Политико-социальный образ России в медиапрострастве США (в период президентства Дональда Трампа)
|
Введение 3
Глава 1. Специфика американских массмедиа 8
1.1 Законодательное регулирование деятельности американских СМИ 8
1.2 Особенности системы американских СМИ 24
Глава 2. Влияние "российского скандала" на отражение образа России в американском медиадискусре 34
2.1 Представление образа России в американском медиадискурсе во второй президентский срок Б. Обамы 35
2.2 Отражение образа российского государства в прессе США после инаугурации Д. Трампа 39
Глава 3.Основные элементы образа России в сообщениях американских СМИ 56
3.1 Образ российского лидера 57
3.2 Экономическая и военная мощь России 61
3.3 Оценка российской угрозы 65
Заключение 76
Список источников и литературы 79
Глава 1. Специфика американских массмедиа 8
1.1 Законодательное регулирование деятельности американских СМИ 8
1.2 Особенности системы американских СМИ 24
Глава 2. Влияние "российского скандала" на отражение образа России в американском медиадискусре 34
2.1 Представление образа России в американском медиадискурсе во второй президентский срок Б. Обамы 35
2.2 Отражение образа российского государства в прессе США после инаугурации Д. Трампа 39
Глава 3.Основные элементы образа России в сообщениях американских СМИ 56
3.1 Образ российского лидера 57
3.2 Экономическая и военная мощь России 61
3.3 Оценка российской угрозы 65
Заключение 76
Список источников и литературы 79
Отношения между двумя мировыми державами, Россией и США, всегда носили волнообразный характер. На сегодняшний день сложно сказать, что страны ведут конструктивный и стабильный диалог. Вопрос о взаимоотношении двух стран остается насущным, между государствами прослеживается некоторое противостояние, очередная волна способствовала ухудшению отношений и пришлась на период смены власти в США.
Пресса стала не просто источником информации для граждан, но и некоторым "помощником" в формировании мнения по тому или иному сюжету у населения. Средства массовой информации можно назвать полноправными участниками международных отношений, поскольку, с одной стороны, они могут урегулировать напряжение в обществе, с другой стороны, они провоцируют конфликт, и это приводит к его эскалации.
Говоря о конфронтации между Россией и США, страны используют СМИ как инструмент мягкой силы для противостояния. Значительное место занимает создаваемый прессой образ другого государства, поскольку это определяет не только направление политических решений, но также и отношение населения, и создание общего имиджа, как в политическом, так и в культурном и др. планах. Американская пресса в большей степени влияет на социально-культурный и политический диалог между Россией и США, транслирует образ России, российского президента, российских граждан и, фактически, конструирует образ государства на международной арене.
Таким образом, СМИ-эффективный инструмент влияние на массы, который на сегодняшний день применяется сплошь и рядом, будь то внутри собственного государства или же, упоминая об иностранном государстве, в зарубежной прессе. Актуальность исследования состоит в том, что, изучив сложившийся образ России в прессе США, можно выявить тенденцию развития отношений между странами, а также узнать сформированное представление о России в медиадискурсе США.
Цель исследования: дать характеристику образу России, сложившемуся после президентских выборов 2016 г. в США. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. выявить особенности законодательного регулирования деятельности американских СМИ и репрезентации в их сообщениях образов иностранных государств
2. определить, какое влияние на образ государства оказала американская дискуссия о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы в США 2016 г.
3. раскрыть основные элементы образа России и определить в них преобладание позитивного или негативного содержания
4. проанализировать приемы и методы создания образа России в американском политическом медиадискурсе.
Объектом исследования выступает медиадискурс США. Предметом исследования является представление в медиадискурсе США образа России (закономерности развития, приемы и методы создания). Новизна исследования состоит в том, что автор проследил влияние политического скандала о вмешательстве России в президентские выборы в США на представление образа России в медиадискурсе США (на примере публикаций следующих изданий: «TheNewYorkTimes», «CableNewsNetwork-CNN», «FoxNewsChannel-Fox».) и выявил его характерные особенности на современном этапе. Определённым элементом научной новизны можно также считать обращение к относительно новым источникам (2016 – 2019 гг.).
Степень научной изученности проблемы. Е.Б. Шестопал– исследователь, фокус которой расширился с имиджа политиков и политических структур до образа страны. Исследования профессора И.Ю. Киселева и А.Г. Смирновой, итогом которых стала монография, в которой предлагается и описывается авторская концепция «Я-государство». Члены Академии имиджеологии Е.А. Петрова, А.Ю. Панасюк посвятили работы теоретическим аспектам формирования имиджа государства. Экспертами в сфере страновой имиджеологии являются профессора Э.А. Галумов и Д.Н. Замятин. Э.А. Галумов предлагает комплексную концепцию определения и продвижения имиджа России, а Д.Н. Замятин развивает отдельное направление исследований, которое получило название мета географии или образной географии.
Вторую группу работ в которых изучаются особенности функционирования и законодательного регулирования деятельности СМИ США составляют такие авторы как Михайлов С.А. Он освещает американский общественно-журналистский процесс с точки зрения характеристики его «внутренних», типологических и иных профессионально-журналистских особенностей. Сурков, П. отразил концепцию регулирования информационного пространства в США. Скорик Н.В. посвятила свою работу теме конституционного регулирования свободы слова в США.
Наконец, третья группа составляет более ранние работы по имиджу России в американском медиа-дискурсе. Копоть Е.М., Барышева А.С. в своей работе исследовали наиболее эффективные механизмы и модели трансляции позитивных социокультурных представлений о России в отношении американской культуры в средствах массовой информации в США. Егорова Э.В. в своей работе определила языковые средства формирования стереотипных представлений о России на материале американской газеты «TheNewYorkTimes». В работе Морозовой О.В. исследуется анализ речевых средств с точки зрения их экспрессивно-выразительного потенциала на примере материалов газет «WashingtonPost», «TheNewYorkTimes». Жукова Н.А. проделала сравнительный анализ роли СМИ в политическом процессе России и США.
Методическая база включает метод контент-анализ, метод дискурс-анализ, сравнительный анализ, анализ теоретической литературы, метод-синтез, метод-индукция.
Анализ публикаций осуществлялся с февраля по март 2019 г. Рассматривался материал из данного временного отрезка 2014 г.-2019 г. Источниковую базу исследования составили: «TheNewYorkTimes», «CableNewsNetwork-CNN», «FoxNewsChannel-Fox». Количество анализируемых статей в газете «TheNewYorkTimes» - 54. Для исследования образа России в «CableNewsNetwork-CNN» было взято 43 публикаций. Анализировалась 41 статья на англоязычном сайте «FoxNewsChannel-Fox».
В работе рассматриваются законодательные акты, которые регулируют деятельность американских СМИ. Например, «ThePrivacyActof 1974, 5 U.S.C. § 552a», в соответствии с положениями этого закона гражданин имеет право запрашивать информацию о себе в государственных органах, регулировать доступ служащих федеральных органов к информации частного характера. «TheTelecommunicationsActof 1996», принес существенные изменения в сфере радио и телевидения. Он снизил ограничение на количество радиостанций (сорок) и телевизионных станций (двенадцать), которыми может владеть одна компания. В ходе исследования был изучен доклад комиссии Мюллера, на основе данного документа были сделаны выводы относительно вмешательства России в американские президентские выборы, для комплексного изучения были рассмотрены точки зрения представителей от партии Республиканцев и Демократов относительного данного документа.
ВКР состоит из введения, одной теоретической главы, состоящей из двух параграфов, двух практических глав, состоящих из пяти пунктов, заключения и списка используемых источников. В первой главе описывается специфика массмедиа США т.е. рассматривается особенности системы американских СМИ, включая ее законодательное регулирование. Во второй — обсуждается сюжет, посвящённый предполагаемому вмешательству России в американские президентские выборы в 2016 г и его влиянию на образ государства в отражении в американских СМИ. В третьей главе центральной темой является комплексный образ России, состоящий из наиболее часто упоминаемых сюжетов о России.
Пресса стала не просто источником информации для граждан, но и некоторым "помощником" в формировании мнения по тому или иному сюжету у населения. Средства массовой информации можно назвать полноправными участниками международных отношений, поскольку, с одной стороны, они могут урегулировать напряжение в обществе, с другой стороны, они провоцируют конфликт, и это приводит к его эскалации.
Говоря о конфронтации между Россией и США, страны используют СМИ как инструмент мягкой силы для противостояния. Значительное место занимает создаваемый прессой образ другого государства, поскольку это определяет не только направление политических решений, но также и отношение населения, и создание общего имиджа, как в политическом, так и в культурном и др. планах. Американская пресса в большей степени влияет на социально-культурный и политический диалог между Россией и США, транслирует образ России, российского президента, российских граждан и, фактически, конструирует образ государства на международной арене.
Таким образом, СМИ-эффективный инструмент влияние на массы, который на сегодняшний день применяется сплошь и рядом, будь то внутри собственного государства или же, упоминая об иностранном государстве, в зарубежной прессе. Актуальность исследования состоит в том, что, изучив сложившийся образ России в прессе США, можно выявить тенденцию развития отношений между странами, а также узнать сформированное представление о России в медиадискурсе США.
Цель исследования: дать характеристику образу России, сложившемуся после президентских выборов 2016 г. в США. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. выявить особенности законодательного регулирования деятельности американских СМИ и репрезентации в их сообщениях образов иностранных государств
2. определить, какое влияние на образ государства оказала американская дискуссия о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы в США 2016 г.
3. раскрыть основные элементы образа России и определить в них преобладание позитивного или негативного содержания
4. проанализировать приемы и методы создания образа России в американском политическом медиадискурсе.
Объектом исследования выступает медиадискурс США. Предметом исследования является представление в медиадискурсе США образа России (закономерности развития, приемы и методы создания). Новизна исследования состоит в том, что автор проследил влияние политического скандала о вмешательстве России в президентские выборы в США на представление образа России в медиадискурсе США (на примере публикаций следующих изданий: «TheNewYorkTimes», «CableNewsNetwork-CNN», «FoxNewsChannel-Fox».) и выявил его характерные особенности на современном этапе. Определённым элементом научной новизны можно также считать обращение к относительно новым источникам (2016 – 2019 гг.).
Степень научной изученности проблемы. Е.Б. Шестопал– исследователь, фокус которой расширился с имиджа политиков и политических структур до образа страны. Исследования профессора И.Ю. Киселева и А.Г. Смирновой, итогом которых стала монография, в которой предлагается и описывается авторская концепция «Я-государство». Члены Академии имиджеологии Е.А. Петрова, А.Ю. Панасюк посвятили работы теоретическим аспектам формирования имиджа государства. Экспертами в сфере страновой имиджеологии являются профессора Э.А. Галумов и Д.Н. Замятин. Э.А. Галумов предлагает комплексную концепцию определения и продвижения имиджа России, а Д.Н. Замятин развивает отдельное направление исследований, которое получило название мета географии или образной географии.
Вторую группу работ в которых изучаются особенности функционирования и законодательного регулирования деятельности СМИ США составляют такие авторы как Михайлов С.А. Он освещает американский общественно-журналистский процесс с точки зрения характеристики его «внутренних», типологических и иных профессионально-журналистских особенностей. Сурков, П. отразил концепцию регулирования информационного пространства в США. Скорик Н.В. посвятила свою работу теме конституционного регулирования свободы слова в США.
Наконец, третья группа составляет более ранние работы по имиджу России в американском медиа-дискурсе. Копоть Е.М., Барышева А.С. в своей работе исследовали наиболее эффективные механизмы и модели трансляции позитивных социокультурных представлений о России в отношении американской культуры в средствах массовой информации в США. Егорова Э.В. в своей работе определила языковые средства формирования стереотипных представлений о России на материале американской газеты «TheNewYorkTimes». В работе Морозовой О.В. исследуется анализ речевых средств с точки зрения их экспрессивно-выразительного потенциала на примере материалов газет «WashingtonPost», «TheNewYorkTimes». Жукова Н.А. проделала сравнительный анализ роли СМИ в политическом процессе России и США.
Методическая база включает метод контент-анализ, метод дискурс-анализ, сравнительный анализ, анализ теоретической литературы, метод-синтез, метод-индукция.
Анализ публикаций осуществлялся с февраля по март 2019 г. Рассматривался материал из данного временного отрезка 2014 г.-2019 г. Источниковую базу исследования составили: «TheNewYorkTimes», «CableNewsNetwork-CNN», «FoxNewsChannel-Fox». Количество анализируемых статей в газете «TheNewYorkTimes» - 54. Для исследования образа России в «CableNewsNetwork-CNN» было взято 43 публикаций. Анализировалась 41 статья на англоязычном сайте «FoxNewsChannel-Fox».
В работе рассматриваются законодательные акты, которые регулируют деятельность американских СМИ. Например, «ThePrivacyActof 1974, 5 U.S.C. § 552a», в соответствии с положениями этого закона гражданин имеет право запрашивать информацию о себе в государственных органах, регулировать доступ служащих федеральных органов к информации частного характера. «TheTelecommunicationsActof 1996», принес существенные изменения в сфере радио и телевидения. Он снизил ограничение на количество радиостанций (сорок) и телевизионных станций (двенадцать), которыми может владеть одна компания. В ходе исследования был изучен доклад комиссии Мюллера, на основе данного документа были сделаны выводы относительно вмешательства России в американские президентские выборы, для комплексного изучения были рассмотрены точки зрения представителей от партии Республиканцев и Демократов относительного данного документа.
ВКР состоит из введения, одной теоретической главы, состоящей из двух параграфов, двух практических глав, состоящих из пяти пунктов, заключения и списка используемых источников. В первой главе описывается специфика массмедиа США т.е. рассматривается особенности системы американских СМИ, включая ее законодательное регулирование. Во второй — обсуждается сюжет, посвящённый предполагаемому вмешательству России в американские президентские выборы в 2016 г и его влиянию на образ государства в отражении в американских СМИ. В третьей главе центральной темой является комплексный образ России, состоящий из наиболее часто упоминаемых сюжетов о России.
В Соединенных Штатах Америки не существует единой законодательной системы регулирования массмедиа. Существует Конституция США, в частности, Первая поправка к Конституции США, которая закрепляет понятие свободы слова и прессы. Данное положение Первой поправки является основополагающим, на базе которого выстраивается вся система регулирования свободы слова и прессы. Соединенные Штаты считают себя государством, где свобода слова, а, следовательно, и свобода средств массовой информации является важным условием нормальной жизни общества.
Сегодня источники массовой информации являются крупнейшим игроком в мировом пространстве, который с одной стороны, сглаживает конфликт, с другой стороны, разжигает и приводит к еще большей напряжённости. Периодическая пресса занимает особое место во взаимодействии двух стран, она оказывает все более устойчивое влияние на диалог между Россией и США по вопросам политическим, социальным, культурным. Пресса формирует образ государства и в какой-то степени отвечает за его восприятия другими государства как великой державы с передовыми технологиями, как равного партнёра на мировой арене.
Итак, в данной работы была выдвинута гипотеза о том, что российский скандал оказал существенное влияние на отношение между Россией и США, а соответственно и на отражение образа российского государства в медиадискурсе США. Причина, по которой этот сюжет в полной мере повлиял на представление американским обществом России как врага, это- подрыв демократических ценностей со стороны России, т.е. веры американских граждан в честность выборов США. Согласно исследованию, сеяние недоверия легко достигается даже без успешных хакерских атак, что у России, по мнению американской прессе, получилось. В прессе достаточно большой массив информации уделяется российской угрозы, в том числе в киберпространстве.
Анализ публикаций был построен на методе сравнения периода до избрания Д. Трампа и после инаугурации американского президента. В ходе исследования данной проблематики, было установлено, что в отражении образа России преобладает негативная коннотация. Это можно заметить по эмоционально окрашенной лексике, по использованию такого метода как «провокация» для усиления воздействия на аудиторию, т.е. подача утрированной информации как достоверного факта, кроме того, был использован такой прием как «неодобрение со стороны общества», в публикациях цитируются негативные высказывания европейских представительных лиц о действиях России на международной арене, так, создается ощущение, что большинство стран критикуют действия Россия и российское государство становится изолированным от всех. Развивая этот сюжет, часто авторы статей применяли метод противопоставление, некая конфронтация между Россией и Западом, часто встречается описание действий России, которые угрожают всему миру, что также обосабливает Россию от других государств. Примечательно, что в американской прессе Россия изображается либо как угрожающий источник смут на международной арене, либо как сила низшего уровня, которая заслуживает нотаций от превосходящих её американцев.
В указанный временной промежуток, 2014-2015 г. Россия подвергалась критическим высказываниям в свой адрес, но эти осуждения уравновешивались упоминанием России как мощного государства, образом В.В.Путина как авторитетного лидера, следовательно, заявлять, что образ страны был резко отрицательный было бы не совсем верно. Однако в 2017-2018 г. происходит деградация образа России в американской прессе. Можно утверждать, что в американском медиадискурсе государство представлено как враждебное, недемократическое, ярый нарушитель норм международного права, особенно подчеркивается "наглое вмешательства" России в американские выборы.
Таким образом, исходя из полученных результатов, образ российского государства в американском медиадискурсе в период ноября 2016 г.- марта 2018 г. сложился как резко отрицательный. В ходе исследования образа России в американском медиадискурсе были выявлены наиболее часто упоминаемые темы общего характера: образ российского лидера, военная мощь России, оценка российской угрозы. Данные сюжеты я отнесла к основным элементам, которые влияют на представление образа государства в зарубежной прессе.
В.В. Путин изображен в американском дискурсе как источник напряженности между двумя странами и как нарушитель норм международного права. Среди вышеуказанных тем, в материалах зафиксировано наибольшее количество упоминаний российского государства как угрозы. Американские аналитики утверждают, что России готова к полномасштабной войне, причем будь то война в космическом, в киберпространстве или на земле. В прессе нет прямого упоминания России как мощного государства, однако, значительный объем информации посвящен описанию российского военного потенциала, владению профессиональными навыками российской армии, в целом дана высокая оценка военной подготовки государства.
Вмешательство России в американские выборы доказано в докладе Мюллера. Цель, согласно обвинительному документу, "внести раскол в американскую политическую систему". Не сложно заметить, что любое политическое событие в современном мире регулярно оценивается СМИ. Очень часто при этом создаются образы, в которых Россия предстает как агрессор, угрожающий всему мировому сообществу. Освещение американских президентских выборов полностью подтвердило эту антироссийскую оценочную тенденцию.
Сегодня источники массовой информации являются крупнейшим игроком в мировом пространстве, который с одной стороны, сглаживает конфликт, с другой стороны, разжигает и приводит к еще большей напряжённости. Периодическая пресса занимает особое место во взаимодействии двух стран, она оказывает все более устойчивое влияние на диалог между Россией и США по вопросам политическим, социальным, культурным. Пресса формирует образ государства и в какой-то степени отвечает за его восприятия другими государства как великой державы с передовыми технологиями, как равного партнёра на мировой арене.
Итак, в данной работы была выдвинута гипотеза о том, что российский скандал оказал существенное влияние на отношение между Россией и США, а соответственно и на отражение образа российского государства в медиадискурсе США. Причина, по которой этот сюжет в полной мере повлиял на представление американским обществом России как врага, это- подрыв демократических ценностей со стороны России, т.е. веры американских граждан в честность выборов США. Согласно исследованию, сеяние недоверия легко достигается даже без успешных хакерских атак, что у России, по мнению американской прессе, получилось. В прессе достаточно большой массив информации уделяется российской угрозы, в том числе в киберпространстве.
Анализ публикаций был построен на методе сравнения периода до избрания Д. Трампа и после инаугурации американского президента. В ходе исследования данной проблематики, было установлено, что в отражении образа России преобладает негативная коннотация. Это можно заметить по эмоционально окрашенной лексике, по использованию такого метода как «провокация» для усиления воздействия на аудиторию, т.е. подача утрированной информации как достоверного факта, кроме того, был использован такой прием как «неодобрение со стороны общества», в публикациях цитируются негативные высказывания европейских представительных лиц о действиях России на международной арене, так, создается ощущение, что большинство стран критикуют действия Россия и российское государство становится изолированным от всех. Развивая этот сюжет, часто авторы статей применяли метод противопоставление, некая конфронтация между Россией и Западом, часто встречается описание действий России, которые угрожают всему миру, что также обосабливает Россию от других государств. Примечательно, что в американской прессе Россия изображается либо как угрожающий источник смут на международной арене, либо как сила низшего уровня, которая заслуживает нотаций от превосходящих её американцев.
В указанный временной промежуток, 2014-2015 г. Россия подвергалась критическим высказываниям в свой адрес, но эти осуждения уравновешивались упоминанием России как мощного государства, образом В.В.Путина как авторитетного лидера, следовательно, заявлять, что образ страны был резко отрицательный было бы не совсем верно. Однако в 2017-2018 г. происходит деградация образа России в американской прессе. Можно утверждать, что в американском медиадискурсе государство представлено как враждебное, недемократическое, ярый нарушитель норм международного права, особенно подчеркивается "наглое вмешательства" России в американские выборы.
Таким образом, исходя из полученных результатов, образ российского государства в американском медиадискурсе в период ноября 2016 г.- марта 2018 г. сложился как резко отрицательный. В ходе исследования образа России в американском медиадискурсе были выявлены наиболее часто упоминаемые темы общего характера: образ российского лидера, военная мощь России, оценка российской угрозы. Данные сюжеты я отнесла к основным элементам, которые влияют на представление образа государства в зарубежной прессе.
В.В. Путин изображен в американском дискурсе как источник напряженности между двумя странами и как нарушитель норм международного права. Среди вышеуказанных тем, в материалах зафиксировано наибольшее количество упоминаний российского государства как угрозы. Американские аналитики утверждают, что России готова к полномасштабной войне, причем будь то война в космическом, в киберпространстве или на земле. В прессе нет прямого упоминания России как мощного государства, однако, значительный объем информации посвящен описанию российского военного потенциала, владению профессиональными навыками российской армии, в целом дана высокая оценка военной подготовки государства.
Вмешательство России в американские выборы доказано в докладе Мюллера. Цель, согласно обвинительному документу, "внести раскол в американскую политическую систему". Не сложно заметить, что любое политическое событие в современном мире регулярно оценивается СМИ. Очень часто при этом создаются образы, в которых Россия предстает как агрессор, угрожающий всему мировому сообществу. Освещение американских президентских выборов полностью подтвердило эту антироссийскую оценочную тенденцию.



