АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Ценностно-смысловая сфера личности и ее роль в профессиональном самоопределении: обзор литературы 9
1.1 Ценностно-смысловая сфера личности современных студентов 9
1.2 Ценностно-смысловая сфера личности и профессиональный выбор 22
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 26
2.1 Описание выборки 26
2.2 Процедура исследования 33
2.3 Описание методик 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их анализ 37
3.1 Исследование ценностей структуры массового сознания у студентов гуманитарного и естественно-научного направлений обучения 37
3.2 Исследование ценностно-смысловых ориентаций по методике М. Рокича 40
3.2.1 Данные по шкалам 41
3.2.2 Результаты корреляционного анализа инструментальных и терминальных ценностей 50
3.3 Исследование смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки 56
3.3.1 Результаты по субшкалам 56
3.3.2 Результаты корреляционного анализа методики СЖО 59
3.4 Результаты исследования индивидуально-типологических особенностей личности студентов гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки 62
3.4.1 Данные по шкалам 62
3.4.2 Результаты корреляционного анализа индивидуально-типологических особенностей личности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Актуальность темы обусловлена большим количеством студентов, выбирающих в качестве места своего обучения факультеты гуманитарной и естественно-научной направленностей. Обращение к их ценностно-смысловой сфере продиктовано важностью определения направлений поиска личностных резервов для более успешного профессионального самоопределения и развития современных студентов. Также исследование ценностно-смысловой сферы студентов может способствовать пониманию, что побуждает их выбирать данные направления для обучения, прогнозированию их профессиональных интересов, а также эффективности или неэффективности некоторых программ социального развития, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций.
Изучение вопроса о ценностях молодежи1 в настоящий момент имеет значение не только для лучшего понимания социальный процессов в целом, но и для применения полученных результатов в сфере образования (от формирования программ профориентации до построения маркетинговых стратегий для образовательных учреждений). А знание и понимание ценностно-смысловых ориентаций молодежи как особой социальной группы, представляющей собой основу будущего потенциала страны, имеет крайне высокую значимость как в глобальном - национальном масштабе, так и на более локальных уровнях - для решения отдельных задач в высших учебных заведениях.
Выдвинуты гипотезы.
1. Между личностными характеристиками, мировоззрением и сферой обучения присутствует взаимосвязь, которую можно проследить на примере сравнения ценностно-смысловой сферы личности студентов гуманитарного и естественно-научного направлений. Возможно существование взаимосвязи между духовно-нравственными и ценностно-смысловыми ориентациями у студентов разных направлений подготовки.
2. Ценностные ориентации студентов в первую очередь направлены на материальные, гедонистические и семейные ценности, а статус духовных, этических и эстетических ценностей не так высок.
3. При этом также в приоритете у студентов находятся ценности, направленные на собственную жизнь (личностный рост и самосовершенствование, безопасность и здоровье), в то время как общественные ценности (свобода, строительство более гуманного и терпимого общества, совершенствование общественного строя и активная гражданская позиция, счастье других) оказываются менее значимыми.
4. Студенты естественно-научных направлений обучения более ясно представляют собственное профессиональное будущее по сравнению со студентами гуманитарных направлений обучения.
5. Между выбором направления для обучения, а также дальнейшей профессиональной реализацией и ценностно-смысловой сферой личности существует корреляция (ценностно смысловая сфера человека влияет на его выбор направления обучения; направление для обучения оказывает влияние на ценностно-смысловую сферу личности (его взгляды, идеалы, мировоззрение); воспитание оказывает влияние как на ценностно-смысловую сферу личности, так и на ее выбор учебного направления).
Поставлена цель - исследовать ценностно-смысловую сферу личности студентов гуманитарного и естественно-научного направлений, выявляя связь между личностными характеристиками, мировоззренческими ориентациями и выбором направления обучения.
Задачи исследования:
1) по данным психодиагностического исследования определить особенности структуры и содержания ценностно-смысловой сферы личности студентов гуманитарного и естественно-научного направлений;
2) найти взаимосвязи между личностными особенностями студентов и их направлением обучения;
3) найти взаимосвязи между личностными особенностями студентов и их мировоззренческой позицией;
4) выявить общие (характерные для обеих исследуемых групп) и частные (относящиеся к отдельным аспектам ценностно-смысловой сферы личности представителей каждой исследуемой группы) закономерности.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности студентов гуманитарного и естественно-научного направлений.
Предмет исследования: связь ценностно-смысловых ориентаций студентов гуманитарного и естественно-научного направлений и их профессиональной направленности.
Методы исследования.
1. Тестирование. Для реализации поставленных задач выбраны следующие психодиагностические методики: «Ценностные ориентации М. Рокича», модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания, «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолик) и индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
2. Методы математического анализа.
Структура работы. Работа выполнена на 90 страницах, включает введение, 3 главы, выводы, заключение, список литературы, включающий 50 источников, и 4 приложения. Иллюстрирована 10 рисунками и 17 таблицами.
Учитывая актуальность изучения ценностно-смысловой сферы личности студентов гуманитарного и естественно-научного направлений подготовки как особой социальной группы, которая представляет собой часть будущего потенциал страны, нами с целью исследования особенностей ценностно-смысловой сферы личности изучаемых групп студентов было проведено исследование, направленное на определение содержательной стороны направленности личности, составляющей основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям и к себе самой, изучение ценностей структуры массового сознания и основных свойств личности студентов, а также оценку «источника» смысла жизни студентов. Для этого были использованы следующие психодиагностические методики: Ценностные ориентации М. Рокича, модификация методики Р. Инглхарта, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика) и индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
Результаты проанализированы качественно и количественно с использованием таких методов математической статистики как описательные статистики, ANOVA, хи-квадрат Пирсона и критерий Манна - Уитни.
Полученные результаты (на основе выборки из 80 человек) показывают как общее, так и частное для каждой исследуемой группы. Гипотеза о связи личностных характеристик и сферы обучения подтвердилась частично.
Только небольшая часть студентов начинает строить профессиональную карьеру во время обучения, а большинство студентов обоих исследуемых нами направлений обучения относят себя к неопределившимся и затрудняющимся ответить на вопрос о будущей профессиональной реализации, что может в дальнейшем негативно сказать на их трудоустройстве.
Подавляющее большинство студентов обоих направлений обучения принадлежит к промежуточному ценностному типу, примерно в равной степени испытуемые ориентированы на ценности социализации, адаптации и индивидуализации; в качестве наиболее важных студенты обоих направлений обучения выбрали такие инструментальные ценности как образованность, ответственность и рационализм; и такие терминальные ценности как здоровье, любовь, активная деятельная жизнь, интересная работа. При этом студенты естественных направлений обучения в качестве значимой отметили ценность честности, а гуманитарных - предпочли ей воспитанность.
Было обнаружено, что студенты обоих направлений обучения не связывают такие ценности как познание, развитие и продуктивная жизнь с материально обеспеченной жизнью, а обучающиеся на гуманитарных факультетах еще и разграничивают познание и интересную работу, но при этом для них существует связь между образованием и удовольствием, а студенты естественно-научных направлений подготовки видят связь между познанием и продуктивной жизнью, что может говорить о том, что для первых получение новых знаний стоит в одном ряду с интересным времяпрепровождением, в то время как для вторых оно является, в первую очередь, инструментом для повышение продуктивности жизни и лучшей реализации.
Как мы и предполагали в гипотезе исследования, в приоритете у студентов обоих направлений находятся ценности, направленные на собственную жизнь, общественные, в свою очередь, представляются как менее значимые.
Гипотеза исследования о значимости гедонистических ценностей не подтвердилась: ценность удовольствий была отмечена студентами обоих направлений обучения в качестве одной из наименее значимых.
Обнаруженные нами данные о слабом представлении студентами собственного профессионального будущего, а также отсутствие, по мнению большинства респондентов, связи между познанием, развитием, образованием, материально обеспеченной жизнью и интересной работой (особенно явно эта тенденция находит отражение в ответах группы испытуемых, обучающихся на гуманитарных факультетах), могут найти применение в сфере образования (формирование более эффективных программ профориентации и построение маркетинговых стратегий).
Таким образом, полученные результаты могут способствовать выявлению «слабых» мест в современной системе профориентации, а также позволяют делать выводы касательно сходств и различий в системе ценностных ориентаций студентов гуманитарного и естественно-научного направлений обучения, что может способствовать их более эффективному профессиональному самоопределению, что особенно актуально сейчас по причине нестабильности рынка труда.
1. Ахметова Н.А., Леоненко Н.О. Ценности и смысложизненные ориентации в структуре жизнестойкости российских и киргизских студентов, 2014. [Электронный источник]. URL: http://cyberleninka.ru/articleZn/tsennosti-i-smyslozhiznennye-orientatsii-v- strukture-zhiznestoykosti-rossiyskih-i-kirgizskih-studentov
2. Болучевская В.В. Ценностные ориентации и социально-психологические установки будущих специалистов помогающих профессий в процессе их профессионального самоопределения. ZZ Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. [Электронный источник]. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 10.12.2017).
3. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ. Выпуск 6, 2011.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Смысл, 2006. 200 с.
5. Велесюк А. Кто не сможет найти работу в 2016 году, 2016. [Электронный источник]. URL: https:ZZwww.e-xecutive.ru/careerZhr-managementZ 1984616-kto-ne-smozhet-naiti-rabotu-v-2016-godu
6. Верховный Совет Российской Федерации Об основных направлениях государственной молодежной политики в российской федерации, постановление от 3 июня 1993 г. N 5090-1. [Электронный источник]. URL: http:ZZwww.consultant.ru/consZcgiZonline.cgi?req=doc;base=LAW;n=2138#0 6775372299742008
7. Голышева З.В. Динамика смысложизненных ориентаций. Психологические проблемы смысла жизни - Материалы XIV симпозиума. - Москва, 2009.
8. Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 17-19.
9. Дмитриева Н.М. Концепты «Мужество», «Честь» и «Честность» в словарях и «живом» восприятии студенческой молодежи // Вестник РУДН, серия русский и иностранный языки и методика их преподавания. - 2012. - № 4. [Электронный источник]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kontsepty-muzhestvo-chest-i-chestnost-v- slovaryah-i-zhivom-vospriyatii-studencheskoy-molodezhi
10. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А.Журавлева М.: Издво «Институт психологии РАН»- 2006.- с. 326
11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Издательство Политиздат, 1989 - 221 c.
12. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1993. - 303с.
13. Зотеева Н.В. Теоретические основы ценностно-смысловой направленности личности студента // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012.
14. Зоткин Н.В. Психологическая концепция смысла, 1998. [Электронный источник]. URL: http://www.vestnik-samgu.samsu.ru/gum/1998web1/psyh/199810801.html
15. Зубок Ю. А. Проблемы риска в социологии молодежи. М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2003. - 268 с.
...