Введение
Глава 1. Особенности проведения интервью в условиях сети Интернет 6
1.1. Интервью: понятие и классификация 6
1.2. Развитие новых коммуникационных технологий и их использование в практике интервьюирования 11
Глава 2. Особенности проведения интервью в интернете на примере YouTube канала "Вдудь" 26
2.1. Общая характеристика YouTube канала "Вдудь" 26
2.2. Особенности интервью на YouTube канале "Вдудь" 34
2.3. Специфические для Интернет-среды коммуникационные
особенности интервью на YouTube канале "Вдудь" 45
Заключение 53
Библиографический список 56
Актуальность исследования обусловлена тем, что современном мире структура мирового общества подвержена нескольким основным веяниям времени: глобализации, информатизации и антитрадиционализма.
Ввиду тенденции к интеграции, можно отметить, что сливаются воедино ранее раздельные источники информации, интегрируются средства коммуникации, возникают такие всеобъемлющие пространства, как прямой эфир радиовещания в Интернете, online-ленты новостей, и т.д.
С появлением информационных технологий любой уголок мира, любая культурная среда стала гораздо более доступна, чем, скажем, еще два десятилетия назад. Каждый человек сегодня имеет доступ к любому виду СМИ - будь то радио, ТВ, газета или журнала, большая часть населения России также обеспечена на сегодняшний момент доступом во всемирную сеть Интернет.
Соответственно, и журналистика не может стоять на месте - каждый уважающий себя журналист идет «в ногу со временем», осваивая инновационные коммуникационные технологии - сначала мобильная связь, затем возможности сети Интернет. Но стоит помнить, что современные технологии могут как, облегчить, так и усложнить процесс интервьюирования, вопрос в целесообразности и правильном их применении
Объект нашего исследования - YouTube канал «Вдудь».
Предметом исследования являются особенности и характерные черты проведения интервью в сети Интернет.
Таким образом, цель дипломной работы - выявить специфические для Интернет-среды коммуникационные особенности интервью на YouTube канале «Вдудь»
Для того, чтобы достичь цели исследования, мы выполним следующие его задачи:
• Дадим понятие интервью и приведем его классификацию
• Рассмотрим процесс развития новых коммуникационных технологий и их использование в практике интервьюирования
• Приведем общую характеристику YouTube канала "Вдудь"
• Охарактеризуем лексические и стилистические особенности интервью на YouTube канале "Вдудь"
• Выявим специфические для Интернет-среды коммуникационные особенности интервью на YouTube канале "Вдудь".
Современные технологии могут как облегчить, так и усложнить процесс интервьюирования, вопрос в целесообразности и правильном их применении.
Методы исследования: для выполнения поставленных задач, в ходе нашего исследования будет применен контент-анализ роликов на YouTube канале «Вдудь», сравнение.
Теоретико-методологической базой исследования послужили учебные пособия «Технология интервью» М.М. Лукиной, «Основы творческой деятельности журналиста» Г.В.Лозутиной, учебное пособие «Жанры журналистского творчества» Г.В.Лазутиной, С.С.Распоповой, «Репортер : профессионализм и этика» М.И.Шостак
Структура дипломной работы обусловлена поставленными в исследовании задачам. Она включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
В первой главе «Особенности проведения интервью в условиях сети интернет» рассматривается специфика интервью как жанра, его поджанры и особенности.
Вторая глава «Особенности проведения интервью в интернете на примере YouTube канала Юрия Дудя» включает в себя общую характеристику изучаемого средства массовой информации, анализ трех выпусков и исследование особенностей проведения интервью в интернете
Итак, в ходе работы мы можем сделать ряд выводов.
Современные коммуникационные технологии, которые представлены новыми средствами связи, являются компромиссным решением между опосредованным и прямым интервью - с помощью видеоконференций, on-line связи журналист может общаться с интервьюируемым при прямом голосовом и визуальном контакте, либо получать при письменной коммуникации практически мгновенный ответ. В этом контексте современные информационные технологии предоставляют значительно расширившиеся по сравнению с эпохой отсутствия Интернета возможности как для журналистов, берущих интервью, так и для жанра интервью в целом.
Современные коммуникационные технологии значительно расширяют возможность журналиста взять интервью - если человек не может выделить несколько часов для прямого интервью, он может дать несколько ответов на вопросы с помощью мобильной связи, может в удобное для него время ответить на тестовое сообщение или дать интервью в любой удобной и комфортной обстановке и в удобное время с помощью видеоконференций.
Интервью на YouTube - это таким образом, совсем не просто «программа на видеохостинге». Это продукт специфической среды, культуры и формы коммуникации. Отсюда же динамика и быстрая сменяемость.
Особенность онлайн-интервью в том, что у пользователей появляется возможность коммуникации с автором передачи, и иногда - с его собеседником. Возможность участия в интерактивной коммуникации дает возможность пользователям на основе затронутых в материале актуальных и значимых вопросов и тем формировать среду для дискуссии, и может не заканчиваться с публикацией материала - пользователи могут участвовать в развитии событий, осуществлять контроль и мониторинг ситуации, непосредственно влиять на разрешение социально значимых вопросов и проблем.
Юрий Дудь - это талантливый журналист, который, несмотря на специализацию в сфере спортивной журналистики, в полной мере освоил нестандартный подход к созданию коммерчески успешного авторского интернет-проекта. В большинстве выпусков Юрий заинтересован в беседе с тем или иным приглашенным гостем, он достаточно эмоционален и раскрепощен, его реакция живая и личная. Поэтому мы видим что-то среднее между классическим пониманием интервью и дружескими задушевными разговорами
С жанровой точки зрения можно назвать этот проект представляет собой дискуссионное «неудобное» интервью в коммуникационном пространстве сети Интернет, имеющем свои законы, свою целевую аудиторию, свои особенности коммуникации и информационного поля, что обуславливает специфические правила поведения, героев интервью, формат интервью, вопросы, которые может задать автор своему собеседнику. Автор ведет интервью содержательно, эпатажно, емко, удерживает внимание своей аудитории в информационном поле шоу, привлекает дополнительную аудиторию нестандартами решениями и в области вседозволенности, и в области приглашаемых гостей, также подписчики привлечены активной коммуникацией с самим журналистом, его способностью учитывать интересы и потребности интернет-аудитории.
«вДудь» — это авторский проект нескучного интервью со своими стилистическими и лексическими особенностями, который выстраивается вокруг личности Юрия Дудя. Интересно, что иногда сам Дудь старается сместить акцент с гостя на себя, но в большинстве случаев этого практически не происходит, и зритель органично воспринимает как оригинального ведущего, которого достаточно в кадре и в диалоге, и собеседника, ради которого он, собственно, и смотрит нескучное интервью. Существует ряд небольших недостатков и эпатажности, которые могут вызывать негативное восприятие проекта, но в целом следует отметить, что проект сделан качественно, профессионально и успешен как с точки зрения коммерческой эффективности, так и с точки зрения коммуникационного отклика от пользователей сети Интернет и подписчиков канала.
1. Агамян Е.Ю. Интерактив как полифункциональное средство
радиостанции [Электронный ресурс] // Lingua mobilis. -2010г. - №1(20), 2016. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/interaktiv-kakpolifunktsionalnoe- sredstvo-radiostantsii
2. Амзин А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 с.
3. Баранова Е.А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов -практиков // Вестник МГУ - Сер. 10. Журналистика: 2010. - №4. - С.91 -98.
4. Вартанова Е.Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России // Вестник Московского университета, серия 10, «Журналистика»
- 2015. - № 4. - С.18
5. Веселкова, Е.Л. СМИ XXI века: все будет по-другому. [Электронный ресурс]: Региональный информационный центр
- Иркутск: 2007. - Режим доступа: www.babr.ru/news/print
6. Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Информационные потребности и информационная культура. // Теория и практика общественно-научной информации. - 2010 - № 4. - С.4-5
7. Виноградова С., Мельник Г. Психология массовой коммуникации. Учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 340 с.
8. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань: Казан. гос. ун-т, 2014.
9. Вовкула А. В. Интерактивная форма коммуникации в медиадискурсе [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 10 (365). - 2016.-
Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/article/n/interaktivnaya-
forma-kommunikatsii-vmediadiskurse
10. Ворошилов В. В. Журналистика. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
11. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2006. - №20. - С.180-189 - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/voroshilova-06.htm
12. Грабельников А.А. Особенности конвергентной журналистики // Вестник Университета академии образования. - 2013. - №3. - С. 79-83
13. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. - М.: АСТ, 2012. - 203 с.
14. Жинжина Т. Ю. Конвергенция как тренд развития
современного радио // Известия Уральского ун-та. — 2013. — Сер. 1: Журналистика и массовые коммуникации, Проблемы образования, науки и культуры. — № 1 (110). — С. 36-41.
15.Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 // КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/popular/smi/.
16.Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и её содержания [Электронный ресурс]- Барнаул; Изд-во.: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. - 2003 -- Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/76.htm
17. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте ковергенции // Вестник МГУ - 2005. —Сер. 10. Журналистика. - № 2. - С.3-7.
18. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М., 2015. - 383 с.
19. Карякина К. Мультимедиа как фактор трансформации современной медиаиндустрии: генезис и развитие новых СМИ
// Интернет и интерактивные электронные медиа. Часть I. Трансформация глобального информационно¬
коммуникационного пространства в Интернете. - М.: Изд-во МГУ, 2007. -260 с.
20. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.:, 2010. - 200 с.
21. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества- М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с.
22. Луканина М.В. Текст средств массовой информации и
конвергенции [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. - № 20. - Режим доступа:
http://www.philology.ru/linguistics2/lukanina-06.htm
23. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета.
- М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.
24. Лукина М.М. Технология интервью. - М.: Аспект-Пресс, 2008.
25. Маргарян С. Как работает интернет-радио // Журнал сетевых решений. - 2014. - № 4. - С. 68-69.
26. Медиакультура новой России: методология, технологии, практики: [сб. ст.] - Екатеринбург; - М.: Акад. Проект, 2007. - 508 с.
27. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.
28. Рэндалл Д. Универсальный журналист. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 120 с.
29. Синдинская М. Осторожно конвергенция! // Журналист - 2011.
- № 1. - С. 63 - 64.
30. Слепцова М. А. Интерактивный аспект иронических высказываний в газетном тексте // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 45. - с. 252
31. Стечкин И. Зачем журналисту социальные сети? // Журналист
- 2013. - № 3. - С. 41 - 42.
32. Стрельникова Е.А. Интерактивное вещание на региональном радио: на примере Оренбургской области— М., 2007. - 181 с.
33. Стриженко А. А. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания: коллектив.моногр.- Томск ; Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2003. - 298 с.
34. Теленовости: секреты журналистского мастерства: (Реферат книги И. Фэнга “Теленовости, радионовости”, Сент-Пол, 1985).
- М.: Академия, 2012. - 80 с.
35. Тертычный А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект- пресс, 2014. - 352 с.
36. Титова С.В. Интерактивность как основное свойство компьютерно- опосредованной коммуникации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// tittova.ffl.msu.ru/statial.html
37. Шеремет В.В. Типология медиаконвергенции [Электронный
ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. —Серия 2: Филология и искусствоведение. - №.1. - 2012. - 2016.- Режим доступа:
http://cyberleninka.rU/article/n/tipologiya-mediakonvergentsii
38. Шопен Н. Интерактивность - это пульс жизни [Электронный
ресурс] // Научно-культурологический журнал «Релга». -№ 4 (82). - 2002.- Режим доступа:
http: //www.relga.ru/Environ/WebObj ects/
39. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИП-холдинг,2001. - 137 с.
40. Щепилова Г. Г. Потребность аудитории в интернете и традиционных СМИ // Вестник МГУ. - 2014. - № 5. - С.46-54.
41. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная
коммуникации: Лингвистический аспект-анализа - М.:
КРАСАНД, 2010. - 296 с.