Аннотация 3
Введение 5
1. Теоретические основы деятельности маркетинговой службы на предприятии 7
1.1 Понятие маркетинга на предприятии 7
1.2 Функции и место маркетинга на предприятии 13
1.3 Методы оценки маркетинга на предприятии 18
2. Анализ эффективности маркетинговой службы ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю 26
2.1 Общая характеристика деятельности ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю 26
2.2 Оценка финансовых результатов деятельности ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю 32
2.3 Оценка эффективности маркетинга ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю 40
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой службы ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю 49
3.1 Мероприятия по повышению эффективности маркетинговой службы ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю 49
3.2 Экономическая эффективности от реализации мероприятий 59
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложение отсутствует
Маркетинг является целой наукой о руководстве предприятием для достижения высоких результатов в удовлетворении человеческих потребностей с минимальными затратами средств. В этом и заключается наибольший эффект маркетинговой деятельности.
В последние годы в зарубежных странах маркетинг стал наиболее распространенным методом успешного ведения бизнеса.
Переход к рыночным отношениям в управленческих структурах предприятий любой организационно-правовой формы неизбежно связан с формированием маркетингового подхода к решению проблем управления производственно-сбытовой деятельностью в интересах потребителя. Маркетинговый подход при решении стратегических и тактических задач позволяет предприятиям очень гибко маневрировать имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Маркетинг становится непременным условием эффективной работы отечественных предприятий в условиях рынка. Он повышает реальную заинтересованность их в выпуске и реализации высококачественной продукции, пользующейся устойчивым спросом у потребителей. Перечисленные выше условия превращают маркетинг в фундамент организации и планирования всей производственно-сбытовой деятельности предприятия, а управление маркетингом - в важный элемент системы управления им.
Процесс управления маркетингом довольно сложный и требует значительных затрат. Но, несмотря на это, каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении маркетинговой деятельностью. С этой целью на предприятии необходима организация службы маркетинга, то есть специализированного подразделения, действующего на основе принципов и методов маркетинга.
Осознавая необходимость наличия в организации структуры управления службы маркетинга, как специализированного подразделения, многие руководители пошли по пути их форсированной организации без глубокого и всестороннего изучения мирового опыта, используя метод проб и ошибок.
Маркетинг как система состоит из совокупности следующих элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней среды, комплекса маркетинга. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации и повышению эффективности маркетинговой службы на предприятии.
Цель определяет решение следующих задач:
Изучение теоретических основ деятельности маркетинговой службы на предприятии.
Проведение анализа эффективности маркетинговой службы.
Разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой службы.
Объектом исследования является ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Предметом исследования является организация и оценка эффективности маркетинговой службы ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Теоретической и методологической базой явились научные труды, материалы сети Интернет, статьи из научно-исследовательских журналов.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические вопросы деятельности маркетинговой службы на предприятии, а также осуществлен анализ эффективности маркетинговой службы и разработаны мероприятия по повышению эффективности в ЦТАО ФКУ ИК-28 ГУФСИН.
В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «маркетинг», наиболее популярным среди которых считается трактовка Ф. Котлера. Также в ходе исследования теоретических аспектов осуществления маркетинга определены основные концепции маркетинга на предприятии. Целью маркетинга на предприятии является определение перспективных направлений деятельности организации на рынке, обеспечивающих конкурентные преимущества организации с минимальными затратами ресурсов. Для достижения данной цели требуется следование основным принципам маркетинга и осуществлению его функций в рамках предприятия.
Также рассмотрены основные аспекты маркетингового управления. Под маркетинговым управлением нужно понимать целенаправленную координацию и формирование всех мероприятий фирмы, связанных с рыночной деятельностью на уровне предприятия, на уровне рынка и общества в целом, и базирующиеся на принципах маркетинга.
Ввиду отсутствия единой методики, вопрос об оценке эффективности маркетинга в каждой организации решается самостоятельно, что и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы. Определение лишь показателей сбыта, в качестве показателей эффективности маркетинга, представляется нам весьма узким подходом: для наиболее полной оценки эффективности маркетинговой деятельности необходимо применять сочетание нескольких методов оценки, позволяющих проанализировать ошибки и просчеты в управлении бизнесом, возможные угрозы и потенциальные возможности организации для дальнейшего роста.
В качестве объекта исследования выступило Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 28 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», которое является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Производственно - хозяйственная и финансовая деятельность ЦТАО ФКУ ИК-28 осуществляется согласно утвержденным приказам ГУФСИН России по Пермскому краю «О результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю».
В 2015 году произошло снижение показателей рентабельности производства и продаж. Причем, рентабельность производства сократилась практически до нулевого значения, что негативно характеризует эффективность производства в данный период времени. В 2016 году произошло резкое увеличение показателей рентабельности, причем, как по отношению к 2015 году, так и к остальным рассматриваемым периодам. При снижении доходов организации, значительно снижается прибыль. Учитывая, что в 2016 году, с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции, было освоено и внедрено 22 новых вида изделий, была рассмотрена эффективность маркетинга отдельно.
Проведенный анализ показал, что необходимо повышать эффективность маркетинга в ЦТАО, что объясняется снижением уровня дохода предприятия, эффективности деятельности предприятия - рентабельности и чистой прибыли. При этом, снижение основных показателей происходит при структурных сдвигах реализации продукции, т.е. при большей доле реализации одной продукции уровень прибыльности ЦТАО увеличивается или уменьшается. Неравномерное распределение реализации продукции говорит о низком качестве маркетинга. Учитывая то, что на предприятии не используются никакие виды рекламы и не проводятся маркетинговые мероприятия, целесообразно разработать рекомендации по повышению эффективности маркетинга с целью стабилизации уровня прибыли предприятия.
В качестве мероприятий, повышающих эффективность маркетинговой службы ЦТАО, было предложено следующее:
1. Производство инновационной продукции - спецодежды:
a. Анализ рынка инновационной ткани и потребности в продукции.
b. Выбор модели пошива одежды и формирование выкроек.
c. Запуск в производство одежды.
2. Формирование закупочной деятельности в отделе маркетинга и сбыта.
3. Разработка маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение сервисных услуг.
Анализ эффективности мероприятий по повышению эффективности маркетинговой службы выявил положительный эффект от их реализации. В рамках проекта рассчитано исключительно одной направление с минимальным объемом потребления продукции. Другими словами, при росте объема производства финансовые результаты будут выше. Также, в рамках проекта будут реализовываться, впервые за все существование ЦТАО, рекламные мероприятия и определен рекламный бюджет.
Помимо этого в отделе маркетинга и сбыта, сформирована еще одна должность - специалист по закупкам, который будет осуществлять сбыт продукции при использовании тендерных площадок, государственных закупок и т.д.
Таким образом, мероприятия по повышению маркетинговой службы экономически целесообразны.
1. Александрова Е.Н., Ташу А.А. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 55 - 58.
2. Александрова Е.Н., Филичкина Т.Б. Формирование системы маркетингового управления в малом бизнесе // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 272 - 274.
3. Алексанова Т.Н., Щекотихина Л.А., Гончаров А.А. Комплексный подход к организации коммерческой деятельности оптового предприятия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2014. - № 4. - С. 70 - 76.
4. Алябьева М.В. Особенности принятия маркетинговых решений при управлении товарными запасами в оптовой торговле // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. - 2015. - № 1. - С. 49 - 55.
5. Бест, Р. Маркетинг от потребителя / Р. Бэст. - М.: МИФ, 2015.
6. Ветрова В.А., Сажнева С.В. Особенности стратегий ценообразования в маркетинге // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 11. - С. 200 - 202.
7. Демихова А.С., Ольнева Т.Г., Ляпунова А.Н. Анализ в стратегическом маркетинге // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2014. - № 8. - С. 392 - 396.
8. Диденко, Н.И. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 556 с.
9. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
10. Егоров Н.А. Событийный маркетинг и его роль в привлечении инвестиций в маркетинг// Маркетинг и логистика. - 2017. - № 3 (11). - С. 39-45.
11. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.
12. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. - М.: КноРУс, 2014. - 648 с.
13. Зимина И.П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом // Управленческие науки. - 2014. - № 1. - С. 48 - 51.
14. Каращук О.С., Чибарев А.В. Перспективные направления развития собственной системы товародвижения торговых организаций // Торгово-экономический журнал. - 2015. - № 1. - С. 31 - 40.
15. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 с.
...