Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Работа №125866

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
1.1. Понятие монополий, их сущность и характеристики, история
возникновения монополий 6
1.2. Формы и виды монополий 11
2 АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Этапы развития монополий в России 15
2.2. Анализ отрицательных последствий монополизации российского
рынка 22
2.3. Деятельность естественного монополиста АО «РЖД» 25
3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ
3.1. Основные принципы и методы государственного регулирования
деятельности монополий 32
3.2. Проблемы АО «РЖД» и основные направления реформирования
деятельности для разрешения проблем 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема монополии и антимонопольной политики актуальна для российской экономики, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые занимают монополистическое место в производстве.
В условиях формирования рыночных отношений обозначилась проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между монополиями и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
Теоретическое и практическое значение имеет и проблема осмысления сути и причин возникновения монополистических новообразований в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий и юридических субъектов хозяйствования, это крайне важно для судьбы рыночных реформ в России. Доминирующее положение на рынке одной или нескольких монополий не только затрудняет доступ на него других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.
Важным направлением государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения монополии в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть корректировка такой деятельности монополий, которая рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке.
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:
- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
- помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).
Первый вариант антимонопольного законодательства в России - Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [1] был принят в 1991 году. Он базировался главным образом на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском договоре ЕС (в частности, ст. 85 и 86). Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления.
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности монополии и анализ антимонопольной политики России.
В качестве основных задач дипломной работы является анализ образования монополий в России, а также антимонопольная политика в отношении различных видов монополий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение монополий;
2. изучить сущность монополий и их характеристики;
3. выявить формы и виды монополий;
4. рассмотреть историю развития монополий в России;
5. изучить современные монополии, их формирование и развитие.
6. рассмотреть отрицательные последствия монополизации рынка.
7. изучить сущность и инструменты государственного регулирования деятельности монополий, а также структуру и функции антимонопольного органа.
8. рассмотреть антимонопольное законодательство и выявить цели антимонопольной политики.
9. рассмотреть и проанализировать деятельность одной из основных российских монополий на примере АО «РЖД».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Монополии начали появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка, начиная с античного времени;
В средние века появление монополий происходило по 2 причинам. Первый способ организации производителей получил название цеховой системы. Второй - выдача монархами различных привилегий, дающих исключительно право на господство или торговлю.
Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в.
Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
- Монополия возникает из господства в производстве;
- Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
- Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
Существует разные виды монополии, которые можно классифицировать на 3 основных вида монополии;
Также различают 5 основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат;
Первые монополии появились в России в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых фабрикантов и др.).В период промышленного подъема (1910- 14гг.) происходил дальнейший рост монополий.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Выделяют 3 главных естественных монополиста России: Газпром, Роснефть, РЖД.
АО «РЖД» является одним из крупнейших естественных монополий в РФ в области железнодорожных перевозок.
АО «РЖД» на протяжении своей деятельности имел много проблем, которые разрешались либо самостоятельно, либо с помощью государственного регулирования.
Например: За 2015 год АО «РЖД» получил убыток по грузоперевозкам в сумме 18 млрд.рублей, по пассажирским перевозкам убыток в сумме 6 млрд. рублей. АО «РЖД» частично финансируется от государства получая финансовые дотации. Получение прибыли связано с суммой государственных дотаций и повышением тарифов. Повышение тарифов на меньший процент подразумевает большую дотацию государства. По согласованию с государственными службами АО «РЖД» установил долгосрочные тарифы с расчетным процентом индексации, что позволяет максимально экономить денежные средства , а также уменьшать издержки.
Другой пример: Быстрый рост парка грузовых вагонов и большое количество владельцев вагонов в 2012-2013 годах привело к снижению показателей эффективности работы железнодорожного транспорта, а также жалобы пользователей-грузоотправителей, связанные со срывом поставок вагонов. Частные операторы не были заинтересованы в перевозках
низкодоходных грузов. Разрешением проблемы стало консолидация парка грузовых вагонов, принятие на государственном уровне «Правила перевозок...», которые позволили наиболее эффективно использовать грузовые вагоны, а также строительство ВСК со скоростью движения до 400 км в час.
С момента создания АО «РЖД» постоянно развивается. В планах до 2030 года снизить количество «узких мест» путем строительства ВСК. В 2015 году были построены 4253 км ВСК и 6942 км скоростного движения.
Подводя итоги, можно сказать, что в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Монополии вредны: они повышают цены и снижают производство по сравнению с оптимальным для экономики уровнем, получают необоснованные сверхприбыли и дискриминируют отдельные группы потребителей. Поскольку потребили поодиночке не в состоянии бороться с монополиями, этим занимается государство и общественные объединения. Передача функций борьбы с монополиями государству легко объяснима: только государство имеет достаточно силы, чтобы разрушать и ограничивать монополии; и, кроме того, контроль монополий выгоден политической системе в государстве, так как потребители одновременно являются избирателями.
Борьба с монополиями имеет два основных направления:
1. Контроль и ограничение естественных монополий (ибо разрушать такую монополию не целесообразно);
2. Недопущение монополий, не являющихся естественными.
Контроль и ограничение естественных монополий.
Недопущение снижения производства монополией, обычно с помощью соглашения между государством и монополистом. В данном соглашении, например, может говориться, что пока монополия не снижает объемы производства, к ней не применяются антимонопольные санкции.
Ограничение дискриминации потребителей. В частности ограничение дискриминации потребителей - физических лиц.
Контроль ценообразования монополий, т.е., во-первых, недопущение завышения монополистом собственных издержек; во-вторых, недопущение продажи одновременно с необходимым потребителям товаром ненужных им сопутствующий; а в-третьих, контроль за тем, чтобы монополия взимала плату за реально потребленный продукт.
Национализация естественных монополий, чтобы монопольная рента перераспределялась в пользу всех граждан государства через бюджет.
Но не совсем правильно думать, что государство стремится лишь ограничивать и душить монополии, нет оно их также бережет и защищает. Поскольку монополии источник стабильных поступлений в бюджет, то государство защищает “свои” внутренние монополии от конкуренции со стороны иностранных компаний.



1. Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 (ред. от 26.07.2006)
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Постановление Правительства РФ №384 от 18.05.2001 (ред. от 22.07.2009) "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте"
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 283 от 6.05.2003г. План мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003-2005 гг.
3. Постановление Правительства РФ №585 от 18.09.2003 (ред. от 17.12.2016) "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
4. Adam Smith - An Inquiry Into The Nature And Causes Of The Wealth Of Nations. изд. N/A, 1776. С. 347.
5. Булатов А. С., Экономика: Учебник. / А.С. Булатов - 3-е перераб. и доп. изд. - М.: Юристъ, 2014.
6. Василевский А., Конспект лекций по экономической теории. / А. Василевский. - М.: 2014.
7. Гальперин В. М., Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. - СПб.: 2013.
8. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Райзберг Б. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
9. Громогласова Е.С., Либман А.А. Перспективы общемирового экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 4
10. Макроэкономика: Учебник / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 202 с.
11. Мамедов О. Ю., Современная экономика / О.Ю. Мамедов. - Ростов на Дону: Феникс, 2015.
12. Микроэкономика: Учебное пособие / Селищева Т.А.; Под ред. Селищевой Т.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 250 с.
13. Общая экономическая теория: Учебник / Баликоев В.З., - 16-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 528 с.
14. Принципы Экономикс. 2-е изд. / Н.Г. Мэнкью. - СПб.: Питер, 2005. - 624 с.
15. Райзенберг Б. А., Курс экономики. Учебник / Б.А. Райзенберг. - ИНФРА-М, 2014.
16. Рузавин Г., Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики / Г. Рузавин, В. Мартынов. - М.: 2009
17. Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс,2012.- 416 с.
18. Строчева М.А., Учебник «Основы экономики»
19. Эклунд К., Эффективная экономика / К. Эклунд. - М.: Экономика, 2004.
20. Экономика. Словарь: Учебное пособие / Пушкарева В.М. - М.:Вузовский учебник, ИНФРА-М Издательский Дом, 2016. - 232 с.
21. Экономика : учебник / под ред. д"ра экон. наук, проф. А. С. Булатова. — 5- изд. стереотипн. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2015. — 896 с.
22. Экономическая теория: Учебное пособие / Янбарисов Р.Г. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 624 с.
23. Якунин В.И., Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. - 2014. - №5.
24. www.fas.gov.ru Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 гг. - Официальный сайт ФАС.
25. www.ru.wikipedia.org Словарь Википедия.
26. www.economslov.ru Экономический словарь.
27. www.inventech.ru Центр креативных технологий.
28. www.gazprom.ru Газпром. Официальный сайт.
29. www.rzd.ru РЖД. Официальный сайт.
30. www.rosneft.ru Роснефть. Официальный сайт.
31. www.consultant.ru Консультант Плюс. Официальный сайт


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ