АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
1.1. Понятие монополий, их сущность и характеристики, история
возникновения монополий 6
1.2. Формы и виды монополий 11
2 АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Этапы развития монополий в России 15
2.2. Анализ отрицательных последствий монополизации российского
рынка 22
2.3. Деятельность естественного монополиста АО «РЖД» 25
3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ
3.1. Основные принципы и методы государственного регулирования
деятельности монополий 32
3.2. Проблемы АО «РЖД» и основные направления реформирования
деятельности для разрешения проблем 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
1.1. Понятие монополий, их сущность и характеристики, история
возникновения монополий 6
1.2. Формы и виды монополий 11
2 АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Этапы развития монополий в России 15
2.2. Анализ отрицательных последствий монополизации российского
рынка 22
2.3. Деятельность естественного монополиста АО «РЖД» 25
3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ
3.1. Основные принципы и методы государственного регулирования
деятельности монополий 32
3.2. Проблемы АО «РЖД» и основные направления реформирования
деятельности для разрешения проблем 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тема монополии и антимонопольной политики актуальна для российской экономики, так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые занимают монополистическое место в производстве.
В условиях формирования рыночных отношений обозначилась проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между монополиями и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
Теоретическое и практическое значение имеет и проблема осмысления сути и причин возникновения монополистических новообразований в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий и юридических субъектов хозяйствования, это крайне важно для судьбы рыночных реформ в России. Доминирующее положение на рынке одной или нескольких монополий не только затрудняет доступ на него других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.
Важным направлением государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения монополии в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть корректировка такой деятельности монополий, которая рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке.
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:
- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
- помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).
Первый вариант антимонопольного законодательства в России - Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [1] был принят в 1991 году. Он базировался главным образом на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском договоре ЕС (в частности, ст. 85 и 86). Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления.
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности монополии и анализ антимонопольной политики России.
В качестве основных задач дипломной работы является анализ образования монополий в России, а также антимонопольная политика в отношении различных видов монополий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение монополий;
2. изучить сущность монополий и их характеристики;
3. выявить формы и виды монополий;
4. рассмотреть историю развития монополий в России;
5. изучить современные монополии, их формирование и развитие.
6. рассмотреть отрицательные последствия монополизации рынка.
7. изучить сущность и инструменты государственного регулирования деятельности монополий, а также структуру и функции антимонопольного органа.
8. рассмотреть антимонопольное законодательство и выявить цели антимонопольной политики.
9. рассмотреть и проанализировать деятельность одной из основных российских монополий на примере АО «РЖД».
В условиях формирования рыночных отношений обозначилась проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между монополиями и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
Теоретическое и практическое значение имеет и проблема осмысления сути и причин возникновения монополистических новообразований в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий и юридических субъектов хозяйствования, это крайне важно для судьбы рыночных реформ в России. Доминирующее положение на рынке одной или нескольких монополий не только затрудняет доступ на него других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.
Важным направлением государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения монополии в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть корректировка такой деятельности монополий, которая рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке.
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:
- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
- помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).
Первый вариант антимонопольного законодательства в России - Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [1] был принят в 1991 году. Он базировался главным образом на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском договоре ЕС (в частности, ст. 85 и 86). Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления.
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности монополии и анализ антимонопольной политики России.
В качестве основных задач дипломной работы является анализ образования монополий в России, а также антимонопольная политика в отношении различных видов монополий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возникновение монополий;
2. изучить сущность монополий и их характеристики;
3. выявить формы и виды монополий;
4. рассмотреть историю развития монополий в России;
5. изучить современные монополии, их формирование и развитие.
6. рассмотреть отрицательные последствия монополизации рынка.
7. изучить сущность и инструменты государственного регулирования деятельности монополий, а также структуру и функции антимонопольного органа.
8. рассмотреть антимонопольное законодательство и выявить цели антимонопольной политики.
9. рассмотреть и проанализировать деятельность одной из основных российских монополий на примере АО «РЖД».
Монополии начали появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка, начиная с античного времени;
В средние века появление монополий происходило по 2 причинам. Первый способ организации производителей получил название цеховой системы. Второй - выдача монархами различных привилегий, дающих исключительно право на господство или торговлю.
Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в.
Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
- Монополия возникает из господства в производстве;
- Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
- Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
Существует разные виды монополии, которые можно классифицировать на 3 основных вида монополии;
Также различают 5 основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат;
Первые монополии появились в России в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых фабрикантов и др.).В период промышленного подъема (1910- 14гг.) происходил дальнейший рост монополий.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Выделяют 3 главных естественных монополиста России: Газпром, Роснефть, РЖД.
АО «РЖД» является одним из крупнейших естественных монополий в РФ в области железнодорожных перевозок.
АО «РЖД» на протяжении своей деятельности имел много проблем, которые разрешались либо самостоятельно, либо с помощью государственного регулирования.
Например: За 2015 год АО «РЖД» получил убыток по грузоперевозкам в сумме 18 млрд.рублей, по пассажирским перевозкам убыток в сумме 6 млрд. рублей. АО «РЖД» частично финансируется от государства получая финансовые дотации. Получение прибыли связано с суммой государственных дотаций и повышением тарифов. Повышение тарифов на меньший процент подразумевает большую дотацию государства. По согласованию с государственными службами АО «РЖД» установил долгосрочные тарифы с расчетным процентом индексации, что позволяет максимально экономить денежные средства , а также уменьшать издержки.
Другой пример: Быстрый рост парка грузовых вагонов и большое количество владельцев вагонов в 2012-2013 годах привело к снижению показателей эффективности работы железнодорожного транспорта, а также жалобы пользователей-грузоотправителей, связанные со срывом поставок вагонов. Частные операторы не были заинтересованы в перевозках
низкодоходных грузов. Разрешением проблемы стало консолидация парка грузовых вагонов, принятие на государственном уровне «Правила перевозок...», которые позволили наиболее эффективно использовать грузовые вагоны, а также строительство ВСК со скоростью движения до 400 км в час.
С момента создания АО «РЖД» постоянно развивается. В планах до 2030 года снизить количество «узких мест» путем строительства ВСК. В 2015 году были построены 4253 км ВСК и 6942 км скоростного движения.
Подводя итоги, можно сказать, что в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Монополии вредны: они повышают цены и снижают производство по сравнению с оптимальным для экономики уровнем, получают необоснованные сверхприбыли и дискриминируют отдельные группы потребителей. Поскольку потребили поодиночке не в состоянии бороться с монополиями, этим занимается государство и общественные объединения. Передача функций борьбы с монополиями государству легко объяснима: только государство имеет достаточно силы, чтобы разрушать и ограничивать монополии; и, кроме того, контроль монополий выгоден политической системе в государстве, так как потребители одновременно являются избирателями.
Борьба с монополиями имеет два основных направления:
1. Контроль и ограничение естественных монополий (ибо разрушать такую монополию не целесообразно);
2. Недопущение монополий, не являющихся естественными.
Контроль и ограничение естественных монополий.
Недопущение снижения производства монополией, обычно с помощью соглашения между государством и монополистом. В данном соглашении, например, может говориться, что пока монополия не снижает объемы производства, к ней не применяются антимонопольные санкции.
Ограничение дискриминации потребителей. В частности ограничение дискриминации потребителей - физических лиц.
Контроль ценообразования монополий, т.е., во-первых, недопущение завышения монополистом собственных издержек; во-вторых, недопущение продажи одновременно с необходимым потребителям товаром ненужных им сопутствующий; а в-третьих, контроль за тем, чтобы монополия взимала плату за реально потребленный продукт.
Национализация естественных монополий, чтобы монопольная рента перераспределялась в пользу всех граждан государства через бюджет.
Но не совсем правильно думать, что государство стремится лишь ограничивать и душить монополии, нет оно их также бережет и защищает. Поскольку монополии источник стабильных поступлений в бюджет, то государство защищает “свои” внутренние монополии от конкуренции со стороны иностранных компаний.
В средние века появление монополий происходило по 2 причинам. Первый способ организации производителей получил название цеховой системы. Второй - выдача монархами различных привилегий, дающих исключительно право на господство или торговлю.
Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в.
Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
- Монополия возникает из господства в производстве;
- Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
- Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
Существует разные виды монополии, которые можно классифицировать на 3 основных вида монополии;
Также различают 5 основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат;
Первые монополии появились в России в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых фабрикантов и др.).В период промышленного подъема (1910- 14гг.) происходил дальнейший рост монополий.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Выделяют 3 главных естественных монополиста России: Газпром, Роснефть, РЖД.
АО «РЖД» является одним из крупнейших естественных монополий в РФ в области железнодорожных перевозок.
АО «РЖД» на протяжении своей деятельности имел много проблем, которые разрешались либо самостоятельно, либо с помощью государственного регулирования.
Например: За 2015 год АО «РЖД» получил убыток по грузоперевозкам в сумме 18 млрд.рублей, по пассажирским перевозкам убыток в сумме 6 млрд. рублей. АО «РЖД» частично финансируется от государства получая финансовые дотации. Получение прибыли связано с суммой государственных дотаций и повышением тарифов. Повышение тарифов на меньший процент подразумевает большую дотацию государства. По согласованию с государственными службами АО «РЖД» установил долгосрочные тарифы с расчетным процентом индексации, что позволяет максимально экономить денежные средства , а также уменьшать издержки.
Другой пример: Быстрый рост парка грузовых вагонов и большое количество владельцев вагонов в 2012-2013 годах привело к снижению показателей эффективности работы железнодорожного транспорта, а также жалобы пользователей-грузоотправителей, связанные со срывом поставок вагонов. Частные операторы не были заинтересованы в перевозках
низкодоходных грузов. Разрешением проблемы стало консолидация парка грузовых вагонов, принятие на государственном уровне «Правила перевозок...», которые позволили наиболее эффективно использовать грузовые вагоны, а также строительство ВСК со скоростью движения до 400 км в час.
С момента создания АО «РЖД» постоянно развивается. В планах до 2030 года снизить количество «узких мест» путем строительства ВСК. В 2015 году были построены 4253 км ВСК и 6942 км скоростного движения.
Подводя итоги, можно сказать, что в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Монополии вредны: они повышают цены и снижают производство по сравнению с оптимальным для экономики уровнем, получают необоснованные сверхприбыли и дискриминируют отдельные группы потребителей. Поскольку потребили поодиночке не в состоянии бороться с монополиями, этим занимается государство и общественные объединения. Передача функций борьбы с монополиями государству легко объяснима: только государство имеет достаточно силы, чтобы разрушать и ограничивать монополии; и, кроме того, контроль монополий выгоден политической системе в государстве, так как потребители одновременно являются избирателями.
Борьба с монополиями имеет два основных направления:
1. Контроль и ограничение естественных монополий (ибо разрушать такую монополию не целесообразно);
2. Недопущение монополий, не являющихся естественными.
Контроль и ограничение естественных монополий.
Недопущение снижения производства монополией, обычно с помощью соглашения между государством и монополистом. В данном соглашении, например, может говориться, что пока монополия не снижает объемы производства, к ней не применяются антимонопольные санкции.
Ограничение дискриминации потребителей. В частности ограничение дискриминации потребителей - физических лиц.
Контроль ценообразования монополий, т.е., во-первых, недопущение завышения монополистом собственных издержек; во-вторых, недопущение продажи одновременно с необходимым потребителям товаром ненужных им сопутствующий; а в-третьих, контроль за тем, чтобы монополия взимала плату за реально потребленный продукт.
Национализация естественных монополий, чтобы монопольная рента перераспределялась в пользу всех граждан государства через бюджет.
Но не совсем правильно думать, что государство стремится лишь ограничивать и душить монополии, нет оно их также бережет и защищает. Поскольку монополии источник стабильных поступлений в бюджет, то государство защищает “свои” внутренние монополии от конкуренции со стороны иностранных компаний.
Подобные работы
- МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Антимонопольная политика в развитых странах мира
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конкуренция и монополия в мировой торговле (Пензенский государственный университет)
Курсовые работы, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРАЦИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КОМПАНИЙ РОССИИ И
КИТАЯ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Роль внешнеторговых платежей в развитии экономики Китая
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016 - Сравнительное исследование психологического восприятия современной российской рекламы на примере радиорекламы и наружной рекламы
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



