Введение 3
Глава 1. Происхождения друидов 9
Глава 2. Функции друидов в обществе кельтов 19
Глава 3. Вероучение 29
Глава 4. Святилища и храмы 40
Заключение 50
Список источников и литературы 53
Приложение 56
Актуальность исследования. Друиды, да и вообще кельтская цивилизация, всегда привлекали к себе много внимания. Это довольно своеобразное общество, которое отличается от остального античного мира. Сами друиды тоже весьма интересная деталь в кельтском обществе. Корпорация друидов обладала как духовной, так и светской властью. Их влияние распространялось на все сферы жизни кельтов. Какова была сущность их учения? Каковы их религиозные и философские суждения о мире и человеке? Как так получилось, что они могли сами выбирать царя племени? Изучение этого вопроса выступает важной частью темы религии и власти в античном мире, а этот вопрос относится к числу одних из самых востребованных в современной науке проблем.
Объектом исследования выступают кельтские жрецы - друиды, их верования, религиозные представления и обряды. Также в данной работе мы рассмотрим многообразие их функций в обществе кельтов.
Предметом исследования являются друиды в представлении античной традиции, которая представлена двумя школами: Посидониевской традицией и Александрийской традицией.
Цель работы - изучение, ни много ни мало, кельтского вопроса в его многообразии. В анализе речь идет о практическом воплощении обрядов, жертвоприношений, а также о влиянии этих обрядов на общественную жизнь кельтского общества. Основными задачами исследования являются:
• рассмотреть представления античных писателей о друидах и их корпорации;
• исследовать вопрос о происхождении друидов у кельтского народа.
• изучить социально-политическую востребованность друидов в кельтском обществе.
• проанализировать виды храмовых построек и их назначение;
Хронологические рамки охватывают огромный период всеобщей истории, а именно 1 тыс. до н. э. Нам доподлинно не известно, откуда именно появились кельты и их жреческая каста. Столь широкие временные рамки взяты из-за многих произведений античных авторов разных эпох. Очень трудно выделить конкретный период в столь обширном временном аспекте , ведь друидизм изменялся на протяжении всей истории кельтского народ! и нам нужно было охватить все особенности этого явления. Конечно, можно было взять более узкую тему, чтобы упростить работу и сократить временные рамки, но мне данный вариант не видится удачным, так как на историю друидизма нужно смотреть сквозь все время его существования.
Источниковедческая база исследования. Особую значимость для изучения данной темы имеют работы знаменитого древнеримского государственного и политического деятеля, полководца, писателя Гайя Юлия Цезаря (Caes.) (100 года до н. э. — 44 года до н. э.). В первую очередь следует выделить трактат посвященный Галлии и ее жителям. Речь идет конечно же о «Записках о Галльской войне» (Caes. b. g.), который представляет собой настоящую энциклопедию по миру кельтов. Цезарь оставил нам огромнейший труд в котором он собрал все сообщения из первых рук, так как сам был участником тех событий и мог привлекать для своей работы личностей того времени. Также стоит отметить Страбона (Strato.) (64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э ) и его произведение «География». В нем большим вниманием Страбона пользуется Галлия и населявший ее народ - кельты. А где кельты, там и их мудрейшие жрецы друиды.
Еще один из самых цитируемых наших источников в источниковедческой базе - это Публий Корнелий Тацит (Tac.) (55 г. н. э.— ок. 120 года н. э.). Этот древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, известен нам по его двум большим историческим трудам «История»( Tac. hist.) и «Анналы»( Tac. Annales). В этих произведениях помимо истории Римского государства, нашлось место и друидам и кельтскому обществу. Он описывает в примитивистском стиле образ друидов, в виде варваров, которые проклинают своими заклятиями римскую армию. Еще одной огромной базой знаний о друидах является труд Плиния Старшего (Plin.) (22 или 24 годами н. э.,— 79 года н. э.). Плиний наиболее известен нам как автор «Естественной истории»( Plin. Nat. Hist.), одного из самых крупнейших энциклопедических сочинений в античной истории. К сожалению, другие работы замечательного историка до нас не дошли. Его можно отнести к Посидониевской традиции изучения кельтов. Это не удивительно, так как одним из источников исследования для него служит Посидоний. Сам же Посидоний и его «Истории» (Posidon. Hist.) написаны в конце II века до н. э. На данный момент не осталось оригинального произведения, и мы знаем, о чем в нем было сказано, только в цитатах от других античных авторов, которые признаны достоверными. Но если доверять им, то «Истории» состояли из пятидесяти двух книг. События, которые были описаны в произведении, касались не только истории Рима и Греции, но и чужеземных народов. Так, в двадцать третьей книге мы впервые встречаем упоминания о кельтах. Также стоит отметить и Диодора Сицилийского(П^. Sic.), Цицерона(Ою.), Тита Ливия(Е^.).
Историография проблемы. Тема друидов нашла свое отражение в различных работах, как и общих, посвященных кельтскому народу, так и в частных, которые все свое внимание уделяют друидам. Из наиболее значимых работ стоит упомянуть фундаментальный труд известного кельтолога и археолога Стюарта Пигтта "Друиды" 1 . В ней Пиготт рассматривает жреческое сословие кельтов и проблемы, с которыми мы сталкиваемся при изучении их. В работе автор приводит много археологических доказательств, с которыми хорошо знаком, так как сам часто оказывался на раскопках. Также, Пиготт много времени уделяет верованиям и святилищам друидов. Можно с уверенностью сказать, что этот труд один из самых значимых в кельтологии. Еще одним важной работой является книга французской исследовательницы Франсуазы Леру "Друиды"2. В ней Леру на основании ирландских и валлийских источников, реконструирует древние обряды, мистериальные практики и систему организации этого когда-то могущественного ордена кельтских жрецов. Нора Чедвик, британский историк-медиевист и кельтолог, в своей работе "Друиды"3 исследует кельтских жрецов и оценивает ранние письменные свидетельства греков и римлян и рассматривает друидов в их историческом контексте. Не стоит забывать и о сэре Томасе Даунинге Кендрике и его труде "Друиды" 4 . В нем он рассматривает историю и различные истоки формирования друидизма, об их храмах и религии в целом.
Отдельно можно выделить пласт литературы на общую тематику, которая затрагивает поднятую в роботе проблему. Та же Нора Чедвик в своей книге «Кельты"5 еще раз подняла проблему друидов, которые оставили много археологических и антропологических свидетельств об эволюции их корпорации, прослеживая эту эволюцию с момента их первого упоминания и до заката друидичества. Монография британских ученых-кельтологов, братьев Алвина и Бринли Рис — "Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе"6 — фундаментальный труд, раскрывающий истоки и историческое развитие кельтского народа. В ней , через сопоставлении с религиозными представлениями и мифами, братья рассматривают друидов и их корпорацию. Франсуаза Леру и Кристиан-Ж. Гюйонварх в труде "Кельтская цивилизация"7 рассматривают жреческий класс кельтов в третьей главе — Духовный мир кельтов. Там они подробно рассматривают функции друидов и их взаимоотношения с обществом. Чешский кельтолог Филип Ян в своей работе "Кельтская цивилизация и её наследие"8 рассматривает все стороны жизни кельтов: их быт, одежду и жилища, жреческое сословие, религиозные представления, их божества и героев, святилища. Работа дает нам интересные культы друидизма. Интерес представляет и книга Энн Росс "Кельты-язычники. Быт, религия, культура"9. Она ярко воссоздает мир друидов, повествует о находках археологов, священных храмах, иерархии древнего общества, его магических обрядах и ритуалах. В работе Теренса Пауэлла "Кельты. Воины и маги"10 собран уникальный материал об истории древних кельтов, в том числе и о друидах. Книга Томаса Роллестона "Мифы, легенды и предания кельтов"11 рассказывает о происхождении, религии, мифах и преданиях друидов. В работе представлены ирландские саги, мифы и легенды, уэльская и валлийская мифология. Книга Майлза Диллона и Норы Чедвик "Кельтские королевства"12 — плод совместного творчества двух ученых. В ней находятся наиболее важные данные и сведения, собранные к середине 60-х годов XX века о друидах.
Конечно. и отечественная историография не обошла столь интересный и загадочный жреческий класс как друиды. Из всех знаменитых российских кельтологов я бы хотел выделить профессора кафедры истории древней Греции и Рима в Санкт-Петербургском государственном университете — Надежду Сергеевну Широкову и две ее фундаментальные работы "Мифы кельтских народов" 13 и "Культура кельтов и нордическая традиция античности"14. Книги знакомят нас с древнем народом кельтов. В каждой из представленных работ содержится много информации об учении таинственных и могущественных кельтских жрецов — друидов. Обилие археологического материала, свидетельства античных историков, кельтское литературное наследие и результаты современных филологических исследований проливают свет на религиозную и политическую роль друидов в жизни кельтов. Так же для исследования была использована работа Григория Бондаренко "Повседневная жизнь древних кельтов"15. В книге рассказывается о повседневной жизни древних кельтов Британских островов. Затрагиваются самые различные ее стороны в то числе и вопрос и друидах.
Научная новизна. В данной работе на основании доступных источников и достижений антиковедения впервые в отечественной историографии дается комплексный анализ видов и способов дивинации в период существования Республиканского Рима.
Теоретическая значимость работы. Выводы и содержание исследования способствуют обогащению теоретических представлений о религии и ее роли в общественной жизни Древнего Рима, а также изучению проблемы «религия и власть в Древнем Риме».
Практическая значимость. Выводы работы могут быть использованы для дальнейшего изучения друидической корпорации, их верований, храмов и святилищ.
Структура работы. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, хронологические рамки, формулируются цели и задачи. В первой главе рассматривается вопрос о происхождении друидов, их исторической прародине. Во второй главе дается информация о функциях друидов в кельтском обществе. В третьей главе исследуются особенности верований кельтских жрецов, их культы и праздники. Четвертая глава посвящена храмам и святилищам, археологическим данным. В заключении сформулированы основные выводы и наблюдения в отношении рассматриваемой проблемы.
Подводя итог работы, можно сказать, что проблемы в изучении друидизма сохраняются и по сей день. Друиды являются одним из самых загадочных сословий в обществе кельтов. Множество легенд и слухов витают над ними и сложно точно сказать, что из этого правда, а что нет, ведь друиды не пользовались письменностью. Их верования, таинства, обряды передавались лишь из уст в уста. А все сведения, что мы имеем, дошли до нас только от сообщений античных авторов. Многие из таких мифов я постарался развеять в данной работе.
Многие авторы интерпретировали данные о друидах на свой лад и выдавали желаемое от действительного, ведь культура греческая и римская отличалась от кельтской. Такое интерпретирование мы можем проследить в истории с верой друидов в бессмертность душ, которую античные авторы зачастую передавали как учение Пифагора. В совокупности это не дает нам абсолютно полной картины того, чем друидизм был на самом деле.
Происхождение этого интереснейшего и не имеющего аналогов жреческого класса не может иметь однозначный ответ, так как нет стопроцентных археологических или письменных доказательств. Мы можем только строить теории и выдвигать предположения относительно того, откуда же взялись друиды. Скорее всего, этот вопрос стоит рассматривать и в контексте происхождения самого кельтского народа. Возможно, дальнейшие находки поведают нам о том, откуда все же взялись друиды и друидизм. И почему друиды были лишь на окраинах кельтского мира в Британии и Галлии. Почему в других местах расселения кельтов не упоминаются друиды, ведь в армии кельтского вождя Бренна не было ни одного друида. Можем ли это означать, что друиды пришли из Британии и смогли закрепиться лишь в Г аллии. Ответить на данный вопрос нельзя однозначно и, на данный момент, очень проблематично найти на него однозначный ответ.
Тем не менее, мы точно можем сказать, какие же функции исполняли друиды в обществе кельтов и для чего нужны были нужны храмы и святилища. У нас сохранилось множество описаний жертвоприношений и обрядов друидов, которые могли быть и довольно кровавыми, так и довольно мирными. Функции этих обрядов тоже могли иметь разные предназначения, собственно, как и у любого другого народа. Например, они могли давать предзнаменования и предсказания. Также друиды играли и большую роль в выборе короля или вождя того или иного кельтского племени, ведь поистине были мудры. Друиды могли и учить подрастающее поколение другого могущественного класса общества — всадников. Судебные функции друиды тоже выполняли. Они напрямую могли воспользоваться своими мудростью и знаниями законов и правил кельтского общества и выносили свои вердикты. В итоге можно сказать, что влияние на своих соотечественников друиды имели колоссальное.
Их вероучение играло большую роль на всем мировоззрении кельтов в целом. Их вера в бессмертие душ придавало уверенность и бесстрашие войнам, защищавших народ от захватчиков. Это поражало античных авторов до глубины души, и те не сразу понимали это учение. Также друиды имели огромную связь с природой, которую считали священной. Вера в то, что человек и природа должна находиться в гармонии, показывает, что недаром их называли мудрецами. И эта вера в священность природа часто отражалось в культах кельтов. Например, культ камней, чьи следы мы можем наблюдать и в наше время, культ пяти деревьев. Мы точно знаем о разнообразии их культов и вероучений, что заставляли людей верить и поклоняться.
О местах жертвоприношений, таинств, обрядов нам много известно из археологических данных. Мы можем наблюдать, как и действительно храмы в прямом смысле этого слова, так и просто само слово, обозначающее лишь суть. Археология сильно продвинула вопрос мест поклонений друидов. Без находок во Франции, Англии и Германии, мы могли бы строить только догадки. Например, знаменитый, но загадочный Стоунхендж тоже относится к постройкам друидов. В чем его предназначение, было ли это обсерваторией или же местом поклонения. На этот вопрос мы тоже не имеем однозначного ответа. Конечно, мы немало потеряли в связи с иногда через чур халатным отношением некоторых личностей. Но все же, нам повезло иметь столь много памятников храмом святилищ друидов.
Нужно задаться вопросом, почему друидизм, жречество внутри варварского народа, имела столь могучее влияние на общество, и остался не забытым на протяжении стольких лет. Этот вопрос настолько интересен, что можно начать отдельное его рассмотрение.
И в заключение хотелось бы сказать, что против друидизма выступали сначала римляне и их неприятие варваров, а потом и христианство начало вытеснять этот исключительный и притягательный культ, воспоминания о могуществе которого навсегда увековечены в истории.
I. Источники:
1. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. О знаменитых людях (фрагменты) / Пер. М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1964.
2. Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне / Пер. Михаил Покровский. М.: Изд-во Рипол Классик, 2010.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1979.
4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Пер. О. П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000.
5. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. / Пер. Н. Г. Майоровой, И. Л. Маяк, Л. Л. Кофанова, А. М. Сморчкова, В. Н. Токмакова, А. Я. Тыжова, А. В. Щеголева. Отв. ред. И. Л. Маяк. М.: Издательский дом «Рубежи XXI», 2005.
6. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения»/ Пер. А. С. Бобович. М.: Ладомир, 1993.
7. Лукан Марк Анней. Фарсалия. / Пер. Л. Е. Остроумова. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1951.
8. Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты / Пер. М. И. Рижский. М.: Наука, 1985.
9. Плиний Старший . Естественная история / Пер. Б. А. Старостин // Вопросы истории естествознания и техники. Ном. 3. Москва, 2007.
10. Плутарх. Сочинения / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2008.
11. Помпоний Мела. О положении Земли / Пер. С. К. Апта. // Античная география. М.: 1953.
12. Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского; под ред. С. Л. Утченко. М.: Наука, 1964.
13. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том II / Пер. М. Л. Гаспарова. М.: Ладомир, 2002.
14. Posidonius. I. The Fragments / Ed. L. Edelstein & I. G. Kidd. Cambridge University Press, 1988.
II. Научная литература.
1. Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь древних кельтов . М.: Молодая гвардия, 2007. 396 с.
...