ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности организации 7
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг 14
1.3 Способы повышения конкурентоспособности современной
организации 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «КУПЕР» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Купер» 25
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Купер» 30
2.3 Анализ и оценка производственной деятельности ООО «Купер» с
целью определения его конкурентоспособности 47
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 66
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности организации 66
3.2 Обоснования экономической эффективности внедрения мероприятия70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время сфера банкетного обслуживания набирает обороты развития с каждым годом - растет число заведений, совершенствуются формы банкетного обслуживания, разрабатываются уникальные концепции банкетных заведений. Все это способствует обострению конкуренции не только в сфере обслуживания торжеств, но и в целом в ресторанном бизнесе. Все предприятия общественного питания в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в заведении, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении и одновременно сохраняя свои рыночные позиции приумножать свои доходы.
Практика бизнеса показала, что не существует конкурентной стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конкурентное управление - это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории такого управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.
Таким образом, актуальность разработки путей повышения конкурентоспособности организации все больше возрастает. Именно это и определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цели исследования определена разработкой путей повышения конкурентоспособности организации.
Для достижения представленной цели требуется решить ряд задач, которые и определят логическую последовательность настоящего исследования:
- рассмотреть понятие и содержание конкурентоспособности ресторана;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг;
- представить способы повышения конкурентоспособности современной организации;
- представить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ресторана;
- провести анализ производственной деятельности ресторана с целью определения его конкурентоспособности. Оценить полученные результаты;
- предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности;
- представить обоснования экономической эффективности внедрения мероприятия.
Объектом исследования выступило общество с ограниченной ответственностью «Купер».
Предмет исследования представлен разработкой направлений конкурентоспособности исследуемого ресторана.
Структура работы предопределена ее целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Конкурентоспособность сервисного ресторана и его услуг обусловлена качественными и стоимостными факторами, которые могут быть достаточно полно охарактеризованы с помощью системы качественных (качество услуги и обслуживания), экономических и маркетинговых показателей. Качественные показатели включают в себя степень удовлетворения требований потребителя, уровень обслуживания, коэффициент классности и уровень потребительной стоимости. К экономическим показателям отнесем цену услуги и цену обслуживания, а к маркетинговым - известность бренда ресторана, эффективность рекламных мероприятий и коэффициент роста рыночной доли ресторана сферы услуг.
Рассмотренные методы оценки конкурентоспособности ресторана и его услуг позволяют осуществлять всесторонний анализ этого свойства и показателя и определять направления повышения его конкурентоспособности. Однонаправленные меры, например, ориентированные только на маркетинг или только на финансовое оздоровление, не дадут желаемого эффекта повышения конкурентоспособности. При разработке стратегических и оперативных решений необходимо учитывать все факторы, влияющие на конкурентную позицию ресторана. Это означает, что меры по повышению конкурентоспособности должны быть комплексными и нацеленными не только на создание внешнего имиджа ресторана, но и на формирование в сознании персонала ответственности за репутацию ресторана и успех его деятельности.
Таким образом, повышение конкурентоспособности ресторана достигается путем ориентации ресторана на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной политики, качественного использования ресурсов, улучшения условий работы и ряда других факторов. Своевременное регулирование, повышение конкурентоспособности ресторана являются залогом его успешного функционирования и финансовой устойчивости в будущем.
В качестве объекта исследования настоящей выпускной квалификационной работы выбрано общество с ограниченной ответственностью «Купер» ООО «Купер», ориентирован на оптовую и розничную работу. В его производстве имеются: первые блюда, вторые блюда, салаты, десерты и напитки, хлеб и хлебобулочные изделия.
ООО «Купер» имеет основной ресторан, который состоит из двух банкетных залов на 250 и 30 персона, летней террасы на 350 персон. Ресторан финансово устойчив, что дает возможность разрабатывать конкурентные мероприятия по основной деятельности.
Динамика основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности ООО «Купер» за период 2013¬2014 г.г. указала на прирост клиентов, отразила востребованность услуг в части проведения праздничных банкетов, дополнительных услуг (выездная регистрация, музыкальное сопровождение), а так же ежедневного посещения.
С ростом посещаемости в ООО «Купер» наблюдается прирост показателя себестоимости, решающим условием снижения себестоимости услуг служит внедрение новой технологии в процесс хранения блюд и самих продуктов. Снижение себестоимости также могут обеспечить снижение транспортных расходов, улучшение использования основных фондов, изменение организации труда.
Анализируя производственную деятельности ООО «Купер» с целью определения его конкурентоспособности, нами была дана полная оценка полученных результатов. Установлено, что ресторан полностью укомплектован персоналом. Используется автоматизированная система управления «БИТ: Ресторатор». Так же в горячем цехе имеет место не эффективное использование оборудование, наблюдаются простои универсального привода ПМ-1,1 и одной из имеющихся электрических плит ПЭСМ-4Ш. Наиболее посещаемый период в соотношении с восстребованностью блюд - с 13:00 до 15:00. Именно в это время наблюдается наиболее высокая оборачиваемость места.
Основными конкурентами ресторана по мнению автора выступают ресторан «Буковски», «Рафинад» и «Метрополь». Оценка конкурентоспособности ресторана «Купер» указала на более высокую посещаемость ресторана, причиной того выступают более низкие цены.
За несколько лет работы ресторан сформировал контингент постоянных потребителей. Это люди в возрасте от 30 лет, со средним уровнем дохода, составляющим от 15 до 25 тысяч рублей. Однако, как недостаток, следует отметить отсутствие системы скидок для потребителей, хотя на фоне экономического кризиса в стране, предприятия питания пытаются удержать постоянных клиентов именно эффективными системами скидок.
Опираясь на полученные результаты разработаны мероприятий по повышению эффективности работы ресторана «Купер», представлена их экономическая оценка.
В первую очередь предложена установка многофункционального оборудования пароконвекционной печи марки Convotherm OES 10.20 и внедрение системы скидок в деятельность ресторана.
Товарооборот по продукции ресторана «Купер» после установки пароконвекционной печи марки Convotherm OES 10.20 предположительно увеличится на 1641,68 тыс. руб., введение гибкой системы скидок позволит привлечь 512,17 тыс. руб. в течении отчетного периода.
Экономическая целесообразность открытия летнего кафе в Кумженской роще подчеркнута относительно минимальными вложениями в размере 512,17 тыс. руб. и сроком окупаемости 7,87 мес. Чистая прибыль за пять месяцев работы составит 897,93 тыс. руб., а рентабельность проекта обусловлена 10,79%.
Таким образом, можно констатировать, что предложенные мероприятия целесообразны, актуальны и эффективны для ООО «Купер».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс», 2017
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС «КонсультантПлюс», 2017
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС «Гарант», 2017
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // СПС «Гарант», 2017
5. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // СПС «КонсультантПлюс», 2017
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь // СПС «КонсультантПлюс», 2017
7. Абрютина М.С. Финансовый анализ. Учебное пособие / М.С. Абрютина, М.: Дело и сервис, 2015. - 192 с.
8. Волков С.В. Сети кабельного телевидения - М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 418 с.
9. Гвоздовская В.А. Управление рестораном, который любит прибыль. - М.: Ресторанные ведомости, 2015. - 256 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2015.-283 с.
11. Гомонко Э.А., Тарасова Т.Ф. Управление затратами на
предприятии: учебник / Э.А. Гомонко - М.: КнОрУс, 2016. - 314 с.
12. Горбашко Е.А., Максимцев И.А., Четыркина Н.Ю., Рыкова Ю.А. Управление конкурентоспособностью: теория и практика. Учебник для вузов. / Е.А. Горбашко - М.: Юрайт, 2016. - 447 с.
13. Демина И.Д. Управленческий учет: учебник / И.Д. Демина
Саратов: Вузовское образование, 2016. - 232 с.
14. Каменева М.В. Экономические и правовые основы производства на предприятиях общественного питания (ОП.04): учебное пособие / М.В. Каменова. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 238 с.
15. Кови С. Самое важное / С. Кови. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 205 с.
16. Кондратьев Э.В. Развитие управленческого персонала предприятия: системно-институциональный подход / Э.В. Кондратьев - М.: Академический Проект, 2016. - 352 с.
17. Курзенов В.А. Экономический рост / В.А. Курзенов - Спб.: Питер, 2018. - 608 с.
18. Любушин Н.П. Экономика организации: учебник. 3-е изд., перераб. / Н.П. Любушин - М.: КНОРУС, 2016. - 326 с.
19. Майкл Портер Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов / Портер Майкл - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 453 с.
20. Майкл Портер Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Портер Майкл - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 716 с.
21. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2015.
22. Радченко Л.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учеб. пособие / Л.А. Радченко - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 255 с.
23. Синди Альварес Как создать продукт, который купят: Метод Lean Customer Development / Синди Альварес. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 248 с.
24. Скляревская В.А. Экономика труда. Учебник для бакалавров. Гриф МО РФ. - М.: Дашков и К, 2014. - 304 с.
25. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития ресторана - М: Финансы и статистика, 2015. - 326 с.
26. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия: Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. / М.И. Трубочкина - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.
- 319 с.
27. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспосонсть организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2014. - 274 с.
28. Экономика и социология труда: теория и практика. учебник для бакалавров / отв. ред. В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2015. - 539 с.
29. Югов А.А. Система действий конституции Российской
Федерации. - М.: БУК, 2017. - 47 с.
30. Алексеева М.С. Классификация затрат и особенности их документального оформления/ М.С. Алексеева // Молодой ученый. - 2016.
- №23. - С. 203-205.
31. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. с. 63-71.
32. Ежкова И.В. Концепция управления себестоимостью продукции на предприятии / И.В. Ежкова // Молодой ученый. - 2015. - №5. Т.1. - С. 180-183.
33. Полтавская В.Ю., Лукашова О.А. Актуальные проблемы управления производственными затратами / В.Ю. Полтавская // Молодой ученый. - 2016. - №11.1. - С. 45-48.
34. Темиргалиева С.А. Методика анализа затрат на производстве и себестоимости продукции / С.А. Темиргалиева // Молодой ученый. - 2016.
- №30. - С. 278-282.
35. Анализ рынка общественного питания в России [Электронный
ресурс]. - режим доступа: http://re-
port.ru/research/analiz_rynka_obshestvennogo_ pitanij a_v_rossii/
36. Вайнер С.А. Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на рынке услуг (электронный ресурс) [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://e-lib.gasu.ru
37. Волков Д.К. Насколько оптимизация маркетинговых затрат может увеличить прибыль компании? (электронный ресурс) URL: http://www.marketing.spb.ru
38. Интеграция классических и современных методик разработки конкурентной стратегии организации с целью повышения конкурентоспособности ресторана [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //www.moluch.ru/archive/61/9063/
39. Министерство экономического развития РФ (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ minec/main
40. Оперативное управление технологическими процессами в
ресторанах [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://tourfaq.net/ gostinichno-restorannyj-biznes/operativnoe-upravlenie-texnologicheskimi- processami-v-restoranax/
41. РОССТАТ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области Основные показатели социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Ростовской области в январе-июне 2016 года [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ rostov/resources/ff36d5804dbac21faffbff0d534aab22/06.2016.pdf