ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
|
Введение 3
1. Становление европейского пространства высшего образования 6
1.1. Исторический контекст сближения систем высшего образования европейских стран 6
1.2. Динамика развития Болонского процесса и результативность принимаемых мер 12
2. Модернизация российского высшего образования в контексте Болонского процесса 22
2.1. Причины вступления России в Болонский процесс, издержки и преимущества 22
2.2. Внедрение принципов Болонского соглашения в России как часть государственной политики в сфере образования 29
3. Эффективность интеграции российской высшей школы в европейскую образовательную систему 37
3.1. Адаптация высшего образования к европейским стандартам 37
3.2. Актуальные проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе
3.3. Деятельность Министерства образования и науки РФ по решению актуальных проблем 57
Заключение 64
Список источников и литературы 66
1. Становление европейского пространства высшего образования 6
1.1. Исторический контекст сближения систем высшего образования европейских стран 6
1.2. Динамика развития Болонского процесса и результативность принимаемых мер 12
2. Модернизация российского высшего образования в контексте Болонского процесса 22
2.1. Причины вступления России в Болонский процесс, издержки и преимущества 22
2.2. Внедрение принципов Болонского соглашения в России как часть государственной политики в сфере образования 29
3. Эффективность интеграции российской высшей школы в европейскую образовательную систему 37
3.1. Адаптация высшего образования к европейским стандартам 37
3.2. Актуальные проблемы внедрения болонских принципов в российской высшей школе
3.3. Деятельность Министерства образования и науки РФ по решению актуальных проблем 57
Заключение 64
Список источников и литературы 66
В результате активизации процессов глобализации и интернационализации современное высшее образование становится гораздо более межгосударственным, в связи с чем происходит активная интеграция стран в международное образовательное пространство. Российская система образования также постепенно интегрируется в мировое сообщество, и важной составляющей этого процесса является ее включение в европейское образовательное пространство, объединяющее в себе пространство высшего образования, пространство профессионального образования и обучения и пространство обучения в течение всей жизни. Однако схожесть принципов, которые лежат в их основе, и близость поставленных целей способствуют приведению процессов интернационализации деятельности образовательных учреждений к общему знаменателю. В России это выражается в том, что налаживание эффективного взаимодействия европейской и отечественной образовательных систем сводится к Болонскому процессу, образовательная интеграция России и Европы наиболее актуальна только в рамках европейского пространства высшего образования, а модернизация высшей школы России осуществляется в соответствии с болонскими принципами.
Объектом данного исследования выступает Болонский процесс, а предметом – процесс интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.
Тема может считаться значимой и актуальной, так как представление об отличительных чертах формирования интеграционного образовательного процесса в стране и текущем состоянии российской системы образования очень важно для оценки перспектив будущих преобразований с учетом основных положений Болонской декларации, определения необходимых мер по решению возникающих проблем и прогнозирования принципов, которые должны лечь в разработку национальных стратегий развития и модернизации образования и образовательных учреждений. Именно поэтому целью данной работы стало выявление актуальных проблем, характерных для процесса реформирования российской системы высшего образования в контексте Болонского процесса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть содержание Болонского процесса и оценить ход его развития.
• Обозначить причины вхождения российской высшей школы в Болонский процесс.
• Охарактеризовать связанные с ним возможные издержки и преимущества.
• Определить основные составляющие политики страны по модернизации отечественной системы высшего образования в связи с Болонским процессом.
• Оценить результативность принимаемых мер.
• Выявить проблемы, препятствующие процессу адаптации высшего образования России к европейским принципам.
• Определить, какие из проблем являются актуальными на сегодняшний день.
• Обозначить меры, предпринимаемые Министерством образования для их решения.
Структура исследования подчинена сформулированной цели и поставленным задачам. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, и заключения, в котором сформулированы основные выводы.
Теоретическую основу составили работы следующих исследователей: Арефьева А. Л., Артамоновой Е. И., Байденко В. И., Бершадской М. Д., Ван дер Венде М., Вахитова Д. Р., Дерендяева В. Н., Карпенко О. М., Копенкиной Ю. В., Костюченко Л. С., Лазара М. Г., Мельвиля А. Ю., Мельника В. В., Муромцевой А. К., Праздникова Г. А., Сазонова Б. А., Сенашенко В. С., Слепухина А. Ю., Ткача Г. Ф., Филатова С. В., Филиппова В. М., Чистохвалова В. Н, Шаховской Л. С., Balzer H., Fearon C., Forrat N., Gounko T., Lie U., Powar B., Reus K., Schwengel. H., Smale W., Soltys D., Stimpson C. R. и других. Работы посвящены интеграционным процессам в странах ЕС, влиянию Болонского процесса на системы образования европейских стран, анализу этапов динамики его развития, результатам вхождения России в мировое и европейское образовательное пространство и проблемам внедрения положений Болонской декларации в российскую образовательную систему. Кроме того, в части привлекаемых к исследованию трудов в свете их адаптации к российским реалиям рассматриваются отдельные аспекты Болонского процесса, как то практика аккредитации, система зачетных единиц, академическая мобильность и т.д.
При написании работы в качестве источниковой базы были использованы основные документы Болонского процесса, среди которых декларации (Сорбоннская и Болонская), заложившие основу для реформирования европейской системы высшего образования, и корпус коммюнике, итоговых документов, принимаемых на проводимых раз в два-три года в рамках Болонского процесса конференциях министров. Их значимость состоит в том, что они позволяют проследить динамику развития Болонского процесса в странах-участницах: понять, каких успехов им удалось добиться в процессе достижения обозначенных в Болонской декларации целей, и узнать о приоритетных направлениях дальнейшего развития и принятых новых обязательствах. Что касается вопроса включенности непосредственно России в Болонский процесс, то с целью его анализа использовались основные нормативные документы Российской Федерации и приказы Министерства образования и науки РФ по вопросам высшего образования, определяющие главные принципы и направленность развития системы высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса; а также Национальные доклады и отчеты, предоставляемые Россией к совещаниям министров образования стран-участниц Болонского процесса, как источники информации о достигнутых страной результатах и сохраняющихся проблемах. Кроме того, к исследованию привлекались новостные сообщения, материалы общественных дискуссий и источники информации об общественном мнении и мнении участников образовательного процесса, позволяющие взглянуть на результаты процесса интеграции страны в европейское образовательное пространство изнутри. Таким образом, можно говорить о наличии широкой источниковой базы, позволяющей получить объективную достоверную информацию и наиболее полно изучить тему.
В целом, несмотря на достаточное количество публикаций зарубежных и отечественных авторов, можно сказать, что работа обладает научной новизной, так как в ней сделана попытка на основе новейших данных провести комплексное обобщающее исследование, включающее в себя как общий анализ Болонского процесса, так и частное изучение процесса интеграции российской образовательной системы в европейское пространство высшего образования на предмет условий ее вхождения, возникающих вследствие внедрения болонских принципов проблем и принимаемых мер по их решению.
Объектом данного исследования выступает Болонский процесс, а предметом – процесс интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.
Тема может считаться значимой и актуальной, так как представление об отличительных чертах формирования интеграционного образовательного процесса в стране и текущем состоянии российской системы образования очень важно для оценки перспектив будущих преобразований с учетом основных положений Болонской декларации, определения необходимых мер по решению возникающих проблем и прогнозирования принципов, которые должны лечь в разработку национальных стратегий развития и модернизации образования и образовательных учреждений. Именно поэтому целью данной работы стало выявление актуальных проблем, характерных для процесса реформирования российской системы высшего образования в контексте Болонского процесса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть содержание Болонского процесса и оценить ход его развития.
• Обозначить причины вхождения российской высшей школы в Болонский процесс.
• Охарактеризовать связанные с ним возможные издержки и преимущества.
• Определить основные составляющие политики страны по модернизации отечественной системы высшего образования в связи с Болонским процессом.
• Оценить результативность принимаемых мер.
• Выявить проблемы, препятствующие процессу адаптации высшего образования России к европейским принципам.
• Определить, какие из проблем являются актуальными на сегодняшний день.
• Обозначить меры, предпринимаемые Министерством образования для их решения.
Структура исследования подчинена сформулированной цели и поставленным задачам. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, и заключения, в котором сформулированы основные выводы.
Теоретическую основу составили работы следующих исследователей: Арефьева А. Л., Артамоновой Е. И., Байденко В. И., Бершадской М. Д., Ван дер Венде М., Вахитова Д. Р., Дерендяева В. Н., Карпенко О. М., Копенкиной Ю. В., Костюченко Л. С., Лазара М. Г., Мельвиля А. Ю., Мельника В. В., Муромцевой А. К., Праздникова Г. А., Сазонова Б. А., Сенашенко В. С., Слепухина А. Ю., Ткача Г. Ф., Филатова С. В., Филиппова В. М., Чистохвалова В. Н, Шаховской Л. С., Balzer H., Fearon C., Forrat N., Gounko T., Lie U., Powar B., Reus K., Schwengel. H., Smale W., Soltys D., Stimpson C. R. и других. Работы посвящены интеграционным процессам в странах ЕС, влиянию Болонского процесса на системы образования европейских стран, анализу этапов динамики его развития, результатам вхождения России в мировое и европейское образовательное пространство и проблемам внедрения положений Болонской декларации в российскую образовательную систему. Кроме того, в части привлекаемых к исследованию трудов в свете их адаптации к российским реалиям рассматриваются отдельные аспекты Болонского процесса, как то практика аккредитации, система зачетных единиц, академическая мобильность и т.д.
При написании работы в качестве источниковой базы были использованы основные документы Болонского процесса, среди которых декларации (Сорбоннская и Болонская), заложившие основу для реформирования европейской системы высшего образования, и корпус коммюнике, итоговых документов, принимаемых на проводимых раз в два-три года в рамках Болонского процесса конференциях министров. Их значимость состоит в том, что они позволяют проследить динамику развития Болонского процесса в странах-участницах: понять, каких успехов им удалось добиться в процессе достижения обозначенных в Болонской декларации целей, и узнать о приоритетных направлениях дальнейшего развития и принятых новых обязательствах. Что касается вопроса включенности непосредственно России в Болонский процесс, то с целью его анализа использовались основные нормативные документы Российской Федерации и приказы Министерства образования и науки РФ по вопросам высшего образования, определяющие главные принципы и направленность развития системы высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса; а также Национальные доклады и отчеты, предоставляемые Россией к совещаниям министров образования стран-участниц Болонского процесса, как источники информации о достигнутых страной результатах и сохраняющихся проблемах. Кроме того, к исследованию привлекались новостные сообщения, материалы общественных дискуссий и источники информации об общественном мнении и мнении участников образовательного процесса, позволяющие взглянуть на результаты процесса интеграции страны в европейское образовательное пространство изнутри. Таким образом, можно говорить о наличии широкой источниковой базы, позволяющей получить объективную достоверную информацию и наиболее полно изучить тему.
В целом, несмотря на достаточное количество публикаций зарубежных и отечественных авторов, можно сказать, что работа обладает научной новизной, так как в ней сделана попытка на основе новейших данных провести комплексное обобщающее исследование, включающее в себя как общий анализ Болонского процесса, так и частное изучение процесса интеграции российской образовательной системы в европейское пространство высшего образования на предмет условий ее вхождения, возникающих вследствие внедрения болонских принципов проблем и принимаемых мер по их решению.
На сегодняшний день процесс развития и усложнения высшего образования протекает под воздействием тенденций глобализации и регионализации, в результате чего происходит сближение национальных образовательных систем и их интеграция в мировое образовательное пространство. Эти тенденции нашли свое отражение и в предыстории европейской образовательной политики, которая наряду с проведением структурных изменений, осуществляемые во имя глобализации, содержала в себе и более конкретные меры, связанные с процессами европейской интеграции и регионального развития.
Подписание Болонской декларации европейскими странами стало логическим продолжением развивающихся процессов интеграции в регионе и инициировало масштабный процесс реформирования высшего образования. В его основу легло сотрудничество стран в сфере высшего образования путем объединения образовательных ресурсов и формирования единых стандартов с учетом национальных особенностей с целью реализации курса на повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
С течением времени все большее число стран оказалось прямо или косвенно вовлечено в Болонский процесс, а основные его принципы стали применяться участниками для изменения собственных систем образования, чтобы добиться повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Однако характер Болонского процесса оказался довольно непростым и противоречивым: несмотря на определенные достижения стран в ходе реформирования собственных систем образования, трудности в следовании европейским принципам до сих пор сохраняются, что связано как с формальным их прочтением, так и с возникающими в современных реалиях проблемами экономического, политического и социального порядка.
Что касается России, то спустя несколько лет после инициирования Болонского процесса, властями было принято решение о необходимости интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Оно расценивалось в качестве одного из поворотных моментов в образовательной политике государства и отвечало внутренним и внешним интересам страны, среди которых оказание положительного влияния на комплекс экономических, административных и социальных реформ, проводимых в стране; гармонизация и развитие партнерских отношений с ЕС; использование высшего образования в качестве инструмента «мягкой силы» для создания и поддержания привлекательного имиджа страны; обеспечение достойных позиций российскому высшему образованию в международном образовательном пространстве. Тем не менее, наряду с преимуществами, которыми Болонская система обеспечила как страну в целом, так и высшие учебные заведения и студентов в частности, она спровоцировала и возникновение новых опасностей и рисков для отечественного образования, в ответ на которые необходимо было проводить вдумчивую и взвешенную политику по модернизации высшей школы.
Основными ее составляющими стали внесение поправок в законодательство, совершенствование системы аккредитации, улучшение национальной системы обеспечения качества, обеспечение академической мобильности, введение новых федеральных государственных стандартов, разработка методических рекомендаций по практике применения зачетных единиц и выдачи Приложения к диплому, оказание мер финансовой помощи и социальной поддержки студентов и т.д.
Безусловно, за период со времени вступления страны в Болонский процесс и по сегодняшний день национальная система образования претерпела ряд значительных изменений, благодаря чему были достигнуты позитивные результаты, но, несмотря на наличие европейского вектора в образовательной политике государства, степень реализации ключевых направлений преобразований различна. Проведение качественных структурных реформ требует четкого понимания их целей, адекватных условий их осуществления и значительного количества времени и сил.
Очевидно, что на сегодняшний день в процессе адаптации российского высшего образования к европейским стандартам возникает некоторое количество проблем. Основываясь на новейших данных, можно сделать вывод, что актуальными и насущными из них являются те, которые касаются итогов реформирования российской высшей школы, их успешности или безрезультатности, а также реализации некоторых из положений болонских документов, а именно, введения двухступенчатой системы образования, обеспечения академической мобильности и поддержания эффективной системы контроля качества образования. Однако их наличие только побуждает и активизирует государство в лице Министерства образования и науки применять меры по устранению возникающих трудностей, что позволяет повышать эффективность проводимой политики по внедрению болонских принципов в России и открывает перспективы дальнейшей реализации положений Болонских соглашений в стране.
Подписание Болонской декларации европейскими странами стало логическим продолжением развивающихся процессов интеграции в регионе и инициировало масштабный процесс реформирования высшего образования. В его основу легло сотрудничество стран в сфере высшего образования путем объединения образовательных ресурсов и формирования единых стандартов с учетом национальных особенностей с целью реализации курса на повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
С течением времени все большее число стран оказалось прямо или косвенно вовлечено в Болонский процесс, а основные его принципы стали применяться участниками для изменения собственных систем образования, чтобы добиться повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Однако характер Болонского процесса оказался довольно непростым и противоречивым: несмотря на определенные достижения стран в ходе реформирования собственных систем образования, трудности в следовании европейским принципам до сих пор сохраняются, что связано как с формальным их прочтением, так и с возникающими в современных реалиях проблемами экономического, политического и социального порядка.
Что касается России, то спустя несколько лет после инициирования Болонского процесса, властями было принято решение о необходимости интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Оно расценивалось в качестве одного из поворотных моментов в образовательной политике государства и отвечало внутренним и внешним интересам страны, среди которых оказание положительного влияния на комплекс экономических, административных и социальных реформ, проводимых в стране; гармонизация и развитие партнерских отношений с ЕС; использование высшего образования в качестве инструмента «мягкой силы» для создания и поддержания привлекательного имиджа страны; обеспечение достойных позиций российскому высшему образованию в международном образовательном пространстве. Тем не менее, наряду с преимуществами, которыми Болонская система обеспечила как страну в целом, так и высшие учебные заведения и студентов в частности, она спровоцировала и возникновение новых опасностей и рисков для отечественного образования, в ответ на которые необходимо было проводить вдумчивую и взвешенную политику по модернизации высшей школы.
Основными ее составляющими стали внесение поправок в законодательство, совершенствование системы аккредитации, улучшение национальной системы обеспечения качества, обеспечение академической мобильности, введение новых федеральных государственных стандартов, разработка методических рекомендаций по практике применения зачетных единиц и выдачи Приложения к диплому, оказание мер финансовой помощи и социальной поддержки студентов и т.д.
Безусловно, за период со времени вступления страны в Болонский процесс и по сегодняшний день национальная система образования претерпела ряд значительных изменений, благодаря чему были достигнуты позитивные результаты, но, несмотря на наличие европейского вектора в образовательной политике государства, степень реализации ключевых направлений преобразований различна. Проведение качественных структурных реформ требует четкого понимания их целей, адекватных условий их осуществления и значительного количества времени и сил.
Очевидно, что на сегодняшний день в процессе адаптации российского высшего образования к европейским стандартам возникает некоторое количество проблем. Основываясь на новейших данных, можно сделать вывод, что актуальными и насущными из них являются те, которые касаются итогов реформирования российской высшей школы, их успешности или безрезультатности, а также реализации некоторых из положений болонских документов, а именно, введения двухступенчатой системы образования, обеспечения академической мобильности и поддержания эффективной системы контроля качества образования. Однако их наличие только побуждает и активизирует государство в лице Министерства образования и науки применять меры по устранению возникающих трудностей, что позволяет повышать эффективность проводимой политики по внедрению болонских принципов в России и открывает перспективы дальнейшей реализации положений Болонских соглашений в стране.
Подобные работы
- ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - Академическая мобильность студентов как индикатор развития европейского образовательного пространства
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Разработка проекта для людей с ограниченными возможностями (на примере ООО «Квентин»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития высшего образования в России в нач. XXI в.
(на примере СФУ)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ
СОТРУДНИЧЕСТВЕ: ОПЫТ РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Юридическое образование в России и Испании:
сравнительно-правовая характеристика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Реформирование систем высшего образования в России и ФРГ в контексте Болонского процесса: проблемы и перспективы
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Европейское пространство высшего образования в повестке государств постсоветского пространства (на примере Грузии, Казахстана и России)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021



