ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1 Основы исследования рынка продукции предприятия 7
1.2 Сущность системы товародвижения на предприятии 13
1.3 Управления каналами товародвижения 21
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА OOO «ХЛЕБ» 26
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Хлеб» 26
2.2 Финансово-экономическая характеристика предприятия 29
2.3 Анализ и оценка рынка продукции предприятия 36
2.4. Анализ системы товародвижения ООО «Хлеб» 46
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ ООО «ХЛЕБ» 61
3.1 Основные мероприятия по совершенствованию системы товародвижения
ООО «Хлеб» 61
3.2 Экономическая эффективность разработанных мероприятий по
совершенствованию системы товародвижения 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В условиях ожесточения конкуренции такой фактор как совершенствование системы товародвижения с целью повышения прибыли организации имеет первостепенное значение. В условиях рыночной экономики успешное функционирование организаций практически не возможно без хорошо организованной комплексной системы совершенствования товародвижения. Многие отрасли бизнеса испытывают огромную потребность в продвижение товаров, включающее в себя рекламу, стимулирование сбыта, персональную продажу и формирование общественного мнения.
При правильной организации, товародвижение может быть достаточно эффективным и способствовать быстрой и бесперебойной реализации продукции. При этом ускоряется возврат оборотных средств предприятия, устанавливаются деловые контакты производителей с потребителями, возрастает спрос на продукцию предприятия, что является объективной основой увеличения продаж и повышения эффективности деятельности.
Сегодня идут активные поиски новых форм и методов совершенствования систем сбыта в организациях. Эти процессы основываются на анализе и переоценке сложившихся систем продаж, в научных исследованиях используются разработки отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что от эффективности товародвижения зависит объемы товарооборота торгового предприятия и его прибыль. Кроме того, все больше руководителей организаций осознают необходимость сквозной оптимизации, обращают внимание на функции поставок, закупок, транспортировки. В определенной степени начинает сказываться повышение уровня профессиональной компетенции специалистов по логистике организаций, формулирующих задачи развития бизнеса организации на основе логической концепции.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать мероприятия, направленные на совершенствование товародвижения ООО «Хлеб».
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы товародвижения;
- провести анализ деятельности ООО «Хлеб»;
- провести анализ товародвижения на предприятии;
- выявить проблемные области товародвижения в исследуемой организации;
- разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности товародвижения в исследуемой организации;
- оценить экономическую эффективность проектных мероприятий.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе является рынок хлебобулочных изделий, система товародвижения ООО «Хлеб» и способы ее совершенствования.
Объектом исследования является предприятие ООО «Хлеб», специализирующееся на выпуске хлебобулочных изделий.
Научно-методической основой выпускной квалификационной работы являются нормативные и законодательные акты, регулирующие деятельность организаций в Российской Федерации, методическая и научная литература по вопросам деятельности промышленных организаций, маркетингу, экономическому анализу, а также публикации в периодических изданиях.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты проведенного анализа и разработанные мероприятия, направленные на повышение эффективности товародвижения ООО «Хлеб», увеличат общую эффективность деятельности и конкурентоспособность предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Цель системы - обеспечить своевременную отгрузку товаров и надежность поставки, т. е. поставку товаров на регулярной основе, нужной форме, требуемого качества и количества.
Товародвижение является мощным инструментом стимулирования спроса. Мерой эффективности системы товародвижения служит отношение затрат фирмы к ее результатам. Качественным показателем эффективности использования системы товародвижения является уровень удовлетворения потребностей потребителей. Данный качественный показатель зависит от многих показателей.
Процесс товародвижения состоит из следующих этапов: обработка заказов, складирование продукции, управление запасами, транспортировка, оценка и контроль системы товародвижения. Доставка продукции и сырья является достаточно важным элементом в системе, поэтому рациональная организация транспортировки - залог эффективности работы компании в целом.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ эффективности деятельности ООО «Хлеб» за 2014-2016гг., а также проведена диагностика системы товародвижения в ООО «Хлеб», занимающемся производством хлебобулочных изделий.
Одним из важных факторов при транспортировке товаров является норма загрузки и выбор вида транспортировки. Норма загрузок каждого из вида различна, но исследования показали, что наибольшей вмещаемостью обладает упаковка хлеба в пакеты из полиэтилена и стрейч-пленки. Минимальным уровнем обладает - бумажные пакеты.
Проведенное исследование позволило определить, что проблемными областями товародвижения в ООО «Хлеб» являются:
1) Низкий уровень организации товародвижения и каналов сбыта (распределения) готовой продукции на рынок.
2) на предприятии системы товародвижения имеет тенденцию к снижению.
В целях решения выявленных проблем разработан проект мероприятий.
В целях совершенствования организации сбыта на предприятии рекомендуется разработка проекта создания кафетериев. Такая схема позволит поддерживать достигнутые результаты в объемах продаж, а также рост продаж в перспективе. Данная схема позволит также наиболее эффективно использовать возможности свободную площадь.
В целях сокращения транспортных расходов рекомендуется корректировка долевого соотношения упаковки при загрузке автотранспорта, а именно увеличение доли хлеба упакованного с помощью пакета из полиэтилена. ООО «Хлеб» следует вести активную маркетинговую политику по продвижению данного вида упаковки и сохранения доли стрейч-пленки. Объемы перевозок в бумажных пакетах следует сократить.
Использование данных рекомендаций позволит снизить затраты на транспортировку товаров, что приведет к повышению коэффициента эффективности функционирования системы товародвижения в целом.
Реализация предлагаемых мероприятий, направленных на совершенствование системы товародвижения ООО «Хлеб», позволит рационализировать использование имеющихся производственно-сбытовые фонды путем создания дополнительной торговой точки и сократить транспортные затраты за счет изменения фактора упаковки продукции. Годовой экономический эффект от реализации мероприятий составит 11 383,7 тыс.руб. Прирост объема продаж - 16 729,39 тыс.руб.
Рентабельность увеличится до 15,1%. Срок окупаемости составит 1,5 года.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь установленной цели работы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 № 147-ФЗ; Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru
4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru
5. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ. (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
6. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 с.
7. Голова, А.Г. Управление продажами: учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению "Экономика" и спец. "Маркетинг", "Реклама" / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
8. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 с.
9. Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г. Маркетинговые исследования. Учебник для магистров. - М. -Издательство Юрайт, 2012. - 540 с.
10. Государственный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р-51303¬2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля.
Термины и определения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
11. Григорьев М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика. Учебник для бакалавров. Гриф МО- М.: Юрайт, 2016. - 155 с.
12. Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью. - Дашков и К°, 2012 - с.13.
13. Дубцов, Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 с.
14. Диденко, Н.И. Международный маркетинг. учебник для бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 556 с.
15. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на
стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
16.Земедлина, Е.А. Товароведение и экспертиза товаров: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 156 с.
17.Земляк С.В. Маркетинг торговли. Учебник- М.: Дашков и Ко, 2013. - 115 с.
18. Иванов Г.Г., Панкина Т.В., Алексина С.Б., Крышталев В.К. Методы стимулирования продаж в торговле: Учебник / С.Б. Алексина, Г.Г. Иванов, В.К. Крышталев, Т.В. Панкина. - (Высшее образование). М.: Инфра-М, 2016. - С. 315.
19. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 с.
20. Кузнецов И.Н. Управление продажами. - М.: Дашков и К, 2011. - С. 115.
21. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 с.
22. Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник /
A. А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко. - М.: Дашков и К, 2013. - 660 с.
23. Лейхер Р. Техники продаж. - М.: Омега-Л, 2015. - С. 400.
24. Моргунов, В.И. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров /
B. И. Моргунов, С.В. Моргунов. - М.: Дашков и К, 2015. - 184 с.
25. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
26. Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов / М.А. Николаева. - М.: НОРМА, 2013. - 448 с.
27. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учебник- М.: Инфра-М, 2015. - 284 с.
28.Организация торговли: Учебник под общей редакцией проф. О.В. Памбухчиянц - М.: Дашков и К - М, 2014. - С. 294.
29. Сероштан, М.В. Коммерческое товароведение: Учебник / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.А. Панасенко, В.Е. Боряев. - М.: Дашков и К, 2013. - 696 с.
30. Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. Маркетинговые исследования. - Дашков и К°, 2013 - 273 с.
31. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 216 с.
32. Савчук Г.А., Управление маркетингом на предприятии, учебное пособие, Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014 - 220 с.
33. Торговое дело. Учебник для вузов. Афанасенко Иван Дмитриевич, Борисова Вера Викторовна. - М.: Питер, 2015. - 215 с.
34. Хапенков В.Н. Иванов Г.Г. Федюнин Д.В. Рекламная деятельность в торговле Учебник / В.Н. Хапенков Г.Г. Иванов Д.В. Федюнин. - Высшее образование. - М.: Инфра-М, 2017. - 305 с.
35. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности
коммерческих организаций. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - с. 208.
36. Официальный портал Правительства Ростовской области http://www.donland.ru
37.Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской областиhttp://rostov.gks.ru/
38. Официальный сайт Аналитического Центра Step by Stephttp://www.step-by-step.ru/
39.Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Ростовской областиhttp://www.ipa-don.ru/
40.Справочная информационная система -http://www.consultant.ru