ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОББИЗМА 5
1.1. Основные подходы к феномену лоббизма в политической науке 5
1.2 Субъекты и объекты лоббистской деятельности. 11
1.3. Технологии лоббирования 17
2. ОСОБЕННОСТИ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1. Эволюция лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации первого – седьмого созывов 25
2.2. Субъекты лоббирования групп интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 33
2.3. Технологии лоббирования интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
В настоящее время степень научной разработанности феномена лоббизма достаточно высокая, множество исследователей писали различные работы, касающиеся многих аспектов лоббизма, начиная от дефиниции термина «лобби», заканчивая изучением уровнем влияния лоббизма на политику государств.
С другой стороны, институт лоббизма довольно динамичное, гибкое и конъюнктурное явление, а это значит, что исследование лоббизма всегда будет оставаться актуальной темой. Тема данной исследовательской работы актуальна еще и в связи с тем, что охватывает генезис самого значимого лоббистского направления – лоббизм в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от первого созыва до седьмого. До сих пор законодательная работа нижней палаты российского парламента испытывает лоббистское давление, однако попытки законодательно урегулировать институт лоббизма практически прекратились и данный вопрос переместился в центр внимания теоретических исследований. Сейчас научное рассмотрение лоббизма в отечественной литературе представлено в большинстве своем в виде с теоретического обоснования необходимости придания институту лоббизма легальной формы, в то время как общественная потребность в этом практически не проявляется.
В изучении объектов, субъектов лоббизма и необходимости принятия (или непринятия) закона, регулирующий лоббистскую деятельность исследователи берут за основу опыт зарубежных стран по регулированию лоббизма.
В рамках данного исследования будут изучены практики лоббизма, применяемые в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от первого до седьмого созывов.
Государственная Дума, являясь законодательным органом государственной власти, представляла и представляет значительный интерес для лоббистов и, соответственно, для исследователей. Поскольку предполагается, что в процессе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы, все депутаты обзаводятся грузом ответственности перед спонсорами и избирателями за оказанную им поддержку в их избрании, их взаимоотношение с лоббистами представляет значительный научный и практический интерес.
Объект исследования: лоббистские практики в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Предмет исследования: субъекты и технологии лоббирования групп интересов в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Целью данного исследования является рассмотрение особенности лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и изменение лоббистских практик в зависимости от политических преобразований.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие лоббизма и его технологии.
2. Установить элементы такие структуры лоббизма как субъект и объект и технологии лоббирования, выделить субъекты лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Сравнить особенности лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации первого – третьего и четвертого – седьмого созывов.
4. Рассмотреть технологии, применяемые лоббистами в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Гипотезой данной дипломной работой является предположение о том, что лоббистский интерес обусловлен лоббистскими возможностями парламента в целом и его структурными элементами в отдельности. Чем менее централизованы полномочия по принятию необходимого решения, тем активнее лоббистская деятельность. В условиях отсутствия законодательного регулирования лоббизма – наиболее разнообразными лоббистскими практиками становятся теневые (околозаконные).
В этом исследовании были использованы различные научные методы такие как: анализ текстов, сравнительный анализ, системный анализ, структурный анализ и функциональный анализ.
Научная новизна и практическая значимость исследовательской работы заключается в таких изученных мною аспектах как:
установлен феномен гибкости лоббистских технологий, вследствие комплексности субъектов (каждый субъект может относиться одновременно к нескольким разновидностям лоббизма в различных классификациях);
установлена зависимость лоббистской активности от лоббистских возможностей объектов лоббизма;
выявлена тенденция к предпочтению лоббистами теневых технологий в условиях отсутствия правового регулирования лоббизма;
установлен феномен изменения законодательного внимания к вопросу принятия в Российской Федерации закона о лоббизме исмещение этого вопроса с повестки высших органов власти в сферу интересов теоретических исследований ученых и практиков в связи с изменением лоббистских возможностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Введение раскрывает актуальность, содержит объект, предмет, цель, задачи, методы, раскрывает теоретическую значимость этого исследования. В первой главе рассматривается теоретические аспекты лоббизма. Вторая глава посвящена рассмотрению технологий лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В заключении подводятся финальные выводы всего исследования.
В данной дипломной работе был рассмотрен сам феномен лоббизма, его история появления, рассмотрены возможные субъекты и объекты лоббирования. Оценена степень влияния того или иного субъекта и также оценен лоббистский потенциал различных объектов, если говорить о Государственной Думе, то ее потенциал достаточен для удовлетворения лоббистского интереса даже сегодня, хотя отмечается некая регрессия. В работе изучены различные технологии лоббирования, приведены различные варианты их систематизации. Выявлено предпочтение лоббистов к использованию теневых практик лоббирования, что подтверждает гипотезу, данную в ведении данного исследования. В открытом доступе для общества в законодательной деятельности все, что можно увидеть – это автор законопроекта, обоснование законопроекта в пояснительной записке, официальные экспертные заключения, стадии прохождения, внесение поправок, результаты голосования. Однако реальное решение судьбы будущего закона остается в тени. Это обсуждение в профильных комитетах, согласительные процедуры, обсуждение в экспертных советах прочее. Мы можем увидеть, что автор, например, отозвал свой законопроект, но внутренне противостояние сил в борьбе за законопроект, принимаемые меры и их истинные мотивы недоступны постороннему наблюдателю.
В рамках этой исследовательской работы можно увидеть динамику отношения к проблеме о необходимости законодательного регулирования лоббистской деятельности. Изменение обоснования данной необходимости от зарубежного опыта, до борьбы с коррупцией. Перемещение внимания к проблеме от практиков к теоретикам. В работе выявлено такое свойство лоббистских практик как гибкость, комплексность, взаимозаменяемость. Отмечена возможность применения лоббистской технологии, которая в рамках правового поля одной страны будет считаться легальной, а в другой - околозаконной, согласно классификации П.А. Толстых, при этом одновременно может оказаться и прямой или косвенной по классификации А.С. Автономова. Также приведено обоснование феномена, когда один субъект, может быть отнесен к разным группам лоббисстов, в зависимости от применяемых технологий лоббизма.
1. Hall R. L., Deardorff A. V. Lobbying as legislative subsidy //American Political Science Review. – 2006. – Т. 100. – №. 1.
2. Truman David B. The governmental process: political interests and public opinion. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1981 (originally published in 1951).
3. Автономов А.С. Азбука лоббирования. - М.: ИРИС, 2004.
4. Автономов А.С. Легальное лоббирование как антикоррупционная технология // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия: материалы «круглого стола». М.: Изд-во РАГС, 2010.
5. Васильева С.В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив формирования // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 1. С. 138.
6. Воронина Н.А., Смоляков В.А. Формы взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти по снижению социально-политической напряженности // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2011. № 3. С. 120 - 121.
7. Жильцова С.А. Лоббизм в России // Публично-правовые исследования. 2012. № 2. СПС «КонсультантПлюс»
8. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. 568 с.
9. Конышев В. Н., Сергунин А. А. О понятийном аппарате в исследованиях феномена лоббизма //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – №. 6.
10. Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). – 2010. - № 3-4. - С. 88 – 89.
11. Кургаева Ж.Ю., Халилова Т.В. Отраслевой и корпоративный лоббизм в деятельности предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 14. - С. 275-276
12. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования //Политические исследования. – 1998. – №. 4.
13. Лоббизм // Словарь иностранных слов. 13-е изд. М., 1986.
14. Лоббизм в России: этапы большого пути// Социологические исследования. № 3 – 1996.
15. Любимов А. П. История лоббизма в России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.
16. Любимов А.П. Классификация видов лоббизма// Материалы к международному «круглому столу» в МГЮА.// Москва// Изд-во: АНО КиАЦ «Россия – США: XXI век». – 1999.
17. Любимов А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм и парламентаризм (сравнительный анализ). М. – 199.- 31 с.
18. Майсак В.Н., Шадрин В.М. Конституция США в иерархической системе источников американского права //Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – №. 2 (5).
19. Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике// Санкт-Петербург// Издательство Санкт-Петербургского университета. – 2006.
20. Сорокин Ю.Г. Направления взаимодействия изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты со специалистами по охране труда // Справочник специалиста по охране труда. - Москва: МЦФР, 2014. - № 8. - С. 49-56.
21. Сорокин ЮГ. АСИЗ-2018: не все еще сказано!. // «Вестник Ассоциации СИЗ. - Гетсиз.ру getsiz.ru. ООО «Информационно-аналитическое агентство «Полдень» (10 декабря 2018).
22. Толстых П. А. Лоббизм как информирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 7-2. - С. 168
23. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – С. 215
24. Толстых П.А. Лоббизм в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: структура, технологии, перспектива легитимации: Дис. канд. полит.наук: Спец.: 23.00.02. М., 2006. – С. 46.
25. Толстых П.А. Лоббизм: профессиональный опыт//Капитал и Право. - 2005. №7.
26. Торхов Д.О. Деятельность групп интересов и лоббизм в парламенте (на опыте Государственной Думы ФС РФ и Немецкого Бундестага): Дис. канд. полит.наук: Спец.: 23.00.02. М., 2001. – С. 146.
27. Федералист. ПолитическиеэссеА. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея// М.// Издательская группа «Прогресс» - «Литера», 1994.
28. Шульман Е. М. Фракции, комитеты, аппарат: участие парламентских партий в законотворческом процессе // Политическая наука. - 2015. - № 1. - С. 178.
Электронные ресурсы
29. Доклад«Финансовая деятельность политических партий накануне выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2016 г.», Межрегиональное общественное движение в защиту прав избирателей «Голос»,[Электронный ресурс] // https://www.golosinfo.org/ Режим доступа: http://st.golosinfo.org/2016/08/Finansovaya-deyatelnost-politicheskih-partij-nakanune-vyborov-deputatov-GD-FS-RF.pdf(Дата обращения 20.05.2020)
30. Доклад «Лоббисты в комитетах Госдумы», 14.02.2020, АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «ТрансперенсиИнтернешнл Россия» [электронный ресурс] // https://lobbying.transparency.org.ru/ Режим доступа: https://lobbying.transparency.org.ru/komiteti/#samplezp/ (Дата обращения 20.05.2020)
31. Доклад «Бездействующая Госдума», 08.10.2019, Центр политической конъюнктуры ЦПК [электронный ресурс] // http://cpkr.ru/Режим доступа: http://cpkr.ru/issledovaniya/vybory-2021/bezdeystvuyushchaya-duma/?sphrase_id=205/ (Дата обращения 25.05.2020)
32. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и местному самоуправлению [Электронный ресурс] // http://komitet4.km.duma.gov.ru Режим доступа: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Podpiska-na-zhurnal-Mestnoe-pravo- (Дата обращения 20.05.2020)
33. Объединение муниципальных юристов России [Электронный ресурс] // http://omjur.ru/ Режим доступа: http://omjur.ru/information (дата обращения 20.05.2020)
34. Статья «Крупнейшие банки покинули Ассоциацию российских банков», Международная информационная группа «Интерфакс» [электронный ресурс] //https://www.interfax.ru/business/ Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/578749(Дата обращения 20.05.2020)
35. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] // https://sozd.duma.gov.ru/ Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/97801795-2 (Дата обращения 21.05.2020)
36. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] // https://sozd.duma.gov.ru/ Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/396138-3 (Дата обращения 21.05.2020)
37. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] // https://sozd.duma.gov.ru/ Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/410475-6 (Дата обращения 21.05.2020)
38. Совет (ассоциация) муниципальных образований Оренбургской области [Электронный ресурс] // http://smo56.ru Режим доступа: http://smo56.ru/%d0%be-%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5/ (Дата обращения 20.05.2020)
Нормативно-правовые акты
39. Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 801.
40. Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 801.
41. Собрание законодательства РФ. 2002, № 24, Ст. 2253.
42. Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
43. Собрание законодательства РФ, 02.07.2018, №27, ст.4038.
44. Собрание законодательства РФ, 09.07.2018, № 28, ст. 4142.