Введение 3
Глава 1. Природа экономической глобализации. Санкции как инструмент международной политики 9
1.1. Природа экономической глобализации 9
1.2. Санкционные ограничения как метод воздействия на акторов международных отношений 14
1.3. Роль ТНК как актора международных отношений в условиях экономической глобализации и санкционной политики 22
Глава 2. Анализ влияния санкционного режима на экономику РФ в период с 2014 по 2019 гг 28
2.1. Анализ международной нормативно-правовой базы санкционного режима 28
2.2. Тенденции развития основных макроэкономических показателей РФ в контексте последствий введенных санкций 33
Глава 3. Итоги наложенных санкций: анализ состояния ключевых российских компаний, разработка практических рекомендаций 40
3.1. Характеристика ключевых санкционных аспектов по отношению к крупным российским ТНК 40
3.2. Сценарии дальнейшего развития санкционного режима и их влияние на работу крупных компаний РФ 44
3.3. Рекомендации по минимизации последствий санкционного режима 47
Заключение и практическая значимость исследования 51
Ограничения и направления дальнейших исследований 52
Список литературы и источников 54
Приложения 59
Экономические санкции на протяжении долгого времени являлись и продолжают быть одним из ключевых инструментов международной политики. Зачастую они служат в качестве своего рода «наказания» для стран, которые в той или иной степени нарушают международные или двусторонние соглашения. Со стороны государств, накладывающих санкции, утверждается, что санкционный режим необходим для того, чтобы изменить процесс принятия решений политиков страны, находящейся под санкциями, в сторону более релевантных международным законодательным актам действий. Такой эффект от санкций может быть достигнут через ослабление структур политической власти или стимулирование общественных противоречий с целью инициации социальных конфликтов. Учитывая, что санкции ограничивают доступ к иностранным товарам и услугам, экономические акторы внутри страны вынуждены обращаться за помощью к своему правительству. Правительство, в свою очередь, может выдержать кризис путем целенаправленного сокращения государственного бюджета, одновременно предоставляя фискальный стимул для увеличения потока инвестиций и потребления.
Санкции, введенные против Российской Федерации странами Евросоюза и США в 2014 году на фоне украинских событий, значительным и необратимым образом повлияли на всю экосистему российского общества, а в более общем смысле - и на всю геополитическую обстановку в мире. Первоначальные ограничения имели в большей степени символический характер, нежели представляли реальную угрозу текущему экономическому положению; однако, впоследствии, с расширением санкционного списка, под их действием оказались принципиально важные для функционирования российской экономики предприятия и транснациональные корпорации. Более того, массовые ограничения, наложенные на импорт в Россию значительного перечня западных технологий, усложнили российским компаниям доступ к инновациям и, с одной стороны, должны были вызвать резкий рост внутренних инновационных проектов, а с другой - обнаружить серьезные системные проблемы во взаимодействии государственного и частного секторов и выявить существующие между различными отраслями противоречия. В данной работе мы постарались обратиться к причинам, вызвавшим трудности, с которыми столкнулись российские транснациональные корпорации (далее - ТНК) в период кризиса и рассмотреть дальнейшие перспективы выхода из кризисного положения. Мы исследуем позиции финансового сектора в период наложенных ограничений и проанализируем деятельность банков в условиях отсутствия инвестиционного потока и возможностей к кредитованию из-за рубежа.
Резкий всплеск финансовой нестабильности, который прошел вслед за падением цен на нефть и вызвал отток иностранного капитала, вынудил государство самостоятельно поддерживать пострадавшие отрасли и отдельные предприятия, изымая для этих целей деньги из резервных фондов и повышая налоги.1 Важным индикатором для исследования здесь является повышение цен на потребительском рынке и общее снижение уровня доходов населения. Так как подобные меры были вызваны необходимостью компенсации бюджетных потерь вследствие ухода зарубежных компаний с российского рынка и снижением налогооблагаемой базы и уплат пошлин этих компаний на миллиарды рублей, недоплаченных в бюджет РФ, государству необходимо было срочно искать новые источники для поддержки национально значимых предприятий и экономики в стране в целом. Все эти меры приводят к потере Россией в среднем 1,5% роста ВВП в год.2
С помощью детального изучения позиций ТНК в рамках концепции мировой экономической глобализации мы сможем понять, как введение санкций против отдельных корпораций повлияет на общий ландшафт и каким образом глобализационные процессы воздействуют на экосистему отдельных стран и регионов, значительную часть экономики которых составляют транснациональные корпорации.
Актуальность темы исследования.
Санкционная политика, проводимая государствами Евросоюза и США, является серьезным политическим событием последнего десятилетия. Оно имеет глобальный масштаб, так как напрямую затрагивает интересы большого числа стран, вовлеченных в торговлю с Российской Федерацией, или же осуществляющие в том или ином виде транзитные потоки через территорию страны. Для самой России позитивный инвестиционный климат долгое время является решающим аспектом в вопросе существования большого количества проектов, неспособных к самофинансированию или средства для которых недоступны из бюджета государства. Санкции накладывают значительные ограничения на все эти операции, а поэтому их природа, воздействие и потенциальные варианты развития требуют детального изучения с целью нивелирования их негативного эффекта и улучшения внутренних экономических процессов России, способных поддержать проблемные отрасли. Именно производственный, инновационный, инфраструктурный и потребительский потенциал развития экономики РФ стимулирует введение пакетов иностранных санкций. Данное исследование является актуальным в первую очередь из-за того, что ставит своей целью рассмотреть возможность мобилизации внутренних ресурсов для поддержки российских транснациональных корпораций в попытке не утратить свои позиции в мировом процессе глобализации в период санкций со стороны Запада.
Так как основной принцип глобализации - широкая территориальная выборка, то особенно важным представляется рассмотрение санкционных ограничений непосредственно через призму процессов экономической глобализации. Россия является активным участником таких процессов, поэтому даже частичное её исключение из глобализационной структуры вызовет «эффект домино», следствием которого в долгосрочной перспективе станут экономические проблемы стран, ранее имевших налаженные с Россией отношения. Серьезный политический кризис, вызванный войной на Украине и повлекший значительное ухудшение деловых связей и инвестиционного климата РФ позволит нам проследить в динамике, как развивались российские транснациональные корпорации в условиях, когда большая часть старых формул экономического развития и благосостояния больше не функционируют должным образом. Впоследствии мы сможем спрогнозировать, каким образом будет изменяться санкционная политика и к каким структурным изменениям придут транснациональные корпорации в условиях отсутствия привычных рынков сбыта продукции иили услуг.
Таким образом подтверждается актуальность данной работы, которая, по мнению автора, дает исчерпывающий анализ проблемных вопросов и причин их появления для транснациональных корпораций в условиях углубляющейся национальной интеграции и мировых глобализационных процессов.
Предмет и объект исследования
Предметом исследования является перечень санкций против российских транснациональных корпораций, среди которых РУСАЛ, Роснефть, Газпром, Сбербанк, ВТБ, Лукойл и ряд других, чьи кейсы будут рассмотрены лишь иллюстративно.
Объектом исследования в данной работе является санкционная политика США и Евросоюза в период 2014-2019 гг. и результаты её прямого воздействия на экономическую и политическую жизнь Российской Федерации.
Цель работы
Выделить в новых условиях повсеместной глобализации потенциальный вектор развития российских транснациональных корпораций, оказавшихся под санкциями США вследствие геополитической конъюнктуры.
Задачи работы
• Обозначить историческую основу использования санкций как метода воздействия на другое государство и оценить эффективность такого метода;
• Выделить основные характеристики, присущие санкционным режимам в условиях глобализации и определить допустимые правовые границы для введения таких режимов и одобрения их со стороны других стран;
• Оценить потенциальный ущерб, наносимый санкциями экономике РФ в период с 2014 по 2019 год;
• Составить прогноз дальнейшего развития санкционного режима и его влияния на международные глобализационные процессы;
• Выявить возможные способы регулирования экономического ущерба от санкций и новые возможности для российских ТНК.
Методологическая основа исследования
Методологическая основа определяется соответствующим характером и взаимосвязью объекта и предмета исследования, а также поставленной целью и вытекающими из нее задачами. Таким образом, в данном исследовании были задействованы следующие методы:
• метод исторической ретроспективы, применяющийся с целью поиска и систематизации информации по теме использования санкций в качестве инструмента внешней политики в прошлом;
• метод сравнительного анализа, необходимый для сопоставления различных концепций и подходов к рассмотрению роли экономической глобализации в современном обществе;
• ряд общенаучных методов, среди которых индукция, описание, обобщение, а также и специальных исторических методов - хронологического, изучение документов.
• методы ивент- и контент-анализа, в случаях, когда необходимо установление сущности рассматриваемого объекта через призму произошедших с ним событий и описательных характеристик.
Также с помощью сравнительного анализа представлялось возможным получать объективную оценку параметров российских и зарубежных ТНК до наложения санкций и после. Был применен метод структурного анализа, на основании которого рассматриваются свойства, присущие деятельности ТНК в различные периоды наложения санкций.
Источниковая база исследования
Источниковая база данной работы включает себя различные группы документов по теоретическим вопросам, содержащимся в работе, а также анализу экспертами исследуемых в работе явлений. Затрагивается вопрос правовой значимости санкционного режима и исследуется правоприменительная практика, для чего были использованы законодательные акты и постановления международных институций.
Для рассмотрения правовых аспектов международной кооперации и анализа реакции международного сообщества на санкционные ограничения использовались постановления Европейского союза, выдержки из Устава ООН, резолюции Генассамблеи. Для анализа внутренних процессов стран-акторов исследовались Указы Президента РФ, заявления Президентов США и прецеденты из области публичного права США.
Для анализа текущего состояния экономики использовались статистические данные Всемирного Банка, данные Федеральной службы государственной статистики, графики и биржевые индексы ММВБ и ресурсов Investing и tikr.ru, также аналитические материалы, опубликованные на сайте ЦБ РФ.
Для исследования отдельных событий, связанных с происходящими в санкционной политике изменениями, использовались новостные ресурсы и сайты - агрегаторы новостей, аналитические статьи и заметки.
Для рассмотрения теоретических аспектов и прогнозирования потенциального развития внешнеэкономических отношений были использованы монографии российских и зарубежных авторов, а также заключения экспертных комиссий ООН по определению глобализации и санкций.
Библиографическая база
В работе были использованы как классические исследования санкционной политики, рассматривающие санкции, как инструмент внешней геополитической активности, так и современные передовые работы, уточняющие роль санкций в глобализационных процессах. К классическим работам можно отнести труд профессора Института мировой экономики Петерсона Гэри Клайда Хафбауэра “Economic Sanctions Reconsidered”, в котором дается базовая теоретизация санкционных режимов, впоследствии заимствованная более поздними исследователями.3 Для того, чтобы рассмотреть все в достаточной степени значимые подходы к исследованию санкций, была взята работа политолога Роберта Пейпа «Why Economic Sanctions Still Do Not Work?», в которой он оспаривает тезисы, выдвинутые Хафбауэром и задается вопросом об эффективности экономических санкций.4 Помимо прочего, за основу взят труд экономиста Дэвида Болдуина, в котором он рассматривает основные события, связанные с санкциями ХХ века.5
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, разделенных на подпункты, заключение, список литературы и приложения. В первой главе дается общая характеристика, историческая оценка и обоснование воздействия инструмента санкций на международную политику; вторая глава рассматривает текущие позиции ТНК в условиях санкционных издержек; в третьей главе представлены перспективы развития и анализ последующих тенденций.
Цель данной работы, которая была обозначена во введении, можно считать успешно достигнутой благодаря последовательному выполнению задач, которые автор поставил перед собой.
Во-первых, был проведен анализ того, как экономическая глобализация привела к возникновению взаимозависимости стран от экономических санкций как инструмента для реализации национальных интересов, а также какую значимость имеют ТНК как акторы международных отношений в глобальном контексте и контексте данной работы. ТНК, являясь по своей сути, наднациональным актором, охватывают большое количество национальных рынков, что делает эти рынки уязвимыми в случае наложения санкций на транснациональные корпорации. Следовательно, при наложении санкций последствия ощущает на себе и страна-инициатор, и страна, которая находится под санкциями. В этом случае санкционный режим в условиях глобализации способен наносить урон не только национальным экономикам государств, вовлеченных в конфликт, но и всем тем, кто имеет тесные экономические связи или торговые взаимоотношения со страной-инициатором санкций и принимающим государством.
Во-вторых, автор смог охарактеризовать текущий санкционный режим с международно-правовой точки зрения на предмет уровня его соответствия международному праву. В данном случае можно сделать вывод, что правоприменительный процесс запускается зачастую с учетом размеров национальной экономики страны-инициатора, который может оказать существенное давление на остальных участников, принимающих решение о наложении коллективных санкций или легитимности тех или иных таргетированных санкций. Государство, которое имеет мощную экономику и инструменты влияния на внешнеполитической арене, с большей долей вероятности получит такое одобрение от партнеров.
В-третьих, автор охарактеризовал текущие экономические последствия для российских ТНК в контексте международных санкций, смоделировал несколько сценариев дальнейшего развития режима взаимных санкций между Россией и другими странами, а также выработал в этом свете ряд практико-ориентированных рекомендаций для российских ТНК на основе международных экономических практик, которые имеют возможность позволить российским ТНК минимизировать потери от санкционного режима и адаптировать дальнейшую стратегию развития с точки зрения бизнеса.
Автор в рамках своего анализа смог валидировать теорию, утверждающую, что экономические санкции являются веянием времени в рамках экономической глобализации. Также был проведен теоретический анализ роли ТНК на международной арене с учетом расширения тематики исследования данной хорошо изученной составляющей за счет санкционного контекста. Помимо этого, автор сделал исследование относительно соответствия текущих односторонних экономических санкций нормам международного права и смог выявить конкретные аспекты в локальном законодательстве некоторых стран, не соответствующих данным принципам.
Основываясь на теоретической работе а также анализе конкретных исторических кейсов и построении аналоговых моделей, автор выработал ряд практических рекомендаций, который при прочих правных условия позволит российским ТНК сократить издержки, связанные с неизбежным уменьшением продуктивности, сокращением рынка сбыта и иными факторами.
1. Агеева О., Ткачев И. Попавшие под санкции компании и бизнесмены получат специальные законы. / РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/15/10/2019/5da49d529a794765f8644e31 (дата обращения: 08.07.2019)
2. Афины и Тирана начали "холодную войну". Газета "Коммерсантъ" №156 от 20.08.1994 https://www.kommersant.ru/doc/87358 (дата обращения: 24.07.2019)
3. Великобритания заморозила военное сотрудничество с Россией. Forbes / URL: http://www.forbes.ru/news/252365-velikobritaniya-zamorozila-voennoe- sotrudnichestvo-s-rossiei (дата обращения: 14.04.2020)
4. Госдеп США опубликовал детали новых санкций против России.РБК / URL: https://www.rbc.ru/economics/24/08/2018/5b8009559a7947ac1b754f43 (дата обращения: 13.05.2020)
5. Индекс глобализации стран мира по версии KOF. Гуманитарный Журнал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/kof-globalization-index/info (дата обращения: 29.07.2019)
6. Капитал национальности не имеет?. Expert.ru. URL: http://expert.ru/russian reporter/2019/06/kapital-natsionalnosti-ne-imeet (дата обращения: 12.05.2020).
7. «Магнит» будет перевозить грузовики с продукцией по железной дороге URL: https://tjournal.ru/news/82964-magnit-budet-perevozit-gruzoviki-s-produkciey-po- zheleznoy-doroge (Дата обращения: 01.05.2020)
8. Миллер объявил о закрытии проекта «Южный поток». Лента.ру / URL: https://lenta.ru/news/2014/12/01/miller/ (дата обращения: 17.04.2020)
9. Павлова Е. Влияние санкций на экономику России в 2019 году / Павлова Е. / URL: http://wikibusiness.ru/vliyanie-sankcij-na-ekonomiku-rossii-v-2019-godu/ (дата обращения: 08.07.2019)
10. Под санкциями США оказалась треть мировых запасов нефти. Oil Capital. URL: https://oilcapital.ru/news/markets/29-10-2019/pod-sanktsiyami-ssha-okazalas-tret- mirovyh-zapasov-nefti (дата обращения: 25.03.2020)
11. Россия и Болгария подписали "дорожную карту" по "Южному потоку". DW. / URL: https://p.dw.com/p/ONrz (дата обращения: 17.04.2020)
12. Русская семерка. Сколько нефти осталось в России. Рамблер. / URL: https://finance.rambler.ru/economics/40711345/?utm content=fmance media&utm medium=read more&utm source=copylink (дата обращения: 22.03.2020)
13. Сергеев. Е. Новая индустриализация Россия как альтернатива её крушению . с. 147 https://cutt.ly/4yXlX1P (Дата обращения: 01.05.2020)
14. ОША блокируют активы 5 оборонных компаний РФ, включая "Алмаз-Антей". РИА Новости / URL: https://ria.ru/world/20140912/1023849119.html (дата обращения: 28.05.2020)
15. Что мешает «разморозить» шельфовые проекты? Арктические углеводородные перспективы России: технологические и геолого-экономические проблемы освоения. Neftegaz.ru URL: https://neftegaz.ru/science/booty/331679-chto-meshaet- razmorozit-shelfovye-proekty-arkticheskie-uglevodorodnye-perspektivy-rossii- tekhnologich/ (дата обращения: 13.05.2020)
...