Введение 3
Глава 1. Профсоюз как субъект права 43
§1. Единый устав 1963 г. 43
§2. Единый устав 1987 г. 50
§3. Закон СССР от 1990 г. 52
§4. Уставы Конфедерации и Федерации 55
§5. Уставы профсоюза работников просвещения 59
Глава 2. Структура и деятельность профсоюзной организации 63
§1. Производственный и территориальный аспекты 63
§2. Функциональный и отраслевой аспекты 67
Глава 3. Взаимодействие с другими организациями ЛГУ 84
§1. Профсоюз сотрудников и аспирантов 84
§2. Комсомольская организация 88
§3. Студенческие советы общежитий 95
Заключение 106
Список сокращений 137
Список источников и литературы 138
Приложения 152
Актуальность исследования
Профессиональные союзы объединяют людей по признаку труда, или участия в преобразовании и приспособлении природы под удовлетворение личных и общественных потребностей. Под трудом, с советской точки зрения, следует понимать также получение образования1 — как ступень либо к работе на производстве, либо к научным исследованиям. В университетах существуют профсоюзные организации работников и студентов: где-то они объединены, как в Московском университете начиная с 1944 г.2, а где-то действуют раздельно — и это пример Санкт-Петербургского университета (в данном исследовании Ленинградского).
Между людьми в процессе труда складывается комплекс отношений, связанных с общественным производством, и формируется трудовое право. В этой сфере общественной жизни и отрасли права профессиональным союзам отведено одно из центральных мест, наряду с администрацией производства и правительством. Такие организации в эпоху «развернутого строительства коммунизма» (1961-1986 гг.) воспринимались как основа самоуправления трудящихся, наряду с общенародными советами, и они не потеряли своего значения после XXVII съезда КПСС.
Впервые в правовое поле России профессиональные объединения были введены в марте 1906 г. — с изданием временных правил об обществах и союзах3. Однако, по утверждению исследователя Масловской (Балиной) Е. В.,
...
Проблема студенческого самоуправления
Проблема активизировалась в связи с объявлением правительством СССР в 1986-1987 гг. курса на перестройку профессионального образования, в том числе высшего1. Проблемный материал одного из деятелей комитета ВЛКСМ ЛГУ о самоуправлении начинался как раз с проекта ЦК КПСС, опубликованного в центральной прессе2. В целом, трансформация системы образования, на взгляд идеологов перестройки, не могла произойти без расширения самостоятельности учебных заведений в составлении программ подготовки специалистов, пересмотре методологии обучения и решении проблем, связанных с функционированием вуза. Высказанные на высшем уровне идеи получили свое наполнение на Всесоюзном съезде работников народного образования в декабре 1988 г., и, по словам В. М. Филиппова, который через десять лет станет министром образования России, в основу реформ была положена «демократизация, включающая децентрализацию управления, расширение полномочий и повышение самостоятельности образовательных учреждений от опеки органов власти»3. На уровне государства был осуществлен перенос полномочий от органа власти к учебному заведению, а на местном полученные полномочия надо было разделить между составляющими вуза: преподавателями и студентами, — уточнить права и обязанности разных социально-профессиональных групп.
...