ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Условия возникновения и роль конкуренции в рыночной экономике ... 7
1.2. Сущность понятия конкурентоспособность организации 12
1.3. Критерии конкурентоспособности организации 19
Глава 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧП «УСПЕХ» 28
2.1. Технико-экономическая характеристика организации 28
2.2. Анализ конкурентной среды организации 36
2.3. Оценка конкурентоспособности организации 47
Глава 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧП «УСПЕХ» 56
3.1. Факторы обеспечения конкурентоспособности организации и
продукции 56
3.2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности организации .. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конкурентоспособность предприятия является одним из важных аспектов рыночной среды, характеризующий возможность предприятия адаптироваться к условиям рынка и занять ведущее место и удержать его как можно дольше. Проблема управления и повышения конкурентоспособности предприятия обусловлена сложностью самого предприятия как объекта управления, наличием зависимости конкурентоспособности предприятия от условий внешней среды.
Конкуренция на рынке становится все жестче, идет соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и реализации продукции, получение наивысшей прибыли и других преимуществ, эта конкуренция осуществляется различными методами и может выступать в различных формах. Поэтому возникает необходимость в постоянном поиске новых путей для повышения конкурентоспособности предприятия.
Исследованию факторов конкурентоспособности посвятили свои труды американские ученые М. Портер, И. Ансофф, российские исследователи А.И. Мазилкина и Г. Паничкина, Л. Азов, Р. Фатхутдинов; среди украинских исследователей можно отметить С.М. Клименко, А.С. Дуброву, Д.А. Барабас, Т.В. Омельяненко, А.В. Вакуленко, И.З. Должанского, Т.А. Заверну.
Целью дипломной работы является определение и обоснование направлений повышения конкурентоспособности организации.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- установить условия возникновения и роль конкуренции в рыночной экономике;
- исследовать сущность понятия конкурентоспособность организации;
- изучить критерии конкурентоспособности организации ;
- дать технико-экономическую характеристику исследуемой организации;
- провести анализ конкурентной среды исследуемой организации;
- дать оценку конкурентоспособности исследуемой организации;
- установить факторы обеспечения конкурентоспособности организации и продукции;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности организации.
Предметом исследования выступает возможные направления повышения конкурентоспособности организации.
Объект исследования - конкурентоспособность ЧП «Успех».
Магазин розничной торговли стройматериалами ЧП «Успех» было создано 8 мая 1992 года в г. Харьков. Целью создания является получение прибыли, обеспечение население строительными материалами, привлечение клиентов, получение доверия клиентов к качеству и интереса к гибкой ценовой системе. Направление деятельности ЧП «Успех» - оптово-розничная торговля стройматериалами, отделочными материалами, хозтоварами.
Для решения определенных задач, достижения цели использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы системного анализа, методы причинно-следственного анализа, методы сравнительного анализа, методы прямого структурного анализа.
Информационной и правовой базой исследования являются законодательные и нормативные акты, российская, украинская и зарубежная монографическая литература, данные бухгалтерской отчетности ЧП «Успех», материалы социально-экономических исследований, научно-практических конференций, семинаров, публикаций в периодической печати.
Разработанные предложения и рекомендации могут использоваться в практике финансового менеджмента предприятий.
В результате исследования темы выпускной квалификационной работы нами сформулированы следующие выводы.
Конкуренция выступает важной движущей силой развития экономической системы, составной частью ее хозяйственного механизма, является экономической основой, которая требует четкого регулирования со стороны государства, что должно отображаться в законодательных документах. Она является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке.
Кроме того, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.
Предложенные разными авторами определения понятия «рыночная конкуренция» можно классифицировать по трем признакам: соперничество субъектов рынка за выгоды, лучшие результаты, прибыль; процесс взаимодействия субъектов рынка; фактор, который определяет успех субъектов на рынке. Наряду с общим понятием «рыночная конкуренция» в экономической литературе широко используется более конкретное понятие «конкуренция предприятий».
Наиболее часто конкурентоспособность организации описывают с помощью перечня внутренних и внешних факторов производства.
На базе изученного материала мы сформировали набор факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия в условиях экономической нестабильности. К основным факторам внутренней среды конкурентоспособного предприятия, обеспечивающим долгосрочное и устойчивое развитие, относятся:
1. Адаптивная организационная структура, способная выстраивать определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создавать условия для осуществления деятельности организации и достижения установленных целей, быстро и с минимальными потерями для предприятия реагировать на изменения во внешней среде.
2. Технические ресурсы, оборудование, обеспечивающие производство товара, в наибольшей степени удовлетворяющего спрос, а также технологические ресурсы, современные технологии, используемые в организации для производства конкурентоспособного товара, увеличивающие производительность труда и снижающие издержки производства.
3. Маркетинг, постоянное отслеживание внешней среды, а также разработка конкурентоспособного товара и политики продвижения.
4. Финансовые ресурсы, позволяющие осуществлять оборот товарной массы.
5. Информационные ресурсы, представляющие совокупность данных и знаний, позволяющие выстраивать систему управления предприятия.
6. Конкурентная стратегия, позволяющая успешно достигать поставленных целей предприятия.
7. Персонал предприятия - все работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Опираясь на проведенный анализ, мы пришли к выводу, что конкурентоспособность организации - это способность организации удерживать или увеличивать свою долю на рынке товаров и услуг.
В теоретическом и практическом плане проблема оценки конкурентоспособности предприятий в условиях экономической нестабильности стоит очень остро. Однако в настоящее время общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия отсутствует. Каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех предприятий, работающих на однородном рынке, а для одного-двух:
- один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства (Р. А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов);
- другой - стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране (А. Г. Бурда, В. В. Кочетов, Ю. К. Перский);
- третий - эффективность использования потенциала предприятия (И. Б. Гурков, П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндали);
- четвертый - эффективность производственно-сбытовой деятельности (Е. Млоток, Т. Нильсон);
- пятый - усилия в области повышения качества товаров (В. М. Мишин, А. В. Гличев) и т. д.
Во второй главе дипломной работы нами была проведена оценка конкурентоспособности ЧП «Успех». Магазин розничной торговли стройматериалами ЧП «Успех» было создано 8 мая 1992 года в г. Харьков. Целью создания является получение прибыли, обеспечение население строительными материалами, привлечение клиентов, получение доверия клиентов к качеству и интереса к гибкой ценовой системе.
Направление деятельности ЧП «Успех» - оптово-розничная торговля стройматериалами, отделочными материалами, хозтоварами.
Основной ассортимент магазина стройматериалов - наиболее востребованные небольшие товары для ремонта и строительства общим числом 340 позиций (инструменты, расходные материалы, строительные смеси, монтажная пена, клей, сопутствующий материал). Наценка на инструментах составляет 65%, на стройматериалы - 50%.
Доставка товара осуществляется силами и средствами стороннего перевозчика за счет средств ЧП «Успех». Отсутствие у ЧП «Успех» собственного транспорта зачастую приводит к срывам сроков поставок.
Необходимо отметить, что ЧП «Успех» регулярно проводятся акции в виде скидок на товары от 5 до 15%, беспроцентная рассрочка платежей за товар до 10 месяцев и другие. Также магазин размещает рекламные баннеры по городу, и периодически раздаются POS-материалы как в самом магазине, так и в разных местах города.
Существенной недоработкой руководством магазина является то, что магазин не проводит исследования рынка строительных материалов и потребностей покупателей.
За анализируемый период наблюдается снижение выручки от продаж компании ЧП «Успех». К концу 2016 г. выручка снизилась на 50864 тыс. руб. (или на 44,79%) и составила 62705 руб. в связи со снижением объемов продаж.
Величина товарных запасов в 2016 году увеличилась на 43,82% по сравнению с показателем 2014 года в связи с предварительно заказанным объемом товаров у поставщиков, в то время как оборачиваемость оборотных средств снизилась на 41,23% в связи со снижением объемов продаж. Все это свидетельствует об ухудшении торговой деятельности ЧП «Успех».
Построенная в дипломной работе матрица конкурентного профиля показала, что ЧП «Успех» занимает менее выгодную конкурентную позицию в отношении своих конкурентов.
Для повышения конкурентоспособности ЧП «Успех» мы предлагаем организовать и развивать Интернет-торговлю. Электронная коммерция позволяет предприятиям повысить конкурентоспособность за счет снижения затрат, расширение рынка, возможности контроля и учета процесса продажи, повышение качества обслуживания клиентов и применения персонификации, предоставляющая маркетинговые возможности для формирования лояльного сегмента потребителей. Разработка интернет-магазина - отличный способ для каждой фирмы, чтобы привлечь новых клиентов и разрекламировать свои услуги.
Произведенный расчет экономического эффекта, от реализации предложенного мероприятия показал, что ожидаемое увеличение выручки на основе экспертных оценок после внедрения Интернет-торговли составит 8% или 5 016,4 тыс. руб., а индекс рентабельности 102,68%. Таким образом, проведенные расчеты показывают, что предложенное мероприятие является экономически целесообразным.
1. Адамик В.А. Оценка конкурентоспособности предприятия / В.А. Адамык // Вестник Тернопольского национального экономического университета. - 2012. - № 1. - С. 69-78.
2. Баринов В. А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 6. - С. 3-13.
3. Белик В.Е. Разработка маркетинговой программы для Интернет-
магазинов // Международный научный журнал «Интернаука». - 2017. -
№2(24). - С. 61-64.
4. Белкин В. Н., Белкина Н. А., Владыкина Л. Б. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика региона. - 2015. - №1. - С. 144-155.
5. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5. - С. 63-71.
6. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 289с.
7. Голубков Е. П. Маркетинг. Словарь терминов. - М.: Дело и сервис, 2012. - 320 с.
8. Греческий Р. Теоретические подходы к определению природы и сущности конкуренции / Г. Греческий // Формирование рыночных отношений в Украине. - 2015. - № 2. - С. 35-38.
9. Гуляев Г.Ю. Виды современной конкуренции // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 2.
10. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 317-321.
11. Зулькарнаев И. У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 17-27.
12. История экономических учений: учебник: В 2 ч. / под ред. В.Д. Базилевича. - К. : Знання, 2015. - 583 с.
13. Кревенс Д. В. Стратегический маркетинг: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2016. - 512 с.
14. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. - 2014. - № 5. - С. 32-38.
15. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2017.
16. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с.
17. Мочерный С.В. Политэкономия: учебник / С.В. Мочерный. - К.: Викар, 2013. - 386 с.
18. Павловски Г. По проблемам развития деятельности предприятий строительной сферы в Украине // Международный научный журнал «Интернаука». - 2017. - № 3(25). - С. 124-135.
19. Панасенко Д.А. Конкурентоспособность предприятия: сущностная и функциональная характеристики / Д.А. Панасенко // Вестник Национального университета «Львовская политехника». - Львов: Издательство Львовской политехники. - 2012. - № 727. - С. 270-276.
20. Портер, Майкл. Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Е. Портер ; пер. с англ. [Е. Калинина]. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2015. - 714 с.
21. Рудницкая Н.А. Микроэкономика: учеб. пособие. / Н.А. Рудницкая. - К.: ЦУЛ, 2014. - 360 с.
22. Сергеев, А. А. Методология конкурентоспособности организаций / А. А. Сергеев, С. Димов. - Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2014.
23. Томпсон А.А, Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - 12-е изд.; Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2017. - 928 с.
24. Филюк М. Конкуренция и монополия в эпоху глобализации: монография / Г.М. Филюк. - Житомир: Изд-во ЖДУ им. И. Франко, 2011. - 404 с.
25. Хасби Д. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: Контуры, 2011. - 149 с.
26. Швед В.В. Конкурентоспособность предприятия и особенности их определения в современных условиях /В.В. Швед, С.Л. Яблочников // Вестник Днепропетровского университета. - 2013. - Выпуск 7/1. - С. 92-97.
Источники Интернет
27. Бурда А. Г. Рейтинговая оценка конкурентоспособности
кондитерских предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http:
llej .kubargo .ru/2006/01/17/
28. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке // Энциклопедия маркетинга. Публикации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.marketing.spb.ru/read/m3/6.htm.
29. Официальный сайт Государственной службы статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/
30. Туржанский В.А. Учет расходов на создание Интернет-магазина и осуществление торговых операций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //diatekc. net/download/webshop-buch.pdf