Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКОЕ НЕОКАНТИАНСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ПРОБЛЕМАТИКА

Работа №125202

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Основные черты и проблемы неокантианства 7
1.1. Марбургская школа 9
1.2. Баденская школа 17
2. Отражение неокантианства в русской философии: опыт интерпрета­ции А. И. Введенского 24
2.1. Гносеологические проблемы в философской системе А. И. Введен­ского 28
2.2. Религиозно-психологические основания веры в Бога в учении А. И. Введенского 38
3. И. И. Лапшин и проблемы развития русского неокантианства 48
3.1. Логико -гносеологические воззрения И. И. Лапшина 49
3.2. Попытка преодоления И. И. Лапшиным солипсизма в рамках кри­тицизма 57
3.3. Судьба русского неокантианства в начале XX - XXI веков 60
4. Заключение 62
Список литературы 64

В последние годы можно наблюдать всё более возрастающий интерес российских мыслителей к собственной национальной философской традиции и истокам. Можно сказать, что сейчас уже произошло определённое пере­осмысление предпосылок зарождения, и развития русской философской мысли, осуществлён историографический анализ многих направлений и тен­денций в ней, изучены некоторые её общие и характерные черты. Историко - философские изыскания российских исследователей поставили перед ними проблему принципиального многообразия национальной философской куль­туры. И в данной ситуации становится необходимым выработать, по возмож­ности, объективные подходы к самым различным направлениям и концепци­ям: к русской христианской философии, ко многим российским вариантам европейских философских школ, от гегельянства, неокантианства и ницшеан­ства до феноменологии и марксизма. Благодаря уже проделанной работе мно­гими мыслителями и исследователями, на данный момент мы имеем более чёткое и реалистичное, чем прежде, представление о судьбах русской фил о- софии.
Чтобы выстроить мировую историю философской мысли, её следует воспринимать как живой и диалектический процесс. Отсюда вытекает столь сильный интерес к прошлому отечественной и зарубежной философии, и к её самым ярким мыслителям. Одним из них, без сомнения, является Иманнуил Кант, чьё учение породило множество интерпретаций и направлений, в том числе и русское неокантианство, оставившее свой значимый след в истории русской философии. Сам факт появления такого яркого феномена, как неокантианство был связан в первую очередь с обоснованием лозунга «Назад к Канту», выдвинутого немецким философом Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны», которая была впервые издана в 1865 году Именно этот год озна­меновал собой появление нового течения философской мысли - неокантиан­ства. Оно стало вполне удачным критико-рационалистическим философско- методологическим обоснованием научного знания, но в недалеком будущем, полностью еще «не изжив» себя и не будучи изнутри преодоленным другими философскими направлениями, было прервано вступлением на философскую сцену экзистенциализма и просто прекратило свое существование, а потому «остановленная на лету философия»1 неокантианства продолжает таить в се­бе множество неисхоженных путей.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена в первую оче­редь недостаточной изученностью влияния мыслей И. Канта на развитие фи­лософской отечественной мысли второй половины XIX - началом XX века. Также недостаточно исследованы, проработаны и популярны в российской историко-философской науке метафизика и гносеологические установки гла­вы русского «академического неокантианства» А. И. Введенского в аспекте его влияния на традицию отечественной философской мысли. Здесь видится уместным пояснить, почему этот мыслитель видится столь важным для этой работы. Дело не только в том, что А. И. Введенский является общепризнан­ным главой русского неокантианства, но и в том, что, как пишет А. И. Абра­мов в своей статье «О русском кантианстве и неокантианстве в журнале «Ло­гос»», «среди русских «неокантианцев» Введенский был, пожалуй, един­ственным, кто до конца остался приверженцем философского учения Канта. В творчестве же таких мыслителей, как И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, Ан­дрей Белый, интерес к Канту и неокантианству был лишь этапом в эволюции их философских взглядов».
Целью данной работы является анализ и систематическое изложение основных идей и проблем, интересующих русских мыслителей неокантиан­ского течения. Это необходимо, прежде всего, для определения общих тен­денций и направления развития современной русской философской мысли.
Объектом исследования является историко-философский анализ идей­но-духовного наследия русских неокантианцев начала XX столетия.
Задачей исследования представляется общая характеристика и оценка философских учений различных школ немецкого неокантианства и опыт их интерпретации в трудах российских сторонников этого учения.
Степень научной разработанности проблемы. Отечествен­ная историографическая традиция, уходящая корнями в 1920-40-е гг., устой­чиво оценивала неокантианскую методологию и соответствующие ей течения с негативной точки зрения. Неокантианство рассматривалось то как фило­софская основа ревизионизма в марксизме2, то как «глубокий идейный упа­док буржуазно-дворянской исторической мысли периода империализма»3. Предлагая столь негативные отзывы о неокантианской философии, советские мыслители, прежде всего, опирались на оценку В. И. Ленина методологиче­ских идей сторонников критической философии, чьи учения он характеризо­вал как «жалкий вздор неокантианцев4».
Современные отечественные мыслители всё сильнее утверждаются в мысли, что благодаря неокантианству в России получили более широкое рас­пространение проблемы гносеологии, которая почти не разрабатывалась религиозными философами до конца XIX века. Это тем более важно, что рус­ская философия до неокантианства фактически отодвигала проблемы гносео­логии на второй план, как отмечает это Зеньковский В. В.5. М. Н. Ершов ещё в 1922 году писал: «критико-гносеологическая устремленность есть общая, доминирующая тенденция русской философской мысли последних десятиле­тий6». В наши дни возрастает интерес отечественных философов и мыслите­лей к проблематике русского неокантианства, ведь, как отмечалось выше, развитие неокантианской мысли в России и вправду было прервано печально известными событиями, оставив в поле литературно-философского наследия отечественных мыслителей неокантианского толка множество неизученных и не до конца осмысленных идей. Стоит отметить, что большинство публика­ций и работ, посвящённых неокантианству в России, так или иначе, связыва­ются с именем А. И. Введенского, что в очередной раз показывает значимость и уникальность данного мыслителя для осмысления и реконструкции русской неокантианской мысли конца XIX - начала XX века. На данный момент име­ется некоторое количество статей по данной проблематике, таких, как, например «Русское неокантианство: история и особенности развития» Белова В. Н. написанная в 2012 году, «Вопросы гносеологии в философской системе А. И. Введенского» под авторством Романова В. В. вышедшая в том же году, а так же «Основные гносеологические характеристики философской системы А. И. Введенского» написанная тем же автором год спустя, «Особенности за­рождения неокантианства в России» Немирова Н. В. выпущенная в 2007 году, а так же обширный сборник статей под названием «Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры» под редакцией И. Н. Грифцовой и Н. А. Дмитриевой, вышедший в свет в 2010 году.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение хотелось бы отметить, что, к сожалению, из -за ограни­ченного объёма данной работы невозможно по настоящему полно, последо­вательно и систематично изложить довольно разрозненные взгляды и кон­цепции русских неокантианцев. Нами была предпринята попытка изложения основных идей и проблем двух самых крупных русских мыслителей неокан­тианского течения, а так же мы обозначили общую неокантианскую пробле­матику через анализ и рассмотрение основных школ немецкого неокантиан­ства, которое хоть и не имело прямого влияния на отечественных мыслителей интересующего нас направления, однако именно оно задало тон и послужило возникновением такого специфического течения, как неокантианство вообще. Так же, краткий анализ марбургской и баденской школы был проведён нами для того, чтобы, вопреки бытующему мнению о том, что неокантианцами яв­ляются лишь те мыслители, которые следуют за одной из школ немецкого неокантианства, показать, что русское неокантианство также находится наравне с западноевропейской традицией неокритицизма, по -своему интер­претируя призыв О. Либмана: «Назад, к Канту!».
Как отмечалось выше, весьма проблематично говорить об общей про­блематике именно для русского неокантианства в связи с незавершённостью многих концепций и идей мыслителей данного течения. Следует так же упо­мянуть ещё один фактор, препятствующий построению целостной и полной картины взглядов русского неокантианства - это отсутствие крупных про­граммных произведений его представителей, которые в большинстве своём писали лишь статьи, хоть и довольно объёмные, а так же обзоры и различно­го рода рецензии. Русский неокритицизм, на первый взгляд, представляется довольно разрозненным фрагментарным образованием. Мы не можем сего­дня указать на какое-либо социальное объединение, вроде школы, универси­тета или журнала, в котором неокантианство продолжительное время пред­ставляло бы лидирующую концепцию и определяло его характер. Исключе­нием можно назвать разве что журнал «Логос», организованно просущество­вавший с 1910 по 1914 годы, хотя и неокантианским в строгом смысле слова назвать его пожалуй нельзя, скорее это был журнал европейской философ­ской и культурной мысли. Однако, именно, подобный синтетический харак­тер журнала «Логос» во многом соответствовал самому характеру русского неокантианства, активно задействовавшего современные ему течения евро­пейской философии для развития и интерпретации учения И. Канта, а также для преодоления его односторонностей и ошибок. В целом, к сожалению, русское неокантианство осталось по большей части в подготовительных про­ектах, программных заявлениях и предварительных набросках.


1. Зеньковский В. В. История русской философии. Изд. «ЭГО». 1991 г.
2. Лосский Н. О. История русской философии. М. 1991 г.
3. Дмитриева Н. А. Русское неокантианство. «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М. 2007 г.
4. Мелещенко З.Н. Неокантианство как философская основа реви­зионизма. Л., 1960 г.
5. Историография истории СССР: с древнейших времен до Вели­кой Октябрьской социалистической революции. М., 1971 г.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М., 1968 г.
7. Зеньковский В.В. Собрание сочинений. 2008 г.
8. Ершов М.Н. Пути развития философии в России. Владивосток, 1922 г.
9. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1992 г.
10. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. Изд. «Пневма», СПб., 2003 г.
11. Никулина О. В. Марбургская школа неокантианства: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, Н. Гартман. Вестник Нижневартовского государствен­ного университета. Выпуск № 2. 2008 г.
12. В. Виндельбанд. Прелюдии: философские статьи и речи. М., 2007 г.
13. Абрамов А.И., Жучков В.Л. Кант: pro et contra. СПб., 2005 г.
14. Введенский А.И. Вторичный вызов на спор о законе одушевления и ответ противникам. Вопросы Философии и Психологии. М., 1893 г.
15. Ермичев А.А., Ненашева С.А., Лихарев И.М. Введенский А.И. Статьи по философии. СПб., 1996 г.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ