АННОТАЦИЯ 4
ABSTRACT 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Обзор литературы 10
1.1 Интеллект: понятие, виды, теории 10
1.1.1 Общий интеллект 10
1.1.2 Социальный интеллект 13
1.1.3 Эмоциональный интеллект 17
1.2 Невротически расстройства 20
1.2.1 Понятие невроза 20
1.2.2 Психологические особенности пациентов с невротическими расстройствами 24
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 29
2.1 Методы исследования 29
2.1.1 Тест Векслера (WAIS) 29
2.1.2 Тест «Социальный интеллект» Гилфорда 32
2.1.3 Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин) 34
2.2 Описание выборки 36
2.3 Процедура исследования 39
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 40
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1 Результаты исследования общего интеллекта пациентов с невротическими расстройствами по методике Векслера 41
3.2 Результаты исследования социального интеллекта у больных с невротическими расстройствами с помощью методики Гилфорда 46
3.3 Результаты исследования эмоционального интеллекта у больных с невротическими расстройствами с помощью методики» Люсина 48
3.4 Средние значения показателей общего, социального и эмоционального интеллекта по группам с различными социально-демографическими характеристиками. 52
3.5 Результаты корреляционного анализа 56
3.6 Результаты дисперсионного анализа (ANOVA) 62
3.7 Обсуждение результатов 65
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
В современных условиях общественно-экономические и культурные перемены определяют модель человека яркого, энергичного, постоянно расширяющего свой круг общения, преуспевающего во всех сферах жизни, постоянно совершенствующегося как личность и профессионал. Это накладывает определенные требования и ограничения на то, какого стиля жизни необходимо придерживаться, и какие усилия прилагать в гонке за успехом в исторически не-стабильных политических и социальных условиях. Огромное напряжение, необходимость играть разные роли, масса крупных и мелких задач, проблем, конфликтов — это те постоянные спутники каждого современного человека, которые оказывают на него дезадаптирующее влияние и приводят к развитию патологических паттернов.
Ключевое место в вариантах болезненного реагирования на острые и хронические стрессы занимают невротические расстройства. Являясь по своей сути уникальными заболеваниями, неврозы не имеют патоанатомических основ, их сутью является исключительно психологическое страдание, выражающееся в различных вариантах симптоматики. Возникновение такого патологического состояния в ответ на трудности, предъявляемые условиями социума, создает еще больше сложностей, так как человеку в болезненном состоянии гораздо сложнее справляться со стоящими перед ним задачами, что замыкает порочный круг, и оставляет страдающую личность наедине с ее неразрешимыми конфликтами.
Проблема невротических расстройств многогранно изучена различными специалистами, как психологической, так и медицинской отрасли, а также представителями всех психотерапевтических направлений (Карвасарский Б.Д., 2002, Свядощ А.М., 1971, Мясищев В.Н, 1960 и др.). В большинстве своем эти исследования затрагивают специфику заболевания: симптоматику, эмоциональную сферу, патогенез, некоторые личностные особенности, которые способствуют развитию неврозов, роль семьи в формировании невротической личности (Абабков В.А., Исурина Г.Л., Мизинова Е.Б., 2012, Захарова Г.И., 2009, Незнанов Н.Г., Карвасарский Б.Д., 2008, Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003, Литвак М.Е., 2014, Фрейд З., 2012, Самохвалов В.П., 2003 и др.). Поскольку та-кие пациенты не имеют патопсихологической симптоматики, критичны к своему состоянию и зачастую годами живут с заболеванием, исследователей не очень привлекала тема интеллектуальных особенностей невротических больных.
Однако, в последнее время стало развиваться направление изучения социального и эмоционального интеллекта, зарубежные учёные подчеркивают, что люди с низкими показателями EI (emotional intelligence) сложнее адаптируются, у них чаще возникают межличностные конфликты, они неэффективны в коллективной работе и обладают повышенным риском аддиктивного поведения (Brackett М.А. et al., 2006; Brackett M.A., Mayer J.D., Warner R.M., 2004), что придает огромное значение изучению эмоционального интеллекта у пациентов с неврозами.
В исследовании, проведенном на выборке из 60 здоровых и невротических больных, было выявлено, что у последних показатель эмоционального интеллекта ниже, в частности, из-за слабого умения управлять своими эмоциями (Менделевич В.Д, Пыркова К.В., 2015).
Таким образом, нельзя недооценивать важность комплекса интеллектуальных способностей в общей структуре потенциала личности и их влияние на дезадаптацию человека, что и обуславливает актуальность данной работы.
Целью данного исследования было изучение взаимосвязей между различными видами общего, социального и эмоционального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
Задачи настоящего исследования состояли в следующем:
1) Комплексное изучение общего интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
2) Изучение социального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
3) Изучение эмоционального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
4) Выявление взаимосвязей между различными видами общего, социального и эмоционального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
Гипотезы исследования:
1) Уровни общего и социального интеллекта у пациентов с невротическими расстройствами соответствует нормативной выборке и обнаруживают значимые взаимосвязи.
2) Показатели эмоционального интеллекта у пациентов с невротическими расстройствами ниже нормативных и обнаруживают меньше взаимосвязей с другими показателями интеллекта.
3) Наибольшее влияние на уровень общего и социального интеллекта из всех социального-демографических характеристик оказывает уровень образования.
Объект исследования: взаимосвязь общего, социального и эмоционально-го интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
Предмет исследования: общий, социальный и эмоциональный интеллект пациентов с невротическими расстройствами.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
1) Клинико-психологическое интервью
2) Тест Векслера (WAIS)
3) Тест «Социальный интеллект» Гилфорда
4) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина
Всего с помощью указанных методов было обследовано 37 пациентов с клинически верифицированным диагнозом F4 – «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» – по МКБ-10, проходивших стационарное и амбулаторное лечения Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в период с сентября 2016 г. по март 2017 г.
В данной работе были освещены результаты исследования различных видов интеллекта: общего, социального и эмоционального, с целью выявления их взаимосвязей и описания ее особенностей на выборке пациентов с невротическими расстройствами.
По результатам исследования удалось определить, что общая структура интеллектуальных способностей пациентов с неврозом отличается от структуры интеллекта у здоровых пациентов.
Результаты научных исследований подтверждают, что в норме социальный интеллект не зависит от общего IQ, анализ результатов данного исследования показывает, что на выборке пациентов с неврозами такая взаимосвязь существует. Доминирующим принципом этой зависимости является компенсация навыками и знаниями о поведении людей «уязвимости» в способностях распознавать невербальные сигналы, скрытые смыслы, дифференцировать и полно воспринимать других людей. Пациенты более эффективны в заданиях, требующих от них логики и рассуждений, чем в заданиях, требующих чутья и эмпатии.
Также по итогам исследования было выявлено отличие эмоционального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами от средних значений по методикам, и отсутствие взаимосвязи с другими видами интеллекта.
На основании этого мы можем утверждать, что эмоциональный интеллект, являясь, по мнению исследователей, подструктурой социального интеллекта, не коррелирует с ним, поскольку: а) методика исследования ЭИ — самооценочная, а пациенты с неврозами, под воздействием внутренних конфликтов и межличностных сложностей, не уверенны в своих способностях в эмоциональной сфере; б) в теоретических основах социального интеллекта заложена идея о человеке в коммуникации с другими людьми, а концепция эмоционального интеллекта также включает внутриличностный аспект, за счет чего показатели по методикам не связаны.
Это указывает на необходимость дальнейшего изучения данной темы, поскольку понимание функционирования интеллектуальных особенностей пациентов с невротическими расстройствами поможет выявить особенности способов их совладания со сложностями в межличностном взаимодействии, определить значение этих особенностей в этиопатогенезе неврозов и послужит целям позитивной диагностики.
1) Абабков В. А., Исурина, Г. Л., Мизинова Е. Б. Учение о неврозах : учебное пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2012. 174 с.
2) Адлер А. О нервическом характере. СПб.: Фонд поддержки науки и образования "Унив. кн.", М.: АСТ, 1997. 385 с.
3) Айзенк Г. Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.111-131.
4) Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. – 1992 , № 5 - С. 104.
5) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.
6) Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996. 375 с.
7) Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
8) Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е., Бем Д.Дж, Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию / Под ред. Зинченко В. П. 15-е международное изд. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 672 с.
9) Вассерман Л .И., Щелкова О .Ю . Медицинская психодиагностика: Тео-рия ,
практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ ; М.: Издательский центр «Академия», 2003 . 736 с.
10) Виктор Франкл Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 372 с
11) Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157–159.
12) Выготский Л.С. Т.2. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
13) Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с.
14) Гильяшева И.Н. Исследование интеллекта // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983.
15) Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. В 2-х томах. М., Мир, 1992.
16) Гребенникова Н.В. Лекции по предмету «Клиническая психология». М.: Институт психологии МГСУ, 1999.
17) Дружинин В. Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер, 1999. 368 с.
18) Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 63 с.
19) Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
20) Клиническая психотерапия в общей врачебной практике / Под. ред. Незнанова Н. Г., Карвасарского Б. Д. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
21) Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Меди-цина, 1984. 216 с.
22) Куницина В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
23) Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных со-стояний по выражению лица // Психология межличностного познания / Под ред. Бодалева А.А. М. Педагогика, 1981. С. 54-66
24) Литвак М. Е. Неврозы: клиника, профилактика и лечение. М.: Феникс, 2014. 279 с.
25) Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
26) Менделевич В.Д., Пыркова К.В., Менделевич В.Д. Исследования эмоционального интеллекта и креативности у больных с невротическими расстройствами // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 270.
27) Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. Спб.: изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та. 2007. 266 с.
28) Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1960. 428 с.
29) Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.
30) Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: Классификация и сериация. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. 408 с.
31) Психиатрическая клиника. Учебное пособие для студентов и врачей-интернов. / Под ред. В.П. Самохвалова. Симферополь, 2003. 608 с.
32) Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005. 303с.
33) Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд.,перераб.и доп. СПб.: Питер, 2002. 672 с.
34) Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / Пер. В. В. Лях, А. П. Хо-мик. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. 320с.
35) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
36) Серебрякова Р.О. Интеллектуальный потенциал человека: проблема раз-вития – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
37) Свядощ А. М. Неврозы и их лечение. 2-е изд, перераб.и доп. М.: Меди-цина, 1971. 451 с.
38) Социальная психология личности. / Отв. ред. Бобневой М.И. и Шороховой Е.В. М.: Наука, 1979. 344 с.
39) Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: ИП, 2009. 350 с.
40) Фрейд З. Толкование сновидений. Минск: Попурри, 2012. 512 с.
41) Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-74
42) Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический Проект, 2006. – 208 с.
43) Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон + РООИ "Реабилитация", 2012. 320 с.
44) Anderson J.R. The architecture of cognition. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1983. 345 p.
45) Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) 1 // Psi-cothema. 2006. Vol. 18. №. Supl. P. 13-25.
46) Brackett M. A., Rivers S. E., Salovey P. Emotional intelligence: Implications for personal, social, academic, and workplace success // Social and Personality Psychology Compass. 2011.Vol.5. №.1. P. 88-103.
47) Brackett, M. A., Mayer, J. D., & Warner, R. M. Emotional intelligence and the prediction of behavior. Personality and Individual Differences. 2004. № 36. P. 1387–1402.
48) Brackett, M. A., Rivers, S. E., Shiffman, S., Lerner, N., & Salovey, P.Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of selfreportand performance measures of emotional intelligence. Journal of Personality and Social Psychology. 2006. №91. P. 780–795
49) Ceci S.J., Roazzi A. The effects of context on cognition: Postcards from Bra-zil. // Mind in context: Interactionist perspectives on human intelligence. 1994. P. 74–101.
50) Goleman D. An EI-Based Theory of Permormance // The Emotionally Intelli-gence Workplace / Ed. C. Cherniss, D. Goleman. San Francisco, 2001. P. 27–44.
51) Goleman D. P. Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ for character, health and lifelong achievement. NY: Bantam Books, 1995. 352 p
52) Kaplan, R. M., Saccuzzo, O. P. Psychological testing: Principles, applications, and issues. 7th ed, Belmont, CA: Wadsworth. 2009. P 250-251.
53) Kaufman J. C., Kaufman S. B., Plucker J. A. Contemporary theories of intel-ligence // The oxford handbook of cognitive psychology. 2013. P. 811-822.
54) Kihlstrom J.F., Cantor N. Social Intelligence // Handbook of Intellegence. 2000. № 1920. P 359–379.
55) Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. № 4. P. 267–298.