Введение 4
Описание предметной области 6
Постановка цели и задач 9
Глава 1. Обзор инструментов 11
1.1. BPMN 11
1.2. Camunda Platform 15
1.3. Camunda Modeler 17
Глава 2. Моделирование процесса 19
2.1. Декомпозиция 19
2.2. Процесс валидации запроса 19
2.3. Процесс выполнения запроса 22
2.4. Основной процесс обработки запроса 23
Глава 3. Автоматизация процесса 26
3.1. Обзор архитектуры 26
3.2. Интеграция с Jira 28
3.3. Формирование запроса 29
3.4. Запросы к СУБД 31
3.5. Интеграция с GitLab 33
3.6. Автоматизация процесса 34
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение А. Модель процесса валидации запроса 39
Приложение Б. Модель процесса выполнения запроса 40
Приложение В. Модель основного процесса 41
Приложение Г. Исходный код интеграции с Jira 42
Приложение Д. Исходный код метода формирования запроса из заявки 45
Приложение Е. Исходный код интеграции с GitLab 48
В некоторой IT-компании, работающей с большими данными, имеется программное обеспечение, с определенной периодичностью выгружающее требуемое содержимое реляционной системы управления базами данных (СУБД) PostgreSQL в хранилище Hadoop Distributed File System. Параметры этой выгрузки описываются специальной конфигурацией, которую время от времени требуется обновлять, внося изменения. Обновление конфигурации выполняется по определенному алгоритму в соответствии с поступающим запросом.
Процесс формирования такой конфигурации, в совокупности со множеством других действий, входящих в алгоритм, является бизнес-процессом. Бизнес-процесс — устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [1].
Бизнес-процессы позволяют получать воспроизводимый, повторяемый результат Именно в этом заключается идеологическое отличие процесса от проекта, целью которого является какой-либо уникальный результат. Продукт процесса воспроизводим и повторяем [2]. Процесс имеет определенную последовательность. Подробно это означает, что, помимо определенного начала и определенного конца, существует также хронологическая и логическая последовательность.
На сегодняшний день существует множество средств для управления бизнес-процессами: событийные цепочки процессов (EPC-диаграммы) [3], сети Петри [4], диаграммы активности UML [5], IDEF0 и IDEF3 [6], а также BPMN [2] — наиболее молодая технология. Эти инструменты многократно сравнивали между собой [3; 7; 8], и в результате было показано, что BPMN имеет право на существование как нотация [9]. BPMN (Business Process Model and Notation) — нотация и модель бизнес-процессов. Разрабатывается организацией Object Management Group. Актуальная на текущий момент версия BPMN 2.0 была выпущена в январе 2011 года [10]. Главное преимущество BPMN перед многими другими нотациями заключается в том, что его стандарт охватывает не только графическую, но и исполняемую модель процесса [11], в то время как другие нотации дают лишь техническое представление процессов. Кроме того, с 2013 года BPMN утвержден в качестве международного стандарта ISO [12].
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию возможностей моделирования исполняемых бизнес-процессов с использованием нотации BPMN 2.0, а также непосредственной реализации программного обеспечения, автоматизирующего отдельные шаги заданного процесса. В рамках работы BPMN используется для разработки модели процесса обновления конфигурации при помощи Camunda Modeler с целью дальнейшей автоматизации с использованием Camunda Platform [13].
В результате выполнения данной выпускной квалификационной работы была выполнена поставленная цель — автоматизирован заданный бизнес- процесс обработки запроса на обновление конфигурации выгрузки из СУБД. Процесс был смоделирован в соответствии с BPMN, а затем автоматизирован при помощи платформы автоматизации бизнес-процессов Camunda Platform. Разработано Spring Boot приложение, отвечающее за автоматизацию. При этом также реализованы интеграции приложения с системой управления заявками Jira и системой контроля версий GitLab.
По итогу разработки приложения началось его внедрение на предприятии в тестовом режиме. Результаты показывают, что автоматизация позволяет существенно оптимизировать работу предприятия. До внедрения прохождение такого бизнес-процесса с момента создания заявки занимало в среднем до одного рабочего дня. Автоматизация сократила время обработки запроса до нескольких секунд. Остался только один шаг процесса, требующий непосредственного участия пользователя, — проверка изменений и закрытие запроса на слияние. По приблизительным оценкам сотрудников после внедрения трудозатраты сократились на 90%. Кроме того, делегирование приложению заданий, требующих внимательности, позволяет избежать ошибок, связанных с человеческим фактором, что особенно актуально при формировании конфигураций, в которых перечисляется более пяти колонок.
1. Репин В. В. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN. Пособие для начинающих. Часть I. — Издательские решения, 2019. — 84 с. — ISBN 978-5-44966989-6.
2. Фёдоров И. Г. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0. — Москва : МЭСИ, 2013. — 255 с. — ISBN 978-5-77640772-7.
3. Фёдоров И. Г. Сравнительный анализ нотаций моделирования бизнес- процессов // Открытые Системы. СУБД. — 2011. — 8 (174). — С. 28— 32.
4. Питерсон Д. Теория сетей Петри и моделирование систем / пер. с англ. М. В. Горбатовой, Т В. Л., Ч. В. Н. — Москва : Мир, 1984. — 264 с. — ISBN 978-5-94074-334-7.
5. Буч Г., Рамбо Д., Якобсон И. Язык UML. Руководство пользователя / пер. с англ. Н. Мухина. — ДМК Пресс, 2006. — 496 с. — ISBN 978-5-94074334-7.
6. Noran O. UML vs IDEF: An Ontology-oriented Comparative Study in View of Business Modelling // Proceedings of the 6th International Conference on Enterprise Information Systems. — 2005. — С. 674—682.
7. Geambayu C. V. BPMN vs. UML Activity Diagram for Business Process Modeling // Accounting and Management Information Systems. — 2012. — Т 11, №4. — С. 637—651.
8. Анализ графических нотаций для имитационного моделирования бизнес- процессов предприятия / О. П. Аксенова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 43. — ISSN 2070-7428.
9. Белайчук А. А. Главное преимущество BPMN // Открытые Системы. СУБД. — 2012. — 8 (184). — С. 61—62.
10. Business Process Model and Notation / Object Management Group. — Вер. 2.0.—2011.— URL: https://www.omg.Org/spec/BPMN/2.0/PDF.
11. BPMN 2.0: The state of support and implementation / M. Geiger [и др.] // Future Generation Computer Systems. — 2018. — Т 80. — С. 250—262. — DOI: 10.1016/j.future.2017.01.006.
12. ISO/IEC 19510:2013. Information technology — Object Management Group Business Process Model and Notation. — Geneva, CH : International Organization for Standardization, 2013. — 498 с.
13. Freund J., Rucker B. Real-Life BPMN: Using BPMN and DMN to analyze, improve, and automate processes in your company. — 4th. — 2019. — 229 с. — ISBN 978-1-08-630209-7.
14. Ras J. ETL — Extract, Transform, Load: Data Analytics Study Guide. — Church, 2018. — 602 с. — ISBN 978-1-64354-148-8.
15. Jackson W. JSON Quick Syntax Reference. —Apress, 2016. — 142 с. — ISBN 978-1-4842-1863-1.
...