Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Симулякры в СМИ как средство воздействия на общественное сознание

Работа №125899

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований симулякров в научной литературе 8
§ 1. Симулякры как междисциплинарный предмет исследований 8
1.1 Понятие симулякра в различных областях гуманитарного знания 8
1.2 Фальшивая новость как симулякр 14
§ 2. Современные особенности общественного сознания 19
2.1 Манипуляция общественным сознанием 19
2.2 СМИ как вербальное средство манипуляции общественным сознанием 26
Глава 2. Эмпирическое исследование воздействия симулякров в отечественных СМИ на общественное сознание 30
§ 3. Организация процедуры исследования 30
§ 4. Анализ воздействия симулякров в отечественных СМИ на общественное сознание 35
Заключение 47
Литература 51
Источники 54
Приложения 56

Наше время называют эрой постправды. Реальные факты для современного человека становятся всё менее значительными. Самым важным, первостепенным для нас становятся эмоции, чувства, собственные убеждения.
Такая среда плодотворна для появления симулякров. Наша эпоха охвачена не только постправдой, но и постмодерном. Симулякр — термин постмодернистской философии. Это копия без оригинала, символ того, чего не существует. Бог умер, а иконы остались.
Примерами симулякров могут служить карты мест, которых не существует, или рассказы о событиях, которые не произошли. Это похоже на искусство, но только с одним важным отличием: мы думаем, что события происходили, а места существуют. Мы представляем себе мир не таким, каков он есть на самом деле, но не знаем этого, загороженные симулякрами. Символами, которые символизируют ничто.
Ещё одним примером для понимания содержания симулякра является культовый фильм сестёр Вачовски «Матрица». Его называют экранизацией главного на сегодняшний день труда о симулякрах — трактата «Симулякр и симуляция» Ж. Бодрийяра. Эта книга даже лежит в одной из сцен, когда Нео приходит к Пифии. Вся жизнь Нео оказывается симуляцией, а всё, что имело смысл — симулякрами. Они скрывают не смысл, а то, что никакого смысла за ними на самом деле не скрывается. Реальность Нео оказывается нереальной, это — гиперреальность, то, что мы себе представляем о мире, хотя оно не имеет к нему никакого отношения.
Вероятно, в такой же гиперреальности живём и мы. Если мы не подвергаем критическому анализу потребляемую информацию, мы не можем быть уверены в том, что наше представление о реальности соответствует объективной картине мира. И нам нужно делать выбор — какую таблетку принять от Морфеуса, красную или синюю?
Понятие симулякра тесно связано с журналистикой. Часто то, что преподносят нам СМИ, оказывается искажённой до неузнаваемости копией реального, а иногда копией того, чего нет, — симулякром. Так можно сказать о фальшивых новостях или фейках. Они показывают нам деформированные копии мира, а наше мировосприятие тоже деформируется. Фейки манипулируют нашим сознанием и, что ещё хуже общественным сознанием. Это похоже на эпидемию.
Фейки эффективно применяются в информационных войнах. Стратегии последних фактически строятся на симулякрах и симуляции. И в этих войнах, как и в любых других, есть невинные жертвы, «гражданские», которые пострадали от пропаганды и утратили адекватное восприятие реальности.
Единственный способ защитить себя от этой угрозы — понять, как действует манипуляция сознанием, чтобы видеть, когда её пытаются применить, и не обманываться, а воспринимать мир и всё происходящее в нём таким, каким оно в действительности является.
Актуальность выбранной темы обусловлена современной журналистской практикой. С распространением фейковых новостей для работников средств массовой информации появляется опасность не только стать жертвой манипуляции, но и самим неосознанно начать манипулировать, тиражируя ложную информацию, даже не подозревая об этом. Журналисту необходимо знать о технологиях манипуляции массовым сознанием, чтобы не быть ей подвергнутым и не подвергать ей свою аудиторию, поскольку это противоречит журналистской этике.
Объектом исследования являются симулякры в отечественных СМИ.
Предметом данной работы выступают симулякры в СМИ как средство воздействия на общественное сознание.
Новизна объекта настоящего исследования состоит в том, что прежде в научных работах фальшивые новости не рассматривались в качестве примеров симулякров. Более того, на сегодняшний день фейки настолько мало изучены, что не существует исчерпывающего общепринятого определения этого термина.
Вышеизложенное позволяет сформулировать цель исследования: обосновать воздействие симулякров в СМИ на общественное сознание.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
1. Изучить содержание понятия симулякра в различных областях гуманитарной науки.
2. Выявить связь между фальшивой новостью и симулякром.
3. Исследовать технологии манипуляции общественным сознанием.
4. Раскрыть манипулятивные возможности языка.
5. Проанализировать воздействие симулякров в отечественных СМИ на общественное сознание.
В соответствии с междисциплинарным характером исследования, его теоретическую базу составили научные работы философов, филологов, социологов, политологов, психологов. Важную часть занимают труды, изучающие основное понятие данной работы — симулякр: тексты Платона, Ж. Батая, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Н. Б. Маньковской, О. А. Печенкиной. Наиболее заметный вклад для понимания современного значения данного термина внёс Ж. Бодрийяр, посвятивший исследованию его содержания трактат «Симулякры и симуляция». Он также рассматривал феномен симулякров в средствах массовой информации в своих эссе «Войны в Заливе не будет», «Действительно ли идёт война в Заливе?» и «Войны в Заливе не было».
Для темы данной работы представляют интерес исследования в области политологии и социологии, посвящённые информационным войнам и особенностям общественного сознания (труды И. Н. Блохина, Д. Брайанта, С. Томпсона, И. С. Власенко, М. В. Кирьянова, Н. Л. Волковского, А. А. Даниловой, Е. Л. Доценко, С. Г. Кара-Мурзы, В. Н. Лопатина, Е. Д. Павловой, И. Н. Панарина, Г. Г. Почепцова и др.). Так же значимы исследования в области журналистики (работы В. А. Сидорова, О. В. Лагутиной, Е. А. Сазонова, В. Н. Фоминых, М. Н. Кима).
Несмотря на то, что многие аспекты, затронутые темой настоящего исследования, достаточно подробно и всесторонне изучены, прежде они не рассматривались в комплексе, и трудов, аналогичных данной работе, на сегодняшний день нет.
Для написания данного исследования использовались следующие методы:
теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
анализ и синтез;
описательный метод;
текстуальный анализ.
Эмпирическая база включает в себя отечественные интернет-медиа и телеканалы: «Комсомольская правда», «Звезда», «Life», «Новая газета», «RT», «РЕН ТВ», «Лента.ру», «Интерфакс», РИА «Новости», «Фонтанка», «Россия-1».
Исследование охватывает хронологические рамки с февраля 2017 года по ноябрь 2017 года. Представляет интерес соотношение и изменения симулякров в средствах массовой информации в течение одного календарного года.
По теме выпускной квалификационной работы в издании «Проблемы современного педагогического образования», серия «Педагогика и психология» была опубликована статья «Социально-психологический анализ симулякров в СМИ», в которой в значительной степени отражены теоретические основания и результаты работы.
Структура работы соответствует теме исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было посвящено изучению воздействия симулякров в средствах массовой информации на общественное сознание. Влияние масс медиа на общество представляется одним из наиболее проблемных процессов в современном информационном обществе.
В ходе настоящего исследования решались следующие задачи:
1. Изучить содержание понятия симулякра в различных областях гуманитарной науки.
2. Выявить связь между фальшивой новостью и симулякром.
3. Исследовать технологии манипуляции общественным сознанием.
4. Раскрыть манипулятивные возможности языка.
5. Проанализировать воздействие симулякров в отечественных СМИ на общественное сознание.
В качестве гипотезы выдвигалось предположение о том, что воздействие на общественное сознание посредством симулякров в средствах массовой информации детерминировано такими характеристиками как использование классических технологий манипуляции и манипулятивных средств языка, которые тесно связаны и переплетаются между собой.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил решить большинство задач, в результате чего были сформулированы следующие выводы:
1. Содержание понятия «симулякр» менялось с ходом истории. В современную нам эпоху постмодерна под симулякром понимается семиотический знак, выдаваемый за копию объекта, не существующего в объективной реальности. Этот термин используются в различных областях гуманитарного знания, но наиболее актуальным представляется его изучение в контексте политических наук.
2. Феномен фальшивых новостей на данный момент недостаточно изучен. Прослеживается их связь с симулякрами, поскольку фейк, аналогично симулякру, является мнимой копией того, чего в действительности не существует. Следует заметить, что фейк можно назвать симулякром тогда, когда он способен искажать представление об объективной реальности и порождать тем самым гиперреальность. Иными словами, ложная информация тогда становится фейком-симулякром, когда она скрывает свою ложность. Сатирические новости, а также «жёлтые» новости, созданные с целью извлечения прибыли и выполняющие рекреационную функцию, не являются симулякрами, поскольку не соответствуют этому критерию и, по сути, не скрывают своей ложности.
3. В данной работе в соответствии с её направленностью общественное или массовое сознание мы будем понимать как термин социальной философии, подразумевающий деперсонализированное, стереотипное сознание граждан прогрессивного промышленного общества, которое развивается вследствие массированного воздействия СМИ и стандартов поп-культуры. Массовое сознание подвержено манипуляции, осуществляемой в частности посредством СМИ с помощью манипулятивных технологий. Основной из них является намеренное преобразование информации, осуществляемое способами искажения, утаивания, подачи, момента подачи и подпорговой подачи.
4. Средства массовой информации способны воздействовать на массовое сознание как традиционными манипулятивными технологиями, так и вербальными способами. Лексические способы манипуляций частично пересекаются с манипулятивными технологиями, но не могут использовать всю их совокупность, а также имеют не связанные с ними аспекты.
Проведённое эмпирическое исследование показало, что фальшивые новости не всегда подпадают под определение симулякра, так же как то, что может называться симулякром, необязательно будет считаться фальшивой новостью в её привычном понимании.
Фальшивые новости и симулякры могут воздействовать на общественное сознание посредством манипулятивных технологий, а также лексических способов влияния.
По проанализированным примерам можно отметить, что наиболее частым способом манипуляции через симулякры является сенсационность и срочность.
Это может быть объяснено современными тенденциями работы журналиста. Спешка и необходимость как можно раньше опубликовать сенсационную новость предстают главными причинами тиражирования непроверенной информации.
Также для симулякров в СМИ характерно использование повторения, изъятия из контекста, смешения информации и мнения, прикрытия авторитетом, активизации стереотипов, эмоций.
Наиболее часто используемыми среди лексических способов влияния оказались синонимы, эвфемизмы и дисфемизмы, мифы, введение эксперта.
Кроме того, важно отметить, что иногда лексические средства влияния и манипулятивные технологии пересекаются, как, например, лексическое средство введения эксперта и манипулятивная технология прикрытия авторитетом. В то же время многие аспекты обоих феноменов не имеют аналогичных или сходных один в другом.
Таким образом, высказанная гипотеза подтвердилась: воздействие на общественное сознание посредством симулякров в средствах массовой информации действительно обусловлено такими характеристиками как использование классических технологий манипуляции и манипулятивных средств языка, иными словами, лексическими средствами влияния. Также манипулятивные технологии и лексические средства влияния фактически тесно связаны и иногда могут пересекаться.


1. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.
2. Безруков А. Н. Симулякр как новая модель художественного текста // European Social Science Journal. 2014.
3. Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений. Политическое функционирование и профессиональное участие. СПб., 2008.
4. Бодрийяр Ж. Войны в Заливе не было. М., 2016.
5. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. М., 2016.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
7. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013.
8. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.
9. Власенко И. С., Кирьянов М. В. Информационная война: искажение реальности. М., 2011.
10. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003.
11. Делез Ж. Логика смысла. М., Екатеринбург, 1998.
12. Делёз Ж. Платон и симулякр. 1969.
13. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб, 1998.
14. Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996.
15. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ