ПРАКТИКИ ЛОББИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОББИЗМА 5
1.1. Основные подходы к феномену лоббизма в политической науке 5
1.2 Субъекты и объекты лоббистской деятельности. 11
1.3. Технологии лоббирования 17
2. ОСОБЕННОСТИ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1. Эволюция лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации первого – седьмого созывов 25
2.2. Субъекты лоббирования групп интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 33
2.3. Технологии лоббирования интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОББИЗМА 5
1.1. Основные подходы к феномену лоббизма в политической науке 5
1.2 Субъекты и объекты лоббистской деятельности. 11
1.3. Технологии лоббирования 17
2. ОСОБЕННОСТИ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1. Эволюция лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации первого – седьмого созывов 25
2.2. Субъекты лоббирования групп интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 33
2.3. Технологии лоббирования интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
В настоящее время степень научной разработанности феномена лоббизма достаточно высокая, множество исследователей писали различные работы, касающиеся многих аспектов лоббизма, начиная от дефиниции термина «лобби», заканчивая изучением уровнем влияния лоббизма на политику государств.
С другой стороны, институт лоббизма довольно динамичное, гибкое и конъюнктурное явление, а это значит, что исследование лоббизма всегда будет оставаться актуальной темой. Тема данной исследовательской работы актуальна еще и в связи с тем, что охватывает генезис самого значимого лоббистского направления – лоббизм в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от первого созыва до седьмого. До сих пор законодательная работа нижней палаты российского парламента испытывает лоббистское давление, однако попытки законодательно урегулировать институт лоббизма практически прекратились и данный вопрос переместился в центр внимания теоретических исследований. Сейчас научное рассмотрение лоббизма в отечественной литературе представлено в большинстве своем в виде с теоретического обоснования необходимости придания институту лоббизма легальной формы, в то время как общественная потребность в этом практически не проявляется.
В изучении объектов, субъектов лоббизма и необходимости принятия (или непринятия) закона, регулирующий лоббистскую деятельность исследователи берут за основу опыт зарубежных стран по регулированию лоббизма.
В рамках данного исследования будут изучены практики лоббизма, применяемые в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от первого до седьмого созывов.
Государственная Дума, являясь законодательным органом государственной власти, представляла и представляет значительный интерес для лоббистов и, соответственно, для исследователей. Поскольку предполагается, что в процессе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы, все депутаты обзаводятся грузом ответственности перед спонсорами и избирателями за оказанную им поддержку в их избрании, их взаимоотношение с лоббистами представляет значительный научный и практический интерес.
Объект исследования: лоббистские практики в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Предмет исследования: субъекты и технологии лоббирования групп интересов в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Целью данного исследования является рассмотрение особенности лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и изменение лоббистских практик в зависимости от политических преобразований.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие лоббизма и его технологии.
2. Установить элементы такие структуры лоббизма как субъект и объект и технологии лоббирования, выделить субъекты лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Сравнить особенности лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации первого – третьего и четвертого – седьмого созывов.
4. Рассмотреть технологии, применяемые лоббистами в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Гипотезой данной дипломной работой является предположение о том, что лоббистский интерес обусловлен лоббистскими возможностями парламента в целом и его структурными элементами в отдельности. Чем менее централизованы полномочия по принятию необходимого решения, тем активнее лоббистская деятельность. В условиях отсутствия законодательного регулирования лоббизма – наиболее разнообразными лоббистскими практиками становятся теневые (околозаконные).
В этом исследовании были использованы различные научные методы такие как: анализ текстов, сравнительный анализ, системный анализ, структурный анализ и функциональный анализ.
Научная новизна и практическая значимость исследовательской работы заключается в таких изученных мною аспектах как:
установлен феномен гибкости лоббистских технологий, вследствие комплексности субъектов (каждый субъект может относиться одновременно к нескольким разновидностям лоббизма в различных классификациях);
установлена зависимость лоббистской активности от лоббистских возможностей объектов лоббизма;
выявлена тенденция к предпочтению лоббистами теневых технологий в условиях отсутствия правового регулирования лоббизма;
установлен феномен изменения законодательного внимания к вопросу принятия в Российской Федерации закона о лоббизме исмещение этого вопроса с повестки высших органов власти в сферу интересов теоретических исследований ученых и практиков в связи с изменением лоббистских возможностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Введение раскрывает актуальность, содержит объект, предмет, цель, задачи, методы, раскрывает теоретическую значимость этого исследования. В первой главе рассматривается теоретические аспекты лоббизма. Вторая глава посвящена рассмотрению технологий лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В заключении подводятся финальные выводы всего исследования.
С другой стороны, институт лоббизма довольно динамичное, гибкое и конъюнктурное явление, а это значит, что исследование лоббизма всегда будет оставаться актуальной темой. Тема данной исследовательской работы актуальна еще и в связи с тем, что охватывает генезис самого значимого лоббистского направления – лоббизм в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от первого созыва до седьмого. До сих пор законодательная работа нижней палаты российского парламента испытывает лоббистское давление, однако попытки законодательно урегулировать институт лоббизма практически прекратились и данный вопрос переместился в центр внимания теоретических исследований. Сейчас научное рассмотрение лоббизма в отечественной литературе представлено в большинстве своем в виде с теоретического обоснования необходимости придания институту лоббизма легальной формы, в то время как общественная потребность в этом практически не проявляется.
В изучении объектов, субъектов лоббизма и необходимости принятия (или непринятия) закона, регулирующий лоббистскую деятельность исследователи берут за основу опыт зарубежных стран по регулированию лоббизма.
В рамках данного исследования будут изучены практики лоббизма, применяемые в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от первого до седьмого созывов.
Государственная Дума, являясь законодательным органом государственной власти, представляла и представляет значительный интерес для лоббистов и, соответственно, для исследователей. Поскольку предполагается, что в процессе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы, все депутаты обзаводятся грузом ответственности перед спонсорами и избирателями за оказанную им поддержку в их избрании, их взаимоотношение с лоббистами представляет значительный научный и практический интерес.
Объект исследования: лоббистские практики в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Предмет исследования: субъекты и технологии лоббирования групп интересов в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Целью данного исследования является рассмотрение особенности лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и изменение лоббистских практик в зависимости от политических преобразований.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие лоббизма и его технологии.
2. Установить элементы такие структуры лоббизма как субъект и объект и технологии лоббирования, выделить субъекты лоббистской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Сравнить особенности лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации первого – третьего и четвертого – седьмого созывов.
4. Рассмотреть технологии, применяемые лоббистами в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Гипотезой данной дипломной работой является предположение о том, что лоббистский интерес обусловлен лоббистскими возможностями парламента в целом и его структурными элементами в отдельности. Чем менее централизованы полномочия по принятию необходимого решения, тем активнее лоббистская деятельность. В условиях отсутствия законодательного регулирования лоббизма – наиболее разнообразными лоббистскими практиками становятся теневые (околозаконные).
В этом исследовании были использованы различные научные методы такие как: анализ текстов, сравнительный анализ, системный анализ, структурный анализ и функциональный анализ.
Научная новизна и практическая значимость исследовательской работы заключается в таких изученных мною аспектах как:
установлен феномен гибкости лоббистских технологий, вследствие комплексности субъектов (каждый субъект может относиться одновременно к нескольким разновидностям лоббизма в различных классификациях);
установлена зависимость лоббистской активности от лоббистских возможностей объектов лоббизма;
выявлена тенденция к предпочтению лоббистами теневых технологий в условиях отсутствия правового регулирования лоббизма;
установлен феномен изменения законодательного внимания к вопросу принятия в Российской Федерации закона о лоббизме исмещение этого вопроса с повестки высших органов власти в сферу интересов теоретических исследований ученых и практиков в связи с изменением лоббистских возможностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Введение раскрывает актуальность, содержит объект, предмет, цель, задачи, методы, раскрывает теоретическую значимость этого исследования. В первой главе рассматривается теоретические аспекты лоббизма. Вторая глава посвящена рассмотрению технологий лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В заключении подводятся финальные выводы всего исследования.
В данной дипломной работе был рассмотрен сам феномен лоббизма, его история появления, рассмотрены возможные субъекты и объекты лоббирования. Оценена степень влияния того или иного субъекта и также оценен лоббистский потенциал различных объектов, если говорить о Государственной Думе, то ее потенциал достаточен для удовлетворения лоббистского интереса даже сегодня, хотя отмечается некая регрессия. В работе изучены различные технологии лоббирования, приведены различные варианты их систематизации. Выявлено предпочтение лоббистов к использованию теневых практик лоббирования, что подтверждает гипотезу, данную в ведении данного исследования. В открытом доступе для общества в законодательной деятельности все, что можно увидеть – это автор законопроекта, обоснование законопроекта в пояснительной записке, официальные экспертные заключения, стадии прохождения, внесение поправок, результаты голосования. Однако реальное решение судьбы будущего закона остается в тени. Это обсуждение в профильных комитетах, согласительные процедуры, обсуждение в экспертных советах прочее. Мы можем увидеть, что автор, например, отозвал свой законопроект, но внутренне противостояние сил в борьбе за законопроект, принимаемые меры и их истинные мотивы недоступны постороннему наблюдателю.
В рамках этой исследовательской работы можно увидеть динамику отношения к проблеме о необходимости законодательного регулирования лоббистской деятельности. Изменение обоснования данной необходимости от зарубежного опыта, до борьбы с коррупцией. Перемещение внимания к проблеме от практиков к теоретикам. В работе выявлено такое свойство лоббистских практик как гибкость, комплексность, взаимозаменяемость. Отмечена возможность применения лоббистской технологии, которая в рамках правового поля одной страны будет считаться легальной, а в другой - околозаконной, согласно классификации П.А. Толстых, при этом одновременно может оказаться и прямой или косвенной по классификации А.С. Автономова. Также приведено обоснование феномена, когда один субъект, может быть отнесен к разным группам лоббисстов, в зависимости от применяемых технологий лоббизма.
В рамках этой исследовательской работы можно увидеть динамику отношения к проблеме о необходимости законодательного регулирования лоббистской деятельности. Изменение обоснования данной необходимости от зарубежного опыта, до борьбы с коррупцией. Перемещение внимания к проблеме от практиков к теоретикам. В работе выявлено такое свойство лоббистских практик как гибкость, комплексность, взаимозаменяемость. Отмечена возможность применения лоббистской технологии, которая в рамках правового поля одной страны будет считаться легальной, а в другой - околозаконной, согласно классификации П.А. Толстых, при этом одновременно может оказаться и прямой или косвенной по классификации А.С. Автономова. Также приведено обоснование феномена, когда один субъект, может быть отнесен к разным группам лоббисстов, в зависимости от применяемых технологий лоббизма.
Подобные работы
- ЛОББИЗМ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ: НА ПРИМЕРЕ ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Особенности формирования аграрного лобби в современной России
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ СЕНАТОРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНТЕРЕСОВ РЕГИОНОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование лоббизма в современной российской политической практике
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование лоббизма в современной российской политической практике
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ФЕДЕРАЛИЗМА: СОСТОЯНИЕ, ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Крупные корпорации в публичной политике современной России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - ФЕНОМЕН РЕГИОНАЛЬНОГО ЛОББИЗМА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017



