Международное сотрудничество в области туризма в системе внешней культурной политики государства на примере России и Италии
|
Введение 3
Глава 1. Место международного сотрудничества в области туризма в системе внешней культурной политики государства: теоретические аспекты проблемы 12
1.1. Основные теоретические подходы к вопросу внешней культурной политики 12
1.2. Международное сотрудничество в области туризма как инструмент внешней культурной политики 16
1.3. Национальные подходы к международному сотрудничеству в области туризма 19
Глава 2. Сравнительный анализ российской и итальянской моделей международного сотрудничества в области туризма 24
2.1. Формирование и историческое развитие международного сотрудничества в области туризма в системе внешней культурной политики России и Италии 24
2.2. Место международного сотрудничества в области туризма в концептуальных основах внешней культурной политики России и Италии 36
2.3. Институциональные особенности регулирования и реализации международного сотрудничества в области туризма России и Италии 43
Глава 3. Практическое измерение международного сотрудничества в области туризма в рамках внешней культурной политики России и Италии 49
3.1. Направления политики Италии в рамках международного сотрудничества в области туризма 49
3.2. Направления политики России в рамках международного сотрудничества в области туризма 59
3.3. Перспективы развития международного сотрудничества в области туризма как инструмента внешней культурной политики России 69
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 80
Приложение 98
Глава 1. Место международного сотрудничества в области туризма в системе внешней культурной политики государства: теоретические аспекты проблемы 12
1.1. Основные теоретические подходы к вопросу внешней культурной политики 12
1.2. Международное сотрудничество в области туризма как инструмент внешней культурной политики 16
1.3. Национальные подходы к международному сотрудничеству в области туризма 19
Глава 2. Сравнительный анализ российской и итальянской моделей международного сотрудничества в области туризма 24
2.1. Формирование и историческое развитие международного сотрудничества в области туризма в системе внешней культурной политики России и Италии 24
2.2. Место международного сотрудничества в области туризма в концептуальных основах внешней культурной политики России и Италии 36
2.3. Институциональные особенности регулирования и реализации международного сотрудничества в области туризма России и Италии 43
Глава 3. Практическое измерение международного сотрудничества в области туризма в рамках внешней культурной политики России и Италии 49
3.1. Направления политики Италии в рамках международного сотрудничества в области туризма 49
3.2. Направления политики России в рамках международного сотрудничества в области туризма 59
3.3. Перспективы развития международного сотрудничества в области туризма как инструмента внешней культурной политики России 69
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 80
Приложение 98
Международный туризм на современном этапе демонстрирует высокие темпы развития: согласно данным Всемирной туристской организации, в 2019 году в мире было зарегистрировано около 1,46 миллиарда туристических поездок за рубеж. Увеличение количества международных туристов ведет к возрастанию числа межкультурных контактов и расширению значения диалога между культурами, что отражается на международных отношениях. В этих условиях неотъемлемой частью внешней политики государства в сфере культуры становится международное сотрудничество в области туризма. Россия и Италия, обладая значительным историко-культурным и природным потенциалом, могут пользоваться инструментарием международного сотрудничества в области туризма при реализации курса внешней культурной политики.
Данная работа представляет собой анализ отличных друг от друга подходов России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма. В исследовании приведен обзор теоретических подходов к исследованию международного сотрудничества в сфере туризма, анализ исторического развития, концептуальных основ и институционального регулирования данного направления внешнеполитической деятельности России и Италии, а также определены их приоритеты в рамках международного сотрудничества по вопросам туризма и предложены практические рекомендации по развитию деятельности в этой сфере.
Актуальность исследования. Италия на современном этапе выступает одним из наиболее привлекательных направлений международного туризма, что во многом связано с эффективностью ее национального подхода к международному сотрудничеству в данной области. В то же время Россия, в концептуальных основах внешней культурной политики которой отмечен потенциал страны стать ведущей туристской державой, демонстрирует менее успешную стратегию международного сотрудничества в области туризма. Сравнение подходов двух государств даст возможность выявить сильные и слабые стороны каждой из моделей и разработать рекомендации по совершенствованию российского подхода. Кроме того, на сегодняшний день необходимость восстановления национальных экономик от влияния ограничений, введенных во время пандемии COVID-19, выступает приоритетом для многих государств, и в перспективе международный туризм может стать одним из ключевых ресурсов для достижения этой цели. Данное обстоятельство будет поощрять государства активизировать деятельность в рамках международного сотрудничества в сфере туризма. Эти причины обуславливают значимость и актуальность исследования международного сотрудничества в области туризма России и Италии.
В настоящее время в поле исследований внешней культурной политики в науке о международных отношениях национальные подходы различных государств к международному сотрудничеству в области туризма остаются за рамками широкого внимания: в отличие от проблемы роли туризма во внешней политике государства, вопрос международного сотрудничества в области туризма как отдельного направления внешней политики недостаточно изучен. Новизна представленной работы заключается в том, что данное исследование анализирует подходы России и Италии к международному сотрудничеству в сфере туризма, рассматривая его как самостоятельную отрасль внешней культурной политики. Кроме того, в работе разработана модель анализа национальных подходов к международному сотрудничеству в области туризма, а также предложены рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества в сфере туризма в системе внешней культурной политики России.
Цель данной работы – определение роли международного сотрудничества в сфере туризма в реализации внешней культурной политики России и Италии.
Задачами проводимого исследования выступают:
1. Анализ теоретической основы исследования вопросов внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма.
2. Разработка модели анализа национальных подходов к международному сотрудничеству в области туризма.
3. Выявление особенностей исторического развития международного сотрудничества в области туризма во внешнеполитической деятельности России и Италии.
4. Сравнение концептуальных основ и институциональных особенностей международного сотрудничества в сфере туризма в системе внешней культурной политики России и Италии.
5. Определение приоритетных направлений международного сотрудничества в области туризма России и Италии путем применения разработанной в настоящей работе модели анализа национальных подходов.
6. Выявление преимуществ и недостатков подходов России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма.
7. Разработка рекомендаций по развитию международного сотрудничества в сфере туризма как направления внешней культурной политики России.
Объектом исследования является международное сотрудничество в области туризма, а предметом – место международного сотрудничества в области туризма в системе внешней культурной политики России и Италии.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование предлагает разработанную автором теоретическую концепцию анализа национальных подходов к международному сотрудничеству в области туризма, которая в данной работе применена для анализа политики России и Италии в данной сфере. Практическое значение работы заключается в составлении рекомендаций по совершенствованию подхода России к международному сотрудничеству в сфере туризма с опорой на опыт Италии.
Методологическая основа исследования. В проводимом исследовании используется ряд методов. Основным из них выступает метод сравнительного анализа, применяемый для выявления сходств и различий между подходами России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма. Объектами сравнительного анализа в рамках исследования являются подходы России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма в рамках внешней культурной политики. Автор проводит сравнение объектов по следующим критериям.
1. Концептуальные основы внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма.
2. Институциональные особенности регулирования международного сотрудничества в области туризма.
3. Направления международного сотрудничества в области туризма, реализуемые Россией и Италией.
Сравнительный анализ по перечисленным критериям проведен на основе информации, полученной в ходе изучения и анализа официальных документов, новостных сообщений и иных источников, а также литературы по исследуемой проблеме. Отметим, что в ходе сравнительного анализа автор обращается к методам функционального и институционального анализа, которые использованы при рассмотрении институтов регулирования международного сотрудничества в области туризма для выявления особенностей, характерных для таких институтов в России и Италии и их ключевых функций. Сопоставив объекты, автор выявляет тождества и различия между ними и на основе полученных выводов формулирует причины того, почему в рамках внешней культурной политики две страны по-разному подходят к использованию инструментария международного сотрудничества в области туризма, а также предпринимает попытку определить преимущества и недостатки каждого из подходов.
Помимо этого, в исследовании автор применяет прогностический метод для разработки рекомендаций по вопросу более эффективного использования международного сотрудничества в области туризма как инструмента внешней культурной политики России. Основываясь на полученных в ходе сравнительного анализа выводах, автор дает оценку возможности использования опыта Италии в сфере международного сотрудничества в области туризма и предлагает рекомендации по развитию этого направления внешнеполитической деятельности России и применению эффективных стратегий, реализуемых Италией, с учетом российской национальной специфики.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1970-х годов по настоящее время. Выбор начала периода для анализа исторического развития подходов России и Италии к международному сотрудничеству в сфере туризма обусловлен активизацией международного туризма в семидесятые годы XX столетия (причины этого изменения рассмотрены непосредственно в тексте работы). В то же время основной фокус исследования сделан на периоде с 2010 года по настоящее время, поскольку работа посвящена современному состоянию международного сотрудничества в сфере туризма России и Италии. Выбор 2010 года как даты начала исследуемого периода связан с рядом событий, связанных с подходом России и Италии к сотрудничеству в области туризма с другим государствами. Среди них выделим принятие в 2010 году документа «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», начало разработки концепции «Италия – страна-система» (IlSistemaPaese) в 2010-2011 годах, а также проведение перекрестного года культуры России и Италии в 2011 году.
При написании данной работы в качестве источников были использованы нормативно-правовые акты и программные документы, регулирующие вопросы международного сотрудничества в области туризма России и Италии, материалы официальных сайтов государственных ведомств и международных организаций, статистические данные и новостные источники, а в качестве теоретической основы – монографии и научные статьи, посвященные проблематике исследования. Делая обзор источников и литературы, остановимся на некоторых из них.
Степень изученности вопроса. Теоретические подходы к исследованию различных аспектов внешней культурной политики представлены в работах И. Анга и Ю. Р. Исара, С. Шнайдера, Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, В. И. Фокина.В частности, австралийские исследователи И. Анг и Ю. Р. Исара рассматривают вопрос о границе между внешней культурной политикой государства и деятельностью негосударственных акторов, вступающих в транснациональные отношения в области культуры. Авторы приходят к выводу, что эти два вида внешних культурных связей отвечают национальным интересам государств, и подчёркивают, что внешняя культурная политика приобретает новые измерения в рамках государственного брендинга и создания имиджа государства. В то же время С. Шнайдер отмечает, что для наиболее эффективной реализации потенциала внешней культурной политики необходима согласованность как между ее различными направлениями (такими как сотрудничество в области образования, выставочно-фестивального движения, музейной деятельности, туризма и др.), так и между государством и негосударственными субъектами: исследователь выдвигает идею о целостности и неделимости внешних связей в области культуры. Говоря о вкладе российских ученых в исследование теоретических аспектов внешней культурной политики, нужно отметить работы Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, в которых дано теоретическое обоснование роли культуры в международных отношениях, выявлены задачи внешней культурной политики и охарактеризованы ее особенности. Кроме того, теоретические концепции в рамках исследования внешней культурной политики представлены в работах В. И. Фокина, где также подчеркнута возможность инструментария внешней культурной влиять на имидж и авторитет государства.
Что касается вопросов международного сотрудничества в области туризма, важные для исследования материалы представлены в работах Н. С. Барчуковой, П. Лаурано, С. Анхольта, Ф. Карбоне. Вклад советских и российских ученых в исследование международного сотрудничества в сфере туризма в основном представлен работами, касающихся экономической составляющей деятельности в этой области, а также ее правового регулирования. Так, советский и российский юрист Н. С. Барчукова рассматривает вопросы правового регулирования международного сотрудничества между государствами в области туризма и называет его одной из эффективных форм международных экономических отношений. Тем не менее в названной работе отмечен его вклад в укрепление доверия и взаимопонимания между государствами и людьми. В то же время современные российские исследователи уделяют внимание проблеме роли туризма во внешней политике России: профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова В. А. Лепешкин указывает на то, что туризм может считаться инструментом «мягкой силы» Российской Федерации и оказывать влияние на формирование ее имиджа на международной арене. В свою очередь, бывший заместитель главы Федерального агентства по туризму (Ростуризма), профессор Российского государственного университета туризма и сервиса Н. В. Новичков анализирует взаимное влияние внешней политики и туризма и роль туризма как инструмента выхода на глобальный рынок.
Что касается зарубежных исследователей, касающихся данной темы, можно отметить, что вопрос международного сотрудничества в области туризма также находится в тени исследований, посвященных проблеме места туризма во внешней политике государств. В частности, профессор университета Ковентри Ф. Карбоне предложил модель «идеальных условий для реализации роли туризма в процессе глобального взаимопонимания», согласно которой осуществление сотрудничества по вопросам туризма между государствами может обеспечить формирование взаимопонимания между культурами. В работе С. Анхольта разработана теоретическая концепция, согласно которой привлекательность национального бренда зависит от шести элементов. Среди них туризм занимает одно из ключевых мест: автор подчеркивает, что развитие туризма и увеличение привлекательности страны для туристов положительно влияет на ее образ на международной арене. Этот же вопрос рассмотрен итальянским исследователем П. Лаурано, отмечающим, что с помощью туризма государство не только увеличивает привлекательность национального бренда, но также укрепляет позиции в международных отношениях, влияет на восприятие собственных действий мировым сообществом, мнение которого приобретает все большую значимость в условиях глобализации, развивает инфраструктурные проекты и привлекает внимание к сохранению культурного и природного наследия.
Среди исследований, посвященных практическому измерению внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма России и Италии, можно отметить работы Н. М. Боголюбовой, С. С. Ширина, Ф. Рутелли. Так, существенный вклад в эту область внесла монография Н. М. Боголюбовой «Становление и эволюция внешней культурной политики России», в которой подробно рассмотрены стадии формирования и различные направления российской внешней культурной политики, а также особенности ее институционального оформления и российского подхода к ее реализации. Полезной для данного исследования представляется также работа С. С. Ширина, где представлен анализ официальных документов, регулирующих внешнюю культурную политику России и сделаны выводы о перспективах ее развития. Кроме того, интересной работой по данной теме выступает книга бывшего министра культуры Италии Ф. Рутелли, посвященная внешней культурной политике Италии, особенностям итальянской модели ее реализации и опыту деятельности в отдельных направлениях. Автор делает акцент на возможности внешней культурной политики способствовать продвижению национальных интересов государства и дает оценку действиям Италии в данной сфере. Также стоит заметить, что в данной работе уделено отдельное внимание необходимости переосмыслить роль туризма в рамках внешней культурной политики Италии и сформировать системный подход к его использованию в качестве инструмента культурного обмена и экономического развития.
Что касается источниковой базы работы, в ходе исследования был использован ряд законодательных актов, регулирующих вопросы туризма и деятельности органов государственной власти в этой области. Кроме того, в работе проанализированы программные документы, касающиеся данных вопросов. Ключевыми среди них выступают Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества 2010 года, Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», стратегический документ Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Италии «Новая Фарнезина для программы Страна-система» («LaNuovaFarnesinaperilSistemaPaese») , а также Стратегический план по развитию туризма в Италии на 2017-2022 годы. Анализ перечисленных документов позволил выявить концептуальные основы внешней культурной политики и международного сотрудничества в сфере туризма России и Италии, и его результаты представлены во второй главе данной работы. Помимо этого, автор обращался к материалам сайтов государственных ведомств (в частности, Национального агентства по туризму Италии, Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Италии, Федерального агентства по туризму Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации) и международных организаций (Всемирной туристской организации, Совета Европы), содержащим важную практическую информацию по теме, в частности, данные о проектах международного сотрудничества в сфере туризма и др. Использованные в исследовании статистические данные позволили составить представление о развитии международного туризма в разные исторические периоды. Также автор использовал материалы средств массовой информации, содержащие, в частности, сообщения о международных мероприятиях в сфере туризма и других событиях.
По своей структуре представленная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Апробация исследования. Положения, представленные в настоящем исследовании, были использованы для подготовки доклада в рамках международной научной конференции «Культура в фокусе научных парадигм», прошедшей 7-8 апреля 2021 года в Донецком национальном университете, на тему «Культурный туризм как форма межкультурной коммуникации: опыт России и Италии», по итогам которого опубликована одноимённая статья. Также апробация результатов работы прошла в рамках выступлений с докладом на научной конференции «Межкультурный диалог в современном мире», организованной Санкт-Петербургским государственным университетом 16 апреля 2021 года, на тему «Региональные приоритеты Италии в рамках международного сотрудничества в области туризма». Одноименная статья опубликована в сборнике, содержащем материалы конференции.
Данная работа представляет собой анализ отличных друг от друга подходов России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма. В исследовании приведен обзор теоретических подходов к исследованию международного сотрудничества в сфере туризма, анализ исторического развития, концептуальных основ и институционального регулирования данного направления внешнеполитической деятельности России и Италии, а также определены их приоритеты в рамках международного сотрудничества по вопросам туризма и предложены практические рекомендации по развитию деятельности в этой сфере.
Актуальность исследования. Италия на современном этапе выступает одним из наиболее привлекательных направлений международного туризма, что во многом связано с эффективностью ее национального подхода к международному сотрудничеству в данной области. В то же время Россия, в концептуальных основах внешней культурной политики которой отмечен потенциал страны стать ведущей туристской державой, демонстрирует менее успешную стратегию международного сотрудничества в области туризма. Сравнение подходов двух государств даст возможность выявить сильные и слабые стороны каждой из моделей и разработать рекомендации по совершенствованию российского подхода. Кроме того, на сегодняшний день необходимость восстановления национальных экономик от влияния ограничений, введенных во время пандемии COVID-19, выступает приоритетом для многих государств, и в перспективе международный туризм может стать одним из ключевых ресурсов для достижения этой цели. Данное обстоятельство будет поощрять государства активизировать деятельность в рамках международного сотрудничества в сфере туризма. Эти причины обуславливают значимость и актуальность исследования международного сотрудничества в области туризма России и Италии.
В настоящее время в поле исследований внешней культурной политики в науке о международных отношениях национальные подходы различных государств к международному сотрудничеству в области туризма остаются за рамками широкого внимания: в отличие от проблемы роли туризма во внешней политике государства, вопрос международного сотрудничества в области туризма как отдельного направления внешней политики недостаточно изучен. Новизна представленной работы заключается в том, что данное исследование анализирует подходы России и Италии к международному сотрудничеству в сфере туризма, рассматривая его как самостоятельную отрасль внешней культурной политики. Кроме того, в работе разработана модель анализа национальных подходов к международному сотрудничеству в области туризма, а также предложены рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества в сфере туризма в системе внешней культурной политики России.
Цель данной работы – определение роли международного сотрудничества в сфере туризма в реализации внешней культурной политики России и Италии.
Задачами проводимого исследования выступают:
1. Анализ теоретической основы исследования вопросов внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма.
2. Разработка модели анализа национальных подходов к международному сотрудничеству в области туризма.
3. Выявление особенностей исторического развития международного сотрудничества в области туризма во внешнеполитической деятельности России и Италии.
4. Сравнение концептуальных основ и институциональных особенностей международного сотрудничества в сфере туризма в системе внешней культурной политики России и Италии.
5. Определение приоритетных направлений международного сотрудничества в области туризма России и Италии путем применения разработанной в настоящей работе модели анализа национальных подходов.
6. Выявление преимуществ и недостатков подходов России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма.
7. Разработка рекомендаций по развитию международного сотрудничества в сфере туризма как направления внешней культурной политики России.
Объектом исследования является международное сотрудничество в области туризма, а предметом – место международного сотрудничества в области туризма в системе внешней культурной политики России и Италии.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование предлагает разработанную автором теоретическую концепцию анализа национальных подходов к международному сотрудничеству в области туризма, которая в данной работе применена для анализа политики России и Италии в данной сфере. Практическое значение работы заключается в составлении рекомендаций по совершенствованию подхода России к международному сотрудничеству в сфере туризма с опорой на опыт Италии.
Методологическая основа исследования. В проводимом исследовании используется ряд методов. Основным из них выступает метод сравнительного анализа, применяемый для выявления сходств и различий между подходами России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма. Объектами сравнительного анализа в рамках исследования являются подходы России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма в рамках внешней культурной политики. Автор проводит сравнение объектов по следующим критериям.
1. Концептуальные основы внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма.
2. Институциональные особенности регулирования международного сотрудничества в области туризма.
3. Направления международного сотрудничества в области туризма, реализуемые Россией и Италией.
Сравнительный анализ по перечисленным критериям проведен на основе информации, полученной в ходе изучения и анализа официальных документов, новостных сообщений и иных источников, а также литературы по исследуемой проблеме. Отметим, что в ходе сравнительного анализа автор обращается к методам функционального и институционального анализа, которые использованы при рассмотрении институтов регулирования международного сотрудничества в области туризма для выявления особенностей, характерных для таких институтов в России и Италии и их ключевых функций. Сопоставив объекты, автор выявляет тождества и различия между ними и на основе полученных выводов формулирует причины того, почему в рамках внешней культурной политики две страны по-разному подходят к использованию инструментария международного сотрудничества в области туризма, а также предпринимает попытку определить преимущества и недостатки каждого из подходов.
Помимо этого, в исследовании автор применяет прогностический метод для разработки рекомендаций по вопросу более эффективного использования международного сотрудничества в области туризма как инструмента внешней культурной политики России. Основываясь на полученных в ходе сравнительного анализа выводах, автор дает оценку возможности использования опыта Италии в сфере международного сотрудничества в области туризма и предлагает рекомендации по развитию этого направления внешнеполитической деятельности России и применению эффективных стратегий, реализуемых Италией, с учетом российской национальной специфики.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1970-х годов по настоящее время. Выбор начала периода для анализа исторического развития подходов России и Италии к международному сотрудничеству в сфере туризма обусловлен активизацией международного туризма в семидесятые годы XX столетия (причины этого изменения рассмотрены непосредственно в тексте работы). В то же время основной фокус исследования сделан на периоде с 2010 года по настоящее время, поскольку работа посвящена современному состоянию международного сотрудничества в сфере туризма России и Италии. Выбор 2010 года как даты начала исследуемого периода связан с рядом событий, связанных с подходом России и Италии к сотрудничеству в области туризма с другим государствами. Среди них выделим принятие в 2010 году документа «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», начало разработки концепции «Италия – страна-система» (IlSistemaPaese) в 2010-2011 годах, а также проведение перекрестного года культуры России и Италии в 2011 году.
При написании данной работы в качестве источников были использованы нормативно-правовые акты и программные документы, регулирующие вопросы международного сотрудничества в области туризма России и Италии, материалы официальных сайтов государственных ведомств и международных организаций, статистические данные и новостные источники, а в качестве теоретической основы – монографии и научные статьи, посвященные проблематике исследования. Делая обзор источников и литературы, остановимся на некоторых из них.
Степень изученности вопроса. Теоретические подходы к исследованию различных аспектов внешней культурной политики представлены в работах И. Анга и Ю. Р. Исара, С. Шнайдера, Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, В. И. Фокина.В частности, австралийские исследователи И. Анг и Ю. Р. Исара рассматривают вопрос о границе между внешней культурной политикой государства и деятельностью негосударственных акторов, вступающих в транснациональные отношения в области культуры. Авторы приходят к выводу, что эти два вида внешних культурных связей отвечают национальным интересам государств, и подчёркивают, что внешняя культурная политика приобретает новые измерения в рамках государственного брендинга и создания имиджа государства. В то же время С. Шнайдер отмечает, что для наиболее эффективной реализации потенциала внешней культурной политики необходима согласованность как между ее различными направлениями (такими как сотрудничество в области образования, выставочно-фестивального движения, музейной деятельности, туризма и др.), так и между государством и негосударственными субъектами: исследователь выдвигает идею о целостности и неделимости внешних связей в области культуры. Говоря о вкладе российских ученых в исследование теоретических аспектов внешней культурной политики, нужно отметить работы Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, в которых дано теоретическое обоснование роли культуры в международных отношениях, выявлены задачи внешней культурной политики и охарактеризованы ее особенности. Кроме того, теоретические концепции в рамках исследования внешней культурной политики представлены в работах В. И. Фокина, где также подчеркнута возможность инструментария внешней культурной влиять на имидж и авторитет государства.
Что касается вопросов международного сотрудничества в области туризма, важные для исследования материалы представлены в работах Н. С. Барчуковой, П. Лаурано, С. Анхольта, Ф. Карбоне. Вклад советских и российских ученых в исследование международного сотрудничества в сфере туризма в основном представлен работами, касающихся экономической составляющей деятельности в этой области, а также ее правового регулирования. Так, советский и российский юрист Н. С. Барчукова рассматривает вопросы правового регулирования международного сотрудничества между государствами в области туризма и называет его одной из эффективных форм международных экономических отношений. Тем не менее в названной работе отмечен его вклад в укрепление доверия и взаимопонимания между государствами и людьми. В то же время современные российские исследователи уделяют внимание проблеме роли туризма во внешней политике России: профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова В. А. Лепешкин указывает на то, что туризм может считаться инструментом «мягкой силы» Российской Федерации и оказывать влияние на формирование ее имиджа на международной арене. В свою очередь, бывший заместитель главы Федерального агентства по туризму (Ростуризма), профессор Российского государственного университета туризма и сервиса Н. В. Новичков анализирует взаимное влияние внешней политики и туризма и роль туризма как инструмента выхода на глобальный рынок.
Что касается зарубежных исследователей, касающихся данной темы, можно отметить, что вопрос международного сотрудничества в области туризма также находится в тени исследований, посвященных проблеме места туризма во внешней политике государств. В частности, профессор университета Ковентри Ф. Карбоне предложил модель «идеальных условий для реализации роли туризма в процессе глобального взаимопонимания», согласно которой осуществление сотрудничества по вопросам туризма между государствами может обеспечить формирование взаимопонимания между культурами. В работе С. Анхольта разработана теоретическая концепция, согласно которой привлекательность национального бренда зависит от шести элементов. Среди них туризм занимает одно из ключевых мест: автор подчеркивает, что развитие туризма и увеличение привлекательности страны для туристов положительно влияет на ее образ на международной арене. Этот же вопрос рассмотрен итальянским исследователем П. Лаурано, отмечающим, что с помощью туризма государство не только увеличивает привлекательность национального бренда, но также укрепляет позиции в международных отношениях, влияет на восприятие собственных действий мировым сообществом, мнение которого приобретает все большую значимость в условиях глобализации, развивает инфраструктурные проекты и привлекает внимание к сохранению культурного и природного наследия.
Среди исследований, посвященных практическому измерению внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма России и Италии, можно отметить работы Н. М. Боголюбовой, С. С. Ширина, Ф. Рутелли. Так, существенный вклад в эту область внесла монография Н. М. Боголюбовой «Становление и эволюция внешней культурной политики России», в которой подробно рассмотрены стадии формирования и различные направления российской внешней культурной политики, а также особенности ее институционального оформления и российского подхода к ее реализации. Полезной для данного исследования представляется также работа С. С. Ширина, где представлен анализ официальных документов, регулирующих внешнюю культурную политику России и сделаны выводы о перспективах ее развития. Кроме того, интересной работой по данной теме выступает книга бывшего министра культуры Италии Ф. Рутелли, посвященная внешней культурной политике Италии, особенностям итальянской модели ее реализации и опыту деятельности в отдельных направлениях. Автор делает акцент на возможности внешней культурной политики способствовать продвижению национальных интересов государства и дает оценку действиям Италии в данной сфере. Также стоит заметить, что в данной работе уделено отдельное внимание необходимости переосмыслить роль туризма в рамках внешней культурной политики Италии и сформировать системный подход к его использованию в качестве инструмента культурного обмена и экономического развития.
Что касается источниковой базы работы, в ходе исследования был использован ряд законодательных актов, регулирующих вопросы туризма и деятельности органов государственной власти в этой области. Кроме того, в работе проанализированы программные документы, касающиеся данных вопросов. Ключевыми среди них выступают Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества 2010 года, Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», стратегический документ Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Италии «Новая Фарнезина для программы Страна-система» («LaNuovaFarnesinaperilSistemaPaese») , а также Стратегический план по развитию туризма в Италии на 2017-2022 годы. Анализ перечисленных документов позволил выявить концептуальные основы внешней культурной политики и международного сотрудничества в сфере туризма России и Италии, и его результаты представлены во второй главе данной работы. Помимо этого, автор обращался к материалам сайтов государственных ведомств (в частности, Национального агентства по туризму Италии, Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Италии, Федерального агентства по туризму Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации) и международных организаций (Всемирной туристской организации, Совета Европы), содержащим важную практическую информацию по теме, в частности, данные о проектах международного сотрудничества в сфере туризма и др. Использованные в исследовании статистические данные позволили составить представление о развитии международного туризма в разные исторические периоды. Также автор использовал материалы средств массовой информации, содержащие, в частности, сообщения о международных мероприятиях в сфере туризма и других событиях.
По своей структуре представленная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Апробация исследования. Положения, представленные в настоящем исследовании, были использованы для подготовки доклада в рамках международной научной конференции «Культура в фокусе научных парадигм», прошедшей 7-8 апреля 2021 года в Донецком национальном университете, на тему «Культурный туризм как форма межкультурной коммуникации: опыт России и Италии», по итогам которого опубликована одноимённая статья. Также апробация результатов работы прошла в рамках выступлений с докладом на научной конференции «Межкультурный диалог в современном мире», организованной Санкт-Петербургским государственным университетом 16 апреля 2021 года, на тему «Региональные приоритеты Италии в рамках международного сотрудничества в области туризма». Одноименная статья опубликована в сборнике, содержащем материалы конференции.
Как показывают выводы, полученные в проведенном исследовании, Россия и Италия в значительных масштабах используют международное сотрудничество в области туризма как инструмент внешней культурной политики, при этом оперируя отличными друг от друга национальными подходами. Можно заключить, что подходы данных государств доказывают свою эффективность в тех или иных направлениях, однако для обоих случаев характерно существование ряда проблем и недостатков. Прежде чем подвести итог настоящему исследованию и дать оценку развитию сотрудничества России и Италии в сфере туризма с другими государствами, рассмотрим выводы, полученные при выполнении каждой из поставленных в работе задач.
В первую очередь, проведя анализ теоретической основы исследования вопросов внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма через призму реалистической, либеральной и конструктивистской парадигм теории международных отношений, мы определили, что в современных условиях целями внешней культурной политики являются продвижение национальной культуры за рубежом и повышение уровня взаимопонимания между государствами путем межкультурного диалога. Достижение данных целей способствует развитию международного культурно-гуманитарного сотрудничества, в том числе по вопросам туризма. Далее, сопоставив особенности международного сотрудничества в области туризма с выделенными нами критериями инструмента внешней культурной политики, мы доказали, что оно представляет собой полноценное направление внешнеполитической деятельности в сфере культуры, нацеленное на поощрение культурного обмена, а также содействующее пониманию культуры других государств и собственной национальной культуры.
Подводя итоги теоретической части исследования, мы дали определение феномену национальных подходов к международному сотрудничеству в сфере туризма. Так, под национальным подходом к международному сотрудничеству в области туризма понимается совокупность используемых государством методов осуществления сотрудничества в сфере туризма, его концептуальных и институциональных основ, а также приоритетных направлений в рамках такого сотрудничества. Мы детально проанализировали перечисленные составные элементы, и на основе выявленных между ними взаимосвязей мы разработали концепцию анализа национального подхода к международному туристическому взаимодействию (см. Приложение, схема 1), которая была применена для исследования национальных подходов России и Италии в представленной работе.
Анализ исторического развития внешнеполитической деятельности России и Италии в направлении международного сотрудничества в области туризма показал, что обе страны имеют значительный опыт в данной сфере. Для истории российской внешней политики характерна эволюция международного сотрудничества в области туризма от инструмента идеологической пропаганды до самостоятельного направления внешней культурной политики. Мы пришли к выводу, что использование туризма Советским Союзом в целях продвижения собственной идеологии определило его место во внешней политике страны в настоящее время: сотрудничество в области туризма в первую очередь представляется в качестве направления культурного взаимодействия. Международное сотрудничество в сфере туризма Италии развивалось иначе: несмотря на значительные потоки иностранных туристов в страну, Италия в течение долгого времени не уделяла существенного внимания сотрудничеству в области туризма с другими странами. Изначально внимание итальянской политики к нему было вызвано вопросами экономической выгоды въездного туризма для страны, однако, как показывают полученные нами выводы, на современном этапе Италия использует сотрудничество по вопросам туризма для продвижения национальной культуры.
Сравнительный анализ концептуальных основ международного сотрудничества в сфере туризма России и Италии позволил заключить, что формирование внешнеполитического курса обеих стран в этой области опирается на принципы взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами. При этом мы выявили существенное различие в приоритетах, которые отражены в стратегических документах двух стран. Идеи подхода Италии в основном сфокусированы на вопросе продвижения национальной культуры и имиджа страны, в то время как концептуальные основы подхода России делают акцент на развитии межкультурного обмена и диалога. Сопоставив системы институтов регулирования государственной политики в области туризма двух государств, мы пришли к аналогичному выводу: существование в Италии самостоятельного ведомства по продвижению туристического бренда страны указывает на приоритетность этого направления для ее внешней культурной политики. На наш взгляд, названные различия во многом определили разницу между подходами России и Италии к сотрудничеству по вопросам туризма.
Данная гипотеза была доказана при анализе направлений международного сотрудничества в области туризма России и Италии путем применения разработанной в настоящей работе модели анализа национальных подходов. Поскольку концептуальные основы политики Италии в этой сфере определяют ее фокус на привлечение иностранных туристов в страну, деятельность государственных ведомств преимущественно направлена на проведение рекламных и информационных мероприятий, а также на участие в международных туристических выставках для продвижения Италии как туристической дестинации. Кроме того, проанализировав другие направления сотрудничества Италии с иностранными государствами, мы определили, что все они так или иначе нацелены на стимулирование въездного туризма. Вместе с тем анализ практики России показал, что государство уделяет равное внимание вопросам как въездного, так и выездного туризма при сотрудничестве с другими странами. Это обстоятельство позволяет России всесторонне использовать международное сотрудничество в сфере туризма в качестве инструмента внешней культурной политики путем поощрения знакомства иностранных граждан с русским языком и культурой страны.
На основе проведенного анализа мы выявили сильные и слабые стороны подходов России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма. Ключевыми преимуществами подхода Италии выступают разнообразие мер по привлечению иностранных туристов, позволяющее охватить широкую аудиторию потенциальных туристов, а также эффективное использование многостороннего формата сотрудничества. Сильная сторона российского подхода заключается в практике использования сотрудничества в области туризма в рамках образования для продвижения национальной культуры. Что касается недостатков подходов, слабым местом политики Италии является недостаточное внимание к другим направлениям международного сотрудничества на фоне ориентации на меры по привлечению туристов, в то время как политика России, напротив, остается неэффективной в данном вопросе.
Проблема недостаточного интереса иностранных туристов к России вызывает необходимость поиска путей ее решения. В этих условиях данное исследование предлагает заимствовать ряд эффективных практик, присущих опыту Италии, с учетом специфики России. Так, среди разработанных в ходе исследований рекомендаций находятся следующие меры по развитию международного сотрудничества в сфере туризма как направления внешней культурной политики России: развитие сотрудничества по построению трансграничных маршрутов, разработка проекта по привлечению в страну туристов, история семей которых связана с Россией, расширение комплекса действий по продвижению образа России как привлекательной туристической дестинации с особым вниманием к преодолению стереотипов о стране, использование переговорного пространства международных форумов, совершенствование политики в сфере развития российских туристических дестинаций и поощрения интереса к менее популярным туристическим направлениям российских регионов.
Выполнение перечисленных задач позволило ответить на вопрос, отраженный в цели настоящего исследования: во внешней культурной политике как России, так и Италии международное сотрудничество в сфере туризма занимает место самостоятельного направления, нацеленного прежде всего на формирование имиджа страны как привлекательной туристической дестинации и продвижение национальной культуры. В настоящее время в условиях ограничений, введенных во время пандемии COVID-19, сотрудничество по вопросам туризма столкнулось с новым для себя вызовом – закрытием границ между государствами, что практически полностью ограничило международный туризм. На наш взгляд, это изменение не приведет к кризису международного сотрудничества в области туризма. Напротив, потенциал туристической индустрии для восстановления национальной экономики различных стран приведет к его активизации. В связи с этим обстоятельством во внешнеполитической деятельности стран, обладающих значительным туристическим потенциалом, в том числе России и Италии, международное сотрудничество в сфере туризма продолжит занимать важное место, и при условии разработки эффективной стратегии действий в данной области оно будет успешно выполнять функции инструмента внешней культурной политики.
В первую очередь, проведя анализ теоретической основы исследования вопросов внешней культурной политики и международного сотрудничества в области туризма через призму реалистической, либеральной и конструктивистской парадигм теории международных отношений, мы определили, что в современных условиях целями внешней культурной политики являются продвижение национальной культуры за рубежом и повышение уровня взаимопонимания между государствами путем межкультурного диалога. Достижение данных целей способствует развитию международного культурно-гуманитарного сотрудничества, в том числе по вопросам туризма. Далее, сопоставив особенности международного сотрудничества в области туризма с выделенными нами критериями инструмента внешней культурной политики, мы доказали, что оно представляет собой полноценное направление внешнеполитической деятельности в сфере культуры, нацеленное на поощрение культурного обмена, а также содействующее пониманию культуры других государств и собственной национальной культуры.
Подводя итоги теоретической части исследования, мы дали определение феномену национальных подходов к международному сотрудничеству в сфере туризма. Так, под национальным подходом к международному сотрудничеству в области туризма понимается совокупность используемых государством методов осуществления сотрудничества в сфере туризма, его концептуальных и институциональных основ, а также приоритетных направлений в рамках такого сотрудничества. Мы детально проанализировали перечисленные составные элементы, и на основе выявленных между ними взаимосвязей мы разработали концепцию анализа национального подхода к международному туристическому взаимодействию (см. Приложение, схема 1), которая была применена для исследования национальных подходов России и Италии в представленной работе.
Анализ исторического развития внешнеполитической деятельности России и Италии в направлении международного сотрудничества в области туризма показал, что обе страны имеют значительный опыт в данной сфере. Для истории российской внешней политики характерна эволюция международного сотрудничества в области туризма от инструмента идеологической пропаганды до самостоятельного направления внешней культурной политики. Мы пришли к выводу, что использование туризма Советским Союзом в целях продвижения собственной идеологии определило его место во внешней политике страны в настоящее время: сотрудничество в области туризма в первую очередь представляется в качестве направления культурного взаимодействия. Международное сотрудничество в сфере туризма Италии развивалось иначе: несмотря на значительные потоки иностранных туристов в страну, Италия в течение долгого времени не уделяла существенного внимания сотрудничеству в области туризма с другими странами. Изначально внимание итальянской политики к нему было вызвано вопросами экономической выгоды въездного туризма для страны, однако, как показывают полученные нами выводы, на современном этапе Италия использует сотрудничество по вопросам туризма для продвижения национальной культуры.
Сравнительный анализ концептуальных основ международного сотрудничества в сфере туризма России и Италии позволил заключить, что формирование внешнеполитического курса обеих стран в этой области опирается на принципы взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами. При этом мы выявили существенное различие в приоритетах, которые отражены в стратегических документах двух стран. Идеи подхода Италии в основном сфокусированы на вопросе продвижения национальной культуры и имиджа страны, в то время как концептуальные основы подхода России делают акцент на развитии межкультурного обмена и диалога. Сопоставив системы институтов регулирования государственной политики в области туризма двух государств, мы пришли к аналогичному выводу: существование в Италии самостоятельного ведомства по продвижению туристического бренда страны указывает на приоритетность этого направления для ее внешней культурной политики. На наш взгляд, названные различия во многом определили разницу между подходами России и Италии к сотрудничеству по вопросам туризма.
Данная гипотеза была доказана при анализе направлений международного сотрудничества в области туризма России и Италии путем применения разработанной в настоящей работе модели анализа национальных подходов. Поскольку концептуальные основы политики Италии в этой сфере определяют ее фокус на привлечение иностранных туристов в страну, деятельность государственных ведомств преимущественно направлена на проведение рекламных и информационных мероприятий, а также на участие в международных туристических выставках для продвижения Италии как туристической дестинации. Кроме того, проанализировав другие направления сотрудничества Италии с иностранными государствами, мы определили, что все они так или иначе нацелены на стимулирование въездного туризма. Вместе с тем анализ практики России показал, что государство уделяет равное внимание вопросам как въездного, так и выездного туризма при сотрудничестве с другими странами. Это обстоятельство позволяет России всесторонне использовать международное сотрудничество в сфере туризма в качестве инструмента внешней культурной политики путем поощрения знакомства иностранных граждан с русским языком и культурой страны.
На основе проведенного анализа мы выявили сильные и слабые стороны подходов России и Италии к международному сотрудничеству в области туризма. Ключевыми преимуществами подхода Италии выступают разнообразие мер по привлечению иностранных туристов, позволяющее охватить широкую аудиторию потенциальных туристов, а также эффективное использование многостороннего формата сотрудничества. Сильная сторона российского подхода заключается в практике использования сотрудничества в области туризма в рамках образования для продвижения национальной культуры. Что касается недостатков подходов, слабым местом политики Италии является недостаточное внимание к другим направлениям международного сотрудничества на фоне ориентации на меры по привлечению туристов, в то время как политика России, напротив, остается неэффективной в данном вопросе.
Проблема недостаточного интереса иностранных туристов к России вызывает необходимость поиска путей ее решения. В этих условиях данное исследование предлагает заимствовать ряд эффективных практик, присущих опыту Италии, с учетом специфики России. Так, среди разработанных в ходе исследований рекомендаций находятся следующие меры по развитию международного сотрудничества в сфере туризма как направления внешней культурной политики России: развитие сотрудничества по построению трансграничных маршрутов, разработка проекта по привлечению в страну туристов, история семей которых связана с Россией, расширение комплекса действий по продвижению образа России как привлекательной туристической дестинации с особым вниманием к преодолению стереотипов о стране, использование переговорного пространства международных форумов, совершенствование политики в сфере развития российских туристических дестинаций и поощрения интереса к менее популярным туристическим направлениям российских регионов.
Выполнение перечисленных задач позволило ответить на вопрос, отраженный в цели настоящего исследования: во внешней культурной политике как России, так и Италии международное сотрудничество в сфере туризма занимает место самостоятельного направления, нацеленного прежде всего на формирование имиджа страны как привлекательной туристической дестинации и продвижение национальной культуры. В настоящее время в условиях ограничений, введенных во время пандемии COVID-19, сотрудничество по вопросам туризма столкнулось с новым для себя вызовом – закрытием границ между государствами, что практически полностью ограничило международный туризм. На наш взгляд, это изменение не приведет к кризису международного сотрудничества в области туризма. Напротив, потенциал туристической индустрии для восстановления национальной экономики различных стран приведет к его активизации. В связи с этим обстоятельством во внешнеполитической деятельности стран, обладающих значительным туристическим потенциалом, в том числе России и Италии, международное сотрудничество в сфере туризма продолжит занимать важное место, и при условии разработки эффективной стратегии действий в данной области оно будет успешно выполнять функции инструмента внешней культурной политики.
Подобные работы
- Международное сотрудничество в области туризма в системе внешней культурной политики государства на примере России и Италии
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Развитие экономических и гуманитарных связей России и Австрии в XXI веке
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Актуальные направления и формы Российско-итальянских культурных связей в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Двусторонние отношения Российской Федерации и Итальянской
Республики с 2000 по 2016 годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ООН (на примере ЮНЕСКО)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИКА СТРАН ЕС В ОБЛАСТИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ (1992-2011 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Организация интернациональной деятельности в СССР в 1965-1985 гг. (на примере г. Тольятти Куйбышевской области)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития международного туризма в России (на основе опыта Италии и Испании)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



