ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Сущностная характеристика доходов и расходов предприятия 8
1.2. Система управления доходами и расходами предприятия 12
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ООО «ФЕСТ КАЛИНИНГРАД» .... 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 16
2.2. Анализ финансового состояния производственного предприятия 27
2.3. Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов ООО «Фест
Калининград» 40
3. УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ФЕСТ КАЛИНИНГРАД» 62
3.1. Комплекс мероприятий по управлению доходами и расходами
предприятия 62
3.2. Маржинальный анализ как инструмент управления доходами и
расходами предприятия 64
3.3. Прогноз финансовых результатов ООО «Фест Калининград» на 2018 год 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Цель деятельности любого коммерческого предприятия - это получение максимальной прибыли, которая, в свою очередь формируется в результате получения доходов и осуществления расходов за отчетный период. Доходы и расходы являются факторами формирования прибыли. Из этого следует, что управление факторами, которые определяют рост прибыли, является одним из главных направлений деятельности финансовых служб предприятия. Для производственного предприятия анализ доходов и расходов является одним из важных направлений деятельности. В современных условиях ключевым элементом для развития малых предприятий является применение новых управленческих технологий, которые позволяют рационально планировать бизнес, осуществлять контроль за финансовыми и товарными потоками, прогнозировать различные показатели производственно-хозяйственной деятельности. Тема имеет большое практическое и теоретическое значение, поскольку именно достижение поставленных целей позволяет достигать не-обходимого уровня эффективности работы хозяйствующего субъекта и удовлетворять интересам собственников.
Целью выпускной квалификационной работы является поиск оптимальных решений в системе управления доходами и расходами, выступающей основой эффективности финансовой и хозяйственной деятельности производственной компании. Для достижения указанной цели автором постав-лены следующие задачи:
1) обобщить теоретические и методологические аспекты управления доходами и расходами предприятия;
2) представить организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия с определением конкурентной позиции на региональном рынке;
3) провести анализ финансового состояния производственного пред-приятия;
4) проанализировать состав, структуру и динамику доходов и расходов ООО «Фест Калининград», уделив отдельное внимание анализу себестоимости продукции компании;
5) обосновать применение маржинального анализа в системе управления доходами и расходами производственного предприятия;
6) составить прогноз финансовых результатов предприятия на 2018 год, базирующегося на предлагаемых к реализации мероприятиях (внедрение «1С:Бюджетирование»; сокращение отходов; проведение активной рекламной кампании).
Объектом изучения данной работы выступаю теоретико-методические подходы к управлению доходами и расходами производственного предприятия ООО «Фест Калининград», основным видом деятельности которого является производство лаков, красок, клея, строительных материалов. Предмет исследования - инструменты и методы управления доходами и расходами ООО «Фест Калининград».
Информационной основой для написания выпускной квалификационной послужили следующие данные: бухгалтерская отчетность ООО «Фест Калининград» за 2015-2017 г.г., данные бухгалтерского и управленческого учета по калькуляции себестоимости продукции и формированию ценовой политики предприятия, данные Федеральной службы государственной стати-стики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. В настоящее время методики проведения анализа и управления доходами и расходами предприятия описаны в различной зарубежной и отечественной литературе. Однако возникают проблемы, связанные с выбором определенной методики, которая соответствовала бы отрасли и условиям, в которых находится исследуемое предприятие. Теоретической основой исследования служили научные труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова, И.Т.
Балабанов В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет, Ю. Бригхэм, К. Друри и др. Для написания работы использовались периодические издания «Финансовый директор», «Финансовый менеджмент», «Вопросы экономики и управления». Нормативной базой исследования являются НК РФ, федеральные законы, положения по бухгалтерскому учету. При проведении исследования были использованы методы финансового анализа (горизонтальный, вертикальный, метод сравнения и группировки), коэффициентный метод, метод рейтинговых оценок, детерминированный факторный анализ, маржинальный анализ, метод процентной зависимости от объема продаж. Материалы данного исследования могут быть использованы в системе управления доходами и расходами ООО «Фест Калининград».
Цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические аспекты управления доходами и рас-ходами коммерческого предприятия. Во второй главе дана общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Фест Калининград», проведен конкурентный анализ ООО «Фест Калининград», анализ финансового состояния предприятия, детерминированный факторный анализ прибыли и рентабельности, анализ доходов и расходов, а также себестоимости. В третьей главе определены основные направления по увеличению доходов и снижению расходов, обосновано решение о применении маржинального анализа как инструмента управления доходами и расходами, составлена прогнозная отчетность ООО «Фест Калининград» на 2018 год и выполнен анализ прогнозных финансовых показателей в результате предложенных автором мероприятий. В качестве вспомогательных материалов в работе представлено 46 таблиц, 19 рисунков, 1 формула, 10 приложений. Список использованных источников насчитывает 38 наименований. Общий объем работы без приложений составляет 85 страниц.
Объектом изучения данной работы выступало производственное пред-приятие ООО «Фест Калининград», основным видом деятельности которого является производство лаков, красок, клея, строительных материалов. ООО «Фест Калининград» - это одно из ведущих предприятий области по производству строительных материалов, которое начало свою деятельность в 2007 году. Для выявления сильных и слабых сторон предприятия был проведён SWOT-анализ и составлена сводная матрица. Предприятие имеет достаточное количество конкурентов, но за счет своих сильных сторон оно может удержать своих клиентов, предоставляя каждому индивидуальный подход.
Анализ финансового состояния ООО «Фест Калининград» показал, что за весь анализируемый период 2015-2017 г.г. предприятие имело абсолютную финансовую устойчивость (источником финансирования запасов является собственный оборотный капитал, предприятие имеет высокую платеже-способность и не зависит от внешних кредиторов).
Согласно данным структурно-динамического анализа финансовых результатов деятельности ООО «Фест Калининград» за 2015-2017 г.г. можно выделить следующие тенденции:
1) выручка от продажи продукции за анализируемый период увеличилась почти в два раза;
2) себестоимость в 2017 году выросла на 39,76% по сравнению с 2016 годом. Однако её доля сократилась на 22,86%;
3) незначительный рост управленческих расходов в абсолютном значении и снижение их доли в сумме выручки;
4) рост прочих доходов в 2017 году в 6,5 раз по сравнению с 2015 годом; прочие расходы также имели тенденцию к росту, но меньшими темпами (в 3 раза за аналогичный период);
5) рост всех видов прибыли.
Проведенный детерминированный факторный анализ прибыли показал, что совокупное влияние всех факторов на чистую прибыль является положительным и приводит к росту чистой прибыли. Наибольшее влияние на чистую прибыль за весь рассматриваемый период оказывал такой показатель, как себестоимость.
Факторный анализ прибыли от продаж основан на показателях ресурсоемкости. Данный анализ показал, что за весь анализируемый период на прибыль от продаж наибольшее влияние оказывали материальные затраты. Это обусловлено тем, что ООО «Фест Калининград» является материалоемким предприятием, так как доля материальных затрат за весь анализируемый период занимала более 75% в общем объеме затрат. Под влиянием всех рассматриваемых факторов прибыль от продаж увеличивалась на протяжении 2015-2017 г.г.
Большое внимание было уделено анализу показателей рентабельности. Проанализировав многочисленные показатели рентабельности, можно сделать вывод, что в целом производственно-хозяйственная деятельность ООО «Фест Калининград» является высокорентабельный с благоприятной тенденцией, что свидетельствует о росте эффективности хозяйственной деятельности. Для более детального изучения был проведен факторный анализ таких показателей рентабельности, как: чистая рентабельность продаж, чистая рентабельность актив, рентабельности собственного капитала. Все показатели имели тенденцию к росту, что свидетельствует о положительной динамике за весь период исследования.
На базе аналитических процедур, проведенных во второй главе, был разработан комплекс мероприятий по повышению финансовых результатов деятельности ООО «Фест Калининград», который включает в себя следующие направления:
Комплекс мероприятий по управлению доходами и расходами предприятия, а, следовательно, повышению прибыли и рентабельности производственного предприятия включает в себя следующие направления:
1) оптимизация портфеля производимой продукции для предотвращения возможных негативных последствий усиливающейся конкуренции на региональном рынке путем расширения и обновления ассортиментной линейки (например, производство новых ассортиментных групп - блоков для строительства домов);
2) открытие магазина по продаже товаров в г. Калининграде (на перспективу). В настоящее время покупатели осуществляют свои закупки со склада производственной компании, который находится в поселке Светлогорском районе. В магазине будут представлены как товары собственного производства, так и известных марок. К товарам известных марок будут относиться различные дополнительные компоненты для строительства, которые ООО «Фест Калининград» не производит. Это будет одним из этапов для решения проблемы сбыта продукции. Кроме этого, это даст удобство постоянным клиентам, так как всё необходимое можно будет приобрести в одном месте;
3) поиск новых поставщиков высококачественного сырья и проведение постоянного мониторинга эффективности закупок для минимизации рисков, связанных с изменением цен на сырье. Основным поставщиком анализируемого предприятия является польская компания, поэтому возможен поиск поставщиков на территории РФ, что приведет к сокращению транспортных издержек. Но полностью заменить сырье на российское не получится, поскольку ряд компонентов для производства продукции уступает по своему качеству иностранным аналогам;
4) сокращение дебиторской задолженности за счет ведения грамотной кредитной политики, основанной на ранжировании дебиторов предприятия (данное предложение носит декларативный характер);
5) для поддержания высоких финансовых результатов необходимо организовать управленческий учет на малом предприятии. Ключевыми инструментами управленческого учета должны выступить маржинальный анализ с разработкой управленческой отчетности по анализу доходов и затрат в форме MS Excel и планфактный анализ отклонений (что особенно важно на производственном предприятии). Маржинальный анализ позволяет определить не-использованные резервы прибыли и рентабельности. Для выявления основных направлений увеличения прибыли можно проводить анализ соотношения постоянных и переменных затрат, использовать операционный анализ. Планфактный анализ отклонений позволяет осуществлять контроллинг за деятельностью предприятия и выявлять отклонения;
6) необходимо разработать и внедрить систему финансового планирования и бюджетирования и приобрести продукт «1С: Бюджетирование», а для постоянного мониторинга ситуации необходимо использовать гибкий бюджет и упрощенную модель DuPont, которая позволит осуществлять оперативный контроль за деятельностью предприятия и следить за основными финансовыми результатами (прибылью и рентабельностью);
7) проведение активной рекламной компании с целью увеличения доходов предприятия;
8) сокращение отходов.
Наибольшее внимание в работе будет уделено маржинальному анализу и разработке управленческой отчетности по анализу доходов и расходов в формате MS Excel, а также составлению прогноза финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ООО «Фест Калининград» на 2018 год, основанный на реализации трех мероприятий:
1) внедрения «1С:Бюджетирование»;
2) сокращения отходов;
3) проведения активной рекламной кампании.
По состоянию на 2017 год запас финансовой прочности ООО «Фест Калининград» вырос по сравнению с 2015 годом в 3,5 раза и составил 58338,37 тыс. руб. Значение показателя операционного рычага показывает, что выручка от реализации продукции за анализируемый период росла, и сила воздействия операционного рычага сокращалась. То есть каждый процент прироста выручки дает всё меньшую силу воздействия операционного рычага. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод - степень предпринимательского риска в ООО «Фест Калининград» снижается, так как воздействие операционного рычага за весь анализируемый период имело тенденцию к убыванию.
В заключительном параграфе третьей главы представлена оценка экономической целесообразности внедрения трех предложенных мероприятий в ООО «Фест Калининград»: на основе всех мероприятий выручка выросла на 5438048 тыс. руб. и составила 73419,48 тыс. руб. Себестоимость сократилась на 2455,18 тыс. руб. Фонд оплаты труда сократился на 337,68 тыс. руб. за счет сокращения одного работника. Чистая прибыль выросла на 56,16% и со-ставила 20486,98 тыс. руб. Рентабельность продаж составила 27,34 %, что на 8,43% больше, чем в 2017 году.
На основе всех мероприятий выручка выросла на 5438,048 тыс. руб. и составила 73419,48 тыс. руб. Себестоимость сократилась на 2455,18 тыс. руб. Фонд оплаты труда сократился на 337,68 тыс. руб. за счет сокращения одного работника. Чистая прибыль выросла на 28,94% и составила 7255,34 тыс. руб. Рентабельность продаж составила 44 %, что на 7,15% больше, чем в 2017 году.
Таким образом, внедрение данных мероприятий является эффективным и позволяет увеличить доходы и сократить расходы предприятия, увеличив
основные экономические показатели.