АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы одаренности и одаренных подростков 9
1.1 Понятие одаренности в современной психологии 9
1.1.1 Виды одаренности 13
1.2 Подростковый возраст с точки зрения различных психологических теорий 16
1.3 Особенности когнитивной сферы одаренных подростков 21
1.4 Особенности личности одаренных подростков 22
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 26
2.1 Материалы исследования 28
2.2 Процедура исследования 30
2.3 Методы исследования 31
2.3.1 Полуструктурированное интервью 32
2.3.2 Универсальный интеллектуальный тест 32
2.3.3 Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга 34
2.3.4 Личностный опросник Кеттелла (подростковый вариант) 36
2.3.5 Опросник уровня невротизации и психопатизации 42
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1 Результаты изучения фрустрационных реакций 46
3.2 Результаты изучения личностных характеристик 51
3.3 Результаты изучения уровня невротизации и психопатизации 55
3.4 Взаимосвязь особенностей личности и способов поведения во фрустрирующих ситуациях 56
3.5 Взаимосвязь личностных характеристик и уровня невротизации и психопатизаци 58
3.6 Обсуждение результатов исследования 61
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Приложение А 78
Приложение Б 79
Приложение В 83
Приложение Г 92
Становление психически и физически здоровой личности в условиях интенсивного развития экономических, социальных, политических отношений и общей нестабильности в мире является одной из важнейших задач в современном обществе. Одно из возможных решений данной проблемы может быть создание специализированных учреждений для одаренных детей и подростков. В последние годы активно ведутся работы в этом направлении активно ведутся, появляются различные школы-интернаты, специализированные гимназии, кадетские корпуса, различные благотворительные организации и т.д.
В научных трудах проблема одаренности начала описываться только в двадцатом веке, одним из первых, кто обратил внимание на одаренных детей был С.Л.Рубинштейн. Он описывал одаренность как «Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т. п.» (Рубинштейн, 1998).
В нашей стране началась активная разработка данной проблематики, однако существует множество определений одаренности, порой прямо противоположных друг другу. Разработано большое количество рекомендаций для педагогов и психологов, работающих в школе, как работать с такими людьми. Однако в клинической психологии исследований, посвященных проблеме одаренности не так много, поэтому это представляет большой научный простор для изучения клинико-психологических характеристик одаренных подростков, с целью разработки практических рекомендаций по работе с одаренными подростками.
Целью данного исследования является изучение клинико-психологических особенностей подростков с высоким уровнем интеллекта.
Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить личностные характеристики подростков с высоким уровнем интеллекта - участников программы АНО «Одаренная молодежь» в сравнении с подростками со средним уровнем интеллекта
2. Изучить возрастно-половые особенности личности.
3. Провести сравнительный анализ личностных характеристик одаренных подростков и подростков с высоким уровнем интеллекта.
4. Изучить особенности поведения одаренных подростков во фрустрирующих ситуациях подростков с высоким уровнем интеллекта.
5. Оценить уровень невротизации и психопатизации у подростков с высоким уровнем интеллекта.
Объект исследования. В исследовании приняли участие 24 участника программы АНО «Одаренная молодежь» и 26 учеников из 266 школы г. Санкт- Петербурга в возрасте от 15 до 17 лет.
Предметом исследования являлись особенности личности подростков с высоким уровнем интеллекта, уровень невротизации и психопатизации и особенности поведения во фрустрирующих ситуациях.
Основная гипотеза исследования: Подростки с высоким уровнем интеллекта имеют личностные особенности, выраженные преобладанием невротичных характеристик, повышенный уровень невротизации и особенности поведения во фрустрирующей ситуации, что отличает их от сверстников со средними показателями интеллекта.
Данная работа состоит из введения трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, показана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы исследования.
В первой главе проведен анализ теоретических основ проблемы одаренности, рассмотрены различные точки зрения на подростковый возраст, рассмотрены последние исследования интеллектуально одаренных подростков, проведен литературный анализ проблемы одаренности в подростковом возрасте и рассмотрены актуальные исследования в данной области.
Во второй главе произведено описание проведенного исследования, описаны предмет и объект, особенности выборки, проведен анализ использованных методов исследования, описана процедура исследования, определены цели, задачи и гипотезы.
В третьей главе описаны результаты проведенного исследования, сделаны выводы на основе результатов.
В заключении представлены результаты дипломного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена рабочая гипотеза, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В библиографии в алфавитном порядке указаны литературные источники, изученные и использованные при выполнении данной дипломной работы.
В приложениях описаны тесты и методики, использованные для проведения эмпирического исследования.
Данное исследование было направлено на выявление клинико-психологических особенностей одаренных подростков. Одарённость многогранный феномен, который может проявляться в различных сферах жизни. К сожалению, данный феномен чаще всего рассматривается с точки зрения общей и педагогической психологии, в клинической психологии исследований, посвященных данной проблематике не так много, поэтому данная тема является актуальной.
В данном исследовании были рассмотрены подростки с высоким интеллектом и академической одарённостью в сравнении с их сверстниками со средним уровнем интеллекта. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что подростки с высоким уровнем интеллекта обладают отличительными личностными чертами как чувствительность, эмоциональная неустойчивость, мягкость, утонченность, художественное восприятие мира, постоянное состояние возбуждения, чувство усталости и разбитости, эмоциональная неустойчивость, преобладание пониженного настроения, раздражительность, негативное отношение к критике. В то время как для подростков со средним уровнем интеллекта характерны склонность к усложнению жизни и подходят, осторожность в решении проблем, страх неудачи.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что подростки с высоким уровнем интеллекта во фрустрирующих ситуациях пользуются импунитивными (рассматривают фрустрирующие ситуации как нечто незначительное) реакциями с фиксацией на удовлетворении потребности. В то время как подростки со средним общим интеллектом пользуются интропунитивными (ответственность берут на себя) реакциями с фиксацией на самозащите. Таким образом, подростки с высоким интеллектом проявляют фрустрационную толерантность в отличие от своих сверстников со средним интеллектом.
По результатам исследования особенности поведения во фрустрирующих ситуациях зависят от таких личностных характеристик как пассивность - доминантность, степень групповой зависимости в группе подростков с высоким интеллектом и степенью групповой зависимости, степенью внутреннего напряжения в группе подростков со средним уровнем интеллекта.
В исследовании было выявлено, что подростки с высоким уровнем интеллекта обладают более выраженным уровнем невротизации в отличие от своих сверстников со средним уровнем интеллекта.
Так, результаты данного исследования могут быть использованы как с одной стороны, подтверждающие факт того, что подростки с высоким уровнем интеллекта обладают определенными личностными характеристиками, которые отличают их от сверстников со средним уровнем интеллекта, а с другой стороны как задел для дальнейших исследований, с целью уточнения факторов, обусловливающих данное различие и развития данных характеристик на протяжении жизни. Помимо того, представляется важным дальнейшее изучение феномена одаренности с точки зрения клинической психологии на российской выборке, поскольку некоторые респонденты данного исследования отличаются повышенными или высокими показателями уровня невротизации и психопатизации, особенности возникновения и течения которых необходимо было бы прояснить и использовать для улучшения психологической помощи по проблеме одаренности в подростковом возрасте и решения проблем, возникающих на данном этапе жизни человека.
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы психологии. №1, 1995, с.111 - 131
2. Белашева Х.В. Мнемические способности одаренных подростков с различными профилями межполушарной асимметрии мозга// Психологические науки, 2008, с.71 - 76
3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности// Вопросы образования, 2004 с. 46 - 68
4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Особенности развития личности с гармоничным и дисгармоничным типах одаренности// Российский психологический журнал, 2008 том 5 №4, с. 11
5. Бородина В.Н., Ашрафбекова А.Х. Взаимосвязь перфекционизма и самоотношения одаренных старшеклассников// Вестник педагогических инноваций, 2016, с. 84 - 89
6. Вертгеймер М. Психология продуктивного мышления, Москва, «Прогресс», 1987, с.323
7. Выготский Л.С. Психология подростка// Собр. Соч. Т. 2., Москва. «Педагогика», с.242
8. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта// Психология мышления, Москва, Прогресс, с. 255
9. Глухова В.А., Баранова Е.М. Соотношение социометрического статуса с интеллектуально-творческими способностями и личностными особенностями одаренных подростков// Вестник Южно -Уральского Государственного Университета, 2016, с. 82-90
10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие., СПб, «Речь», 2002, с. 693
11. Гринина Е.С. Особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с различным уровнем развития интеллекта// Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия 12. Социология, Вып.2, 2014, с. 58 - 66
12. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г Большой психологический словарь, АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
13. Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одаренности, СПб, «Питер», 2009, с. 447
14. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла, Спб, «Речь», 2001, с.116
15. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков// Образование и наука, 2010, с.30-39
...