ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования 9
1.1 Категориальное восприятие речи 10
1.2 Влияние раннего языкового опыта на способность к категориальному восприятию речи. Перцептивная специализация 14
1.3 Психофизиологические показатели восприятия паттернов родного и неродного языка у детей раннего возраста 20
1.3.1 Вызванные потенциалы: определение, классификация 21
1.3.2 Эндогенный компонент вызванных потенциалов: негативность рассогласования 24
1.3.3 Особенности компонента негативности рассогласования у детей с нарушениями развития 29
1.3.4 Негативность рассогласования и изучение фонетического развития детей раннего возраста 31
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 38
2.1 Эмпирическая база исследования 38
2.2.Организация и процедура исследования 40
2.3 Характеристики стимулов 43
2.4 Регистрация ЭЭГ 47
2.5 Обработка записи ЭЭГ 51
2.6 Методы статистической обработки данных 55
ГЛАВА 3. Результаты исследования 56
3.1. Анализ вызванных потенциалов в группе детей, проживающих в биологических семьях 57
3.2 Анализ вызванных потенциалов в группе детей, проживающих в домах ребенка 62
3.3 Сравнительный анализ вызванных потенциалов 2 групп детей, проживающих в условиях различного социального окружения 67
Обсуждение результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
Список используемой литературы 77
В настоящее время большое количество исследований убедительно доказывают, что с момента рождения ребенок способен реагировать на широкий спектр стимулов, поступающих из внешнего мира. Однако в течение 1-ого года жизни происходит процесс так называемой «перцептивной специализации» (perceptualnarrowing), это приводит к тому, что постепенно с приобретением опыта реакции ребенка становятся все более и более избирательными (Kuhletal., 2009). В результате к концу 1-ого года жизни широкие потенциальные возможности ребенка к восприятию информации как бы «сужаются» и ограничиваются, это происходит за счет процесса перцептивной специализации. Такая перцептивная специализация была показана для различных модальностей – зрительной, слуховой, и, в том числе, и для процессов восприятия речи и языка в раннем возрасте (Cheouretal., 2000; Friendly, Rendall, 2013).
Работы, проведенные в данной области, показывают, что дети в возрасте до 10-11 месяцев способны различать практически все фонетические контрасты. Это свидетельствует о том, что от рождения дети чувствительны к более широкому диапазону фонетических категорий, чем их присутствует в собственном языке. Однако к концу 1-ого года жизни происходит следующее: восприятие родного языка продолжает совершенствоваться, но при этом дети начинают «вытеснять» звуки, не используемые в их родном языке. В результате этого процесса фонетическая информация, отсутствующая в окружающей среде, теряет свое значение, и к концу 1-го года жизни (в 12 мес. и старше) дети уже не могут различать фонемы неродного языка. Таким образом, в течение 1-го года жизни младенцы упорядочивают восприятие речи в соответствие с фонетическими категориями собственного языка.
На основании большого количества исследований, проведенных в данной области, в настоящее время принято считать, что «перцептивная специализация» играет критическую роль в процессе усвоения информации о фонетической системе родного языка. Языковое развитие в современных исследованиях рассматривается как целостный процесс, поэтому способность к различению паттернов родного языка в течение 1-го года жизни считается значимым предиктором процессов усвоения языка в более старшем возрасте (Kuhletal., 2009; Rivera-Gaxiola, Klarmanetal., 2005). Исследования групп детей с речевыми нарушениями показали, что существует взаимосвязь между развитием способности к восприятию и категоризации речевых стимулов в младенческом возрасте и дальнейшим речевым развитием (Kujalaetal., 2001; Näätänen, 2003; Jeffries, Everatt, 2004; Smith-Spark, Fisk, 2003; Montgomery, 2003; Kuhletal., 2005).
Так как процесс перцептивной специализации происходит под воздействием приобретаемого языкового опыта, то особенный исследовательский интерес представляют дети младенческого и раннего возраста, проживающие в домах ребенка, так как они растут в особой языковой среде. Известно также, что дети с опытом ранней психосоциальной депривации (с опытом проживания в учреждении) сильно отстают в речевом развитии от семейных сверстников, даже после длительного времени проживания в приемной семье.
Тем не менее, несмотря на значительный объем работ, проведенных в области изучения речевого развития детей с опытом институционализации, в настоящее время относительно немного известно о взаимосвязи условий неблагополучного социального окружения (депривации) и освоением речи и языка в раннем детском возрасте. В связи с этим изучение ранних этапов освоения языка является актуальным, поскольку известно, что дети с опытом ранней институционализации (неблагоприятным опытом проживания в условиях детского учреждения) сильно отстают в речевом развитии от своих семейных сверстников, даже спустя длительное время проживания в приемной семье. Анализ литературных данных свидетельствует, что работ по изучению фонетического развития у детей раннего возраста с опытом депривации не проводилось.
В связи с вышеизложенным, целью работы является изучение способностей к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в депривационных условиях детского учреждения, по сравнению с детьми, воспитывающихся в биологических семьях.
Объектом исследования является фонетическое развитие детей раннего возраста.
Предметом исследования являются особенности фонетического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях ранней психосоциальной депривации.
Данное исследование было направлено на проверку гипотезы, согласно которой у детей, проживающих в условиях депривации, будет наблюдаться атипичный процесс различения фонетических контрастов родного и неродного языка: дети из домов ребенка в возрасте старше 12 месяцев будут различать фонетические контрасты неродного языка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка.
2.Изучить способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в семьях.
3.Провести сравнительный анализ способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в условиях различного социального окружения.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые было проведено эмпирическое исследование способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в условиях детских учреждений.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования: психофизиологический метод регистрации компонента негативности рассогласования и методы математической обработки данных. В качестве методов математической обработки данных использовались критерий Хи-квадрат Пирсона, тест Колмогорова-Смирнова для проверки нормальности распределения, t-критерий Стьюдента для сравнения двух независимых выборок, многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) с повторными измерениями и многофакторного плана GLM (GeneralLinearModel), в качестве апостериорного критерия был выбран LSD Фишера. Математическая обработка данных была проведена с помощью программных пакетов SPSS 22.0 и Statistica 7.0.
Данное исследование было проведено в рамках выполнения гранта Правительства РФ «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (№14.Z50.31.0027, 01.01.2014-31.12.2016гг.).
Настоящее исследование посвящено изучению способностей к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в условиях детского учреждения, по сравнению с детьми, воспитывающихся в биологических семьях.
В приведенном литературном обзоре изложены данные о феноменах категориального восприятия речи и речевой перцептивной специализации, а также исследования по изучению фонетического развития типично развивающихся детей и детей с нарушениями развития. Также был рассмотрен метод регистрации компонента негативности рассогласования у детей младенческого и раннего возраста, которые имеют как типичное развитие, так и речевые нарушения. В завершении был представлен анализ исследований, в которых компонент НР применяется для изучения процессов перцептивной специализации и как предиктор дальнейшего языкового развития. В экспериментальном исследовании был осуществлен сравнительный анализ способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей, воспитывающихся в различных условиях социального окружения.
Полученные в работе результаты могут служить основанием для дальнейшего изучения способности детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации, к различению звуков речи.
Дальнейшие исследования могут быть направлены, с одной стороны, на изучение фонетического развития в раннем возрасте, как предиктора дальнейшего речевого развития, с другой – на поиск причин задержки речевого развития, которую демонстрируют дети, воспитывающиеся в домах ребенка.
1. Альтман Я.А. Пространственный слух СПб: Издательство Института физиологии РАН. 2011. 311 с.
2. Альтман, Я.А., Куликов Г.А. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности М.: Издательсктй центр "Академия". 2009. 288c.
3. Ахутина Т.В., Засыпкина К.В., Романова А.А. Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые данные // Вопросы психолингвистики, 2013. Вып. 17(1). С. 20-43.
4. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике Т: Издательство ТРТУ. 1997. 252с.
5. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике М: Медпресс-информ. 2003. 264с.
6. Данилова Н.Н. Психофизиология М.: Издательство Аспект-Пресс. 2004. 368с.
7. Интернет учебник по фонетике русского языка, 2015-2018. URL: http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/index1.htm(дата обращения: 18.02.2018)
8. Конькова М. Ю., Мухамедрахимов Р. Ж. Выражение эмоций на лицах детей и взрослых в процессе взаимодействия // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 34–54.
9. Королькова О.А. Эффект категориальности восприятия: основные подходы и психофизические модели // Экспериментальная психология, 2013. Том 6. № 1. С. 61–75.
10. Кропотов Ю.Д. Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия Издательство: Заславский А.Ю. 2010. 512 с.
11. Наатанен Р. Внимание и функции мозга: Учебное пособие. Перевод с английского под ред. проф. Е.Н. Соколова. М.: МГУ. 1998.560 с.
12. Пальмов О. И., Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимодействие близких взрослых и детей с синдромом Дауна в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 140–156.
13. Плешкова Н. Л. Развитие теории и системы классификации отношений привязанности у детей // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 198–220.
14. Alho K., Sajaniemi N., Niittyvuopio T., Sainio K., Näätänen R. ERPs to an auditory stimulus change in preterm and full-term infants // The Psychophysics of Brain Rhythms, 1990. Vol. 2, P. 139-142.
15. Aslin R.N., Pisoni D.B., Hennesy B.L., Perey A.J. Discrimination of voice onset time by human infants: New findings and implications for the effect of early experience // Child Development, 1981. Vol.52, P. 1135-1145.
16. Bates E., Thal D., Finlay B.L., Clancy B. Early language development and its neural correlates. In Boller F., Grafman J. (Eds.), Handbook of neuropsychology, 2003. Vol. 8. Part II. P. 342-397. Amsterdam, 2003. 1472p.
17. Best C.T. The emergence of language-specific phonemic influences in infant speech perception. In Goodman J., Husbaum H. (Eds.), The transition from speech sounds to spoken words: The development of speech perception, 1994. P.123-172. MIT Press. 872p.
18. BestC.T., McRoberts G.W., Sithole N.N. Examination of perceptual reorganization for non-native speech contrasts: Zulu click perception by English-speaking adults and infants // Journal of Experimental Psychology: Human Perception & Performance, 1988. Vol.14, P. 345–360.
19. Botting N., Conti-Ramsden G., Faragher B. Psycholinguistic markers for specific language impairment (SLI) // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2001. Vol. 42(6). P.741-748.
20. Byers-Heinlein K. High amplitude sucking procedure. In Brooks P. J., Kempe V. (Eds.), Encyclopaedia of Language Development, 2014. P.263-264. Thousand Oakes, CA: Sage Publications. 1742p.
21. Ceponiene R., Cheour M., Näätänen R. Interstimulus interval and auditory event-related potentials in children: Evidence for multiple generators // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 1998. Vol. 108, P. 345-354.
22. Cheour M., Alho K., Sainio K., Reinikainen K., Renlund M., Aaltonen O., Eerola O., Näätänen R. The mismatch negativity to speech sounds at the age of three months // Developmental Neurophysiology, 1997. Vol. 13, P. 167-174.
23. Cheour M.,Ceponiene R., Lehtokoski A., Luuk A., Allik J., Alho K., Näätänen R. Development of language-specific phoneme representations in the infant brain // Nature Neuroscience, 1998. Vol. 1, P. 351-353.
24. Cheour M., Leppänen P., Kraus N. Mismatch Negativity (MMN) as a tool for investigating auditory discrimination and sensory memory in infants and children // Clinical Neurophysiology, 2000. Vol. 111. P. 4-16.
25. Cheour-Luhtanen M., Alho K., Sainio K., Rinne T., Reinikainen K., Pohjavuori M., Renlund M., Aaltonen O., Eerola O., Näätänen R. The ontogenetically earliest discriminative response of the human brain // Psychophysiology, 1996. Vol. 33(4), P. 478-481.
26. Chugani H.T., Behen M.E., Muzik O., Juha C., Nagy F., Chugani D.C. Local Brain Functional Activity Following Early Deprivation: A Study of Postinstitutionalized Romanian Orphans // Neurology, 2001, Vol.14, Р. 1290-1301.
27. Conti-Ramsden G., Hesketh A. Risk markers for SLI: a study of young language-learning children // International Journal of Language & Communication Disorders, 2003. Vol. 38(3). P.251-263.
28. Crissey, O. L. The mental development of children of the same IQ in differing institutional environments // Child Development, 1937. Vol. 8, P. 217–220
29. Csépe V. On the origin and development of the mismatch negativity // Ear and Hearing,1995. Vol. 16(1), P. 91-104.
30. Durfee H., Wolf K. Anstaltspflege und EntwicklungimerstenLebensjahr [Institutions and development in the first year of life] // Zeitschrift fur Kinderforschung, 1933. Vol. 42(3), P. 272–320.
31. Eimas P. D., Siqueland E. R., Jusczyk P., Vigorito J. Speech Perception in Infants // Science, 1971. Vol. 171, P. 21-28.
32. Feldman N.H., Griffiths T.L., Morgan J.L. The influence of categories on perception: Explaining the perceptual magnet effect as optimal statistical inference // Psychological Review, 2009. Vol. 116(4), P. 752–782.
33. Ferri R., Elia M., Agarwal N., Lanuzza B., Musumeci S.A., Pennisi G. The mismatch negativity and the P3a components of the auditory event-related potentials in autistic low-functioning subjects // Clinical Neurophysiology, 2003. Vol. 114(9). P. 1671-1680.
34. Filippini M., Boni A., Giannotta M., Pini A., Russo A., Musti M.A., Guerra A., Lassonde M., Gobbi G. Comparing cortical auditory processing in children with typical and atypical benign epilepsy with centrotemporal spikes: Electrophysiologic evidence of the role of non-rapid eye movement sleep abnormalities // Epilepsia, 2015. Vol. 56(5), P. 726-734.
35. Friendly R.H., Rendall D., Trainor L.J. Plasticity after perceptual narrowing for voice perception: reinstating the ability to discriminate monkeys by their voices at 12 months of age // Frontiers in Psychology, 2013. Vol. 4, P. 718-724.
36. Glass E., Sachse S. Suchodoletz W. Development of auditory sensory memory from 2 to 6 years: an MMN study // Journal of Neural Transmission, 2008. Vol. 31, P. 15-27.
37. Gomot M., Giard M.H., Adrien J.L., Barthelemy C., Bruneau N. Hypersensitivity to acoustic change in children with autism: electrophysiological evidence of left frontal cortex dysfunctioning // Psychophysiology, 2002. Vol. 39(5), P. 577-84.
38. Harnad S. To Cognize is to Categorize: Cognition is Categorization. In Lefebvre C., Cohen H. (Eds.), Handbook of Categorization in Cognitive Science, 2009. P. 21-54. New York: Elsevier Press. 1245p.
39. Harnad S. Perception. In Nadel L. (Eds.), Encyclopedia of Cognitive Science, 2003. P. 118-125. Macmillan Reference Ltd. 1115p.
40. Holopainen I.E., Korpilahti P., Juottonen K., Lang H., Sillanpää M. Attenuated auditory event-related potentials (mismatch negativity) in children with developmental dysphasia // Neuropediatrics, 1997. Vol. 28(5), P. 253-256.
41. Jasper H., Report of the committee on methods of clinical examination in electroencephalography // Electroencephisiology Clinical Neurophysiology, 1958. Vol.10, P. 370-375.
42. Jeffries S., Everatt, J. Working memory: Its role in dyslexia and other specific learning difficulties // Dyslexia, 2004. Vol. 10(3), P. 196-214.
43. Johnson D.E. Long-term medical issues in international adoptees // Pediatric Annals, 2000. Vol. 29, P. 234- 241.
44. Jusczyk P.W. The High-Amplitude Sucking Technique as a Methodological Tool in Speech Perception Research. In Krasnegor, Norman A., Gottlieb, Gilbert (Eds.), Measurement of Audition and Vision in the First Year of Postnatal Life: A Methodological Overview, 1985. P.13-21. Westport: Ablex Publishing. 125p.
45. Korpilahti P., Lang H.A. Auditory ERP components and mismatch negativity in dysphasic children // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 1994. Vol. 91, P. 256-264
46. Kostilainen K., Wikström V., Pakarinen S., Videman M., Karlsson L., Keskinen M., Scheinin N.M., Karlsson H., Huotilainen M. Healthy full-term infants' brain responses to emotionally and linguistically relevant sounds using a multi-feature mismatch negativity (MMN) paradigm // Neuroscience Letters, 2018. Vol. 670, P. 110-115.
47. Kraus N., McGee T., Sharma A., Carrell T., Nicol T. Mismatch negativity event-related potential elicited by speech stimuli // Ear and Hearing, 1992. Vol. 13(3), P. 158-164.
48. Kraus N., McGee T., Carrell T., Sharma A., Nicol T. Mismatch negativity to speech stimuli in school-age children // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 1996. Vol. 44. P.173-192.
49. Kröger B.J., Birkholz P., Kannampuzha J., Neuschaefer-Rube C. Categorical perception of consonants and vowels: Evidence from a neurophonetic model of speech production and perception. In Esposito A., Esposito A.M., Martone R., Müller V.C., Scarpetta G. (Eds.), Towards Autonomous, Adaptive, and Context-Aware Multimodal Interfaces: Theoretical and Practical Issues, 2011. P. 354-361. Springer, Berlin. 987p.
50. Kujala T., Karma K., Ceponiene R., Belitz S., Turkkila P., Tervaniemi M. Plastic neural changes and reading improvement caused by audiovisual training in reading-impaired children // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, PNAS, 2001. Vol. 98, P. 10509-10514.
51. Kuhl P.K. Early Language Acquisition: Neural Substrates and Theoretical Models. In Gazzaniga M. (Eds.), The Cognitive Neurosciences, 4th edition, 2009. P. 837-854. MIT Press. 1294p.
52. Kuhl P.K. Links between social and linguistic processing of speech in preschool children with autism: behavioral and electrophysiological measures // Developmental Science, 2005. Vol. 8(1), P. 1-12.
53. Kuhl P.K., Williams K.A., Lacerda F., Stevens K.N., Lindblom B. Linguistic experience alters phonetic perception in infants by 6 month of age // Science, 1992. Vol. 255, P. 600-608.
54. Kuhl P.K., Conboy B.T., Coffey-Corina S., Padden D., Rivera-Gaxiola M., Nelson T. Phonetic learning as a pathway to language: New data and native language magnet theory expanded (NLM-e) Philosophical Transactions of the Royal Society // Biological Sciences, 2008. Vol.363, P. 979–1000.
55. Kurtzberg D., Vaughan H.G., Kreuzer J.A., Fliegler K.Z. Developmental studies and clinical application of mismatch negativity: problems and prospects // Ear and Hearing,1995. Vol. 16(1), P. 105-117.
56. Lee C.Y., Yen H.L., Yeh P.W., Lin W.H., Cheng Y.Y., Tzeng Y.L., Wu H.C. Mismatch responses to lexical tone, initial consonant, and vowel in Mandarin-speaking preschoolers // Neuropsychologia, 2012. Vol. 50(14), P. 3228-3239.
57. Leppänen P.H., Eklund K.M., Lyytinen H. Event-related potentials to change in newborns // Developmental Neuropsychology, 1997. Vol. 13, P. 175-204.
58. Leppänen P.H., Hämäläinen J.A., Guttorm T.K., Eklund K.M., Salminen H., Tanskanen A., Torppa M., Puolakanaho A., Richardson U., Pennala R., Lyytinen H. Infant brain responses associated with reading-related skills before school and at school age // Clinical Neurophysiology, 2012. Vol. 42(1-2), P. 35-41.
59. Lewkowicz D.J., Ghazanfar A.A. The emergence of multisensory systems through perceptual narrowing // Trends in Cognitive Sciences, 2009. Vol. 13(11). P. 470-478.
60. Liberman A.M., Harris K.S., Hoffman H.S., Griffith B.C. The discrimination of speech sounds within and across phoneme boundaries // Journal of Experimental Psychology, 1957. Vol. 54, P. 358–368.
61. Montgomery J.W. Working memory and comprehension in children with specific language impairment: What we know so far // Journal of Communication Disorders, 2003. Vol. 36(3), P. 221-231.
62. Näätänen R. Mismatch negativity: clinical research and possible applications // International Journal of Psychophysiology, 2003. Vol. 48, P. 179-188.
63. Orekhova E. V., Stroganova T. A., Posiker, I. N., Elam M. EEG theta rhythm in infants and preschool children // Clinical Neurophysiology, 2006. Vol. 117(5), P. 1047-1062.
64. Pang E.W., Edmonds G.E., Desjardins R., Khan S.C., Trainor L.J., Taylor M.L. Mismatch negativity to speech stimuli in 8-month-old infants and adults // International Journal of Psychophysiology, 1998. Vol. 29, P. 227-236.
65. Pisoni D. B., Aslin R. N., Perey A. J., Hennessy B. L. Some Effects of Laboratory Training on Identification and Discrimination of Voicing Contrasts in Stop Consonants // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 1982. Vol. 8(3), P. 298-314.
66. Polka L., Werker J.F. Developmental changes in perception of nonnative vowel contrasts // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 1994. Vol. 20(2), P. 421-435.
67. Pons F., Lewkowicz D.J, Soto-Faraco S., Sebastian-Galles N. Narrowing of intersensory speech perception in infancy // Proceedings of the National Academy of Sciences, 2009. Vol. 106 (26), P. 10598-10602.
68. Rivera-Gaxiola M., Klarman L., Garcia-Sierra A., Kuhl P.K. Neural patterns to speech and vocabulary growth in American infants // NeuroReport, 2005. Vol. 16, P. 495-498.
69. Rivera-Gaxiola M., Silva-Pereyra J., Kuhl P.K. Brain potentials to native and non-native speech contrasts in 7- and 11-month-old American infants // Developmental Science, 2005. Vol. 8(2), P. 162–172.
70. Rutter M. Psychological influences: Critiques, findings, and research needs // Development and Psychopathology, 2000. Vol. 12, P. 265-296.
71. Scott L.S., Pascalis O., Nelson C.A. A Domain-General Theory of the Development of Perceptual Discrimination // Current Directions in Psychological Science, 2007. Vol. 16(4), P. 197-201.
72. Shafer V.L., Yu Y.H., Datta H. The Development of English Vowel Perception in Monolingual and Bilingual Infants: Neurophysiological Correlates // Journal of Phonetics, 2011. Vol. 39(4), P. 527-545.
73. Smith-Spark J.H., Fisk J.E., Fawcett A.J., Nicolson R.I. Central executive impairments in adult dyslexics: Evidence from phonological and visuospatial working memory performance // European Journal of Cognitive Psychology, 2003. Vol. 15, P. 567-587.
74. Strange W., Jenkins J. Role of linguistic experience in the perception of speech. In Walk R.D., Pick H.L. (Eds.), Perception and experience, 1978. P.35-48. New York: Plenum Press. 872p.
75. Streeter L.A. Language perception of 2-month-old infants shows effect of both innate mechanisms and experience // Nature, 1975. Vol. 259, P. 39-41.
76. Tsushima T., Takizawa O., Sasaki M., Shiraki S., Nishi K., Kohno M., Menyuk P., Best C.T. Discrimination of English /r-l/ and /w-y/ by Japanese infants at 6-12 months: Language-specific developmental changes in speech perception abilities // Paper presented at the International Conference on Spoken Language Processing. Yokohama, Japan. 1994.
77. Trehub S. E. Infants' sensitivity to vowel and tonal contrasts // Developmental Psychology, 1973. Vol.9. P. 91 96.
78. Trehub S.E. The discrimination of foreign speech contrasts by infants and adults // Child Development, 1976. Vol. 47(1), P. 466-472.
79. Uwer R., Albrecht R., von Suchodoletz W. Mismatch Negativity to speech stimuli in language impaired children // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 1998. Vol. 205. P. 211-217.
80. Van IJzendoorn M.H., Luijk, M.P.C.M., Juffer, F. Detrimental effects on cognitive development of growing up in children’s homes: A meta-analysis on IQ in orphanages // Merrill-Palmer Quarterly, 2008. Vol. 54(3). P. 341-366.
81. Verhoeven L. Classification of Developmental Language Disorders: Theoretical Issues and Clinical Implications Pub.: Lawrence Erlbaum Associates. 2004. 463p.
82. Volkmar F. R., Paul R., Klin A., Cohen D. (Eds.) Handbook of autism and pervasive developmental disorders: Diagnosis, development, neurobiology, and behavior (3rd Eds.). 2005. US: John Wiley & Sons Inc. 1324p.
83. Vorria, P., Papaligoura, Z., Dunn, J., Van IJzendoorn M.H., Steele, H. Kontopoulou, A., Sarafidou Y. Early experiences and attachment relationships of Greek infants raised in residential group care // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2003. Vol. 44. P. 1208–1220.
84. Werker J.F., Logan J.S. Cross-language evidence for three factors in speech perception // Perception and Psychophysics, 1985. Vol. 37(1), P. 35-44.
85. Werker J.F., Desjardins R.N. Listening to Speech in the 1st Year of Life: Experiential Influences on Phoneme Perception // Current Directions in Psychological Science, 1995. Vol. 4(3), P. 76-81.
86. Werker J.F., Gilbert J.V.H., Humphrey K., Tees R.C. Developmental Aspects of Cross-Language Speech Perception // Child Development, 1981. Vol. 52(1), P. 349-355.
87. Werker J.F., Tees R.C. Developmental changes across childhood in the perception of nonnative speech sounds // Canadian Journal of Psychology, 1983. Vol.37, P. 278-286.
88. Werker J.F., Tees R.C. Cross-language speech perception: Evidence for perceptual reorganization during the first year of life // Infant Behavior and Development, 1984. Vol. 25, P. 121-133.
89. Werker J.F. Perceptual foundations of bilingual acquisition in infancy // Annals of the New York Academy of Sciences, 2012. Vol. 1251, P. 50-61.
90. Wunderlich J.L., Cone-Wesson B.K. Maturation of CAEP in infants and children: A review // Hearing Research, 2006. Vol. 212, P. 212-223.
91. Yuchun Chen, Feng-Ming Tsao, Huei-Mei Liu Developmental changes in brain response to speech perception in late-talking children: A longitudinal MMR study // Developmental Cognitive Neuroscience, 2016. Vol. 19, P. 190-199.
92. Zeanah, C.H., Smyke, A.T., Koga, S.F., Carlson, E., & the BEIP Core Group. Attachment in institutionalized and community children in Romania // Child Development, 2005. Vol. 76(5), P. 1015-1028.