-nemtsov-remains-unsolved
16. FundsforNGOs/ About(дата обращения: 23.04.2018). URL: https://www.fundsforngos.org/about-us/
17. Gurnov A. Russia-U.S. relations: avoiding collision/ A.Gurnov //Russia Today. 25.09.2008. URL:http://www.youtube.com/watch?v=XhytZ90_9zg
18. Hansen Summer Institute on Leadership and International Cooperation (дата обращения: 23.04.2018). URL:https://hansensummerinstitute.communityforce.com/Funds/Search.aspx
19. Hook S., Shapiro E. Letters of Sidney Hook: Democracy, Communism and the Cold War. Routledge, London and NY, 1995, p.72. URL:https://books.google.ru/books?id=E59zCQAAQBAJ&pg=PA73&dq=ACLU+Russia&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjE3Z-NhMHLAhUlvnIKHTVYALcQ6AEIJTAB#v=onepage&q=ACLU%20Russia&f=false
20. HumanRightsWatch/ Страны/ Россия (дата обращения: 23.04.2018). URL: https://www.hrw.org/ru/europe/central-asia/russia
21. Kidsave International / Russia (дата обращения: 23.04.2018). URL: https://www.kidsave.org/programs/helping-children-russia/
22. Levine.D. American NGOs pull out of Russia/ D.Levine// / World Socialist Web Site. 26.02.2013. URL:https://www.wsws.org/en/articles/2013/02/26/usru-f26.html
23. Luhn A.. National Endowment for Democracy is first ‘undesirable’ NGO banned in Russia / A.Luhn// The Guardian, 28.07.2015. URL: http://www.theguardian.com/world/2015/jul/28/national-endowment-for-democracy-banned-russia
24. Maynes Ch. Russia Names US NGO 'Undesirable'/ Ch.Maynes// Voice of America. 28.07.2015. URL:http://www.voanews.com/content/rferl-russia-names-us-ngo-undesirable-/2881491.html
25. McGovern R. Bush-41 Finally Speaks on Iraq War / R. McGovern// RAGA. 01.11.2016. URL:http://www.raga.org/news/bush-41-finally-speaks-on-iraq-war-by-ray-mcgovern
26. Media development investment fund/ About(дата обращения: 23.04.2018). URL: http://www.mdif.org/about-us/
27. Media development investment fund/ Investors (дата обращения: 23.04.2018). URL: http://www.mdif.org/about-us/investors/
28. Media development investment fund/ Resources/ Impact Dashboard 2013.2014- p.11. URL:http://www.mdif.org/wp-content/uploads/2013/09/MDIF_Impact_Dashboard_2013.pdf
29. Media development investment fund/ Resources/ Impact Dashboard 2014.2015- p.22. URL:http://www.mdif.org/wp-content/uploads/2014/09/MDIF_Impact_Dashboard_2014.pdf
30. National Democratic Institute/ Golos receives Sakharov Freedom Award. 14.09.2012. URL:https://www.ndi.org/golos-receives-sakharov-award
31. National Democratic Institute/ What we do (дата обращения: 23.04.2018). URL: https://www.ndi.org/whatwedo
32. National Democratic Institute/ Where We Work/ Russia (дата обращения: 23.04.2018). URL: https://www.ndi.org/russia
33. National Endowment for Democracy / About (дата обращения: 23.04.2018). URL: http://www.ned.org/about/
34. National Endowment for Democracy/ Accountability/ Russia.(дата обращения: 23.04.2018). URL: http://www.ned.org/region/eurasia/russia-2014/
35. National Endowment for Democracy/ Hale H. URL: http://www.ned.org/fellows/dr-henry-hale/
36. National Endowment for Democracy/ NED History/ 20th Anniversary Timeline (updated May, 21, 2018).URL:http://web.archive.org/web/20080223130010/http://www.ned.org/about/nedTimeline.html
37. National Endowment for Democracy/ Who supports our work (дата обращения: 23.04.2018). URL: https://www.ndi.org/supporters
38. Nechepurenco I. Russian Senators Propose Ban of 12 Foreign NGOs/I. Nechepurenco // The Moscow Times. 08.07.2015. URL: http://www.themoscowtimes.com/news/article/russian-senators-propose-ban-of-12-foreign-ngos-reining-in-civil-society/525320.html
39. Non-Governmental Organizations (NGOs) in the United States/ Fact Sheet / Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor/ Under Secretary for Civilian Security, Democracy, and Human Rights/ U.S. Department of State. January 20, 2017. URL: https://www.state.gov/j/drl/rls/fs/2017/266904.htm
40. Pomerantsev P. Authoritarian media and the era of disinformation. July,16, 2015. URL:http://www.ned.org/democracy-ideas-peter-pomerantsev-authoritarian-media-and-the-era-of-disinformation/
41. Project Harmony International / Mission and values (дата обращения: 23.04.2018). URL: http://www.ph-int.org/page_ml/450/
42. RAGA/ About(дата обращения: 23.04.2018). URL: http://www.raga.org/about-us.html
43. Shevtsova L.. Russia rewrites the rules/ L.Shevtsova// National Endowment for Democracy / International Forum for democratic studies interview series. 16.04.2014. URL: http://www.ned.org/lilia-shevtsova-russia-rewrites-the-rules/
44. Smialowski B. Prosecutors recognize another US-based NGO as ‘undesirable’ for Russia/ Russia Today. 04.12.2015. URL: https://www.rt.com/politics/324719-prosecutors-recognize-another-us-based/
45. The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching/ Who We Are (дата обращения: 23.04.2018). URL:http://www.carnegiefoundation.org/who-we-are/
46. The World Movement for Democracy/ Our participants (дата обращения: 23.04.2018). URL:http://www.movedemocracy.org/ourparticipants/moscow-helsinki-group
47. Transparency International/ Corruption perceptions index 2017. February, 21, 2018. URL:https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017
48. US Regrets Latest Russian Ban on Western NGO// Voice of America. 05.12.2015. URL:http://www.voanews.com/content/united-states-regrets-russian-ban-nongovernmental-organization/3090456.html