Заявление 2
Заявление о самостоятельном характере написания курсовой работы 2
Введение 4
Глава 1. Акционерный краудфандинг как способ финансирования компаний 7
1.1 Понятие краудфандинга и его виды 7
1.2 Преимущества акционерного краудфандинга для эмитентов и инвесторов 8
1.2.1 Инвесторы 9
1.2.2 Эмитенты 12
1.3 Факторы инвестиционной привлекательности компаний на краудфандинговых
платформах: гипотезы исследования 15
1.4 Рынок акционерного краудфандинга в России 21
1.5 Рынок акционерного краудфандинга в Великобритании 24
Глава 2. Эмпирическое исследование 28
2.1 Формирование выборки 28
2.2 Методология 28
2.3 Описательная статистика переменных 36
2.4 Результаты регрессионного анализа и ограничения исследования 40
2.5 Практические рекомендации по результатам исследования 46
Заключение 49
Список использованных источников 51
Краудфандинг как способ привлечения капитала - сравнительно молодое явление на рынке альтернативных финансов. Традиционно молодые или только зарождающиеся компании опирались на внутренние источники финансирования, однако в последние годы все больше бизнесов прибегают к привлечению капитала через акционерный краудфандинг, либо же становятся резидентами бизнес-акселераторов.
Тема классических способов привлечения капитала является довольно хорошо изученной, существует большое количество научных работ, написанных по ней. С другой стороны, альтернативным способам финансирования бизнеса уделяется меньше внимания, хотя в последние годы количество работ, связанных с ними, растет.
Компании-эмитенты, которые не являются публичными, смогут извлечь пользу из изучения такого явления, как акционерный краудфандинг, так как такой способ финансирования компаний на ранних стадиях их развития позволит привлечь необходимые для дальнейшего роста средства с издержками более низкими, чем более традиционные способы финансирования, такие как получение заемных средств от банков, а также повысить узнаваемость бизнеса на рынке, и, в случае с международными инвестициями, упростит интернационализацию. Более того, использование акционерного краудфандинга позволит привлечь большее количество инвесторов. При этом, не существует стандартизированных гайдлайнов относительно того, какая информация и в какой форме может быть представлена на краудфандинговой платформе, и эмитенты могут прибегать к интуиции при оформлении страницы кампании. Таким образом, у компаний существует проблема: какую информацию и в какой форме нужно предоставить на странице на краудфандинговой платформе для того, чтобы привлечь необходимый объем финансирования (цель, заявленная в кампании и больше).
Еще одной стороной, которой будет полезно изучение темы акционерного краудфандинга, являются инвесторы. Как профессиональные, так и непрофессиональные инвесторы, при участии в краудфандинге, получают уникальную возможность стать собственниками компаний на ранних стадиях их развития, при этом компании могут иметь инновационные бизнес-идеи и потенциал к стремительному росту и развитию и превращению в «единорогов». Несмотря на то, что подобные инвестиции более рискованны, нежели вложение капитала в публичные компании, отдача инвестиций также потенциально высока, при этом, акционерный краудфандинг позволяет инвесторам значительно диверсифицировать портфель.
Работы, связанные с акционерным краудфандингом, нередко фокусируются непосредственно на финансовых показателями бизнесов, а также на системе корпоративного управления, выстроенной в компании, но меньше затрагивают характеристики и объем материалов, которые предлагаются для первого знакомства с бизнесом на краудфандинговой платформе, тогда как именно эта информация часто является решающей, так как для дальнейшего изучения предложения, потенциальный инвестор должен заинтересоваться бизнесом на основе информации, которую видит первой.
Целью данной работы является исследование взаимосвязи между раскрытием информации об эмитенте и краудфандинговой кампании и инвестиционной привлекательностью краудфандинговой кампании на платформе. Исследование сконцентрировано на характеристиках бизнеса и информации, которые доступны при первом знакомстве с компанией на краудфандинговой платформе, и на основании которых инвестор принимает решение о том, заинтересован ли он в дальнейшем изучении конкретного предложения.
Для достижения этой цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Изучить академическую литературу на тему детерминант успеха краудфандинговых кампаний, связанных с раскрытием информации на платформе;
2. Выбрать показатели, по которым будет проводиться анализ для дальнейшего сбора данных, выдвижение гипотез;
3. Собрать данные и провести их первичную обработку;
4. Протестировать выдвинутые на этапе изучения литературы и выбора показателей гипотезы через проведение регрессионного анализа;
5. Интерпретировать полученные в рамках регрессионного анализа результаты и предложить рекомендации по повышению привлекательности краудфандинговой кампании компаниям-эмитентам.
Актуальность темы заключается в том, что, как упоминалось выше, акционерный краудфандинг является сравнительно новым явлением на рынке финансов, при этом, данный способ привлечения капитала предполагает самые низкие издержки, в сравнении с традиционными способами, что важно для компаний на ранних стадиях развития. Таким образом, эмитенты смогут проводить более успешные краудфандинговые раунды, если смогут лучше понимать, какие характеристики страницы кампании на платформе способствуют проявлению интереса к ней со стороны инвестора на этапе первого знакомства.
Для теоретической части исследования были использованы англоязычные и русскоязычные источники информации - научные статьи по акционерному краудфандингу, отчеты по исследованиям рынка краудфандинга, проведенные краудфандинговыми платформами и компаниями, оперирующими базами данных, а также государственными структурами. В качестве источника данных для формирования выборки использовались британская краудфандинговая платформа Crowdcube, профили компаний в социальной сети Instagram и сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House). Описательная статистика и регрессионный анализ были проведены с использованием языка программирования R в программе R Studio.
Результатом проведенного эмпирического исследования стало выявление характеристик краудфандинговых кампаний, связанных с раскрытием информации на платформе и активностью как на платформе, так и в социальных сетях, влияющих на решение инвестора о продолжении изучения предложения после первичного знакомства с ним на платформе, и в результате, на успех краудфандингового раунда.
Исследование имеет следующую структуру: первая глава содержит понятие краудфандинга в целом и акционерного краудфандинга в частности, описание инвесторов и эмитентов и их мотивов при выборе акционерного краудфандинга как способа привлечения капитала, описаны рынки краудфандинга в Великобритании и России. В первой главе также проанализированы факторы инвестиционной привлекательности краудфандинговых кампаний, связанные с раскрытием информации на платформе, а также выдвинуты гипотезы для проведения регрессионного анализа. Во второй главе представлены непосредственно эмпирическое исследование и регрессионный анализ влияния выделенных ранее факторов инвестиционной привлекательности бизнеса на результативность краудфандингового раунда, а также обсуждение результатов и практические рекомендации компаниям-эмитентам.
Молодые компании, не готовые к издержкам, сопутствующим привлечению заемного капитала или публичному размещению акций, могут обращаться к такому инновационному способу привлечения финансирования, как акционерный краудфандинг. Таким образом, они получают доступ к сравнительно недорогому источнику капитала, а также к широкому кругу инвесторов, недоступным в иных случаях. Инвесторы, совершающие инвестиций на краудфандинговых платформах, в свою очередь получают доступ к непубличным компаниям, которые несут не только более высокий риск, но и высокую доходность, и труднодоступны иными путями. По причине большей гибкости регулятивной среды, а также низкого входного барьера, отдача на инвестиции, совершенные в рамках краудфандинговых раундов, является крайне непредсказуемой, особенно для лиц, не являющихся профессиональными инвесторами и не имеющим достаточного уровня экспертности для полноценного скрининга компаний.
В рамках данного исследования было выявлено, что в контексте краудфандинговой платформы Crowdcube, компании-эмитенты привлекают заявленную сумму или превышают ее в 93% случаев. Так, можно говорить об эффективности данного способа привлечения капитала, так как большая часть раундов завершаются успехом. Также, повышение популярности акционерного краудфандинга во всем мире, и тот факт, что все больше компаний на более поздних стадиях развития прибегают к нему для финансирования своего роста и развития говорит о повышении его привлекательности, а также о более высокой осведомленности об инновационных способах финансирования как со стороны инвесторов, так и со стороны эмитентов.
Данное исследование несет под собой проблематику отсутствия конкретных гайдлайнов о том, какая информация и в каком виде должна раскрываться на краудфандинговых платформах. По причине того, что некоторые краудфандинговые платформы предлагают ознакомление лишь со страницей раунда и требуют дополнительных действий для получения доступа к питч-дек, бизнесам важно раскрывать достаточное количество данных для того, чтобы после первого ознакомления со страницей на платформе, инвестор проявил интерес к дальнейшему изучению предложения компании. С другой стороны, инвесторам необходимо понимать, какие сигналы бизнеса можно расценивать как предпосылки его успешности в привлечении средств в рамках краудфандингового раунда, так как существуют платформы, действующие по принципу «все или ничего», что предполагает возврат средств инвесторам в случае недостижения цели, а значит, инвесторы несут альтернативные издержки инвестирования.
В данной работе были изучены факторы, связанные с раскрытием информации на платформе, имеющие взаимосвязь с инвестиционной привлекательностью кампании. Было выявлено, что бизнесы, проводившие раунды краудфандинга ранее вызывают большее доверие у потенциальных инвесторов, в то время как наличие инвестиций от профессионалов не имеет статистической значимой взаимосвязи с успешностью раунда. Также, в рамках исследования было выявлено, что в случае, если предприниматели уже имеют опыт работы в схожей сфере или на схожих позициях, инвесторы воспринимают опыт работы как положительный сигнал о качестве предложения. Инвесторы положительно реагируют и на наличие внешней экспертизы - приглашенных бизнес-консультантов. Более того, индивидуальные предприниматели привлекают меньший объем финансирования, нежели команды, что связано с более высоким качеством человеческих ресурсов в случае, если над бизнесом работают несколько человек, а также в силу снижения проблемы информационной асимметрии.
Стоит также отметить, что исследование показало большую привлекательность коротких, структурированных описаний бизнеса и среды, в которой он работает, но более полных и объемных данных, связанных с целями привлечения капитала. При этом, фотоматериалы, сопровождаемые текстовым описанием, являются предпочтительными в большем объеме, так как комбинация визуальной и текстовой информации может помочь потенциальному инвестору лучше понять бизнес и его продукт.
К ограничениям данной работы можно отнести тот факт, что для исследования использовались данные британской краудфандинговой платформы. Так, несмотря на то что исследовались универсальные факторы, в зависимости от институционального контекста и регулирования, а также в зависимости от культурных особенностей других стран, предпочтения инвесторов могут варьироваться.
Также, ограничением является тот факт, что в исследовании в нем была рассмотрена количественная информация, а именно длительность видео, количество фото, объем текста, количество апдейтов на платформе и в социальных сетях. Так, дальнейшими направлениями исследования может стать детальный качественный анализ каждого из элементов, предлагаемый инвесторам для знакомства на платформе и вне нее.
1. Березинец И. В., Акционерный краудфандинг: детерминанты успеха компании при размещении на краудфандинговой платформе / И. В. Березинец, Ю. Б. Ильина, Н. А. Кляровская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2021. - T. 20, № 2. - С. 131-164.
2. Квалифицированные инвесторы // Сайт Rounds. - Rounds, 2023. - URL: https://rounds.ru/qualified investor(дата обращения: 12.05.2023)
3. Обзор рынка краудфандинга в России // Сайт Банка России. - Банк России, 2012. - URL:
https://cbr.ru/Collection/Collection/File/42097/crowdfunding market 01 2022.pdf (дата
обращения: 04.04.2023)
4. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 02.08.2019 №259-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2019. - №31. - Ст. 4418.
5. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22.04.1996 №39-ФЗ // Официальный интернет- портал правовой информации
6. Реестр операторов инвестиционных платформ // Сайт Банка России. - Банк России,
2023. - URL:
https://www.cbr.ru/admissionfmmarket/register/nfo/?CF.Search=реестр+операторов+инвес тиционных+платформ&CF.Date.Time=Any&CF.Date.DateFrom=&CF.Date.DateTo(дата обращения: 03.04.2023)
7. Требования к компаниям для размещения // Сайт Rounds. - Rounds, 2023. - URL: https://rounds.ru/tarifs(дата обращения: 12.05.2023)
8. Agrawal, A. Crowdfunding: Geography, Social Networks, and the Timing of Investment Decisions / A. Agrawal, C. Catalini, A. Goldfarb // Journal of Economics & Management Strategy. - 2015. - Vol. 24, № 2. P. 253-274.
9. Ahlers, G. K. C. Signaling in equity crowdfunding / G. K. C. Ahlers, D. Cumming, C. Gunther, D. Schweizer // Entrepreneurship: Theory and Practice. - 2015. - Vol. 39, № 4. - P. 955-980
10. Bao, Z. External supports in reward-based crowdfunding campaigns: A comparative study focused on cultural and creative projects / Z. Bao, T. Huang // Online Information Review. - 2017. - Vol. 41. № 5. - P. 626-642.
11. Belleflamme P. Crowdfunding: Tapping the right crowd / P. Belleflamme, T. Lambert, A. Schwienbacher // Journal of Business Venturing. - 2014. - Vol. 29, № 5. - P. 585-609.
12. Block, J. H. New players in entrepreneurial finance and why they are there / J. H. Block, M. G. Colombo, D. J. Cumming, S. Vismara, // Small Business Economics. - 2018. - Vol. 50, № 2. - P. 239-250.
13. Block, J. Which updates during an equity crowdfunding campaign increase crowd participation? / J. Block, L. Hornuf, A. Moritz // Small Business Economics. - 2018. - Vol. 50. - P. 3-27.
14. Borello, G. Factors for success in European crowd investing / G. Borello, V. De Crescenzo, F. Pichler // Journal of Economics and Business. - 2018. - Vol. 106.
15. Calic, G. Kicking Off Social Entrepreneurship: How A Sustainability Orientation Influences Crowdfunding Success / G. Calic, E. Mosakowski // Journal of Management Studies. - 2016.
- Vol. 53, № 5. - P. 738-767.
16. Capizzi, V. Competitive Frontiers in Equity Crowdfunding: The Role of Venture Capitalists and Business Angels in the Early-Stage Financing Industry / V. Capizzi, E. M. Carluccio // Crowdfunding for SMEs. Palgrave Macmillan Studies in Banking and Financial Institutions.
- Palgrave Macmillan, London, 2016.
17. Chang, C. L. Does Venture Capital Affect Crowdfunding Performance? / C. L. Chang, Y. S. Lee, H. K. Tien // Economic Review: Journal of Economics and Business. - 2021. - Vol. 19. №2. - P. 53-64.
18. Choy, K. Crowdsourcing for a better world. On the relation between IT affordances and donor motivations in chartable crowdfunding / K. Choy, D. Schlagwein // Information, Technology & People. - 2016. - Vol. 19, № 1. - P. 221 - 247
19. Coakley, J. Equity Crowdfunding Founder Teams: Campaign Success and Venture Failure / J. Coakley, A. Lazos, J. M. Linares-Zegarra // British Journal of Management. - 2022. - Vol. 33. №1. - P. 286 - 305.
20. Crowdfunding industry report 2022 // Сайт Crowdspace. - Crowdspace, 2023. - URL:
https://thecrowdspace.com/whitepapers/crowdfunding-industry-report-2022/ (дата
обращения: 05.04.2023)
21. Crowdfunding is an increasingly popular source of borrowing for small businesses looking to
grow // Сайт Businessinsider. - Businessinsider, 2023. - URL:
https://www.businessinsider.com/personal-finance/debt-crowdfunding(дата обращения: 01.04.2023)
22. Cumming, D. Does equity crowdfunding democratize entrepreneurial finance? / D. Cumming, M. Meoli, S. Vismara // Small Business Economics. - 2021. - Vol. 56, № 3. - P. 533-552.
23. De Crescenzo, V. Exploring the viability of equity crowdfunding as a fundraising instrument: A configurational analysis of contingency factors that lead to crowdfunding success and failure / V. De Crescenzo, D. E. Ribeiro-Soriano, J. Covin // Journal of Business Research. - 2020. - Vol. 115. - P. 348-356.
24. De Vries, G. Trademark or patent? The effects of market concentration, customer type and venture capital financing on start-ups’ initial IP applications // G. De Vries, E. Pennings, J. H. Block, C. Fisch // Industry and Innovation. - 2017. - Vol. 24. №4. - P. 325-345.
25. Donation-Based Crowdfunding // Сайт Investopedia. - Investopedia, 2023. - URL: https://www.investopedia.com/terms/d/donationbased-crowd-funding.asp(дата обращения: 01.04.2023)
26. Dority, S. Equity crowdfunding: US Title II offerings using sentiment analysis / S. Dority, S. J. Borchers, S. K. Hayes // Studies in Economics and Finance. - 2021. - Vol. 38, № 4. - P. 807-835.
27. Estrin S. The evolution and adoption of equity crowdfunding: Entrepreneur and investor entry into a new market / S. Estrin, D. Gozman, S. Khavul // Small Business Economics. - 2018. - Vol. 51. - P. 425-439.
28. Facts & Factors // Сайт GlobalNewswire. - GlobalNewswire, 2022. - URL: https://www.globenewswire.com/en/news-release/2022/04/12/2420860/0/en/Demand-for- Global-Crowdfunding-Market-Size-Share-to-Surpass-USD-28-2-Billion-by-2028-Exhibit-a- CAGR-of-11-8-Industry-Trends-Status-Revenue-Opportunities-Segmentation-Analysis- Forec.html(дата обращения: 01.04.2023)
29. Fajarini, C. What Information Needed to Present in a Fundraising Campaign through Equity Crowdfunding / C. Fajarini, Z. Dalimunthe, S. Haikal // The Indonesian Capital Market Review. - 2021.- Vol.13. - №2.
30. Fraser, S. Entrepreneurial Borrowing: Do Entrepreneurs Seek and Receive Enough Credit? // Foundations and Trends® in Entrepreneurship. - 2019. - Vol. 15 № 5-6. - P. 1-235.
31. Gerber, E. Crowdfunding: Motivations and Deterrents for Participation / E. M. Gerber, J. Hui // ACM Transactions on Computer-Human Interaction. - 2013. - Vol. 20, № 6. - P. 34:1-34:32.
32. Gerber E. Crowdfunding: Why people are motivated to post and fund projects on crowdfunding platforms / E. Gerber, J. Hui, P. Kuo // In: Proceedings of the International Workshop on Design, Influence, and Social Technologies: Techniques, Impacts and Ethics 2: 11. Academic Press.
33. Guidici, G. Elective affinities: exploring the matching between entrepreneurs and investors in equity crowdfunding / G. Guidici, M. Guerini, C. Rossi-Lamastra // Baltic Journal of Management. - 2020. - Vol. 15, № 2. - P. 183-198.
34. Hobbs, J. Success in the Management of Crowdfunding Projects in the Creative Industries / J. Hobbs, G. Grigore, M. Molesworth // Internet Research. - 2016. - Vol. 26, № 1. - P. 146-166.
35. Horisch, J. Crowdfunding for environmental ventures: An empirical analysis of the influence of environmental orientation on the success of crowdfunding initiatives // Journal of Cleaner Production. - 2015. - Vol. 107. - P. 636-645.
36. Hornuf, L. Equity Crowdfunding in Germany and the UK: Follow-Up Funding and Firm Failure / L. Hornuf, M. Schmitt, E. Stenzhorn // Corporate Governance: An International Review. - 2018. - Special Issue, 2018. - P. 331-354.
37. Hornuf, L. Should securities regulation promote equity crowdfunding? / L. Hornuf, A. Schwienbacher // Small Business Economics. - 2017. - Vol. 49, №3. - P. 579-593.
38. Investing without borders: Crowdcube receives European authorization // Сайт Crowdcube. - Crowdcube, 2022. - URL: https://www.crowdcube.com/explore/blog/crowdcube/investing- without-borders-crowdcube-receives-european-authorisation(дата обращения: 26.03.2023)
39. Johan, S. Investors’ industry preference in equity crowdfunding / S. Johan, Y. Zhang // The Journal of Technology Transfer. - 2022, №47. - P. 1737-1765
40. Kaartemo, V. The elements of a successful crowdfunding campaign: A systematic literature review of crowdfunding performance // International Review of Entrepreneurship. - 2017. - Vol. 15, № 3. - P. 291-318.
41. Kleinert, S. Third-party signals in equity crowdfunding: the role of prior financing/ S. Kleinert, C. Volkmann, V. Grunhagen // Small Business Economics. - 2020. - №54. - P. 341 - 365.
42. Kunz, M. An empirical investigation of signaling in reward-based crowdfunding / M. Kunz, U. Bretschneider, M. Erler, J. M. Leimeister // Electronic Commerce Research. - 2017. - Vol. 17, №3. - P. 425- 461.
43. Lukkarinen, A. Success drivers of online equity crowdfunding campaigns / A. Lukkarinen, J. E. Teich, H. Wallenius, J. Wallenius // Decision Support Systems. - 2016. - Vol. 87. - P. 26-38.
44. Mamonov, S. Success factors in Title III equity crowdfunding in the United States / S. Mamonov, R. Malaga // Electronic Commerce Research and Applications. - 2017. - Vol. 27. - P. 65-73.
45. Nguyen, T. Invest or regret? An empirical investigation into funding dynamics during the final days of equity crowdfunding campaigns / T. Nguyen, J. Cox, J. Rich // Journal of Corporate Finance. - 2019. - Vol. 58. - P. 783-803.
46. Politis, D. Business angels and value added: what do we know and where do we go? // Venture Capital: An International Journal of Entrepreneurial Finance. - 2008. - Vol. 10, № 2. - P. 127-147.
47. Ralcheva, A. On the Road to Success in Equity Crowdfunding / A. Ralcheva, P. P.
Roosenboom // 2016. - DOI: 10.2139/ssrn.2727742. - URL:
http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2727742(дата обращения: 01.05.2023)
48. Reichenbach, F. Signals in equity-based crowdfunding and risk of failure / F. Reichenbach, M. Walther // Financial Innovation. - 2021. - Vol. 7, №54.
49. Rewards-based crowdfunding // Сайт European Comission. - European Comission, 2023. -
URL: https://single-market-economy.ec.europa.eu/access-finance/guide-
crowdfunding/different-types-crowdfunding/rewards-based-crowdfunding_en (дата
обращения: 01.04.2023)
50. Sahlman, W. A. How to Write a Great Business Plan // Harvard Business Review. - 1997. - Vol. 75, № 4. - P. 98 - 108.
51. Sahlman, W. A. The Structure and Governance of Venture Capital Organizations // Journal of Financial Economics. - 1990. - Vol. 27, № 2. - P. 473-521.
52. The State of UK Equity Crowdfunding in 2022 // Сайт Beauhurst. - Beauhurst, 2022. - URL: https://equityfd.com/news-events/the-state-of-uk-equity-crowdfunding-in-2022(дата обращения: 05.04.2023)
53. The UK crowdfunding landscape in 2019 so far // Сайт Beauhurst. - URL: https://www.beauhurst.com/blog/uk-crowd-funding-landscape-2019/(дата обращения: 26.03.2023)
54. Thurridl, C. What Goes Around Comes Around? / C. Thurridl, B. Kamleitner // California Management Review. - 2016. - Vol. 58, № 2. - P. 88-110.
55. Understanding Qualified Investors and How to Work with Them // Сайт SUMSUB. - SUMSUB, 2020. - URL: https://sumsub.com/knowledgebase/qualified-investor/(дата обращения: 25.03.2023)
56. United Kingdom: Current state of Crowdfunding in 2021 // Сайт CrowdfundingHub. - CrowdfundingHub, 2021. - URL: https://www.crowdfundinghub.eu/united-kingdom-current- state-of-crowdfunding-2021/(дата обращения: 05.04.2023)
57. Wallmeroth, J. Venture Capital, Angel Financing, and Crowdfunding of Entrepreneurial Ventures: a literature review / J. Wallmeroth, P. Wirtz, A. P. Groh // Foundations and Trends in Entrepreneurship. - 2018. - Vol. 14, №1. - P. 1-129.
58. Walthoff-Borm, X. Equity Crowdfunding, Shareholder Structures, and Firm Performance / X. Walthoff-Borm, T. Vanacker, V. Collewaert // Corporate Governance: An International Review. - 2018. - Vol. 26, № 5.
59. What is Crowdfunding? // Сайт Crowdbase. - Crowdbase, 2022. - URL: https://crowdbase.eu/en/blog/what-is-crowdfunding(дата обращения: 01.04.2023)
60. What is the difference between A and B shares, and what is the threshold? // Сайт Crowdcube.
- Crowdcube, 2018. - URL: https://help.crowdcube.com/hc/en-us/articles/115001310464- What-is-the-difference-between-A-and-B-shares-and-what-is-the-threshold (дата
обращения: 25.03.2023)
61. Yasar, B. Stretching the success in reward-based crowdfunding / B. Yasar, I. S. Yilmaz, N. Hatipoglu, A. Salih // Journal of Business Research. - 2022. - Vol. 152. - P. 205-220.
62. 5th UK Alternative Finance Industry Report // Сайт University of Cambridge Judge Business
School. - Cambridge Centre for Alternative Finance, 2018. - URL:
https://www.jbs.cam.ac.uk/faculty-research/centres/alternative-finance/publications/5th-uk- alternative-finance-industry-report/#.YpIHSy35ZQI(дата обращения: 05.04.2023)