Введение
Глава 1. Цели, функции и принципы деятельности ВТО…………………………………………7
1.1 История создания ВТО
1.2 Организационная структура и порядок принятия решений в ВТО………………………….11
1.3 Принципы деятельности ВТО
1.4 Основные аспекты функционирования ВТО
1.5 Функциональные проблемы ВТО
Глава 2. Влияние США на изменения в ВТО…
2.1 Историческая роль США в формировании системы мировой торговли и в создании ВТО.
2.2 Внешнеполитические цели США в отношении ВТО
2.3 США и Китай в ВТО
2.3 Оценка влияния США на повышение эффективности деятельности ВТО…………………63
Глава 3. Сценарии дальнейшего развития ВТО в контексте внешней политики США
3.1 Продолжение актуальной внешней политики США
3.2 Победа демократов на выборах в 2020 г
3.3 Перспективы развития ВТО
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Настоящая работа посвящена чрезвычайно актуальной на сегодняшний день проблеме – влиянию Соединенных Штатов Америки на функционирование глобальной торговой системы. Очевидно, что сегодня Всемирная торговая организация (ВТО) – международный институт, созданный для регулирования международной многосторонней торговли, переживает глубокий кризис. На повестке дня особенно остро стоит ряд вопросов: необходимость реформирования ВТО; возможные перспективы ее развития; стремление ряда быстро развивающихся стран нивелировать влияние США на международные торговые процессы сегодня и в дальнейшем.
Всемирная торговая организация создавалась в 1995 г. на основе Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 и 1994 гг. (ГАТТ). Текст ГАТТ, в свою очередь, представлял собой первую часть Устава Международной торговой организации (МТО), идея создания которой полностью принадлежит Соединенным Штатам. Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами ВТО, а принятые ими обязательства по соблюдению правил свободной торговли составляют систему многосторонней торговли. Ее основатели надеялись на то, что в итоге расширения числа участников ВТО система многосторонней торговли должна превратиться в глобальную.
В январе 2019 г. ВТО исполнилось 24 года. Сегодня организации приходится действовать в совершенно иных политических и экономических условиях, чем в тех, в которых она создавалась. Изначальной целью организации была либерализация торговли, а ее деятельность была направлена на предотвращение и урегулирование торговых войн. Однако сейчас мы наблюдаем неспособность ВТО справляться с новыми вызовами, резкий рост числа торговых споров, неуклонное возрастание региональных и межрегиональных торговых соглашений и, наконец, серьезный кризис, вызванный торговой войной между двумя крупнейшими экономиками мира – Соединенными Штатами Америки и Китаем.
Не следует забывать и о том, что с приходом на пост президента США Д. Трампа традиционный для США курс внешнеторговой политики претерпел и продолжает претерпевать значительные изменения, создавая абсолютно новый, неизученный глобальный контекст, в рамках которого функционирует сегодня Всемирная торговая организация. В связи с этим необходимо сформулировать особенности внешнеполитических целей современной администрации США и оценить их роль и воздействие в многосторонней торговой системе.
Будущее ВТО видится весьма туманным, и это представляет собой серьезную проблему для Российской Федерации. Путь вступления России в ВТО был долгим и весьма тернистым; закончился трудной победой, однако выгоды от членства в этой организации сегодня крайне сомнительны. В условиях, когда мир оказался под угрозой глобального хаоса из-за торговой войны между США и Китаем, ВТО оказывается бессильной, поскольку ввиду особенностей национального законодательства США никакие решения ВТО не носят для них обязательной силы. Соответственно в попытке сохранить выгодный для себя режим международной торговли Россия была вынуждена переориентироваться на взаимодействие в других форматах (G-20, БРИКС), в которых США не занимают такую лидирующую позицию, как в ВТО. Все это делает изучение предложенной нами темы крайне своевременным. Таким образом, актуальность рассматриваемых проблем не вызывает сомнений.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению затронутых выше вопросов и исследований новейшего материала по рассматриваемой проблематике. В работе производится анализ факторов, влияющих на перспективы развития ВТО, а также оценка ряда новых обстоятельств, в рамках которых осуществляется внешняя политика США.
Цель данного исследования – определение роли Всемирной торговой организации в современной внешней политике США и сценариев развития ВТО в краткосрочной перспективе в контексте возможных изменений установок Белого дома и усиления роли других глобальных институтов.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю становления ВТО и проанализировать роль ВТО в мире;
2) Выявить сильные и слабые стороны деятельности ВТО на современном этапе;
3) Определить роль США в создании системы международной торговли;
4) Проследить эволюцию внешнеполитической концепции США, а также проанализировать их цели в рамках ВТО;
5) Описать возможные сценарии будущего международной торговой политики США и дальнейшего развития ВТО.
Объект исследования – внешняя политика США. Предметом исследования является деятельность США в ВТО.
Методологическую базу исследования работы составляют методы историко-генетического и сравнительного анализа, а также метод инструментального наблюдения. При помощи первого метода прослеживается формирование и эволюция внешнеполитической концепции США, а также история становления организации, осуществляющей контроль над глобальной торговой системой. С помощью второго метода – дальнейшие перспективы организации на международной арене сопоставляются с точек зрения многих экспертов. Также сравнительный метод используется в работе как средство разработки и верификации гипотез для прогнозирования перспектив ВТО. При помощи метода инструментального наблюдения, посредством получения информации через сеть Интернет, были изучены актуальные новости.
В качестве принципиально важного источника в данной работе выступает официальный сайт Всемирной торговой организации .На основе информации, данной на официальном сайте организации, построено несколько параграфов Главы 1. Поскольку сайт ВТО является главным ресурсом для получения актуальных сведений о функционировании организации, на базе информации сайта были описаны организационная структура, принципы деятельности ВТО, порядок вступления новых членов в организацию, а также были рассмотрены заявления деятелей ВТО.
Необходимая документация о принятых законах, внешнеполитических стратегиях и последних новостях была получена из следующих ресурсов: сайт торгового представительства США, статистические данные ООН, а также сайты Конгресса США, МВФ, G-20, Белого дома и т.д. Кроме того, были рассмотрены высказывания Б. Обамы, Д. Трампа, А. Меркель, Х. Клинтон, Р. Азеведо, М. Фромана и других.
Изучением вопросов, связанных с внешнеторговой политикой США в ВТО, занимается целый ряд исследователей. Так, А.П. Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и в.н.с. ИМЭМО РАН, на базе РСМД, в интервью и других своих работах освещает вопрос реформирования ВТО . А.Н. Богданов, кандидат политических наук и доцент кафедры американских исследований СПбГУ, занимается вопросами Внешней политики и внешнеполитической идеологии США, современным мировым порядком, в целом. Он также на базе РСМД опубликовал важную статью, посвященную перспективам выхода США из ВТО. В научных интересах К.В. Минковой, кандидата исторических наук и старшего преподавателя кафедры американских исследований СПбГУ, лежат как США в мировой международной торговле, так и разные аспекты деятельности ВТО. Она является автором книги «Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО», некоторые главы которой послужили базой для описания исторического аспекта функционирования ВТО . Директор Центра исследования международных институтов РАНХиГС, доктор политических наук М.В. Ларионова внесла огромный вклад в развитие идеи увеличения роли G-20, и ее работы помогли оценить роль международных многосторонних институтов во внешней политике США. Д.В. Суслов в статье «Куда идёт внешняя политика США: долгосрочные факторы и перспективы» формирует прогноз и сосредотачивается на фундаментальных факторах внешней политики США и их влиянии на главные американские внешнеполитические традиции последних десятилетий. Эта работа раскрывает многие как исторические, так и современные аспекты внешней политики США. Я.В. Лексютина, д. п. н., профессор кафедры американских исследований СПбГУ, также внесла вклад в развитие исследований политики США в АТР и американо-китайских отношений . Из зарубежных исследователей можно выделить Д. Ирвина, профессора экономики Дартмутского колледжа, автора монографии «ClashingoverCommerce: AHistoryofU. S. TradePolicy», которую TheEconomistandForeignAffairs выбрали в качестве одной из своих лучших книг года . Он также является автором «FreeTradeUnderFire», и многих статей по торговой политике и экономической истории.
Помимо этого, источниками информации послужили многие медиа-ресурсы, такие как «BBC », «CNBC », «CNN », «ТАСС », «TheGuardian » и т.д. Важную роль для данного исследования сыграли зарубежные периодические онлайн-журналы. Такие издания как «WashingtonPost », «TheEconomist »и многие др. в ряде авторов имеют сотрудников, компетентных в вопросах современных международных отношений. Эти журналы систематично обеспечивают читателям доступ к актуальной информации, касающейся международных экономических отношений.
Еще один популярный журнал, авторы которого исследуют международные отношения-это «ForeignAffairs». Например, статьи Т. Мейера и Г. Ситарамана о «торговой политике для всех », и статьи МакБриджа Дж. позволили расширить взгляд на актуальную проблему.
В настоящей работе мы рассмотрели современное состояние Всемирной торговой организации и новые приоритеты внешнеторговой политики США и постарались ответить на ряд вопросов, поставленных нами в начале исследования.
Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы.
В ходе исследования стало очевидно, что с момента начала Дохийского раунда переговоров (2001 г.) торговая система переживает сложный кризис. По прошествии длительного времени, в ВТО не было принято существенных решений, которые способствовали бы либерализации торговли и следованию принципам ВТО. Организационная структура ВТО не способна оперативно реагировать на происходящие сегодня изменения в структуре международной экономики. Обилие органов, оказывающих поддержку всей деятельности ВТО, так или иначе, вызывает искажение поступающей от стран информации и принятых решений. С 2015 г. стало понятно, что ключевая переговорная функция ВТО зашла в тупик. По словам генерального директора ВТО, существуют две проблемы, обуславливающие кризис ВТО. Во-первых, неразрешенные вопросы, входящие в Дохийский раунд. Во-вторых, вопросы, которые находятся вне компетенции раунда. До сих не существует полноценно достигнутого консенсуса по вопросам раунда – члены ВТО не имеют общей точки зрения. Возникающие на современном этапе торговые споры не разрешаются своевременно.
Ведущая роль США в ВТО, исторически закрепившаяся за ними, сегодня подвергается сомнениям. Постепенная утрата статуса глобального лидерства и снижение степени влияния США как локомотива системы международной торговли, приводят к необходимости пересмотра их внешнеполитического курса, а также прогнозирования будущего ВТО.
Кроме того, уже очевидная необходимость в реформировании ВТО и идея усиления роли G-20 стали одними из главных тем в повестке дня. При рассмотрении правовых особенностей внешнеторговой политики США выяснилось, что это государство изначально выработало выгодный для себя подход к правилам и нормам ВТО: с одной стороны, Соглашение о ВТО может восприниматься как обладающее исполнительной силой, так как его подписал президент США – в этом случае оно имеет примат над внутренним законодательством; с другой стороны, находясь в невыгодных для себя обстоятельствах, США всегда могут сослаться на то, что то или иное решение ВТО несовместимо с их внутренним законодательством, и не считать его обязательным к исполнению.
Сегодня можно наблюдать постепенное отступление Соединенных Штатов от ими же созданных правил в рамках ВТО, и переориентацию на другие форматы внешнеторговой деятельности. Результатом пересмотра приоритетов торговой политики США при сохранении Д. Трампом поста президента до 2024 г. могут стать общая стагнация создаваемых мегаблоков, еще большее торможение многосторонних торговых переговоров в ВТО и переориентация на развитие двухсторонних торговых соглашений, на продолжение войны с Китаем и сотрудничество в рамках соглашения USMCA. В то же время можно предположить, что в интересах развития экономики страны и сохранения доверительных торговых отношений с крупнейшими партнерами США, Д. Трамп, вероятно, не будет предпринимать радикальные действия. При смене президента на представителя либеральной партии внешняя политика США вероятно будет направлена на установление глобального порядка, основанного на трех основополагающих принципах: поддержка демократических принципов, коллективная безопасность против российской агрессии и либерализация международной торговли. Поскольку сегодня каждый из этих принципов находится под угрозой из-за националистического подхода президента Д. Трампа, можно предположить, что победа демократов на выборах в 2020 г. приведет к постепенной смене парадигмы нынешней внешней политики США.
Проанализировав сегодняшнее состояние отношений между Вашингтоном и Пекином мы пришли к выводу о том, что торговая война не между ними не привела к полному разрыву. В одних направлениях международной жизни Китай и США взаимодействуют, в других – противодействуют, хотя и отрицают факт наличия официального соперничества за доминирование на мировой арене. Руководители обеих стран неоднократно подчеркивали в своих выступлениях, что намерены расширять двустороннее сотрудничество, выражали готовность к налаживанию конструктивного диалога по самым острым международным проблемам. Однако современная ситуация говорит об обратном. Торговая война между ними рискует перерасти в масштабный конфликт, в котором у сторон не останется пространства для маневрирования, а каждый дальнейший шаг будет только ухудшать ситуацию и наносить непоправимый урон их жизненно важным интересам или если использовать шахматную терминологию, то стороны конфликта окажутся в ситуации цугцванга . Разумеется, при дальнейшей эскалации конфликта деятельность ВТО окажется окончательно парализованной.
Между тем, потеря ВТО в качестве эффективного форума для либерализации торговли обернулась бы неудачей для свободной торговли. Несмотря на те проблемы, с которыми организация сталкивается сегодня, ВТО может добиться гораздо большего, поскольку либерализация торговли является наиболее выгодной при многостороннем подходе. Однако для этого нужно провести эффективную реформу ее организационной структуры, механизма принятия решений и практики разрешения споров. В сегодняшней ситуации это весьма затруднительно, поскольку США по-прежнему остаются самым влиятельным членом ВТО. Реформирование организации без участия США (при сохранении их членства в ВТО) кажется маловероятным и малоэффективным. Между тем, лидеры стран G-20 уже пришли к единому мнению о необходимости их совместных усилий для преобразования ВТО. Однако дальнейшее направление политики США в отношении как этой организации, так и «Большой двадцатки» пока недостаточно ясно. В значительной степени оно будет определяться формирующейся оценкой политических и экономических выгод от такого сотрудничества.
Недавние предложения США, ЕС, Канады, других государств и негосударственных структур по направлениям реформирования ВТО заложили основу для новых идей, хотя конкретные решения и последующие шаги странам, участвующим в этих обсуждениях, еще предстоит согласовать. В июне 2020 г. представители стран-членов ВТО встретятся на Министерской конференции, которая может стать замечательной возможностью для совершения прорыва в затянувшихся переговорах Дохийского раунда и выработки эффективной программы реформирования организации.
1. Выступление Р. Азеведо в Комитете по торговым переговорам 2016 г.//URL: https://www.wto.org/english/news_e/news16_e/gc_rpt_24feb16_e.htm
2. Пресс-секретарь ВТО Кит Роквелл. // WTO PublicForum 2008//URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum08_e/public_forum08_e.htm
3. 2012 National Export Strategy. Powering the National Export Initiative: Year 3. // Trade Promotion Coordinating Committee. 2012//URL: https://www.trade.gov/publications/pdfs/nes2012.pdf
4. A Basic Guide to Exporting//URL: www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/fact2_e.htm
5. About WTO. Members and Observers // Institute for policy studies//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm
6. Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada Text// The Office of the U.S. Trade Representative.2018//URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between
7. Agreement of the Switzerland “General Agreement on Tariffs and Trade” of October 30, 1947//URL: https://www.wto.org/gatt_docs/English/SULPDF/91970127.pdf
8. Angela Merkel Chancellor, Germany // G20 Argentina: the Buenos Aires summit. November/December 2018//URL: https://www.g7g20summits.org/
9. Bernie Sanders presidential campaign, 2020//URL: https://ballotpedia.org/Bernie_Sanders_presidential_campaign,_2020
10. Brady Calls for Serious WTO Reform//URL: https://waysandmeans.house.gov/brady-calls-for-serious-wto-reform/
11. Brock R. W. Bilateral and Regional Trade Agreements: Issues for Congress. CRS Report R45198. Pg. 7-8; 38-40//URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R45198.pdf
12. CIA. The World Factbook // URL: http://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2087
13. Congress. An Act to approve and implement the trade agreements concluded in the Uruguay Round of multilateral trade negotiations//URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/BILLS-103hr5110enr/pdf/BILLS-103hr5110enr.pdf
14. Congress. H.R.4848 - Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988//URL: https://www.congress.gov/bill/100th-congress/house-bill/4848
15. Congress.gov. H.R.644 - Trade Facilitation and Trade Enforcement Act of 2015. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/644
16. CRS Report. Seeking Withdrawal of Congressional Approval of the WTO Agreement: Background, Legislative Procedure, and Practical Consequences//URL: https://www.everycrsreport.com/reports/R41291.html#fn90
17. Debate recorded during the WTO Public Forum 2008//URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum08_e/public_forum08_e.htm
18. European Commission. WTO Delivers Ground-breaking Deal for Development. 2015// URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-15-6379_fr.htm
19. Free Trade Agreements. // Office of the United States Trade Representative//URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements
20. Freedom in the World 2017. // Freedom House. 2017//URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-world-2017-pdfs
21. Freedom in the World 2018. Democracy in Crisis. // Freedom House. 2018//URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-world/freedom-world-2018
22. G20 and Low Income Developing Countries Framework//URL: https://www.oecd.org/g20/topics/development/G20-Low-Income-Developing-Countries-Framework.pdf
23. G20 Information Centre//URL: http://www.g20.utoronto.ca/members.html
24. IMF and the World Trade Organization. // The International Monetary Fund. 2019//URL: https://www.imf.org/en/About/Factsheets/The-IMF-and-the-World-Trade-Organization
25. Joint Statement by Commissioners Malmström and Hogan. 2015//URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=1416
26. Joint Statement on Trilateral Meeting of the Trade Ministers of the United States, Japan, and the European Union. // The Office of the U.S. Trade Representative. 2018//URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2018/september/joint-statement-trilateral
27. Meet the Press, Transcript//NBC News. 2016//URL: https://www.nbcnews.com/meet-the-press/meet-press-transcripts-n51976
28. Ministerial Statement G20 Trade and Investment Ministerial Meeting // Mar del Plata, Argentina. 2018//URL: https://www.g20.org/sites/default/files/trade_and_investment_-_ministerial_statement_0.pdf
29. MOFCOM Spokesman Comments on the Conclusion of the 10th WTO Ministerial Conference.2015//URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/newsrelease/policyreleasing/201512/20151201222786.shtml
30. Note for the Attention of the Trade Policy Committee// European Comission. 2018//URL: http://src.bna.com/Aoe
31. Opening Plenary Statement of USTR Lighthizer R. at the WTO Ministerial Conference. // The Office of the U.S. Trade Representative. 2017//URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2017/december/opening-plenary-statement-ustr
32. President Obama’s Climate Action Plan. 2015/URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/cap_progress_report_final_w_cover.pdf
33. Presidential Memorandum on Developing a Sustainable Spectrum Strategy for America’s Future. // The White House. 2018//URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-developing-sustainable-spectrum-strategy-americas-future/
34. Press release:Economic policy cooperation necessary to address global challenges. // International Labor Organization. 2018//URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_632166/lang--en/index.htm
35. Report to the President on the National Export Initiative: The Export Promotion Cabinet’s Plan for Doubling U.S. Exports in Five Years. 2010//URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/nei_report_9-16-10_full.pdf
36. Statement by the President on the World Trade Organization Trade Agreement. // The White House. 2013//URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/12/08/statement-president-world-trade-organization-trade-agreement
37. The Group of Twenty: a History//URL: http://www.g20.utoronto.ca/docs/g20history.pdf
38. The President’s Trade Policy Agenda and 2017 Annual Report. 2018//URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/Press/Reports/2018/AR/2018%20Annual%20Report%20I.pdf
39. The text of general agreement on tariffs and trade//URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gatt47.pdf
40. The text of General Agreement on Trade in Services//URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm
41. The US embargo against Cuba. Its impact on economic and social rights// Amnesty International Publications//URL: https://web.archive.org/web/20110218053603/http://www.amnestyusa.org/uploads/amr250072009eng.pdf
42. The White House. FACT SHEET: The Obama Administration’s Record on the Trade Enforcement. 2017//URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2017/01/12/fact-sheet-obama-administrations-record-trade-enforcement
43. The White House. What is Trade Promotion Authority? 2002//URL:https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/infocus/internationaltrade/talkers.html
44. The WTO: Secretariat and budget. Overview of the WTO Secretariat//URL: www.wto.org/english/thewto_e/secre_e/intro_e.htm.
45. TPA. Section 102(b) (13) of the Bipartisan Congressional Trade Priorities and Accountability Act of 2015 (Title I, P.L. 114- 26)//URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/R43491.pdf
46. Trade Act of 1974//URL:https://legcounsel.house.gov/Comps/93-618.pdf
47. Trade Agreements. The Office of the U.S. Trade Representative//URL: https://ustr.gov/trade-agreements
48. U.S. Trade Representative. America and the World Trade Organization//Institute for Agriculture & Trade Policy. 2002//URL: https://www.iatp.org/sites/default/files/America_and_the_World_Trade_Organization.htm
49. UN CDP. List of Least Developed Countries. 2018//URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/uploads/sites/45/publication/ldc_list.pdf
50. UN. Economic Analysis & Policy Division. Least developed countries (LDCS)//URL www.un.org/development/desa/dpad/least-developed-country-category.html
51. Understanding the WTO: The Organization/ Membership, alliances and bureaucracy//URL: www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org3_e.htm#join
52. United States Trade Representative. 2018 Report to Congress on China’s WTO Compliance. 2019//URL: https://ustr.gov/sites/default/files/2018-USTR-Report-to-Congress-on-China%27s-WTO-Compliance.pdf
53. United States-Mexico-Canada Agreement//The Office of the U.S. Trade Representative.2018//URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreemen
54. United States-Mexico-Canada Agreement//URL: https://ustr.gov/usmca
55. USTR, 2018 Trade Policy Agenda. 2018//URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/reports-and-publications/2018/2018-trade-policy-agenda-and-2017
56. White House. Remarks by President Trump at APEC CEO Summit. 2017//URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-apec-ceo-summit-da-nang-vietnam/
57. WTO and Developing Countries//Institute for policy studies//URL: http://www.ips-dc.org/wto_and_developing_countries/
58. WTO Charter “Marrakesh Agreement Establishing the WTO” of 1994//URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm
59. WTO Charter “Marrakesh Agreement Establishing the WTO” of 1994//URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm
60. WTO Charter “Marrakesh Agreement Establishing the WTO” of 1994//URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm
61. WTO communication from the European Union, China, Canada, India, Norway, New Zealand, Switzerland, Australia, Republic of Korea, Iceland, Singapore, and Mexico to The General Council, WT/GC/W/752. 2018//URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2018/november/tradoc_157514.pdf
62. WTO modernization. Introduction to future EU proposals. 2018//URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2018/september/tradoc_157331.pdf
63. WTO technical assistance and training//URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/devel_e/teccop_e/tct_e.htm
64. WTO. About WTO. Ministerial Conferences//URL: www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/minist_e.htm
65. WTO. About WTO. The WTO General Council//URL: www.wto.org/english/thewto_e/gcounc_e/gcounc_e.htm
66. WTO. Amendment of the trade policy review mechanism decision of 26 July 2017//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm11_e.htm
67. WTO. Appellate Body Members//URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ab_members_descrp_e.htm
68. WTO. Chronological list of disputes cases. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_status_e.htm
69. WTO. DG Azevedo details process for MC11 as preparations enter final stages. 2017//URL: https://www.wto.org/english/news_e/spra_e/spra201_e.htm
70. WTO. Eleventh WTO Ministerial Conference//URL: www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc11_e/mc11_e.htm
71. WTO. Goods Council discusses US proposal to enhance transparency. 2017//URL: https://www.wto.org/english/news_e/news17_e/good_16nov17_e.htm
72. WTO. Historic development of the WTO dispute settlement system//URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/disp_settlement_cbt_e/c2s1p1_e.htm
73. WTO. History of the multilateral trading system. Birth of the WTO//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/history_e/history_e.htm
74. WTO. Implementation and monitoring//URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/monitor_e/monitor_e.htm
75. WTO. Intergovernmental Organizations working with the WTO Secretariat//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/coher_e/igo_divisions_e.htm
76. WTO. Legal texts: the WTO agreements. Final Act of the Uruguay Round//URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/ursum_e.htm
77. WTO. Members to think about ‘what next for Doha, WTO’ for December meeting. 2011//URL: https://www.wto.org/english/news_e/news11_e/tnc_infstat_26jul11_e.htm
78. WTO. Nairobi Ministerial Declaration. 2015//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc10_e/mindecision_e.htm
79. WTO. Ninth WTO Ministerial Conference//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc9_e/mc9_e.htm
80. WTO. Overview of Developments in the International Trading Environment. 2009. p. 4//URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/world_trade_report09_e.pdf
81. WTO. Press/829: Technical Assistance. 2018//URL: https://www.wto.org/english/news_e/pres18_e/pr829_e.htm
82. WTO. Proposals to Reform the WTO. 2018//URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2018/november/tradoc_157514.pdf
83. WTO. Regional trade agreements//URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/region_e/region_e.htm
84. WTO. Special and Differential Treatment Provisions in WTO Agreements and Decisions. WT/COMTD/W/239// Committee on Trade and Development. 2018//URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/devel_e/dev_special_differential_provisions_e.htm#legal_provisions
85. WTO. Tenth WTO Ministerial Conference//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc10_e/mc10_e.htm
86. WTO. The GATT years: from Havana to Marrakesh//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/fact4_e.htm
87. WTO. The process — Stages in a typical WTO dispute settlement case//URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/disp_settlement_cbt_e/c6s2p1_e.htm
88. WTO. The WTO can ... settle disputes and reduce trade tensions//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/10thi_e/10thi02_e.htm
89. WTO. Trade Policy Review Body: Overview of developments in the international trading environment. 2018//URL: https://www.wto.org/english/news_e/spra_e/spra249_e.htm
90. WTO. Trade policy reviews: ensuring transparency//URL:https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm11_e.htm
91. WTO. Understanding on the Interpretation of Article XXIV of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994//URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/10-24_e.htm
92. WTO. Understanding the WTO. What we do//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/what_we_do_e.htm
93. WTO. Understanding the WTO: basics. Principles of the trading system//URL: www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/fact2_e.htm
94. WTO. Understanding the WTO: The organization. Whose WTO is it anyway? //URL: www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org1_e.htm#council
95. WTO. Understanding the WTO: basics. The Uruguay Round//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/fact5_e.htm
96. WTO. United States of America and the WTO//URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/usa_e.htm
97. WTO. Wolff A. Trade and foreign policy have always been intertwined//URL: https://www.wto.org/english/news_e/news18_e/ddgra_09feb18_e.htm
98. WTO. World Trade Report 2007. pp. 201-209//URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/world_trade_report07_e.pdf
99. WTO. World Trade Statistical Review 2018//URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018_e.pdf
100. WTO. World Trade Statistical Review 2018//URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018_e.pdf
101. WTO. WTO Members Conclude Landmark $1.3 Trillion IT Trade Deal. December 16, 2015//URL: https://www.wto.org/english/news_e/news15_e/ita_16dec15_e.htm