ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ И ИГРОВЫМ КИНО
1.1. Документалистика как вид образной публицистики
1.2. Взаимодействие документального и игрового кино. Жанры документального кино
1.3. Методы создания документальных фильмов. Целесообразность применения художественных приемов в документальном фильме
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ
2.1. Пластическая выразительность кадра
2.2. Динамика экрана
2.3. Изобразительно-звуковой образ.
ГЛАВА 3. РАБОТА АВТОРА НАД ФИЛЬМОМ «ОСТРОВ»
3.1. Концепция короткометражного фильма "Остров"
3.2. Использование художественных приемов в фильме "Остров"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФИЛЬМОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Документальные фильмы являются особенным жанром в киноиндустрии. Если художественный (или игровой) фильм - это воссоздание действительности в игровой форме, то документальный - это и есть сама реальность.
Документальный фильм - вид кинематографа. Документальным называется такой фильм, в основу которого легли съемки подлинных лиц и событий.
Именно поэтому данный жанр был востребован во все времена. Первый документальный фильм появился еще в 19 веке, когда братья Люмьер сняли короткометражную картину "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". Собственно, именно с документалистики и взял свое начало весь кинематограф. На сегодняшний день только в России существует более десятка фестивалей, посвященных именно документальным лентам. Это говорит о неослабевающей, а только возрастающей популярности данного жанра у зрителей.
В задачи документалистики входят: обучение и просвещение (учебные фильмы), исследование (географические, исторические, этнографические и т.д.), пропаганда (науки, религии, политической системы и т.д.), хроника, а также публицистика. По словам Хью Бэдли все эти задачи объединяет главная: "рассказать нам о мире, в котором мы живем". Таким образом, первостепенной миссией документалистики является информирование. Однако с развитием жанра стало ясно, что документальные фильмы призваны не только документировать реальность, но и за счет специфики своего создания формировать отношение людей к освещаемой теме.
Актуальность работы обусловлена тем, что документальное кино занимает одно из лидирующих мест в создании образа своего времени. Почти каждый телеканал имеет в своей сетке вещания документальные фильмы или проекты. В зависимости от жанра документальной ленты, в ней превалируют те или иные средства художественной выразительности, которые документалистика почерпнула из игрового кино. Изучение этих приемов важно как для теории, так и для практики создания документальных фильмов.
Новизна исследования заключается в том, что в работе систематизированы методы и приемы создания художественного образа, используемые в современной документалистике, выявлены особенности этих приемов, а также их смысловая и художественная целесообразность. Кроме того, новизной данной работы стало создание собственного короткометражного документального фильма "Остров", в котором автор применил некоторые из художественных приемов.
Цель работы − выявить, описать и охарактеризовать приемы, направленные на создание художественного образа в современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также на примере собственного фильма показать их значимость в создании художественного образа на экране.
Поставленная цель определила следующие задачи:
• исследовать традиции использования в документалистике художественных приемов;
• выявить предпосылки и факторы, влияющие на использование художественных приемов в современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также рассмотреть их на целесообразность использования;
• типологизировать основные художественные приемы, используемые в структуре документальных фильмов;
• обосновать использование художественных приемов в собственном документальном проекте.
Объект исследования − отечественные и зарубежные документальные фильмы, созданные в период с 2000 по 2016 год, в которых активно используются художественные приемы.
Предмет исследования − целесообразность использования художественных приемов в современной отечественной и зарубежной документалистике.
Научно-теоретическую базу работы составили труды Нечай О.Ф. и Ратникова Г.В., Горюновой Н.Л., Беляева И.К., М.Рабинера, А.Розенталя, Дробашенко С.В. и др. Исследование было бы неполным без обращения к опыту известных режиссеров как документального, так и игрового кино. Среди них стоит выделить Д.Вертова, С.Эйзенштейна, А.Митта и других.
Эмпирическую базу составили такие отечественные фильмы как "Счастливые люди" (2008), "Написано Сергеем Довлатовым" (2012) и др. А также зарубежные документальные ленты: "Самсара" (2011), "Коммуналка" (2008), "Эми" (2015) и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Исследование специфики использования художественных приемов в документальных фильмах позволяет сделать вывод о том, что знание правильного вплетения их в структуру картины имеют крайне важное значение для профессиональной деятельности режиссера-документалиста, а также журналиста (автора), который намерен осветить общественно-значимую проблему посредством документального фильма.
Выбор каждого художественного приема обусловлен задачами и целью, которые преследует автор документального фильма. Кроме того, в зависимости от выбора жанра документального фильма напрямую зависит возможность использования конкретных приемов создания экранного образа. Исходя из рассмотренных примеров современных документальных фильмов, можно сделать вывод, что один и тот же художественный прием может по-разному раскрыть замысел автора: усилить его позицию, а также акцентировать внимание зрителя на отдельной детали.
Кроме того, можно утверждать, что с развитием технических возможностей расширилась и палитра приемов создания художественного образа в документальном фильме. Наряду с этим возросли и требования зрителей, предъявляемые к аудиовизуальным произведениям. Теперь автору-документалисту недостаточно просто зафиксировать факт и показать его на экране, соблюдая причинно-следственные связи. Успех современного документального фильма у публики зависит и от умения режиссера заинтересовать зрителей драматургией фильма, его композицией, экранными образами, насыщенностью художественными приемами. Так как, исходя из утверждения, что рамки между игровым и документальным фильмом с каждым годом становятся все более незаметными, критерии зрителя к выполнению документальной картины не менее жесткие, чем к художественному фильму.
Таким образом, цель данной работы была достигнута за счет выполнения поставленных задач. Мы структурировали основные художественные приемы на несколько групп, что позволило нам сделать вывод об особой специфике употребления каждого из приемов. Также мы рассмотрели использование каждого приема на примерах современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также на примере создания собственного проекта. Это позволило сделать вывод о том, что в практике киношкол по всему миру использование тех или иных художественных приемов имеет практически одни и те же цели. Поэтому тщательное изучение каждого художественного приема имеет важное значение как для теоретиков кино и телевидения, так и для практиков. Так как от целесообразного их использования напрямую зависит мнение зрителей об освещаемой теме.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Беркли, 1954;
2. Арнхейм Р. О природе фотографии/ Новые очерки по психологии искусства. М., 1954;
3. Белинский В.Г. Поли. Собр. Соч.: В 13-ти т. – М., 1954, т.4.;
4. Беляев И.К. Спектакль документов: Откровения телевидения. М., Гелеос, 2005;
5. Беляева И.К. Введение в режиссуру/Курс для документалистов. М., 1998;
6. Бэдли Х. Техника документального кинофильма / Пер. с англ. Ю. Л. Шер. — М.:Искусство, 1972;
7. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004;
8. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1981;
9. Всеобщая история искусств. М.-Л., Искусство, 1948;
10. Головня А. Операторское искусство. М., ВГИК, 1976;
11. Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. Учебное пособие в 3 ч. – М., 2000;
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – СПб. – М.: Товарищество М.О. Вольф, 1909. – Т.4.;
13. Дробашенко С.В. Феномен достоверности. М., 1972.;
14. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. Часть 28. М., 1992;
15. Ковалева А.В. Методы и приемы создания документального фильма. Магистерская диссертация. СПб., 2015;
16. Комаров С. Немое кино. История зарубежного кино. М.: Искусство,1965;
17. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974;
18. Кракауэр З. Теория фильма (Природа фильма). Нью-Йорк, 1960;
19. Митта А. Между адом и раем. М.: АСТ, 2012;
20. Нечай О.Ф. , Ратникова Г.В. Основы киноискусства. Минск, 1985;
21. Никифоров А.Г. Очерк в кино. М.: Искусство, 1962;
22. Новейшая история отечественного кино. 1986 – 2000. Кинословарь. В 3 ч.;
23. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. «Эль-Соль», 1925;
24. Ортега-и-Гассет Х. О точке зрения в искусстве. Мадрид, 1924;
25. Пронин А.А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. СПб., 2016;
26. Пудовкин Вс. Собр. соч. М., Искусство, 1974. Т. 1.;
27. Рабигер М. Режиссура документального кино и "Постпродакшн". М., 1999;
28. Розенталь А. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. М., 2009;
29. Фелдман Дж. и Г. Динамика фильма. М., Искусство, 1959;
30. Философская энциклопедия. – М., 1967, т.4.;
31. Эйзенштейн С.М. Избр. Статьи;
32. Эйзенштейн С.М. Собр. соч. в 6 т. М., Искусство, 1964. Т.3.;
33. Эйзенштейн С.М. Собр. соч. в 6-т. М., Искусство, 1964. Т.2.;
Электронные источники
34. "Нанук с Севера"// Интернет-портал Кинопоиск.ру - http://www.kinopoisk.ru/film/79740/ (дата обращения 12.02.2016)
35. GoPro//Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/GoPro (дата обращения 10.03.2016 )
36. Mocumentary: история вопроса // Интернет-версия журнала «Сеанс». 1990-2016 - http://seance.ru/n/32/mockumentary/mocumentary/ (дата обращения 18.03.2016)
37. Боевик Бекмамбетова "Хардкор" получил приз кинофестиваля в Торонто (21.09.2015)// Интернет-портал Newsru.com - http://www.newsru.com/cinema/21sep2015/hrdcrbzlvs.html (дата обращения 21.04.2016)
38. Городские пижоны//Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Городские_пижоны_(телепрограмма) (дата обращения 19.03.2016)
39. Грачева Е. "Сеанс №32" Недостаточно реальности/Жизнь и кино Роберта Флаерти// Интернет-версия журнала "Сеанс" 1990-2016 - http://seance.ru/n/32/portret-flaerty/zhizn-ikino-roberta-flaerti/ (дата обращения 14.03.2016)
40. Документальное как новое игровое - статья (28.11.2013)// Интернет-журнал Colta.ru - http://www.colta.ru/articles/cinema/1336 (дата обращения 17.10.2015)
41. Документальное кино//Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Документальное_кино (дата обращения 10.03.2016)
42. Документальные фильмы 3D// Цифровые коллекции фильмов - http://www.coolhd.ru/articles/21 (дата обращения 25.04.2016)
43. Запечатленное время// Медиа-архив "Андрей Тарковский". 2008 - http://tarkovskiy.su/ (дата обращения 12.03.2016)
44. Искусство кино//архив 2012 г. №1 январь - http://kinoart.ru/archive/2012/01/dziga-vertov-dialektika-kinoveshi (дата обращения 11.02.2016)
45. Нарратор// Словари и энциклопедии на Академике - http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/22898/ (дата обращения 13.04.2016)
46. Познин В.Ф. Современные СМИ: между правдой и вымыслом//Медиаскоп - 2014 - http://www.mediascope.ru/?q=node/1513 (дата обращения 15.04.2016)
47. Портал российского документального кино// Вертов.RU - http://www.vertov.ru/ (дата обращения 12.02.2016)
48. Развитие телевизионной публицистики// Студопедия - http://studopedia.org/4-26213.html (дата обращения 23.01.2016)
49. Рузаев Д. Интервью с режиссером Джошуа Оппенхаймером (15.11.2013)// Интернет-журнал Colta.ru - http://www.colta.ru/articles/cinema/1150 (дата обращения 21.03.2016)
50. Стереокинематограф//Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Стереокинематограф (дата обращения 11.02.2016)
51. Трокай М. Интервью с режиссером Л.Р.Хельмрихом (25.09.2015)// Интернет-портал Zvezda.RU - http://zvzda.ru/interviews/89a7037e4d8c (дата обращения 24.03.2016)
52. Феномен восприятия» - интервью с С.Лозницей, автор И.Васильева// Эл.журнал «Сеанс» №25/26, 2005 - http://seance.ru/n/25-26/vertigo/fenomen-vospriyatiya/ (15.03.2016)
53. Ходорыч А. Статья в газете Коммерсант.Деньги (16.07.2009)// Вертов.RU - http://vertov.ru/news/618/index.html (дата обращения 15.05.2016).
54. Художественный фильм//Википедия - https://ru.wikipedia.org/Художественный_фильм (дата обращения 10.03.2016)
Фильмография
«900 дней» (реж. Д.Гортер, Нидерланды, 2011 г.)
«Joy Division» (реж. Г.Ги, Великобритания, США, 2007 г.)
«The Doors. When you are strange» (реж. Т.ДиЧилло, США, 2009 г.)
«Антон тут рядом» (реж. Л.Аркус, РФ, 2012 г.)
«Атлантида Русского Севера» (реж. С.Горленко, РФ, 2015 г.)
«Боб Марли» (реж. К.Макдональд, США, Великобритания, 2012 г.)
«В поисках Вивиан Майер» (реж. Д.Малуф, Ч.Сискел, США, 2013 г.)
«В поисках Сахарного Человека» (реж. М.Бенджеллуль, Швеция, Великобритания, Финляндия, 2012 г.)
«Ван Гог: Портрет, написанный словами» (реж. Э.Хаттон, Великобритания, 2010 г.)
«Величайший фильм из всех когда-либо проданных» (реж. М.Сперлок, США, 2011 г.)
«Военный фотограф» (реж. К.Фрай, Швейцария, 2001 г.)
«Выход через сувенирную лавку» (реж. Бэнкси, Великобритания, 2010 г.)
«Город звука» (реж. Д.Грол, США, 2013 г.)
«Двойная порция» (реж. М.Сперлок, США, 2004 г.)
«Джимми Хендрикс: Неоконченная история» (реж. С.Восберг, США, 2004 г.)
«Дух в движении» (реж. С.Гевейлер, С.Кучер, Ю.Бывшева, РФ, 2015 г.)
«Здорово и вечно» (реж. Н.Чумакова, А.Цирлина, РФ, 2014 г.)
«Зима, уходи!» (реж. А.Жиряков, Д.Кубасов и др., РФ, 2012 г.)
«Искусство полета 3D» (реж. К.Морган, США, 2011 г.)
«Как я дружил в социальной сети» (реж. Г.Джуст, Э.Шульман, США, 2010 г.)
«Канатоходец» (реж. Д.Марш, Великобритания, США, 2007 г.)
«Кобейн: Чертов монтаж» (реж. Б.Морген, США, 2015 г.)
«Коммуналка» (реж. Ф.Югье, Франция, 2008 г.)
«Лемми» (реж. Г.Олливер, У.Оршоски, США, 2010 г.)
«Лицо супермодели: Тогда и сейчас» (реж. Т. Гринфилд-Сандерс, США, 2012 г.)
«Малыши» (реж. Т.Бальмес, Фр., 2010 г.)
«Мы» (реж. А.Пелешян, СССР, 1969 г.)
«Нанук с Севера» (реж. Р.Флаэрти, США, Фр., 1922 г.)
«Написано Сергеем Довлатовым» (реж. Р.Либеров, РФ, 2012 г.)
«Наш век» (реж. А.Пелешян, СССР, 1983 г.)
«Ночной кошмар» (реж. Р.Ашер, США, 2015 г.)
«Океаны» (реж. Ж.Перрен, Ж.Клюзо, Фр., Исп., США, 2009 г.)
«Пина: Танец страсти в 3D» (реж. В.Вендерс, Герм., Фр., Великобритания, 2011 г.)
«Приготовьтесь, будет громко» (реж. Д.Гуггенхайм, США, 2009 г.)
«Рожденные в СССР. Семилетние» (реж. С.Мирошниченко, Великобритания, 1991 г.)
«Рожденные в СССР. Четырнадцатилетние» (реж. С.Мирошниченко, Великобритания, 1998 г.)
«Рожденные в СССР: 21 год» (реж. С.Мирошниченко, Великобритания, 2005 г.)
«Рожденные в СССР: 28 лет» (реж. С.Мирошниченко, РФ, Великобритания, 2012 г.)
«Самсара» (реж. Р.Фрике, США, Индонезия и др., 2011 г.)
«Свалка» (реж. Л.Уокер, Бразилия, Великобритания, 2010 г.)
«Соль Земли» (реж. Д.Рибейру Сальгаду, В.Вендерс, Фр., Ит., Бразилия, 2014 г.)
«Старше на 10 минут» (реж. Г.Франк, СССР, 1978 г.)
«Счастливые люди» (реж. Д.Васюков, РФ, 2008 г.)
«Тинейдж» (реж. М.Вульф, США, Германия, 2013 г.)
«Труба» (реж. В.Манский, РФ, Чехия, Германия, 2013 г.)
«Тут вам не Калифорния» (реж. М.Персель, Германия, 2012 г.)
«Хардкор» (реж. И.Найшуллер, РФ, США, 2015 г.)
«Эми» (реж. А.Кападиа, Великобритания, США, 2015 г.)