ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования трудовых ценностей российского поколения Z 9
1.1. Трудовые ценности: понятие, классификации 9
1.2. Труд и трудовые ценности работников в условиях современного общества.21
1.3. Поколение Z: характеристики и особенности социализации 34
1.4. Трудовые ценности современного российского поколения Z: обзор
исследований 46
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование представлений российского поколения Z о трудовых ценностях на примере работающих молодых людей Санкт- Петербурга в возрасте 18-23 лет 61
2.1. Проведение эмпирического исследования: сбор данных и методы анализа .61
2.2. Основные результаты анализа представлений о трудовых ценностях
работающих жителей Санкт-Петербурга в возрасте 18-23 лет 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Формирование постиндустриального общества сопровождается активными изменениями во многих сферах жизни людей, одной из которых является сфера труда и занятости. В данной сфере достаточно ярко проявляются такие тенденции, как цифровизация, виртуализация трудовых отношений, автономизация, интеллектуализация трудовой деятельности, уход от существовавших ранее норм и стандартов организации труда, что приводит к разнообразию форматов труда и занятости. В условиях выбора актуализируются ценности человека, и в данном случае трудовые ценности - связанные с трудовой деятельностью значимые факты, объекты или явления, которыми могут выступать как сама трудовая деятельность и ее компоненты, так и цели и состояния, достижению которых она способствует. Они могут отражаться в представлениях, убеждениях, действиях человека.
В настоящее время активно вступают на рынок труда и занятости представители поколения Z (с 2000 г.р.). Молодые люди в отличие от предыдущих поколений не имеют перед собой четких ориентиров в сфере трудовой деятельности со стороны социальных институтов. Поколение Z, и в первую очередь проживающее в крупных городах, помимо определения значимых для себя характеристик работы, столкнулось с возможностью определения того, насколько вообще необходимо быть занятым. Выбор того или иного варианта в трудовой сфере определяется возможностями человека и теми ценностями, которые у него сформировались ко времени принятия решения. От того, какие трудовые ценности были сформированы, зависит не только настоящее, но и будущее экономическое благосостояние общества.
Особый интерес представляет категория работающих молодых людей, так как их представления о желаемой работе также подкреплены опытом трудовой деятельности. Согласно опросу ВЦИОМ, около трети молодых людей в возрасте 18-24 лет хотели бы поменять место работы и сферу деятельности, что показывает актуальность исследования их трудовых ценностей. Молодые люди не останавливаются на одном рабочем месте, сменяя их в зависимости от своих возможностей и стоящих перед ними задач. Кроме того, актуальность исследования трудовых ценностей молодых людей подтверждается публикациями научных и научно-популярных работ, а также организациями конференций по данной тематике. Так, в рамках V Санкт-Петербургского международного молодежного форума труда одним из вопросов обсуждения стали ценности поколение Z и их карьерные траектории. При этом это поколение не так давно вышло на рынок, а потому проведенные ранее исследования требуют уточнения данных. Кроме того, данное исследование направлено на выявление представлений молодых людей о трудовых ценностях, то есть предполагает возможность взглянуть на данную тематику с точки зрения самих респондентов.
Степень разработанности темы. С точки зрения выявления трудовых ценностей в эмпирическом исследовании были рассмотрены результаты работ зарубежных авторов Д. Элизур, М. Рос, С. Шварца, С. Суркисс и др. Отечественные исследователи В. С. Магун, А. Н Покида, Н. В. Зыбуновская и др. рассматривают трудовые ценности населения России, а также особенности их трансформации в ближайшие десятилетия. Изучение отношения рабочей молодежи к труду в советское и постсоветское время проводили Бессокирная Г. П., Темницкий А.Л..
Изучением факторов формирования трудовых ценностей молодых людей занимались А.А. Поплавская, В. В. Ретивина, Попова И. П. и др. То, как происходит формирование образа труда и его ценности в представлении молодежи, анализировали Зубок Ю.А., Чупров В.И.. Противоречия в формировании трудовых ценностей молодых людей исследовались в работах Е.В. Андриановой, А.Н. Тарасовой, И.Ф. Печеркиной.
Особенности российского поколения Z и их социальные практики проанализированы в работах И. С. Заводян, Н. Майоровой-Щегловой, С. Ю. Митрофановой и др. Трудовые ценности данной категории российской молодежи приведены в работах Г. И. Комаревцевой, З. В. Якимова, М. Г. Масилова и др. авторов. Межпоколенческие сравнения трудовых ценностей проводили В. В. Аранжин, Е. В. Нехода17. Более подробно результаты эмпирических исследований трудовых ценностей российского поколения Z приведены в параграфе 4 первой главы данной работы.
Принимая во внимание существующие результаты исследований, в рамках данной работы планируется разобраться в трудовых ценностях с точки зрения самих респондентов.
Объект - представители российского поколения Z на примере работающих жителей Санкт-Петербурга в возрасте 18-23 лет.
Предмет - представления российского поколения Z о трудовых ценностях.
Цель - выявить, какие существуют значимые характеристики работы с точки зрения представителей российского поколения Z, т.е. их представления о трудовых ценностях.
Задачи.
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению трудовых ценностей.
2. Рассмотреть трудовую деятельность в современном обществе как условие формирования трудовых ценностей.
3. Изучить характеристики поколения Z и условия их социализации.
4. Проанализировать эмпирические исследования трудовых ценностей современного российского поколения Z.
5. Выявить особенности представлений российского поколения Z о трудовых ценностях на примере жителей Санкт-Петербурга в возрасте 18-23 лет.
Теоретико-методологическую основу составляют положения символического интеракционизма, теорий постиндустриального общества, теории поколений, в совокупности с использованием качественных методов исследования.
Обозначим некоторые из ключевых положений символического интеракционизма, на которые будем опираться в ходе исследования .
1. Люди действуют в отношении вещей исходя из того, какое значение они для них имеют. К вещам относится все, что присутствует в мире - от физических объектов до конкретных действий, идеалов, систем.
2. Главным инструментом конструирования значений в ходе взаимодействия с другими людьми является язык. Язык также выступает средством, подсказывающим как действовать в отношении конкретных явлений, приспосабливаться к точкам зрения других людей, коммуницировать и т.д. Хотя взаимодействия могут происходить и посредством использования цифровых устройств в медиапространстве без видимости конкретного человека, однако там все равно будут генерироваться значения и смыслы, воспринимаемые, а далее интерпретируемые людьми. Представления о трудовых ценностях, таким образом, так же конструируются посредством коммуникации.
Положения теорий постиндустриального общества, теории поколений, подробнее представлены в соответствующих параграфах теоретико-методологической главы работы.
Выбранный метод сбора данных - полуструктурированное интервью, позволяет респондентам развернуто отвечать на вопросы, а интервьюеру уточнять необходимую информацию в ходе разговора.
Эмпирическую базу исследования составили транскрипты интервью 10 работающих жителей Санкт-Петербурга в возрасте 18-23 лет. Гайд интервью приведен в Приложении 2.
Научна новизна заключается, во-первых, в том, что методики выявления трудовых ценностей, используемые в количественном подходе, адаптированы для качественной методологии данного исследования , во-вторых, в том, что полученные в результате исследования типы представлений о трудовых ценностях могут присутствовать у одного работника одновременно, влияя на его баланс жизни и работы. Практическая значимость работы состоит в том, что описание представлений трудовых ценностей российского поколения Z может быть использовано работодателями и специалистами по работе с молодежью.
Трудовая деятельность в настоящее время подвержена многим изменениям, что дает больше возможностей выбора форматов работы и предъявляет новые требования к работникам при выходе на рынок труда и занятости. В настоящее время постепенно вступают в трудовые отношения и становятся участниками рынка труда представители поколения Z. Данное поколение представляет интерес для многих исследователей. Отмечается, что его представители отличаются от более старших работников, они обладают набором уникальных характеристик, а потому представляет интерес рассмотреть их ценности с их собственной точки зрения.
В ходе теоретической подготовки исследования было рассмотрено, какие существуют определения и классификации трудовых ценностей. Под трудовыми ценностями в данной работе понимаются связанные с трудовой деятельностью значимые факты, объекты или явления, которыми могут выступать как сама трудовая деятельность и ее компоненты, так и цели и состояния, достижению которых она способствует. Они могут отражаться в представлениях, что было исследовано в эмпирической части работы, а также в убеждениях и действиях человека. На основе теоретического анализа были выделены трудовые ценности, относящиеся к организации трудового процесса, характеристикам работников, характеристикам организации (компании), содержанию трудовой деятельности, категориям оценки деятельности работником, целям и результатам работы. При этом трудовые ценности связаны с той трудовой деятельностью, которая относится к занятости, или работе, т.е. производству товаров или услуг за плату или прибыль для удовлетворения общественных интересов.
Что касается самой трудовой деятельности в современном обществе, то происходящие изменения создают разнообразие в форматах работы, что предоставляет больше возможностей выбора для работников . Такие составляющие трудовой деятельности, как единственное предприятие за всю трудовую карьеру, постоянная профессия, внимание к стажу и стабильная заработная плата если не заменяются, то как минимум дополняются такими элементами как проектный подход, частичная занятость, фриланс, гибкость рынка труда. Различия в условиях работы стали основанием для подбора респондентов для данного исследования.
Кроме того, возрастают требования к работникам, которые предъявляют не столько работодатели, сколько условия функционирования на рынке, главным из которых является наличие способности к непрерывному самообучению и развитию своего потенциала. Если по итогу теоретического анализа был сделан вывод, что более интересным и значимым для работников является квалифицированный труд, то полученные в ходе исследования данные показывают, что это характерно только для тех работников, которые определились с интересующими их задачами. В остальных случаях большее значение имеют внешние трудовые ценности, связанные с характеристиками компании и организацией трудового процесса.
Также были рассмотрены характеристики поколения Z, представленные в научной литературе, среди которых главными отмечают активное использование смартфонов, индивидуализация, а также открытость новому опыту. При анализе эмпирических исследований поколения Z можно сделать вывод, что многие трудовые ценности являются для них важными, а наибольшее значение имеют заработок и интересная работа. Большее стремление к разнообразию и творчеству в работе наряду со снижением ценностей общественно полезной работы, карьерного роста, приложения большого количества усилий отличает молодых людей от более старших.
В соответствии с поставленными в программе исследованиями задачами, были проанализированы представления респондентов об их трудовых ценностях. Респондентами были выбраны 10 работающих жителей Санкт- Петербурга в возрасте 18-23 лет.
В результате анализа были выявлены общие представления, связанные со значимостью работы для респондентов - это значимость наличия самой работы, представляющей возможность зарабатывать, организовывать время работников, включения в сообщество людей, развиваться, выполняя рабочие задачи.
Также были проанализированы интерпретации предложенных трудовых ценностей, из которых многие оказались важными для респондентов с учетом их представлений о них: хорошая заработная плата, развитие личности, принесение пользы другим, коллектив и руководитель, обратная связь, разнообразие, мобильность, баланс жизни и работы, интересные задачи и т.д.
Представления о трудовых ценностях сверстников связаны с образом поколения Z, который сформировался у респондентов. Помимо мнения о разнообразии молодых людей из-за большого количества формирующих их факторов, выделяются три группы определения трудовых ценностей представителей поколения Z: требовательность к условиям работы, требование свободного времени за пределами работы и наделение негативными характеристиками в результате восприятия как «другого».
Кроме того, посредством тематического анализа были выявлены тематики, объединяющие набор значимых характеристик работы для разных респондентов:
1) работа в «крупной компании с именем»: известность компании повышает престиж ее работников, частая смена событий и людей, заработок выше среднего по рынку с возможностью его увеличения, карьерный рост, с наличие комментариев, как его пройти;
2) работа удаленно из любой точки мира;
3) публичная деятельность;
4) наличие собственного бизнеса;
5) работа, приносящая удовольствие;
6) комфортная работа, которая сохраняет здоровье и время работника, где соблюдаются права работника, предполагаются гарантии в будущем, взаимовыручка в коллективе, уровень заработной платы не ниже среднего по рынку;
7) содержательно интересная работа, раскрывает способности и повышает профессионализм, способствует развитию способностей, важно общение с теми, кто понимает содержание работы, такая работа имеет конкретный востребованный результат.
У респондентов одновременно присутствуют от одного до четырех представления о желаемой работе. Не все эти тематики реализуются респондентами, невозможность их совмещать приводит к отсутствию желаемого респондентами баланса жизни и работы.
1. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y.: Basic Books, 1976. 301 pp.
2. de Boer P. et al. Generation Z work values: A cross-national analysis //CCBC 2021. 2021. P. 188.
3. Elizur D. et al. The structure of work values: A cross cultural comparison //Journal of Organizational Behavior. 1991. V. 12. N. 1. P. 21-38.
4. Gabrielova K., Buchko A. A. Here comes Generation Z: Millennials as managers //Business Horizons. 2021. V. 64. N. 4. P. 489-499.
5. Generation-z noun - Definition, pictures, pronunciation and usage notes |
Oxford Advanced Learner’s Dictionary at OxfordLearnersDictionaries.com[Электронный ресурс]. URL:
https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/generation-z(дата обращения: 08.02.2023).
6. Google it first // OSlash [Электронный ресурс]. URL:
https://www.oslash.com/learning-center/google-it-first (дата обращения:
01.04.2023).
7. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584
to 2069. New York: William Morrow & Company. URL:
https://archive.org/stream/GenerationsTheHistoryOfAmericasFuture1584To2069By WilliamStraussNeilHowe/Generations+The+History+of+America%27s+Future%2C +1584+to+2069+by+William+Strauss+%26+Neil+Howe_djvu.txt (дата обращения: 22.08.2022).
8. Lev T. A. et al. Generation Z: Characteristics And Challenges To Entering The World Of Work //CrossCultural Management Journal. 2021. N. 1. P. 107-115.
9. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973. Pp. 438.
10. Ros, M., Schwartz, S. H., & Surkiss, S. Basic individual values, work values, and the meaning of work. Applied Psychology, 1999. N. 48(1). P. 49-71.
11. Salleh M. S. M., Mahbob N. N., Baharudin N. S. Overview of “generation Z” behavioural characteristic and its effect towards hostel facility //International Journal of Real Estate Studies. 2017. V. 11. N. 2. P. 59-67.
12. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? //Journal of social issues. 1994. V. 50. N. 4. P. 19-45.
13. Teo T. Do digital natives differ by computer self-efficacy and experience? An empirical study //Interactive Learning Environments. 2016. V. 24. N. 7. P. 1725-1739.
14. Tidhar L. et al. Who is Afraid of Generation Z? The Intergenerational Gap Affecting the World of Work Post-COVID-19 Era //Logos, Universality, Mentality, Education, Novelty. Section Social Sciences. 2022. V. 11. N. 1. P. 1-17.
15. Twenge J.M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood - and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017. 342 pp.
16. Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г. Экономика совместного потребления: сущность и некоторые тенденции развития // Экономический журнал. 2019. №2(54). С. 6-19.
17. Александрова А. А. и др. Диагностика изменений ценностных ориентаций школьников в сфере труда: сетевой подход //Аллея науки. 2018. Т. 1. №. 9. С. 368-380.
18. Андрианова Е.В., Тарасова А.Н., Печеркина И.Ф. Мотивы и
трудовые ценности молодежи: парадоксы развития // Мониторинг
общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 324-343.
19. Аранжин В. В., Нехода Е. В. Трудовые ценности и навыки будущего: структура и содержание // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. №. 48. С. 150-165.
20. Аранжин В.В., Нехода Е.В. Влияние трудовых ценностей различных поколений работников на выбор форм и видов занятости: результаты теоретического анализа // Экономика труда. Т. 9. № 1. 2022. С. 161 -178.
21. Аранжин В.В. Влияние цифровой экономики на трудовые ценности поколения, входящего на рынок труда // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. №4 (35). С. 91-100.
22. Баландина О. В., Вешкурова А. Б. Прекаризация молодежной занятости: причины и проблемы // Экономика. Общество. Человек. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Белгород, 2020. С. 9-15.
23. Бастракова Н.С., Мухлынина О.В. Взаимосвязь ценностей сферы профессиональной жизни с жизненными ценностями цифрового поколения // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. 2019. С. 89 - 94.
24. Бауман З. Текучая современность: пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. - СПб.: Питер, 2008. 240 с.
25. Бессокирная Г. П., Темницкий А. Л. Рабочие в реформирующейся России как объект управления и субъект труда //Мир России. Социология. Этнология. 2013. Т. 22. №. 3. С. 115-151.
26. Бессокирная Г. П., Темницкий А.Л. Отношение к труду молодых рабочих в советское и постсоветское время // Ядовские чтения: перспективы социологии. Сборник научных докладов конференции, СПб, 14-16 декабря 2015 г. / Под ред. О.Б. Божкова, С.С. Ярошенко, В.Ю. Бочарова. СПб.: Изд-во «эйдос», 2016. С.136-155.
27. Блумер Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод / Герберт Блумер; пер. с англ. А.М. Корбута. Москва; Элементарные формы, 2017. 346 с.
28. Бочаров В. Ю. Диспозиционная концепция В.А. Ядова как исследовательский инструмент для разработки категорий социологического анализа трудового поведения //Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2019. Т. 1. С. 43-49.
29. Буланова М. Б., Артамонова Е. А. NEET-молодежь: Европейский контекст и российские реалии // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. №1. С. 64-72.
30. Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: необходимость изучения и некоторые черты // Всероссийская научно-практическая конференция «Статистика и вызовы современности» / Сборник материалов конференции «День работника статистики». Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Москва. - 2015. - С.71-75.
31. Владимир Магун. Трудовые ценности россиян [Электронный
ресурс]. URL: https://big-i.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a10728/ (дата
обращения: 01.04.2023).
32. Гнатюк М. А. Российская молодежь в условиях глобализации: особенности социализации и формирования трудовых ценностей //Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. №. 1. С. 219-228.
33. Гнатюк М.А., Печкуров И.В. Ключевые риски трансформации трудовых ценностей российской молодежи и их социальные последствия // ИСОМ. 2015. №8. С. 97-102.
34. Гранчук Е.А. Теоретические аспекты профессионального
самоопределения представителей поколений X, Y и Z // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив.
Материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань, 2020. Издательство: Казанский государственный университет культуры и искусств (Казань). С. 38-45.
35. Головин Н. А.. Современные социологические теории : учебник и практикум для вузов / Н. А. Головин. 2-е изд., испр. и доп. Москва. Издательство Юрайт, 2022. 461 с.
36. Гудков Л. и др. «Поколение Z»: Молодежь времени путинского правления // Вестник общественного мнения. 2020. № 1-2. С. 21-121.
37. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. 1991. Т. 2. С. 106-114.
38. Журавлева И. А. Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи //Социология. 2020. №. 1. С. 279-286.
39. Журавлева Л. А., Манина М. А. Теория поколений в маркетинге //Молодежь и наука. 2018. №. 2. С. 127-127.
40. Земскова Е.С. Шеринг как отражение ценностных ориентиров потребителя в цифровой экономике // Научный журнал НИУ ИТМО. № 3, 2019. С. 17-27.
41. Заводян И. С. Поколение «Z»: обзор жизненных стратегий //Социально-экономические и гуманитарные науки. 2020. С. 92-94.
42. Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. Аксиологические и акмеологические основания эволюции трудовых ценностей //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №. 12-2. С. 74-81.
43. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Аспект Пресс, 2003.
44. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности рабочего // Социология в СССР: Т. 2. М.: Мысль, 1965.
45. Зинурова Р. И., Никитина Т. Н., Фатхуллина Л. З. Социальные практики и социально-психологические характеристики поколения Z (по результатам фокус-группового исследования) //Вестник Томского государственного университета. 2022. №. 476. С. 146-158.
46. Зубок Ю.А. Доклад // Ученые записки ФНИСЦ РАН. Вып. 7: Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: исследование социокультурного механизма / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. C. 6 -25.
47. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Доверие в саморегуляции социальных взаимодействий молодежи в изменяющейся социальной реальности // Проблемы развития территории. Вып. 5 (85). 2016. С. 29-37.
48. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция образа труда в культурном пространстве молодежи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 6. С. 243-259.
49. Зубок Ю. А., Чупров В. И., Сорокин О. В. Смысловая саморегуляция жизнедеятельности молодежи: гендерные различия в сфере труда //Женщина в российском обществе. 2021. Специальный выпуск. С. 38-59.
50. Зудина А.А. «Не работают и не учатся»: молодежь NEET на рынке труда в России // Мир России. Т. 28. № 1. 2019: 140-160.
51. Иванова О.Э., Рябинина Е.В. Разработка модели карьерных целей поколения Z // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019. № 2 (22). С. 50-56.
52. Ильина И. В., Литвиненко П. А. Ценность труда: межпоколенный анализ //XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона. Екатеринбург, 2020.
2020. №. 22. С. 163-167.
53. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и
демократия: Последовательность человеческого развития М.: Новое
издательство, 2011. 464 с.
54. Йоас Х. Возникновение ценностей / пер. с нем. К. Г. Тимофеевой. СПб.: Алетейя, 2013. 312 с.
55. Как возникают и как проявляются ценности поколений - RuGenerations - российская школа Теории поколений [Электронный ресурс]. URL: https://rugenerations.su/2016/09/12/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B 5-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B5- %D1%87%D 1%82%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D 1%82- %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE- %D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE/ (дата обращения: 29.10.2022).
56. Калашникова И. В. и др. Ценности и предпочтения молодежи на российском рынке труда // Вестник ТОГУ. 2022. № 1 (64). С. 145-154.
57. Карапетян Р.В. Социологическая модель труда // Современное общество и труд. 2014.
58. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
59. Ковин Е.А. Верификация теории поколений на практике на примере дистанционного обучения // Кронос: общественные науки. 2021. № 1 (21). С. 19-21.
60. Комаревцева Г. И. Трудовые ценности поколения Z: сравнительный анализ и факторы формирования //Актуальные вопросы управления персоналом.
2021. С. 237-245.
61. Корешева Е. В., Бирюкова Л. В., Филиппова К. В. Трудовые ценности молодежи: поколенческий аспект (на материалах исследования в Хабаровском крае) //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №. 4. С. 44-49.
62. Кузьминов, Я. И., Юдкевич, М. М. Университеты в России: как это работает [Текст] / Я. И. Кузьминов, М. М. Юдкевич ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с.
63. Лапин Н. И. Проблема ценностей в исследованиях В. А. Ядова и его коллег //Экономическая социология. 2009. Т. 10. №. 3. С. 82-93.
64. Лапшинова К. В., Панявин А. В. Профессионально-трудовые ценности современной молодежи // Социально-гуманитарные технологии. 2021. № 2(18) С. 12-20.
65. Магун В. С. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание //Мир России. Социология. Этнология. 1998. Т. 7. №. 4. С. 11 3-144.
66. Магун В. С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Россия реформирующаяся. 2001. №1. С. 430 -438.
67. Магун В. С. Трудовые ценности российского общества //Общественные науки и современность. 1996. Т. 6. С. 17-28.
68. Майорова-Щеглова С. Н., Митрофанова С. Ю. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. №. 1. С. 25-39.
69. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид ; пер. Ю.А. Асеева. Москва : Директ-Медиа, 2007. 878 с.
70. Минтруд: Каждый десятый россиянин до 24 лет не учится, не работает и не ищет работу // Росбалт [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosbalt.ru/russia/2021/08/13/1916047.html(дата обращения: 01.11.21).
71. Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования //Ярославский педагогический вестник. 2017. №. 6. С. 30-35.
72. Никифорова О. А. Диджитализация труда и профессиональное выгорание: социологическая диагностика //Цифровое общество-новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития. 2020. С. 277-278.
73. Никонов Е. «Ослабь хватку» или «Профессиональное родительство»
поколения X. [Электронный ресурс]. URL:
https://rugenerations.su/2017/04/21/%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B 1%D1 %8C-%D1 %85%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BA%D1 %83 - %D0%B8%D0%BB%D0%B8-
%D0%BF%D 1%80%D0%BE%D1 %84%D0%B5%D1%81%D 1%81 %D0%B8%D0 %BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5/ (дата обращения: 03.02.2023).
74. Новаторы: Поколение Z и будущее финансов // ACCA Global [Электронный ресурс]. URL: https://www.accaglobal.com/cis/ru/research-and- insights/GenerationZ.html(дата обращения: 01.04.2023).
75. Новые формы занятости и качество занятости: последствия для официальной статистики. Серия рабочих документов ЕЭК ООН по статистике, выпуск 8, июнь 2021 г.
76. Пахомова Е. И. Характер современных социально -трудовых отношений: пространство возможностей или ограничений? //Труд в современной российской экономике: социальное измерение. 2021. С. 8-33.
77. Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Трансформация системы трудовых ценностей занятого населения //Социально-трудовые исследования. 2022. №. 1 (46). С. 164-176.
78. Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М.: Наука, 1990. 132 с.
79. Поплавская А. А. Факторы формирования внутренних и внешних трудовых ценностей студентов российских вузов //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. №. 2. С. 181-206.
80. Попова И.П. Профессиональный выбор: влияние культурных ресурсов семей российских специалистов // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 130-140.
81. Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Издательство «Весь Мир», 2021. 400 с.
82. Реквиц А. Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна / А. Реквиц : пер. с нем. Т. Ю. Адаменко, И. Г. Соколовской. Москва ; Берлин : Директмедиа Паблишинг, 2022. 400 с.
83. Ретивина В. В. Трансляция трудовых ценностей и установок в современной семье //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №. 1. С. 173-182.
84. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. Т. 29, № 1. С. 57-63.
85. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М. : ЦСПиМ, 2013. 376 с.
86. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С 24-30.
87. Сизова И. Л., Григорьева И. А. Ломкость труда и занятости в современном мире // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 1. С. 48-71.
88. Сизова И. Л., Осипова О. С. Развитие прекарности в трудовых отношениях в сфере малого и среднего бизнеса //Ядовские чтения: перспективы социологии. 2016. С. 192-211.
89. Сизова И.Л., Русакова М.М., Александрова А.А. Рынок труда соискателей и трения в поиске работы на современных онлайн-платформах // Экономическая социология. 2022. Т. 23. № 5. С. 45-77.
90. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с.
91. Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / Д. Стиллман, И.Стиллман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 310 с.
92. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Трудовые ценности самостоятельной и организационной занятости //Социологические исследования. 2017. №. 1. С. 81-93.
93. Сумская А. С., Свердлов С. А. «Аналоговое» и «цифровое» поколение аудитории СМИ: роль коммуникативно-культурной памяти в трансформации медиапрактик //Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25.№ 3 (189). 2019. С. 32-48.
94. Тарасова А. Н., Андрианова Е. В. Труд глазами студенческой молодежи: деньги или интерес? //Условия и способы повышения активности молодежи как субъекта инноваций и устойчивого развития регионов: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф., 9-11 октября 2019 г. 2019. С. 466-475.
95. Темирбекова Ж. А., Смирнова Е. В. Трудовые ценности: генезис и эволюция взглядов [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/15395(дата обращения: 20.12.2022).
96. Темницкий А.Л. Современная молодежь в перипетиях российского рынка труда и образования // Россия реформирубщаяся: ежегодник: вып. 15 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 91-108.
97. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки. Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 354.
98. Фокина Д. В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z
выбирает работу // Forbes. 2020. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/401915-v- uyutnom-ofise-pust-sidyat-bumery-kak-pokolenie-z-vybiraet-rabotu (дата
обращения: 13.10.2022).
99. Шестакова Н.Н., Скворцова М.Б., Кузьмина Л.К. О человеческом капитале молодежи, которой NEET // Экономика труда. 6. (1). 2019. С 565-586.
100. Шлегель Е. В. Подходы и маркеры в поколенческом анализе общества //Вестник Гуманитарного университета. 2019. №. 1. С. 103-109.
101. Якимова З. В., Масилова М. Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №. 4 (21). С. 341-345.