ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Понятия и сущность конкурентоспособности предприятия 7
1.2. Основные методы оценки конкурентоспособности
предприятия 9
1.3 Стратегии повышения конкурентоспособности предприятия ... 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «БАЛТИК ЭКЗОТИК» 26
2.1. Анализ организационно-экономических особенностей
деятельности ООО «Балтик Экзотик» 26
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Балтик Экзотик» 41
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «БАЛТИК ЭКЗОТИК» 61
3.1. Основные направления повышения конкурентоспособности
предприятия 61
3.2. Описание и экономическое обоснование инвестиционного
проекта по разработке туристического маршрута в Литву 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Нормальное функционирование предприятий различных сфер деятельности в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственной стратегии развития. Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношение между затратами и результатами, изыскивать новые формы приложения капитала, обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, проводить обоснованную товарную политику, применять принципиально новые методы управления. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым.
Актуальность данной темы связана с тем, что в условиях постоянно возрастающих ожиданий и требований со стороны потребителей, конкурентоспособность предприятия является одним из важнейших критериев его выживания и успешности на рынке. Особенно это происходит в период развития процессов глобализации и международных экономических отношений. Задача повышения конкурентоспособности своего предприятия, как правило, интересует руководителя любой коммерческой организации. Исследование конкурентоспособности предприятия целесообразно для повышения эффективности управления его конкурентоспособностью, поэтому требуется формирование четкого представления о сущности данного явления.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка путей повышения конкурентоспособности ООО «Балтик Экзотик».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты понятия конкурентоспособности предприятия.
2. Ознакомиться со стратегиями и методами оценки конкурентоспособности предприятия.
3. Провести анализ конкурентоспособности ООО «Балтик Экзотик».
4. Разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования работы является ООО «Балтик Экзотик». Это коммерческая организация, основным видом деятельности которой является предоставление туристических услуг.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения.
Научной и методической основой для данной выпускной квалификационной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности.
Существенный вклад в изучение проблемы конкурентоспособности предприятия внесли многие отечественные и зарубежные ученые: Е.А. Арбатская, В.Д. Андрианов, Г.Л. Багиев, О.С. Виханский, Е.А. Горбашко, И.Н. Данилов, В.С. Ефремова, Д.А. Жданов, Л.М. Калашникова, А.В. Лукина, И.Н. Мокронсов, А.П. Пострелова, З.П. Румянцева, М. Портер, Р.Г. Фатхутдинов и другие.
В работе применялись следующие методы исследования: сравнения, табличный, графический, динамики, индексный, относительных показателей и другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Балтик Экзотик» могут быть использованы в практической деятельности организации. Это, по нашему мнению, позволит повысить эффективность деятельности данного предприятия и улучшит его конкурентное положение на рынке города Калининграда.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В выпускной квалификационной работе представлена разработка комплекса рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Балтик Экзотик», который базируется на системном подходе к анализу и оценке деятельности организации.
В настоящее время в Калининграде функционируют более 100 туристских фирм, агентств, предприятий. Турфирма «Балтик Экзотик» работает на рынке туристических услуг с 2004 года, являясь крупным туроператором Калининградского региона.
В турфирме «Балтик Экзотик» эффективнее всего у менеджеров низового звена повышает мотивацию принятая программа социального обеспечения сотрудников. Эффективным средством мотивации является материальное вознаграждение (зарплата, премии и др.).
В 2017 году произошел резкий рост освоения новых видов услуг. Таким образом, отмечается тенденция увеличения обновления ассортимента услуг. Кроме того, наблюдается снижение удельного веса стоимости услуг, по которым поступили жалобы клиентов.
По результатам финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия за 2015-2017 гг. сделаны следующие выводы: по всем показателям предприятие ООО «Балтик Экзотик» имеет тенденцию и соответствующую динамику на положительность развития своей деятельности:
- за анализируемый период прирост выручки составил 5439 тысяч рублей (23,5 %);
- прирост прибыли от реализации составил 1045 тыс. руб. (60,8 %);
- прирост чистой прибыли за анализируемый период составил 1232 тыс. руб. (270,8 %).
Анализ деятельности ООО «Балтик Экзотик» показал, что предприятие достаточно прибыльно и приносит постоянный доход. Однако для максимизации прибыли и улучшения имиджа фирмы, необходимо постоянно совершенствовать и повышать уровень обслуживания клиентов турфирмы.
Согласно разработанным стратегическим альтернативам, составленным по результатам SWOT-анализа деятельности турфирмы ООО «Балтик Экзотик», руководству компании для повышения своей
конкурентоспособности в ближайшем будущем стоит задуматься:
1) о развитии маркетинговой деятельности и планомерном проведении анализа потенциальных целевых сегментов;
2) о привлечении денежных ресурсов для расширения и продвижения предлагаемых услуг на рынок.
Для того, чтобы понять, какие услуги ООО «Балтик Экзотик» действительно стоит продвигать, а от каких стоит отказаться в рамках достаточно высокой конкуренции на рынке туристических услуг Калининградской области, в работе проанализирован портфель услуг турфирмы по модели Бостонской Консалтинговой Группы (BCG) с применением модифицированной БКГ-матрицы.
На основании проведенного анализа внешней среды, конкурентного анализа и выводов из матрицы БКГ разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Балтик Экзотик», которые объединяют два основных направления:
1) внедрение системы ключевых показателей эффективности (KPI) в систему управления турфирмы;
2) разработку инвестиционного проекта нового турпродукта - туристического маршрута в Литву.
Стратегия повышения конкурентоспособности, в основе которой лежит продвижение нового направления предполагает:
- активные усилия по стимулированию сбыта;
- широкое информирование о новой услуге потребителей, готовых совершить покупку;
- обеспечение эффективных каналов сбыта;
- установление цен на высоком уровне.
В ходе выполнения работы сформирована затратная часть проекта: размер инвестиционных затрат составил порядка 200 тысяч рублей, которые в основном направлены на разработку тура и его продвижение.
При проведении анализа эффективности инвестиционного проекта учтены не только внутренние, но и внешние факторы, влияющие на цену и объем продаж.
В ходе экономической оценки использованы два способа: статический и дисконтированный. В результате получены следующие показатели эффективности:
- дисконтированный срок окупаемости составил 1,16 года;
- внутренняя норма доходности 149%;
- индекс рентабельности - 16,1;
- прогнозируемый чистый приведенный доход равен 2, 9 млн. руб.;
- накопленная величина дисконтированных доходов 3,2 млн. руб.;
- точка безубыточности в первый год реализации проекта составит 417,7 тыс., или 53 туриста.
Таким образом, планируемый инвестиционный проект является привлекательным и рекомендован к внедрению в ООО «Балтик Экзотик» в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
1. Александров А.К. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие. - ИНФРА-М, 2013. - 284 с.
2. Арбатская Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Известия ИГЭА. - 2012. - №1. - С. 45-51.
3. Воронов В.В. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий.
- АспектПресс, 2015. - 215 с.
4. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. - М.: Буки-Веди, 2015. - 401 с.
5. Гильмитдинов Ш.Г. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе использования комплексного показателя // Проблемы современной экономики. - 2012. - №1. - С. 12-19.
6. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации. Учебное пособие. - Минск: Выш. шк., 2012. - 319 с.
7. Должанский И.З., Загорная Т.О. Конкурентоспособность предприятия : учебное пособие.- К.: Центр учебной литературы, 2014. - 384 с.
8. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2015. - 100 с.
9. Зайцев Н.Л. Экономика организации. - М.: Инфра-М, 2014 - 142с.
10. Иванова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия:
Учебное пособие. - Изд-во Феникс, 2015. - 386 с.
11. Калашникова Л. М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции. - Машиностроитель, 2013. - 312 с.
12. Качалина Л. И. Конкурентоспособный менеджмент. - М.: Эксмо, 2009 - 352 с.
13. Кетова, И. А. Оценка конкурентоспособности фирмы. Учебно-методическое пособие. - Изд-во РГТЭУ, 2012. - 413 с.
14. Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире.
- Москва: Проспект, 2012. - 361 с.
15. Круглик В. М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы). Учебное пособие. - Инфра-М, 2013. - 285 с.
16. Лазаренко А.А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 374-377.
17. Минько Э.В. и Кричевский М.Л. Качество и
конкурентоспособность. - Изд-во Питер, 2014. - 272 с.
18. Мокронсов И. Н., Маврина А. Г. Конкуренция и
конкурентоспособность: учебное пособие. - Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с.
19. Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ. - М.: Изд. Дом «Вильямс, 2015. - 608 с.
20. Пострелова А.В., Маркин М.С. Оценка конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 398-402.
21. Романова А.И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения. - Изд-во Синергия, 2013. - 118 с.
22. Салихов, В. А. Конкурентоспособность предприятий: учебное пособие. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2014. - 161 с.
23. Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность. - Высшая школа, 2006. - 512 с.
24. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкурентоспособность: учебное пособие. - Юнити-Дана, 2012 г. - 210 с.
25. Финансовый анализ: учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. 7-е издание, перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2013. - 329 с.
26. Финансовый бизнес-план: учеб. пособие / Под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-р экон. наук, проф. В. М. Япопова. М.: Финансы и статистика, 2013. - 167 с.
27. Царев В.В., Кантарович А.А. Оценка конкурентоспособности
предприятий (организаций). Теория и методология: учебное пособие. -
Юнити-Дана, 2012 г. - 799 с.
28. Шилков В. И. Стратегический менеджмент - М.: Форум, 2014. - 315 с.
29. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций, 2004. Режим доступа:http://nashol.com/2012122968852/strategicheskii- menedjment-kurs-lekcii-markova-v-d-kuznecova-s-a-2004.html.
30. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru.
31. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/.
32. Международные стандарты маркетинга. URL: http.
33. Центр Исследований РАМ. 2017. URL: http://www.