Феминистские идеи в творчестве И.Ефремова (на материале романов «Туманность Андромеды» и «Час Быка»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ВЕРСИЯ ФЕМИНИЗМА 10
1.1. Представления о роли женщины в «новом советском обществе» 10
1.2. Партийно-государственная политика решения «женского вопроса» после
революции и в 1930-е годы 21
1.3. «Новая женщина» в советской массовой культуре 1917-1920-х годов ....30
ГЛАВА 2. ФЕМИНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.А. ЕФРЕМОВА 40
2.1. Феминистские идеи в романах И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»
и «Час Быка» 40
2.1.1. Женщины и труд 42
2.1.2. Семья и брак 45
2.1.3. Любовь и сексуальность 49
2.1.4. Материнство и воспитание детей 56
2.1.5. Образ женщины будущего 59
2.1.6. Женщины и искусство 63
2.1.7. Патриархальные отношения 68
2.2. Концепция И.А. Ефремова и советская версия феминизма: сходства и
отличия 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ВЕРСИЯ ФЕМИНИЗМА 10
1.1. Представления о роли женщины в «новом советском обществе» 10
1.2. Партийно-государственная политика решения «женского вопроса» после
революции и в 1930-е годы 21
1.3. «Новая женщина» в советской массовой культуре 1917-1920-х годов ....30
ГЛАВА 2. ФЕМИНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.А. ЕФРЕМОВА 40
2.1. Феминистские идеи в романах И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»
и «Час Быка» 40
2.1.1. Женщины и труд 42
2.1.2. Семья и брак 45
2.1.3. Любовь и сексуальность 49
2.1.4. Материнство и воспитание детей 56
2.1.5. Образ женщины будущего 59
2.1.6. Женщины и искусство 63
2.1.7. Патриархальные отношения 68
2.2. Концепция И.А. Ефремова и советская версия феминизма: сходства и
отличия 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«В романах писателя, обладающего мужским темпераментом бойца, прославляющего героические профессии и подвиги, царит тем не менее женщина», - таково наблюдение А. Бритикова над особенностями творчества автора советской научной фантастики И.А. Ефремова [Бритиков, 2005]. Исследователь обращает внимание на «примечательный феминизм» в произведениях писателя, выражающийся в расстановке героев, высокой идейно-эстетической нагрузке женских образов и философской трактовке красоты [Там же].
Суждения подобного рода о творчестве Ефремова не единичны. Так, Л. Геллер отмечал последовательную и страстную проповедь свободной любви, которой «не было, пожалуй, со времен Александры Коллонтай», и эротизм в произведениях фантаста [Геллер, 1985, с. 341]. Кроме того, ученый высказал очень важную мысль о том, что отношение к женщине у Ефремова созвучно утопическим мечтаниям Фурье, Белинского и Чернышевского [Там же. С. 341], писавших о женской эмансипации и равенстве полов.
На то, что некоторые феминистские круги считают И. Ефремова «своим писателем», обратила внимание М.С. Галина: «... разрабатывая модель "совершенного человека", И.Ефремов, пожалуй, первый в отечественной (а может, и в мировой) фантастике превратил женщину из ценного приза, награды, достающейся герою, или просто из декоративного сюжетного украшения в активное, а то и в главное действующее лицо событий - от исторического (вернее, псевдоисторического) романа "Таис Афинская" или "Лезвия бритвы", где действуют наши современники, до далекого будущего, где женщина не просто осваивает границы неведомого бок о бок с мужчиной, но и принимает на себя основное бремя первого контакта с представителями олигархического общества ("Час Быка")» [Галина, 1997].
Кроме того, гендерную проблематику в творчестве Ефремова анализировал В.В. Комиссаров [Комиссаров, 2017, с. 78]. Исследователь обратился к рассказу писателя «Юрта Ворона» (1960), в котором есть диалог героев о названиях женских профессий. Один из героев замечает: «... в царское время у женщин не было профессий, и все специальности и профессии назывались в мужском роде, для мужчин. Женщинам оставались уменьшительные, я считаю, полупрезрительные названия: курсистка, машинистка, медичка. И до сих пор мы старыми пережитками дышим, говорим: врач, геолог, инженер, агроном. Женщин-специалистов почти столько же, сколько мужчин, и получается языковая бессмыслица : агроном пошла в поле, врач сделала операцию, или приходится добавлять : женщина- врач, женщина-геолог, будто специалист второго сорта, что ли.» [Ефремов, 1959]. А затем продолжает мысль: «Не я, а молодежь нас учит. У них верное чутье: называют геологиня, агрономиня, докториня, шофериня» [Там же]. Так Ефремов откликнулся на тот факт, что тенденция к образованию феминитивов в 1920-е годы, являющаяся следствием активного вовлечения женщин в производство, начала вытесняться в 1930-е годы тенденцией к приданию обобщенного значения словам мужского рода [Беркутова, 2018, с. 13]. В 1960¬е годы обозначения профессий женского рода, по наблюдениям В.В. Беркутовой, практически исчезли из употребления [Там же, с. 14].
Однако наличие подобных рассуждений феминистического характера в творчестве Ефремова, по мысли В.В. Комиссарова, сочетается с примерами патриархальных отношений, в связи с чем, делает вывод ученый, произведения фантаста «полностью лежат в рамках советского гендерного мифа» [Комиссаров, 2017, с. 80], то есть советской концепции равноправия полов. В.В. Комиссаров пишет следующее: «Здесь и явное противопоставление патриархальных и равноправных отношений полов, как на историческом материале, так и в современных сюжетах; и эклектичное сочетание декларативного гендерного равноправия с традиционными взаимоотношениями. С другой стороны, фантаст как прозорливый автор, неизбежно подмечал противоречия советского гендерного мифа и писал о них в тех рамках, которые дозволялись официальной цензурой» [Там же, с. 81].
Данное наблюдение позволяет говорить о связи феминистских идей Ефремова с «советским феминизмом» [Кутырова, 2005; Купарашвили, Новоселов, 2018] (или советским «государственным феминизмом» [Айвазова, 2005; Шахназарян, 2011; Бобровская, 2020]), теоретически разработанным прежде всего в работах А. Коллонтай, осуществленным в послереволюционной политике решения «женского вопроса» периода 1917-1920-х годов и отразившемся в советской массовой культуре. Важно здесь наблюдение С.А. Сергеева о том, что Ефремов принадлежал к поколению 1920-х годов, и взгляды писателя, как и взгляды его ровесников, «формировались под влиянием амбивалентной ситуации раннего советского периода» [Сергеев, 2017]. Этому периоду писатель «обязан гибридности своего мировоззрения, в котором уживались различные, порой кажущиеся малосовместимыми элементы» [Там же]. Все это подтверждает мысль В.В. Комиссарова о сочетании идей равноправного отношения полов и примеров патриархальности не только в творчестве Ефремова, но и в советском гендерном мифе и, бесспорно, советской реальности.
На основании вышеизложенного представляется продуктивным выявить связь феминистических идей Ефремова с советской версией феминизма - не столько генетическую, сколько типологическую. Безусловно «феминизм» Ефремова - условный. Более того, само это понятие достаточно условное. По словам А.А. Темкиной, «под феминизмом может пониматься и борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия» [Темкина, 1995, с. 4]. В нашем исследовании мы будем обращать внимание и анализировать все те представленные в творчестве Ефремова идеи и примеры, которые касаются положения и роли женщины в обществе, равноправия полов, женского труда, материнства, а также авторского видения идеальной женщины.
Феминизм Ефремова не соотносится полностью с советской версией, ведь писатель в своем творчестве во много расходится с аксиомами официального мировоззрения и «выдвигает свою собственную философию» [Геллер, 1985, с. 355]. Исключением не является и «женский вопрос». Наша задача состоит в том, чтобы определить сходства и различия концепции Ефремова с общепринятой в ранние советские годы идеологически - государственной позицией решения «женского вопроса».
Актуальность исследования обусловлена следующими причинами:
1) вниманием отечественной и зарубежной гуманитарной науки к особенностям советской политики и культуры в плане решения «женского вопроса», а также к реальному положению женщин в СССР [Buckley, 1989; Engel, 1999; Лебина, 1999; Алферова, 2011 и др.];
2) усилением научного интереса к феномену советской научной фантастики XX века, представителем которой был Ефремов [Фрумкин, 2004; Цветков, 2009; Комиссаров, 2017];
3) интересом современного литературоведения к творчеству Ефремова, которое в основном анализируется в следующих плоскостях : писателя изучают как одного из авторов научной фантастики [Комиссаров, 2017]; анализируют особенности его фантастического мира [Агапитова, 2017; Осьмухина, Майорова, 2021]; рассматривают образ будущего - берется как утопический аспект («Туманность Андромеды»), так и антиутопический («Час Быка») [Ковалев, 2021; Фокин, 2017; Черняховская, 2016; 2018]; кроме того, выявляются отраженные в произведениях философские идеи [Беспечанский, 2014; Глазырина, Емельянов, 2017];
4) переходом ефремоведения на новую стадию изучения, когда становится возможным изучение тех вопросов, которые не могли обсуждаться советскими литературоведами в виду идеологических причин, а феминистические идеи в творчестве Ефремова и их специфика по сравнению с государственной позицией - это как раз одна из таких «замалчивающихся» тем.
Научная новизна определяется тем, что до сих пор отдельного специального исследования феминистских идей в творчестве Ефремова не предпринималось. Кроме того, в исследовании присутствует обращение к контексту эпохи, делается попытка соотнесения индивидуально-авторского взгляда с представлениями о женщине в ранний советский период, когда мировоззрение писателя только формировалось.
Объектом исследования является феминистическая концепция; предмет исследования - художественная репрезентация феминистских идеи в творчестве Ефремова.
Материалом исследования послужили романы Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) и «Час Быка» (1970). Это романы о далеком коммунистическом будущем, где писатель излагает свое представление об устройстве идеального общества. В статье «На пути к роману “Туманность Андромеды”» Ефремов отмечает, что женщина будущего представлялась ему «абсолютно полноправным членом общества, избавленным от любого ущемления, принижения ее прав. Она будет совершенно вольна и в сфере своих чувств» [Ефремов, 1961, с. 146]. Выбор данных романов обусловлен тем, что они являются наиболее иллюстративными для исследования феминистских идей Ефремова в контексте непосредственно советского феминизма.
Цель исследования - раскрыть феминистские идеи в творчестве И.А. Ефремова и определить их типологическую связь с советским феминизмом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические представления о месте женщины в советском обществе, представленные в высказываниях В.И. Ленина, Н.К. Крупской и А.М. Коллонтай;
2) определить особенности послереволюционной партийно -
государственной политики решения «женского вопроса»;
3) выявить специфику образа «новой женщины» в советской массовой культуре;
4) исследовать феминистскую концепцию Ефремова в романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка».
5) сформулировать сходства концепции Ефремова с советской версией феминизма 1917-1920-х годов и отличия от нее.
Гипотеза исследования - феминистская концепция Ефремова типологически совпадает с идеями советского феминизма периода 1917-1920¬х годов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили отечественные и зарубежные исследования, посвященные советскому феминизму [Здравомыслова, Темкина, 2007; Ельникова, 2003; Юкина, 2007], «женском вопросу» в Советском Союзе [Buckley, 1989; Айвазова, 2005; Алферова, 2011; Шахназарян, 2011 и др.], образу «новой женщины» в советской культуре [Плунгян, 2022; Морозова, 2008; 2009; Виниченко, 2017 и др.], а также непосредственно творчеству Ивана Ефремова [Галина, 1997; Бритиков, 2005; Комиссаров, 2017; Сергеев, 2017 и др.].
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании феминистского аспекта текстов, созданных в советскую эпоху, когда к женщине со стороны государства проявлялось особое внимание. Полученные результаты и сделанные выводы позволяют существенно расширить представление о «женском вопросе» в советский период и могут послужить методологической основой для изучения женских образов в художественных произведениях других советских авторов.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения ее результатов в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных советской культуре и эстетике, истории советской литературы и непосредственно творчеству Ефремова.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В творчестве Ефремова представлена феминистская концепция гендерных отношений.
2. Феминистские идеи Ефремова реализуются на художественном уровне: в авторской речи, диалогах и дискуссиях героев, конфликтных ситуациях, образах героев и пр.
3. Феминистская концепция Ефремова включает следующие аспекты, касающиеся положения и роли женщины: трудовые отношения, семья и брак, материнство и воспитание детей, любовь и сексуальность, образ идеальной женщины, женщина в творчестве и искусстве, проблема угнетения женщин в патриархальной системе.
4. Феминистские идеи Ефремова в целом совпадают с идеями советского феминизма 1917-1920-х годов.
Структура выпускной квалификационной работы:
• Введение, в котором обозначена актуальность исследования, его новизна, объект, предмет и теоретико-методологическая база, а также цели и задачи.
• В первой главе «Советская версия феминизма» рассматриваются теоретические представления о месте женщины в новом обществе, анализируется партийно-государственная политика решения «женского вопроса» в период после революции 1917 года и до 1930-х годов, выявляются особенности образа «новой женщины» в советской массовой культуре.
• Вторая глава «Феминистская концепция И.А. Ефремова» посвящена исследованию феминистских идей в двух романах писателя - «Туманность Андромеды» и «Час Быка», в ней выявляется связь ефремовской концепции с идеями советской версии феминизма, определяются сходства и различия.
• В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, делаются выводы .
• Список использованной литературы включает 85 наименований (источники - 17; научная литература - 68).
Суждения подобного рода о творчестве Ефремова не единичны. Так, Л. Геллер отмечал последовательную и страстную проповедь свободной любви, которой «не было, пожалуй, со времен Александры Коллонтай», и эротизм в произведениях фантаста [Геллер, 1985, с. 341]. Кроме того, ученый высказал очень важную мысль о том, что отношение к женщине у Ефремова созвучно утопическим мечтаниям Фурье, Белинского и Чернышевского [Там же. С. 341], писавших о женской эмансипации и равенстве полов.
На то, что некоторые феминистские круги считают И. Ефремова «своим писателем», обратила внимание М.С. Галина: «... разрабатывая модель "совершенного человека", И.Ефремов, пожалуй, первый в отечественной (а может, и в мировой) фантастике превратил женщину из ценного приза, награды, достающейся герою, или просто из декоративного сюжетного украшения в активное, а то и в главное действующее лицо событий - от исторического (вернее, псевдоисторического) романа "Таис Афинская" или "Лезвия бритвы", где действуют наши современники, до далекого будущего, где женщина не просто осваивает границы неведомого бок о бок с мужчиной, но и принимает на себя основное бремя первого контакта с представителями олигархического общества ("Час Быка")» [Галина, 1997].
Кроме того, гендерную проблематику в творчестве Ефремова анализировал В.В. Комиссаров [Комиссаров, 2017, с. 78]. Исследователь обратился к рассказу писателя «Юрта Ворона» (1960), в котором есть диалог героев о названиях женских профессий. Один из героев замечает: «... в царское время у женщин не было профессий, и все специальности и профессии назывались в мужском роде, для мужчин. Женщинам оставались уменьшительные, я считаю, полупрезрительные названия: курсистка, машинистка, медичка. И до сих пор мы старыми пережитками дышим, говорим: врач, геолог, инженер, агроном. Женщин-специалистов почти столько же, сколько мужчин, и получается языковая бессмыслица : агроном пошла в поле, врач сделала операцию, или приходится добавлять : женщина- врач, женщина-геолог, будто специалист второго сорта, что ли.» [Ефремов, 1959]. А затем продолжает мысль: «Не я, а молодежь нас учит. У них верное чутье: называют геологиня, агрономиня, докториня, шофериня» [Там же]. Так Ефремов откликнулся на тот факт, что тенденция к образованию феминитивов в 1920-е годы, являющаяся следствием активного вовлечения женщин в производство, начала вытесняться в 1930-е годы тенденцией к приданию обобщенного значения словам мужского рода [Беркутова, 2018, с. 13]. В 1960¬е годы обозначения профессий женского рода, по наблюдениям В.В. Беркутовой, практически исчезли из употребления [Там же, с. 14].
Однако наличие подобных рассуждений феминистического характера в творчестве Ефремова, по мысли В.В. Комиссарова, сочетается с примерами патриархальных отношений, в связи с чем, делает вывод ученый, произведения фантаста «полностью лежат в рамках советского гендерного мифа» [Комиссаров, 2017, с. 80], то есть советской концепции равноправия полов. В.В. Комиссаров пишет следующее: «Здесь и явное противопоставление патриархальных и равноправных отношений полов, как на историческом материале, так и в современных сюжетах; и эклектичное сочетание декларативного гендерного равноправия с традиционными взаимоотношениями. С другой стороны, фантаст как прозорливый автор, неизбежно подмечал противоречия советского гендерного мифа и писал о них в тех рамках, которые дозволялись официальной цензурой» [Там же, с. 81].
Данное наблюдение позволяет говорить о связи феминистских идей Ефремова с «советским феминизмом» [Кутырова, 2005; Купарашвили, Новоселов, 2018] (или советским «государственным феминизмом» [Айвазова, 2005; Шахназарян, 2011; Бобровская, 2020]), теоретически разработанным прежде всего в работах А. Коллонтай, осуществленным в послереволюционной политике решения «женского вопроса» периода 1917-1920-х годов и отразившемся в советской массовой культуре. Важно здесь наблюдение С.А. Сергеева о том, что Ефремов принадлежал к поколению 1920-х годов, и взгляды писателя, как и взгляды его ровесников, «формировались под влиянием амбивалентной ситуации раннего советского периода» [Сергеев, 2017]. Этому периоду писатель «обязан гибридности своего мировоззрения, в котором уживались различные, порой кажущиеся малосовместимыми элементы» [Там же]. Все это подтверждает мысль В.В. Комиссарова о сочетании идей равноправного отношения полов и примеров патриархальности не только в творчестве Ефремова, но и в советском гендерном мифе и, бесспорно, советской реальности.
На основании вышеизложенного представляется продуктивным выявить связь феминистических идей Ефремова с советской версией феминизма - не столько генетическую, сколько типологическую. Безусловно «феминизм» Ефремова - условный. Более того, само это понятие достаточно условное. По словам А.А. Темкиной, «под феминизмом может пониматься и борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия» [Темкина, 1995, с. 4]. В нашем исследовании мы будем обращать внимание и анализировать все те представленные в творчестве Ефремова идеи и примеры, которые касаются положения и роли женщины в обществе, равноправия полов, женского труда, материнства, а также авторского видения идеальной женщины.
Феминизм Ефремова не соотносится полностью с советской версией, ведь писатель в своем творчестве во много расходится с аксиомами официального мировоззрения и «выдвигает свою собственную философию» [Геллер, 1985, с. 355]. Исключением не является и «женский вопрос». Наша задача состоит в том, чтобы определить сходства и различия концепции Ефремова с общепринятой в ранние советские годы идеологически - государственной позицией решения «женского вопроса».
Актуальность исследования обусловлена следующими причинами:
1) вниманием отечественной и зарубежной гуманитарной науки к особенностям советской политики и культуры в плане решения «женского вопроса», а также к реальному положению женщин в СССР [Buckley, 1989; Engel, 1999; Лебина, 1999; Алферова, 2011 и др.];
2) усилением научного интереса к феномену советской научной фантастики XX века, представителем которой был Ефремов [Фрумкин, 2004; Цветков, 2009; Комиссаров, 2017];
3) интересом современного литературоведения к творчеству Ефремова, которое в основном анализируется в следующих плоскостях : писателя изучают как одного из авторов научной фантастики [Комиссаров, 2017]; анализируют особенности его фантастического мира [Агапитова, 2017; Осьмухина, Майорова, 2021]; рассматривают образ будущего - берется как утопический аспект («Туманность Андромеды»), так и антиутопический («Час Быка») [Ковалев, 2021; Фокин, 2017; Черняховская, 2016; 2018]; кроме того, выявляются отраженные в произведениях философские идеи [Беспечанский, 2014; Глазырина, Емельянов, 2017];
4) переходом ефремоведения на новую стадию изучения, когда становится возможным изучение тех вопросов, которые не могли обсуждаться советскими литературоведами в виду идеологических причин, а феминистические идеи в творчестве Ефремова и их специфика по сравнению с государственной позицией - это как раз одна из таких «замалчивающихся» тем.
Научная новизна определяется тем, что до сих пор отдельного специального исследования феминистских идей в творчестве Ефремова не предпринималось. Кроме того, в исследовании присутствует обращение к контексту эпохи, делается попытка соотнесения индивидуально-авторского взгляда с представлениями о женщине в ранний советский период, когда мировоззрение писателя только формировалось.
Объектом исследования является феминистическая концепция; предмет исследования - художественная репрезентация феминистских идеи в творчестве Ефремова.
Материалом исследования послужили романы Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) и «Час Быка» (1970). Это романы о далеком коммунистическом будущем, где писатель излагает свое представление об устройстве идеального общества. В статье «На пути к роману “Туманность Андромеды”» Ефремов отмечает, что женщина будущего представлялась ему «абсолютно полноправным членом общества, избавленным от любого ущемления, принижения ее прав. Она будет совершенно вольна и в сфере своих чувств» [Ефремов, 1961, с. 146]. Выбор данных романов обусловлен тем, что они являются наиболее иллюстративными для исследования феминистских идей Ефремова в контексте непосредственно советского феминизма.
Цель исследования - раскрыть феминистские идеи в творчестве И.А. Ефремова и определить их типологическую связь с советским феминизмом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические представления о месте женщины в советском обществе, представленные в высказываниях В.И. Ленина, Н.К. Крупской и А.М. Коллонтай;
2) определить особенности послереволюционной партийно -
государственной политики решения «женского вопроса»;
3) выявить специфику образа «новой женщины» в советской массовой культуре;
4) исследовать феминистскую концепцию Ефремова в романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка».
5) сформулировать сходства концепции Ефремова с советской версией феминизма 1917-1920-х годов и отличия от нее.
Гипотеза исследования - феминистская концепция Ефремова типологически совпадает с идеями советского феминизма периода 1917-1920¬х годов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили отечественные и зарубежные исследования, посвященные советскому феминизму [Здравомыслова, Темкина, 2007; Ельникова, 2003; Юкина, 2007], «женском вопросу» в Советском Союзе [Buckley, 1989; Айвазова, 2005; Алферова, 2011; Шахназарян, 2011 и др.], образу «новой женщины» в советской культуре [Плунгян, 2022; Морозова, 2008; 2009; Виниченко, 2017 и др.], а также непосредственно творчеству Ивана Ефремова [Галина, 1997; Бритиков, 2005; Комиссаров, 2017; Сергеев, 2017 и др.].
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании феминистского аспекта текстов, созданных в советскую эпоху, когда к женщине со стороны государства проявлялось особое внимание. Полученные результаты и сделанные выводы позволяют существенно расширить представление о «женском вопросе» в советский период и могут послужить методологической основой для изучения женских образов в художественных произведениях других советских авторов.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения ее результатов в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных советской культуре и эстетике, истории советской литературы и непосредственно творчеству Ефремова.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В творчестве Ефремова представлена феминистская концепция гендерных отношений.
2. Феминистские идеи Ефремова реализуются на художественном уровне: в авторской речи, диалогах и дискуссиях героев, конфликтных ситуациях, образах героев и пр.
3. Феминистская концепция Ефремова включает следующие аспекты, касающиеся положения и роли женщины: трудовые отношения, семья и брак, материнство и воспитание детей, любовь и сексуальность, образ идеальной женщины, женщина в творчестве и искусстве, проблема угнетения женщин в патриархальной системе.
4. Феминистские идеи Ефремова в целом совпадают с идеями советского феминизма 1917-1920-х годов.
Структура выпускной квалификационной работы:
• Введение, в котором обозначена актуальность исследования, его новизна, объект, предмет и теоретико-методологическая база, а также цели и задачи.
• В первой главе «Советская версия феминизма» рассматриваются теоретические представления о месте женщины в новом обществе, анализируется партийно-государственная политика решения «женского вопроса» в период после революции 1917 года и до 1930-х годов, выявляются особенности образа «новой женщины» в советской массовой культуре.
• Вторая глава «Феминистская концепция И.А. Ефремова» посвящена исследованию феминистских идей в двух романах писателя - «Туманность Андромеды» и «Час Быка», в ней выявляется связь ефремовской концепции с идеями советской версии феминизма, определяются сходства и различия.
• В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, делаются выводы .
• Список использованной литературы включает 85 наименований (источники - 17; научная литература - 68).
Феминистская концепция советского писателя-фантаста И.А. Ефремова еще не оказывалась в фокусе отдельного внимания исследователей. В работе была предпринята попытка не только выявить феминистские идеи Ефремова, но и сравнить их с идеями советского феминизма периода 1917-1920-х годов. Именно в этот период формировалось мировоззрение писателя.
В ходе исследования были рассмотрены основные аспекты «женского вопроса» (женский труд, новый тип семьи, материнство и воспитание детей, быт и домашние обязанности, концепция «новой женщины), которые теоретически осмыслялись советскими деятелями - В.И. Лениным, Н.К. Крупской, А.М. Коллонтай. Далее была проанализирована послереволюционная партийно-государственная политика решения «женского вопроса», в ходе которой советское государство обеспечило политическое и гражданское равноправие, провело реформы в сфере труда, материнства, брака, семьи, быта. Отмечено, что в 1930-е годы политика государства поменяла направление в плане «женского вопроса»: все нововведения и запреты были направлены на укрепление семьи, произошел возврат к патриархальным нормам. Затем был изучен идеологический образ «новой женщины» в советской массовой культуре 1917-1920-х годов (в агитационных плакатах, женских журналах, кинематографе и художественных произведениях), отмечены основные черты «новой женщины», а также определены модели поведения, следовать которым предлагалось советским женщинам. Таким образом, были выявлены основные идеи советского феминизма 1917-1920-х годов для анализа феминистской концепции Ефремова.
Феминистские идеи Ефремова были рассмотрены в романах писателя о далеком будущем - «Туманность Андромеды» и «Час Быка». В ходе анализа установлено, что феминистская концепция писателя реализуется в авторской речи, диалогах и дискуссиях героев (включая лекционные вставки), конфликтных ситуациях, образах героев и в моделях их поведения. Основными составляющими феминистской концепции Ефремова являются следующие идеи:
1) включение женщин в труд наравне с мужчинами;
2) свободный брак, последовательная моногамия в отношениях между мужчиной и женщиной, эгалитарный тип семьи, свобода от быта;
3) обязательное материнство, ограничение рождаемости и общественное воспитание детей;
4) выделение любви и физической страсти, половое воспитание и управление сексуальной энергией, одобрение сексуальной связи с целью рождения ребенка - более генетически совершенного, осуждение неуправляемого сексуального влечения, эротическая открытость и телесность (прежде всего для женщин);
5) тесная связь женщин с искусством (не только являются деятелями искусства, но и служат натурой);
6) образ женщины будущего: красивая, физически совершенная и развитая, независимая, деятельная, свободная, самостоятельная, женственная, обладает эстетическим чувством, открытая, смелая, спокойная и расположенная к другим людям;
7) осуждение любых форм угнетения, деспотизма, жестокости в отношениях между полами.
В ходе исследования была установлена типологическая связь концепции Ефремова с советским феминизмом 1917-1920-х годов. Сходными являются идеи равенства полов, эгалитарного типа семьи, свободного брака, социальной значимости материнства, общественного воспитания детей, освобождения от быта, внимания к сексуальным отношениям полов. Кроме того, трактование любви у Ефремова сходно с трактованием любви в концепции А.М. Коллонтай, а образ женщины будущего во многих чертах совпадает с образом «новой женщины» в советской массовой культуре рассматриваемого периода. Идеи ограничения репродуктивных прав женщин (обязательное материнство) и демографического контроля, обязательного полового воспитания и управления своей сексуальной энергией, женской красоты и эротической открытости, а также тесной связи женщин с искусством в феминистской концепции Ефремова составляют ее отличие от советского феминизма. Наличие этих идей обусловлено изображением мира далекого будущего и, в связи с этим, глобальным подходом к проблеме (обязательное материнство, демографический контроль), расширенной трактовкой темы сексуальности (половое воспитание, управление сексуальной энергией) и философским подходом к проблеме красоты и искусства (эротическая открытость, связь женщин с искусством).
Таким образом, феминистские идеи Ефремова типологически совпадают с советским феминизмом 1917-1920-х годов - они направлены на предоставление женщинам равноправия и свободы во всех сферах жизни.
В ходе исследования были рассмотрены основные аспекты «женского вопроса» (женский труд, новый тип семьи, материнство и воспитание детей, быт и домашние обязанности, концепция «новой женщины), которые теоретически осмыслялись советскими деятелями - В.И. Лениным, Н.К. Крупской, А.М. Коллонтай. Далее была проанализирована послереволюционная партийно-государственная политика решения «женского вопроса», в ходе которой советское государство обеспечило политическое и гражданское равноправие, провело реформы в сфере труда, материнства, брака, семьи, быта. Отмечено, что в 1930-е годы политика государства поменяла направление в плане «женского вопроса»: все нововведения и запреты были направлены на укрепление семьи, произошел возврат к патриархальным нормам. Затем был изучен идеологический образ «новой женщины» в советской массовой культуре 1917-1920-х годов (в агитационных плакатах, женских журналах, кинематографе и художественных произведениях), отмечены основные черты «новой женщины», а также определены модели поведения, следовать которым предлагалось советским женщинам. Таким образом, были выявлены основные идеи советского феминизма 1917-1920-х годов для анализа феминистской концепции Ефремова.
Феминистские идеи Ефремова были рассмотрены в романах писателя о далеком будущем - «Туманность Андромеды» и «Час Быка». В ходе анализа установлено, что феминистская концепция писателя реализуется в авторской речи, диалогах и дискуссиях героев (включая лекционные вставки), конфликтных ситуациях, образах героев и в моделях их поведения. Основными составляющими феминистской концепции Ефремова являются следующие идеи:
1) включение женщин в труд наравне с мужчинами;
2) свободный брак, последовательная моногамия в отношениях между мужчиной и женщиной, эгалитарный тип семьи, свобода от быта;
3) обязательное материнство, ограничение рождаемости и общественное воспитание детей;
4) выделение любви и физической страсти, половое воспитание и управление сексуальной энергией, одобрение сексуальной связи с целью рождения ребенка - более генетически совершенного, осуждение неуправляемого сексуального влечения, эротическая открытость и телесность (прежде всего для женщин);
5) тесная связь женщин с искусством (не только являются деятелями искусства, но и служат натурой);
6) образ женщины будущего: красивая, физически совершенная и развитая, независимая, деятельная, свободная, самостоятельная, женственная, обладает эстетическим чувством, открытая, смелая, спокойная и расположенная к другим людям;
7) осуждение любых форм угнетения, деспотизма, жестокости в отношениях между полами.
В ходе исследования была установлена типологическая связь концепции Ефремова с советским феминизмом 1917-1920-х годов. Сходными являются идеи равенства полов, эгалитарного типа семьи, свободного брака, социальной значимости материнства, общественного воспитания детей, освобождения от быта, внимания к сексуальным отношениям полов. Кроме того, трактование любви у Ефремова сходно с трактованием любви в концепции А.М. Коллонтай, а образ женщины будущего во многих чертах совпадает с образом «новой женщины» в советской массовой культуре рассматриваемого периода. Идеи ограничения репродуктивных прав женщин (обязательное материнство) и демографического контроля, обязательного полового воспитания и управления своей сексуальной энергией, женской красоты и эротической открытости, а также тесной связи женщин с искусством в феминистской концепции Ефремова составляют ее отличие от советского феминизма. Наличие этих идей обусловлено изображением мира далекого будущего и, в связи с этим, глобальным подходом к проблеме (обязательное материнство, демографический контроль), расширенной трактовкой темы сексуальности (половое воспитание, управление сексуальной энергией) и философским подходом к проблеме красоты и искусства (эротическая открытость, связь женщин с искусством).
Таким образом, феминистские идеи Ефремова типологически совпадают с советским феминизмом 1917-1920-х годов - они направлены на предоставление женщинам равноправия и свободы во всех сферах жизни.
Подобные работы
- Феминистские идеи в творчестве И. Ефремова(на материале романов «Туманность Андромеды» и «Час Быка»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023



