Введение 4
Глава 1. Маркетинговый аудит интернет-магазина фермерских продуктов «изба» 7
1.1. Подход к оценке соответствия продукта рынку 7
1.2. Тенденции на рынке фермерских продуктов 11
1.3. Портрет потребителя фермерских продуктов 13
1.4. Конкурентный анализ и ценностное предложение 15
1.5. Характеристики продукта 20
Вывод по первой главе 21
Глава 2. Оценка пользовательского опыта клиентов интернет-магазина фермерских продуктов «Изба» 22
2.1. Важность пользовательского опыта для бизнеса 22
2.2. Особенности поведения потребителей при использовании функции совместной закупки ...25
2.3. Бенчмаркинг практик реализации функции совместных закупок 28
2.4. Выявление проблем потребителей при использовании сайта интернет-магазина «Изба» с
помощью юзабилити-тестирования 32
2.4.1. Методология юзабилити-тестирования 32
2.4.2. Результаты юзабилити-тестирования 34
2.4.3. Разработка перечня возможных решений для улучшения пользовательского опыта 35
2.4.4. Приоритизация выявленных проблем со стороны компании с использованием модели
RICE 44
Вывод по второй главе 46
Глава 3. формирование рекомендаций для интернет-магазина фермерских продуктов «Изба» по улучшению пользовательского опыта клиентов 47
3.1. Составление и проведение онлайн-опроса для выявления наилучших рекомендаций для
улучшения пользовательского опыта 47
3.2. Анализ информации, полученной после проведения онлайн-опроса 48
3.3. Разработка дорожной карты по внедрению улучшений сайта интернет—магазина «Изба» 54
Вывод по третьей главе 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 65
Приложение 1. Список вопросов для экспертного интервью с основателями стартапа 65
Приложение 2. Список вопросов для модерируемого юзабилити-тестирования 65
Приложение 3. Проблемы пользовательского опыта интернет-магазина «Изба», выявленные в ходе модерируемого юзабилити-тестирования 68
Приложение 4. Сценарий и результаты онлайн-опроса 69
Приложение 5. Предпосылки для проведения однофакторного дисперсионного анализа 127
«Изба» - интернет-магазин фермерских продуктов, реализованный в виде платформы групповых закупок, функционирующий в городе Москва . На начальном этапе своего жизненного цикла сервис фокусируется на доставке в единый жилой дом. Фермеры не заинтересованы в том, чтобы продавать свою продукцию маленькими партиями частным покупателям, в то время как потребители имеют потребность в приобретении более дорогих, но качественных и свежих продуктов. Сайт интернет-магазина выступает агрегатором всех единичных заказов соседей по месту жительства, который объединяет их в единый пул и направляет фермерам, также предоставляя потребителям бесплатную доставку продукции. Таким образом, для развития собственной компании, менеджмент экономит на затратах доставки и аккумулирует заказы через коммуникацию среди соседей. Однако с увеличением клиентской базы и усилением узнаваемости бренда компания планирует расширить свое географическое присутствие и реализовывать доставку фермерских продуктов по всему городу, собирая общий пул из заказов клиентов по всей Москве.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире интернет- магазинов важность UX составляющей значительно возросла и стала важной частью стратегии бизнес-стратегии на стыке маркетинга и IT, без которой невозможно создать успешный цифровой продукт (интернет-магазин). Таким образом, грамотное совершенствование пользовательского опыта позволит конвертировать эмоции и впечатления клиентов при использовании сайта в конверсии для интернет-магазина «Изба».
Цель выпускной квалификационной работы - разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию пользовательского опыта клиентов интернет-магазина фермерских продуктов «Изба». Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проведение маркетингового аудита интернет-магазина «Изба» для определения готовности компании к совершенствованию пользовательского опыта;
2. Составление карты пользовательского пути и выявление проблем, возникающих в процессе использования потребителями сайта «Избы»;
3. Проведение бенчмаркинга и сравнительного анализа сайтов конкурентов для выявления возможностей и направлений совершенствования потребительского опыта;
4. Разработка списка возможных улучшений сайта интернет-магазина «Изба» для совершенствования пользовательского опыта на каждом этапе пути:
5. Оценка перспективности улучшений, их приоритизация и разработка дорожной карты по внедрению усовершенствований.
Для выполнения поставленных задач необходимо воспользоваться следующим инструментарием исследования:
1. Экспертное интервью с основателем стартапа. Дополнительное и детальное общение с основателем компании поможет более точно сформулировать цели компании и обозначить ее текущий статус. Более того, данное интервью станет основным источником первичной информации для проведения маркетингового аудита (используя модель product-market fit pyramid ), являющегося фундаментальным для данного исследования.
2. Нетнографическое исследование. Так как в процессе подбора литературы и изучения источников для исследования не было обнаружено портретов потребителей фермерских продуктов - возникла необходимость в проведении нетнографического исследования. Таким образом, проанализированный опыт потребления фермерских продуктов через отзывы в интернете, позволит сформировать портреты потребителей для улучшения бизнес-процессов.
3. Модерируемое юзабилити - тестирование. Данный инструмент исследования позволит посредственно проследить за взаимодействием потребителям с сайтом на всех этапах пути, проводя качественный контент-анализ полученных ответов. Это предоставит возможность на практике выявить аспекты сайта, которые нуждаются в улучшении или доработке.
4. Онлайн-опрос. После проведения модерируемого юзабилити - тестирования будут выявление слабые места и уязвимости сайта, которые будет необходимо модернизировать. Впоследствии рекомендации будут включены в онлайн-опрос с использованием сплит-тестов внутри онлайн-опроса для выявления наиболее выигрышного варианта оформления виртуальной странички.
Данная прикладной проект направлен на совершенствование пользовательского опыта интернет-магазина фермерских продуктов «Изба». Объектом данного исследования является интернет-магазин фермерских продуктов «Изба», а предметом - пользовательский опыт текущих и потенциальных клиентов данного магазина. Совершенствование клиентского опыта найдет свое отражение в следующем комплексе реализуемых мер, а именно в проведении маркетингового аудита компании для уверенности в своевременности и необходимости работы с улучшением пользовательского опыта. Далее необходимо провести анализ пользовательского взаимодействия с сайтом интернет-магазина «Изба» для выявления ключевых аспектов сайта, которые могут быть в перспективе имплементированы. Поскольку компания использует специфическую схему продажи, то появляется необходимость в дополнительных особых функциях, представленных на веб¬сайте.
В первой главе данного исследования будет проведен первичный анализ, а именно маркетинговый аудит и сравнительный анализ конкурентов интернет-магазина фермерских продуктов «Изба» для обозначения этапа развития как компании, так и рынка в целом. После чего будет проведено нетнографическое исследование для выявления портретов потребителей. Помимо этого, будет обозначена важность положительного пользовательского опыта как непосредственно для начинающего стартапа, так и бизнеса в целом. Во второй главе будет проведена непосредственная аналитика сайта путем юзабилити-тестирования и выбор наиболее оптимального варианта улучшений с помощью онлайн-опроса. На основе полученных во второй главе данных будут сформулированы и приоритизированы практические рекомендации для компании совместно с сопутствующей дорожной картой, отображающей порядок их внедрения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы будет использована как первичная, так и вторичная информация. Источником первичной информации будет служить интервью с основателем компании, а также предоставленные им данные (включая внутреннюю статистику и показатели непосредственного сайта интернет-магазина). Также первичной информацией будут служить сведения, полученные в ходе проведения модерируемого юзабилити - тестирования. В качестве источников вторичной информации будут использованы академические и практические исследования о роли и подходах к работе с пользовательским опытом на таких порталах, как EBSCO, Emerald, Insight, JSTOR, Grebenikon.ruи тому подобных.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка комплекса рекомендаций для совершенствования пользовательского опыта клиентов стартапа «Изба». Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
• Проведены экспертное интервью с генеральным менеджментом и маркетинговый аудит интернет-магазина «Изба», что позволило выявить готовность компании к работе над улучшением пользовательского опыта своих клиентов;
• Проведен бенчмаркинг и сравнительный анализ сайтов конкурентов, что помогло выявить возможности и направления совершенствования потребительского опыта;
• Проведены модерируемые юзабилити-тестирования, позволившие выявить проблемы пользовательского опыта клиентов интернет-магазина
• Разработан список возможных улучшений сайта интернет-магазина «Изба» для совершенствования пользовательского опыта на каждом этапе пути:
• Оценена важность улучшений, что позволило их приоритизировать и разработать дорожную карту по внедрению усовершенствований.
В первой главе данного прикладного проекта была проведена оценка интернет- магазина «Изба» в соответствии с моделью соответствия продукта рынку, для определения того, что компания находится на этапе необходимости работы над пользовательским опытом. В рамках оценки были проанализированы тенденции на рынке фермерских продуктов, сформировано портреты потребителей с использованием нетнографического метода, анализ конкурентов, ценностного предложения и характеристики продукта.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена оценке пользовательского опыта использования функции групповой закупки. Таким образом, была проведена оценка важности пользовательского опыта для бизнеса и проанализирована литература для выявления особенностей поведения потребителей при использовании функции групповой закупки. Следующим шагом стал бенчмаркинг практик реализации функции групповой закупки, что позволило определить направление развития данной функции на сайте интернет-магазина, что позволит компании комфортно реализовать свои планы по расширению географической представленности. Затем, были проведенью составленные модерируемые юзабилити-тестирования с элементами глубинного интервью, для построения карты путешествия клиента, отображающей выявленные проблемы веб¬сайта и этапы, на которых потребители с ними столкнулись. После выявления проблем, была использована модель RICE для экспертной оценки их критериев «охват», «влияние», «уверенность», «усилия» и критичности в целом. Далее был проведен онлайн-опрос, с помощью которого удалось оценить критичность проблем сайта с точки зрения пользователей, а также выбрать наиболее удачное решения для проблем с наименьшим показателем «уверенности», предполагающих множество вариантов решений.
Наконец, в финальной третьей главе прикладного проекта была проанализирована информация, полученная после проведения онлайн-опроса, а также составлена дорожная карта введения улучшений, раскрывающая комплекс рекомендаций, график их применения и перечень ответственных лиц.
1. АКИТ: ажиотажный потребительский спрос спровоцировал рост объёмов интернет-торговли в первом квартале 2022 года [Электронный ресурс] // New Retail. Режим доступа: https://new-
retail .ru/novosti/retail/akit azhiotazhnyy potrebitelskiy spros sprovotsiroval rost o
bemov internet torgovli v i kvartale 2026347/(Дата обращения: 22.02.2023)
2. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора
бизнес-модели [Электронный ресурс] // «Читалка». Режим доступа:
https://fantasywiki.ru/reader/(Дата обращения 21.02.2023)
3. Главная страница [Электронный ресурс] // «Изба». Режим доступа:
https://izba.my2can.com/(Дата обращения 20.02.2023)
4. Главная страница [Электронный ресурс] // «Изба». Режим доступа:
https://izba.my2can.com/(Дата обращения 04.04.2023)
5. Главная страница [Электронный ресурс] // 100sp. Режим доступа:
https://www.100sp.ru/(Дата обращения: 04.04.2023)
6. К 2025 году треть фермерской продукции будет продаваться
онлайн[Электронный ресурс] // New Retail. Режим доступа:https://new- retail.ru/novosti/retail/k 2025 godu tret fermerskoy produktsii budet prodavatsya
onlayn/(Дата обращения: 23.02.2023)
7. Объем рынка органической продукции в России по итогам года может составить
более 14 млрд рублей [Электронный ресурс] // New Retail. Режим доступа:https://newretail.ru/novosti/retail/obem_rynka_organicheskoy_produktsii_v_rossii_po_itogam_goda_mozhet_sostavit_bolee_14_mlrd_rubley7257/ (Дата
обращения: 22.02.2023)
8. Отзывы потребителей фермерских продуктов [Электронный ресурс] // «Отзовик.ру». Режим доступа:https://otzovik.com/reviews/esh-derevenskoe ru-internet-magazin naturalnih fermerskih produktov/(Дата обращения: 04.03.2023)
9. Роспотребнадзор: 79% россиян выбирают здоровое питание [Электронный ресурс] // Retail. Режим доступа:https://www.retail.ru/news/rospotrebnadzor-79-rossiyan-vybirayut-zdorovoe-pitanie-8-dekabrya-2022-223522/(Дата обращения: 23.02.2023)
10. Россельхозбанк спрогнозировал рост рынка онлайн-продаж фермерских продуктов [Электронный ресурс] // «Прайм». Режим доступа: https://1prime.ru/Agriculture/20230206/839697553.html (Дата обращения:
23.02.2023)
11. Свежее предложение: зачем производители продуктов короткого хранения идут в онлайн [Электронный ресурс] // Forbes. Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/438691-svezee-predlozenie-zacem-proizvoditeli-produktov-korotkogo-hranenia-idut-v-onlajn(Дата обращения 23.03.2023)
12. Assessing the Usability of a User Interface Standard [Электронный ресурс] // Nielsen Norman Group. Режим доступа:https://www.nngroup.com/articles/assessing-usability-user-interface-standard/(Дата обращения: 14.03.2023)
13. Design-Driven Companies Outperform the S&P by 219% over 10 years
[Электронный ресурс] // Elf Agency. Режим доступа:
https://www.elf.agency/news/2017/4/23/design-driven-companies-outperform-the-sp-by-219-over- 10-years(Дата обращения: 14.03.2023)
14. E. Irem Eren Online Group Buying: What Is There For The Consumers?
[Электронный ресурс] // ResearchGate. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/251714624 Online Group Buying What Is There For The Consumers(Дата обращения: 22.03.2023)
15. Efficiency is UX [Электронный ресурс] // UX Design. Режим доступа: https://uxdesign.cc/efficiency-is-ux-e82dff3f5e86(Дата обращения: 14.03.2023)
16. Experience is everything. Get it right [Электронный ресурс] // PwC. Режим доступа: https://www.pwc.com/us/en/services/consulting/library/consumer-intelligence-series/future-of-customer-experience.html(Дата обращения: 11.03.2023)
17. Here’s How to Achieve Excellence in UX Design [Электронный ресурс] // The Customer. Режим доступа:https://thecustomer.net/heres-how-to-achieve-excellence-in-ux-design/(Дата обращения: 10.03.2023)
18. Here’s How to Achieve Excellence in UX Design [Электронный ресурс] // The Customer. Режим доступа:https://thecustomer.net/heres-how-to-achieve-excellence-in-ux-design/(Дата обращения: 11.03.2023)
19. How to design delightful user experience and think beyond the wireframes [Электронный ресурс] // UX Design. Режим доступа:https://uxdesign.cc/how-to-design-delightful-user-experience-and-think-beyond-the-wireframes-b22a2be08165(Дата обращения: 14.03.2023)
20. L. Xueming, M. Andrews Group Buying Deal Popularity [Электронный ресурс] //
ResearchGate. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/270407273 Group-
Buying Deal Popularity(Дата обращения: 22.03.2023)
21. L. Xueming, M. Andrews Group Buying Deal Popularity [Электронный ресурс] //
ResearchGate. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/270407273 Group-
Buying Deal Popularity(Дата обращения: 22.03.2023)
22. M. Shoki Bin Md Ariff, M. Sylvester Consumer Perceived Risk, Attitude and Online
Shopping Behaviour; Empirical Evidence [Электронный ресурс] // ResearchGate. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/278326751 Consumer Perceived Risk Attitude and Online Shopping Behaviour Empirical Evidence from Malaysia(Дата обращения: 22.03.2023)
23. Ozon запустил совместные закупки [Электронный ресурс] // NewRetail. Режим
доступа: https://new-
retail.ru/novosti/retail/h m zapustil prilozhenie na iskusstvennom intellekte dlyapodbora stilnoy odezhdy dlya muzhchin7168/(Дата обращения: 04.04.2023)
24. Persuasive Design: How Design Techniques Can Influence Decision-Making years
[Электронный ресурс] // Codetheorem. Режим доступа:
https://codetheorem.co/blogs/persuasive-design(Дата обращения: 14.03.2023)
25. RICE Score: A prioritization framework for estimating the value of ideas
[Электронный ресурс] //Roadmunk. Режим доступа:
https://roadmunk.com/guides/rice-score-prioritization-framework-product-management/(Дата обращения: 24.04.2023)
26. Safe by Design: An Overview of UX Security [Электронный ресурс] // Designer. Режим доступа:https://www.toptal.com/designers/product-design/ux-security(Дата обращения: 14.03.2023)
27. The business value of design [Электронный ресурс] // McKinsey &CO. Режим
доступа: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-design/our-insights/the-
business-value-of-design(Дата обращения: 11.03.2023)
28. The playbook for achieving product-market fit [Электронный ресурс] // mindtheproject. Режим доступа:https://www.mindtheproduct.com/the-playbook-for-achieving-product-market-fit/(Дата обращения: 20.02.2023)
29. The playbook for achieving product-market fit [Электронный ресурс] // mindtheproject. Режим доступа:https://www.mindtheproduct.com/the-playbook-for-achieving-product-market-fit/(Дата обращения: 20.02.2023)
30. The playbook for achieving product-market fit [Электронный ресурс] // mindtheproject. Режим доступа:https://www.mindtheproduct.com/the-playbook-for-achieving-product-market-fit/(Дата обращения: 21.02.2023)
31. The Role of Visual Design In User Experience [Электронный ресурс] // Adobe.
Режим доступа: https://xd.adobe.com/ideas/principles/web-design/role-visual-
design-user-experience/(Дата обращения: 14.03.2023)
32. The value of UX - design [Электронный ресурс] // UX Design Institute. Режим
доступа: https://www.uxdesigninstitute.com/blog/the-value-of-ux-design/(Дата
обращения: 11.03.2023)
33. Understanding Group Buying in International Markets [Электронный ресурс] // Toppan. Режим доступа:https://toppandigital.com/translation-blog/understanding-group-buying-in-international-markets/(Дата обращения: 22.03.2023)
34. Understanding Group Buying in International Markets [Электронный ресурс] // Toppan. Режим доступа:https://toppandigital.com/translation-blog/understanding-group-buying-in-international-markets/(Дата обращения: 22.03.2023)
35. Usability Testing 101[Электронный ресурс] // Nielsen Norman Group. Режим доступа:https://www.nngroup.com/articles/usability-testing-101/(Дата обращения: 04.04.2023)
36. UX and the Importance of Web Accessibility [Электронный ресурс] // Designers. Режим доступа:https://www.toptal.com/designers/ui/importance-web-accessibility(Дата обращения: 14.03.2023)
37. W. L. Shiau Factors affecting online group buying intention and satisfaction: A social
exchange theory perspective Popularity [Электронный ресурс] // ResearchGate. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/257252767 Factors affectingonline group buying intention and satisfaction A social exchange theory perspective(Дата обращения: 22.03.2023)
38. W. L. Shilau, M. Meilung Lao Factors affecting online group buying intention and
satisfaction: A social exchange theory perspective [Электронный ресурс] // ResearchGate. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/257252767 Factors affecting online group buying intention and satisfaction A social exchange theory perspective(Дата обращения: 22.03.2023)
39. What is UX research? [Электронный ресурс] // UserTesting. Режим доступа: https://www.usertesting.com/research/topics/what-is-ux-research(Дата обращения: 11.03.2023)
40. Why the Lean Start-Up Changes Everything [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. Режим доступа:https://hbr.org/2013/05/why-the-lean-start-up-changes-everything(Дата обращения: 21.02.2023)
41. Zappos - a Lean Startup [Электронный ресурс] // Cow-shed startup. Режим доступа:
https://www.cow-shed.com/blog/2018-01-26-zappos-a-lean-startup (Дата
обращения: 21.02.2023)