Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индийские мотивы в русской литературе XX века

Работа №125597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Представления об Индии в культуре Серебряного века 5
1.1 Поворот от Запада к Востоку 5
1.2. Специфика Серебряного века и значение Востока в контексте этой эпохи 11
1.3. Индия в творчестве Н. С. Гумилева 16
1.4. Индия в творчестве К. Д. Бальмонта 23
Глава 2. Интерес к Индии в период "оттепели" на примере романа И.А. Ефремова «Лезвие бритвы» 28
2.1. Общая характеристика взаимоотношений СССР и Индии в период «оттепели» 28
2.2. Индия в творчестве И.А. Ефремова 32
Глава 3. Образ Индии в постсоветской литературе на примере произведений В.О. Пелевина 38
3.1. Общая характеристика взаимоотношений СССР и Индии на постсоветском пространстве 38
3.2. Индия в творчестве В.О. Пелевина 41
Заключение 52
Список литературы 54

Данная работа посвящена рассмотрению образа Индии и реалий индийской культуры в произведениях русских поэтов и писателей на протяжении XX века. Предпринятый в работе анализ индийских мотивов в произведениях авторов эпохи Серебряного века, периода «оттепели» и постсоветского периода позволяет продемонстрировать близость индийской культуры менталитету русского человека. Кроме того, в данной работе предпринята попытка провести сравнительную характеристику особенностей восприятия образа Индии русскими авторами трех вышеназванных эпох.
Будет справедливо отметить актуальность данной работы, учитывая следующие несколько факторов. Во-первых, на протяжении длительного периода отношения между Россией и Индией всегда носили дружественный характер; во-вторых, несмотря на довольно большое количество научных работ, посвященных исследованию развития отношений между Россией и Индией, а также научных работ, посвященных анализу образа Индии в работах отдельных авторов, до сих пор отсутствуют работы, в которых проводилось бы параллельное исследование целого спектра индийских мотивов в работах писателей и поэтов разных эпох.
Объектом данного исследования являются работы авторов «Серебряного века», периода «оттепели» и постсоветского периода, в чьих работах наиболее ярко проявлены индийские мотивы - стихи Николая Гумилева, Константина Бальмонта, роман И.А. Ефремова "Лезвие бритвы" и ранние произведения Виктора Пелевина.
Предметом этой работы выступают индийские мотивы и образы в работах вышеупомянутых авторов.
Что касается методологии, в данной работе был применен метод сравнительного анализа индийских мотивов в произведениях авторов XX века.
Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить мотивы, связанные с индийской духовной культурой, в произведениях русских поэтов и писателей XX века.
Для выполнения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
(1) Представить краткий обзор истории интереса к Востоку в Русской культуре.
(2) Охарактеризовать специфику Серебряного века и определить значение Востока в контексте этой эпохи.
(3) Проанализировать произведения Н.С. Гумилева и К.Д. Бальмонта, в которых наиболее ярко отображены индийские мотивы.
(4) Охарактеризовать взаимоотношения СССР и Индии в период «оттепели».
(5) Проанализировать индийские образы в романе И.А. Ефремова «Лезвие бритвы».
(6) Проанализировать произведения В.О. Пелевина, написанные в 90-ые гг. XX в., и выявить, как духовная культура Индии преломлялась в творчестве этого писателя.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, представленная работа посвящена образу Индии в русской литературе XX в. В работе был дан краткий обзор истории индийских мотивов в русской культуре. На примере произведений Николая Гумилева и Константина Бальмонта был проанализирован образ Индии в русской поэзии Серебряного века.
У обоих авторов были выявлены мотивы, связанные с буддизмом, темой переселения душ, а также образом Индии, как «чудесной страны», поистине райской, - образ, который можно обнаружить на протяжении всей истории обращения русских авторов к индийской культуре.
Для характеристики индийских мотивов в литературе в период «оттепели» был рассмотрен роман И.А. Ефремова «Лезвие бритвы», в котором автор продемонстрировал поистине глубокие знания истории Индии и отдельных аспектов индийской философии литературы и духовной культуры. Что же касается третьей эпохи, рассмотренной в данной работе - 90-х гг. XX века, - то здесь был предпринят анализ раннего творчества В.О. Пелевина, в чьих произведениях наиболее ярко представлена исследуемая нами тематика, чье творчество испытывает довольно сильное влияние со стороны дзэн- буддизма. Так, Виктору Пелевину удалось довольно виртуозно продемонстрировать знание основных аспектов индийской философии и религии, в том числе, осведомленность о Благородном Восьмеричном Пути, учении о сансаре, о необходимости освобождения от клешей, затемняющих наше сознание. И конечно же, в его произведениях сделан немалый акцент на возможности параллельного сосуществования нескольких реальностей, на возможности перерождения.
Таким образом, несмотря географические, культурные и политические преграды, на протяжении XX века в русской культуре сохранялся интерес к Индии, и этот интерес находил выражение в произведениях русской литературы, как поэтических, так и прозаических. Более того, этот интерес с течением времени все больше углублялся, а отдельно взятые авторы демонстрировали свое знакомство с индийской культурой. Их произведения не просто являли читателю образ Индии как "страны чудес», но и знакомили его с азами индийской философии, религии, литературы и культуры.


1. Авилова И. К., Лупарева Е.А. Идеал женской красоты в Индии. Некоторые аспекты проблемы. Журнал «Известия Восточного института». 2007г. №14, Владивосток, С. 274
2. Аксенов В.П. Корабль мира «Василий Чапаев» // Аксенов В.П. Негатив положительного героя. М., 1998. С. 161.
3. Бальмонт К. Д. Белые зарницы. Мысли и впечатления. СПб: М. В. Пирожкова, 1908
4. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений. Т. 6. М.: «Книговек», 2010
5. Бердяев Н.А., «Русская религиозная мысль и революция», Париж: Журнал «Версты» №3, 1928. С. 40-62.
6. Бернюкевич Т. В. Буддийские мотивы в лирике К. Бальмонта. Чита: «Гуманитарный вектор», 2010. С. 164-168
7. Бонгард-Левин Г.М. Индийская культура в творчестве К.Д. Бальмонта. // Ашвагхоша «Жизнь Будды». Калидаса «Драмы» Перевод К.Д. Бальмонта. М., 1990. С. 6-30
8. Братчиков С.В. Советско-индийские научные и культурные отношения в 1971-1991 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., РГГУ, 1995. С.1
9. Гумилев Н. С. Стихотворения и поэмы. СПб: «Советский писатель», 1988
10. Гурин С. Пелевин между буддизмом и христианством // [электронный документ]:http://pelevin.nov.ru/stati/o-gurin/1.html (доступ от 24.02.2017)
11. Дхаммапада. М.: Издательство Восточной литературы, 1960 С. 18
12. Еремина О.А. Смирнов Н.Н. Жизнь замечательных людей. Ефремов И.А. М.: Молодая гвардия, 2013.
13. Ефремов И.А. Лезвие бритвы. М.: Эксмо, 2007. С.153
14. Ефремов И.А. Тамралипта и Тиллоттама // [электронный документ]: http://www.rulit.me/books/tamralipta-i-tillottama-download-free- 389266.html (доступ от 15.04.2017)
15. Зорина Е.В. Эзотеризм в России XXвека: теоретические и этические параллели. М.: Ежегодник Дельфис, 2001. С. 20.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ