Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Бизнес-деятельность Санкт-Петербургских компаний в КНР

Работа №125231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1. Критерии оценки деятельности компаний и теоретические аспекты успешного ведения бизнеса в Китае. 8
1.1. Критерии привязки юридического лица к определённой территории. 8
1.2. Критерии успешности выхода компании на китайский рынок 10
Глава 2. Деятельность Санкт-Петербургских компаний в Китае 22
Глава 3. Анализ успешности компаний в Китае. 30
3.1. Культурный фактор в формировании стратегии компании 30
3.2. Анализ стратегий компаний на основе последних тенденций китайского внутреннего рынка. 37
Глава 4. Перспективы Санкт-Петербургских компаний в Китае. 49
Заключение 53
Список использованных источников и литературы: 55


Бизнес является одним из наиболее значимых аспектов экономического развития государства. Множество государств стремится увеличить своё экономическое влияние посредством поддержки отечественных компаний. В свою очередь, поддержка государства очень часто жизненно необходима компаниям, чтобы выйти на международную арену и иметь возможность предоставлять свои товары и услуги за границей. Российские компании активно ведут свою деятельность ещё с начала 90-х годов, с этого же времени компаниями планомерно были освоены рынки стран Европы. На сегодняшний день, не смотря на политические разногласия между РФ и странами Европы, европейский рынок остаётся приоритетным направлением деятельности Российских компаний.
Однако ввиду нестабильных политических отношений между странами Европы и Россией, ведение бизнеса российскими компаниями в Европе становится менее выгодным. В то же время мы можем проследить тенденцию поступательного улучшения отношений России и Китая, что, безусловно, является одним из факторов привлекательности рынка поднебесной для российского бизнеса. Существует немалое количество работ, посвящённых деятельности российских компаний в Китае, в данной работе мы сузим поле исследования для достижения более точного результата. Таким образом мы коснёмся темы того, как бизнес деятельность Санкт-Петербургских компаний в Китае.
Эта тема является актуальной по нескольким причинам. Во-первых, существует необходимость оценить возможности деятельности Санкт-Петербургских компаний в Китае, в условиях постепенного наращивания сотрудничества. Во-вторых, ранее такая постановка вопроса не ставилась, она имеет научную новизну.
Цель данной работы- проанализировать деятельность Санкт-Петербургских компаний в Китае, выявить проблемы и обозначить перспективы. Для того чтобы достичь вышеупомянутой цели мы должны будем выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать бизнес-деятельность Санкт-Петербургских компаний в Китае.
2. Описать стратегии, используемые компаниями на современном этапе.
3. Отметить основные особенности ведения бизнеса со стороны Санкт-Петербургских компаний в Китае.
4. Проследить перспективы и тенденции выхода Санкт-Петербургских компаний на китайский рынок.
Объектом исследования выступают Санкт-Петербургские компании. Предметом исследования является деятельность в области бизнеса Санкт-Петербургских компаний в Китае.
К теоретическим методам познания, использованным в курсовой работе, можно отнести метод анализа, метод индукции, метод классификации, метод абстрагирования. В качестве эмпирических методов исследования в текущей работе выступили метод сравнения, метод измерения.
Научная новизна заключается в том, что была предложена авторская точка зрения на успешность бизнес-деятельности Санкт-Петербургских компаний в Китае, даны оценки маркетинговых стратегий компаний исходя из специфики китайского внутреннего рынка и культурных особенностей, а также были предложены возможные перспективы Санкт-Петербургских компаний в Китае.
Изученность темы ведения бизнеса в Китае достаточно велика как в российской научной литературе, так и в иностранной. Однако изученность деятельности российских компаний в Китае на данный момент недостаточна. Особое внимание к Китаю как к потенциальному рынку сбыта появилось в виду двух ключевых моментов: 1) Разрыв деловых связей многих российских компаний со странами Европы после наложения санкций в 2014 году, 2) Значительным улучшением экономической мощи КНР, и, соответственно, появлением возможных выгод от сотрудничества. В какое-то время Россия могла похвастаться своей школой китаеведения, однако сейчас учёных-китаистов в России становится всё меньше. Стоит отметить труды Артёма Кобзева, Анатолия Лукьянова и Михаила Титаренко в составлении энциклопедии «Духовная культура Китая» в шести томах, в которой исследуется, кроме всего прочего, бизнес-культура Китая. Также, отечественная китаистика представлена журналистскими статьями, несмотря на присущую им поверхностность, существуют действительно качественные статьи по Китаю, которые раскрывают некоторые доселе неизвестные аспекты жизни Поднебесной. Например, многие статьи издательства ТАСС, РИА Новости повествуют важные нюансы жизни в Китае. Следует также отметить, что отсутствие большого количества научных статей по ведению бизнеса с Китаем обусловлено тем, что у каждой крупной компании существует собственный аналитический отдел по работе с Китаем, соответственно спрос на такие статьи невелик. Также нельзя обойти стороной главный российский китаеведческий журнал «Проблемы Дальнего Востока», в котором проведён анализ многих событий происходивших в Китае с научной точки зрения. Перечисляя наиболее известных российских китаистов следует отметить Ларина В.Л., эксперта в политике современного КНР, Ломанова А.В., специалиста по философии Китая и идейным течениям в КНР, Сергея Лузянина, ведущего специалиста по интересам Китая в Центральной Азии и ШОС.
Синология куда более развита на западе по сравнению с Россией, и в основном синологи уделяют внимание как раз бизнесу. Связано это с тем, что на китайском рынке существует большое количество компаний из разных сфер деятельности, которые финансируют англосаксонскую синологию. Особенно заинтересованы такие гиганты своих отраслей как GoldmanSachsи McKinsey, аналитические статьи и доклады которых содержатся в открытом доступе. Следует отметить один из главных синоведческих журналов, - Journal of Contemporary China, в котором публикуются лучшие научные статьи о Китае, которые затрагивают разные сферы-от истории до нанотехнологий. На Западе существует большое количество китаистики с экономическим уклоном, например, труд Карла Уолтера и Фрейзера Хоуи «Приватизируя Китай».
В данной работе использованы как иностранная литература и иностранные источники, так и литература, и источники на русском языке. Иностранные источники и литература были особенно важны по ходу построения теоретической части, российские источники и литература превалируют в аналитической части, в частности интернет-ресурсы, повествующие о деятельности компаний. Стоит выделить такой источник, как доклад международной консалтинговой компании McKinsey & Company, который носит название «China and the world: Inside the dynamics of a changing relationship», в котором раскрывается новые тенденции китайского внутреннего рынка. Данный доклад особо важный, так как в нём содержится большое количество информации, представленной в цифрах, что помогает строить собственные суждения опираясь на точные данные. Данный источник вызывает доверие, так как компания имеет громкое имя и имеет связи с китайскими бизнес-партнёрами, таким образом, данная компания является как практиком, так и аналитиком в области ведения бизнеса в Китае. Многие монографии были взяты с интернет-ресурса с открытым доступом- Cyberleninka.ru, в частности научные работы по международному праву таких авторов, как Еремина Ю.И., Куркина Ю.В., Монастырская Ю.И. Также был использован учебник по международному праву под авторством И. В. Гетьман-Павлова, в котором содержатся теоретические постулаты международного частного права. Не стоит забывать о некоторых книгах на английском языке, которые помогли найти нужную статистическую информацию, которой нет в открытом доступе, а также глубже взглянуть на китайскую бизнес-культуру. Это такие книги, как «DoingBusinessintheNewChina: AHandbookandGuide» от Биргит Зинзиус, в которой подробно рассмотрена бизнес-культура Китая, а также «State Capitalism, Institutional Adaptation, and the Chinese Miracle» от Кембриджского университета под редакцией Келли С. Цай и Барри Нотона. Заслуживают внимания аналитические работы таких авторов, как А. Де Йондж и Д. Джарвис, в своих работах они анализируют китайский рынок в некоторых отраслях и выявляют специфичные черты для определённой отрасли. Использованы официальные сайты компаний, газетные статьи и официальная статистика с сайта Министерства Торговли Китая.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы смогли проанализировать последние тренды китайского рынка с упором на то, как Санкт-Петербургские компании отвечают на вызовы китайского рынка. Мы могли понять насколько сложен китайский рынок, а также насколько сложно на него выйти. Санкт-петербургские компании ведут достаточно разнообразную деятельность в Китае и в зависимости от сферы имеют собственную стратегию ведения бизнеса в Китае. Мы можем сказать, что компании по разному реагируют на тренды китайского рынка. Компания «ИЛИМ» стремится увеличивать свою долю на китайском рынке, в связи с повышением спроса продукции компании. «Балтика» находит новые пути привлечения клиентов исходя из изменяющихся паттернов поведения китайского клиента. «Силовые Машины» фактически потеряли свои возможности получить контракты с китайскими предприятиями в виду собственной технологической отсталости и нестабильного финансового положения.
На китайском рынке существует жёсткая конкуренция со стороны иностранных компаний в различных сферах. Многие иностранные компании монополизировали некоторые сферы китайского рынка. Китайские компании также составляют серьёзную конкуренцию, многие компании имеют достаточно большой капитал и технологические преимущества, но главным преимуществом китайских компаний является поддержка со стороны правительства, которое практически полностью решает, кто монополизирует рынок. Также технологическая отсталость и недостаточное понимание культуры Китая сказывается на результатах компаний. В целом, мы могли видеть, что «Балтика» старается формировать свою стратегию, исходя из тенденций китайского внутреннего рынка, и это положительно сказалось на результатах компании. Для некоторых Санкт-Петербургских компаний преимуществом является долгие партнёрские отношения с китайскими компаниями, а также поддержка российских государственных органов в установлении отношений с китайскими коллегами. Можно сказать, что компания «ИЛИМ» успешно вышла на китайский рынок, а компания «Силовые машины» не смогла продолжить заключать контракты.
Перспективность китайского рынка для Петербургских компаний остаётся на повестке дня, однако лишь крупные Петербургские предприятия, которые имеют стабильное положение и достаточные средства, имеют возможность выйти на китайский рынок, так как с каждым годом конкуренция на китайском рынке становится жёстче. Компаниям требуется следить за новыми тенденциями, возникающими на быстро меняющемся китайском рынке, но также учитывать реалии законодательства, экономики и политики Китая.



1. A Guide to the China Tax System for Foreign Companies. Date Views 20.05.2020 www.fdichina.com/blog/tax-accounting-china/china-tax-compliance-guide/.
2. Beer // Date Views 20.05.2020 Statista URL: https://www.statista.com/outlook/10010000/117/beer/china
3. China dairy products found tainted with melamine. Date Views 20.05.2020 www.bbc.com/news/10565838.
4. China's power generation up 7.4 pct in Jan-Sept Ministry of commerce People's republic of china URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/counselorsreport/asiareport/201810/20181002799130.shtml
5. Consumption upgrade bolsters economic growth // Date Views 20.05.2020 Ministry of commerce People's republic of china URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/counselorsreport/asiareport/201903/20190302842024.shtml.
6. Ministry reveals plans to bolster imports in 2019 // Date Views 20.05.2020 Ministry of commerce People's republic of china URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/counselorsreport/europereport/201812/20181202819961.shtml.
7. Regular Press Conference of the Ministry of Commerce on June 17, 2016 // Date Views 20.05.2020 Ministry of commerce People's republic of china URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/newsrelease/press/201606/20160601343441.shtml.
8. The imported and craft beer market in China // Date Views 20.05.2020 flandersinvestmentandtrade URL: https://www.flandersinvestmentandtrade.com/export/sites/trade/files/attachments/Chinese%20market%20for%20import%20and%20craft%20beers%20opportunities.pdf
9. АО "ГРУППА "ИЛИМ" // ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС URL: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/5067847380189_7840346335_AO-GRUPPA-ILIM (дата обращения: 20.05.2020).
10. "Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №146 (часть третья)" от 26.11.2001 /Новая редакция Ст. 1202 ГК РФ/Комментарий к Ст. 1202 ГК РФ http://gkodeksrf.ru/ch-3/rzd-6/gl-67/st-1202-gk-rf
11. Интервью генерального директора ПАО "Силовые Машины" Тимура Липатова газете Ведомости // Силовые Машины URL: http://www.power-m.ru/press-center/news/interview-with-general-director-of-pjsc-power-machines-timur-lipatov-vedomosti/ (дата обращения: 20.05.2020).
12. Кодекс деловой этики// страница 9 // URL: http://www.hr-ok.ru/upload/static/kadrconsalt/lna/lna-kod-05.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
13. Пивоваренная Компания "Балтика", ООО // СБИС URL: https://sbis.ru/contragents/7802849641/780201001 (дата обращения: 20.05.2020).
14. РБК представляет 500 крупнейших по выручке компаний России // РБК URL: https://www.rbc.ru/rbc500/ (дата обращения: 20.05.2020).
15. РБК топ 500 // РБК URL: https://www.rbc.ru/rbc500/ (дата обращения: 02.08.2019).
16. С заботой о качестве // Балтика URL: https://corporate.baltika.ru/about-us/company/quality-management/ (дата обращения: 25.05.2020).
17. Силовые машины и Harbin Electric договорились о стратегическом партнёрстве Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2643379.html (дата обращения: 12.08.2019).
18. Силовые Машины, ПАО // СБИС URL: https://sbis.ru/contragents/7702080289/780401001 (дата обращения: 20.05.2020).
19. Экологическая политика // ИЛИМ URL: https://www.ilimgroup.ru/ustoychivoe-razvitie/ekologiya/ (дата обращения: 20.05.2020).

Литература:

1. Baltika #7 Export // BeerAdvocate URL: https:// Date Views 20.05.2020 www.beeradvocate.com/beer/profile/401/4695/?__cf_chl_jschl_tk__=46fd6422d00da689b3bc827952d794913e9fb294-1591122691-0-AZhRbdTB9QHla9n15dIf81g0-glwBPo4LE20ItPfXaAaJ8dRadMrnqYgS16wT27TP1sUNdvFPbwEHizGslFmDvb6UNLZzFt7BwH26L8KaeqnfF907ULyFhto9q0hxVRYrjh72owDiZ27TSG4lxI9C1u2EUGMGDGdTpQ7OOVdiBRdnP2XWa7hwhNOLcfNJ-38c21Mq54Bl6L-hql16PDYzbZYb24hBuuMAQTs5jEUDUlsiBtOZNElaI1iC_TwTp75fm8ZvxwvyPJIl-8JoiuaLAd2zxYWjc7XLE6WJPYub6PdIlc2mm10ELkkeHPnyNLXg7JWLM4bSWJC9sn6mbSNnBsbHNveUSHcCYrECCpC72v_
2. Beer Preferences in China: Differences between Generations // Date Views 20.05.2020 Mersol&Luo URL: https://www.mersolluo.com/beer-preferences-in-china-differences-between-generations/
3. China dairy products found tainted with melamine. Date Views 20.05.2020 www.bbc.com/news/10565838.
4. China’s Health Foods Market: What Makes it Attractive for Foreign Investors. Date Views 20.05.2020 // China Briefing URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-health-foods-market-makes-attractive-foreign-investors/
5. De Jonge, A., (2008) Corporate Governance and China's H-share Market. Edward Elgar Publishing, pp: 200.
6. Ho J., F. Poh and J. Zhou, Zipser D. (2019). China consumer report 2020: The many faces of the Chinese consumer, 2018-2019. McKinsey Global Institute.
7. Jarvis, D., (2011). Infrastructure Regulation: What Works, why and how Do We Know? : Lessons from Asia and Beyond. World Scientific, pp: 210.
8. Jarzabkowski P.(Ed.), Marianne W. Lewis(Ed.), Ann Langley(Ed.) Wendy K. Smith(Ed.)(2017) The Oxford Handbook of Organizational Paradox Oxford University Press, P. 381.
9. Kellee S. Tsai, Barry Naughton(Ed.) State Capitalism, Institutional Adaptation, and the Chinese Miracle. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 162.
10. Negotiations, Chinese Style // China business review URL: https://www.chinabusinessreview.com/negotiations-chinese-style/ (дата обращения: 20.05.2020).
11. Nouwens, M. and H. Legarda, (2018). Emerging technology dominance: what China’s pursuit of advanced dual-use technologies means for the future of Europe’s economy and defence innovation, The International Institute for Strategic Studies. Date Views 20.05.2020 https://www.merics.org/sites/default/files/2018-12/181218_Emerging_technology_dominance_MERICS_IISS.pdf
12. Tell China's beer consumers a better flavor story // Date Views 20.05.2020 Mintel URL: https://www.mintel.com/blog/drink-market-news/tell-chinas-beer-consumers-a-better-flavor-story
13. The Art of Giving Gifts According to Chinese Culture [Complete Guide] // Date Views 20.05.2020. China Intership Placement URL: https://www.chinainternshipplacements.com/blog/giving-gift-chinese-culture/
14. Three Gorges Dam Hydro Electric Power Plant, China // Date Views 20.05.2020 Power technology URL: https://www.power-technology.com/projects/gorges/
15. Woetzel, J., J. Seong and N. Leung, Ngai J., Manyika J., Madgavkar A., Lund S., Mironenko A., 2019. China and the world: Inside the dynamics of a changing relationship, 2019. McKinsey Global Institute.
16. Woetzel, J., J. Seong and N. Leung, Ngai J., Manyika J., Madgavkar A., Lund S., Mironenko A., 2019. China and the world: Inside the dynamics of a changing relationship, 2019. McKinsey Global Institute.
17. Zinzius B.(2004) Doing Business in the New China: A Handbook and Guide. Westport: Praeger, P. 122.
18. "Балтика" возобновляет экспорт пива в ПЭТ-бутылках большого объема // Baltika.ru URL: https://corporate.baltika.ru/news/baltika-vozobnovlyaet-eksport-piva-v-pet-butylkakh-bol-shogo-ob-ema/ (дата обращения: 08.08.2019).
19. "Балтика" представила свою продукцию на пивном фестивале в китайском городе Чэнду. // Балтика URL: https://corporate.baltika.ru/about-us-archive/baltika-predstavila-svoyu-produktsiyu-na-pivnom-festivale-v-kitayskom-gorode-chendu/ (дата обращения: 20.05.2020).
20. "Лукойл" и "Балтика" признаны самыми дорогими российскими брендами // Фонтанка.ру URL: https://m.fontanka.ru/2007/04/23/006/ (дата обращения: 08.08.2019).
21. "Силовые Машины" изготовили оборудование для АЭС "Тяньвань" (Китай) // Силовые Машины URL: http://www.power-m.ru/press-center/news/power-machines-has-manufactured-equipment-for-tianwan-npp-china/?sphrase_id=64236 (дата обращения: 20.05.2020).
22. «Балтика» открывает новый канал продаж в Китае // Baltika.ru URL: https://corporate.baltika.ru/news/baltika-otkryvaet-novyy-kanal-prodazh-v-kitae/ (дата обращения: 08.08.2019).
23. «Балтике» удалось аннулировать патент на производство и продажу китайской подделки // Baltika.ru URL: https://corporate.baltika.ru/news/baltike-udalos-annulirovat-patent-na-proizvodstvo-i-prodazhu-kitayskoy-poddelki/ (дата обращения: 08.08.2019).
24. «Илим» развивает сеть поставок на Юго-Западе Китая // ИЛИМ URL: https://www.ilimgroup.ru/press-tsentr/detail/ilim-razvivaet-set-postavok-na-yugo-zapade-kitaya/ (дата обращения: 20.05.2020).
25. Pinduoduo: групповые покупки завоевывают Китай // Retail.ru URL: https://www.retail.ru/cases/pinduoduo-gruppovye-pokupki-zavoevyvayut-kitay/ (дата обращения: 20.05.2020).
26. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право. 4-e изд. М.: Юрайт, 2013.
27. Еремина Ю. И. (2015) Критерии определения личного закона и национальности юридического лица // Juvenis scientia. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-opredeleniya-lichnogo-zakona-i-natsionalnosti-yuridicheskogo-litsa (дата обращения: 01.04.2020).
28. Интервью генерального директора ПАО "Силовые Машины" Тимура Липатова газете Ведомости // Силовые Машины URL: http://www.power-m.ru/press-center/news/interview-with-general-director-of-pjsc-power-machines-timur-lipatov-vedomosti/ (дата обращения: 20.05.2020).
29. К 2024 году «Илим» будет поставлять продукцию во все регионы Китая // ИЛИМ URL: https://www.ilimgroup.ru/press-tsentr/detail/k-2024-godu-ilim-budet-postavlyat-produktsiyu-vo-vse-regiony-kitaya/ (дата обращения: 02.08.2019).
30. Куркина Ю. В. (2017) К вопросу о критериях определения иностранного юридического лица // Проблемы науки. №10 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-opredeleniya-inostrannogo-yuridicheskogo-litsa (дата обращения: 01.04.2020).
31. Монастырская Ю. И. (2011) Значение критерия контроля при определении национальности юридического лица // Журнал российского права. №4 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kriteriya-kontrolya-pri-opredelenii-natsionalnosti-yuridicheskogo-litsa (дата обращения: 01.05.2020).
32. Науменко Т.В., Морозова Д.А.(2018) Теория межкультурных измерений Г. Хофстеде как методологическая основа исследования современных социальных процессов // Международный журнал исследований культуры. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-mezhkulturnyh-izmereniy-g-hofstede-kak-metodologicheskaya-osnova-issledovaniya-sovremennyh-sotsialnyh-protsessov (дата обращения: 20.05.2020).
33. Петербургская "Балтика" выходит на китайский пивной рынок Подробности: https://regnum.ru/news/economy/336848.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM. // Regnum URL: https://regnum.ru/news/economy/336848.html (дата обращения: 25.05.2020).
34. Печенье со вкусом васаби, крепкое пиво, молочный шоколад. Что еще Россия продает в Китай? // TACC URL: https://tass.ru/ekonomika/6442795 (дата обращения: 25.05.2020).
35. По санкционному счету. Сможет ли Алексей Мордашов возместить провал «Силовых машин» за счет потребителей электроэнергии // Фонтанка.ру URL: https://www.fontanka.ru/2019/03/06/029/ (дата обращения: 08.08.2019).
36. Полякова Е.А.(2015) Цветовая символика Китая: Линговокультурологический аспект/Международный научно исследовательский журнал/ Выпуск №10
37. Прибыли недосчитали оптимизма // fontanka.ru URL: https://www.fontanka.ru/2017/03/21/114/ (дата обращения: 12.08.2019).
38. С заботой о качестве // Балтика URL: https://corporate.baltika.ru/about-us/company/quality-management/ (дата обращения: 25.05.2020).
39. Силовой прием Поднебесной. "Силовые машины" хотят вернуться на китайский рынок // dp.ru URL: https://www.dp.ru/a/2018/09/25/Silovoj_priem_Podnebesnoj (дата обращения: 11.08.2019).
40. Силовые машины и Harbin Electric договорились о стратегическом партнёрстве Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2643379.html (дата обращения: 12.08.2019).
41. Силовые Машины, ПАО // СБИС URL: https://sbis.ru/contragents/7702080289/780401001 (дата обращения: 20.05.2020).
42. Цель 4 ноля: Вместе для будущего // Балтика URL: https://corporate.baltika.ru/sustainability/sustainability-programs/ (дата обращения: 25.05.2020).
43. Шен Хайбо, Люй Минвэй Влияние русской культуры на северо-восток КНР // Дальневосточный аграрный вестник. 2014. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-russkoy-kultury-na-severo-vostok-knr (дата обращения: 03.06.2020).
44. Экологическая политика // ИЛИМ URL: https://www.ilimgroup.ru/ustoychivoe-razvitie/ekologiya/ (дата обращения: 20.05.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ