ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Сущность и специфика маркетинговых исследований в
гостиничном бизнесе 8
1.2. Организация и проведение маркетинговых исследований 16
1.3. Основные подходы к определению эффективности деятельности гостиничного предприятия 25
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ НА ПРИМЕРЕ АО "УК "ОТЕЛЬ МЕНЕДЖМЕН HOLIDAY INN SOKOLNIKI" 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика гостиницы .... 31
2.2. Процедура проведения маркетинговых исследований 44
2.3. Анализ результатов маркетинговых исследований на предприятии
АО "УК "Отель Менеджмент Holiday Inn Sokolniki" 46
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЛЯ АО "УК "ОТЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТ HOLIDAY INN SOKOLNIKI" 59
3.1. Рекомендации по повышению эффективности деятельности гостиничного предприятия на основании результатов маркетинговых исследований 59
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 69
Заключение 75
Список источников 79
Приложения 83
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время индустрия гостеприимства представляет собой неотъемлемую составную часть сферы услуг, она тесно связана с ресторанным бизнесом, торговлей, транспортом и другими отраслями.
По данным Росстата за последние 15 лет свидетельствуют о приросте туристских услуг, из них 54% которых приходится на индустрию гостеприимства. Число коллективных средств размещения, приходящиеся на гостиницы и аналогичные средства размещения за последние два года составили более 13958 [34].
На сегодняшний день российский гостиничный бизнес располагает более 10000 предприятиями, составляющих различные отдельные направления.
По состоянию на 2017 год в Москве функционируют 318 хостелов; 273 крупных отеля и 203 мини-гостиницы. Большинство (около 80%) на данный момент прошли классификацию «звездности» по международным стандартам.
Важной деталью, является приход в РФ крупных гостиничных сетей с мировыми именами. Войти в их число сегодня стремится все большее число предприятий, путем подписания договора об управлении или выкупа франшизы.
Более половины существующего номерного фонда приходится на гостиницы Москвы и Санкт- Петербурга (54%), за ними следует Сочи (12%), гостиницы Московской области (6%), Екатеринбурга (3%) и других городов. Планируется, что к 2020 году количество гостиниц под международным управлением увеличится на 118 объектов (23 450 номеров). Таким образом, если все заявленные операторами гостиницы будут открыты, к 2020 году их количество в России составит 270 объектов (57 916 номеров), расположенных в 54 городах [33].
Анализ развития экономической ситуации на российском рынке и международный опыт свидетельствуют об устойчивом характере усиления конкуренции в гостиничном бизнесе в крупных городах.
Данный сектор бизнеса на сегодняшний день является весьма привлекательным из-за перспектив роста объемов по предоставлению услуг [35].
Динамичность изменения внешней среды, усложнение бизнес- процессов и возрастающая конкуренция на рынке гостиничных услуг требуют от руководителей хозяйствующих субъектов умения видеть перспективу развития и принимать стратегические управленческие решения, основанные на комплексном и системном подходе, на анализе факторов внешней и внутренней среды, эффективном управлении ресурсами и потенциалом организации.
Предмет исследования: процедура маркетинговых исследований и экономическая деятельность предприятия АО "УК "Отель Менеджмент""Holiday Inn Sokolniki"
Объектом исследования является гостиничное предприятие АО "УК "Отель Менеджмент""Holiday Inn Sokolniki"
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности деятельность гостиничного предприятия на основании результатов маркетинговых исследований.
Поставленная цель определила ряд задач, необходимых для решения в данном исследовании:
- изучить теоретические основы маркетинговых исследований деятельности гостиничного предприятия;
- рассмотреть сущность и специфику маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе;
- ознакомиться с организацией и проведением маркетинговых исследований;
- изучить основные подходы к определению эффективности деятельности гостиничного предприятия;
- провести анализ эффективности деятельности предприятия гостиничной индустрии (на примере АО "УК "Отель Менеджмент""Holiday Inn Sokolniki"
- на основе результатов проведенных маркетинговых исследований, разработать мероприятия по повышению эффективности гостиничного предприятия.
Методологической базой исследования явились информационно-справочные, аналитические, статистические, и другие источники познания общественно-политических и государственно-правовых явлений.
Методы исследования: сравнительный анализ и обобщение, научный анализ и синтез, экономико-статистический анализ, метод сравнения.
Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по применению маркетинговых исследований на рынке гостиничного бизнеса.
На основе полученной информации и в целях совершенствования стратегии конкурентной борьбы предприятия на рынке предоставления гостиничных услуг в работе сформулированы и обоснованы практические выводы и общие заключения, которые нашли отражение в соответствующих главах бакалаврской работы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь разделов, заключения, списка литературы, приложения.
Гостиничный бизнес является активно развивающейся отраслью, представляющей собой инвестиционную привлекательность даже в периоды экономического спада.
Для повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия на сегодняшний день использование маркетинговых исследований является одним из важных аспектов комплексного исследования рынка данного вида услуг. Маркетинговые исследования для российского гостиничного бизнеса - явление относительно новое, требующее специализированного подхода, наличия специально организованных маркетинговых служб с высококвалифицированными специалистами, способными координировать сложную, специфическую аналитическую работу.
В индустрии гостеприимства при определении эффективности деятельности рассчитывают, как общие показатели эффективности деятельности предприятия, так и показатели, специфичные для гостиничных предприятий.
На практике гостиничные предприятия и комплексы редко останавливают свой выбор одном из методов маркетинговых исследований. Для повышения эффективности предприятия необходимо использовать комплекс методов, разработанных на основе специфики конкретно взятого гостиничного предприятия, который будет учитывать все необходимые его факторы.
Общими показателями, использующимися при оценке эффективности деятельности гостиницы, являются показатели рентабельности. Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения.
В основу расчетов показателей, специфичных для гостиничных предприятий берется инвентарное количество мест в гостинице или емкость номерного фонда. Учитывается наличие основных и дополнительных услуг, качество предоставляемых этих услуг, экономический потенциал, максимизация прибыли, минимизация расходов, способность выживать в условиях конкуренции и избежать банкротство и крупные финансовые неудачи.
Объектом исследования данной работы явилось гостиничное предприятие АО "УК "Отель Менеджмент Holiday Inn Sokolniki", расположенной в городе Москва в незначительной удаленности от центра. Гостиница АО "УК "Отель Менеджмент Holiday Inn Sokolniki" функционирует на рынке услуг г. Москвы с 2006 г. и предоставляет широкий спектр гостиничных услуг, имеющий в своем номерном фонде 523 номеров.
Проведенный анализ эффективности деятельности данного гостиничного предприятия, позволил выявить следующие недостатки:
1. Анализ финансово-экономической деятельности выявил снижение объемов продаж, увеличение себестоимости услуг, рост коммерческих и управленческих расходов, снижение рентабельности.
2. Анализ конкурентоспособности предприятия показал, что комплекс АО "УК "Отель Менеджмент Holiday Inn Sokolniki'^ является лидером на рынке гостиничных услуг города Москвы. Предприятие уступает одному из своих главных конкурентов гостинице «Азимут» в области ассортимента предоставляемых услуг. Однако помимо этого, предприятие имеет конкурентные преимущества. В частности, это номерной фонд с различными категориями номеров и большим количеством мест, что позволяет обслуживать большее количество потребителей.
3. Среди сильных сторон предприятия стоит отметить гибкое реагирование на изменение спроса, творческий подход к переменам руководства, мотивация персонала. К слабым сторонам - недостаточно разнообразный ассортимент услуг, возможность захвата рынка конкурентами, слабые позиции в области маркетинга рекламы торговой марки.
По результатам, полученным в процессе анализа финансово-экономической деятельности можно говорить о необходимости разработки и внедрения ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности гостиницы «Holiday Inn Sokolniki», который будет включать в себя:
- совершенствование маркетинговой деятельности, путем создания маркетинговой службы, разработкой положения о данной службе и выбора методов исследования для обеспечения эффективных маркетинговых исследований;
- внедрение автоматизированной системы управления гостиницей, одной из которых является перспективная программа PK Hotels. Современная система управления взаимоотношениями с клиентами на базе Microsoft Dynamics 365 b Office 365 специально созданная для отделов продаж и маркетинга в гостиничном бизнесе.
- разработка плана рекламных стратегических мероприятий.
Разработанный проект мероприятий направлен на повышение эффективности деятельности гостиничного предприятия.
Информация, полученная при оценке результата рекламной кампании, свидетельствует о росте спроса на услуги и уровня рентабельности.
Прогнозирование объема рынка позволило доказать, что в плановом периоде наблюдается тенденция увеличение общего объема гостиничных услуг.
Характер изменений, отраженный в расчетах доказывает высокую эффективность предложений и возможность их реализации на практике.
Увеличится выручка от реализации на 3283 тыс. руб., что составит 2,3% прироста.
Таким образом, рассчитанные показатели эффективности предложенных мероприятий характеризуют экономическую целесообразность.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 05.04.2017) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СПС «Консультант»
2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2017) «О защите прав потребителей» // СПС «Консультант»
3. Абабков Ю.Н., Филиппова И.Г., Абабкова М.Ю. Маркетинг в туризме: Учебник / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова; Под ред. проф. Е.И. Багданов. - М.: «Инфра-М», 2018. - 312 с.
4. Барышева Н., Тарарина Л. Отель>гость. Практические рекомендации по содержанию отеля / Н. Барышева, Л. Тарарина - М.: Аркаим, 2016. - 176 с.
5. Баумгартен Л. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг. Учебник / Л. Баумгартен - М.: Юрайт, 2016. - 288 с.
6. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства. Учебник для академического бакалавриата / Л.Г. Березовая - М.: Юрайт, 2017. - 176 с.
7. Бунич, Г.А., Старцев, В.А. Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты / Г.А. Бунич, В.А. Старцев. - М.: «СОЮЗ- ПРЕСС», 2014- 236 с.
8. Веселова Н. Ю. Организация туристской деятельности. Учебное пособие для бакалавров. / Н. Ю. Веселова - М.: Дашков и К°, 2016. - 208 с.
9. Виханский О. С., Наумов А. И. В54 Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов.- М.: Магистр : ИНФРА-М, 2014. - 576 с.
10. Гостиничный менеджмент : учебное пособие / коллектив авторов под ред. А.А. Федулина. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2017. - 432 с.
11. Зайцева Н., Огнева С. Гостиничный менеджмент. Учебное пособие/ Н.Зайцева, С.Огнева - М.: «Инфра-М», 2016. - 352 с.
12. Ильясова М.К., Ибраимова С.И. Проблемы оценки эффективности деятельности предприятий гостиничного бизнеса // Международный научный журнал «Инновационная наука» - №5, 2016 - С.115 - 118.
13. Казаков С.П. Влияние социальных медиа на поведение потребителей в индустрии гостеприимства и в туризме: Монография / С.П. Казаков - М.: «Инфра-М», 2017. - 220 с.
14. Корнеев Н., Корнеева Ю. Технологии гостиничной деятельности. Учебник / Н. Корнеев, Ю. Корнеева - М.: Academia, 2016. - 288 с.
15. Косолапов А., Елисеева Т Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства. Учебное пособие / А. Косолапов, Т Елисеева - М: КноРус, 2018. - 200 с.
16. Международный маркетинг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И. В. Воробьевой, К. Пецольдт, С. Ф. Сутырина. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 398 с.
17. Организация гостиничного дела. Учебное пособие / по ред. Л.И. Черниковой. - М.: КноРус, 2017. - 192 с.
18. Погодина О.Н. Формирование и применение системы ключевых показателей эффективности деятельности на предприятиях гостиничного бизнеса.: Автореф. дис. канд. экон. наук: - Москва, 2016. - 25 с.
19. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. Учебник для академического бакалавриата / Г.Б. Поляк - М.: Юрайт, 2016. - 278 с.
20. Руденко Л.Л., Овчаренко Н.П., Овчаренко А.Б. Технологии гостиничной деятельности / Л.Л. Руденко, Н.П. Овчаренко, А.Б. Овчаренко - М.: Дашков и Ко, 2014. - 176 с.
21. Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг: учебник / М.Э. Сейфуллаева - М.: Юнити-Дана, 2016. - 319 с.
22. Семенова Л., Корнеевец В. Маркетинг гостиничного предприятия. Учебное пособие / Л. Семенова, В. Корнеевец - М.: Дашков и Ко, 2016. - 208 с.
23. Семеркова Л.Н. Технология и организация гостиничных услуг. Учебник / Л.Н. Семеркова - М.: «Инфра-М», 2017. - 220 с.
24. Старчикова Н.Г. Маркетинговые исследования рынка гостиничных услуг // Вектор науки ТГУ. № 1 (19), 2015. - С. 207 - 209.
25. Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса : учебное пособие / Д.П. Стригунова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2017. - 228 с.
26. Сфиева З. Х., Вагабов М. М. Особенности управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях // Известия ДГПУ - №2, 2016. - С.23-27.
27. Тимохина Т. Организация гостиничного дела. Учебник / Т. Тимохина - М.: Юрайт, 2017. - 336 с.
28. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. Учебник / А.Д. Чудновский. - М: КноРус, 2018 - 319 с.
29. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению.
3-е изд., пер. и доп. / И.С. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 383 c.
30. Шамшина Ю. Гостиничный сервис. Конспект лекций / Ю. Шамшина - М.: Феникс, 2014. - 208 с.
31. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса
в регионах России // Финансы и кредит. - №2 (674), 2017. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-gostinichnogo-biznesa-v-regionah-rossii(дата обращения: 04.05.2018).
32. Данные по оказанию услуг гостиницами / [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ/ 2018 / Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi/ (дата обращения 10.05.2018)
33. Отдельные показатели деятельности коллективных средств
размещения / [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федерального агентства по туризму / 2018 / Режим доступа: URL:
http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/(дата обращения 28.05.2018)
34. Статистика в области российского туризма [Электронный ресурс]: Официальный сайт Российского союза туриндустрии / 2018 / Режим доступа: URL: http://www.rostourunion.ru/(дата обращения 20.05.2018)
35. Энциклопедия гостиничного бизнеса - Все о гостиницах, отелях и
хостелах / [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:
http ://inn35.ru/ gostinichnye-uslugu/