Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОССИЙСКО-МАРОККАНСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №124957

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Характеристика российско-марокканского торгово-экономического сотрудничества в XXI веке 8
1.1. Торгово-экономическое сотрудничество: основы характеристики 8
1.2. Характеристика состояния российско-марокканского торгово-инвестиционного сотрудничества 15
1.3. Нормативно-правовая база российско-марокканского двустороннего сотрудничества 21
2. Механизимы углубления межгосударственного российско-марокканского сотрудничества 25
2.1. Работа Межправительственной Смешанной Российско-Марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству 25
2.2. Деятельность российско-марокканских рабочих групп 29
2.3. Российско-марокканское сотрудничество по линии частного сектора 34
3. Перспективные направления российско-марокканского сотрудничества 43
3.1. Реализация крупных инфраструктурных проектов в энергетической и транспортных сферах 43
3.2. Сотрудничество в сфере сельского хозяйства и туризма 58
3.3 Существующие барьеры в торгово-экономическом российско-марокканском сотрудничестве и варианты их решения 65
Заключение 70
Список источников и Литературы 72
Список Источников 72
Список Литературы 75
Приложение 79

На текущем этапе своего развития Российская Федерация оказалась в сложной международной ситуации. Политика санкций, проводимая Западными странами, безусловно, оказывает негативное влияние на развитие российского государства. В сложившихся непростых внешнеполитических условиях необходимо найти адекватную замену европейским товарам и услугам. Для реализации заявленной задачи российские внешнеполитические институты проводят активную работу по переориентацию российской внешнеэкономического курса на другие мировые рынки. В этой связи на наш взгляд достаточно перспективным направлением сотрудничества является построение тесных торгово-экономических отношений с Королевством Марокко.
Начало российско-марокканским связям было положено еще в конце 1777 года. Инициатором сближения с Российской Империей выступил султан Марокко Мухаммед III бен Абдаллах, предложивший российской императрице Екатерине II установить контакты и наладить торговый обмен между двумя империями. После соответствующего обмена грамотами в июле 1778 г. султан выразил готовность принять в Марокко представителя императрицы.
В ноябре 1897 г. было учреждено Генеральное консульство Российской империи в городе Танжере во главе с опытным дипломатом В. Бахерахтом в ранге министра-резидента. В настоящее время именно 1897 год считается отправной точкой начала российско-марокканских дипломатических отношений. В этой связи в мае 1998 г. отмечался столетний юбилей установления дипотношений между Россией и Марокко, состоялся обмен поздравительными телеграммами между главами государств и Министерств иностранных дел.
В структуре внешней торговли России по итогам 2016 года Марокко заняло второе место после Египта, и продолжает оставаться вторым торговым партнером Российской Федерации на Африканском континенте. Средний экономический рост Королевства составляет 4,5 %, Экономика Марокко занимает 5 место по объемам ВВП среди стран Африканского континента. Внутренний валовый продукт Марокко по итогам 2016 года составил 100 млрд. долл. США.
С географической точки зрения Королевство Марокко является крайне важным партнером для России в силу своего расположения: Посольство России в Марокко является самым “западным”. Более того Королевство имеет выход как в Средиземное море так и в Атлантический океан. В этой связи Марокко может стать для Российской Федерации, принимая во внимание актуальную расстановку сил на международной арене, перспективным направлением для кооперации как в торгово-экономическом, так и, возможно, в военном плане.
Марокко зарекомендовало себя как стабильного, с политической точки зрения, партнера в силу особенности формы государственного правления – парламентская монархия, не поддавшегося на провокацию событий «арабской весны».
Целью данного исследования является выявления особенностей развития двусторонних российско-марокканских торгово-экономических отношений на современном этапе.
Задачи исследования:
- дать характеристику текущему состоянию российско-марокканского торгово-экономического сотрудничества;
- определить механизмы углубления торгово-экономического сотрудничества;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу торгово-экономического сотрудничества;
- выделить перспективные направления развития торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.
Предметом настоящего исследования является российско-марокканское торгово-экономическое сотрудничество.
Объект исследования – процесс формирования и реализации торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Марокко, а также факторы, определяющие его развитие.
Актуальность исследования определяется необходимостью расширения вектора российской внешнеторговой политики. Здесь нам видится перспективным развитие сотрудничества с регионом Ближнего Востока и Северной Африки, а в частности с Королевством Марокко. В этой связи, стоит принять во внимание ту международную обстановку, в которой оказалось наше государство, а также первый за последние 10 лет визит на высшем уровне Короля Марокко Мухаммеда VI в Москву в марте 2016 года, в рамках которого был подписан целый ряд двусторонних документов, существенно расширяющий возможности межгосударственного сотрудничества, на наш взгляд, в ближайшей перспективе российско-марокканское сотрудничество перейдет на новый уровень. Кроме того, актуальность работы обусловлена и тем, что как в российской̆, так и в зарубежной̆ историографии практически отсутствуют комплексные, фундаментальные исследования, посвященных заявленной теме.
Степень разработанности темы. В российской научной литературе не присутствует большого количества исследований по теме российско-марокканского сотрудничества. Здесь мы могли бы выделить работы, Фаязова С.С, А.А. Ткаченко, посвященные политическим аспектам отношений между нашими странами.
Однако последние статьи, посвященные российско-марокканским отношениям, датируются 2008 г. и не могут дать актуальную оценку проистекающих событий.
В.В Куделева в своих работах дает обзор внутриполитических событий региона, однако не затрагивает вопросы торгово-экономического сотрудничества.
Здесь мне бы также хотелось выделить статью марокканского ученого Хамида Эль Каида, в которой автор рассматривает общие ключевые аспекты двустороннего сотрудничества. Также хотел бы обратить внимание на отчет Посольства Марокко в России, в котором, несмотря на общую характеристику взаимоотношений между нашими странами, указываются основные пути развития торгово-экономического сотрудничества с точки зрения марокканской стороны.
Одновременно вопросы российско-марокканского сотрудничества рассматривались в кандидатской диссертации И. Эррашиди, в которой автор исследует через призму внешнеполитических интересов Королевства Марокко возможность сотрудничества с Российской Федерацией. Однако, в указанном исследовании отношениям с Россией автором уделяется только один пункт, в котором анализируется в основном политическая повестка сотрудничества.
Затрагивая вопрос интерпретации заявленной темы настоящего исследования в зарубежных публикациях, мы также можем отметить практическое отсутствие научных исследований. В большинстве своем западные и восточные ученые рассматривают российско-марокканское сотрудничество через призму взаимоотношений Российской Федерации с регионом Ближний Восток Северная Африка в целом. В этой связи стоит отметить работу Россия и страны Магриба А. Саафа, в которой автор достаточно кратко дает характеристику состоянию межгосударственного сотрудничества в том числе и по торгово-экономическому треку между Российской Федерацией и государствами региона Ближний Восток Северная Африка.
Периодические издания Марокко и России» и другие содержат статьи, характеризующие уже завершенные моменты, и зачастую дублируют друг друга.
Таким образом, количество научных трудов на русском, французском, английском языках, посвящённых исследованию российско-марокканских торгово-экономических отношений достаточно невелико. Кроме того, они не предоставляют абсолютного и цельного анализа заданной проблематики. Проведённыӗ анализ научной̆ литературы показывает, что практически отсутствуют комплексные исследования торгово-экономического сотрудничества между Россией и Марокко.
Затрагивая вопрос источниковой базы исследования, нами будут проанализированы статистические данные ФТС России, отчеты и письма Посольства и Торгового представительства Российской Федерации в Королевстве Марокко, протоколы заседаний российско-марокканской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, Постановления Правительства Российской Федерации, двусторонние договоры, а также отчеты российских и марокканских министерств и ведомств.
Методология исследования основывается на диалектическом и системном подходах изучению явлений и процессов, качественной и количественной оценке экономических явлений, а также методе сравнительного анализа и контент-анализа. Кроме этого, автором был использован метод прогнозирования для выявления перспектив развития заявленного процесса.
Структура исследования построена по проблемно-хронологическому принципу, в соответствии с целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение сформулируем основные выводы, полученные в результате настоящего исследования.
В настоящее время двустороннее сотрудничество между нашими странами находится в состоянии подъема. Марокко является одним их ключевых партнеров Российской Федерации на Африканском континенте. В я 2016 году в сравнении с аналогичным периодом 2015 года товарооборот России с Марокко увеличился на 27,3 % и составил 1,291 млн. долл. США. Экспорт в 2016 году вырос по сравнению с 2015 годом на 32 % и составил 724,6 млн. долл. США, а импорт увеличился на 21 % до 566,6 млн. долл. США. В январе 2017 года рост российско-марокканской торговли продолжился. Проведя анализ динамики поставок российских товаров в период с 2014 по 2016 годы, мы можем наблюдать диверсификацию товарной номенклатуры и отход от сырьевого доминирования в российском экспорте, что, безусловно, оказывает позитивное влияние на российскую экономику в целом.
Ключевым механизмом модернизации структуры двухсторонних отношений являются визиты на высшем уровне. Так в Кремле 15 октября 2002 года в присутствии президента России В.В. Путина и короля Марокко Мухаммеда VI, находившегося в Москве с официальным визитом, состоялось подписание ряда межправительственных и межведомственных соглашений. Следующим шагом развития межгосударственного сотрудничества можно считать визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в Рабат в 2006 году. Благодаря состоявшемуся в марте 2016 года визиту Короля Марокко Мухаммеда VI в Россию, в рамках которого был подписан целый ряд двусторонних соглашений, мы можем отметить существенный скачок развития нормативно-правовых рамок двустороннего сотрудничества. В этой связи мы можем отметить, что на фоне визитов на высшем уровне, с целью дальнейшего укрепления нормативно-правовых рамок сотрудничества мы отмечаем постепенное укрепление межгосударственного взаимодействия по линии министерств и ведомств, а также стремительное вовлечение бизнес сообществ двух стран.
В этой связи все большое значение в развитии межгосударственного сотрудничества играет Межправительственная смешанная Российско-Марокканская комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Этот важный межгосударственный механизм способствует установлению и развитию прямых связей между российскими и марокканскими предприятиями и компаниями. В рамках Межправкомиссии были организованы и активно функционируют Рабочие группы по сельскому хозяйству, промышленности и энергетике. На наш взгляд именно вышеуказанные направления двустороннего взаимодействия станут основными ядрами российско-марокканского сотрудничества в ближайшей перспективе. В третьей главе настоящего исследования мы подробно рассмотрели основные перспективы торгово-экономического взаимодействия по наиболее перспективным трекам и можем прогнозировать дальнейший рост российско-марокканского сотрудничества. В этой связи крайне полезным станет очередное заседание Межправкомиссии, планируемое к проведению в июле 2017 года. Кроме того, мы позитивно оценивает перспективы разрешения кейса российской компании «Якобс» и создание прецедента снижения импортной таможенной пошлины в рамках режима наибольшего благоприятствования до требуемых российской стороной значений (в деле Якобса это 7,5 %).
Кроме того, на полях будущего заседания Межправкомиссии марокканской стороной может быть инициировано заключение проекта соглашения о создании зоны свободной торговли между государствами-членами ЕАЭС и Королевством Марокко. Однако, на наш взгляд, скорейшее и положительное решение данного вопроса представляется маловероятным, основываясь на уже существующих прецедентах, например, Арабской Республики Египет и Иорданского Хашимитского Королевства.
Однако несмотря на вышеуказанные проблемы российско-марокканского торгово-экономического сотрудничества в ближайшей перспективе мы можем прогнозировать увеличение значений товарооборота, а также расширение товарной номенклатуры поставок как российской продукции на марокканский рынок, так и марокканских товаров на российский рынок.



Список Источников
1) Programme National d’Investissement agricole PNIA-Papsen : Signature d’un accord Tripartite Italie-Sénégal-Israël //Seneweb. -2012. October 23.,
2) Документа, принятые и подписанные в ходе официального визита Короля Марокко Мухаммеда VI в российскую Федерацию, от 15 марта 2016 года., URL: kremlin.ru/supplement/5065
3) Заседание российской части российско-марокканской рабочей группы по вопросам промышленности // Минпромторг России. 2016 год. 24 марта., URL: http//: www.minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!v_minpromtorge_sostoyalos_zasedanie_rossiyskomarokkanskoy_rabocheygruppy_po_voprosam_promishlennosti
4) Информация о ходе выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. №СП-П2-7799 по итогам пятого заседания Межправительственной смешанной Российско-Марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству // Министерство экономического развития Российской Федерации. -2017. 1 марта.
5) Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года, ст. 40 (е), утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
6) Концепция формирования "нового облика" торговых представительств Российской Федерации (2013 – 2016 гг.) // Министерство экономического развития Российской Федерации. -2012 год.
7) Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и охраны окружающей среды Королевства Марокко по сотрудничеству в сфере энергетики от 15 марта 2016 года //Министерство энергетики Российской Федерации. -2016 год.
8) О сотрудничестве с Марокко // Федеральное агентство по туризму Российской Федерации. -2016 г.- 14 октября.
9) Отчет о визите российской̆ делегации в Королевство Марокко. //Российско-Марокканский деловой совет. - 2016. 30 Сентября. с. 3
10) Отчет о визите российской̆ делегации в Королевство Марокко. //Российско-Марокканский деловой совет. - 2016. 30 Сентября. с. 7
11) Отчет о работе Торгпредства Российской Федерации в Королевстве Марокко // Торговое Представительство Российской Федерации в королевстве Марокко. -2014 год. с. 4-5.
12) Отчет о работе Торгпредства Российской Федерации в Королевстве Марокко // Торговое Представительство Российской Федерации в королевстве Марокко. -2015 год. с. 5-6.
13) Отчет о сосоятоянии сферы возобновляемых источников энергии Марокко // Торговое представительство Российской Федерации в Королевстве Марокко. -2016. С. 2
14) Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации // Официальный̆ сайт МИД РФ. – http://www.mid.ru/spd_md.nsf/twowebcantr?openview&RestrictToCategory=%D0%9C%D0%90%D0%A0%D0% 9E%D0%9A%D0%9A%D0%9E
15) Перечень двусторонних международных договоров Российской̆ Федерации // Официальный̆ сайт МИД РФ., URL: http://www.mid.ru/spd_md.nsf/twowebcantr?openview&RestrictToCategory=%D0%9C%D0%90%D0%A0%D0% 9E%D0%9A%D0%9A%D0%9E
16) Постановление Правительства Российской Федерации об учреждение Смешанной Российско-Марокканской комиссии по эконмическому и научно-техническому сотрудничеству от 15 апреля 1994 года //Правительство Российской Федерации. -1994 год.
... Всего источников –74.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ