ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ПОДПИСКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОДУКТА 10
1. Концепция продуктово-сервисной системы 10
1.1. Определение продуктово-сервисной системы и факторы,
способствующие ее возникновению 10
1.2. Классификация продуктово-сервисных систем 12
1.2.1. Анализ существующих типологий модели 12
1.2.2. Введение понятия подписки и разработка альтернативной типологии модели 16
1.3. Преимущества и недостатки подписки и их влияние на дальнейшее развитие модели 20
2. Подписка на смартфон: сравнительный анализ существующих на рынке
предложений 25
2.1. Смартфон как предмет для создания подписного предложения 25
2.2. Обзор проведенных исследований и предпосылки совершенствования
модели подписки на смартфон 28
2.3. Сравнительный анализ существующих моделей подписки на смартфон 32
2.3.1. Описание ключевых особенностей моделей и развитие предложенной
классификации 32
2.3.2. Анализ структуры цены подписки на смартфон 40
2.4. Факторы, влияющие на успешное внедрение подписки на смартфон 46
3. Российский рынок смартфонов: тренды, поведение потребителей и текущее
положение подписки 48
3.1. Обзор российского рынка смартфонов 48
3.2. Особенности поведения российских потребителей на рынке смартфонов50
3.3. Текущее положение подписки на смартфон на российском рынке 52
3.4. Факторы, влияющие на восприятие покупателями в России ценности
модели подписки: гипотезы исследования 53
ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИНИМАЕМОЙ ЦЕННОСТИ ПОДПИСКИ
НА СМАРТФОН НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 56
1. Разработка программы исследования 56
1.1. Ключевые задачи исследования 56
1.2. Выбор методов исследования 57
2. Предварительный анализ отношения к подписке путем проведения
качественных исследований 60
2.1. Поиск и сбор интернет-отзывов 60
2.2. Проведение тематического анализа 61
2.3. Составление гайда глубинных интервью 65
2.4. Описание респондентов глубинных интервью 67
2.5. Анализ результатов глубинных интервью 67
3. Количественное исследование восприятия модели подписки потребителем70
3.1. Построение регрессионной модели 70
3.2. Разработка онлайн-опроса 73
3.3. Описание выборки 78
3.5. Проведение регрессионного и дисперсионного анализа восприятия
подписки 79
3.6. Изучение готовности потребителей платить с помощью метода Price
Sensitivity Meter 86
3.7. Предварительное выявление ключевых драйверов ценности подписки насмартфон 91
4. Определение наилучших условий подписки на основе модели Кано 92
4.1. Дизайн исследования по модели Кано 92
4.2. Описание выборки 97
4.3. Анализ результатов исследования 97
5. Ограничения проведенного исследования 103
ГЛАВА Ш. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ МОДЕЛИ
ПОДПИСКИ НА СМАРТФОН НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 105
1. Проверка выдвинутых гипотез 105
2. Рекомендации в области совершенствования сопутствующих услуг 106
3. Рекомендации по разработке продуктово-сервисной модели подписки на
смартфон 109
4. Рекомендации по выбору маркетинговых коммуникационных
инструментов для повышения осведомленности о подписке 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 120
ПРИЛОЖЕНИЯ 126
Приложение 1. Разработка онлайн-опроса для выявления драйверов и барьеров готовности оформления подписки 126
Приложение 2. Разработка онлайн-опроса по модели Кано 134
Приложение 3. Проведение регрессионного и дисперсионного анализа 137
Приложение 4. Применение метода Ван Вестендорпа для разных сроков действия подписки 149
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению потенциала развития модели подписки на российском потребительском рынке смартфонов на основе проведенного авторского исследования. Объектом данного исследования является модель ценообразования по подписке на смартфон, а предметом - восприятие модели российским потребителем.
В настоящее время в экономике развитых стран все больше превалирует сегмент услуг, которые быстрее, чем производство, способны адаптироваться к изменениям внешней среды и происходящим инновациям. Более того, многие рынки оказываются перенасыщенными, что приводит к ожесточенной борьбе за потребителя, созданию дифференцированной продукции и переходу к массовой кастомизации. Все это в совокупности с принципами устойчивого развития привело к появлению концепции продуктово-сервисных систем, сочетающих в себе материальные продукты и услуги, способствующие повышению ценности физического товара. К бизнес-моделям в рамках данных концепций относится модель подписки, которая может применяться в контексте как цифровых, так и физических продуктов.
Подписка на смартфон имеет ряд преимуществ, связанных со спецификой продукта, и в течение последних 10 лет активно развивается на зарубежных рынках. Однако несмотря на то, что главное преимущество PSS заключается в оптимальной комбинации продукта и сервисов, до сих пор неясно, действительно ли включаемые в подписку услуги формируют ее ценность и делают процесс использования смартфона более совершенным, чем если бы устройство было приобретено в собственность.
Отсутствие значимых исследований по данному вопросу привело к тому, что при выводе подобного сервиса на рынок даже в тех странах, где наблюдается высокий уровень принятия экономики совместного потребления, компании сталкиваются с негативной реакцией потребителей. Эта проблема коснулась и российского рынка смартфонов, когда модель подписки впервые появилась в стране в 2018 году. В настоящее время только одна компания в России специализируется на подписках, способных полностью заменить покупку электроники. Однако за последние 5 лет, несмотря на работу сервиса по всей стране, услугой подписки на смартфон воспользовались менее 100 тыс. человек, что составляет около 1% от общего числа продаж устройств.
Для решения указанной проблемы работа преследует следующую цель - определение возможных направлений совершенствования модели подписки на российском B2C рынке смартфонов на основе изучения факторов, способных повлиять на повышение воспринимаемой покупателем ценности предложения и готовности платить. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
• Проанализировать содержание, предпосылки возникновения и факторы развития продуктово-сервисных систем и подписки как модели развития бизнеса и ценообразования;
• Провести анализ модели подписки на смартфон и практики ее применения в российском и международном контексте;
• Выявить особенности поведения российского потребителя на рынке смартфонов и направления их изменения с учетом экономической нестабильности;
• Разработать и реализовать программу исследований для изучения
готовности потребителя платить за подписку на смартфон и выявления основных драйверов ценности подписки для разных категорий потребителей;
• Определить наилучшие условия подписки на смартфон, в т.ч. ценовые, на основе анализа драйверов и барьеров ее использования и восприятия различных типов модели;
• На основе проведенного исследования определить потенциал развития модели подписки на рынке смартфонов и предложить пути ее усовершенствования.
Для всестороннего изучения вопроса исследование проводилось в 5 этапов:
Этап 1 - анализ интернет-отзывов. Для предварительного анализа восприятия россиян подписки на смартфон собраны отзывы и комментарии о работе данного сервиса в России. Полученные результаты систематизируются с помощью тематического анализа, который позволит сформировать основные векторы потребительской оценки подписки на смартфон.
Этап 2 - глубинные интервью. Следующим качественным методом, примененным в работе, являются полуструктурированные глубинные интервью с респондентами, имевшими и не имевшими опыт использования подписки на смартфон. Структура интервью строится вокруг континуума принятия решений, что позволит понять, на какие факторы опираются потребители при проведении предпокупочной оценки вариантов. Полученная информация призвана прояснить, за счет чего возможно формирование преимуществ подписки над владением.
Этап 3 - регрессионный и дисперсионный анализ. Сформулированные после первых двух этапов предположения проверяются с помощью количественных методов, а именно дисперсионного и регрессионного анализа. Они позволяют изучить влияние типа модели подписки и иных факторов на ее восприятие потребителями. Сбор данных для 3 этапа проводился с помощью онлайн-опроса, часть которого оформлена в формате эксперимента с 4 версиями подписки.
Этап 4 - Price Sensitivity Meter. Помимо прочего, в список искомых оптимальных условий подписки входят и ценовые условия. Для определения чувствительности потребителей к цене смартфонов разных ценовых категорий проведен опрос по методу Ван Вестендорпа. Он позволил рассчитать точку оптимальной цены, при которой наименьшее число респондентов откажется от продукта из-за его слишком высокой или слишком низкой стоимости.
Этап 5 - модель Кано. Наконец, последний этап позволяет понять, какая
комбинация подписки и сервисов, включенных в ее стоимость, будет создавать наибольшую ценность для клиента.
Для определения текущего этапа развития модели первая глава посвящена анализу концепции продуктово-сервисных систем и существующих на рынке предложений подписки на смартфон. Кроме того, рассмотрены особенности российского рынка смартфонов и связанные с ним проблемы развития подписки, что поспособствует формированию гипотез исследования. Во второй главе подробно сформулирована программа исследования для решения поставленных задач, описаны результаты применения выбранных методов исследования. Наконец, в третьей главе представлены рекомендации по развитию модели подписки на российском рынке смартфонов исходя из результатов исследования. Предложенные рекомендации в будущем могут быть использованы компаниями как элементы собственной стратегии маркетинга, например, при выходе на рынок подписок на смартфон.
В работе использованы как первичные, так и вторичные источники информации. Сбор первичных данных осуществлялся путем проведения качественных исследований и онлайн-опросов. Фундаментальные работы Mont O., Tukker A., Van Ostaeyen J. использованы в качестве источников получения информации о концепции продуктово-сервисных систем. Также рассмотрены аспекты различных моделей ценообразования и, в частности, модели подписки, освещаемые в монографии «Ценовая стратегия компании. Ориентация на потребителя» Гладких И.В., статьях Hunt P., Cherrier, N. В рамках работы проанализирован имеющийся опыт изучения потребительского восприятия продуктово-сервисных систем и подписок в материалах M. Catulli, E. Gullstrand Edbring et al., F. Poppelaars et al., A. Lannoy, J. Duesberg, S. Rousseau и проч. В ходе анализа российского и международного рынка смартфонов и подписок использованы различные материалы аналитических агентств и исследовательских компаний Ipsos, McKinsey &Company, GS Group, Romir, интернет-ресурсы и новостные каналы РБК, Коммерсантъ, Tinkoff Journal и проч.
В рамках данной работы была подробно рассмотрена модель ценообразования по подписке, предметом которой выступает смартфон. За счет ряда значимых преимуществ подписка приобрела популярность на рынке диджитал-продуктов, однако ее влияние на потребителей и дальнейшее развитие в контексте физических товаров остаются мало изученными. Эта проблема в том числе коснулась подписки на смартфон как на российском, так и на зарубежном рынке.
Для решения выявленной проблемы в работе была поставлена цель, а именно определение возможных направлений совершенствования модели подписки на российском B2C рынке смартфонов на основе изучения факторов, способных повлиять на повышение воспринимаемой покупателем ценности предложения и готовности платить. Основными шагами для ее достижения стали выявление драйверов и барьеров использования подписки и определение наилучшей комбинации продукта и создающих ценность услуг. Полученная информация позволила сформировать рекомендации в виде практических шагов по увеличению числу активных пользователей подписки и созданию ее положительного образа.
Первая глава работы позволила сформировать понимание концепции подписки, причин ее появления и факторов, способствующих развитию модели. Также были подробно проанализированы смартфон как предмет для создания подписного предложения и реальные примеры использования такой модели на исследуемом рынке. Все это позволило выйти на проблематику использования подписки на смартфон в российском контексте.
Вторая глава работы полностью концентрировалась на авторском исследовании, проводимом в 5 этапов. С помощью качественных исследований были подтверждены уже намеченные связи подписки, а также выявлены ранее не очевидные причины, побуждающие к использованию подписки и, наоборот, отталкивающие от нее: например, возможность не хранить неиспользуемые устройства дома и низкое качество предоставляемого сервиса. Также на этом этапе стала более очевидна потребность в совершенствовании предлагаемых сопутствующих услуг, таких как апгрейд на новую модель, и поиске их оптимальной комбинации со смартфоном, что и является основным путем развития модели подписки.
Количественные методы исследования выступали в качестве инструмента проверки ранее выдвинутых гипотез. Можно сказать, что полученные результаты не совсем соответствуют ожидаемым: существует определенная связь между экологическими выгодами подписки, степенью приверженности потребителя к технологическим новинкам, восприятием выгодности, безопасности подписки, желанием потребителя пользоваться только новыми вещами и готовностью использовать подписку. Тем не менее, одно из главных опасений по ассоциации подписки с кредитными обязательствами не нашло подтверждения. Это является сигналом, что в будущем подписка сможет занять достаточную долю на рынке смартфонов, так как в действительности число барьеров ее использования невелико. Скорее наоборот, можно говорить о том, что экономическая нестабильность потенциально может мотивировать пользователей чаще оформлять подписку на смартфон в связи с высокой потребностью в недорогом, но в то же время позволяющем почувствовать статусность и наслаждение способе использования новых моделей смартфонов.
Проведенные ценовые исследования демонстрируют несоответствие между рыночными и воспринимаемыми потребителями в качестве оптимальных ценами на подписку. Соответственно, для сохранения текущего уровня цен с возможностью привлечения клиентов компании должны явно транслировать дополнительные ценности, приносимые подпиской. Данный вопрос был решен в ходе анализа по модели Кано, позволившего определить одномерные, привлекательные и неважные атрибуты подписки на смартфон. Помимо прочего он показал, что выступающие в качестве маркеров типологии модели опции - возможность выкупа и выбора срока действия подписки - на самом деле должны быть обязательной частью подписки. Различия в наилучшем наборе сервисов же имеются для пользователей, готовых замещать подпиской покупку, и для пользователей, готовых использовать подписку краткосрочно. Это привело к необходимости создания трех вариантов базовых предложений, призванных наиболее полно отразить имеющиеся преимущества подписки.
Наконец, для наиболее целостного развития модели рекомендации касались как разработки оптимальной системы продукта и услуг, так и выбора онлайн- и оффлайн- инструментов продвижения подписки, а также метрик для использования модели оплаты по мере использования. Хотя модель подписки на смартфон в России нуждается в усовершенствовании, сила выявленных драйверов ее использования и текущие тенденции внешней среды позволяют предполагать успешное распространение модели подписки на смартфон в ближайшем будущем.
1. Александрова В.Д. Бизнес-модели циркулярной экономики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №5-1
2. Аудитория интернета в 2022 году [Электронный ресурс] // Mediascope - URL: https://mediascope.net/upload/iblock/3d8/qrlhud7t7dxyzw1rhtzxg3rwk8deg7uk/2022
%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%95%D0%A2.pdf(дата обращения: 20.05.2023)
3. А чего боишься ты? Censydiam consumer trends 2019-2020 [Электронный ресурс]
// Ipsos - URL:
https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019- 10/ipsos_censydiam_trends_2019-2010_with_game.pdf (дата обращения:
13.03.2023)
4. Больше года на восстановление: россияне почувствовали снижение
стабильности [Электронный ресурс] // Romir - URL:
https://romir.ru/studies/bolshe-goda-na-vosstanovlenie-rossiyane-pochuvstvovali- snijenie-stabilnosti(дата обращения: 12.03.2023)
5. Всегда новый iPhone или Samsung без кредита: интервью с создателем подписки на технику в России [Электронный ресурс] // vc.ru- URL: https://vc.ru/trade/256267-vsegda-novyy-iphone-ili-samsung-bez-kredita-intervyu-s- sozdatelem-podpiski-na-tehniku-v-rossii(дата обращения: 20.03.2023)
6. Георгиевский А. Б. 2022. Сервитизация компании: предпосылки и результаты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 21 (1): 74-104.
7. Гладких И. Ценовая стратегия компании. Ориентация на потребителя / И.В. Гладких. - СПб. : Высшая школа менеджмента, 2013 - 472 с.
8. Головачева К.С. Курс «Marketing Research». Тема 8. Kano analysis. Conjoint analysis
9. Динамика изменений потребительского поведения, медиапотребления и восприятия ситуации [Электронный ресурс] // Online Market Intelligence - URL: https://omirussia.ru/files/OMI_Report_dynamics_of_consumer_behavior_wave1.pdf(дата обращения: 12.03.2023)
10. Исследование потребительского поведения в 2022 [Электронный ресурс] // Тинькофф Бизнес секреты - URL: https://secrets.tinkoff.ru/razvitie/potrebitelskoe- povedenie-2022/(дата обращения: 15.03.2023)
11. Красова Е.В. Потребительская и конкурентная среда мирового рынка
смартфонов: особенности и характерные черты // АНИ: экономика и
управление. - 2016. - №4(17). - С. 196-199.
12. Маркова В. Д., Цинлин Мэн, Гэ Чжао Маркетинговые стратегии производителей на рынке смартфонов // Мир экономики и управления. - 2017. - №4 Т. 17. - С. 158-167.
13. Отчет об импорте мобильных телефонов в РФ за 12 месяцев 2022 года [Электронный ресурс] // GS Group - URL: https://gs-group.com/press- center/analytical-center/(дата обращения: 20.03.2023)
14. Потребительские стратегии россиян [Электронный ресурс] // ВЦИОМ - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/potrebitelskie-strategii- rossijan-1(дата обращения: 15.03.2023)
15. Путь в долговую яму. Опрос показал отношение россиян к кредиту
[Электронный ресурс] // banki.ru - URL:
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10978390(дата обращения: 15.03.2023)
16. Смартфоны стали чаще покупать для связи [Электронный ресурс] // Коммерсантъ - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5646186(дата обращения: 20.03.2023)
17. Страх упущенной выгоды: как ошибка мышления заставляет больше тратить и страдать [Электронный ресурс] // Тинькофф Журнал - URL: https://journal.tinkoff.ru/consumption-fomo/(дата обращения: 10.03.2023)
18. Эксперты предупредили о риске для России «навсегда отстать» в технологиях
[Электронный ресурс] // РБК - URL:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/04/2021/607478fc9a794731d03611ab(дата обращения: 19.03.2023)
19. Эксперты спрогнозировали рост среднего срока службы смартфона
[Электронный ресурс] // РБК - URL:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/01/12/2021/61a62d199a7947086a0ccf8b(дата обращения: 13.03.2023)
20. iPhone 7 назвали лидером вторичного рынка смартфонов в России
[Электронный ресурс] // РБК Life - URL:
https://www.rbc.ru/life/news/63da2b969a7947dc3e6338e1(дата обращения: 20.03.2023)
21. Tecno вместо Айфона: как изменился рынок смартфонов в 2022 году
[Электронный ресурс] // Тинькофф Журнал - URL:
https://journal.tinkoff.ru/smartphone-2022/(дата обращения: 20.03.2023)
22. Trend Vision 2021. Потребитель в мире изменений [Электронный ресурс] // Ipsos
- URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2021-
07/TrendVision-2021-RUS.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
23. Trend Vision 2022. Куда дальше? [Электронный ресурс] // Ipsos - URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2022- 10/TrendVision2022-Ipsos-RUS-corr_0.pdf(дата обращения: 05.03.2023).
24. Bardhi, F., Eckhardt, G. M. Access-Based Consumption: The Case of Car Sharing // Journal of Consumer Research. - 2012. - №39(4). - pp. 881-898.
25. Baron, R. M., Kenny, D. A. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations // Journal of personality and social psychology. - 1986. - №51(6). - P. 1173.
26. Baumeister C., Wangenheim F. Access versus Ownership: Understanding Consumers’ Consumption Mode Preference // SSRN. - 2014
27. Bock, G. W., Zmud, R. W., Kim, Y. G., Lee, J. N Behavioral intention formation in knowledge sharing: Examining the roles of extrinsic motivators, social-psychological forces, and organizational climate // MIS quarterly. - 2005. - pp. 87-111.
28. Braun V., Clarke V. Thematic analysis. - American Psychological Association, 2012.
- 57-71 p.
29. Catulli M. What uncertainty? Further insight into why consumers might be distrustful of product service systems // Journal of Manufacturing Technology Management. - 2012. - №23(6). - pp. 647-699.
30. Catulli M., Lindley J., Reed N., Green A., Hyseni H. What is Mine is NOT Yours: Further insight on what access-based consumption says about consumers // Hertfordshire Business School Working Paper. - 2013. - pp. 1-23.
31. Cherrier, N. Usage Based Pricing in Subscription Business // The Journal of Professional Pricing. - 2021. - pp. 9-13.
32. Djatmiko T., Pradana R. Brand Image and Product Price; Its Impact for Samsung Smartphone Purchase Decision // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2016.
- №219. - pp. 221-227.
33. Edbring E., Lehner M., Mont O. Exploring consumer attitudes to alternative models of consumption: motivations and barriers // Journal of Cleaner Production. - 2016. - №123. - pp. 5-15.
34. European consumer pessimism intensifies in the face of rising prices [Электронный
ресурс] // McKinsey & Company - URL:
https://www.mckinsey.com/capabilities/growth-marketing-and-sales/our- insights/survey-european-consumer-sentiment-during-the-coronavirus-crisis(дата обращения: 19.03.2023)
35. Fosker N., Cheung B. Pricing and proposition testing in subscription economies // Applied Marketing Analytics. - 2021. - Vol. 6, 3. - pp. 211-220.
36. Geissdoerfer, M., Savaget, P., Bocken, N.M.P., Hultink, E.J. The circular economy - a new sustainability paradigm? // Journal of cleaner production. - 2017. - №143. - pp. 757-768.
37. Hamari, J., Sjoklint, M., Ukkonen, A. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. - 2016. - №67(9). - pp. 2047-2059.
38. Hanssen H. K., Fjortoft S. Is sharing really (car)ing? A quantitative study on the perceived benefits of access-based consumption // BI Norwegian Business School. - 2017. - pp. 1-77.
39. Haws K.L., Winterich K.P., Naylor R.W. Seeing the World Through GREEN-Tinted Glasses: Motivated Reasoning and Consumer Response to Environmentally Friendly Products // Journal of Consumer Psychology. - 2014. - №24(3). - pp. 336-354.
40. Hobson, K., Lynch, N., Lilley, D., & Smalley, G. Systems of practice and the Circular Economy: Transforming mobile phone product service systems // Environmental Innovation and Societal Transitions. - 2018. - №26. - pp. 147-157.
41. Hunt, P. Subscription Pricing: Benefits, Metrics & Team Alignment // The Journal of Professional Pricing. - 2019. - pp. 7-8.
42. Kalia P., Dwivedi Y.K., Acevedo-Duque A. Cellulographics: A novel smartphone user classification metrics // Journal of Innovation & Knowledge. - 2022. - №7. - pp. 1-4.
43. Kozlowska J. Product-Service Systems in a manufacturing company strategy - a review paper // International Society for Manufacturing Service and Management Engineering. - 2015. - №7(2). - pp. 48-56.
44. Lannoy, A., Duesberg, J. Analysis of the shift towards service economy: application to the smartphone case // Louvain School of Management. - 2019. - pp. 1-313.
45. Lawson S., Gleim M., Perren R., Hwang J. Freedom from ownership: An exploration of access-based consumption // Journal of Business Research. - 2016. - №69. - pp. 2615-2623.
46. Lea S.E.G., Webley P., Walker C.M. Psychological Factors in Consumer Debt: Money Management, Economic Socialization, and Credit Use // Journal of Economic Psychology. - 1995. - №16. - pp. 681-701.
47. Lee M. Is Product-as-a-Service the Secret Sauce to Increased Profitability? // The Pricing Advisor. - 2020
48. Limsupanark, J., Ming, X., & Pangam, P. Study on the Influence of Customers’ Risk Perception on the Use of Leasing Services Based on the Burden of Ownership // International Business Researchm - 2017. - №10(2). - p. 147.
49. Mashhadi A., Vedantam A., Behdad S. Investigation of consumer’s acceptance of product-service-systems: A case study of cell phone leasing // Resources, Conservation & Recycling. - 2019. - №143. - pp. 36-44.
50. Marsha R.L. The Material Values Scale: Measurement Properties and Development of a Short Form // Journal of Consumer Research. - 2004. - №31. - pp. 209-219.
51. Mont, O. Clarifying the concept of product-service system // Journal of Cleaner Production. - 2002. - Volume 10. - pp. 237-245.
52. Parasuraman A. Technology ReadinessIndex (TRI): A Multiple-Item Scale to Measure Readiness to Embrace New Technologies // Journal of Service Research. - 2000. - №2(4). - pp. 307-320.
53. Poppelaars F., Bakker C. Engelen J. The (il)logic of ownership: Exploring alternative commercial offers for mobile devices // Proceedings of Electronic Goes Green 2016+.
- 2016. - pp. 1-8.
54. Poppelaars F., Bakker C., Engelen J. Does Access Trump Ownership? Exploring Consumer Acceptance of Access-Based Consumption in the Case of Smartphones // Sustainability. - 2018. - pp. 1-18.
55. Reike, D., Vermeulen, W. J. V., Witjes, S. The circular economy: New or Refurbished as CE 3.0? - Exploring Controversies in the Conceptualization of the Circular Economy through a Focus on History and Resource Value Retention Options // Resources, Conservation and Recycling. - 2018. - №135. - pp. 246-264.
56. Rexfelt O., Hiort af Orna's V. Consumer acceptance of product-service systems: Designing for relative advantages and uncertainty reductions // Journal of Manufacturing Technology Management. - 2009. - Vol. 20 No. 5. - pp. 674-699.
57. Rousseau, S. Millennials' acceptance of product-service systems: Leasing smartphones in Flanders (Belgium) // Journal of Cleaner Production. - 2016. - №246.
- pp. 1-33.
58. Thinking inside the subscription box: New research on e-commerce consumers [Электронный ресурс] // McKinsey & Company - URL: https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-telecommunications/our-insights/thinking-inside-the-subscription-box-new-research-on-ecommerce-consumers(дата обращения: 01.03.2023)
59. Tukker, A. Eight types of product-service system: eight ways to sustainability? Experiences from SusProNet // Business Strategy and the Environment. - 2004. - №13(4). - pp. 246-260.
60. Tukker A., Tischner U. Product-services as a research field: past, present and future. Reflections from a decade of research // Journal of Cleaner Production. - 2006. - №14. - pp. 1552-1556.
61. Tunn V., Hende E., Bocken N., Schoormans J. Consumer adoption of access-based product-service systems: The influence of duration of use and type of product // Business Strategy and The Environment. - 2021. - pp. 2796-2813.
62. Tunn V., Hende E., Bocken N., Schoormans J. Digitalised product-service systems: Effects on consumers’ attitudes and experiences // Resources, Conservation & Recycling. - 2020. - №162. - pp. 1-8.
63. Van Den Abeele P. Transitioning To Functional Economy and Product-Service Systems in an urban context // Transitioning Towards Urban Resilience and Sustainability. - 2014.
64. Van Ostaeyen, Joris; et al. A refined typology of Product-Service Systems based on Functional Hierarchy Modeling // Journal of Cleaner Production. - 2013. - №51. - pp. 261-276.
65. 2020-2021'S PHONE DEPRECIATION REPORT BEST VS. WORST: DEVICES, BRANDS & OPERATING [Электронный ресурс] // bankmycell - URL: https://www.bankmycell.com/blog/cell-phone-depreciation-report-2020-2021/(дата обращения: 15.03.2023)