Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративные особенности фарфора эпохи Канси и его влияние на развитие европейского прикладного искусства конца XVII - первой половины XVIII веков

Работа №124992

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Историография 6
ГЛАВА 1. Китайский фарфор периода Канси (династия Цин).17
1.1. Основные техники росписи фарфора периода Канси.23
ГЛАВА 2. Китайский экспортный фарфор в Европе.31
2.1. Китайский экспорт в конце XVII – XVIII вв и западное подражание китайскому искусству..31
2.2. Китайский фарфор в конце XVII – XVIII вв. и его экспорт в страны Европы...39
ГЛАВА 3. Сравнительный анализ экспортных изделий эпохи Канси45
3.1. Изделия китайских мастеров..45
3.2. Фарфоровый декор европейских мастеров в контексте влияния эпохи Канси..52
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Список иллюстраций 68
Иллюстрации 72


Вот уже множество столетий фарфор заслуженно считается самым совершенным видом керамических изделий, и неоценимый вклад в его появление, развитие и распространение по всему миру внесли именно китайские мастера. Для этого им понадобилось много веков кропотливой и усердной работы над эффективными способами производства, поисками лучшего натурального материала и разработкой собственных декоративных принципов. В результате на свет появилось множество изящных и искусно выполненных изделий, которые хранятся в собраниях музеев по всему миру, в том числе, и в России.
Изучение китайского фарфора – его истории развития, бытования и традиций оформления – направление как зарубежной, так и отечественной синологии, занимающее одно из важнейших мест в современной науке искусствознания. Несмотря на большой исторический пласт, который охватывает данная тема, а так же наличие плодотворных научных исследований, проблема развития фарфорового производства Китая до сих пор оставляет много вопросов для современного гуманитарного знания. Одним из таких востребованных научным сообществом, и, безусловно, блестящим этапом в истории китайского фарфора и является период Канси (1662-1722), отмеченный подъемом фарфорового производства в стране и увеличением экспорта китайской продукции в страны Европы. Об этом сложном процессе и пойдет речь в данной дипломной работе.
Такая широкая тема, посвященная взаимодействию культур Востока и Запада, является актуальной уже на протяжении нескольких десятилетий. Во второй половине XX в. изучением данной сферы занялись не только зарубежные культурологи и искусствоведы, но и отечественные, советские, ученые. Именно тогда стало понятно, что это не просто явление взаимодействия культур, но сложный пласт сообщения и передачи традиций от одного общества другому.
Актуальность работы выражается, прежде всего, в том, что она предполагает, в первую очередь, изучение истории развития китайского фарфора в указанный период, как элемента общей системы межкультурной коммуникации и отражение в этом уникального феномена китайского традиционализма. Помимо этого, тема подразумевает широкое раскрытие особенностей фарфорового производства китайскими и европейскими мастерами, а также работу над основной проблемой – выявление особенностей фарфорового производства эпохи Канси, и их влияние на развитие прикладного искусства в Западной Европе на примере изделий мастеров указанного времени.
Предметом исследования являются исторические и художественные процессы развития китайской традиции фарфора периода Канси второй половины XVII – первой четверти XVIII столетий.
Объектом изучения стали декоративные особенности изделий Канси и верификация их черт в развитии европейского фаянсово-фарфорового мануфактурного производства.
Заявленный объект исследования определил характер работы и цель, которая направлена изучение истории развития традиции китайской фарфоровой керамики, компаративный анализ изделий и выявление в них особенностей, характерных для декоративно-прикладного искусства данного периода китайской истории, и определение их художественной и исторической ценности. В ходе работы над предметным материалом, вместе с обозначенной целью, можно поставить комплекс задач для раскрытия темы:
1. Изучение научной литературы по теме и проведение подробного анализа как отечественной, так и зарубежной историографии;
2. Характеристика культурно-исторического фона рассматриваемой эпохи династии Цин (конкретно – период Канси), включая изучение специфики развития декоративно-прикладного искусства;
3. Определение места фарфора в системе национальной культуры Китая указанного периода;
4. Выявление типичных образцов китайского фарфора периода Канси, их художественных особенностей и декоративного оформления;
5. Определение специфики влияния форм и декоративных решений китайского фарфора развитие приемов декорирования в европейском прикладном искусстве;
6. Выделение типичных образцов европейского фарфора, выполненных в «китайской» манере.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Китайский фарфор – не просто вид декоративно-прикладного искусства, это целая энциклопедия жизни, искусства, литературы и мифологии, истории, традиционных праздников и обрядов народа. Все это нашло отражение в росписи по фарфору, форме и декоративном решении изделий. Самым необычным и ярким явлением в его истории считается период XVII – XVII вв., так как именно в это время прикладное искусство оказалось теснейшим образом связано с трудными историко-культурными изменениями, которые происходили в Китае.
Выбранный для рассмотрения в работе хронологический период правления Канси (1662-1722) охватывает такие процессы в историческом развитии, как начало, становление и расцвет новой правящей династии Китая – династии Цин, и все связанные с этим перемены в производстве фарфора.
Особенность данной эпохи заключается в том, что, наряду с сохранением традиционных устоев, даже в переломные моменты истории происходит смена приоритетов в искусстве. И именно фарфор отразил процессы, связанные с демократизацией культуры в целом. Это, в свою очередь, проявилось в необыкновенно широком распространении фарфора среди всех слоев населения, в изменении его облика, в обогащении сюжетной основы и декорировки. Целый ряд произведений с росписью можно рассматривать как подробные иллюстрации к известным литературным произведениям и историческим событиям.
Можно заметить, что этот вид искусства был связан с технологическими достижениями в производстве, а они в свою очередь являлись следствием экономической и политической стабильности в стране. Развитие технологии давало возможность расширения художественного языка, делая его подвижным и вариативным, поэтому особенности керамического производства также можно считать атрибутивными признаками.
Начало взлета династии Цин прямо отразилось на сложном волнообразном развитии художественных тенденций. В первом же его периоде получилось выявить сложные пути формирования стиля, художественного облика изделий, строящегося на поразительном разнообразии форм, принципов декора, богатстве колорита. Однако одной из главных задач мастеров стал экспорт изделий в Европу. Это породило целый ряд изменений как в европейском, так и в китайском искусстве.
Расцвет шинуазри XVII-XVIII веков на Западе непосредственно связан с придворным искусством, причем увлечение Китаем в Европе прошло через ряд этапов: от коллекционерства привозных произведений и копирования их – до стилизаций в русле господствующих в определенное время направлений западного искусства. Поэтому тот вариант шинуазри, который существовал в рамках «большого стиля» (сочетавшего черты барокко и раннего классицизма) в эпоху Людовика XIV (1643-1715), значительно отличается от интерпретаций в русле «малого стиля» (рококо) периода Регентства и правления Людовика XV (1715-1774) или же от художественных версий «китайщины», предложенных мастерами неоклассицизма в годы правления Людовика XVI (1774-1792).
Когда век Людовика XIV, главного вдохновителя раннего западного шинуазри, сменился периодом Регентства, а затем и реальным царствованием Людовика XV, замечательным по своей расточительности и прошедшим под знаком непрерывного праздника, жизни ради удовольствий, напоминавшим великолепие эры Цяньлун, стиль шинуазри в Европе достиг, наконец, вершины в своем развитии. Искусство середины века извлекло из «китайской темы» максимум возможного, чтобы исчерпать ее и перейти к другим (греко-римским) источникам вдохновения.
Стилизации шинуазри в европейском искусстве XVII –XVIII веков отражают дух времени, когда в результате Великих географических открытий предыдущей эпохи система коммуникаций пронизала мир. Период расцвета «китайского стиля» прошел для Запада под знаком приобретения богатств посредством международных торговых операций в Китае и других странах Востока и блестящих трат приобретенного на «радости жизни», что стало возможным также в результате этой торговли.
Европейские вариации шинуазри XVII-XVIII веков обычно не были адекватной интерпретацией Востока. Они предстают западной по форме фантазией, игравшей декоративными мотивами и вещами, романтической в той своей части, которая относилась к искусству, и практической там, где искусство смыкалось с художественной индустрией. «Продуктами» шинуазри XVIII века можно считать целые виды европейского искусства, в частности, лаки и фарфор, которые, наряду с другими новшествами, полученными из китайского источника, так прочно вошли в быт Запада и были усвоены настолько полно, что сам факт заимствований скоро позабылся.
Явление шинуазри, образовавшее в художественной культуре Европы тонкий сплав с быстро сменявшими друг друга стилями (барокко, рококо, классицизмом) в действительности означает первую последовательную попытку Запада и Востока найти общий художественный язык. Хотя адекватная интерпретация Китая в произведениях западных мастеров XVII–XVIII веков обычно подменялась стилизациями, эффектно сочетавшими экзотичность и театральную условность, явление шинуазри способствовало включению произведений восточного искусства в европейскую художественную систему с ее пониманием синтеза искусств. При этом Запад получил из нового источника опыт, наиболее продуктивно примененный в XVIII столетии художниками рококо и использованный позднее для трансформаций европейского искусства мастерами модерна.
Именно в этом прослеживается главное влияние китайского фарфора, особенно изготовленного в период Канси, на европейское искусство. Начинавшееся как обычная торговля, это явление переросло в тесное взаимоотношение двух разных культур, и позволило и той и другой стороне взять для себя новые особенности.



1. Арапова Т.Б. Основные тенденции развития фарфорового производства в Китае периода Канси. IV научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады, вып. I, М., 1973. С. 224-230.
2. Арапова Т.Б., Кудрявцева Т.В. Дальневосточный фарфор в России. XVIII- начало XX в. (каталог выставки ГЭ). СПб., 1994
3. Арапова Т.Б. Какими видели друг друга китайцы и европейцы в XVIII вв. XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Доклады и тезисы. М., 1982. С. 195-198.
4. Арапова. Т.Б. Китайские изделия художественного ремесла в русском интерьере XVII — первой четверти XVIII в. К истории культурных контактов Китая и России XVII-XVIII вв. Труды государственного Эрмитажа. Т. XXVII. Культура и искусство народов Востока. 9.// Л.: Искусство. 1989. С. 109-123.
5. Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа (кон. XIV первая треть XVIII вв.). Каталог. Л., 1977. С. 156.
6. Арапова Т. Б. Китайский фарфор конца XIV первой трети XVIII вв. Автореферат диссертации. М., 1974. С. 41.
7. Арапова Т.Б. Символико-благопожелательные композиции в росписях китайского фарфора конца XIV первой трети XVIII вв. Научные сообщения ГМИНВ. Вып. IX, М. 1977. С. 301-320.
8. Белозерова В.Г. Проблема демаркации религиозного и светского искусства в культуре Китая //Восток-Россия-Запад. Мировые религии и искусство, ГЭ. СПб., 2001, с. 24-27
9. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков. Ленинград, 1971.
10. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. СПб., 1840.
11. Богачихин М.М. Керамика Китая. М. 1998. С. 320.
12. Васильев Л.С. Древний Китай. М., 1995, т. 1
13. Вестфален Э. Х. Путеводитель по I филиалу (б. Музей Штиглица). Л., 1929. С. 30.
14. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М., 1979 (МИИ). 340 с.
15. Виноградова Н.А. Искусство Китая. Всеобщая история искусств М. 1966. [Эл. Ресурс]: URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st021.shtml
16. Георгиевский С. Принципы жизни Китая. СПб., 1888
... Всего источников –37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ