Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурные аспекты Советско-Израильских дипломатических отношений 1948-1953 годов. Вероятность влияния отношения двух государств на развитие науки кумранистики и библеистики.

Работа №125172

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИЗРАИЛЯ
1.1. Дипломатические отношения Израиля и СССР 1948 -1953
1.2. Разрыв дипломатических связей в 1953 году
Глава 2. Дипломатия. Протокольные мероприятия. Религия как фактор дипломатии
2.1. Протокольные мероприятия
2.2. Дипломатия и религия в советско-израильских отношениях
Глава 3. Культурные аспекты советско-израильских дипломатических отношений
3.1. Образование и взаимодействия в области науки.
Вероятность влияния отношения двух государств на развитие науки кумранистики и библеистики
3.2. Общение и восстановление семейных и иных связей
3.3. Почта
3.4. Взаимодействие организаций в области культуры
3.5. Литература, книги, переводы
3.6. Выставки. Музеи. Концерты
3.7. Спорт
3.8. Кинемотограф
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы, источников

На протяжении более двадцати лет - с 1967г. по 1991г. - Союз Советских Социалистических Республик (далее – Советский Союз или СССР) и Государство Израиль не имели между собой дипломатических отношений. У правительства Израиля имелось немало претензий к советскому правительству, начиная от запрета на репатриацию (эмиграцию) евреев из Советского Союза, заканчивая поддержкой СССР арабо-мусульманских стран противников и врагов израильтян. Также претензии и обвинения имелись и у правительства СССР. В условиях идеологизированной дипломатии, в период Холодной войны обе страны рассматривали друг друга как потенциальных противников. На данный момент Израиль и наследница СССР - Россия имеют тесные не только дипломатические, но и иные отношения и связи. На сегодняшний день между Россией и Израилем уже существуют развитые деловые отношения: израильские компании участвуют во множестве совместных проектов с российским частным бизнесом. За последние годы получен значительный опыт успешного сотрудничества России и Израиля в сфере высоких технологий и телекоммуникаций. Отмена визового режима в 2007 дала огромный толчок к развитию культурного взаимодействия между странами.
Теперь, когда идеологическая вражда забыта, а государство СССР перестало существовать, авторы и ученые ведут научные исследования, создают научные работы, касающиеся дипломатических отношений двух государств. При поддержке Министерств иностранных дел двух стран издаются сборники документов, посвященных дипломатическому сотрудничеству с 1948 по 1953, и с 1953 по 1967 гг. Огромное количество научных публикаций и литературы посвящено разрыву дипломатических отношений в 1967.
Но за всеми политико-дипломатическими взаимодействиями до сих пор остается малоизученной тема культурных связей двух государств. В это понятие я включаю: приемы послов, особенности дипломатических протоколов, создание и поддержку организаций культурно–досугового направления, а также участие представителей стран в общественной и культурной деятельности стран. Цель данной работы: определить и описать культурное взаимодействие двух стран в период дипломатических отношений с 1948 по 1953гг. Дать ответ на вопрос: каково влияние дипломатических отношений на культуру, политику и отношения с другими странами какого-либо из государств, а также проследить градацию или деградацию культурного взаимодействия исследуемых стран.
В своей работе я не буду стараться доказать, что сами по себе дипломатические отношения являются продуктом культуры человека. Как любые социальные, политические или экономические явления, дипломатические отношения можно и нужно рассматривать в ключе культурного общения между государствами. Но, повторюсь, я не ставлю перед собой цель, доказывать эту идею. Я постараюсь рассмотреть именно те культурные составляющие дипломатических отношений, которые традиционно понимаются, как «культурные». При рассмотрении дипломатических отношений я не могу не затрагивать некоторые дипломатические мероприятия, такие как: протокольные мероприятия, обязательные приемы, и другие светские рауты.
Одной из целей данного исследования является попытка обнаружить вероятность влияния отношений двух государств в период с 1948 по 1953 года на развитие науки кумранистики и библеистики. Ведь, так называемые «Рукописи Мертвого моря» были случайно обнаружены в одной из пещер в Хирбет-Кумране предположительно в 1947 году двумя пастухами-арабами, которые отнесли их в город Вифлеем торговцу древностями Х. И. Шахину. Торговец продал 3 свитка профессору Иерусалимского университета Э. Сукенику и 4 свитка – митрополиту Иерусалимскому Сиро-яковитской церкви Иешуа Самуилу Афанасию. Ряд исследователей полагают, что находки в Иудейской пустыне были сделаны раньше 1947, но лишь после того как в 1947 на найденные рукописи обратили внимание учёные Сукеник, Дж. Тревер, У. Браунли и др., о находках стало известно широкой общественности, и это стимулировало дальнейшее исследование региона. Значит, остается вероятность, что Советская наука с позволения руководства страны обратила внимание на это событие и до 1953 года смогла повлиять на развитие кумранистики.
Советско-Израильские отношения длились с 1948 по 1953 и с 1953 по 1967. В настоящей работе мной рассматривается период с 1948 по 1953, поскольку можно считать, что промежуток времени в двадцать лет сложен для рассмотрения в диссертационной работе. Однако основной причиной выбора периода исследования является факт секретности основной массы документов второго периода. Следовательно, рассмотрение второго периода было бы неполноценным, и основывалось в основном на воспоминаниях дипломатов и политиков.
Прежде чем начать рассматривать культурные аспекты необходимо проследить развитие Дипломатических отношений, также необходимо обозначить некоторые вехи в истории государства Израиль. Но прежде всего, стоит посмотреть на литературу и другие источники, которые помогут ответить на поставленные вопросы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отвечая на поставленный вопрос, существовали или нет культурные аспекты Советско-Израильских дипломатических отношений, можно сделать однозначный вывод: «были». Описанная мной ситуация пяти лет дипломатических отношений, показывает на сколько многосторонними они являлись. Другое дело, что все культурные мероприятия, это, почти всегда, большая политика. Это пропаганда, агитация, и вместо свободного естественного процесса развития культурного взаимодействия - искусственное наращивание. Я пытался как можно больше дистанцироваться от политики и абстрагироваться от национальной принадлежности, тех трудов, на основе которых я писал свою работу. Но меня все время «относило в сторону», в поисках ответа, где-то я писал с позиции евреев, где-то принимал сторону Советов. Но все, же я полон уверенности, что и культурная связь и культурное влияние на нее от дипломатической работы были.
Необходимо признать, что культурные события, за редким исключением, происходили только в государстве Израиль и связаны были с советскими дипломатами. Однозначный вывод можно сделать, относительно перекосов в культурных связях двух стран. Большое количество культурных мероприятий в Израиле, и, наоборот, небольшое, достаточно скромное проявление культурного взаимодействия со стороны Израильских представителей в СССР. Не секрет, почему это происходило: жесткая, тоталитарная система в СССР - нет организаций за исключением ЕАК (хотя она вообще не участвовала в общении с Израильскими дипломатами), борьба с космополитизмом, и отчуждение идей еврейского национализма, и, как итог, антисемитизм. Далее было закрытие ЕАК, ликвидация еврейского театра, закрытие газеты, издававшейся на идиш («Эйникайт»), и страшное «дело врачей». Во всей этой «диктатуре пролетариата», не возможно было продемонстрировать свое культурное наследие.
И если говорить о каком-либо культурном влиянии израильской дипломатии, то оно проявилось в большей степени именно на евреях. На ряду с образованием Израиля, появление дипломатической мисси в Москве, повлияло на национальное самосознание еврейского гражданина Союза Советских Социалистических Республик. Да, жесткость органов безопасности и власти, подавляло открытое проявление культурной идентичности еврейству, но в семейном кругу, в синагоге, в конце концов, «про себя» еврей вспоминал молитву на родном языке (Идиш или иврит.). И, само собой, этот национальный подъем, проявившись на бытовом домашнем уровне, вылился в искусство, в музыку литературу (стихи, рассказы, байки), которые со временем были изданы или просто не дошли до нас.
Теперь посмотрим на Израиль: огромное количество советской и русской литературы проникает на территорию Израиля, советские и русские песни поются и переводятся в кибуцах городах, советское и русское искусство доходит до израильтянина. Советский кинематограф влияет на умы, покоряет наравне с американским и международным кино. Евреи Израиля признают подвиг Советского народа в борьбе с фашизмом и проявляют это в культуре, благодарят за помощь в организации государства. И если говорить до конца и честно, Израильская литература и периодика наполняется антисоветскими произведениями, что, тоже есть часть культурного аспекта Советско-Израильских отношений 1948 – 1953 гг.
Крайне важно отметить, одну тонкость - когда в Израиле появляется русская классическая литература, она воспринимается как мировое культурное наследие, но когда в Израиле издаются или привозятся труды советских авторов -это уже наследие советской культуры. А это значит, что проникает литература и кинематограф не только «воспитанная и рецензированная» коммунизмом, но и включающая себя все советские республики, а значит и их народы. Особенно много такого влияния со стороны украинской и белоруской народности, но присутствует и узбекская и таджикская и т.д. Отрицать тот факт, что идеи советской культуры не проникли в жизнь и культуру Израиля бесперспективно. Остались коммунисты Израиля, кибуцники, и ряд других людей которые укрепились интересом к советской и русской культуре, именно после тех мероприятий, которые проводились Советской Дипломатической миссией.
Не стоит забывать ту работу, которую проделали советские дипломаты, связанную с «русским подворьем» в Израиле. Благодаря советским дипломатам, из Советского Союза, где провозглашался атеизм, приехало духовенство. Советские дипломаты посещали религиозные учреждения, общались с монахами и решали вопросы РПЦ, отстаивая интересы советского государства, советских граждан, «православного люда».
Подводя итог необходимо сказать, что с ухудшением отношений между государствами ухудшалась и культурная составляющая. «При открытии национального оперного театра Израиля, на который были приглашены сотрудники миссии СССР и посольства США, были исполнены гимны только Израиля и США, после чего члены советской миссии покинули театр. Директор Протокольного департамента МИД Израиля М. Симон приводил в качестве оправдания то обстоятельство, что посланник СССР лично в театре не присутствовал». Казалось не значительное, чисто протокольное событие, имело столь неприятные последствия. А проблем становилось все больше, из Лиги дружественных связей с СССР стали постепенно выходить видные политики, а самой Лиге было выдвинуто обвинение за клевету и оскорбление личности от самого Бен-Гуриона. Затем представительству «Международная книга» стали организовываться различные экономические препятствия, из-за которых была затруднена поставка и продажа литературы в Израиль. Похожее происходило с «Совэкспортфильм», и тому подобные события стали происходить все чаще.
С разрывом отношений, который длился всего полгода, были отозваны и все представители различных советских организаций. Были отозваны представители «Совэкспортфильм», «Международная книга» и т.д. и только представители духовенства остались для выполнения своей миссии.
А значит и все возможные попытки, каких либо научных исследований, археологических изысканий и всевозможных проявлений взаимодействия двух культур было прекращено вплоть до возобновления отношений, в том же 1953 году.
Отвечая на второй поставленный вопрос о вероятность влияния отношения двух государств 1948-1953 годов на развитие науки кумранистики и библеистики, приходится констатировать факт отсутствия события, как такого.
Как было рассмотрено ранее становление и развитие кумранистики в этот период происходило без участия советских ученых. А если, и существовал научный интерес советского истеблишмента к «Свиткам Мертвого моря», то он существовал вне рамок дипломатических отношений двух государств. Опять же учитывая закрытость Советского государства и строгость режима в эти годы, то велика вероятность, что просто не существовала возможности информирования советской научной и религиозной мысли о «зарождении» кумранистики.
Если обратится к науке библеистике, то и здесь существовали те же, препятствующие развитию науки факторы, однако как рассмотрено в параграфе: «Дипломатия и религия в советско-израильских отношениях», велика вероятность огромного косвенного влияния на развития библеистики в советской научной и религиозной мысли.



1. Арабо-израильские войны. Арабский взгляд. Под ред. Пернавского Г. М.: Яуза, Эксмо, 2008.
2. Агапов М. Истоки советско-израильских отношений: «Еврейский национальный очаг» в политике СССР В 1920-е– 1930-е гг.: монография. Тюмень: «Вектор Бук», 2011.
3. Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
4. Бах А. Поликультурность в Израиле: проблемы и перспективы// Историческая психология, психоистория, социальная психология: общее и различия: материалы XV Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 11-12 мая 2004 г/ СПб. Гос. ун-т. Филос. фак. Каф. философии культуры и культурологии ; под ред. С. Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2004.
5. Беляр У. Между востоком и западом: Ориентиры израильской внешней политики 1948-1956.
6. Ближневосточный конфликт. Из документов Архива внешней политики Российской Федерации. 1947-1967. В 2 т. Том 1: 1947-1956 / Отв. ред. В.В. Наумкин. — М.: МФД, 2003. — 608 с. — (Россия. ХХ век. Документы). Том 2: 1957-1967 / Отв. ред. В.В. Наумкин. — М.: МФД, 2003.
7. Бовин Б. 5 лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства. М., 2000.
8. Всеизраильская конференция "Вклад евреев - выходцев из России (СССР/СНГ) в науку, культуру, образование Эрец-Исраэль/Израиля", посвященная 55-лeтию Государства Израиль : отчет о конференции / М. Мосты культуры, 2003.
9. Васильев А.М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. От мессианства к прагматизму. М., 1993.
10. Государство! Это мы. антология юмора "русского" Израиля /[сост. М. Беленький]. - Москва : Мосты культуры, 2006.
11. Дауров Р. Дипломатические отношения с Израилем. Дорога длинною в 15 лет// Мировая экономика и Международные отношения. – 2006. №11.
12. Друбецкая Т. Формирование и развитие книгоиздания детской литературы в Израиле после провозглашения Независимости (1948-2000 гг.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: 2002.
13. Гасратян С. Государство Израиль и Западный мир. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
14. Гасратян С. «Русская духовная миссия в Израиле в 40-60-е годы ХХ века» /«Восток», №5 (1998).
15. Гольдберг Д., Стровский Л. Россия Израиль. На пути экономического сотрудничества. М.: Юнити, 2008.
16. Голда Меир, «Посланник в Москве» // «Моя жизнь», пер. с иврита Р. Зерновой Иерусалим: «Библиотека Алия», 1993.
17. Израиль глазами "русских": культура и идентичность (сборник научных трудов) // Ин-т востоковедения Рос. акад. наук]; отв. ред. Е. Носенко. - М: Наталис Издатель И.А. Мадий, 2008.
18. Иерусалим и его окрестности в старых фотографиях Jerusalem and its Environs in old photographs / Ин-т истории матер. культуры РАН ; [авт.-сост. Г. В. Длужневская ; пер. с рус. Ю. С. Памфилов]. - СПб. Лики России, 2007.
19. История Востока в 6-ти томах, том VI «Восток в новейший период». М.: «Восточная литература» РАН, 2008.
20. История Востока в 6-ти томах, том V «Восток в новейшее время». М.: «Восточная литература» РАН, 2006.
21. А. Корнилов. Между войной и миром: О процессе принятия внешнеполитических решений в государстве Израиль (1948-1993 гг.) / - Н. Новгород : Изд-во Нижегородского ун-та, 1994.
22. Костырченко Г. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. М.: Международные отношения, 2001.
23. Котляр И. «Мой воздушный шар» / М. издательство «Детская литература» 1968.
24. Красильщиков А. Рассказы о русском Израиле. эссе и очерки разных лет / Москва Иерусалим : Мосты культуры Гешарим, 2011.
25. Крюков А. Израиль: Карманная энциклопедия / МГУ им. М. В. Ломоносова; Институт стран Азии и Африки; Центр иудаики и еврейской цивилизации/ - М.: Муравей-Гайд, 2000.
26. Крылов В.А. Русский язык в Израиле и проблемы языковой адаптации русскоязычных иммигрантов Проблемы национального строительства на Ближнем Востоке. Опыт государства Израиль. Материалы международной конференции/ под. Ред. Федорченко В. М., 2009.
27. Млечин Л. Зачем Сталин создал Израиль? М: Эксмо, Яуза, 2005.
28. Морозов В. Российско-израильские дипломатические отношения: история и современность // Российские посольства за рубежом: очерки истории дипломатических отношений : [сборник] под ред. И. А. Мелихова и Е. М. Богучарского. Москва: МГИМО-Университет, 2010.
29. Морозов В.М. Русскоязычные репатрианты из СССР/России-СНГ в Израиле и их влияние на политическую, и социально-экономическую жизнь страны // Востоковедный сборник. – М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. – Т. 5, стр. 189-220.
30. Морозов В.М. О проблемах выходцев из республик бывшего СССР в Израиле // Ближний Восток и современность, Выпуск 27, М.: ИБВ, 2006.
31. Морозов В.М. Русский язык и русскоязычные СМИ как фактор выживания русскоязычной общины Израиля // Арабский мир и сопредельные страны: история и современность, Томск: Изд-во. Том. ун-та, 2008, стр. 153-165
32. Мустафаев Р.Р, взаимоотношения СССР и Израиля в начале 1950-х гг.: о противоречиях сионистской и коммунистической идеологий//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015.
33. Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 2 т. Т.2. – М.: «Международные отношения» 2000.
34. Рубинштейн А. От Герцля до Рабина и дальше. Сто лет сио- низма. – Минск: издательство МЕТ, 2000.
35. "Русское" лицо Израиля: черты социального портрета. Сост. И ред. М. Кенигштейн. Москва: мосты культуры; Иерусалим: гешарим, 2007.
36. Рыжов И. В. Государство Израиль в системе международных отношений второй половины XX века. автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук специальность 07.00.15 <История междунар. отношений и внеш. политики> /Рыжов Игорь Валерьевич; [Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2008.
37. Сафонов Д. К 60-летию возобновления деятельности Русской Духовной Миссии на Святой Земле.// http://www.bogoslov.ru/text/360917.html#_ftn16. 2008.
38. Сионизм – Правда и вымысел. Сборник статей. М.: Прогресс, 1978.
39. СССР и ближневосточное урегулирование. Документы и материалы. М.: МИД СССР – Издательство политической литературы, 1989.
40. Тантлевский И. История Израиля и Иудеи до 70 г.н.э. - СПб.: Издательство РХГА. 2014.
41. Федорченко А.. Экономика переселенческого общества (израильская модель)/; Ин-т востоковедения РАН, Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока. – М. 1998.
42. Фиалкова Е., Еленевская. С. Любимый праздник: Новый год в эмигрантской среде в Израиле // Ритуал в языке и коммуникации: сборник статей / Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т лингвистики ; [сост., отв. ред. Л. Л. Федорова]. - Москва : ЯСК : Знак, 2013.
43. Штерншис М. История государства Израиль 1896-2002. Герцлия 2003.
44. Шехтман Д. «Советская Россия, сионизм и Израиль» // «Книга о русском еврействе, 1917–1967» Нью-Йорк, 1968; переиздание – Москва/Иерусалим: «Мосты культуры», 2002.
45. Эдвард В. Саид. Ориентализм. Западные Концепции Востока. СПб.: Русский Мир, 2006.
46. Эпштейн А. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия. История и современность. «Асти-Издат». 2003.
47. Эпштейна A. История и историография российско-израильских отношений/ Израиль, Россия и мир: история и современность, под ред. А.Д. Эпштейна и В.А. Кузьмина. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета им. А.М. Горького - Открытый университет Израиля, 2008.
48. Эпштейн А Народная дипломатия и ее последствия: посланник Израиля Голда Меир в Московской хоральной синагоге в сентябре – октябре 1948 года // «Московская хоральная синагога. 100 лет», под ред. А.Е. Локшина М.: «Дом еврейской книги», 2006.
49. Эпштейн А Русско-еврейские печатные СМИ в Израиле и причины их заката/Израиль, Россия и русскоязычное еврейство в контексте международной политики [Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике], М. 2011.
50. Edelman, M. Courts, politics, and culture in Israel. Virginia.: University Press of Virginia, 1994.
51. Emanuel Levy, National and Imported Culture in Israel//Sociological Focus. Vol. 13.
52. The Jewish Religion in the Soviet Union after World War II (ed.), Jews and Jewish Life in Russia and the Soviet Union. London: Cass, 1995.
53. Yaacov Ro'i. The Struggle for Soviet Jewish Emigration 1948-1967. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
54. Yaacov Ro'i, Avi Beker. Jewish Culture and Identity in the Soviet Union. N-Y.: New York University. 1990.
55. יוסף גוברין. יחסי ישראל ברית-המועצות מ1953 עד 1967
56. 2008. משפט ותרבות בישראל בפתח המאה העשרים ואחת תל אביב.מאוטנר מנחם.
Источники.
1. http://moscow.mfa.gov.il/ сайт посольства государства Израиль в РФ.
2. http://www.russianembassy.org.il/ сайт посольства РФ в Израиле.
3. Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I: 1941-1953: В 2 кн. Кн. 1: 1941- май 1949/МИД РФ; МИД Государства Израиль. – М.: Международные отношения, 2000.
4. Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I: 1941-1953: В 2 кн. Кн. 2: май 1949 - 1953/МИД РФ; МИД Государства Израиль. – М.: Международные отношения, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ