Психофизиологические показатели восприятия паттернов родного и неродного языка у детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования 9
1.1 Категориальное восприятие речи 10
1.2 Влияние раннего языкового опыта на способность к категориальному восприятию речи. Перцептивная специализация 14
1.3 Психофизиологические показатели восприятия паттернов родного и неродного языка у детей раннего возраста 20
1.3.1 Вызванные потенциалы: определение, классификация 21
1.3.2 Эндогенный компонент вызванных потенциалов: негативность рассогласования 24
1.3.3 Особенности компонента негативности рассогласования у детей с нарушениями развития 29
1.3.4 Негативность рассогласования и изучение фонетического развития детей раннего возраста 31
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 38
2.1 Эмпирическая база исследования 38
2.2.Организация и процедура исследования 40
2.3 Характеристики стимулов 43
2.4 Регистрация ЭЭГ 47
2.5 Обработка записи ЭЭГ 51
2.6 Методы статистической обработки данных 55
ГЛАВА 3. Результаты исследования 56
3.1. Анализ вызванных потенциалов в группе детей, проживающих в биологических семьях 57
3.2 Анализ вызванных потенциалов в группе детей, проживающих в домах ребенка 62
3.3 Сравнительный анализ вызванных потенциалов 2 групп детей, проживающих в условиях различного социального окружения 67
Обсуждение результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
Список используемой литературы 77
ГЛАВА 1. Обзор литературы по теме исследования 9
1.1 Категориальное восприятие речи 10
1.2 Влияние раннего языкового опыта на способность к категориальному восприятию речи. Перцептивная специализация 14
1.3 Психофизиологические показатели восприятия паттернов родного и неродного языка у детей раннего возраста 20
1.3.1 Вызванные потенциалы: определение, классификация 21
1.3.2 Эндогенный компонент вызванных потенциалов: негативность рассогласования 24
1.3.3 Особенности компонента негативности рассогласования у детей с нарушениями развития 29
1.3.4 Негативность рассогласования и изучение фонетического развития детей раннего возраста 31
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 38
2.1 Эмпирическая база исследования 38
2.2.Организация и процедура исследования 40
2.3 Характеристики стимулов 43
2.4 Регистрация ЭЭГ 47
2.5 Обработка записи ЭЭГ 51
2.6 Методы статистической обработки данных 55
ГЛАВА 3. Результаты исследования 56
3.1. Анализ вызванных потенциалов в группе детей, проживающих в биологических семьях 57
3.2 Анализ вызванных потенциалов в группе детей, проживающих в домах ребенка 62
3.3 Сравнительный анализ вызванных потенциалов 2 групп детей, проживающих в условиях различного социального окружения 67
Обсуждение результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
Список используемой литературы 77
В настоящее время большое количество исследований убедительно доказывают, что с момента рождения ребенок способен реагировать на широкий спектр стимулов, поступающих из внешнего мира. Однако в течение 1-ого года жизни происходит процесс так называемой «перцептивной специализации» (perceptualnarrowing), это приводит к тому, что постепенно с приобретением опыта реакции ребенка становятся все более и более избирательными (Kuhletal., 2009). В результате к концу 1-ого года жизни широкие потенциальные возможности ребенка к восприятию информации как бы «сужаются» и ограничиваются, это происходит за счет процесса перцептивной специализации. Такая перцептивная специализация была показана для различных модальностей – зрительной, слуховой, и, в том числе, и для процессов восприятия речи и языка в раннем возрасте (Cheouretal., 2000; Friendly, Rendall, 2013).
Работы, проведенные в данной области, показывают, что дети в возрасте до 10-11 месяцев способны различать практически все фонетические контрасты. Это свидетельствует о том, что от рождения дети чувствительны к более широкому диапазону фонетических категорий, чем их присутствует в собственном языке. Однако к концу 1-ого года жизни происходит следующее: восприятие родного языка продолжает совершенствоваться, но при этом дети начинают «вытеснять» звуки, не используемые в их родном языке. В результате этого процесса фонетическая информация, отсутствующая в окружающей среде, теряет свое значение, и к концу 1-го года жизни (в 12 мес. и старше) дети уже не могут различать фонемы неродного языка. Таким образом, в течение 1-го года жизни младенцы упорядочивают восприятие речи в соответствие с фонетическими категориями собственного языка.
На основании большого количества исследований, проведенных в данной области, в настоящее время принято считать, что «перцептивная специализация» играет критическую роль в процессе усвоения информации о фонетической системе родного языка. Языковое развитие в современных исследованиях рассматривается как целостный процесс, поэтому способность к различению паттернов родного языка в течение 1-го года жизни считается значимым предиктором процессов усвоения языка в более старшем возрасте (Kuhletal., 2009; Rivera-Gaxiola, Klarmanetal., 2005). Исследования групп детей с речевыми нарушениями показали, что существует взаимосвязь между развитием способности к восприятию и категоризации речевых стимулов в младенческом возрасте и дальнейшим речевым развитием (Kujalaetal., 2001; Näätänen, 2003; Jeffries, Everatt, 2004; Smith-Spark, Fisk, 2003; Montgomery, 2003; Kuhletal., 2005).
Так как процесс перцептивной специализации происходит под воздействием приобретаемого языкового опыта, то особенный исследовательский интерес представляют дети младенческого и раннего возраста, проживающие в домах ребенка, так как они растут в особой языковой среде. Известно также, что дети с опытом ранней психосоциальной депривации (с опытом проживания в учреждении) сильно отстают в речевом развитии от семейных сверстников, даже после длительного времени проживания в приемной семье.
Тем не менее, несмотря на значительный объем работ, проведенных в области изучения речевого развития детей с опытом институционализации, в настоящее время относительно немного известно о взаимосвязи условий неблагополучного социального окружения (депривации) и освоением речи и языка в раннем детском возрасте. В связи с этим изучение ранних этапов освоения языка является актуальным, поскольку известно, что дети с опытом ранней институционализации (неблагоприятным опытом проживания в условиях детского учреждения) сильно отстают в речевом развитии от своих семейных сверстников, даже спустя длительное время проживания в приемной семье. Анализ литературных данных свидетельствует, что работ по изучению фонетического развития у детей раннего возраста с опытом депривации не проводилось.
В связи с вышеизложенным, целью работы является изучение способностей к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в депривационных условиях детского учреждения, по сравнению с детьми, воспитывающихся в биологических семьях.
Объектом исследования является фонетическое развитие детей раннего возраста.
Предметом исследования являются особенности фонетического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях ранней психосоциальной депривации.
Данное исследование было направлено на проверку гипотезы, согласно которой у детей, проживающих в условиях депривации, будет наблюдаться атипичный процесс различения фонетических контрастов родного и неродного языка: дети из домов ребенка в возрасте старше 12 месяцев будут различать фонетические контрасты неродного языка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка.
2.Изучить способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в семьях.
3.Провести сравнительный анализ способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в условиях различного социального окружения.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые было проведено эмпирическое исследование способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в условиях детских учреждений.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования: психофизиологический метод регистрации компонента негативности рассогласования и методы математической обработки данных. В качестве методов математической обработки данных использовались критерий Хи-квадрат Пирсона, тест Колмогорова-Смирнова для проверки нормальности распределения, t-критерий Стьюдента для сравнения двух независимых выборок, многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) с повторными измерениями и многофакторного плана GLM (GeneralLinearModel), в качестве апостериорного критерия был выбран LSD Фишера. Математическая обработка данных была проведена с помощью программных пакетов SPSS 22.0 и Statistica 7.0.
Данное исследование было проведено в рамках выполнения гранта Правительства РФ «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (№14.Z50.31.0027, 01.01.2014-31.12.2016гг.).
Работы, проведенные в данной области, показывают, что дети в возрасте до 10-11 месяцев способны различать практически все фонетические контрасты. Это свидетельствует о том, что от рождения дети чувствительны к более широкому диапазону фонетических категорий, чем их присутствует в собственном языке. Однако к концу 1-ого года жизни происходит следующее: восприятие родного языка продолжает совершенствоваться, но при этом дети начинают «вытеснять» звуки, не используемые в их родном языке. В результате этого процесса фонетическая информация, отсутствующая в окружающей среде, теряет свое значение, и к концу 1-го года жизни (в 12 мес. и старше) дети уже не могут различать фонемы неродного языка. Таким образом, в течение 1-го года жизни младенцы упорядочивают восприятие речи в соответствие с фонетическими категориями собственного языка.
На основании большого количества исследований, проведенных в данной области, в настоящее время принято считать, что «перцептивная специализация» играет критическую роль в процессе усвоения информации о фонетической системе родного языка. Языковое развитие в современных исследованиях рассматривается как целостный процесс, поэтому способность к различению паттернов родного языка в течение 1-го года жизни считается значимым предиктором процессов усвоения языка в более старшем возрасте (Kuhletal., 2009; Rivera-Gaxiola, Klarmanetal., 2005). Исследования групп детей с речевыми нарушениями показали, что существует взаимосвязь между развитием способности к восприятию и категоризации речевых стимулов в младенческом возрасте и дальнейшим речевым развитием (Kujalaetal., 2001; Näätänen, 2003; Jeffries, Everatt, 2004; Smith-Spark, Fisk, 2003; Montgomery, 2003; Kuhletal., 2005).
Так как процесс перцептивной специализации происходит под воздействием приобретаемого языкового опыта, то особенный исследовательский интерес представляют дети младенческого и раннего возраста, проживающие в домах ребенка, так как они растут в особой языковой среде. Известно также, что дети с опытом ранней психосоциальной депривации (с опытом проживания в учреждении) сильно отстают в речевом развитии от семейных сверстников, даже после длительного времени проживания в приемной семье.
Тем не менее, несмотря на значительный объем работ, проведенных в области изучения речевого развития детей с опытом институционализации, в настоящее время относительно немного известно о взаимосвязи условий неблагополучного социального окружения (депривации) и освоением речи и языка в раннем детском возрасте. В связи с этим изучение ранних этапов освоения языка является актуальным, поскольку известно, что дети с опытом ранней институционализации (неблагоприятным опытом проживания в условиях детского учреждения) сильно отстают в речевом развитии от своих семейных сверстников, даже спустя длительное время проживания в приемной семье. Анализ литературных данных свидетельствует, что работ по изучению фонетического развития у детей раннего возраста с опытом депривации не проводилось.
В связи с вышеизложенным, целью работы является изучение способностей к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в депривационных условиях детского учреждения, по сравнению с детьми, воспитывающихся в биологических семьях.
Объектом исследования является фонетическое развитие детей раннего возраста.
Предметом исследования являются особенности фонетического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях ранней психосоциальной депривации.
Данное исследование было направлено на проверку гипотезы, согласно которой у детей, проживающих в условиях депривации, будет наблюдаться атипичный процесс различения фонетических контрастов родного и неродного языка: дети из домов ребенка в возрасте старше 12 месяцев будут различать фонетические контрасты неродного языка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка.
2.Изучить способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в семьях.
3.Провести сравнительный анализ способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в условиях различного социального окружения.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые было проведено эмпирическое исследование способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в условиях детских учреждений.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования: психофизиологический метод регистрации компонента негативности рассогласования и методы математической обработки данных. В качестве методов математической обработки данных использовались критерий Хи-квадрат Пирсона, тест Колмогорова-Смирнова для проверки нормальности распределения, t-критерий Стьюдента для сравнения двух независимых выборок, многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) с повторными измерениями и многофакторного плана GLM (GeneralLinearModel), в качестве апостериорного критерия был выбран LSD Фишера. Математическая обработка данных была проведена с помощью программных пакетов SPSS 22.0 и Statistica 7.0.
Данное исследование было проведено в рамках выполнения гранта Правительства РФ «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (№14.Z50.31.0027, 01.01.2014-31.12.2016гг.).
Настоящее исследование посвящено изучению способностей к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей раннего возраста, проживающих в условиях детского учреждения, по сравнению с детьми, воспитывающихся в биологических семьях.
В приведенном литературном обзоре изложены данные о феноменах категориального восприятия речи и речевой перцептивной специализации, а также исследования по изучению фонетического развития типично развивающихся детей и детей с нарушениями развития. Также был рассмотрен метод регистрации компонента негативности рассогласования у детей младенческого и раннего возраста, которые имеют как типичное развитие, так и речевые нарушения. В завершении был представлен анализ исследований, в которых компонент НР применяется для изучения процессов перцептивной специализации и как предиктор дальнейшего языкового развития. В экспериментальном исследовании был осуществлен сравнительный анализ способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей, воспитывающихся в различных условиях социального окружения.
Полученные в работе результаты могут служить основанием для дальнейшего изучения способности детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации, к различению звуков речи.
Дальнейшие исследования могут быть направлены, с одной стороны, на изучение фонетического развития в раннем возрасте, как предиктора дальнейшего речевого развития, с другой – на поиск причин задержки речевого развития, которую демонстрируют дети, воспитывающиеся в домах ребенка.
В приведенном литературном обзоре изложены данные о феноменах категориального восприятия речи и речевой перцептивной специализации, а также исследования по изучению фонетического развития типично развивающихся детей и детей с нарушениями развития. Также был рассмотрен метод регистрации компонента негативности рассогласования у детей младенческого и раннего возраста, которые имеют как типичное развитие, так и речевые нарушения. В завершении был представлен анализ исследований, в которых компонент НР применяется для изучения процессов перцептивной специализации и как предиктор дальнейшего языкового развития. В экспериментальном исследовании был осуществлен сравнительный анализ способности к различению фонетических контрастов родного и неродного языка у детей, воспитывающихся в различных условиях социального окружения.
Полученные в работе результаты могут служить основанием для дальнейшего изучения способности детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации, к различению звуков речи.
Дальнейшие исследования могут быть направлены, с одной стороны, на изучение фонетического развития в раннем возрасте, как предиктора дальнейшего речевого развития, с другой – на поиск причин задержки речевого развития, которую демонстрируют дети, воспитывающиеся в домах ребенка.



